Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на IV Феофановских чтениях 8 листопада 2010 р. 11:00 С 30 сентября по 2 октября 2010 года в Москве, а также в Свято-Успенском Вышенском монастыре проходили IV Феофановские чтения , посвященные осмыслению духовного и богословского наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. В рамках чтений председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом, посвященным основным моментам аскетического учения святителя Феофана Затворника. Всечестные пастыри! Досточтимые иноки и инокини! Уважаемые представители церковной и светской академической науки! Дорогие братья и сестры! Я хотел бы сейчас поделиться некоторыми мыслями в связи с начавшейся работой по подготовке двухсотлетнего юбилея святителя Феофана. На Руси подвижничество появилось сразу после Крещения Руси. Первыми подвижниками были преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Они принесли на нашу землю подвиг, полный отшельничества, уход от мира — для спасения самого мира. Мы знаем, что их подвиг потом неоднократно повторялся другими преподобными отцами нашей земли. Так, преподобный Сергий Радонежский поселился на лесистой горке Маковец и там основал всем известную обитель — Троице-Сергиеву лавру . На Руси подвизались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские или более близкий нам Серафим Саровский, который уходил в затвор и тысячу дней стоял на камне в коленопреклоненном молении перед Богом. Во второй половине XIX века продолжил это дело отшельничества для того, чтобы помогать миру, святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник. Не буду останавливаться на его биографии — хотел бы сказать несколько слов о его трудах, которые в основном родились в период его затворничества. Труды святителя Феофана имеют, можно сказать, миссионерский, катехизический и апологетический характер. Сам святитель говорит о своем труде как о руководстве, которое должно взять человека вне Бога, обратить к Нему, а потом привести перед лице Его. «Берет человека на распутье греха, приводит огненным путем очищения и возводит до возможной у него степени совершенства», — пишет святитель Феофан в своей книге «Путь ко спасению». Адресат трудов святителя — человек, незнакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, или же знакомый очень мало. Труды его обращены в первую очередь и непосредственно к светскому образованному человеку, мирянину его времени. Об этом говорит и его подробное осмысление, описание темы воспитания ребенка от рождения до молодости. И прибавление к книге «Путь ко спасению», приложение — «Святого отца нашего Иоанна Златоустаго уроки воспитания».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1314880...

Он бе светильник горя и светя (Ин. 5, 35). Вы есте свет мира; не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5, 14). Святитель Феофан (Говоров), Вышенский затворник      I Давно ли жил тот старец чудный, Исполненный духовных мощных сил, Что подвиг свой великий, многотрудный В пустыне Оптиной смиренно проходил? Давно ль почил сей дивный гражданин , Дарами благодатными обильный, Что в слове и в делах и властный был и сильный, Что вновь возвысил иноческий чин? Давно ль умолкнул вещий его глас? Давно ли отошел в Чертог Небесный Избранник сей и дивный и чудесный; И много ль их осталось среди нас, Стяжавших дар духовного прозренья И творческий свободный ум, Что в область нас возносит чудных дум Могучей силою святого вдохновенья? Два года минуло — и новая утрата! И вновь Россия скорбию объята! И весть по ней несется из конца в конец, Что отошел от нас другой борец; Еще иной почил духовный великан, Столп веры, истины глашатай и ревнитель, Возлюбленный отец, наставник и учитель, — Покинул нас великий Феофан, Что утешением и радостью был нам! Исполнилась его последняя година, Почил он праведной, блаженною кончиной. В великий светлый день Богоявленья Призвал Господь избранного раба В небесные и вечные селенья, Исполнил он свое предназначенье; Окончилась великая борьба! Покорный высшему небесному веленью, Он на стезю безмолвия вступил И подвиг свой великий довершил, Исполненный глубокого значенья В наш буйный век духовного растленья. Воочию он миру показал, Что в людях не погибли высшие стремленья, И не померк в их сердце идеал. Незримый никому, в безмолвии глубоком, Наедине с собой и с Богом проводил Он время, но миру христианскому светил Учением святым и разумом высоким. Ему был раем сумрачный затвор! Служил для многих он высоким назиданьем, Соблазном для других и камнем претыканья: Вся жизнь его была для нас укор! Зачем в затвор себя он заключил? " Зачем жестокое и тяжкое столь бремя На рамена свои бесцельно возложил? К чему бесплодная такая трата сил? Теперь иных задач, иных вопросов время,

