Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Михаил (Грибановский). Фотография. Кон. XIX в. (Грибановский Михаил Михайлович; 2.11.1856, г. Елатьма Тамбовской губ.- 19.08.1898, г. Симферополь, Крым), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель. Род. в семье потомственного свящ. Михаила Грибановского, благочинного городских церквей Елатьмы; мать - Фавста Ермиловна, дочь священника; в семье было 11 детей, 6 из к-рых умерли в возрасте от года до 12 лет. Когда М. было 6 лет, его дом посетил свт. Феофан Затворник (Говоров) во время инспекции своей епархии. М. окончил 2-е Тамбовское ДУ (1872), Тамбовскую ДС в 1879 г. с опозданием, пропустив неск. лет по причине болезни. Окончив семинарию 1-м по разрядному списку, был рекомендован к поступлению в Казанскую ДА; не поступив по болезни, в 1880 г. выбрал СПбДА и окончил ее в 1884 г. со степенью канд. богословия (тема работы: «Религиозно-философское мировоззрение философа Гераклита»). На последнем курсе академии, 14 янв. 1884 г., был пострижен в монашество с тем же именем, в честь свт. Михаила, митр. Киевского. 29 янв. рукоположен во диакона, 8 мая - во иерея. Во время обучения у М. преобладал интерес к религ. философии и христ. апологетике. По окончании академии защитил диссертацию pro venia legendi «Религиозный элемент в философии Гераклита» и был оставлен приват-доцентом на кафедре основного богословия; читал студентам курс «Введение в круг богословских наук», состоявший из 8 лекций (впосл. издан). С 15 авг. 1884 г. стал и. о. доцента на кафедре основного богословия в СПбДА, с 29 апр. 1887 г. исполнял должность инспектора академии. М. удалось побывать дважды в паломничестве на Св. землю: в 1886 г., когда даже пожелал там остаться, и в апр. 1893 г. (Письмо к А.Ф. от 5 мая 1893 г. и др.// Михаил (Грибановский). Соч. 2011. С. 700-714). 3 апр. 1888 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени магистра богословия («Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью»).

http://pravenc.ru/text/2563630.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Николай (Касаткин), архиеп. Японский. Фотография. Ок. 1911 г. (Касаткин Иван Дмитриевич; 1.08.1836, с. Берёза Бельского у. Смоленской губ.- 3.02.1912, Токио), равноап. (пам. 3(16) февр.), архиеп. Японский. Родители - диакон церкви с. Берёза Дмитрий Иванович Касаткин и его супруга Ксения Алексеевна (урожд. Савинская). Крещен с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи. В семье Касаткиных было четверо детей - Гавриил (умер во младенчестве), Ольга, Иван и Василий. В 1841 г., когда Ивану было 5 лет, умерла Ксения Алексеевна. И. Д. Касаткин окончил Бельское ДУ, затем в 1857 г.- Смоленскую ДС первым студентом, в том же году отправлен за казенный счет в СПбДА (ректор с 1857 по 1859 - архим. св. Феофан Затворник (Говоров) ). Он с юности мечтал проповедовать язычникам. Еще во время учебы в семинарии рассказ проф. И. Ф. Соловьёва о Китае пробудил в нем желание поехать туда с проповедью Евангелия. В 1859 г., на последнем курсе СПбДА, Касаткин увидел объявление о приглашении священника для правосл. ц. в честь Воскресения Христова, возведенной на средства российского консульства в г. Хакодате стараниями консула И. А. Гошкевича, и решил ехать в Японию, приняв монашество, потому что «иначе нельзя для пользы дела» ( Андроник (Никольский). 1900. С. 430-432). Ректор академии архим. Нектарий (Надеждин) дал понять, что в случае принятия монашества Касаткину обеспечено хорошее место и в С.-Петербурге, но тот ответил, что желает быть монахом только для миссии (Там же). Решением членов Синода был выбрал Касаткин. По свидетельству прот. Н. В. Благоразумова , к-рый тоже был в числе пожелавших отправиться в Японию, «...студентов охотников (т. е. посвятить себя миссионерству) записалось тогда человек 10-12, и все при условии женитьбы, а Касаткин - один монахом и перебил всех» ( Кедров. 1912. С. 380). По ходатайству митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) ему была присвоена степень кандидата богословия без предоставления квалификационного сочинения, однако по мн. предметам он не получил аттестации, т. к. должен был пропустить целый учебный год. 24 июня 1860 г. И. Д. Касаткин был пострижен в монашество с именем Николай в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского, 29 июня рукоположен во диакона, а 30 июня - во иерея.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Орловская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор (Болхов) Орловская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района. Граничит с областями: на севере с Тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской, на западе с Брянской, на северо-западе с Калужской. Административный центр — город Орёл . Содержание Православие в Орловской области [ править править код ] История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни. Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства. Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) ; протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

