27). «Его мрачность, князь века сего, добирается до вас, пробует, с какой стороны можно сбить с ног... Чай забыли, что надо ухо востро держать. Враг не дремлет. Закружил немного голову, а в эту пору подсунет какую-нибудь фигурку...» «От искушений никому не избежать, но можно избежать падений... В сердце смотрит Господь, и каково оно к Нему, таков и Он к нему», «Когда будете стоять в сердце с мыслию о Господе, тогда ум постоит – постоит и уморится, и начнет вилять туда и сюда, как бы убежать. Тогда дайте ему сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, то есть молитву Иисусову, и пусть твердит... Но добиться надобно до сего. Не вдруг то, – не то, что вязать иглою – посмотрел и знаешь». «Весьма помощно к сохранению теплоты утреннее чтение, – и из него та мысль, которая прикует внимание и как лучем падет на сердце и осветит все внутри. Ее чаще потом поминать надо и вращать в уме. Можно и правилом положить – коль скоро встретится такая мысль при чтении, прекращать чтение», (там же, стр.32, 33, 35). Таким путем ученый подвижник воздействовал на своих заочных учеников и учениц, постепенно подготовляя их к пониманию более глубоких и сложных мыслей. И не только те, с кем он переписывался, а и многие другие, имевшие обыкновение по утрам прочитывать из книги по одному из писем Затворника Вышенского, получали на целый день как бы духовную зарядку и под впечатлением его слов работали над собой в течение всего дня. Вся жизнь и деятельность епископа Феофана могут служить образцом для человека – христианина и пастыря. Не удивительно, если со временем епископ Феофан будет канонизирован. Труды: «Толкование послания Св.Ап.Павла к Римлянам». ч.Irл.1–8. ч.II, гл.9–16. изд.2-е, Москва, 1890. “Толкование первого послания Св.Ап.Павла к Коринфянам». Изд.2-е, Москва, 1893. “Толкование 2-го послания Св.Ап.Павла к Коринфянам». Изд.Ι-е, Москва, 1893. Изд.2-е, Москва, 1894. “Толкование послания Св.Ап.Павла к Галатам». Изд.2-е, Москва, 1893. «Толкование послания Св.Ап.Павла к Ефесянам». Изд.2-е, 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В. П. был канонизирован решением Свящ. Синода Румынской Церкви 5 окт. 2003 г. В месяцеслов РПЦ имя В. П. было внесено определением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г. Лит. наследие преподобного представлено большим количеством слав. и румын. списков (более 70); в Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII-XIX вв. сочинения старца получили распространение во мн. мон-рях Румынии и России. Известен автограф В. П.- патристический сборник, в к-рый включено «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита (БАН Румынии. Славян. 756 - Mihail. Schitul Poiana Mrului. P. 358-359). Др. автографы В. П. утрачены, поскольку в 1771 г. пожар уничтожил архив и часть б-ки Поляномерульского скита. Самый древний слав. список предисловий В. П. к творениям Филофея Синайского и прп. Нила Сорского содержится в сборнике 1776 г., переписанном мон. Дорофеем (БАН Румынии. Слав. 407). Самый ранний румын. список этих сочинений (вместе с «Пристяжением») датируется 1766 г. (хранится в скиту Продром на Афоне - Veniamin Micle. P. 117-119). Др. румын. список трудов В. П. был сделан в 1769 г. мон. Рафаилом в братстве прп. Паисия (Величковского) в Драгомирне (БАН Румынии. Рум. 2597). Наиболее полной публикацией трудов В. П. является издание Оптиной пуст. 1847 г. (во 2-й части жития прп. Паисия (Величковского) помещены писания старца: предисловия к творениям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского и игум. Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу прп. Нила Сорского). Поучения В. П. оказали значительное влияние на рус. и румын. монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров) признавали В. П. наряду с прп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою» ( Игнатий (Брянчанинов),свт. Соч. Т. 2. Аскетические опыты. М., 1989р. С. 254-255; ср.: Феофан Затворник, свт. Творения. Собр. писем. М., 2000. Т. 1. Вып. 4. С. 200).

