Санкт-Петербургская духовная академия История Санкт-Петербургской духовной академии началась в эпоху императора Петра Великого: в 1721 году при Александро-Невском монастыре была открыта Славянская школа. Переименованная в 1725 году в Славяно-греко-латинскую семинарию, в 1788 году она была преобразована в Главную семинарию, куда посылали учиться лучших воспитанников епархиальных семинарий России. В 1797 году Главная семинария была переименована в Александро-Невскую академию, которая в результате всеобщей реформы духовного образования в начале 1809 года распалась на три учебных заведения (они размещалась по-прежнему в Александро-Невской лавре): духовную академию, духовную семинарию, Александро-Невское духовное училище. После принятия устава 17 февраля 1809 года состоялось открытие духовной академии. С 1 марта 1809 года начинается история семинарии. В 1841 году она переводится за стены монастыря в здание, в котором размещается и сегодня. Цель духовных школ состояла в подготовке служителей Церкви. Для этого проводились реформы духовного образования, совершенствовались устав духовных школ, методика преподавания богословских наук. В 1821 году стал выходить богословский журнал " Христианское чтение " . Позже академия стала издавать журнал " Странник " и еженедельник " Церковный вестник " . Профессор академии протоиерей Герасим Павский и миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) сделали научный перевод Библии на русский язык. В 40-е гг XIX столетия академия начинает принимать посланцев Поместных Православных Церквей из Болгарии, Греции, Грузии, Румынии, Сербии. Среди выпускников дореволюционной академии много видных иерархов, богословов и историков Церкви, профессоров, академиков, церковных писателей, миссионеров, чтимых всероссийских пастырей. За многие труды и высокую праведную жизнь были канонизированы святитель Феофан Затворник (Говоров), апостол Японии святитель Николай (Касаткин), праведный Иоанн Кронштадтский, Патриарх Всероссийский Тихон (Белавин). В 1918 году духовные школы были закрыты. Но традиции продолжали  развиваться в петроградском Богословском институте, затем — на открывшихся в 1925 году Высших богословских курсах благодаря трудам профессоров и преподавателей закрытой академии.

http://mitropolia.spb.ru/about/edu/

Х Феофановские чтения прошли в Издательском Совете Русской Православной Церкви 12 октября 2016 г. 14:35 11 октября 2016 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошли Х юбилейные Феофановские чтения. В работе чтений приняли участие архипастыри и духовенство, ученые, а также студенты духовных учебных заведений. По традиции перед началом чтений был отслужен молебен святителю Феофану Затворнику. Открывая пленарное заседание, председатель Издательского Совета обратился к собравшимся с приветственным словом. В ходе пленарного заседания с докладом на тему «Святитель Феофан (Говоров) — архипастырь земли Тамбовской» выступил митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий . Участие в чтениях принял епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим . Будучи иеромонахом и преподавателем Московской духовной академии , владыка Питирим также принимал активное участие в форумах, посвященных изучению наследия святителя Феофана Затворника. Настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимира, доцент кафедры богословия и библеистики Владимирской Свято-Феофановской семинарии, кандидат педагогических наук архимандрит Зосима (Шевчук) предложил доклад «О служении святителя Феофана Затворника на Тамбовской и Владимирской кафедрах: влияние архипастыря на умы современников из числа духовенства». С докладом «О положении начальствующих в древних обителях (по книге святителя Феофана " Древние иноческие уставы " )» выступила настоятельница Вышенского Успенского монастыря Скопинской епархии игумения Вера (Ровчан). Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков представил доклад «Проблема формирования этноисторического сознания в исторической традиции России. По трудам святителя Феофана». С докладом «Восхождение по " Лествице " в одеждах доброделания в наследии свт. Феофана» выступил заведующий библиотекой Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов). Клирик храма вмч. Пантелеимона г. Краснодара, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов представил доклад «Литургический аспект избранных мест писем апостола Павла в экзегетических трудах святителя Феофана Затворника».

http://patriarchia.ru/db/text/4636791.ht...

