Тамбовская Учреждена в 1682 году Тамбовская и Козловская Кафедра в Тамбове Леонтий епископ, рукоположен (первый) с 26.03.1682 по 1684 отрешен; † после 1707 Питирим епископ, свт., рукоположен с 15.02.1685 † 28.07.1698 Игнатий (Шалгин) епископ, рукоположен с 21.11.1697 по 23(28).08.1699 расстрижен и сослан; † 26.03.1718 В 1699 году кафедра закрылась и отошла к Рязанской епархии. Тамбовская и Пензенская Восстановлена в апреле 1758 года Кафедра в Тамбове Пахомий (Симанский) епископ, рукоположен с 25.05.1758 по 9.11.1766 еп. Устюжский и Тотемский Феодосий (Голосницкий) епископ, бывший еп. Устюжский и Тотемский с 9.11.1766 † 23.12.1786 Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 6.05.1788 по 6.02.1794 еп. Астраханский и Ставропольский Платон (Любарский) епископ, рукоположен с 26.02.1794 по 11.03.1794 еп. Астраханский и Ставропольский Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский (повторно) с 11.03.1794 по 16.10.1799 переименован еп. Тамбовский и Шацкий Тамбовская и Шацкая С 16 октября 1799 года Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Тамбовский и Пензенский с 16.10.1799 † 23.12.1811 Иона (Василевский) епископ, рукоположен с 29.03.1812 по 22.04.1821 архиеп. Астраханский и Кавказский Феофилакт (Ширяев) епископ, рукоположен с 23.07.1821 † 20.05.1824 Афанасий (Телятьев) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 5.08.1824 по 5.04.1829 еп. Новочеркасский и Георгиевский Евгений (Бажанов) епископ, рукоположен с 11.06.1829 по 17.02.1832 еп. Минский и Литовский Арсений II (Москвин) епископ, рукоположен с 24.04.1832 по 5.04.1841 архиеп. Подольский и Брацлавский Николай (Доброхотов) епископ, рукоположен с 27.04.1841 по 7.04.1857 на покое; † 21.10.1864 Макарий (Булгаков) епископ, бывший еп. Винницкий, викарий Подольской епархии с 1.05.1857 по 18.04.1859 еп. Харьковский и Ахтырский Феофан (Говоров) епископ, свт., рукоположен с 1.06.1859 по 22.07.1863 еп. Владимирский и Суздальский † 06.01.1894 Феодосий (Шаповаленко) епископ, рукоположен с 1.09.1863 по 13.06.1873 еп. Вологодский и Устюжский Палладий (Раев) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 13.06.1873 по 9.09.1876 еп. Рязанский и Зарайский; † 05.12.1898 Палладий (Ганкевич) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 9.09.1876 по 12.02.1885 архиеп. Волынский и Житомирский † 13.01.1893 Виталий (Иосифов) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 11.05.1885 по 3.06.1890 еп. Калужский и Боровский Иероним (Экземплярский) епископ, бывший еп. Чигиринский викарий Киевской епархии с 3.06.1890 по 30.04.1894 еп. Литовский и Виленский; † 2.11.1905 Викарии Тамбовской епархии Козловские епископы Викариатство учреждено 10 декабря 1868 года Иоанникий (Москвин) епископ, рукоположен с 9.05.1869 † 25.10.1869 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Литература о свящ. И.С. Беллюстине: Белое духовенство и его интересы. СПб., 1881. С. 4, 101, 106, 108–109; Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. М., 1888. Т. 5. Ч. 2. С. 842–846; Воропонов Ф. 40 лет тому назад//Вестник Европы. 1904. 7. С. 26–27. Некрологи: Сын Отечества. 5 июня; Рижский вестник. 5 июня. Святитель Феофан Затворник О православии с предостережениями от погрешений против него Печатается по: О православии с предостережениями от погрешений против него. Слова епископа Феофана (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам, 1859–1869 гг.). М.: Изд-во Московской Патриархии, 1991. С. 3–7. Книга составлена не самим епископом Феофаном, представляет собой сборник его проповедей и торжественных слов на различные церковные праздники и памятные даты. Святитель Феофан Затворник (Говоров Георгий Васильевич; 10.01.1815–6.01.1894) – епископ, знаменитый подвижник благочестия, духовный писатель. Родился в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника. Мать святителя также была из священнической семьи. В 1823 г. поступил в Ливенское духовное училище, откуда в 1829 г. в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Среди его преподавателей были: архимандрит Исидор (Никольский) – ректор семинарии, впоследствии известный иерарх, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, активный участник перевода Библии на русский язык, и иеромонах Платон – впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, известный миссионер, основатель изучения языка и быта калмыков. По окончании семинарии с отличием Георгий Говоров получил назначение в Киевскую духовную академию, где 15 февраля 1841 г. принял постриг с именем Феофан. В апреле того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 1 июля во иеромонаха. По окончании Академии со степенью магистра был ректором Киево-Софиевского духовного училища, инспектором в Новгородской семинарии, а в 1844 г. переведен в Санкт-Петербургскую академию, сначала преподавателем нравственного и пастырского богословия, затем инспектором.