Антология семинарской жизни. Святитель Феофан. Семинарские и академические годы. Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Святитель Феофан Затворник Преосвященный Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его, священник этого села, от природы человек очень способный, получил хорошее образование и отличался строго благочестивою жизнью. Он кончил курс родной семинарии со званием студента и оставлен был при ней в должности воспитателя юношества, так называемого «сениора». Как выдающийся среди духовенства деятель, он скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного, каковую с честью проходил в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать преосвященного была женщина глубоко религиозная, в высшей степени скромная и трудолюбивая; отличительной чертой ее характера была мягкость и доброта сердца, особенно ярко выражавшиеся в ее сострадательности и всегдашней готовности прийти на помощь всякого рода нуждающимся.

http://pravoslavie.ru/30367.html

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. Через три года после окончания Киевской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров) решением Святейшего Синода из Новгородской семинарии переводится преподавателем практического богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию и назначается помощником инспектора академии. Пребывание в Петербурге дало ему возможность углубить свои богословские и аскетические знания. Кроме того, он знакомится с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) , известными в то время богословами, духовными писателями и, главное, с издателем журнала «Маяк» Степаном Онисимовичем Бурачком. С Бурачком у него устанавливается дружба на многие годы. В течение трех лет пребывания в Петербурге он активно сотрудничает с издательством. В это время публикуются его первые богословские сочинения. Очередной перевод иеромонах Феофан получил осенью 1844 года – на этот раз в столицу, где без малого три года он продолжал преподавательскую деятельность в стенах духовной академии. В эти годы состоялось два выпуска – XVI и XVII курсов (в 1845 и 1847 году соответственно), на высшем отделении которых иеромонах Феофан преподавал нравственное (или практическое) богословие. Сначала будущий святитель был переведен на место своего однокурсника по Киевской духовной академии – иеромонаха Макария (Булгакова) , который с 1842 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. Намереваясь назначить его инспектором и профессором догматического богословия, академическое правление обратилось в Святейший Синод с предложением перевести иеромонаха Феофана (Говорова) из Новгородской семинарии на освобождающуюся должность преподавателя академии. Об этом 10 октября 1844 года обер-прокурор Синода граф Н.А. Протасов сделал соответствующее предложение, приведя характеристику епархиального архиерея митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Антония (Рафальского) 1 на кандидата: «поведения очень доброго, исправен и благонадежен» В итоге согласно синодальному определению от 16 октября 1844 года иеромонах Феофан стал «бакалавром» (то есть преподавателем нравственного богословия в академии, оставаясь инспектором Новгородской семинарии 29]. В начале следующего года он был назначен помощником инспектора академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В 1877 году началась война России с Турцией за освобождение балканских славянских народов. Святитель Феофан (Говоров) в это время уже находился на покое в Свято-Успенском Вышенском монастыре, посвятив себя аскетическим трудам, переводческой и писательской деятельности. Но будучи знатоком ситуации на Востоке и в Османской империи, он внимательно следил за происходившими там событиями и в своих письмах давал им оценку, а в отдельных случаях высказывал свое видение развития ситуации. В статье исследовано отношение святителя Феофана Затворника к событиям в ходе балканской кампании, и какое отображение они нашли в его письмах. Abstract. In 1877, the war between Russia and Turkey for the liberation of the Balkan Slavic people began. Saint Theophan (Govorov) was already at rest at the Holy Dormition Vyshinsky Monastery at that time, devoting himself to ascetic works, translation and writing activities. But being an expert on the situation in the East and in the Ottoman Empire, he closely followed the events taking place there and, in his letters, gave them an assessment, and in some cases expressed his vision for the development of the situation. The article examines the attitude of St. Theophan the Recluse to the events during the Balkan campaign, and what kind of reflection they found in his letters. Пребывая в затворе, но имея патриотические чувства к своему Отечеству, святитель Феофан Затворник внимательно следил за событиями, связанными с судьбами России. 12 (24) апреля 1877 года началась война России с Турцией. Союзниками России в той войне были балканские государства. Эта война была связана с национально-освободительным движением в Болгарии и на Балканах. На протяжении почти пяти веков христианское население Балкан находилось под гнетом Османской империи, что вызывало недовольство в Европе и особенно в России. Определенным толчком к Русско-турецкой войне послужило спровоцированное антитурецким восстанием в Боснии и Герцоговине (1875 г.) Апрельское восстание в Болгарии 1 , жестоко подавленное турками, в результате чего погибло большое количество мирного населения. Некоторое время российская дипломатия пыталась мирным путем улучшить положение христианского населения, проживающего на Балканах, но эти попытки не оказались успешными.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Восьмой член символа веры (Верую) и в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшего пророки. Изречения „Закон – узда, Евангелие – крылья». „Алмаз режет алмаз, – это правило ювелиров. Кто хочет лучше понять слово Божие, должен его изучать во свете Писания». (К. Сперджон) 4 . „Глупо не верить пророкам в отношении к тому немногому, что еще не исполнилось когда так много исполнилось из того, о чем они пророчествовали». (Бл. Августин). „С Богом в сердце, с Библией в руках безопасно пройдем моря и земли». „С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить и все читать, и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все больше останет-ся недочитанного». (Еп. Феофан Говоров). „К писанию приложимы слова Сократа о сочинениях Гераклита: „то, что я понимаю в них так прекрасно, что я не могу без удивления относиться и к тому, чего не понимаю». „В законе человеку дано повеление быть святым. В Евангелии дана возможность быть святым». „Буквально нельзя считать Библию Словом Божиим. Славянская или рус-ская Библия – только перевод, и перевод не объявленный непогрешимым, перевод не с подлинных рукописей, не дошедших до нашего времени, но с копий, и не с одной копии, но с нескольких. Буквально совпадающих между собою древних списков Ветхого и Нового Завета нет, все они сколько-нибудь рознятся между собою. Перевод Ветхого Завета 70-ти весьма много отличается от принятого текста еврейского. Существуют научные приемы для определения подлинного текста, но и научное чутье нельзя назвать непогрешительным, безошибочным». „Многое разсказано в Писании сообразно понятиям времени, когда то или другое происходило, но не сообразно с безусловной истиной». (Св. И. Златоуст). „Наитие Св. Духа, как и все дело спасения человеческого, происходит без нарушения свободы человека, без подавления личных свойств пишущего. „Противно обетованию Божия наития – богодухновенного делать исступлен-ным, так чтобы он, когда исполняется божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума. Сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность?» (Св. Василий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Святитель провел в затворе 22 года, за это время написав массу духовных книг 29 июня. ПРАВМИР. Православные христиане вспоминают Феофана Затворника. Он был канонизирован в 1988 году, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения. Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1841 г. он окончил Киевскую Духовную Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель на 22 года уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pere...