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. — 3-е изд., испр. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 368 с. – (Б-ка духовной прозы) Эта книга – одна из самых замечательных книг о молитве. Учиться непрестанной Иисусовой молитве по ней благословляли святитель Феофан Затворник и оптинские старцы. На ней воспиталось несколько поколений православных людей. Приводим отрывок из книги. ПРЕДИСЛОВИЕ «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» достаточно известны в России. Первые четыре рассказа написаны русским автором во второй половине прошлого века и распространялись в рукописном и печатном виде. Они были обнаружены и переписаны на Афоне настоятелем Черемисского монастыря Казанской епархии игуменом Паисием и им же изданы. В 1884 году в Москве вышло уже четвертое издание. Кроме указанных четырех рассказов, в бумагах в Боге почившего преподобного старца иеросхимонаха Амвросия Оптинского, были обнаружены в рукописи еще три рассказа странника, которые названы «Свиданиями». Они дважды издавались в России в 1911 году тщанием архиепископа Никона (Рождественского; † 1917/18), а затем переиздавались за границей. Кому принадлежат эти рассказы, неизвестно. На сей счет высказывались различные предположения. В числе возможных авторов называли и игумена Тихона — настоятеля одного из монастырей Нижегородской или Владимирской епархии, автора ряда душеполезных книг, и архимандрита Михаила, настоятеля Троицкого Селенгинского монастыря, и преподобного Амвросия Оптинского, и святителя Феофана Затворника Вышенского. Но достаточных оснований отдать предпочтение кому-либо из них не имеется. Вероятно, автор рассказов был неизвестный, хотя и одаренный писатель. Святой епископ Феофан (Говоров), Вышенский Затворник (1815—1894), свидетельствует о том, что сам исправил «Рассказы» и дал им известный нам вид. Об этом он написал Н.В. Елагину в письме от 26 октября 1882 года: «...Помните или знали ль Паисия Саровского — теперь игумена где-то в Казанской епархии? Он начал рассказ странника, искавшего молитву Иисусову... Я эту книжицу поправил и дополнил... и послал для второго издания».

