Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР [фин. Aleksanteri] (Карпин; 24.09.1883, Суоярви, Выборгская губ., ныне Республика Карелия - 13.10.1969, Хельсинки, Финляндия), еп. Гельсингфорсский автономной Финляндской Православной Церкви . Род. в карел. семье; отец А.- правосл. свящ. Петр Карпин. А. закончил СПбДС и нек-рое время был студентом СПбДА. В 1911 г. рукоположен во диакона и иерея. В 1911-1935 гг. настоятель Аннинского прихода в Суоярви (Аннантехдас) (с 1911 по 1918 в составе Финляндской епархии РПЦ). С 1914 по 1935 г. исполнял обязанности благочинного. В 1935 г. стал епископом Выборгским, в 1940 г. в связи с переводом епархиального управления в Хельсинки (бывш. Гельсингфорс) - епископом Гельсингфорсским. В 1918-1925 гг. избирался делегатом на Поместный Собор, с 1930 г. член Церковного управления и Церковного Верховного суда, в 1933-1934 гг. преподаватель догматического и пастырского богословия в ДС в Сортавале. В 60-х гг. XX в. стал известен как духовный писатель и проповедник. Неоднократно печатал в журналах проповеди и статьи на богословские темы. Всю жизнь А. хранил любовь к РПЦ. С радостью воспринял офиц. посещение автономной Финляндской Православной Церкви в сент.-окт. 1945 г. митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) , положившим начало восстановлению нарушенных в июле 1923 г. канонических отношений автономной Финляндской Православной Церкви с РПЦ. А. поддерживал этот достаточно сложный процесс и способствовал воссозданию мира между Церквами, наступившего в апр. 1957 г. 16 окт. 1969 г. в Успенском кафедральном соборе Хельсинки архиеп. Карельский и всей Финляндии Павел в сослужении с еп. Лапландским Иоанном совершили отпевание А. Почивший был погребен на правосл. кладбище Хельсинки. Соч.: Uskon portilla. Helsinki, 1968; Ikkuna jäisyyteen. Helsinki, 1970. Лит.: Некролог//ЖМП. 1969. 12. С. 42. Ю. Лойма Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Рантала Петри; 1980-1984), викарный еп. г. Йоэнсуу Финляндской Автономной Православной Церкви (1980-1984)

http://pravenc.ru/text/64258.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУНДЯЕВ Николай Михайлович (род. 18.11.1940, Ленинград), прот., проф. СПбДА. Из семьи протоиерея; дед, свящ. Василий Гундяев, был одним из активных борцов с обновленчеством в Нижегородской епархии. Брат Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) . Во время Великой Отечественной войны Г. пережил блокаду в Ленинграде. В 1959-1963 гг. учился в ЛДС, затем продолжил образование в ЛДА, к-рую окончил в 1967 г. со степенью канд. богословия, и был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата, стал преподавателем патрологии (до сент. 2004). В 1972 г. получил ученое звание доцента, с 1975 г. профессор. В 1976-1977 гг. заведовал аспирантурой в МДА, со 2 марта 1986 по июнь 1987 г. занимал должность ректора ЛДА. В 1966 г. Г. был рукоположен во диакона Ленинградским митр. Никодимом (Ротовым) , в 1967 г.- во иерея, с 1971 г. протоиерей. С 1977 г. является настоятелем Преображенского собора в С.-Петербурге. Г. состоял в редколлегии сб. «Богословские труды» . В июле 1972 г. был назначен секретарем Комиссии Свящ. Синода по делам христ. единства. С 13 февр. 1973 по 4 апр. 1977 г. заместитель председателя ОВЦС МП, затем консультант ОВЦС. Возглавлял делегацию РПЦ на 2-м конгрессе правосл. богословских школ (1976, мон-рь Пендели, близ Афин), участвовал в консультациях между представителями Конференции католич. епископов США и Национального Совета Церквей Христа и христ. церквей СССР (Загорск, 1970), в собеседованиях богословов РПЦ и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (Турку, 1970; Ярвенпяа, 1974; Турку, 1980; Ленинград, 1983), РПЦ и Евангелической Церкви Зап. Германии («Aphoльдcxaйh-V», Кирхберг, 1971; «Aphoльдcxaйh-VI», Загорск, 1973), РПЦ и Союза евангелических Церквей ГДР (Загорск, 1974; Киев, 1978; Гюстров, 1981; Загорск, 1984), в работе 5-й (Найроби, 1975) и 6-й (Ванкувер, 1983) Ассамблей ВСЦ, в заседаниях Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолич. диалогу (Шамбези, 1975; Шамбези, 1977; Бонн, 1979; Москва, 1981; Амерсфорт, 1985), в собеседованиях РПЦ и Международного миротворческого движения «Пакс Кристи Интернационалис» (Лондон, 1978; Амстердам, 1983; Лёвен, 1985), в работе 5-го Всехристианского мирного конгресса в Праге (1978), Всемирной конференции по миссии и евангелизации «Да приидет Царствие Твое» (Мельбурн, 1980), 9-й Международной патристической конференции (Оксфорд, 1983) и др. Награжден церковными орденами св. Владимира 2-й степени (1977), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2000). Соч.: Бог и человек: Что в новом творении уже исполнилось и чего мы можем ожидать//ЖМП. 1974. 5. С. 72-77; Для единства и мира по завету Христа//Там же. 1979. 4. С. 49-56; Святоотеческое богословие и секулярный мир//Правосл. богословие на пороге 3-го тысячелетия. М., 2000. С. 252-258. Лит.: Назначение ректора Ленинградских духовных школ//ЖМП. 1986. 5. С. 15. А. И. Богданов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168326.html