Пятый член символа веры (Верую в Господа Иисуса Христа) „воскресшего в третий день по писанием». Тексты „Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь святому увидеть тление». ( Пс. 15:10 ). „Он (Иисус) начал говорить: род сей лукав; он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» ( Лк. 11:29 ). (Ангелы) „сказали (женам): что вы ищете живого между мертвыми? Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». ( Лк. 24:5–7 ). „Иисус говорит ему (Фоме): ты поверил, потомучто увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». ( Ин. 20:29 ). „Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти». ( Рим. 6:9 ). „А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». ( 1Кор. 15:17 ). „Он (Сын Человеческий) положил на меня (Иоанна) десницу Свою и сказал мне: не бойся! Я есмь Первый и Последний, и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. ( Откр. 1:17–18 ). Изречения „Чудо – ручательство, что Учитель пришел с неба. Но цель чуда этим не исчерпывается: чудо уверяет нас, что Господь природы есть в то же время Господь совести. Оно удостоверяет моральный характер Творца». (Лейтон). „Чудесное на земле – естественно на небе». „Разумети силу воскресения Его». ( Флп. 3:10 ). „Сила воскресения Христова еще не явлена. Акт воскресения мы знаем, но значение его в системе бытия сокрыто от нас. Если воскресший есть Бог, и человеческое естество, воскрешенное в Нем, есть центр всего тварного, то сила воскресения Христова, падая ближайшим образом на человечество, чрез него должно снисходить и во все области бытия. Как все сие есть, – сокрыто; ибо и человечество еще чает воскресения, а не причастилось его. Когда совершится сие воскресение, тогда во всем величии явится значение воскресения Христова и во всей твари; а дотоле и она чает и воздыхает о свободе от тления». (Еп. Феофан Говоров). „Смерти празднуем умерщвление, иного живота вечного начало». (Из пасхальных песнопений).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богословский вестник Братский вестник Богословские труды Вестник древней истории Вера и разум Воскресное чтение Душеполезное чтение Журнал Московской Патриархии И.Флавий, Арх Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона Православная богословская энциклопедия Православная мысль Православное обозрение Православный собеседник Прибавление к творениям св.Отец Толковая Библия Странник Труды Киевской Духовной Академии Христианское чтение Чтения в Обществе любителей духовного просвещения Bible et Terre Sainte The Jerome Biblical Commentary. Ed.R.Brown, J.A.Fitzmyer, R.E.Murphy, v. I- II, London, 1968. Robert A., Feuillet A. Introduction а la Bible, v. I- II, Tournai, 1959. I. Жизнь Иисуса Христа: общие труды, источники —————————————————— Звездочкой отмечены книги, рекомендуемые начинающим изучать Евангелие. Список литературы, посвященной историческому фону Евангелий и библейской религии последних веков до н.э. см. в кн.: Мень А. На пороге Нового Завета. Библия с приложениями. – Брюссель, Жизнь с Богом, 1973–1977. 2. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М., Московская Патриархия, 1976. 3. Новый Завет с приложениями. Брюссель, Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. Брюссель, Жизнь с Богом, 1967; 2е фототип.изд., 1970. Новый Завет. – Рим, 1944 и 1946. 5. Новый Завет. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. Лондон, 1970. 6. Aland K. Synopsis Quattuor Evangeliorum. Stuttgart, 1973. 7. Benoit P., Boismard M. Synopse des quatre Evangiles, t. I- II, Paris, 1972. 8. Novum Testamentum graece cum apparatu critico curavit, Eberhard Nestle. Stuttgart, 1963. Гладков Б.И. Евангельская история. СПб., 1913. Слово Жизни вечной. Евангельское повествование. Составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский. Брюссель, Жизнь с Богом, 1959. 11. Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. М., 1918.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/9

