Примечания 1 С целью сокращения сносок на творения св. отцов иногда приводятся лишь цифры, разделенные двоеточием. Цифры, стоящие перед двоеточием, означают том или часть, а после двоеточия — страницы. 2 а. Из другого канонического послания к Амфиохию. б. Послание к Диодору, еп. Тарскому. г. Послание к Григорию пресвитеру. г. К хорепископам каноническое послание. д. К подчиненным ему епископам. См. Книгу Правил, с. 346–358, а также с. 312–345 и 359–364. 3 На основании того, что в одном из писем (? 59) св. Амвросий говорит о себе как имеющем 53 года от рождения, годом рождения считают 333 или 340, смотря по тому, как понимают упоминающуюся в этом же письме войну Феодосия с претендентами на престол Западной Римской империи — с Максимом ли в 387–388 гг. Или с Евгением в 393–394 гг. 4 Стоящая в скобках цифра (или цифры) указывает страницу творений преподобного Кассиана по книге: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Перевод с латинского. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. РФМ. 1993. — VI — 654 с. Прочие сноски даются внизу под чертой. 5 Преподобный Кассиан именует Германа «святым аввой» и свидетельствует: с ним «у меня с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного воинствования было нераздельное пребывание как в киновии, так и в пустыне, так что все для означения дружества и одинакового намерения нашего говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце» (167). 6 Устав преподобного Венедикта. Гл. 73. Цит. по книге: Святитель Феофан (Говоров). Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта. М., 1892. С. 653. 7 См.: (Преподобный) Нил Сорский. Предание и Устав со вступительной статьей М. С. Боровковой — Майковой. 1912. XXXIX+91+XXXI с. Впрочем, преподобный Нил, в основном, ссылается на суждения преподобных Исаака Сирина (VII), Иоанна Лествичника (+649) и Григория Синаита (+ ок. 1346). 8 Ср. следующее свидетельство семнадцатого «Собеседования»: «Ибо правильнее будет под таким видом солгать, нежели… высказать суетность вредного тщеславия, если станем говорить истину от своего лица» (486. См. и с.485).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

Усмань. Церковь Космы и Дамиана. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Усмань. Космы и Дамиана церковь Космодамианская была выстроена на одноименной площади, позже ставшей территорией заложенного здесь в 1868 году городского сада. Сейчас здесь городской парк. Не сохранилась. http://s16-n425.livejournal.com/3873.html С 1676 г. значится «церковь святых чудотворцев бессребреников Космы и Дамиана в Стрелецкой слободе. У тое церкви двор попа Феоктиста, церковной земли в трёх полях двадцать четвертей, сенных покосов на пять копен, рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви сто дворов стрельцов, а всего сто один двор». В середине XVIII в. деревянный Космодамианский храм Стрелецкой слободы сгорел в пожаре, после чего, в 1762 г., была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования. Освящал её в 1763 г. святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, будущий Задонский Чудотворец. В 1825 г. во время большого пожара церковь сгорела. В 1828 г. было решено строить новую каменную церковь в другом месте, а на месте старого в память о Святителе Тихоне был устроен каменный обелиск с изображением Святого, а затем часовня. В 1828 году по случаю утверждения генерального плана города, последовало распоряжение об отнесении храма свв. Космы и Дамиана, который ранее находился в 80 саженях к северу от Богоявленского собора, на северный конец Усмани. На месте алтаря старого деревянного храма был устроен в виде часовни каменный столб, который в 1870-х годах упоминался как пришедший в ветхость. В 1829 г. каменная церковь свв. Космы и Дамиана заложена на новом, вновь отведённом для неё месте. К 1833 г. сооружена только трапезная часть нового храма, в которой в 1836 г. освящён придельный престол во имя свв. Космы и Дамиана. 25 июля 1861 г. Тамбовский Преосвященный Феофан (Говоров) своим отношением за 8888 представил в Св. Синод проект распространения Космодамианской церкви, выполненный на двух листах. Распространение храма планировалось осуществить на средства Воронежского купца первой гильдии Лукьяна Артемьевича Кряжева.