В августе 1993 года митрополиту Кириллу была вручена международная Ловийская премия мира, присужденная Общественным Комитетом " Мирный форум Ловииса " , возглавляемый госпожей Теллерво Койвисто, супругой Президента Финляндии. Этой премией раз в три года награждается миротворческий деятель, внесший особо значимый вклад в это насущное для семьи народов служение. 6 декабря 2008 года на экстренном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирил тайным голосованием избран Местоблюстителем Патриаршего Престола. Должности и места служения • 26.12.1974 г.: Санкт-Петербургская духовная академия, ректор • 26.12.1984 г.: Смоленская епархия • 13.11.1989 г.: Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии, председатель • 31.03.1999 г. – 05.10.1999 г.: Корсунская епархия, временно управляющий • 06.12.2008 г. – Местоблюститель Патриаршего Престола Образование: 1967 – Ленинградская духовная семинария. 1969 – Ленинградская духовная академия; 1970 – кандидатская диссертация на тему " Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере " . Место работы: Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) (Председатель) Епархия: Смоленская и Калининградская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации: Речь при наречении во епископа Выборгского.//ЖМП. 1976, 6, с. 6-8. " Заседание Исполкома ВСЦ в Хельсинки " .//ЖМП. 1979, 2, с. 74. Речь на парастасе в Троицком соборе в Ленинграде 4 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима.//ЖМП. 1979, 12, с. 27. Речь на поминальной трапезе 5 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима (Ротова).//ЖМП. 1979, 12, с. 30. " К реорганизации регентского класса при Ленинградских духовных академии и семинарии " .//ЖМП. 1980, 5, с. 13. " Свидетельство и служение " (Доклад на Х Генеральной Ассамблее Синдесмоса).//ЖМП. 1980, 11, с. 42-48. " К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Свящ. Писания " . (Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвящ. 1300-летию Болгарского государства).//ЖМП. 1981, 3, с. 49-54.

http://religare.ru/2_61583.html

Стоит указать, что в отношении богослужебного языка архиепископ Герман был достаточно лоялен. Вопрос об обязательном переходе на финский язык всех приходов Финляндской Православной Церкви и запрете церковнославянского языка был поднят Союзом православных священников на Соборе 1950 г., но одобрения не получил . До этого имели место рекомендации русскоязычным приходам включать в ектении некоторые прошения на финском языке, например, поминовение Патриарха Мелетия Константинопольского, Патриарха Тихона Московского и архиепископа Серафима в великой и сугубой ектениях . Некоторые современные финские исследователи утверждают, что в православных храмах Финляндии вплоть до 1925 г. богослужения на финском языке не проводились в основном по причине отсутствия священнослужителей, знающих данный язык . Первые богослужения на финском регулярно (раз в месяц) стали проходить в приходе Хельсинки с 1927 г., а с 1936 г. на финском языке стали служить по воскресеньям и большим праздникам. Решение вопроса об официальном языке ФПЦ было поднято на Соборе 1955 г. по инициативе Государственного Совета в связи с обновлением Положения о Финляндской Православной Церкви. Также большую роль оказало письмо прихода Котка, столкнувшегося в 1954 г. с расколом общины по причине отказа настоятеля свящ. Иоанна Усвамо использовать финский язык на богослужениях. Данный вопрос был рассмотрен переводческой комиссией профессора Хельсинкского университета Отто Кейра, которая постановила, что официальным языком ФПЦ будет финский, за исключением монастырей и тех приходов, где имеется значительное число иноязычных прихожан . Делегаты от прихода Котка потребовали перехода на финский язык богослужения всех приходов без исключения. Делегат Каухейнен предложил подобную практику ввести в тех приходах, где в штате находится лишь один священник. В итоге было решено одобрить предложение комиссии проф. Кейра . В 1980-е гг. по причине уменьшения числа русскоязычных прихожан в Финляндской Православной Церкви языковый вопрос отпал сам собой. В настоящее время в православном приходе Хельсинки богослужения на церковнославянском языке совершаются в Свято-Троицком храме и в Свято-Еленинской церкви Дома для престарелых .