http://pravoslavie.ru/35866.html

Паломничество как страсть – или способ поиска Бога? Метаморфозы сознания, духовные катастрофы и личные тайны православных 23 января, 2016 Метаморфозы сознания, духовные катастрофы и личные тайны православных 23 января – день памяти святителя Феофана Затворника. Преосвященный Феофан (Говоров) – один из самых влиятельных духовных писателей XIX века. Всю свою ученость святитель посвятил служению Церкви в качестве аскета-затворника, проведя более 20 лет в полном затворе в Вышенской пустыни. Святитель Феофан Затворник оставил обширное духовное литературное наследие: многочисленные труды о христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия – золотого века Византии. Затворничество – уход от соблазнов мира, испокон веков приветствовалось в православном монашестве и считалось по праву путем избранных. Противоположностью затвору по способу поиска путей к Богу можно считать паломничество. Есть мнение, что паломничество, как и крестные ходы, полезно, в первую очередь, для укрепления в вере новоначальных членов Церкви. Однако нередко бывает, что паломнические поездки на десятилетия становятся для людей стилем жизни. При этом мнения православных разделились принципиально. Одни считают, что без посещения святых мест полноценная жизнь христианина невозможна. Другие же полагают, что незачем ездить, тратить время и деньги, когда Бог и благодать – повсюду. О том, могут ли путешествия к святыням стать страстью, и каким должно быть правильное отношение к паломничеству – протоиерей Александр Монич , руководитель информационного отдела Мукачевской православной епархии. «В паломничестве главное – увидеть живого Бога» Протоиерей Александр Монич Святитель Григорий Нисский в письме «О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» пишет: «Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить».

http://pravmir.ru/palomnichestvo-kak-str...

     Дорогие наши слушатели, сегодня мы беседуем с заслуженным профессором Московской духовной академии, доктором богословия, Алексеем Ильичем Осиповым. Последняя новость, касающаяся заявления римского понтифика, папы Франциска, о приемлемости церковного одобрения так называемых «гомосексуальных семей», буквально потрясла даже тех людей, кто до конца еще верил, что католическая церковь сохранит крохи хотя бы благоразумия (мы не касается сейчас вероучительных моментов) – хотя бы простого человеческого благоразумия. Вот подлинные слова папы: «Гомосексуалы имеют право на семью. Они дети Божьи и имеют право на семью. Никто не должен быть из-за этого несчастен…» Ну, это заявление папы не является первым, по сути дела, на данную тему. Подобные его высказывания уже вызывали сначала недоумения, потом протесты, а затем уже негодование. Но видимо последнее отличается особым менталитетом, благодаря которому, наверное, его некогда избрали. Если говорить с точки зрения Промысла Божия, действующего в мире, пришло время, наконец, всем тем, кто еще не понимал, что такое Ватикан, что такое католицизм, - пришло время назвать все это собственными именами. Открылся тот дух, которым живет Ватикан. Множество наших святых уже писали об этом, недаром святитель Феофан Затворник (Говоров) называл католическую церковь «политической корпорацией», Хомяков называл папу «первым протестантом», святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что учение католической церкви о духовной жизни полностью является тем, которое святые отцы называют «бесовской прелестью». И он указывал, в частности, на тех святых, которым католики поклоняются и которые являются идеалом для многих католиков. Так что, видите ли, это, действительно, как многие справедливо говорят, то, что сейчас во всеуслышание объявил Франциск, это уже есть не что иное, как, наконец, открытое заявление о том, что такое есть Ватикан, что такое католическая религия. Но в чем новизна и опасность этого последнего заявления, Алексей Ильич? Оказывается, сегодня папой подвергаются сомнения самые основополагающие положения нравственности, нравственного христианского учения. И это неудивительно, потому что, начиная с папы Иоанна XXIII (он скончался еще в 1963 году) все последующие папы употребляли одну и ту же фразу, которую до них (до Иоанна XXIII) никто никогда не употреблял. И это, конечно, с особой силой и с особым ударением повторяет папа Франциск.

