VII. Феофан. – Церковно-административные и учёные труды его. Домовое хозяйство Феофан шёл другой дорогой. Его призванием была подмога Петру в деле преобразования Церкви и народа, и он понял и исполнял его, не щадя ни трудов, ни усердия. Нужно ли Государю оправдать перед народом и перед светом свой поступок с Царевичем, отрешённым от престола, он поручает Феофану написать правду воли монаршей. – Нужно ли оправдать отмену патриаршества и учреждение, вместо него, коллегиального синодального правления, и он поручает Феофану написать это оправдание с изяснением его законности из канонических правил и древних церковных примеров. – Петру не нравится в народе лицемерие, происходящее от непонимания истинного христианского благочестия, и Феофан пишет, по его поручению, книгу против лицемеров, с изяснением духа истинной христианской набожности. – Государя занимают раскольницкие дела: и Феофан пишет одно за другим обявления и увещания к раскольникам. – Ни одной стороны его реформы, ни одного события из его царствования он не оставил без того, чтобы не изяснить с церковной кафедры их пользы и значения. В последние годы жизни Пётр решается преобразовать монашество русское и сам составляет план этого преобразования. Феофан изясняет законность этого преобразования из самой истории монашества и церковных правил. – Это только перечень сочинений, написанных Феофаном в три-четыре года, и то неполный. Некоторые из его сочинений составляют, по обему, целые книги. Говоря о духе их надо признаться с сожалением, что Феофан применялся к произволу Монарха, забывая иногда святую правду и жертвуя истиною цареугодливости. 161 Мы пересмотрим главнейшие его сочинения и политические трактаты для того, чтобы ознакомиться ближе с его деятельностью в этот период. Правда воли монаршей. В 1722 году 5-го Февраля обнародован был акт о престолонаследии в русском государстве. Государь предоставляет себе в нем свободу назначить своим преемником того, кого найдет наиболее способным, так что если молодой великий князь, внук его величества, будет вести себя не так, как следует, и если Государь со временем признает его недостойным российского престола, то может, единственно по собственному усмотрению, избрать наследником своим, кого заблагорассудит 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

X. Процесс и низложение новгородского архиепископа Феодосия. –Дело Варлаама Овсянникова. – Перемещение Феофана на новгородскую кафедру Содержание доноса Феофанова на Феодосия составляют те непристойные слова Феодосия, которые, частью, мы привели выше; но главным пунктом выставлено было одно обстоятельство, которое не имело гласности и известно было только Феофану. Дело в том, что на святой неделе (1725 года) синодальных чинов не пригласили к царскому обеду, между тем как приглашены были сенаторы. Феодосий и Феофан оба обиделись этим; но Феофан умел скрыть свою досаду, а Феодосий от гнева перешёл к угрозам. Нужно заметить, что это было во дворце. «Будет еще трусить, – говорил Феодосий, – мало только подождать». Это-то слово и вынес Феофан наружу, сделавши из него бунт и заговор. И как он обставил его? «Сначала Феофану архиерею показалось оно страшным; но после разсуждая, что может быть преосв. Феодосий не о некоей быть хотящей и ему известной беде то сказывал, но на неких ея величества служителей неправды и обманства тако сказывал (ибо о том прежде он говорил же), псковский оное его слово за безстрашное вменил. Однако скоро после псковский, услышав от других синодальных членов, какия в небытность его в Синоде преосвященный Феодосий произнес еще слова противныя и молчания нетерпящия, тогда и о прежнем его слове возобновился псковскому страх, и не мог об оном слове умолчать прочее, но сим доносить». Какие же это были слова? «На прошлых двух неделях в синодальной палате стоючи, возимел Феодосий слово с протяжением о непорядках и о начинаемом штате, что никто духовным недоброжелательны, все-де уклонишася вкупе; какого тут благословения Божия ожидать. Воистину скоро гнев Божий снидет на Россию, и как станет междоусобие, тут-то увидят все от первых и до последних. И стал швикать и руками посечение показывать». 