http://pravoslavie.ru/72242.html

2. Выразить глубокое удовлетворение по поводу решения Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием на основании согласия епископата Русской Православной Церкви о даровании автокефалии ряду Поместных Церквей, входивших в Московский Патриархат..., а также автономии Японской Православной Церкви... Одобрить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 апреля 1957 года о признании автономии Финляндской Православной Церкви, бывшей части Московского Патриархата. 3. Отметить выдающееся историческое событие в жизни Русской Православной Церкви - возвращение в Православие в 1946 и 1949 годах греко-католиков Галиции и Закарпатья и прекращение Брест-Литовской и Ужгородской уний, в свое время насажденных силою. 4. Признать делом исключительной важности напряженные усилия, предпринимавшиеся Святейшим Патриархом Алексием и Священным Синодом Русской Православной Церкви в обозреваемый период по возвращению в лоно Матери-Церкви отошедших от нее в разное время архиереев, клириков и мирян... Поручить Высшей церковной власти Русской Православной Церкви продолжать усилия по воссоединению с Матерью-Церковью так называемой «Русской Православной Церкви Заграницей» (Карловацкий раскол), «Украинской автокефальной Православной Церкви Заграницей» и других рассеянных ее чад... Ввиду того, что активная деятельность приверженцев так называемой «Русской Православной Церкви Заграницей» ...против Матери - Русской Православной Церкви и против Святой Православной Церкви в целом наносит вред Святому Православию, Высшей церковной власти Московского Патриархата осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции по отношению к отступническому сонмищу...» - Карловацкому расколу и его нераскаявшимся последователям... 5. Одобрить деятельность Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви по развитию взаимосвязей Московского Патриархата с Поместными Православными Церквами... 6. Одобрить деятельность Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви во взаимоотношениях с неправославными христианскими Церквами и исповеданиями и в экуменизме... Считать важнейшей задачей... дальнейшее развитие этой деятельности, которое должно быть неизменно обусловлено строгим соблюдением чистоты православной веры, учения Русской Православной Церкви», которые были внесены Архиерейским Собором 1961 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

30 июля 1968 г. назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Будучи правящим архиереем, продолжал научную и педагогическую деятельность в ЛДА, приезжал читать лекции из Астрахани. 13 июня 1972 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и Святоотеческим высказываниям». 20 марта 1972 г. назначен членом Комиссии по вопросам христианского единства (с 30 мая того же года - Комиссия Свящ. Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, с 28 дек. 1993 г.- Синодальная богословская комиссия). С 1976/77 уч. г. вновь преподавал в ЛДА основное богословие. 5 авг. 1980 г. утвержден патриархом Пименом (Извековым) в звании профессора Ленинградской ДА; в том же году постановлением Совета ЛДА и ректора архиеп. Кирилла (ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) ), с благословения Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) , введен в штат ЛДАиДС. 2 сент. 1977 г. возведен в сан архиепископа, 27 дек. 1979 г. назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским. В 1981 г. был введен в состав Синодальной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. 3 мая 1984 г. ун-т г. Турку (Финляндия) присвоил М. степень д-ра богословия honoris causa. Владыка читал лекции в этом ун-те, а также в Вюрцбургском ун-те (ФРГ). Состоял членом редколлегии «Богословских трудов» в 1967-1996 гг. За время управления М. Астраханской и Вологодской епархиями в них не было закрыто ни одного храма. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. ХХ в., несмотря на преклонный возраст, возглавил начавшийся благодаря изменениям политической ситуации в стране процесс возрождения церковной жизни в Вологодской епархии. Было организовано Вологодское ДУ, вновь открыт Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса , Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь , увеличилось количество действующих храмов (с 17 до 40). М. читал лекции по основам правосл. веры в высших учебных заведениях Вологды, пользовался уважением среди вологодской интеллигенции.