http://pravenc.ru/text/149765.html

Владыка лично вел огромную переписку с духовенством, побуждая его расширять дело «воспитания и обучения в духе христианского благочестия и любви». Особенно много трудов положил он для воссоединения с православной церковью старообрядцев, которые даже в середине XIX века составляли заметную часть населения в Заонежье и на Каргополье. Блестящий полемист, архиепископ Аркадий стремился к тому, чтобы и простой священник мог показать всякому, кто противится учению Церкви, несостоятельность его взглядов. Деятельным помощником архипастыря зарекомендовал себя ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит св. Феофан (Говоров), занимавший этот пост в 1855–1856 годах. При нем в семинарии был открыт миссионерский класс. О. Феофан также собрал в ее библиотеке старопечатные книги, рукописи старообрядцев и другую литературу, необходимую для подготовки миссионеров 11 . При архимандрите Феофане в Олонецкой семинарии и начал учиться Павел Казанский. Семинария одной из беднейших епархий находилась тогда в очень стесненных условиях. Из-за отсутствия общежития воспитанники жили на квартирах, рассеянных по всему городу. И даже кафедральным собором в Петрозаводске служил тесный невзрачный храм, построенный еще за 30 лет до открытия епархии. Лишь 27 апреля 1860 года состоялось освящение места под постройку нового собора. Сам архиепископ Аркадий начал в тот день первым копать ров для фундамента, а вслед за ним «жители всех сословий, полов и возрастов дружно принялись за выемку земли» 12 . Одновременно с Павлом Казанским в семинарии учились его двоюродные братья Феодор и Владимир Игнатьевичи. Феодор Казанский (около 1838 – 27 июня 1889) 13 впоследствии священствовал, как и его отец, в Бадогском приходе Вытегорского уезда. Владимир (13 июля 1839 14 – ноябрь I860 15 ) умер еще семинаристом. Отпевали его в кафедральном соборе. Павел Казанский окончил курс семинарии по II разряду в 1861 году. В выпускном классе он составил «Объяснение Евангелия в Неделю Фомы». Лучшей оценкой сочинения может служить тот факт, что ректор семинарии архимандрит Виталий (Вертоградов; † 24 ноября 1866), определенный в 1864 году епископом в Томск, взял эту рукопись с собой 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и приглашенные ВЦУЗ и епархиальными архиереями. Среди участников Собрания были 12 русских архиереев: митр. Киевский Антоний (Храповицкий), архиепископы Волынский Евлогий (Георгиевский), Кишинёвский Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Предстоятель РПЦЗ), Полтавский Феофан (Быстров) , епископы Севастопольский Вениамин (Федченков), Белгородский Аполлинарий (Кошевой ; впосл. архиепископ), Челябинский Гавриил (Чепур ; впосл. архиепископ), Царицынский Дамиан (Говоров ; впосл. архиепископ), Лубненский Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ), Курский Феофан (Гаврилов ; впосл. архиепископ), Черноморский Сергий (Петров ; впосл. архиепископ), Сумской Митрофан (Абрамов) , Александровский Михаил (Космодемьянский); в заседаниях участвовал и серб. еп. Максимилиан (Хайдин). Участниками Собрания стали мн. известные церковные, политические, общественные и военные деятели эмиграции. Однако не все делегаты смогли прибыть в Сремски-Карловци. Всего на Русском Зарубежном Собрании присутствовало 103 чел., в т. ч. 23 священнослужителя и 67 мирян. 45% делегатов были выбраны от церковных общин, остальные являлись членами Собрания по положению и назначению. Первое общее заседание Собрания (22 нояб.) открылось приветственной речью митр. Антония, в к-рой он призвал «все сделать, чтобы мутные политические страсти не прикоснулись к непорочной ризе церковной, и это главное, что может сделать Церковь За границей». Были зачитаны поступившие в адрес Собрания приветствия от серб. и болг. иерархов, от рус. военных соединений, отдельных церковных общин, рус. студентов Белградского ун-та и др. В свою очередь Собрание одобрило проекты приветственных телеграмм в адрес патриарха Московского Тихона и патриарха Сербского Димитрия, короля и руководителей высших органов власти Королевства сербов, хорватов и словенцев, вдовствующей российской имп. Марии Феодоровны , командующего русской армией ген. Врангеля. При оглашении списка прибывших на Собрание делегатов один из руководителей Высшего монархического совета А.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