226 Удар был меткий. Через три дня после доноса, 25 апреля, приглашены были в дом канцлера графа Головкина адмирал граф Апраксин, граф Толстой и синодальные члены: Феофан, симоновский архимандрит Петр Смелич, спасский-ярославский Афанасий Кондоиди, калязинский Рафаил Заборовский. Синодальные члены подали письменное донесение о том, о чем Феофан доносил словесно. Нужно заметить, что приглашены были не все синодальные члены, а только трое, которые сделали вместе с Феофаном общее показание; других, на которых Феофан, вероятно, менее рассчитывал и между ними старшего – тверского архиепископа Феофилакта, в этот раз не пригласили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества В биографии Владыки Феофана, составленной Архиепископом Аверкием (Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1972гг. Джорданвилль, 1974г.), есть некоторая неточность. Там указывается, что Архиепископ Феофан родился 1-го января 1872 года. Эта дата ошибочна. Да и сам биограф не уверен в ней. В другой работе Архиепископ Аверкий указывает иной год рождения Архиепископа Феофана, а именно, 1873 год. Но и обе эти даты ошибочны. В данном случае несомненной нужно считать ту дату, которую сообщает сам Архиепископ Феофан. А это прежде всего свидетельство официального документа, нансеновского паспорта, по которому он жил за границей. В его нансеновском паспорте, выданном в Софии, стояла дата рождения: 31 декабря 1874 года (по старому стилю). Переехав во Францию и переменив нансеновский паспорт на новый, выданный в Париже, Архиепископ Феофан снова указывает прежнюю дату своего рождения. Эту же дату подтверждает и мэрия Лимерэ-Амбуаз (Франция), где похоронен Архиепископ Феофан. Кроме того, на его гранитном надгробии стоят годы его жизни: 1874–1940. Помимо этого, сам Архиепископ как-то упоминал, что он окончил духовную семинарию в семнадцать (неполных) лет, перешагнув через три класса, о чем было уже сказано прежде. Как известно, он поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию в 1891 году, а окончил ее в 1895, на двадцать первом году жизни. Так Владыка Архиепископ и говорил: «В год моего окончания Академии, в возрасте двадцати одного года (в это время ему было 20 лет и 8 месяцев), я начал преподавать в той же самой Академии... » В 1896 году Василий Димитриевич назначается доцентом С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре библейской истории и принимает монашество с именем Феофан, в честь преподобного отца нашего Феофана Исповедника , Епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он полагается в сан иеродиакона и иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава седьмая. Монах Иллиодор Среди студентов С.-Петербургской Духовной Академии был монах Иллиодор. Отличался он духовной пылкостью и повышенной ревностью. А о таковых Святые Отцы предупреждают, что они легко могут попасть в «прелесть духовную», в духовное самообольщение. Это происходит оттого, что они по самоуверенности и самонадеянности начинают подвизаться без должного смирения, уповают на свои силы, а не на Господа. И Господь попускает им, а, вернее сказать, и нам, дабы вразумить нас и смирить, ведь попасть в эту духовную болезнь высокого о себе мнения и мечтания – начало всех страшных бед. Ибо Писание говорит: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» ( Притч. 16, 18 ). «Перед падением возносится сердце человека» ( Притч. 18, 13 ). «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк. 18, 14 ). И вот с этим монахом пришлось Владыке Феофану немало помучиться. По смирению своему, Владыка не надеялся на себя и пригласил отца Иллиодора поехать к старцу, чтобы старец, по данной ему благодати, направил бы его жизнь духовную по верному пути... Собрались. В ожидании поезда на маленькой пригородной станции, Владыка, дабы не дать лишнего повода монаху к разговору, отошел от него и, по монашескому правилу, занялся внутренней молитвою. Но, взглянув в сторону Иллиодора, понял, что с ним происходит что-то неладное. Около него вертелся, как юла, какой-то смуглый мальчуган, очень похожий на цыганенка. Мальчик выделывал ногами и руками что-то, как бы плясал. «Да откуда он взялся, этот цыганенок?» – подумал Владыка Феофан, наблюдая, как Иллиодор, поглощенный зрелищем, пристально смотрел на мальчишку. Владыка Феофан окликнул монаха по имени, но тот не услышал. Он был настолько увлечен и, казалось, загипнотизирован этим смуглым мальчуганом. А непонятный «цыганенок» все быстрей и быстрей плясал вокруг Иллиодора. Владыка Феофан снова позвал монаха, и он снова не откликнулся на зов. Владыка Феофан подошел к нему и увидел, что тот как бы не в себе и не может оторваться от непонятного зрелища. Тогда Владыка Феофан взял его за рукав рясы и потянул за собой. Только так и отвел его в сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