http://sobory.ru/article/?object=40455

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Феофан Затворник, святитель Святитель Феофан Затворник, Вышенский — (1815 — 1894), в миру — Георгий Васильевич Говоров. Феофан Затворник — один из самых авторитетных русских аскетических писателей. Феофан Затворник был преподавателем и руководителем духовных учебных заведений, член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, епископом. В 1872 г. Феофан уходит в затвор (откуда и его прозвание — Затворник), в котором пробудет до конца своей жизни. В общей сложности Феофан Затворник провел в затворе 28 лет. Впрочем сам Феофан Затворник утверждал, что он затворился «не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Феофан Затворник говорил по этому поводу: «Когда молитва твоя до того укрепится, что все будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет затвор… Этого затвора ищи, а о том не хлопочи. Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату». Феофана Затворника отличает подлинно творческая свобода, горячий дух. Например, Феофан Затворник высказывался за скорейший пересмотр и даже переделку богослужебных книг: «наши иерархи не скучают от нелепости потому, что не слышат, сидя в алтаре,… потому не знают, какой мрак в книгах, и это не по чему другому, как по причине отжившего век перевода». Феофана Завтрника глубоко тревожила деградация Русской Церкви: «того и гляди, что вера испарится», «попы всюду спят», «Через поколение, много через два иссякнет наше православие…». В этом Феофан Затворник оказался прав — через поколение в России будут господствовать безбожники… Феофан Затворник не писал специально догматических трудов. Основные темы его обширного творчества — нравственное богословие и аскетика. Феофану принадлежит множество толкований Св. Писания. Феофан Затворник сыграл ключевую роль в знакомстве русского Православия с древне-христианской аскетической литературой. Феофану Затворнику принадлежит множество переводов (прежде всего Добротолюбия). Особый вид литературных трудов Феофана Затворника представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/feo...

Он неустанно совершал богослужения, произнося каждый раз глубоко назидательные поучения; часто ездил по епархии, возобновлял храмы и всей полнотой любящего сердца жил со своими пасомыми, отечески заботясь об их благе и спасении. Всегда ласковый, приветливый, он со всеми — какого бы сана, положения и возраста кто ни был — обращался с примерным благодушием и величайшею кротостью   Подвижник веры и благочестия епископ Феофан Затворник оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохранённым от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Этот опыт он — богослов и экзегет — изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церковными как практические пособия в деле христианского спасения. Мирское имя Преосвященного Феофана было Георгий. Он родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии, где отец его, Василий Говоров, был священником. Кроме Георгия у Василия Тимофеевича и его супруги, Татианы Ивановны, были еще три сына и три дочери. Говоровы вели примерную семейную жизнь и оба отличались глубокою религиозностью и сердечною отзывчивостью к людям. В том же духе они старались дать воспитание и своим детям, заботливо следя за их нравственностью. Когда Георгию минуло 8 лет, его отдали в Ливенское духовное училище. Получив основательную домашнюю подготовку, мальчик учился очень хорошо и вёл себя с примерною скромностью. В 1829 году Георгий Говоров в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию. Здесь, так же, как и в училище, он резко выделялся из среды своих товарищей не только серьёзностью занятий, но и примерным благонравием. В последних классах семинарии с большею ясностью стали определяться и склад ума Говорова, и черты его нравственного характера. По окончании семинарии в 1837 году Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, отправлен был на казённый счёт для дальнейшего образования в Киевскую Духовную академию. Ещё в семинарии он решил как можно серьёзнее заниматься изучением богословских предметов и строго хранить чистоту своей души и непорочность сердца.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

святитель Феофан Затворник (1815–1894) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Патрология Проповеди и слова Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Сектоведение Письма Переводы Сборники Симфонии или указатели Аудиокниги Труды на иностранных языках Феофан (Говоров) епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский, святитель Одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века. Подвижник, богослов, духовный наставник, переводчик святоотеческих творений. Детские, юношеские и молодые годы В миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре. В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт. В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству. Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом. Приобщение к монашеству