Иван Васильевич Петин оказал благотворное влияние на формирование личности будущего святителя. Он обращал особое внимание на развитие в воспитаннике трудолюбия, почтения к людям старшего возраста, степенности и благовоспитанности, а также поддерживал в Георгии религиозность, заложенную в нем еще в детском возрасте. О своем первом наставнике святитель Феофан всегда вспоминал с особой благодарностью и состоял с ним в переписке . На воспитание Георгия оказывали воздействие и другие преподаватели Ливенского духовного училища. Среди них, в первую очередь, заслуживает внимания учитель древнегреческого языка Иван Павлович Тезавровский. Он прослужил в училище в общей сложности 42 года, а тогда был еще молодым, но весьма усердным педагогом, «который с прилежными учениками занимался и во внеклассное время» . Можно с уверенностью сказать, что успехи в усвоении греческого языка семинариста Георгия Говорова, а затем и увлечение иеромонаха Феофана переводами древних греческих рукописей уходят корнями в эти дополнительные занятия с неравнодушным к своему делу учителем. О преподавателе Закона Божия Алексее Высотском, который впоследствии был в училище инспектором, а затем служил священником храма Казанской иконы Божией Матери в Ливнах, сведений сохранилось мало, но указывалось, что он «отличался особенно добросердечием» . Эта черта характера преподавателя, с одной стороны, смягчала шок, возникавший у подростков от разлуки с родными и погружения в строгость училищной жизни. С другой стороны, педагог подавал ученикам собственный пример христианской любви к ближним, о которой учил на занятиях. Смотритель училища протоиерей Иоанн Скрябин уделял особое внимание воспитательной стороне учебно-педагогического процесса и способствовал формированию благоприятной атмосферы для духовного и нравственного возрастания воспитанников училища. Также его отличала любовь к храмовому богослужению, которое он совершал с особой торжественностью. Обучаясь в училище, Георгий изучал Закон Божий, русский язык, арифметику, пение, греческий и латинский языки, географию. В Ливнах так же, как и дома, он учился охотно, развивая свои умственные способности. Однако, вопреки распространенному мнению, первое время это давалось ему нелегко. «Ученик Говоров, долгое время занимал невысокое место в списках» , — писал Н.А. Крутиков, имея в виду списки учеников по успеваемости. Со временем прилежные занятия и внимание наставников к способному мальчику положительно отразились не только на обучении, но и на поведении отрока Георгия. В списках учащихся 1827 года он уже был отмечен, как ученик «поведения скромного, успехов отлично хороших» . Два года спустя он значился в списке лучших учеников училища, которые имели право продолжать свое образование в духовной семинарии.

http://bogoslov.ru/article/5052886

Началом развития блудной страсти является помысел, на борьбу с к-рым христианин должен направлять больше всего аскетических усилий, чтобы обрести способность владеть своим умом. «Некоторые,- пишет прп. Иоанн Лествичник,- ублажают скопцов по естеству; а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя» ( Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 21). Чтобы не позволить нечистому помыслу войти в сердце, во внутренний храм души, важно не допустить согласия с помыслом ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 13). В связи с этим свт. Феофан Затворник советует не позволять себе без разбора все видеть, все слышать и всего касаться; спешить изгладить смутившие впечатления; избегать встреч с предметом прошлых искушений; уметь все встречаемое перетолковать для себя в духовном смысле ( Феофан (Говоров), свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л., 19916. С. 222-224). Аскетика тесно связывает Б. с похотью. Под похотью понимается не половое желание как таковое, ибо оно дано человеку в браке, как сила притяжения соединяющихся, а искажение отношений полов в результате грехопадения, связанное с эгоизмом, жаждой власти: видение в др. человеке лишь объекта для удовлетворения. Перед христианином в браке на путях борьбы с грехом стоит сложнейшая задача отделения полового чувства от «по-хотения», ибо похоть в браке искажает его цель и, значит, является Б. Перед монахом (и христианином, отказавшимся от брака) - задача борьбы с грехом через полное умерщвление полового чувства с целью его преображения в новом, духовном, человеке. Блудная страсть может принимать необычные формы: чрезмерно страстное обличение Б. в др. людях со смакованием различных подробностей или - разновидность духовного самообмана, когда отношения с Господом, молитва, переживание Его присутствия явно переплетены с нездоровым состоянием нервно-половой системы (см.: Варнава (Беляев), еп. С. 159-160). Б. легко уживается с любовью к ближнему (Там же. С. 321): «Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы» ( Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 46); в то же время блудная страсть может перетекать в фарисейскую гордыню и нелюбовь к людям как кажущийся способ защиты от Б.