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 15 чудотворных икон Москвы 11 мин., 30.09.2023 Содержание Болезнь, трудности на работе и в отношениях, проблемы с жильем, потеря близких или, напротив, радостные перемены в жизни — бывают ситуации, когда мы особенно нуждаемся в помощи Господа. Есть давняя традиция в таких ситуациях молиться у особенно почитаемых, чудотворных икон. Сегодня мы расскажем вам о некоторых чудотворных иконах Москвы. Еще VII Вселенский Собор сформулировал догмат иконопочитания, согласно которому сама по себе икона, как соединение дерева и красок, не является объектом поклонения. Ее назначение в другом. Образ, который человек видит перед собой, помогает сосредоточиться на молитве, настраивает на разговор с Творцом, возводит его ум «от образа к первообразу», то есть от изображения к изображенному. Соответственно, и помощь молящемуся оказывает не икона, а Господь по молитвам Богородицы или святого, которого мы видим на иконе. Что же такое чудотворная икона? Таковой можно считать любую икону, перед которой человек молился и получил помощь от Господа, — даже самую простую, маленькую, бумажную. Святитель Феофан (Говоров) пояснял: «Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно. Сила тут не в иконе и не в людях прибегающих, а в Божией милости». Молиться Богу можно в любое время и в любом месте, и качество иконы на «эффективность» молитвы не влияет. Но так сложилось в истории, что по молитвам у некоторых икон, например Богородицы Казанской, Владимирской, Иверской и других, совершались множественные или очень яркие чудеса, и с тех пор эти иконы особенно почитают и любят верующие. Списки (копии) этих икон есть во многих храмах, и часто они тоже отмечены чудотворениями. Об этом свидетельствуют, например, украшения — серьги, кольца, нательные крестики, которые люди жертвуют в оклады таких икон в знак благодарности. Если вы увидите в каком-то храме образ, украшенный подобным образом, значит, многие люди почитают его чудотворным.

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

Скачать epub pdf Архиеп. Аверкий (Таушев) († 1976 г.) Провозвестник кары Божией русскому народу. В нынешнем 1964 году на самый праздник Богоявления исполнилось ровно 70 лет со дня блаженной кончины приснопамятного Епископа Феофана, известного верующим русским людям под именем «Вышенского Затворника». Замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви, перед наступлением столь грозных времен для нея и для всей России, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменныя творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни – той «жизни во Христе», которой жили на протяжении вот уже почти двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия. Они, эти творения святителя Феофана, раскрывают перед нами всю глубину и ни с чем несравнимую возвышенную красоту духовной жизни, а потому всякий стремящийся жить подлинной духовной жизнью, не может не знать и не ценить их, а кто еще с ними не знаком, тот должен познакомиться. Это – как бы «пробный камень» правильного подхода к духовной жизни, истинно-православной ея оценки и понимания в наше лукавое время, когда столь многие «влаются» всякими ветрами всевозможных лжеучений ( Ефес. 4, 14 ) и увлекаются «философией и пустым обольщением, по преданиям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол. 2, 8 ). Сама жизнь святителя Феофана говорит за себя и служит лучшей рекомендацией всего вышесказанного, внушая к нему и к его письменным творениям полное доверие и высокое уважение. В мире Георгий Васильевич Говоров, святитель Феофан был сыном священника св. Владимирской церкви села Чернавска Елецкого уезда Орловской губернии. Родился он 10 января 1815 года. Получив первоначальное обучение в родительском доме, он прошел затем курс Ливенского духовного училища и Орловской духовной семинарии (1831–1837). Здесь несомненно и получил он ту цельность направления и серьезный закал мысли, которые давала наша старая духовная школа своим лучшим питомцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скачать epub pdf Библиография Принятые в Библиографии сокращения БВ – Богословский вестник БВс – Братский вестник БТ – Богословские труды ВДИ – Вестник древней истории ВР – Вера и разум ВЧ – Воскресное чтение ДЧ – Душеполезное чтение ЖМП – Журнал Московской патриархии И. Флавий, Арх. – Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС – Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ – Православная богословская энциклопедия ПМ – Православная мысль ПО – Православное обозрение ПС – Православный собеседник ПТО – Прибавление к творениям св. Отцев ТБ – Толковая Библия Ст – Странник ТКДА – Труды Киевской духовной академии ХЧ – Христианское чтение ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники 1 . Библия с приложениями. – М.: Московская Патриархия, 1968:1988. 2 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М.: Московская Патриархия, 1976. 3 . То же с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1967; 2-е фототип. изд., 1970. 