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие Почти ни одна сторона духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главная тема его творений — спасение во Христе. 29 июня, 2010 Почти ни одна сторона духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главная тема его творений — спасение во Христе. Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В каждый период исторического существования христианской Церкви выдвигались личности, которые являлись яркими носителями и выразителями высоких духовных идей и стремлений. К их авторитетному голосу прислушивались, ими руководились на пути ко спасению многие их современники. Влияние этих духовных наставников в большинстве ограничивалось пределами их отечества и времени. Но были и такие духовные светила, свет которых ярко сиял на всю тогдашнюю вселенную и своим отблеском озарил всю последующую жизнь Церкви. Таковы, например, вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Наша Русская Церковь, принявшая православную веру от Вселенской Церкви, имела немало еще и своих, Богом избранных учителей и руководителей. Одним из таких наших отечественных святых отцов XIX столетия был епископ Феофан, Вышенский Затворник, который причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году за свою благочестивую жизнь и высокие богословские труды. Он может быть назван учителем Русской Церкви. Епископ Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г. в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, после окончания Орловской семинарии был священником Владимирской церкви села Чернавска и всю жизнь отличался истинным благочестием. Как известный и почитаемый пастырь, он был назначен на должность благочинного, которую исполнял в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать будущего святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. Она имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского 22 2007 р. 16:13 «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского. В приведенном выше кондаке святителю обращается внимание на то, что его имя — Феофан — происходит от греческого слова «теофания», то есть «Богоявление» — «Богоявлению тезоименитый». Интересно, что храм в келье святого был устроен в честь Богоявления, скончался он в день праздника Богоявления, да и образ Богоявления писал чаще, чем остальные иконы. Родился Феофан, в миру — Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем — в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучил аскетические творения Отцов Церкви, что очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни. 1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии. Его служение на нашей земле продолжалось недолго, всего три года, но и за краткое это время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств — таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204361...

Преосвященный Феофан и полковник С. А. Первухин в их взаимной переписке Рисунок 10. Журнал «Труды Императорской Киевской Духовной Академии» 1915 г., Январь К столетию со дня рождения епископа Феофана «Труды Императорской Киевской Духовной Академии» Январь. 1915 г. 10 января 1915 года исполнилось столетие со дня рождения 149 известного затворника-аскета, ученого богослова, неустанного молитвенника, отзывчивого ко всем нуждающимся и обремененным, преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского. Имя в Бозе почившего святителя, дорогое всем православным русским людям, особенно должно быть дорого нашему Киеву, Киево-Печерской Лавре, Киевской духовной академии, Киево-Софийскому духовному училищу и всем, знавшим почившего, киевлянам. В Киевской духовной академии преосвященный Феофан получил образование, окончивши курс в 1841 году со степенью магистра богословия. В Киево-Печерскую Лавру студент Г. В. Говоров (мирское имя святителя) очень часто отправлялся на богомолье, здесь же был рукоположен в иеродиакона (в том же 1841 году) с именем Феофана. Первое служение иеромонаха Феофана, по окончании академического курса, было в Киево-Софийском духовном училище в должности смотрителя училища. Недолговременное служение иеромонаха Феофана в этом училище 150 не охладило в нем любви к Киеву. Он поддерживал духовную связь с Киевом и киевлянами, переписываясь время от времени то со своим товарищем, то с одним из протоиереев 151 , то с полковником С. А. Первухиным. Находясь в затворе 20 лет, преосвященный Феофан вел самую живую и непрерывную переписку со всеми, обращающимися к нему за разъяснением разных духовно-нравственных вопросов. «Со всех концов России, – говорит протоиерей М. Хитров , – летели письма в Вышенскую пустынь – с выражением духовных и телесных скорбей, с горькими сетованиями на неправды, на суету мирскую, на душевное томление. Ежедневно получалось от 20 до 40 писем, и на каждое письмо святитель спешил ответить. И его ответы были истинным целительным бальзамом для скорбных душ. Он чутко старался угадать духовную потребность писавшего и не жалел своих сил, обстоятельно и сердечно разъясняя все вопросы и недоумения. Письма преосвященного Феофана – это истинное сокровище. Начавши читать его переписку, не скоро оторвешься от вдохновенных страниц. Какая свежесть и изящество слога, какое изумительное богатство всевозможных сравнений, какая простота и сердечность сказывается всюду, в каждом письме» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Знаменский собор (Борисоглебск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы - кафедральный собор Борисоглебской епархии Воронежской Митрополии. Содержание История [ править править код ] В августе 1860года государственные крестьяне пригородных слобод г. Борисоглебска Станичной и Приворотной обратились в Тамбовскую Духовную Консисторию и Тамбовскую Палату Государственных Имуществ с ходатайством о постройке в их слободе каменной церкви. В своем прошении они писали, что: «…будучи прихожанами имеющихся только в г. Борисоглебске двух церквей, лишаются возможности в праздничные дни слушать Богослужения по тесноте в этих церквах от жителей города, находясь постоянно вне церкви…», вследствие чего просят разрешения на постройку собственного храма в их слободе, обязуясь изыскать для этого необходимые средства. Первоначально постройка храма планировалась в центре города (против городского тюремного замка ) т.к. в это время слободы Станичная и Приворотная ещё не были объединены . Планировалось строительство двухпрестольного храма во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы и Алексия Человека Божия. Разрешение на строительство новой церкви от светских властей и Священного Синода было получено , но вследствиеобъяденения пригородских слобод место его постройки было изменено, изменились также название и количество престолов. Особым и весьма важным духовным фактором начальной истории Знаменского храма г. Борисоглебска является то, что рассматривал поданные прошения и другие документы,а так же давал Епархиальное благословение на строительство Знаменского храма Тамбовский епископ Феофан (Говоров) занимавший Тамбовскую кафедру в 1859-1863г.г. Владыка Феофан прославился своей высокодуховной подвижнической жизнью и ныне известен всему православному миру как Святитель Феофан Вышенский затворник (Память 10 января, 16 июня). Знаменский трехпрестольный храм (Центральный престол-иконы Знамение Пресвятой Богородицы, южный престол –Усекновения главы Иоанна Предтечи, северный –в честь Казанской иконы Божией Матери) был освящён в Станичной слободе г. Борисоглебска по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия (Шаповаленко) в 1869 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_соб...