http://pravenc.ru/text/149399.html

Преподавание комплекса философских наук в Киевской духовной академии стояло на самом высоком среди других учебных заведений России уровне. Близкий друг святителя Иннокентия (Борисова) протоиерей Иван Михайлович Скворцов, обладавший подлинно философским умом, преподавал в Академии логику, историю философии и метафизику, а в Киевском университете — церковное право. Обладая обширнейшими познаниями в области философии, он «излагал в лекциях самое существенное и заботился о ясности, простоте и логичности рассуждений» . Помимо него историю философии читал Иосиф Григорьевич Михневич, а психологию — Петр Семенович Авсенев, который в 1844 году принял монашеский постиг с именем Феофан . Про преподавателей философии архимандрит Антонин (Капустин) , учившийся в Академии на следующем за Георгием Говоровым XI курсе, писал, что все «они были одушевлены одинаковою ревностию к своему делу и трудились во всю меру своих счастливых способностей; для слушателей же представляли прекрасное и умилительное зрелище добрейших, кротких, смиренных и бескорыстнейших труженников» . Занятия по классу Священного Писания вел иеромонах Фотий (Щиревский), «молодой и даровитый бакалавр» , только недавно (в 1838 г.) принявший монашеский постриг. Большое влияние на становление святителя Феофана как духовного писателя оказал преподаватель церковного красноречия и всеобщей словесности профессор Яков Кузьмич (Иаков Космич) Амфитеатров — писатель, переводчик, публицист, ученый. Его книги посвящены христианской философии языка и русскому стилю церковной проповеди, что дает основание считать его одним из основателей отечественной гомилетики. Писатель В.И. Аскоченский подчеркивал, что в отличие от своих предшественников Я.К. Амфитеатров «заговорил просто, но сильно, принимая за образец бессмертные творения [святителей Иоанна] Златоуста, Василия Великого, Афанасия, Григория и других» . У этого преподавателя студент Говоров не только учился простоте и ясности изложения мысли, но и находил у него моральную поддержку в трудную для себя минуту.

http://bogoslov.ru/article/5073540

„Вся семья вместе, так и душа на месте». (Пословица). „Вступать ли тебе в брак? Если ты здоров и невеста здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения и мать имеет хорошую, не строптивого характера, то и можешь с нею вступать в брак. А где такую взять? Где найдется подходящая, там и можно брать». (Феофан, епископ (Говоров)). „Почему брак честен? Потому что он сохраняет верующего в целомудрии. Здесь апостол имеет в виду иудеев, которые считали брачное ложе скверным и говорили, что всякий, вставши с ложа, – нечист. Нет, безразсудный и безчувственный иудей, не то скверно, что происходит от природы, но то, что от воли. Если брак честен, то он и чист. Как же ты думаешь, что им человек оскверняется?» (И. Златоуст). „Муж и жена, совокупляясь по законному браку и вставая с общего ложа, пусть молятся, ничего не наблюдая: они чисты, хотя бы и не омылись». (Бл. Августин). „Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». (Посл.). „Родительское благословение в воде не тонет и на огне не горит». (Посл.). „Братская любовь крепче каменных стен». (Посл.). „Если бы каждый заметал пред своим домом, улица была бы чиста», (китайская пословица). По мнению св. Василия Великого , ребенок еще ни порочен, ни добродете-лен. Однако природная наклонность к страстям сказывается и в этом возрасте. При впечатлительности детей легко изгладить эту наклонность, направить волю ребенка к добру. „Как вода на гладкой поверхности следует за пальцем, который впереди ведет ее, и мягкий нежный возраст удобно склоняется и на ту, и на другую сторону и влечется туда, куда его поведем». (Бл. Иероним). Св. Димитрий Ростовский уподобляет отрока доске, заготовленной к написанию картины: что живописец изобразит на ней (доброе или худое), то и останется. Один англичанин сказал сыну: – Я хотел просить тебя получить больше знаний, но теперь прошу: сделайся полезным человеком, будь прямодушным, стань подлинным христианином. (Детские годы Томаса Броуна). „Всякое воспитание, не основывающееся на религии, лишает человека достоинства и, в лучшем случае, делает его умным животным». (Э. Мартен).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