§8. Пустынные подвиги преосвященного Феофана Аще кто хощет по Мне ими, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, и иже аире погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. Матф. 16, 24. 25 . Всяк подвизаяйся от всех воздержится. 1Кор. 9, 25 Всегда радуйтеся: непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас. 1Сол. 5, 16. 17 . «Прежде всего приобрети навык к безмолвию: безмолвие родит подвижничество, подвижничество родит плач, плач родит страх, страх – смирение, смирение – благодушие, благодушие – любовь, а любовь соделывает душу здравою и безстрастною. Тогда познается, что человек не далеко от Бога. Желающему успешно пройти все сии степени преспеяния должно прежде всего прогнать многозаботливость, затем устраниться от всякаго человека и уготовать себя на смерть, далее – пребывать с терпением в уединенной непрестанной молитве и, разумевая, что удаляет его от Бога, отреблять то без саможаления, и благость Божия вскоре подаст ему все сие». Преосв. Феофан. Этими словами Св. Писания и святоотеческих творений 369 объемлется весь собственно нравственный подвиг пустынножительства преосв. Феофана, его преспеяний в духовной жизни, его неотходного стояния пред Богом. «Как достигнуть состояния неотходно стоять пред Богом? – говорит сам он в одном месте своих писаний, и продолжает, отвечая на сей вопрос. – Начинай хождением пред Ним с соответственными чувствами. Отсюда придет страх Божий, который и доведет тебя до искомой цели Это настоящий способ, – духовный к духовному состоянию... Но с мысленными приемами необходимо соединять и деятельные: совесть блюсти чистою, плоть утончать, в молитвах пребывать, – все в духе сокрушения и смирения с благоговеинством» 370 . Так, хождение пред Богом, о коем говорено было нами раньше, святитель Феофан представляет как начало, как подготовительную стадию к неотходному стоянию пред Богом, являющемуся уже высшей степенью духовного состояния. Без сомнения, с опыта собственного хождения пред Богом святитель Феофан показывал образ этого хождения для одной души, искавшей его в сем руководства, когда в своих еще Письмах о христианской жизни говорил следующее, в наставление этой душе: «Господь да укрепит вас в усердии – молиться и молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

§9. Учено-литературная деятельность преосвящ. Феофана. Его писания Вы есте свет мира. Матф. 5, 14 . Духовный востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется. 1Кор. 2, 15 . Разум премудраго яко потоп умножится. Сирах. 21, 16 . «Писать – это служба церкви». Преосв. Феофан. Письма «В творениях мужей мудрых дивиться только слогу есть тоже, что в целебных растениях хвалить их цвет и запах, а не врачебную силу». Преосв. Феофан. Мысли на каждый день года. Се благочестие есть премудрость а еже удалятися от зла, есть ведение, – сказал Господь человеку устами Иова ( Иов. 27, 28 ); и эта великая, в полном смысле Божественная истина во всей своей силе оправдалась на святителе Феофане, глубокое благочестие которого и его настойчивое стремление к удалению от зла нам уже известно из предшествующего. Как человек, прошедший всю школу, весь курс училища благочестия, а потому сделавшийся человеком вполне духовным, он приобрел обширный, едва не всеобъемлющий кругозор; ибо духовный 5 по Апостолу, востязует ( αναχρρνει) вся, то есть, как объясняет сам преосв. Феофан, «обсуждает, обозревает и определяет вся: свою область духовную он востязует, ибо в ней пребывает, почему и знает ее, как знают обыкновенно дом, в котором живут; и душевную область востязует, и обозревает и понимает, ибо хотя он не в ней уже, но знает ее хорошо, потому что столько томился под игом ея, знает все извороты душевности, и все, на чем она опирается и куда метит, когда то или другое говорит, то или другое начинает... Душевный же человек не может понять духовнаго ни с какой стороны, ибо то, в чем тот живет, для него неведомая земля». 