Скачать epub pdf Содержание Краткое житие Два слова о святом таинстве крещения Пять поучений о пути ко спасению Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения Жизнь под руководством Жизнь по правилам Путь тесный и прискорбный Ревность о спасении Три слова о несении креста Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы, числом 162 Внутренния жизнь Не внешно только надо держать добрую исправность, но и в сердце содержать то. Это главное дело Каков кто в сердце, таким имеет его Бог и так относится к нему Вводит внутрь и показывает, что там Признак внутреннего благодатного оживления о Господе Как блюсти, питать и возращать духовную жизнь, начатую в силу покаяния и святого причастия Общее начертание течения духовной жизни по наведению от восхождения царей к воцарению Жаждания нашего естества и верный способ утоления их Чем и как питать душу, чтоб росла духовно В силу Вознесения Господня надо нам сознавать себя вышними и вышних искать Подражай святой Марии Египетской в покаянии и самоисправлении Надлежит взять крест самоисправления; в чем он? Завещание Господа со Креста: перечень христианских чувств и расположений Главное – знать и чувствовать свою бедность и богатство Христово и пребывать в сочетании со Христом Свет ведения, свобода действий и покой сердца в Господе Иисусе Христе: к Нему и идите Разные состояния и проявления благодати Божией в нас, верующих Образ и подобие Божии в нас – в творении и восстановлении Требуется самораспятие для восстановления нас в первобытное состояние Брань со страстьми и опытность духовная Монашество – жизнь страстеистребительная, путь к сердечной чистоте Обитель в городе – открытая борьба с страстьми и похотьми мира пред лицом мира Всеоружие для духовной брани Как исполнить заповедь апостола: как работали греху, так поработайте правде?     Краткое житие Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815–1894), был епископом Тамбовским, затем Владимирским, впоследствии оставил епископскую кафедру и жил в Вышенской пустыни затворником. Выдающийся духовный писатель, святитель Феофан составил толкования на воскресные Евангелия, послания апостола Павла, на 118-й псалом. Значительное место в его наследии занимают труды по нравственному богословию. Собранные в настоящем сборнике поучения посвящены духовному деланию православного христианина, идущего по пути спасения. Два слова о святом таинстве крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В нынешнем 1964 году на самый праздник Богоявления исполнилось ровно 70 лет со дня блаженной кончины приснопамятного Епископа Феофана, известного верующим русским людям под именем " Вышенского Затворника " . Замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни - той " жизни во Христе " , которой жили на протяжении вот уже почти двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия. Они, эти творения святителя Феофана, раскрывают перед нами всю глубину и ни с чем не сравнимую возвышенную красоту духовной жизни, а потому всякий стремящийся жить подлинной духовной жизнью не может не знать и не ценить их, а кто еще с ними не знаком, тот должен познакомиться. Это - как бы " пробный камень " правильного подхода к духовной жизни, истинно-православной ее оценки и понимания в наше лукавое время, когда столь многие " влаются " всякими ветрами всевозможных лжеучений (Еф. 4, 14) и увлекаются " философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу " (Кол. 2, 8). Сама жизнь святителя Феофана говорит за себя и служит лучшей рекомендацией всего вышесказанного, внушая к нему и к его письменным творениям полное доверие и высокое уважение. В мире Георгий Васильевич Говоров, святитель Феофан был сыном священника св. Владимирской церкви села Чернавка Елецкого уезда Орловской губернии. Родился он 10 января 1815 года. Получив первоначальное обучение в родительском доме, он прошел затем курс Ливенского духовного училища и Орловской духовной семинарии (1831-1837). Здесь несомненно и получил он ту цельность направления и серьезный закал мысли, которые давала наша старая духовная школа своим лучшим питомцам. Как лучший воспитанник, он был отправлен на казенный счет в Киевскую Духовную Академию. С большим прилежанием изучал он богословские науки, и тут же, в тиши молитвенного уединения среди Киевских пещер, этих безмолвных, но красноречивых памятников нашей родной старины, созрела в нем мысль стать на путь иноческого мироотречого жития. Подав прошение об этом, он еще за несколько месяцев до окончания курса был пострижен в монашество с именем Феофана. Постриг был совершен ректором Академии Преосвященным Иеремиею 25 февраля 1841 года; 7 апреля того же года инок Феофан был рукоположен во иеродиакона, а 7 июля - во иеромонаха. На всю жизнь потом запечатлелось в сердце молодого инока наставление, данное ему после пострига духовником Лавры прославленным старцем иеросхимонахом Парфением. " Вот вы ученые монахи, - сказал ему старец, - набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться - и молиться непрестанно умом в сердце Богу, вот чего добивайтесь! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/150/...

