6) Можно ли точно определить разницу между послушанием монаха своему духовнику и мирянина? Эта разница определяется объемом послушания или самим характером послушания? 7) Нужно ли искать святого духовника или жить по примеру прп. Акакия? 8) И более широкий вопрос: В какой мере святоотеческое учение о послушании применимо сегодня? Если применимо не полностью, то возникает ряд чрезвычайно важных и непростых вопросов: в какой мере изменения допустимы c канонической и аскетической точки зрения?   3.  Бедность (πτωχεα), нестяжание (κτημοσνη) Из всех монашеских обетов нестяжание – самый непростой обет, поскольку в связи с разными типами организации монашеской жизни (строгое общежитие, скит, особножитие) возникали разные ситуации, иногда способствовавшие появлению и передаче по наследству монашеской собственности . Однако в целом святоотеческая традиция подчеркивает безусловный характер обета нестяжания. У Антиоха Монаха встречаем мысль о том, что нестяжание абсолютно необходимо для монаха: «Искреннее нестяжание показывает жительство монаха» . По краткой формуле Д. Петракакиса, монах без собственности вступал в монастырь и без собственности должен был оставаться в нем. Византийский канонист Иоанн Зонара писал о нестяжании как о естественном состоянии монаха-мертвеца для мира: «Сопричислившие себя монашескому житию считаются как умершие для жизни. Как умершие ничего не имеют, так и от монашествующих правило требует ничего не иметь» . Нестяжание было неписанным законом древнего монашества, когда только по разрешению игумена разрешалось иметь что-то малозначащее в келье . В приложениях к житиям прп. Пахомия повествуется и о том, что прп. Пахомий приказал монахам, усладившимся красотой новопостроенной часовни, разрушить ее. Таким образом, не полезно не только собственное, но и совместное имение, или даже храм, если он прельщает душу. Также естественно неполезна и роскошь в любых своих проявлениях, что подтверждается последующим 45-м правилом  VI Вселенского Собора . Естественное следствие нестяжания заключалось в том, что монахи отказывались от доставшегося им по случаю наследства . «Сказал снова авва Кассиан, что был некий монах, живший в пещере в пустыне. И было открыто ему родственниками по плоти, что отец его тяжело недугует и собирается умереть, прииди, чтобы унаследовать ему. Он же ответил им: я прежде него умер для мира. Мертвый живому не наследует» .

http://bogoslov.ru/article/3516854

От монаха, если он не имеет особо важных послушаний, например настоятельского, ближние зависят мало. От отшельника вообще не зависят. У монаха нет семьи, что убирает все связанные с этим попечения. Монах даже ослабляет (иногда рвет) связь с родителями и иными родственниками. Например, история: «Один из отцев разсказывал об авве Пимене и братиях его: когда они жили в Египте, мать их желала увидеть их и никак не могла. Заметив, что они идут в церковь, она встретила их, но они, увидев ее, возвратились и затворили дверь пред лицем ея. Она же, плача и рыдая, кричала пред дверью: дайте посмотреть на вас, дети мои возлюбленныя!» . Аввы желали встретить мать не в этом суетном мире, но в горнем, о чем ей потом сказали и чем обрадовали. При сравнении образа жизни, можно видеть, что жизнь монаха много более удобна для духовного совершенствования в молитве и богослужении, хотя имеет свои сложности, например отсутствие семьи, необходимость полного послушания. Но это не значит, что мирянин – это христианин второго сорта, просто его христианская жизнь отлична от жизни монаха. Соответственно, рекомендации о молитве, рассчитанные на монаха, часто невозможно прямо применить мирянину, а иногда они требуют творческого подхода, чтобы мирянин получил от рекомендаций пользу, а не вред, как бывает при попытке внешнего подражания монашеской жизни. Какие у мирянина ограничения? 1. Мирянин не может быть в полном послушании духовному наставнику, поскольку он не может его постоянно видеть рядом с собой. 2. Мирянин, по крайней мере работающий и семейный, не может часто участвовать в богослужении, так как имеет множество попечений. Еженедельный поход в храм – это некая достойная средняя норма. Впрочем, к старости, после выхода на пенсию, ситуация у многих меняется на почти монашескую. Сколь часто почти на каждой службе видно одних и тех же сияющих смирением старушек и стариков – главных молитвенников прихода! 3. Мирянину в попечениях весьма сложно выделить достаточный отрезок времени для длинных молитвенных правил.