423 Удаление же от зла, постоянное держание своего сердца в чистоте от грехов дало ему чистоту созерцания духовной области, чистоту ведения, ясность познания, как в чистом зеркале яснее и вернее отражаются предметы, нежели в нечистом. «Светилъник телу есть око ( Лук 11, 34 ); а светильник душе есть ум. Как при неповрежденности ока телеснаго все вокруг нас – во внешнем быту нашем, видно для нас, и мы знаем, как и куда идти, и что делать, так, при здравости ума, видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним, и в том, как должно нам держать самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Антология семинарской жизни. Святитель Феофан. Семинарские и академические годы. Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Святитель Феофан Затворник Преосвященный Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его, священник этого села, от природы человек очень способный, получил хорошее образование и отличался строго благочестивою жизнью. Он кончил курс родной семинарии со званием студента и оставлен был при ней в должности воспитателя юношества, так называемого «сениора». Как выдающийся среди духовенства деятель, он скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного, каковую с честью проходил в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать преосвященного была женщина глубоко религиозная, в высшей степени скромная и трудолюбивая; отличительной чертой ее характера была мягкость и доброта сердца, особенно ярко выражавшиеся в ее сострадательности и всегдашней готовности прийти на помощь всякого рода нуждающимся.

http://pravoslavie.ru/30367.html

Кабинет-секретарь Макаров обявил, что от покойного Государя не осталось никакого завещания, но что совершенное им коронование Екатерины лучше всего выражает его желание. Когда между присутствовавшими возникли несогласия насчет значения этого факта, когда начали говорить, что он ещё не выражает прямого желания Монарха – вручить после себя престол Екатерине: – то архиепископ Феофан попросил слова. С трогательным красноречием указал он присутствовавшим на правоту и святость данной ими, в 1722 году присяги, которою они обязались признавать наследника, назначенного Государем. Некоторые возразили ему, что здесь не видно такого ясного назначения, что недостаток этот можно принять за признаки нерешительности, в которой скончался Монарх, и что по этому, вместо него, вопрос должно решить государство. На такое возражение Феофан отвечал точною передачею слов Императора, сказанных в доме одного английского купца накануне коронования Императрицы, которыми его величество, открывая своё сердце пред друзьями и верными слугами, подтвердил, что возвёл на престол достойную свою супругу только для того, чтобы после его смерти она могла стать во главе государства. 205 За тем Феофан обратился с вопросом к великому канцлеру и ко многим другими, при которых сказаны были эти слова: помнят ли они их? Отдавая долг истина, те подтвердили все приведенное архиепископом. Тогда князь Меншиков воскликнул с жаром: «в таком случае, господа, я не спрашиваю никакого завещания. Ваше свидетельство стоит какого бы то ни было завещания. Если наш великий Император поручил свою волю правдивости знатнейших своих подданных, то не исполнить ее было бы преступлением и против нашей чести и против самодержавной власти Государя. Я верю вам, отцы мои и братья, и да здравствует наша августейшая Государыня Императрица Екатерина». Эти последние слова в ту же минуту были повторены всем собранием. 206 Немедленно составлен быль акт провозглашения Екатерины императрицею, «который решено было назвать не элекциею, избранием (потому что она уже прежде чисто и славно поставлена была наследницею), а декларациею». По подписании этого акта, все они отправились к Императрице, представили ей о принятом ими решительном намерении и поручили себя её высокой милости. Екатерина отвечала в самых милостивых выражениях, что благо народа будет единственным предметом её попечения. После этого все подошли к её руке. Приказано было отворить окна. Императрица явилась народу, окружённая вельможами, восклицавшими: да здравствует императрица Екатерина. 207

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