4 . То же – Рим, 1944 и 1946. 5 . То же. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. – Лондон, 1970. 6 . Гладков Б. И. Евангельская история. – СПб., 1913. 7 . Слово Жизни вечной. Евангельское повествование (составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. 8 . Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. – М., 1918. 9 . Бобровский А. Из эпохи зарождения христианства: 1. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе. – Париж, 1929. 10 . Вега (В. В. Гейман). Апокрифические сказания о Христе: Книга Никодима. – СПб., 1912. 11 . То же: Книга Девы Марии. – СПб., 1912. 12 . Тоже: Книга Иосифа Плотника. – СПб., 1914. 13 . Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. – СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Скачать epub pdf Провозвестник кары Божией русскому народу В нынешнем 1964 году на самый праздник Богоявления исполнилось ровно 70 лет со дня блаженной кончины приснопамятного епископа Феофана, известного верующим русским людям под именем «Вышенского Затворника». Замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви, перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни – той жизни во Христе, которой жили на протяжении вот уже почти двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия. Они, эти творения святителя Феофана, раскрывают перед нами всю глубину и ни с чем не сравнимую возвышенную красоту духовной жизни, а потому всякий стремящийся жить подлинной духовной жизнью, не может не знать и не ценить их, а кто еще с ними не знаком, тот должен познакомиться. Это – как бы пробный камень правильного подхода к духовной жизни, истинно православной ее оценки и понимания в наше лукавое время, когда столь многие «влаются» всякими ветрами всевозможных лжеучений ( Еф.4:14 ) и увлекаются «философией и пустым обольщением, по преданиям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол.2:8 ). Сама жизнь святителя Феофана говорит за себя и служит лучшей рекомендацией всего вышесказанного, внушая к нему и к его письменным творениям полное доверие и высокое уважение. В мире Георгий Васильевич Говоров, святитель Феофан был сыном священника св. Владимирской церкви села Чернавска Елецкого уезда Орловской губернии. Родился он 10 января 1815 года. Получив первоначальное обучение в родительском доме, он прошел затем курс Ливенского духовного училища и Орловской духовной семинарии (1831 – 1837). Здесь несомненно и получил он ту цельность направления и серьезный закал мысли, которые давала наша старая духовная школа своим лучшим питомцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Статья посвящена выдающемуся деятелю Русской Православной Церкви, основателю Русской духовной миссии в Иерусалиме епископу Порфирию (Успенскому ; 1804–1885). Учёные заслуги епископа Порфирия как крупнейшего русского византолога и востоковеда были отмечены различными научными обществами, Петербургским, Московским и Новороссийским университетами и тремя духовными академиями, избравшими его своим почётным членом. Среди многочисленных трудов епископа Порфирия особый интерес представляет его деятельность на ниве духовного просвещения славянских народов и, в первую очередь, его связи с болгарами. Ключевые слова: Порфирий (Успенский) , Болгария, Константинополь, Н.А. Протасов, Иерусалим, Афон, Дунай, Бухарест, Киевская духовная академия, иеромонах Феофан (Говоров), В.П. Титов, А.С. Стурдза, Хиландарский монастырь, Зографский монастырь, Каир, Синайский монастырь, Лавра св. Афанасия, Александро-Невская лавра А.П. Лебедев , П.А. Сырку, Феодор Студит , Пловдив. Первые сведения о том интересе, который епископ Порфирий (с 1833 до 1865 гг. – архимандрит) проявлял к Болгарии, содержатся в его автобиографических записях. «Давно славяне, как особенные узоры, явились на канве моей жизни, – вспоминал в своём дневнике владыка Порфирий. – Ещё в 1839–40 г., когда я был ректором Одесской семинарии, учились в ней (чуть ли не первые) болгары Игнатович и Пётр Княжеский» 1 . Впоследствии, в мае 1843 г., перед своим отъездом из Петербурга на Ближний Восток, архимандрит Порфирий был принят в Азиатском департаменте и там пахтался уточнить маршрут своего возвращения в Россию. «Позволят ли мне возвратиться через Болгарию, дабы собрать сведения о тамошней Церкви?» – так поставил вопрос будущий епископ Порфирий. «Проезд через Болгарию, – ответил посланник, – будет затруднителен для Вас, по неустройству этого края. Да и едва ли можно будет дать Вам позволение на это, там (турецкие власти. – Авт.) возведут на Вас небылицы, злоупотребят Вашим именем. Итак, не желайте себе неприятностей» 2 . 23 мая 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010