„Трудящийся искушается одним бесом, а праздный тысячью». „Разнообразие труда освобождает от нужды в отдыхе в виде наслаждений». (Фихте Старший). „Если какой-нибудь мужчина не работает или женщина ленится, кто-нибудь в Империи должен страдать от холода и голода». (Китайское изречение). „Трудиться – дело святое. Но и здоровье надо беречь. Здоровье, что лошадка. Загонишь, – ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе, да сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться, больше ходить, чем сидеть. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение: точить, пилить, строгать, рубить, то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей. Главное, имейте всегда работу. Затем читайте. Еще возумейте наслаждаться природой; всякое время года имеет свои прелести. Сумейте их найти и восчувствовать. Но если вы – эгоист ( – ка), то не ждите счастия, хотя бы вы засыпаны были золотом и серебром. Сего злодея (эгоизм) убить надо. Если сами не убьете, то Господь молот за молотом будет посылать всякие неудачи, чтобы разбить»... (Феофан, епископ, Говоров). „Большого уважения заслуживает живущий от трудов рук своих, чем кто кичится одной своею богобоязненностию. Стыдно человеку, когда ему советуют в трудолюбии подражать муравью; вдвойне стыдно, если он этому совету не следует. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Не обучать сына какому-нибудь ремеслу – все равно, что приготовлять его к грабежу». (Талмуд). „Брат просил авву Пимена: дай мне наставление. Старец говорит ему: „когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с монахом: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». „Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить праздности и работали бы». (Л. Т.). Сказал некто преп. Иоанну Колову: „что есть монах?» Отвечал преподобный: „труженик. Ибо монах всегда работает до утомления. Вот что есть монах».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

В частности, аскетизмом достигается созерцательное единение с Богом, которым удовлетворяется «аффективное влечение“, «экстатическая любовь к Богу“ (Ф. Ф. Гусев, Ср. И. В. Попов , Шалфеев, С.Левитский, Тареев, Harnack, Holl). Таким образом, в «аскетизме“ проявляется стремление усвоить «чисто божественную“, религиозную сторону христианства, «стремление к небу и вечности“, «к осуществлению достижения высшей святости“ (А. И. Гренков). Более частные и конкретные определения цели и смысла, «аскетизма“: ’воспитание молитвенного настроения, «духовная созерцательная жизнь“ (Е. Никон); «воспитание созерцательной любви к Богу“ ( И. В. Попов ); приведение сил и способностей человека в правильное взаимоотношение, замена эгоистического принципа чувством Бога (Г. Левицкий); «умерщвление“, «обуздание“ тела (Архиеп. Иннокентий); исцеление развращенной воли человека (Архиепископ Амвросий); сообщение человеческой воле – по ее направлению – полного согласия с волей Божественной“ (Проф. прот. Т. И. Буткевич ); приобретение любви к Богу и ближним (С. Говоров); «жизнь, достойная сына Божия, свободная от рабства вещам“ ( А. Иванов ); препобеждение страстей и приобретение добродетелей (Е. Феофан, Проф. В. Никольский ); совершенство христианской жизни, которое состоит в преданности Богу и Его святой воле, – в последовании Христу (Schiwietz); деятельность, имеющая в виду «совлечься ветхого человека и облечься в нового“ (Mayer). «Аскетизм – не цель сама по себе, а средство к самоотречению духа и соединения с Христом. Он имеет целью, путем подавления плоти, дать простор духу, путем заглушения воплей животности, дать человеку услышать голос совести, путем погашения страстей, возгреть в нем добродетели, путем укрощения в нем инстинктов зверя, проявить и прояснить образ Божий, путем перенесения произвольных скорбей, научить переносить и непроизвольные, одним словом, аскетизм имеет целью помочь подвижнику совлечься ветхого человека с его страстями и похотями, чтобы облечься в нового“ ( 2Кор 4:16 ; Гал 5:11 ).(Прот. А. Соловьев. Соч. цит., стр. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010