http://pravoslavie.ru/30850.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Феофан Затворник января 1815-†6 января 1894 Прославлен в 1988 г. Память празднуется 10 (23) января Святитель Феофан (Георгий Васильевич Говоров) родился в селе Чернавске (Орловская губерния) в семье священника. После окончания Орловской Духовной семинарии он в 1837 г. поступил в Киевскую Духовную академию. 15 февраля 1841 г. студент Говоров был пострижен в монашество, 6 апреля рукоположен в иеродиакона, 1 июля – в иеромонаха. С 1844 г. он – преподаватель Петербургской Духовной академии. В 1847–1854 гг. иеромонах Феофан был членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а в 1856 г. – настоятелем посольской церкви в Константинополе. 13 июня 1857 г. отец Феофан был назначен ректором Петербургской Духовной академии. В июне 1859 г. он был рукоположен в епископа Тамбовского. В 1863–1866 гг. Святитель занимал древнюю Владимирскую кафедру. Во время своего епископского служения Святитель проявил себя как ревностный проповедник. 17 июня 1866 г. преосвященный Феофан по собственному прошению был уволен на покой с пребыванием в Вышенской пустыни (Тамбовская епархия). После пасхальных дней 1872 г. он ушел в полный затвор. В келиях епископа-затворника была церковь , в которой он служил Литургию во все праздничные дни, а последние 11 лет ежедневно. Его жизнь в затворе проходила в богослужении и молитве. Он писал также богословские труды, письма к различным людям, обращавшимся к Святителю, и иконы. Труды епископа Феофана можно разделить на три вида: нравоучительные, экзегетические и переводы. Первые продолжают и развивают учение святых Отцов о христианском спасении. В них Святитель выступает как подвижник, исполнивший это учение в жизни. Эти его творения часто цитируются при разрешении многих богословских вопросов. Письма Святителя – особый род его творений. В них, уйдя из мира, он духовно окормлял многих и многих. Святитель Феофан мирно скончался в день Богоявления наедине с Богом, на служение Которому он посвятил себя. Его наследие уже современниками воспринималось как всестороннее руководство в духовной жизни. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Феофан Затворник: святой опровергает эпоху 3 мин., 23.01.2014 Сегодня 23 января Церковь отмечает день памяти святителя Феофана Затворника — одного из самых известных и почитаемых святых девятнадцатого века. В эпоху, которую иногда называют временем упадка российского православия и торжества нигилизма, он стал одним из тех, кто доказал — Церковь всегда жива, какими бы сложными не были внешние обстоятельства. Также как в веке двадцатом, через гонения проложили путь к святости тысяч и тысяч людей, в веке девятнадцатом, вопреки бюрократии духовных консисторий святители Феофан Затворник, Игнатия Брянчанинов и многие другие подвижники сохраняли и развивали живую церковную мысль, доказывая: Церковь остается живой христианской общиной, где всегда будет место святости. Будущий святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился в 1815 году в Орловской губернии. После Орловской семинарии учился в Киевской духовной академии. Значительную часть своей жизни он посвятил системе духовного образования. Также ему довелось послужить на Святой земле и в Константинополе. В 1859 году он был назначен епископом Тамбовским, но уже в 1866-ом году подал прошение с просьбой отчислить его на покой. Этот поступок сперва вызвал непонимание даже в церковной среде, хотя прошение и было удовлетворено в том же 1866-ом году. Сам святитель так объяснял свое решение в одном из писем: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». В 1872 святитель ушел в затвор, но это не стало уходом от мира. Напротив, именно теперь, оставив епископское служение, он смог в полной мере раскрыть свой пастырский и писательский талант. Ежедневно владыка Феофан получал до 40 писем, на каждое из которых — отвечал. Его наследие — богатая переписка, ряд важных переводов и собственных богословских трудов. Скончался он 6 января 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. Через него и его современников от Серафима Саровского к Оптинским старцам и затем к новомученикам и исповедникам российским протянулась, непрерывавшаяся никогда преемственность русской святости. 5 цитат святителя Феофана Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/feofan-zatvornik-svyatoj-...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Свт. Георгий I Антиохийский (?-594) — антиохийский патриарх. Палестинец, о детстве и юности ничего не известно. Монах и игумен нескольких обителей. Принимал участие в византийской политике…. далее» Свт. Георгий (Конисский) (1717-1795) —  архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, философ, богослов, писатель, поэт, общественный деятель, защитник веротерпимости, обличитель социальной несправедливости, пороков духовенства, просветитель, блестящий оратор. Безусловно,… далее» Святитель Феофан Затворник, Вышенский — (1815 — 1894), в миру — Георгий Васильевич Говоров. Феофан Затворник — один из самых авторитетных русских аскетических писателей. Феофан Затворник… далее» (1982-1942) — сын прав. Алексея Мечева, сам духовник и священник. Замучен советской властью. Был прекрасно образован (гуманитарные науки; окончил историко-филологическое отделение Московского Университета, знаток западноевропейского искусства,… далее» то Патриарх Гермоген (Ермоген в миру Ермолай; ок. 1530 — 1612) — патриарх Московский, одна из центральных фигур Смутного времени. Историки спорят о его происхождении: кто… далее» Герасим II Паллада (ум. 1714) — александрийский патриарх. Родился на Крите в семье пресвитера и ритора.  Учился на Керкире и в Венеции. Знал греческий, арабский, еврейский и… далее» Евтихий(ок. 512 — 582) — Патриарх Константинопольский. Сын военного. Его дед, священник, преподал ему христианское воспитание. В 15 лет уезжает в Константинополь — изучать светские науки… далее» Владимир Мономах (1053/54 — 1125) — выдающийся государственный деятель, древнерусский писатель. Владимир был редким исключением среди других русских князей. Он вошел в историю прежде всего как… далее» (1722 — 1794 гг.) — род. на территории современной Украины, много скитался в поисках духовных наставников, прожил много лет на Афоне, откуда переселился вместе с братией… далее» Свт. Геннадий Новгородский (в схиме — Галактион, предположительное прозвище (фамилия) — Гонзов; ок. 1410 — 1505) — скорее всего происходил из рода московских бояр. Одна из… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Е.В. Тростникова О святителе Феофане Затворнике Мы не раз говорили о том, что притча по самой сути – дело устное, и уж во вторую очередь литературное, письменное. Но один из чудеснейших русских святых XIX века и один из ярчайших наших церковных писателей, святитель Феофан (Говоров, 1815–1894), недаром получил прозвание «Затворника Вышенского». Через 7 лет епископского служения, в 1866 году, он попросил увольнения на покой в Вышенскую пустынь Тамбовской (ныне Рязанской) епархии, чтобы отдаться своим ученым трудам, – как он писал митрополиту, «чтобы был и плод трудов, – не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». В 1872 году епископ-старец ушел в затвор: затворился в отдельном флигеле, прекратил всякие сношения с людьми (принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника), перестал ходить в монастырский храм на богослужение (но в устроенной им келейной малой церкви служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно). В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни архипастыря. В свободное от духовных подвигов время он занимался учено-литературными богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях, и таким образом нес служение старца. То, что другие старцы передают прежде всего устным словом, святитель Феофан передавал письменным – в книгах и в письмах, которых он писал от 20 до 40 в день. В одном из своих писем святитель говорит: «Писать – это служба Церкви нужная». Главной темой многочисленных произведений святителя является спасение во Христе. Одна из самых знаменитых его книг, которая заслуживает стать настольной для любого православного христианина, так и называется – «Путь ко спасению». И несколько иначе, в форме писем к духовной дочери, то же последовательное наставление в духовной жизни изложено в книге «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». В этих живых, проникнутых любовью и мудростью письмах-наставлениях старец нередко прибегает к притчам. В другом известном творении святителя – «Мысли на каждый день года», мы также постоянно сталкиваемся с притчами. Читать далее Источник: Притчи православных старцев/Составитель Е.В. Тростникова. - Издательство Борисова, 2012. - 232 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pritch...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Феофан Затворник, свт. Годы жизни: 1815 — 1894. В миру — Георгий Васильевич Говоров. Великий аскетический писатель. Преподаватель и руководитель духовных учебных заведений. Член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятелей русской посольской церкви в Константинополе, епископ. С 1872 г. и до конца жизни — в затворе.Среди творений епископа Феофана почти не встречается трудов специально догматического характера, но поскольку нравственное учение христианства стоит в неразрывной связи с христианскими догматами, то в разных местах его трудов можно увидеть раскрытие и догматического учения. Догматический элемент в творениях святителя особенно важен потому, что разъяснения автора касаются высочайших и труднейших пунктов христианской догматики. Одним из важнейших дел жизненного подвига преосвященного Феофана являются его замечательные труды по изъяснению слова Божия, которые представляют собой ценный вклад в русскую библеистику. Наставления в духовной жизни «Наставления в духовной жизни» святителя Феофана Затворника — это сборник, составленный преосвященнейшим Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским из чрезвычайно обширной переписки автора. Беседы о Посланиях апостола Павла «Евангелие Господа нашего Иисуса Христа дошло до нас через свв. Апостолов, распространявших глаголы вечной жизни по всему миру. При этом бесспорно, что на поприще проповеди Евангелия Христова более других потрудился св. ап. Павел (1Кор.15:10), покоривший Кресту Христову многие народы языческого мира. Псалтирь преподобного Ефрема Сирина Авторство этой книги принадлежит двум святым отцам: сами изречения – преподобному Ефрему Сирину, а составление их по подобию псалмов для пользы душевной и молитвы – святителю Феофану Затворнику. Самое популярное Сейчас в разделе 1645  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1129 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/1/zhitiya-i-tvore...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феофан Затворник, свт. Ключевые слова: Русь, Санкт-Петербург, Тамбов, Владимир, Святитель, XVIII-XIX вв., Рязань, Орёл, Киев, Украина, КДА, СпбДА Дни празднования: Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Феофан Затворник, свт. - житие Святитель Феофан Затворник, Вышенский (память 10 января по старому стилю; 16 июня - перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского). В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной С[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1988.] Свт. Феофан Затворник. Реставрационно-иконописная мастерская Данилова монастыря (руководитель И.В. Ватагина). Икона. Москва. 1988 год. Написана на канонизацию. Файл 10864.jpg:   Размер: 899x1200, 1.08 MPix, 174 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (524) , (20) . Описание: [Россия. 2004.] Свт. Феофан Затворник. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г. Файл 10865.jpg:   Размер: 726x1200, 0.87 MPix, 139 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (289) , (13) . Описание: [Петербург. 1860.] Свт. Феофан Затворник. П.Ф. Борель (Мастерская А. Траншеля). Литография. Санкт - Петербург. 1860 г. ГИМ. Москва. Файл 10866.jpg:   Размер: 827x1200, 0.99 MPix, 99 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (367) , (21) .