http://pravenc.ru/text/2563644.html

Иконостас нового устройства с колоннами, деревянный без резьбы в два яруса. Царские двери резные посередине, а другие гладкие наложенною выложенною резьбою. Около царских дверей поставлены по обеим сторонам 2 столба, а внизу и вверху поставлены над столбами тумбочки разукрашенные резьбою с позолотою. Над царскими дверями сделано сияние с голубем. Пред алтарием от одного клироса до другого устроена солея каменная. от пола храма значится на 1 четв. (17,78 см.) и отделена решеткою. Амвон каменный окружен решеткою. Клиросы устроены деревянные, за клиросами сходы как за правым, так и за левым поставлены две иконы устроенные в иконостасах. За правым клиросом во имя Святителя Николая Чудотворца, а за левым во имя Казанския Божия Матери и обложенные серебряными накладками. Колокольня кирпичная построена в 1705 г. думным дьяком Украинцевым. Колоколов пять: большой колокол 62 пуда вылит в Москве на заводе купчихи Александры Павловны Финляндской, урожденной Богдановой 1862 года марта 22 дня, а других надписей нет. 1940 г. Решением исполнительного комитета московского областного совета депутатов трудящихся от 20 июля 1940 года храм Воскресения словущего закрыли - однажды к нему подъехали крытые машины зелёного цвета. Всю драгоценную утварь, иконы и колокола погрузили и увезли неизвестно куда, а в храме Воскресения словущего организовали токарное производство. Перед приходом немцев по приказу советского командования село было сожжено, а каменные дома взорваны - жителям давали 20 минут на сборы. Такие действия были оправданы с точки зрения обороны правого берега Москва-реки. Колокольня церкви Воскресения Словущего также была взорвана; при этом пострадала трапезная. После войны в храме устроили ледник - весной рубили лёд на реке и складывали в подвале, покрывали соломой, и всё лето использовали для хранения молока. 1977-1980 гг. В Васильевском снимался фильм " Эскадрон гусар летучих " - режиссеры-постановщики С. Степанов и Н. Хубов, главный оператор М. Якович, киностудия детских и юношеский фильмов им.

http://sobory.ru/article/?object=06552

– Отец Алексий, да вы езжайте, природой насладитесь... – Я с тобой, чтобы тебе не скучно было, а потом уже поеду. Только когда я готовку закончу, начну с детьми заниматься, он брал свой велосипед и ехал кататься. В его беседах, конечно, было что послушать. Он много со старцами общался: с глинскими и не только. Он очень любил Россию Он очень любил Россию. Ездил как-то куда-то за границу: в Финляндию, в Канаду, показывал нам потом слайды. – Но мы, матушка, там бы жить не смогли! – сказал однажды. – Почему? – Не можем мы так жить, мы русские. У них там все, как я поняла по его рассказам, шаблонное. Он доходчиво для меня попытался объяснить: «Вот представь, – говорит, – женщины там ничего сами не готовят, все продается в магазинах в виде полуфабрикатов». И также взаимоотношения между людьми там выстраиваются, точно по каким-то заданным лекалам. Русскому человеку все там кажется пустым, напускным и бессмысленным. От богослужения – и Богоявление в жизни Анна Никифоровна Генералова , сотрудница в 1980-1992 годах Издательского отдела Русской Православной Церкви: – Любви у него много было. Большое сердце. Он нас назидал. Всех утешит. Обязательно каждому какой-нибудь подарочек даст. Книжечку подарит. По его молитвам, при его участии на душе водворялся мир Он всегда старался утешить. Причем как-то незаметно. На службах. Он не ставил себя в центр этого духовного события преображения человека из тоски и подавленности в радость. Все точно происходило само собой. Однако по его молитвам, при его участии на душе водворялся мир. Помню, были мы, владыка, его племянница Вера и я, как-то у сестер-стариц Анисии, Матроны и Агафии в Ялтуново – это на Рязанщине. А сестры нас вдруг благословили идти пешком до Черняево. Владыка-то (тогда он был архимандритом) мог уехать на машине, но отправил водителя на ней одного, а сам послушался, и мы втроем пошли пешком. Он тут же затянул: – Благословен Бог наш... Так и пели по пути молебен. Начался ветер, потом тучи собрались, а как дошли мы до дома, дождь рекой хлынул! А до этого уже долгое время была засуха. Ощущалось, как по его молитве была явлена милость Божия. Все уже в округе измаялись в ожидании дождя, вроде и появится какая-то тучка, но ни капли, – так и рассеется. А потом после этого ливня радуга красовалась – все было очень торжественно. От богослужения – и Богоявление в жизни.