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Опасаясь этих дурных влияний на своего резвого и впечатлительного мальчика, о. Василий поставил его на квартиру к учителю духовного училища Ивану Васильевичу Петину. Последний имел сильное благодетельное влияние на Георгия. Он побуждал его исправно учить уроки и сан помогал ему в этом деле, он учил его послушанию учителям, уважению к старшим и вообще благонравию; следил и за его религиозным настроением. Впоследствии преосвященный Феофан с большой благодарностью вспоминал об Иване Васильевиче и переписывался с ним, когда тот уже оставил училищную службу и был протоиерем Ливонского Троицкого собора 1111 . Да и самая школа того времени, при многих недостатках, имела и свои большие достоинства: она закаляла характер, внушала уважение к старшим, приучала к самостоятельному и усидчивому труду. Особенно сильно такое благодетельное влияние, при руководстве Ивана Васильевича, отразилось на Георгии Говорове, который принадлежал к числу лучших и даровитых учеников своего класса. В 1829 году Георгий Говоров поступил в Орловскую духовную семинарию. Последняя находилась в то время в цветущем состоянии. Ректором ее был Исидор, впоследствии митрополит С.-Петербургский, поставивший семинарию на подобающую высоту. «Я при нем (ректоре Исидоре), – вспоминал впоследствии преосвященный Феофан в письме к одной особе в 1892 году, – был в низшем и среднем отделении семинарии. Он часто назначал меня читать в субботних собраниях мои философские бумагомарания» 1212 . Преподаватели семинарии по главным предметам были люди даровитые, усердные и плодотворно занимались своим делом под руководством Исидора. Так, учителем словесности был иеромонах Платон, впоследствии Киевский митрополит. Он однажды дал ученикам написать поучение. Говоров написал очень хорошо и заслужил похвалу, от которой он находился на верху счастья. Об этом он сам так писал в вышеуказанном письме к одной особе в 1892 году: «Еще помню в словесности , первом классе семинарии, почему-то назначено было нам дома, в родительском доме, на Рождественском отпуске написать проповедь по своему выбору, предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Святейший Синод определяет: учреждение крестного хода из Шацкой Вышенской пустыни в г. Моршанск с иконою Казанской Божией Матери разрешить» 208 . Фактически этим решением было положено начало самому протяженному крестному ходу в Российской империи, так как со временем он охватил почти всю Тамбовскую епархию. Святитель никогда не оставлял без внимания прошения тамбовского духовенства и пасомых, а также всевозможные рапорты и протоколы. С состраданием и теплотой он относился к тем, кто лишился кормильца. Вместе с тем он проявлял необходимую твердость к священникам и церковнослужителям, которые были нерадивыми и нарушали канонические правила и церковный устав. В 1861 г. святитель Феофан вступился за Марию Богородицкую, вдову диакона с. Черняное Тамбовского уезда, оставшуюся с шестью детьми. Поступивший на место ее зятя диакон Алексий Глаголев обязался ежегодно выплачивать ей 25 рублей серебром, но затем попросил консисторию уменьшить выплату наполовину, и она с ним согласилась. Епископ Феофан распорядился иначе: «Обязательство на Глаголеве оставить по-прежнему» 209 . Святитель проявил заботу и о семье будущего священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) , который в это время учился в семинарии. В деле пономаря г. Козлова Василия Тихомирова, поступившего на место умершего пономаря Федора Чурюковского с обязательством выплачивать его вдове Параскеве 30 рублей серебром в год, святитель также оказался на стороне вдовы. Тихомиров просил освободить его от платежа, так как «за неимением своего дома, вместо которого принужден нанимать квартиру» 210 , он тяготится этой выплатой, и консистория согласилась сократить платеж вдвое до 15 рублей серебром. 19 апреля 1862 г. святитель Феофан постановил: «Причетника обязать выдать вдове 20 рублей» 211 . В делах, касающихся священнослужителей, святитель старался быть снисходительным и вникать в суть проблем, вынося справедливое решение. Когда в 1862 г. заштатный священник Петр Григорьев с. Аннино Тамбовского уезда попросил произвести следствие по поводу якобы имевшего место возмущения им временнообязанных крестьян г.