http://pravicon.com/icon-3122

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В чем разница между чудотворными иконами и обычными? 1 мин., 14.07.2012 Почему одни иконы чудотворные, а другие нет? Ведь мы молимся не иконам, а святым, на них изображенным. В чем же дело? Дмитрий Уважаемый Дмитрий, Вы задали вполне справедливый вопрос. Но прежде чем на него отвечать, следует сделать некоторое уточнение: а что же мы понимаем под словом чудо? Это ведь не просто какое-то явление, выходящее за рамки наших представлений о законах естества, а ответ Бога на мольбу человека попавшего в беду, из которой он уже не надеется выбраться сам. И когда после молитвы перед иконой он получает такой ответ-помощь от Бога, то, естественно, хочет поделиться своей радостью с другими людьми. Вот эти рассказы свидетелей чуда и становятся основанием для почитания той или иной иконы как чудотворной. Хотя чудо сотворила, конечно же, не икона, а Господь. Но память о такой встрече человеческой веры и Божьего милосердия сохраняется в предании Церкви через почитание иконы. Святитель Феофан (Говоров) писал: «Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно. Сила тут не в иконе и не в людях прибегающих, а в Божией милости». И, наверное, в этом смысле чудо­творной вполне обоснованно можно считать любую икону, перед которой человек молился и получил помощь от Господа. Даже ту, которая стоит на иконной полочке у Вас в квартире, если в Вашей молитвенной жизни был опыт подобного рода. Фото Владимира Ештокина Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Можно ли собороваться в храме при кладбище? 18.04.2024 20.04.2024 18.04.2024 19.04.2024 19.04.2024 19.04.2024 19.04.2024 18.04.2024 20.04.2024 18.04.2024 19.04.2024 19.04.2024 19.04.2024 19.04.2024 18.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chudotvornyie-ikonyi.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010