Волевые качества личности: их воспитание согласно святителю Феофану Затворнику в перспективе современной образовательной парадигмы Источник Содержание Святитель Феофан и отцы Церкви об искажении человеческой воли в грехопадении праотцев Разновидности греховных искажений воли А) Самоугодие как начало греховного искажения личной воли Б) Неустойчивость человеческой воли В) Упрямство человеческой воли как противление воле Божией Учение святителя Феофана о «переломе» воли Послушание как отсечение воли перед другим Методы воспитания воли в духовных и телесных аспектах Проблемы воспитания воли в современной отечественной педагогике и наследие святителя Феофана     Учение о человеческой воле как часть православной антропологии Учение о воспитании воли человека, о грехопадении как искажении и болезни человеческих волевых способностей является важным положением антропологии православной Церкви. Знаменитые святые отцы древней Церкви в своих комментариях на первые страницы Библии подчёркивали, что отпадение от Бога первых людей было связано с нарушением замысла Бога о направленности воли, разумной и эмоциональной жизнедеятельности созданных по образу Божиему Адама и Евы. Начатки Православного учения о человеческой воле мы находим в Священном Писании Нового Завета. Так, о болезни человеческой воли свидетельствует святой апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим 7. 19–20 ). О необходимости исправления этой ложной направленности говорит Сам Спаситель, обращаясь к ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф 16. 24 ). Замечательный русский учитель христианской нравственности и святой Русской Церкви епископ Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров, 1815–1894) в своих сочинениях многократно обращает внимание на развитие волевых качеств человека как залог успеха как в бытовых делах, так и, особенно, в духовной жизни. Его перу принадлежит разработанное учение о воле как важнейшей части человеческого естества, о болезнях и греховных искажениях воли и способах ее воспитания и освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Д.А. Чудинов Аннотация .Святитель Феофан в период затвора приобрел значительную библиотеку рукописных книг. Автор данной статьи исследует судьбу келейной библиотеки Вышенского Затворника. На данный момент в отделе рукописей Российской государственной библиотеки найдены всего три книги, находившихся в келье архипастыря. Abstract. Saint Theophan acquired a significant library of handwritten books during the period of the closure. The author of this article explores the fate of the Recluse’s of Vysha cell library. At the moment, only three books have been found in the manuscripts department of the Russian State Library, which was in the cell of the archpastor. Недавние находки, сделанные в Отделе рукописей РГБ, дают повод еще раз обратиться к истории келейной библиотеки святителя Феофана Затворника (1815–1894). Преосвященный Феофан, затворившись от мира в келье уединенной Вышенской пустыни, затерявшейся в лесах Тамбовской губернии, до последних дней собирал издания и рукописи. Сведения об объеме и составе библиотеки известны нам из подробного описания, сделанного вскоре после кончины святителя библиотекарем Московской духовной семинарии Николаем Александровичем Колосовым, а также из хранящейся в Афонском Пантелеимоновом монастыре описи. Объем келейной библиотеки составлял примерно 3400 томов, не считая периодических изданий и брошюр. Колосов разделил книги библиотеки на 20 тематических разделов: патрология Миня; Священное Писание ; христианская апологетика и история религий; богословие нравственное, сравнительное и догматическое; библейская и евангельская история; патрология; общая церковная история; история западных христианских исповеданий; русская церковная история; проповеди; литургика; философия; всеобщая история; русская история; литература; медицина; естествознание; языкознание; картография