Чичерина, и при этом духовная консистория распорядилась такое следствие произвести, святитель Феофан предписал: «Предложить свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Детей Василия и Татьяны Говоровых связывали не только теплая дружба и молитвы друг о друге, но и деятельная взаимопомощь, забота о младших братьях и сестрах, племянниках и племянницах, рано оставшихся без родительского попечения. Сам будущий святитель после смерти родителей устраивал судьбу несовершеннолетних членов своей семьи: брата Гавриила и сестры Анны, а позже брал под свое руководство или хлопотал о многих детях своих сестер и братьев. В последующих поколениях этой большой семьи мы видим не только по-прежнему много священнослужителей, но и выпускников духовных академий, которые занимались преподавательской деятельностью. Их воспоминания составили первые биографические очерки о святителе. В 1802 г. родилась старшая из детей – Любовь Васильевна, нянчившая новорожденного Егорушку (так называли святителя в раннем детстве). В год рождения Любови Васильевны глава семейства Василий Говоров был рукоположен во священника, и вся семья переехала из Севска в Чернавск. Замуж Любовь Васильевну выдали в 1816 г., то есть на 14 году жизни. Ее супруг Владимир Никитич Макринов, став священником, служил в Вознесенско- Георгиевской церкви села Козаки (Казаки или Александровская слобода) Елецкого уезда, в 25 верстах от Чернавска. У супругов Макриновых были три дочери: Александра, Елизавета (род. 12.10.1820) и Мария (род. 10.08.1831). Родители не имели средств к устройству дочерей, и святитель Феофан деятельно помогал их семье. Известно, что он хлопотал за племянниц перед Орловским епископом и впоследствии не оставлял попечения об их семьях. Святитель поддерживал переписку с сыном одной из дочерей Макриновых, Иваном Андреевым , который в 1892 г. окончил Московскую духовную академию и впоследствии стал ее профессором. Иван Васильевич – старший сын четы Говоровых – родился в 1809 г. в Чернавске. Подобно отцу он получил семинарское образование, но самостоятельное место приходского священника получил только после смерти родителей зимой 1838–1839 гг. По ходатайству брата (святителя Феофана) он был назначен во Введенскую церковь в село Вышнее Ольшаное Ливенского уезда. Его служение было непродолжительным: в 1844 г. священническое место в селе Вышнее Ольшаное было вакантным. Не исключено, что священник Иван Васильевич скончался в этом селе вскоре после жены Анны Ивановны, которая умерла от болезни 21 декабря 1843 г. 23 . Наряду с этим предположением невозможно игнорировать утверждение, что, овдовев, священник Иван Говоров еще некоторое время служил в родном Чернавске 24 . В пользу второго мнения свидетельствует обычай того времени, согласно которому вдовые священнослужители уходили в монастырь или становились заштатными и оставались в семье, так или иначе теряя свое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вот какую характеристику дает ему автор одной брошюры: “Это была личность, выдающаяся по уму и образованию; он с любовью изучал природу, изучал как звездное небо, так и анатомию; много путешествовал за границей; был в Палестине, обладал знанием многих иностранных языков. В расцвете сил и деятельности покинул мир и более двадцати лет провел в затворе, но его уединение было только кажущимся и покой его не был – бездеятельность, а напротив, – полон великого труда. У него была огромная семья его духовных детей; хотя он и не видел их в лицо, как и они его, но вел деятельную с ними переписку и только одни его письма составляют восемь книг”. (“Смерти нет”. Брошюра неизвестного автора). Епископ Феофан затворник известен миру не только как подвижник, но и как труженик, сделавший богатый вклад в православную богословскую литературу. Изданный им труд “Добротолюбие” представляет собою очень большой сборник извлечений из творений 38 известных подвижников православного Востока- святых Исаака Сириянина, аввы Дорофея , Максима Исповедника , Антония Великого , Симеона нового Богослова , Диодоха, епископа Фотика, Нила Синайского , Григория Синаита и других. Творения этих подвижников отличаются чрезвычайной глубиной мысли и не легки для понимания, а епископ Феофан проделал колоссальную работу изучив их и отобрав наиболее яркие и ценные места этих произведений, а затем перевел их на русский язык. Таким образом, он не просто перевел, но и сделал