http://bogoslov.ru/article/4699413

Содержание От издателей От переводчика Жизнеописание почившего о Господе старца Даниила, уроженца Смирны и устроителя каливы в честь преподобных отцов, на Святой Горе подвизавшихся, что погребен в Катунаках († 1929) На пути к монашеству В Свято-Пантелеимоновой обители В Ватопеде Катунакский безмолвник Соболезнования братству Даниилеев в связи с кончиной монаха Даниила Соболезнующее послание Великой Лавры Святой Горы Утешительное послание Дорофея из Каракалла, монаха и духовного сына новопреставленного Сочинения о монашестве Устав общежительного пребывания на основании святых определений Церкви Христовой Наставление желающему восприять великий и ангельский образ монашества Изъяснение великого и ангельского образа Введение. Монашеское во Христе жительство О высоком предназначении и достоинстве иноческого образа О таинстве совершенного и святого образа Точное изложение последования святого и великого ангельского образа Письма Послание об уставе монашеского общежития, писанное по настоянию Высокопреосвященнейшего митрополита Пентапольского господина Нектария (Кефаласа) инокиням его на Эгине Ответ монаха Даниила Маркиану, монаху Иверского скита, об отвержении мечтаний Ответное письмо монаха Иверского скита Маркиана иконописца на послание Даниила монаха от 12 января 1918 года об отвержении видений Об умной молитве. Письмо старца Даниила Каллистрату Четыре письма святителя Нектария Пентапольского старцу Даниилу Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4     От издателей A­ γιον ρος, Святая Гора, Святой Афон – земной рай, дивная обитель блаженных, страна мужей преподобных, овеянная славой непобедимая твердыня Вселенского Православия. Под благодатным покровом Пресвятой Богородицы столетие за столетием сонмы честных отцов, отважных воинов Христовых, в бесчисленных монастырях, келлиях и каливах творя свой высокий подвиг, работали Господеви, мужественно превозмогая и тяжкие телесные недуги, и гибельные духовные искушения. И ныне боголюбцы афонские бесстрашно оберегают чистоту Православия, решительно противостоя и дерзким еретическим притязаниям на истину, и церковному неообновленчеству, живо ополчась на диавольские страсти современного, скорого на грехи, мира. И ныне Афон – этот цветущий оазис в бесплодной пустыне всеобщей и повсеместной развращенности – является домом молитвы ( Мф. 21, 13 ), священным для всей православной ойкумены, для каждого православного христианина. И ныне Святая Гора – царство нелицемерного покаяния и беспрекословного послушания, земля радостотворных слез и непрестанной молитвы – место служения сосудов избранных (ср.: Деян. 9, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Кроме того, освободил Старец от заблуждений и монаха из патмосского монастыря, отца Антипу, которому были видения в течение трех лет, будто Сам Господь являлся ему. Он заверял, что Бог диктовал ему толкование книги Откровений, которое должно было опубликовать. По мнению этого монаха, разные важные предсказания Апокалипсиса исполнились во время Второй Мировой войны. Например, деятельность двух пророков, о которых говорится в 11-ой главе Апокалипсиса, охватывает, согласно пророку Даниилу 1290 дней – это равно числу дней между маем 1941 и октябрем 1944 года. Также число Антихриста, 666, о котором говорится в 13-ой главе, он увидел в имени Гитлера, основанном на латинском алфавите. (А соответствует 100, В – 101, С – 102 и так далее.) Таким образом, Н=.107:1=108, Т=.119:1=111, Е=104, К=117. Итого: НШег=666. Старец Даниил убедил монаха сжечь эти истолкования. Также исцелил он одного человека из Калавриты, который с бесовской помощью выучил наизусть все Евангелие, мог, не обжигаясь пройти через огонь. Исцелил и одного монаха из русского монастыря, делавшего в день по три тысячи земных поклонов. Сей последний заслуживает более подробного рассказа. Будучи в русском монастыре, старец Даниил узнал об одном монахе, жившим отшельником в кафисме рядом с монастырем, стремившимся быть величайшим аскетом. Пост у того был самый суровый, одежда самая грубая, зимой он ходил босиком и так далее. Среди прочего, хотя правила предписывали класть триста земных поклонов в день, он делал три тысячи. Другие монахи дивились, глядя на него. Старец Даниил, хотя и был моложе в то время, не выказал никакого удивления пред лицом такого подвижничества. Он сразу понял, что не о Боге подвиги те. На двери кафисмы того монаха увидел отец Даниил отверстие, сделанное для того, чтобы проходившие могли заглянуть внутрь и подивиться, и восхититься таким аскетизмом. Послушный душевному зову, отец Даниил сказал отцу Игумену свое мнение, чтобы спасти через него от заблуждения брата. Игумен отправился в кафисму «супераскета».