http://pravoslavie.ru/134842.html

     Очевидцы помнят, как еще 30–40 лет назад люди из всех уголков страны стремились в Троице-Сергиеву лавру, чтобы услышать совет духоносных старцев, исповедаться у опытных духовников. Каждый праздничный день в Предтеченском храме на раннюю исповедь выстраивались длинные очереди. А сегодня кажется, что псалмопевец говорил о нашем времени, когда сетовал, что «оскуде преподобный» (Пс. 11, 2). Не думаю, что в наши дни мир живет без молитв о нем праведников. И сейчас есть подвижники, для которых евангельские идеалы — это не отвлеченные истины, а прямое руководство к действию, к обретению вечной жизни (ср. Ин. 6, 68). Но таких христиан сегодня стало меньше, а их пример — незаметнее для общества. Еще в первые века христианства было сказано, что придет время, когда истинные подвижники духа будут работать Богу тайно. Золотым веком монашества были IV–V века. Вскоре после этого времени святые отцы начали говорить об оскудении духовной жизни, признавая, что не стало старцев потому, что не стало послушников. Кто такой старец? Это подвижник, который наделен особым даром. Он видит волю Божию не только о себе, но и о другом человеке. Дар духовного водительства приобретается не книжными знаниями, а практической аскезой. Среди старцев можно увидеть не только сведущих в богословских науках людей, но и формально не имеющих духовного образования. Источником их знания является Святой Дух, пребывая в котором преподобная Мария Египетская цитировала Священное Писание, даже не будучи грамотной. Выросший в священнической династии и окончивший духовную академию святитель Феофан (Говоров) с уважением отзывался о преподобном Серафиме Саровском еще до его прославления: «Старец сей, по словам святителя, из простецов, но давал весьма мудрые советы», — вспоминал родственник вышенского затворника. Перед человеком, идущим к Христу, постоянно встают вопросы о том, как ему правильно поступать, чтобы это было во славу Господа и на пользу душе. Узнать волю Божию о себе — это немалый духовный труд для верующего. Старец же определенно говорит с незнакомцем, который только вошел в дверь его кельи. Не абстрактно, а индивидуально каждому конкретному человеку он объясняет, как именно необходимо строить свою жизнь, чтобы приблизиться к Богу.

http://pravoslavie.ru/126197.html

Воронежская область (храмы) Материал из Азбука паломники Знаменский собор (Борисоглебск) [ править править код ] В августе 1860 года государственные крестьяне пригородных слобод г. Борисоглебска, Станичной и Приворотной, обратились в Тамбовскую духовную консисторию и Тамбовскую палату государственных имуществ с ходатайством о постройке в их слободе каменной церкви. Первоначально постройка храма планировалась в центре города, напротив городского тюремного замка. Планировалось строительство двухпрестольного храма в честь Знамения Пресвятой Богородицы и прп. Алексия, человека Божия. Однако, в связи с объединением слобод место постройки было изменено, изменились также число и названия престолов. Рассматривал поданные прошения и другие документы, а также давал благословение на постройку храма Тамбовский епископ Феофан (Говоров). В 1869 году храм был освящен по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия (Шаповаленко). Адрес: Россия, Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул. 40-лет Октября, 66 Подробнее... Храм Бориса и Глеба (Борисоглебск) [ править править код ] Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба – самый древний в городе и районе. Здание церкви расположено на месте, где в XVII веке стояла Павловская крепость. Первая часовня в честь святых братьев Бориса и Глеба была построена здесь в 1703 году. В 1706 году она сгорела, и вместо нее был построен деревянный собор, простоявший до 1784 года. В этом же году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного здания храма, сохранившегося доныне. Соборная часть храма с приделом святых Бориса и Глеба была выстроена и освещена в честь Успении Пресвятой Богородицы в 1792 году. Колокольня и трапезная были построены в начале XIX века. Адрес: Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул. Садовая, 17 а Телефоны: 8 (47354) 5-69-90 Подробнее... Казанский храм (Борисоглебск) [ править править код ] В 1703 году в Борисоглебске была построена деревянная Казанская Церковь. Она находилась на том месте, где стоит ныне каменный Казанский храм — на улице Садовой у городского кладбища. Деревянное здание неоднократно горело. Пожар уничтожал приходские постройки дотла. Последний раз это бедствие постигло верующих в августе 1806 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Воронежская_об...