и периодика. В 1895 году скончался любимый племянник святителя Феофана – Алексей Гаврилович Говоров. Его несовершеннолетние дети остались круглыми сиротами, поэтому назначенные опекуны приняли решение продать библиотеку, чтобы обеспечить их существование. Покупателями стали московские купцы, потомственные почетные граждане, крупные промышленники и благотворители Александр (1850–1917), Михаил, Сергей и Константин Лосевы. После приобретения Лосевы пожертвовали собрание книг и рукописей святителя Феофана в открытую по указу императора в 1897 году приходскую библиотеку-читальню при московском храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Приходской библиотеке было присвоено имя Луки и Матвея Васильевичей Лосевых, и по решению совета храма ей мог бесплатно воспользоваться любой желающий. В 1903 году библиотека храма в Толмачах переехала в специально построенное для нее новое двухэтажное здание, где разместилась церковно-приходская школа. После революционных событий 1917 года Толмачевская библиотека прекратила свое существование, и ее судьба долгое время оставалась неизвестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

протоиерей Георгий Пименов Скачать epub pdf Предисловие. «Богословие, понятное младенцам» Эти слова малоизвестного подвижника, схимонаха Антония Савваита, не только завершают его статью «Основная суть православного учения», помещённую в данном сборнике. Кратко изложенное «практическое богословие Святых Отцов и всех, хотящих спастись», необходимо каждому христианину. Таким богословием, понятным каждому «духовному младенцу», и являются наставления и опыт схимонаха Антония Савваита. Более 16 веков непрерывно несет монашеское служение на Святой Земле обитель Святого Саввы Освященного. С 484 года монастырь посещается паломниками, в том числе из России. Игумен Даниил еще в XII веке оставил его описание. Иеромонах Русской духовной миссии в Иерусалиме Феофан (Говоров), будущий святитель Феофан Затворник , часто приезжал сюда за творениями святых отцов и учился монашеской традиции. Создатель Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин) находил здесь духовное руководство, молитвенный опыт и богатый материал для научных исследований. Схимонах Антоний (Кузнецов) подвизался среди савваитской братии 39 лет, с 1925 по 1964 год. Переписка с теми, кто обращался к нему за советом, впервые была опубликована епископом Мефодием (Кульманом) в 1965 году в журнале «Вечное». Журнал и издательство «Вечное» плод просветительских трудов епископа Мефодия (1902–1974) и его помощников на приходе во имя Всемилостивого Спаса в Аньере под Парижем. Ежемесячный журнал «Вечное» епископ Мефодий издаёт с 1948 по 1974 год. Направление издания он характеризует в первой редакторской статье: «Журнал этот не будет повествовать о текущей церковной жизни, не будет и отражать современную богословскую мысль. Его задача просто приоткрыть для читателя великую сокровищницу православной веры и православной церкви». Помимо святоотеческих наставлений, в журнале печатались отдельные толкования на Евангелие, труды епископа Игнатия Брянчанинова , протоиерея Иоанна Кронштадтского , объяснения богослужений и молитв, жития святых, описание Святой Земли. В качестве издательства журнал «Вечное» издавал и книги: «Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея», «Что есть духовная жизнь» святителя Феофана Затворника , «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского , «Старец иеросхимонах Амвросий Оптинский » протоиерея Сергия Четверикова , «Духовные зернышки» митрополита Владимира (Тихоницкого), жизнеописание и письма русского монаха Антония Савваита. Отдельно выходили путеводители по Святой Земле и сборники песнопений по Святым местам Палестины и Синая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рассказы о детских годах святителя Феофана О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного… 