Архив Пн В Русской духовной миссии в Иерусалиме почтили память ее небесного покровителя 24 января 2024 г. 13:39 В 2024 году исполнилось 130 лет со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского, бывшего клириком Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1847-1854 годах. 23 января, в день памяти святителя, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Вассиан (Змеев) в Храме Гроба Господня принял участие в служении ночной Божественной литургии, которую возглавил архиепископ Герасский Феофан ( Иерусалимский Патриархат ). Его Высокопреосвященству также сослужили клирик Покровского храма при Московской духовной академии иеромонах Филофей (Артюшин) и клирик Миссии диакон Макарий Петухов. Божественную литургию в Русской духовной миссии в Иерусалиме в день памяти святителя Феофана возглавил игумен Никон (Головко) в сослужении паломников в священном сане, сообщает пресс-служба РДМ . По окончании богослужения игумен Никон произнес проповедь, посвященную памяти святого. Иеромонах Феофан (Говоров), будущий святитель и затворник, был назначен в первый штат Русской духовной миссии 21 августа 1847 года. В Иерусалиме отец Феофан обучился иконописи, изучил греческий, французский и арабский языки, основательно занимался еврейским языком. В монастырских библиотеках христианского Востока он ознакомился с древним подвижническим опытом восточных монастырей, с памятниками аскетической письменности прошлых веков; занимался переводом творений святых отцов греческого Добротолюбия. Труды отца Феофана не остались незамеченными: 5 мая 1851 года он был пожалован кабинетным золотым наперсным крестом, а 14 февраля 1852 года определением Святейшего Синода был утвержден в звании «корреспондента конференции Киевской духовной академии». 3 мая 1854 года ввиду начавшейся Крымской войны иерусалимская Миссия была отозвана. Прожив долгую и насыщенную жизнь и оставив целый корпус богословских трудов, святитель Феофан мирно скончался в своей келье в Вышенском монастыре в 1894 году. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/6096663.ht...