http://pravoslavie.ru/108843.html

По материалам сайта Информационный портал города Торопец. Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. - М., 1972. hram-tver.narod.ru Большую оригинальность придавали интерьеру церкви лепные композиции. Они вообще, как правило, повторяются по своей тематике в разных храмах: на своде- изображение благословляющего Саваофа в облаках, на восточной стене основного объема - приподнятая завеса, поддерживаемая летящими ангелами с характерной декорировкой стен над ней в виде языков пламени; наконец, на западной стене алтаря над дверным проемом в храм обычно изображался балдахин с приподнятой завесой (см. то же и в интерьере 1760-х гг. храма Успения в Торопце). Также представляет интерес изображение двух ангелов, поддерживающих корону - характерная черта в навершии царских врат в XVIII в. Не знаю, как сейчас, а вот на фото 1984 г. как раз эта деталь была еще в приличной сохранности. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч.I. М., 2002 Церковь Рождества Иоанна Предтечи, каменная, построена в 1704 году. Вначале принадлежала Иоанновскому женскому монастырю, впервые упомянутому в писцовой книге 1540 года. В 1764 году монастырь был закрыт, а церковь превращена в приходскую. Имела два престола: главный - во имя Рождества святого пророка Предтечи Иоанна Крестителя, придельный - в честь Рождества Христова. На отдельно стоящей колокольне, к которой примыкала каменная сторожка, висело 5 колоколов. На самом большом из них, весом 42 пуда, имелась надпись: «Усердием церковного старосты Николая Васильева Кудина с прихожанами 1879 г. мая 15 дня лит в заводе Потомственного почетного гражданина У.Д. Финляндского в г. Москве». Церковь имела неприкосновенного капитала 692 рубля и 3 десятины земли в пользу причта, состоявшего до 1874 года из священника и псаломщика. В 1876 году храм был приписан к Спасо-Преображенской церкви. Источник: Орлов В. Храмы Псковской земли. - Великие Луки, 2009. Комментарии и обсуждение Храм Иоанна Предтечи построен в 1703-1704 годах в Иоанновском женском монастыре (известен с 1540 года). После упразднения монастыря (1764) храм стал приходским, а с 1876 года был приписан к Преображенскому храму. В советское время закрыт и разрушен. Немного восстановлен в 1980-е как федеральный памятник архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=04359

После их окончания был проведен ремонт всей церкви. Побелили известью стены. Внутри стены и своды украсили живописью на средства директора архангельского отделения С.-Петербургского коммерческого международного банка, потомственного почетного гражданина города Ф.Ф. Ландмана. В 1912 . он от себя лично пожертвовал на ремонт храма 100 рублей, от банка - 100 рублей и от других служащих - 80 руб. Поправили изразцовые печи. Мастер Д.Д. Терентьев промыл иконостасы. П.П. Покрышкин расчистил «от позднейшей неискусной малярной записи, сделанной масляными красками и изображавшей Божию Матерь с Младенцем, икону св. апостола Иоанна Богослова, диктующего евангелие ученику своему святому апостолу Прохору на о. Патмосе, относящееся к концу царствования царя Михаила Федоровича и находящейся в иконостасе, бывшем в деревянной Успенской, ныне каменной... церкви», за что получил благодарность от епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила III (Троицкого). В 1915 г., по случаю окончания всех внутренних работ, храм посетил и совершил в нем Божественную литургию епископ Нафанаил III (Никодим Троицкий). В 1920 г. Успенская церковь была упразднена. В 1922 году из храма изъяли церковные ценности: ризы, кадила, венцы и др. В 1931 г., когда разрушили храм, на его фундаменте построили деревянный жилой дом, разобранный из-за ветхости в 1980-е годы. В 1995-1996 г.г. родился замысел строительства храма Успения Божией Матери. В 1994 г. был создан общественный фонд «Благовест», руководимый А.И. Ивановым. Он и занялся предварительной работой по строительству новой церкви. С благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в 1996 г. был объявлен открытый конкурс на проект храма. 20 января 1997 г. жюри подвело его итоги. Среди лучших проектов был признан проект 000101 архитектора Г.В. Родионова из г. Сыктывкара, вторую премию получил проект 123321 Матти Порка, священника Православной Церкви Ассоциации архитекторов Финляндии, третью - проект 119285, созданный авторским коллективом: В.М. Кибирева (Архангельск), М.В. Кибирева и А.Н. Мороза (Москва). Поощрительные премии получили проекты 625940 (авторский коллектив: Г.А. Ляшенко, В.Л. Никитин, СЮ. Ники тина, Архангельск) и 175397 (авторский коллектив: Ю.А. Барашков, В.В. Горбунцов, В.М. Никонова, Н.М. Петухова, В.И. Шаверин, Архангельск).

http://sobory.ru/article/?object=55631

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010