Георгий, затворник Задонский. Передаю вам слово души моей Георгий, затворник Задонский. Передаю вам слово души моей: Сб. писем/Сост. Е.А. Смирновой. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2008.— 672 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). Письмами затворника Задонского монастыря Георгия Машурина (1789–1836) вот уже более ста пятидесяти лет зачитываются все русские боголюбцы. Вышло уже много их переизданий, однако спрос на них только возрастает. Святители Игнатий (Брянчанинов), Филарет (Дроздов), Феофан (Говоров), Филарет (Амфитеатров) очень любили этого подвижника и всегда рекомендовали своей пастве обращаться к его письмам для духовного возрастания. Данный сборник включает в себя не только полюбившиеся письма, но и те, которые современному читателю еще не известны. Они были совсем недавно найдены в архивах или в малодоступной периодике XIX века и приоткрывают новые факты из жизни и духовных подвигов Георгия Затворника. Приводим отрывок из книги. N. N . При воспоминании моем, в славу Божию, достопамятного повествования, которое сообщено было сердцу моему очень близко в самом конце 18-й сотни лет от Рождества Христова, ныне убедился я мыслью передать оное, сколько могу припомнить, вашему сердцу, благоговеющему к истине. Ставши на точке истины, не мечтательное и умственное, но историческое сказание вам представляю. Я вижу священную чету, одаренную красотою, благоухающую благотворениями, увенчанную добродетелями и взаимно приветствующуюся спасительным словом, льющимся от благодатных источников чистейшей любви; и при ней играет дочь-младенец, как расцветающая роза. Пленяюсь в удивление Промыслу Божию и простираюсь далее. Сказал я вам о юных супругах и об их маленькой дочери (о моей сестре Надежде), которая была первым от Всевышнего благословением их супружества. Потом, при часто совершаемых молитвах, благоугождающая Господу мать еще удостоивается небесного благословения в особенном посещении. Когда все покоилось в мирной тишине, в самую глухую ночь, когда она почивала на ложе своем, вдруг озарился весь ее покой светом. Отворилась дверь; свет приумножился; явился священник, бывший ее духовник и уже три года опочивающий во гробе, и принес на руках своих святую икону, на коей три венца пресветлейшие. С сим-то образом Божий посланник, тихо приблизившись к одру спавшей, благословил духовную дочь свою, стоявшую в радостном трепете и объятую святым страхом, и возвестил ей вожделенные слова сии: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Бог даст тебе сына Георгия. Се тебе и образ святого Великомученика и Победоносца Георгия».

http://pravoslavie.ru/6130.html

Иерусалим - Русское подворье. Храмовый комплекс Русской Духовной миссии Московского патриархата. Русское подворье /// Епархия неизвестна Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1860 и 1889. Архитектор:Мартин Эппингер (и др.) Ссылки:   Адрес: Иерусалим, Яффская дорога, улицы Хешин, Мунбаз, Грузенберг, Невиим (Пророков), Элени ха-Малька (Царицы Елены), площади Сафра и Москвы (собственно, площадка перед западным фасадом Свято-Троицкого собора). Координаты: 31.78258, 35.22237 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Русские паломники посещали Иерусалим начиная с XI века. Сохранились замечательные описания их паломничеств (некоторые из них в наше время опубликованы в Книге хожений, М., Сов. Россия, 1984). В конце прошлого века и в начале нашего, XX века, путешествия русских паломников во Святую Землю стараниями Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Императорского православного Палестинского общества стали доступны любому верующему человеку. Ежегодно тысячи богомольцев отправлялись в Палестину. В 1847 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви с целью укрепления связей между Русской и Иерусалимской Церквами, желая поддержать Православие в Святой Земле и помочь в духовном окормлении русских паломников учредил в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию. Первым Начальником Миссии был назначен известный богослов, знаток христианского Востока, архимандрит, впоследствии епископ, Порфирий (Успенский). В состав Миссии входил бакалавр Петербургской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров), впоследствии прославленный в лике святых Затворник Вышенский, известный духовный писатель. По прибытии в Иерусалим Русская Духовная Миссия обосновалась в Старом Городе, в Архангельском монастыре. В результате деятельности Миссии при Иерусалимской Патриархии открылась типография, в которой печатались на арабском языке богослужебные книги, а в Иерусалиме, Лидде, Рамле и Яффе были организованы школы для подготовки пастырей из местного населения. Много было сделано и для улучшения условий пребывания в Святой Земле паломников.