23 января, 2014 О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного… 23 января (по ст. ст. 10 января), в день рождения святителя Феофана, Православная Церковь празднует его память. Нынешний, 2014 год, является предъюбилейным. Ровно через год по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на общецерковном уровне будет отмечаться 200-летие со дня рождения Вышенского подвижника. Писать о детских годах святого всегда непросто. Как правило, сохранилось очень мало достоверных материалов. Еще одна опасность – нарисовать елейно-слащавый образ, какого никогда не встретишь в жизни. Совсем не таким был будущий святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров. Резвый и стремительный, он был заводилой в детских компаниях и своим поведением часто огорчал матушку. Но в то же время он был мальчиком, открытым к новым впечатлениям и знаниям. О детских годах святителя повествуют несколько рассказов, которые мы предлагаем читателям. В рассказах о святых людях мы часто читаем, что еще сызмальства будущие подвижники отличались от своих сверстников, бегали детских игр и развлечений, были кротки и молчаливы, любили проводить дни в посте и молитве. Некоторые мамы, читая такие рассказы своим детям, нет-нет да и заметят шаловливому малышу: «Посмотри, какой был послушный и примерный мальчик, а ты у меня в кого?» Однако как много путей-дорог на земле, так много и дорог, ведущих в Царствие Небесное. Кто-то по своему характеру мягок и послушлив, и Господь в зрелости помогает развить эти качества. Кто-то, напротив, по своему характеру резв и стремителен, и при старании Господь такого человека образует в решительного воина Христова, который может привести к истине многих людей, стать защитником православной веры. Именно с таким характером появился когда-то на свет великий русский подвижник, молитвенник Русской Земли, духовный автор и богослов – святитель Феофан, Затворник Вышенский. О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного…

http://pravmir.ru/rasskazy-o-detskix-god...

Чернава. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты По данным 1677 года в Чернавске было 5 церквей: Дмитриевская, Никитская, Никольская, Покровская и Пятницкая. Все церкви в городе Чернавске были деревянные. Как утверждается в труде «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей», в 1749 году в г. Чернавске насчитывалось 3 церкви. После революции все церкви были разрушены, сохранилась лишь колокольня церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной на средства прихожан в 1780-е годы.  Здание колокольни сооружено в запоздалых для последней четверти XVIII века стилевых формах провинциального барокко первой половины XVIII столетия. Первые два яруса трехъярусной колокольни – квадратный в плане, третий ярус – восьмигранный, увенчанный низким восьмигранным шатровым покрытием с глухой луковичной главкой. Объем колокольни по высоте всех трех ярусов обработан лопатками. В первом и втором ярусах — сдвоенные. По центральной оси фасадов второго яруса венчают плоские лучковые фронтоны. Оконные проемы первого второго ярусов, а так же проемы звона третьего яруса – лучковые. Здание Покровской церкви было восстановлено в 2000-х годах. Уроженцем села Чернавы является святитель Феофан Затворник, в миру – Георгий Васильевич Говоров. По легенде, святитель Феофан, затворник Вышенский, подарил Покровскому храму написанную им икону Божией Матери «Утоли моя печали». Из священников села Чернава известен Нецветаев Иван Ильич, 1867 г.р., уроженец и житель с. Чернава Измалковского района. Постановлением тройки УНКВД по Орловской области от 26-27.12.1937 г. по ст. 58-10-1 приговорен к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 27.03.1989 г. Правда, сложно сказать, был ли он священником Покровского храма. Оригинал статьи на сайте Липландия . В русском селе Чернава, которое находится в районе Излковский Липецкой области, располагается главная местная достопримечательность - церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=14474