Небесный покровитель Феофана Затворника Скачать epub pdf При монашеском постриге святитель Феофан получил имя в честь Феофана Сигрианского. В жизни святых, разделенных более чем на тысячелетие, есть немало общего… Святитель Феофан принял монашеский постриг 15 марта 1841 года в Свято-Духовской церк-ви Киево-Братского монастыря в возрасте 26-ти лет и был наречен в честь Феофана Сигрианского. Для каждого монаха день пострига – особенное событие, день второго рождения, когда человек заново рождается для жизни неземной – Небесной. Сердце всегда хранит это необыкновенное чувство радости и ощущения явного присутствия Божия. После произнесения монашеских обетов послушания, целомудрия и нестяжания постригаемому нарекается новое имя. Какое будет это новое имя, с которым человек будет рожден в новую жизнь, зависит от воли постригающего, постригаемый его не знает. В XIX веке новое имя старались избирать: или по святому дня, в который совершался постриг, или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого. Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) напутствовал молодых монахов: «Храните больше всего чистоту души и тела: это должно быть вашим главным отличием от прочих людей… Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит: это невозможно, невозможно! Молитесь как можно чаще, всегда молитесь, если можно, имейте Господа Бога в сердце и на устах – и Он будет с вами всегда». Имя, которое в постриге получил Георгий Говоров, переводится с греческого как «Богом явленный». Впоследствии о своем святом святитель писал: «Феофан Сигрианский был дивный муж и в подвижничестве, и в страдальчестве от иконоборцев. – И ученый был, и царского рода. – Его молитвами спаси меня Господи!» Господь наделил двух святых, Феофана Сигрианского и Феофана Затворника – равными дарами: как церковных писателей, стойких борцов с ересями и лжеучениями, как любителей молитвы Господней. Феофан Сигрианский – автор грандиозного по своему объему и значению труда «Хронографии» («Жизнеописания византийских императоров») – с 284 по 813 годы. Именно в день памяти своего небесного покровителя – Феофана Сигрианского в 1866 году, отслужив Божественную литургию, святитель подал прошение об увольнение на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни. Многие тогда не поняли решения Владыки, но его душа стремилась к уединенному образу жизни. И здесь мы снова вспоминаем житие Феофана Сигрианского и его затворнический подвиг на острове Калоним, где он занимался переписыванием книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». 29 июня. ПРАВМИР. Церковь празднует перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002). В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-peren...