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Верности ждет от нас Господь. И от тебя, брат наш монах N! Именно верности. Монашеским обетам. Послушанию. Верности в смирении. Верности в том, чтобы более всего на свете возлюбить Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, и никого и ничто в этом мире не предпочесть Ему. Если ты выполнишь этот свой завет с Богом, который дал сегодня, то многие люди через тебя смогут прийти ко спасению и к вечности. Если же, избави Бог, сердце человеческое и сердце монаха будет обращено к самому себе, если верности Богу мы не соблюдем, то произойдет самое страшное, что может быть с нами, — бессмысленная жизнь монаха. Ничего страшнее этого нет!.. Но вот — тебе даны все оружия помощи и победы. Господь ободрил тебя удивительными словами, ты слышал их на постриге. Все мы молились за тебя. Перед тобой открывается особый путь, полный борьбы, искушений и в то же время особого, несравнимого ни с чем смысла, радости и счастья, непостижимых миру. Дай Бог всем нам, братья и сестры, сохранить верность своему призванию. Ведь обет верности касается не одних только монахов. Господь, пишет святой Ефрем Сирин, ищет не монаха или мирянина, не ученого или простеца, не богатого или бедного, а только сердце, жаждущее Бога, исполненное искреннего произволения быть верным Ему и Его заповедям! Дай Господь нам понимания этой верности. Она делает нашу жизнь осмысленной. За такую верность Христос подает Своим ученикам радость, силы и мужество для преодоления искушений, которым должно встретиться на нашем жизненном пути. Аминь. P. . Этот монах ушел из обители через пять лет. В Церкви нет никаких принудительных механизмов, чтобы удержать человека в монастыре. За без малого двадцать лет у нас в Сретенском было три таких случая с нашими постриженниками. Когда говорят, что это совсем немного относительно других монастырей, мы не верим. Даже одно такое происшествие — трагедия для монастыря. Но в первую очередь это трагедия для самого монаха, изменившего своим обетам . Этих людей бесконечно жаль. Церковные уставы предписывают не погребать их на христианском кладбище, вменяют в самоубийц. Их браки Церковью не признаются. Мне доводилось читать богословские объяснения подобным уставам и канонам, но всегда казалось, что они слишком жестоки. Но как–то однажды я услышал не богословское объяснение, не параграф из древних канонов, а всего лишь маленькое четверостишие. И понял, что церковные правила лишь обозначают то состояние, в которое ввергает себя, и не только себя, монах, отрекшийся от избранного им пути. Конечно, Господь милостив и для всех есть покаяние, но вот как подвел итог своей жизни профессор философского факультета МГУ, автор книг по античной философии Арсений Чанышев. Он не был монахом. И каяться в нарушении обетов, данных Богу, ему не было никакой нужды. Но он был сыном монаха… Вот это четверостишие:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

Данная редакция отличается многочисленными, часто довольно неудачными, сокращениями. В венском кодексе 37 ( F 2 ) аналогичный усеченный вариант (Sym. 131, 6 – 136, 5) примыкает – без какого-либо отдельного заголовка – к анонимной хронографии, представляющей собою интерполированную хронику Георгия Монаха. Афинский список ( X ) также содержит интерполированную хронику Георгия Монаха, продолженную текстом Симеона (Sym. 131, 13 – 135, 1), который содержит маргиналии и вставки и обнаруживает некоторые совпадения с редакцией В (хотя не исключено, что они случайны и объясняются общими принципами редактирования). Имеется несколько групп сильно интерполированных списков. Первое семейство (μ) содержит хронику Георгия Монаха, интерполированную и продолженную по хронике Симеона Логофета (с 843 г.; Sym. 131, 2 – 137). Этот тип текста, известный как «Продолжатель Амартола», представлен в московской рукописи ( R , включен в издание Э. Муральта 34 ), а также в венском кодексе 40 ( В 2 ), ватиканском Ottob. gr. 118 (D), парижском 1708 (S) и др. списках (Z, А, М). К этому же семейству относится греческий оригинал выполненного в XIV в. южнославянского перевода хроники Георгия Монаха ( Sl 2 , т.н. «Летовник Георгия», факсимильно изданный по рукописи ГИМ Син. 148) 35 , где текст Симеона (без каких-либо указаний) начинается уже с воцарения Михаила II (820 г.). Другая группа (семейство ζ ) содержит отдельные части из хроники Симеона, смешанные с текстом Георгия Монаха. Сюда относятся списки из Гроттаферраты ( Сг ), Мессины ( Me ) и ряд других ( Hh , Vs , утраченный Эскориальский). Т.