I. А . Понятие «аскетизм“ берется в более общем смысле и широком объеме. Здесь можно отметить следующие наиболее характерные определения и мысли. Аскетизм – общий принцип, всепроникающее начало христианской жизнедеятельности, определяемое и обусловливаемое самым ее характером, поскольку она является процессом постепенного, двустороннего религиозно – нравственного совершенствования, осуществляемым свободным напряжением сил человека,, хотя и при неразлучном содействии благодати. Отсюда – в понятие «аскетизма“ входят все важнейшие проявления христианской жизни, определяемые и проникаемые «верой“, которая есть «основа, точка опоры и отправление для любви“; она сама есть уже «величайший подвиг, высший всех подвигов, корень и основа их“ (Е Феофан). Подвижничество – усиленная, напряженная деятельность – общехристианская обязанность (Е. Петр). «Подвижничество – деятельное созидание своего спасения путем продолжительных усилий и трудов, при благодатной помощи свыше“ (Проф. А.Попов ). Аскетизм – опытное преуспеяние в христианской добродетели, упражнение и укрепление нравственных сил христианина в подвигах добродетели и борьбе души против зла нравственного (Е. Иоанн Смоленский). «Аскетизм есть добровольное ограничение себя в удовлетворении естественных потребностей, отречение от дозволенных удовольствий, и иногда обречение тела на лишения и страдания для духовных целей“ (Архиеп. Амвросий). Аскетизм – отрицание эгоистической воли, подавление и искоренение своеволия, подчинение человеческой воли воле Божией. Христианство от всякого человека «требует аскетизма“, который ,,для каждого человека является таким же необходимым делом, как и нравственность вообще“. «Монашество или отшельничество – только известная форма христианского аскетизма, а не сущность его“ (Проф. прот. Буткевич). Аскетизм – «неизбежный элемент христианской нравственности, имеющий значение, впрочем, не как самоцель, а как средство, характеризующееся главным образом ограничением тех сторон и явлений жизни которые относятся преимущественно к области физического существования (Архимандрит Феодор). Христианский аскетизм – такая деятельность, которая имеет свое основание в любви человека к Богу и ближним и стремится достигнуть нравственного совершенства, путем борьбы с греховными влечениями своей природы, для получения вечного спасения (С.Говоров). Аскетизм – жизнь, достойная сына Божия, а потому свободная от рабства вещам ( А. Иванов ). Аскетизм вовсе не есть известный определенный образ жизни (напр., монашеский, отшельнический), а душевное настроение, побуждаемый которым человек в борьбе с греховностью своей природы побеждает господствующие в себе страсти и приобретает известные добродетели (Проф. В. Никольский ). Аскетизм – возведенное в принцип воздержание (В. С. Соловьев ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Из русских святителей XIX века Митрополит Московский Платон (Лёвшин); занимал Московскую кафедру с 1787 по 1812 г. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) ; занимал Московскую кафедру с 1826 по 1867 г. Епископ Феофан (Говоров), затворник Вышенский; занимал Владимирскую кафедру с 1863 по 1866 г. Глава 1. Из Митрополита Платона (Лёвшина) Вина человека пред Богом «Человек, как вольный законопреступник, остается подверженным всей тяжести ГНЕВА Божия. Посему ничего ему не остается, как ожидать Божия гнева: ибо что беззакониями заслужить может человек, как токмо, чтобы правосуднейший Бог отверг его от Своего милосердия? – и за сим следуют все несчастия. Не должно отсюда заключать, чтобы Бог не имел сожаления и милосердия к бедности человеческой; но опять не можно принять и того, чтобы человек сам через себя мог быть достоин милосердия, – разве бы только захотели думать, что в Боге правды нет или что в Нем милосердие слепое, что праведника и беззаконника Он почитает за одно, – что о Божестве и помыслить страшно! ...Проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона ( Втор.27:26 )» 1519 . Предвечный совет о спасении человека «Божии определения все суть предвечны; между коими знатнейшее есть о воплощении Сына Божия и об очищении грехов наших смертию Его: глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог ПРЕЖДЕ ВЕК в славу нашу ( 1Кор.2:7 ). И для того же в Апокалипсисе Спаситель называется АГНЕЦ, закланный прежде сложения мира ( Откр.13:8 )». Еще о совете «Никого не оставалось для спасения, кроме Самого Бога . Так вот же в сокровеннейшем, – и даже ангельскими мыслями не испытуемом, – СОВЕТЕ СВЯТЕЙШИЯ ТРОИЦЫ определяется, дабы Сам Сын на Себя воспринял августейшую (царскую, державную) сию должность, чтобы быть Избавителем человеческого рода. Мир никогда не может ожидать великолепнейшего, удивительнейшего и милосерднейшего Божьего действия, как есть ПОСОЛЬСТВО Сына Божия на землю». Любовь Божия и правда «ЛЮБОВЬ и милосердие Божие ко всякой твари, по превосходству же (особенно) к человеку, есть большее, нежели сколько мысль наша понять может. Как же бы такая, всяк ум превосходящая, благость могла стерпеть погибнуть человеку, превосходнейшей то есть твари, которая, по намерению Божию, создана для вечного благополучия?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Книга 2 → Содержание Предисловие 1) Епископ Феофан 2) Епископ Петр 3) Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев 4) Проф. А.Ф. Гусев 5) Ф. Ф. Гусев 6) Проф. П. П. Пономарев 7) Архимандрит (ныне архиепископ) Сергий (Страгородский) 8) Проф. И. В. Попов 9) Проф. А. С. Архангельский 10) Г. Георгий Левицкий 11) Проф. К. Д. Попов 12) Профессор М. М, Тареев 13) Проф. Алексей Попов 14) О. Иннокентий 15) Иеромонах Иоанн (Соколов) 16) Шалфеев 17) Проф. А. И. Гренков 18) Прот. Ключарев (впоследствии архиепископ 19) Архимандрит (ныне епископ) Тихон (Белавин) 20) Проф. прот. Т. И. Буткевич 21) Левитский С. Д 22) Иеромонах (ныне архимандрит) Феодор (Поздеевский) 23) С. Говоров 24) А. Иванов 25) Проф. В. Никольский 26) Adolf Harnack 27) Karl Holl 28) D: Otto Zöckler 29) Dr. Stephan Schiwietz, 30) Dr. Julius Mayer 3l) Философ В.С. Соловьев Заключение Addenda et corrigenda     Предисловие Вопрос об «аскетизме“ приобрел в последнее время глубокий научный интерес и серьезную важность, хотя, впрочем, такое значение он получил не столько сам по себе, сколько по тесной, неразрывной связи его с другими вопросами, выдвинутыми на очередь запросами живой современности. Живой интерес вопрос об «аскетизме“ получил, благодаря решительному повороту, заметно обозначившемуся в направлении науки, преимущественно биологии и психологии, а также отчасти в направлении философии и общественного сознания. «Материализм“, сменившийся «позитивизмом“, постепенно уступает место «идеализму“. Если прежнее направление мысли и жизни было неблагоприятно для уяснения вопроса об аскетизме, то, благодаря указанному перевороту, названный вопрос в значительной степени привлек к себе научное и общественное внимание. В самом деле, одно из популярнейших и авторитетнейших, господствовавших до последнего времени в науке о жизни направлений, считавшееся долгое время единственно объективным и точным, целиком сводило все понятие о жизни к приспособлению, а все значение, цель и ценность жизни – к наилучшему осуществлению такого приспособления. На первый план с полной определенностью выдвигалось значение именно внешнего фактора, окружающей среды, к которой все живущее, не исключая и человека,– чтобы не исчезнуть с лица земли, должно было всеми способами приспособляться, приноровляться, претерпевая изменения, сообразно влияниям и импульсам, получаемым именно совне и совершенно, ни в каком случае и смысле, независимым от внутренних импульсов живого существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010