их более доступными для других, собрав воедино все лучшее. Нельзя не удивляться и тому, что в совершенстве владея искусством понимать мысли и язык этих философов, погруженных в бездну премудрости, епископ Феофан не утратил способности говорить, – вернее, писать, – самым простым, домашним, разговорным языком, которым отличаются многие из его писем духовным детям, простым мирянам, живущим в светском обществе. «Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль... Отчего не хочется отказать себе в той или другой пище? Себя жаль. И много, много подобного. Тело начинает кричать, как будто его ведут на виселицу. Вот кто одолеет его, тот живот полагает... и это можно каждую минуту». (Письма о христ.жизни, часть I-я, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Стоит отметить, что в обучении и воспитании, которое осуществлялось начальными духовными школами того времени, были как преимущества, так и недостатки. Однако мудрое отцовское решение и таланты преподавателей Ливенского училища сыграли положительную роль, и личность будущего святителя испытывала на себе главным образом влияние первых, а не последних. Благодаря сильным сторонам современной ему системы начального духовного образования, Георгий Говоров еще в отрочестве помимо знаний усвоил целостность мировоззрения, приобрел систематичность мышления и закалил свой характер. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 50. Эта дата указывается в исследовании архимандрита Георгия (Тертышникова) «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» ) «Светильник земли русской. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника»//Богословские труды. М., 1990. С. 152. Письмо иерея П. Виноградова к Володковой Марии Антоновне от 19 ноября 1903 г.//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Ед. хр. 4012. Л. 133. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 50. Крутиков Николай. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 16 об. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 51. Ср. также упоминание святителя Феофана о своем детстве из его позднего письма, в котором он увещевал вдову своего покойного друга Степана Онисимовича Бурачка, Ольгу Степановну Бурачок, возгревать в себе страх Божий: « Я не помню, прошлый раз писал я Вам, чтоб страх Божий возгреть. Если не писал, так вот рецепт: страх Божий. В школе, помню, до прихода учителя мы на головах ходили. Но как только учитель показывался, все по местам и ни гу-гу! То же сделает и страх Божий, когда появится в душе. Все там в струнку встанет » (Письмо епископа Феофана к Ольге Степановне Бурачок от 1 октября 1877 года//ИРЛИ. Ф. 34 (С. О. Бурачок). 481. Л. 7—8 об. (4 с. или 2 разворота). [Скопированы отчасти Бурачком (1991—1992) и сверены А.М. Гупало (9.10.1996)).

http://bogoslov.ru/article/5052886

Все эти добрые качества нравственного поведения студента Георгия Говорова предуказывали его путь к иноческой жизни, к которой, очевидно, он с юности подготовлял себя. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская Лавра и другие киевские памятники священной истории, которые были красноречивыми свидетелями подвигов русского иночества. Юный студент нередко посещал Киевскую Лавру. Впечатления о подобных посещениях и о связанных с ними возвышенных религиозных переживаниях были настолько глубоки и сильны, что святитель до конца жизни с восторгом вспоминал о них. “Киевская Лавра — неземная обитель. Как пройдешь брешь, так и чуешь, что зашел в другой мир”. В последний год своей учебы Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению Святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество, в котором писал: “Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию”. С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 г. он принял постриг с именем Феофан, что значит Богом явленный . Чин пострижения совершен был в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии архимандритом Иеремией, который был впоследствии архиепископом Нижегородским. Вскоре после пострижения монах Феофан вместе со своим сокурсником монахом Макарием (Булгаковым), впоследствии митрополитом Московским, посетил духовника Киево-Печер­ской Лавры и Киевской духовной академии, известного своей примерной подвижнической жизнью и строгим благочестием, — иеромонаха Парфения, чтобы получить от него наставление и благословение на новую жизнь во Христе. “Вот вы ученые монахи, — сказал прозорливый старец, — набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу — вот чего дoбubaйmecь”[iv].