http://sobory.ru/article/?object=06059

митрополит Антоний (Вадковский) (15.09.1846–15.11.1912) История Русской Православной Церкви Патрология Слова и речи Гомилетика митрополит Антоний (Вадковский) С.-Петербургский и Ладожский Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Святейшего Синода. Почётный член Петербургской АН и нескольких Духовных Академий, Императорского Православного Палестинского общества, Петербургского совета детских приютов, доктор церковной истории. Биография Родился в селе Царёвка (Гремячка) Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье священника Василия Иовлевича Вадковского (1816-1897). Мать - Вадковская Ольга Никифоровна (1823-1901). В 1848–1858 семья проживала в селе Матчерка Моршанского уезда. В детстве дружил со своим ровесником и земляком Василием Богоявленским. Однажды приход священника Василия посетил епископ Феофан (Говоров). Ему были представлены все дети Василия Иовлевича, но он обратил внимание только на Александра, благословил его, возложив руку на голову. Учился в Тамбовском духовном училище (1860); затем окончил Тамбовскую духовную семинарию (1866); в 1870 – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В 1872 26-летний доцент Александр Вадковский вступил в брак с Елизаветой Пеньковской. Его жена была тяжело больна туберкулёзом. Поступок был незаурядным, так как он знал, что она обречена на смерть. У них родилось двое детей. В 1879 овдовел; в 1882 потерял двоих детей. Молодой ученый, статский советник, у которого благополучно складывается карьера, мог вступить второй раз в брак. 4 марта 1883 пострижен в монашество архиепископом Казанским Палладием (Раевым); 6 марта рукоположён во иеромонаха. 14 ноября возведён в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырём. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885, по протекции Константина Победоносцева, перемещён на аналогичную должность сначала в Московскую, а затем в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Пришло время назвать вещи своими именами 23.10.2020 20:04:37 Профессор МДА Алексей Ильич Осипов Н. Бульчук: Дорогие наши слушатели, сегодня мы беседуем с заслуженным профессором Московской духовной академии, доктором богословия, Алексеем Ильичем Осиповым. Последняя новость, касающаяся заявления римского понтифика, папы Франциска, о приемлемости церковного одобрения так называемых «гомосексуальных семей», буквально потрясла даже тех людей, кто до конца еще верил, что католическая церковь сохранит крохи хотя бы благоразумия (мы не касается сейчас вероучительных моментов) – хотя бы простого человеческого благоразумия. Вот подлинные слова папы: «Гомосексуалы имеют право на семью. Они дети Божьи и имеют право на семью. Никто не должен быть из-за этого несчастен…»   А. И. Осипов: Ну, это заявление папы не является первым, по сути дела, на данную тему. Подобные его высказывания уже вызывали сначала недоумения, потом протесты, а затем уже негодование. Но видимо последнее отличается особым менталитетом, благодаря которому, наверное, его некогда избрали. Если говорить с точки зрения Промысла Божия, действующего в мире, пришло время, наконец, всем тем, кто еще не понимал, что такое Ватикан, что такое католицизм, - пришло время назвать все это собственными именами. Открылся тот дух, которым живет Ватикан. Множество наших святых уже писали об этом, недаром святитель Феофан Затворник (Говоров) называл католическую церковь «политической корпорацией», Хомяков называл папу «первым протестантом», святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что учение католической церкви о духовной жизни полностью является тем, которое святые отцы называют «бесовской прелестью». И он указывал, в частности, на тех святых, которым католики поклоняются и которые являются идеалом для многих католиков. Так что, видите ли, это, действительно, как многие справедливо говорят, то, что сейчас во всеуслышание объявил Франциск, это уже есть не что иное, как, наконец, открытое заявление о том, что такое есть Ватикан, что такое католическая религия.

http://radonezh.ru/2020/10/23/prishlo-vr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010