§10. Путь ко спасению, как основа всех писаний преосв. Феофана и выражение его собственнаго жизненнаго пути Пргиде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго. Матф. 18, 11 . «Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление и пробуждение гренщиков от усыпления». Преосв. Феафан. Путь ко спасению. «Прочитали путь ко спасению? Добре... И еще прочитайте когда-нибудь. Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться». Преосв Феофан. Письма. В 1884 году преосв. Феофан, посылая племяннику своему И.А. Крутикову некоторые из своих писаний, между прочим говорил ему в письме от 22 октября: «вы писали, что у вас нет слов к Тамб. пастве и писем о духовной жизни. Первых и у меня нет, а вторыя письма посылаю. Эти письма с письмами о том, что есть духовная жизнь с книгами Путь ко спасению и Невидимая брань... содержат полное руководство к благочестивой жизни. И вся моя тут премудрость» 501 . Действительно, если мы вникнем глубже в содержание всех этих трудов Вышенского затворника-святителя, о которых также как и о других его ученолитературных трудах, мы уже имеем понятие из вышеизложенного, то увидим, с одной стороны, их ближайшее внутреннее соотношение со всеми почти другими его трудами, и раньше Вышенского периода и в самый Вышенский период написанными, а с другой, – в них самих, – полную историю собственной благочестивой жизни святителя Феофана. Вот почему он же сам о главном из них и, так сказать, центральном в числе их труде: Путь ко спасению, с одной стороны, говорил: «Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться», 502 а с другой: «В ней (т.е. книге Путь ко спасению) увидите себе, как были в отрочестве, как испортились, и как исправились, и что предлежит... Она писана больше 40 лет назад, но не остарела». 503 Да! книга: «Путь ко спасению» как заключающая в себе, вместе с другими, соотносящимися к ней писаниями преосв. Феофана, не только «полное руководство к благочестивой жизни,» указание пути ко спасению, но и живое, наглядное, с опыта собственной жизни писавшаго снятое,» 504 ) изображение этой, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

На Симферопольской и Астраханской кафедрах В 1910 году заботами Царского Семейства Владыка из Петербурга был переведен в Крым, на Симферопольскую кафедру, так как его слабому здоровью не подходил климат Северной столицы, с дождями и туманами. Он с облегчением расстался с Петербургом и переселился в солнечный Крым. Августейшее Семейство бывало здесь часто. Пребывание владыки Феофана в Крыму было наивысшим выражением непосредственной близости к Августейшему Семейству. Так, например, он рассказывал, как Царские Дети приносили ему собранную ими лесную ягоду, «такую душистую», и как маленький Наследник передавал ее ему из рук в руки. Он говорил о том, что из царских виноградников получал виноград на специальный курс лечения. Владыка часто пользовался царским автомобилем, чтобы побывать в горах, подивиться красотам природы Божьей и подышать чистым, упоительным горным воздухом. Он жил в непосредственной близости от них, и они окружали его заботой. Часто владыка Феофан вспоминал, как он служил Божественные литургии во дворце. Как Государыня с Царственными Дочерьми пела на клиросе. Пение это было всегда молитвенное, сосредоточенное. Владыка говорил: «С каким возвышенным, святым благоговением они пели и как читали во время этой службы! Во всем этом был подлинный, высокий, чисто монастырский дух. А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они ко Святой Чаше!..» Вспоминал владыка Феофан благочестие, веру самого Государя: «Каждый будний день Государь всегда начинал с молитвы в храме. Точно в восемь часов утра он входил во дворцовый храм. К этому моменту служащий священник уже предварительно совершал проскомидию и прочитывал часы. Со входом Царя священник делал возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». И точно в девять часов Литургия кончалась. При этом надо заметить, что не было каких-либо пропусков, сокращений. И не было впечатления, что священник или хор торопились. Секрет был в том, что совершенно не было никаких пауз. Это и давало возможность за один час окончить Обедню. Для священника это было непременным условием. Государь всегда молился очень усердно. Каждое прошение ектеньи, каждая молитва находили живой отклик в его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010