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

Георгий Васильевич Говоров, в будущем свт. Феофан, родился в 1815 г. в Орловской губернии. В 1831 году поступил в Орловскую Духовную семинарию, затем — в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. принял монашеский постриг с именем Феофан. В 1842 г. был направлен инспектором в Новгородскую семинарию, работал преподавателем психологии и логики, а через два года был переведен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на кафедру нравственного и пастырского богословия. В 1847 г. был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которой в то время руководил арх. Порфирий (Успенский). За 6 лет пребывания на Святой Земле иером. Феофан прекрасно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. Знания языков позволили Феофану посетить монастыри Святой Горы Афон, изучить там древние рукописи. В 1857 г. он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1859 г. поставлен епископом Тамбовским. А в 1866 г. по собственному прошению был уволен «на покой» и уехал в Вышенскую Пустынь Тамбовской губернии. Через шесть лет ушел в затвор, в котором, помимо молитвы и богомыслия, занимался толкованием Священного Писания и переводами святоотеческих творений с греческого языка. В 1894 г. скончался в Вышенской Пустыни. Характерной чертой экзегетики святителя был упор на святоотеческую мысль, в своих толкованиях он подводил читателя к нравственным выводам. Исследователю Писания следовало не только понять умом фрагменты священного текста, но и почувствовать сердцем, впитать всем существом, а затем – применять аскетические истины в жизни. Слово Божие для вышенского затворника должно служить делу спасения человека, пробуждать в нем желание служить Богу . А это может быть достигнуто, когда внимание читателя не сразу отрывается от текста Библии, уделяется время для благоговейного размышления над прочитанным, а затем истина усваивается и применяется в жизни. Чтобы сделать высокие идеи Священного Писания понятными для простого читателя, по мнению свт. Феофана, богооткровенную истину нужно «измельчить», доведя «до вкушения ее сердцем» . Отсюда— необходимость постишного толкования Библии.

http://bogoslov.ru/article/2454099

Первый номер журнала увидел свет в июле 1861 г. Заботился Преосвященный Феофан и о народном образовании. В течение 1860–1863 гг. в епархии были открыты десятки церковно-приходских школ. Содержались они на средства жертвователей. Сам святитель «при всяком удобном случае приглашал к пожертвованиям на великое и богоугодное дело народного образования» 205 . Были разработаны «Правила относительно сельских приходско-церковных училищ», верховное наблюдение за которыми возлагалось на ректора духовной семинарии, а заведование ими стало обязанностью приходских священников. В «Правилах» предлагался один из способов содержания училищ: «Уговорить прихожан избрать из среды себя надежного попечителя училища, на котором и будет лежать удовлетворение с помощью прихожан всех материальных нужд училища» 206 . Дело народного образования не всегда встречало понимание среди крестьян. Благочинный Усманского благочиннического округа протоиерей Иоанн Спиридонов сообщал в своем отчете следующее: «Для распространения грамотности и религиозно-нравственного просвещения при всех церквах ведомства моего священниками заведены приходские школы. Но эта великая со стороны священников благу общему жертва не вызвала достодолжного сочувствия со стороны их прихожан. Они приняли это за явление более частное и несостоятельное» 207 . При святителе Феофане был учрежден крестный ход с чудотворной Вышенской иконой Божией Матери. Указ Святейшего Синода об этом последовал 4 июня 1862 г. В нем говорилось: «Его Преосвященство, Епископ Тамбовский и Шацкий Феофан, донося Святейшему Синоду о желании жителей г. Моршанска переносить с подобающей торжественностью Казанскую икону Божией Матери из Шацкой Вышенской пустыни в г. Моршанск, в память двукратного избавления их от свирепствовавшей в 1853 и 1859 гг. в г. Моршанске холеры, – ходатайствовал о разрешении учредить крестный ход с означенной иконою ежегодно к 15 числу июля месяца, с тем, чтобы пребывание ея в г. Моршанске, в Троицком соборном храме, продолжалось не менее месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010