н. редакция В представляет собой особый вариант хроники Симеона (начиная с правления Михаила III), отношение которого к редакции A еще нуждается в прояснении. Исследователи отмечают, что текст хроники, положенный в основу редакции В (а также компиляции Псевдо-Симеона), оказывается более близким к рукописям семейства χ («извод славянского Логофета»), чем к «образцовому» семейству τ («извод Феодосия Мелитинского»), а также содержит некоторые более точные чтения и детали 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нощеденственное, непрерывное и чинное богослужение, со строгим выполнением уставов церковного и монашеского, по воззрению русского народа, составляет неотъемлемую принадлежность всякого благоустроенного монастыря, и тем более монастыря святогорского, по самому своему исключительному положению располагающего своих начальников к неусыпной молитве и непрестанным духовным подвигам. Русский набожный человек, вечно занятый заботою о куске насущного хлеба и редко поэтому имеющий возможность уделять время на продолжительную молитву, рисует в своем представлении всякого монаха ангелоподобным человеком, отрекшимся от мира и всех его прелестей, строгим подвижником, неустанным молитвенником не столько о себе и о своих немощах, сколько о немощах присных ему по духу и плоти. Не удивительно поэтому, что во многих религиозных наших семействах, не утративших веру в идеального монаха, является и доселе весьма часто желание иметь хотя бы то и одного молитвенника-монаха из своей среды. Это желание весьма нередко высказывается даже целой деревнею, известным околотком и даже городом. В этой-то вере в идеального монаха, в воззрениях нашего народа на монастыри вообще и нужно искать объяснение того факта, что русский народ любит монастыри, охотно посещает их, хотя бы они находились на отдаленных окраинах нашего отечества или за границей, выстаивает благолепные и продолжительные богослужения без скуки и несет в них часто последнюю свою трудовую копейку. Понимая хорошо все эти требования и запросы русского народа по отношению к монастырям, покойный о. игумен Макарий всячески старался удовлетворить им, с целью поддержать в нашем народе веру в идеальное монашество. Безусловное подчинение строгому уставу общежития, введенному в обители, точное выполнение церковного устава за богослужением, которое обычно совершалось неспешно, с торжественною религиозною церемониальностию и прекрасным исполнением мощными голосами древнецерковных мелодий и местных афонских напевов – все это требовалось безусловно от великосхимника до новоначального монаха, желающего пребывать в числе братии русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне. Сам покойный игумен своим личным примером безукоризненно точного выполнения установленных в обители порядков и уставов побуждал к тому же меньшую братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Потом поставляемый пусть положит пред алтарем поклон предстоятелю и обратится к собранию монахов. Тогда пусть первый поклонится ему блюститель, а за ним и прочие все. И, как сказано выше, пусть блюститель помогает и пособляет ему всеми силами, братия же да оказывают чистое и неложное повиновение. С течением же времени господин Иоанн Грузинец, посещая и видя чин и поведение игумена и братий, конечно, заметит либо тщание, прилежание, любовь, расположение и дружество души его к братиям, братий же послушание и веру, и любовь душевную к игумену, либо все противное тому. Вследствие чего то, что прилично духовному состоянию, он утвердит, а неприличное исправит и наставит на истинный путь, да получит за то мзду от человеколюбца Бога в Царствии небесном. По избрании же и утверждении игумена хочу и желаю, чтобы он имел всякую власть и господство во всех делах духовных и телесных, не останавливаемый и не препятствуемый никем, хорошо и боголюбезно пас Духом Божиим свое во Христе сотоварищество. Если же, по грехам моим, время покажет его потом действующим в развращение, заразу и погибель душ братства (чего даже и во сне не желаю увидеть игумену), и обличенный в том, он останется неисправимым, тогда блюститель, с совета старейших братий и по собственному усмотрению и благоразумию, пусть возьмет попечение о братстве и изберет другаго, способнаго управлять Лаврою и всеми братиями, который бы оставался уже в своем звании до конца жизни. Хочу и заповедую игумену и блюстителю, и всем моим духовным братиям, чтобы господина Антония  моего покоили до конца жизни его и воздавали ему приличную честь, и братий его призирали, как собственные члены. Тоже и относительно монаха Иоанна доброписца, какой устав, чин и обычай наблюдали при моем смирении служащие ему, такой же да сохранят и по смерти моей игумен и служащие, и все братия, а лучше, если и более того – самым делом пусть покажут ему должную почесть и любовь. То же и относительно монаха Георгия Грузинца, и монаха Григория мастера, и монаха Дорофея, и монаха Антония Киминийца, и аввы Сергия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Подготовка текста и публикация А. М, Пенткрвского 1 Жизнеописание старца Василиска было опубликовано Петром Григоровым в 1849 году: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. Москва, 1849, с. 19–87. 