     Историю России и Русского Православия невозможно разделить без ущерба для ее понимания. Многовековое сосуществование нашего государства и Церкви взаимно дополняет их судьбы, сказывается на развитии каждого из них. Особенно это прослеживается на примере царской России. С одной стороны, Церковь определяет нравственный эталон поведения, предписывает участие в таинствах и богослужениях, воздержание в дни постов, а также другие нормы благочестия, и это повсеместно утверждается в государстве, рассматривается властью в качестве обязательного для граждан «исполнения христианского долга». С другой стороны, Церковь веками истово хранит стержень государственности — православие, и живо откликается на государственные нужды. Достаточно вспомнить благословение на Куликовскую битву преподобного Сергия князю Дмитрию Донскому с дружиной; работу на Аляске православных миссионеров, мирно приводивших под власть русской короны местные племена и народы; активное участие духовенства в деле всенародного образования в конце XIX—haчaлe XX века. По этой причине неправомерно разделять отечественных религиозных и светских деятелей, в частности писателей, особенно влиявших на мировоззрение и образ жизни своих читателей. С советских времен, говоря об огромном литературном наследии Льва Толстого, как правило, замалчивают тот факт, что вторым автором по количеству написанных трудов является православный подвижник и духовный писатель святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский. В Издательском совете Русской Православной Церкви изучается его духовное наследие и готовится к выпуску «Летопись жизни и трудов святителя». Его наследие по сей день актуально и важно, поскольку любой наш современник, как бы он ни относился к Богу и Церкви, так или иначе, соприкасается с проблемой выбора для себя духовных ценностей и нравственного эталона. В разнообразных условиях жизни, при любом общественном строе, особенно во время социальных потрясений, этот вопрос остается актуальным для человека. О поиске и определении внутренних приоритетов и норм жизни учил святитель Феофан в своих произведениях и письмах, а также своим личным примером.

http://pravoslavie.ru/114026.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПП [греч. ρδβλθυοτεΑρχιππος], ап. от 70. (пам.19 фев., 22 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) В НЗ упоминается в первых стихах Послания к Филимону, где ап. Павел приветствует его как своего «сподвижника» (συστρατιτης) вместе с Филимоном и Апфией и всей домашней церковью (Флм 1. 2). По церковному Преданию, А. был сыном Апфии и Филимона ( Феодор Мопсуестийский и большинство ранних толкователей). В Послании к Колоссянам (4. 17) ап. Павел увещевает А. исполнять служение (διακονα), к-рое он принял «во Господе». Содержание этого служения остается неясным. Согласно Апостольским постановлениям, А. был епископом Колосской, а затем Лаодикийской Церкви (VII 46). В службе А. на 19 февр. он называется «верным рабом Христовым», богомудрым и богоносным, учеником ап. Павла, обращенным его благовествованием ко Христу, посланным среди язычников прогонять тьму многобожия; учителем, украшением г. Колоссы. В апостольских списках имя А. не встречается ни у Псевдо-Дорофея, ни у Адона Вьеннского, единственный раз упоминается в каталоге Псевдо-Симеона Логофета под 61. В правосл. и католич. Церквах А. почитается как мученик. К-польский синаксарь сообщает, что он пострадал при имп. Нероне в Колоссах. Язычники схватили и бросили его в ров за то, что он отказался участвовать в празднике, посвященном Артемиде , и принести ей жертву. А. был исколот ножами и забит камнями. Лит.: Феофан (Говоров), еп. Толкование Послания св. Ап. Павла к Колоссянам и Филимону. М., 1907; Aigrain R. Archippe//DHGE. T. 4. Col. 1556-1557; SynCon. Col. 247-248, 475-478, 803-804; Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 66-69; Dibelius M., Greeven H. An die Kolosser, Ephesser, an Philemon. Tüb., 19533. (HNT; 12). S. 53, 101-102; Grillman J. Archipus//ABD. Vol. 1. О. В. Титова Гимнография. Память А. совершается 22 нояб. с ап. от 70 Филимоном и его женой Апфией, 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 19 февр. с пением отдельного последования. Память, в наст. время закрепленная 19 февр., встречается в месяцесловах также 20 марта, 23 нояб. и др. дни ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48). Типикон Великой ц. IX-X вв. отмечает память А. 19 и 20 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 236). В редакциях Студийского ( Мессинский Типикон 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 122) и Иерусалимского (Типикон. Т. 1. С. 497) уставов указывается совершение в день памяти А. службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Память А. содержится уже в ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40).

http://pravenc.ru/text/76546.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010