Рис. Л.А. Вороновой 23 января (по ст. ст. 10 января), в день рождения святителя Феофана , Православная Церковь празднует его память. Нынешний, 2014 год, является предъюбилейным. Ровно через год по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на общецерковном уровне будет отмечаться 200-летие со дня рождения Вышенского подвижника. Писать о детских годах святого всегда непросто. Как правило, сохранилось очень мало достоверных материалов. Еще одна опасность – нарисовать елейно-слащавый образ, какого никогда не встретишь в жизни. Совсем не таким был будущий святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров. Резвый и стремительный, он был заводилой в детских компаниях и своим поведением часто огорчал матушку. Но в то же время он был мальчиком, открытым к новым впечатлениям и знаниям. О детских годах святителя повествуют несколько рассказов, которые мы предлагаем читателям. В рассказах о святых людях мы часто читаем, что еще сызмальства будущие подвижники отличались от своих сверстников, бегали детских игр и развлечений, были кротки и молчаливы, любили проводить дни в посте и молитве. Некоторые мамы, читая такие рассказы своим детям, нет-нет да и заметят шаловливому малышу: «Посмотри, какой был послушный и примерный мальчик, а ты у меня в кого?» Однако как много путей-дорог на земле, так много и дорог, ведущих в Царствие Небесное . Кто-то по своему характеру мягок и послушлив, и Господь в зрелости помогает развить эти качества. Кто-то, напротив, по своему характеру резв и стремителен, и при старании Господь такого человека образует в решительного воина Христова, который может привести к истине многих людей, стать защитником православной веры. Именно с таким характером появился когда-то на свет великий русский подвижник, молитвенник Русской Земли, духовный автор и богослов – святитель Феофан, Затворник Вышенский. О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного… Святитель Феофан последние годы жизни провел в затворе в Вышенской пустыни. Уединение для него было «слаще меда». Святитель поражал своих современников удивительной целеустремленностью и работоспособностью. Как пчела, перелетая от цветка к цветку, кропотливо собирает драгоценный нектар, из которого получается душистый мед, так и подвижник многими трудами собирал христианские добродетели.

http://pravoslavie.ru/67784.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010