2 Сей Старец Адриан пострижен в Симоновом монастыре 1772 года, а в 1776 году начал жить в лесу, а в 1790-м – перешел в Коневскую пустынь Строителем, а в 1800-м возвратился опять в Симонов, где 1801 года посхимлен, а 1812-го скончался. Сведения о старце Адриане находятся не только в жизнеописании старца Василиска, составленном Зосимой Верховским . Известны две рукописные редакции жития старца Адриана, которые содержат подробные сведения о его жизни до принятия монашества и, затем, до его перехода в монастырь на Коневском острове. Первая редакция находится в сборнике РГБ, ф. 304/II, 183 («Жизнь блаженной памяти Спасо-Симонова монастыря схи-иеромонаха Алексия», лл. 1–41, 40-е годы ХХ века), а вторая – в рукописи второй половины ХХ века РГБ, ф. 214, 282 («Жизнь блаженныя памяти отца Алексия, иеросхимонаха Спасо-Симонова монастыря»). См. также Записки иеромонаха Ионы Иеросхимонах Алексий (из записок келейника его иеромонаха Ионы)/Сообщил кн. Дм. Урусов//Странник, 1861, март, с. 146–171. 3 Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. Москва, 1849, с. 87. 10 Это признаки чудного явления, ибо постепенность и последовательность не могут долго держаться одною токмо силою воображения. 12 О трепете как о благодатной действии говорит святой http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinait, глава IV (Добротолюбие, часть 1, лист 85). 13 Житие преподобной матери нашей Марии, в мужеском образе преименованной Марином, и отца ее, Евгения преподобного (12 февраля)//Четьи-Минеи (Книга житий святых на дванадесять месяцев), М., 1782, 4-е изд, декабрь-февраль, л. 357–359 об. 14 В житии священномученика Климента, папы Римского, упоминается, что брат его отца (который был «зол нравом и безстудный любодей»), «уязвися» на его мать, Матфидию, которая для избавления от посягательств, «не хотяше обличити брата» и не открывая истинную причину, решила оставить мужа и семью, объяснив, что видела сон, в котором ей было указано покинуть Рим на 10 лет, чтобы не погибнуть и страдание святого священномученика Климента, папы Римского (25 ноября)//Четьи-Минеи (Книга житий святых на дванадесять месяцев), М., 1782, 4-е изд., сентябрь-ноябрь, л. 412 об.–417.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

134 об.) мерин голубой, грива на обе стороны, пяти лет. Жеребят: жеребенок пегой, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чалой, грива налево трех лет; жеребенок карей, грива налево, трех лет; жеребенок рыж, грива на обе стороны, лонщина; жеребенок рыж, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок булан, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чалой, грива на обе стороны, дву лет; (Л. 135) жеребенок кар, грива налево, дву лет; жеребенок кар же, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чал, грива налево, дву лет; жеребенок рыж, грива направо, трех лет; жеребенок игреней, грива направо, дву лет; жеребенок чал, грива направо, трех лет; жеребенок голубой, грива налево, дву лет; жеребенок чалой, грива на обе стороны, трех лет; жеребенок рыж, грива направо, дву лет. За монастырем гуменник, на нем два овина и b да мекинница [p]. В том гуменнике скирда ржи немолочена, овинов с тритцать. (Л. 135 об.) По скаске того монастыря игумена Герасима, келаря монаха Ефросина, казначея монаха Исаи, житника монаха Ионы з братьею, у того же монастыря под монастырем кроме сел ржи сеетца в поле по десяти четвертей, а в дву по тому же. Овса по дватцати четвертей. Сена в полях и в лугах на сто возов. А за тем монастырем пустошей и рыбных ловель и иных угодей в кортому на сторону никому не отдают и сами ни у кого в кортому не берут. (Л. 136) По скаске того же монастыря игумена Герасима, келаря монаха Ефросина, казначея монаха Исаия з братею, на Вологде на посаде монастырской их осадной двор на приезд властям противу Ильинского монастыря, а на том дворе две избы, а против их сенник. У того двора ворота рублены в брус, заплот кругом того двора в столбы, ветх. 1701-го году сентября в 3 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырьского приказу за приписью дьяка Герасима Потапиева стольнику Василью Ивановичю Кошелеву Вологодского уезда Глушицкого монастыря игумен Герасим, келарь монах Ефросин, казначей монах Исаия з братею сказали: в том же монастыре золотых и ефимков и никаких вещей и денег, окроме тех, которые запечатаны и написаны в сих книгах, у них нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010