1 . Догматико-полемические труды патриарха Никифора прямо использованы или конкретно указаны в ссылках у следующих авторов: Игнатий Диакон, Феофан Пресвитер (Слово на перенесение мощей Никифора, BHG 1336–1337) 260 , Петр Монах (автор одного из Житий прп. Иоанникия, BHG 936) 261 и Георгий Монах 262 . 2 . Феостириктово Житие Никиты в несокращенном виде послужило источником Георгию Монаху 263 , а часть его была буквально скопирована Петром Монахом 264 . Игнатий, возможно, также был знаком с этим Житием в его несокращенной форме, потому что он рассказывает о вещем сне императора Льва 265 . Хотя Игнатий называет в качестве своего источника монахов Тарасиева монастыря на Босфоре, само описание сна подозрительно напоминает Феостириктово (как оно сохранилось по-церковнославянски), тогда как история о «судах, тюрьмах и пытках», которым Лев будто бы подверг монахов, чтобы узнать имя своего будущего убийцы, выглядит не слишком правдоподобной. Феостирикт говорит, что об этом сне ему сообщил некий человек, получивший эти сведения от жены Льва V Феодосии, так что было бы вполне естественно, если бы Игнатий изменил ссылку на источник так, чтобы она имела более прямое отношение к его герою. Тем не менее, эта связь обозначена пунктиром. 3 . Георгий Монах также заимствовал из Жития Никифора Игнатия Диакона и из хроники Феофана Исповедника 266 . Житие Иоанникия, написанное Петром, было доступно Савве, который использовал его в качестве источника для своего собственного Жития того же святого (BHG 934) 267 . Некоторые из перечисленных текстов имели весьма ограниченное распространение: сочинения Феофана Пресвитера и Петра Монаха сохранились каждое в единственном списке, а Житие Никиты вообще не дошло по-гречески в полном виде, потому что та единственная рукопись, где оно находится, содержит сокращенную версию 268 . Насколько мне известно, ссылок на упомянутые произведения или следов их использования за пределами IX в. не отмечено. Поэтому представляется разумным предположить, что писатели Мефодиева «кружка» пользовались сочинениями друг друга, а также неким общим фондом или архивом, который, по всей вероятности, включал библиотеку покойного патриарха Никифора. Если так, то нет ничего особо удивительного в том, что Георгий Монах имел в своем непосредственном распоряжении некоторые из источников Феофана Исповедника 269 , потому что Георгию Синкеллу эта библиотека должна была быть доступна по должности, как келейнику патриарха Тарасия, а у Никифора не было никаких причин отказывать в пользовании ею Феофану, когда тот продолжил дело своего умершего друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Дневные: а) Богородичны отпустительные, которые называются «Богородичнами от меньших» (Тип. гл. 52), всех восьми гласов, и которые поются вовсе лето на вечерне после тропарей, и на утрени; б) отпустительные тропари всей седмицы на повечерии, для всех гласов одни и те же. г) Из общей Минеи – тропари и кондаки святым всех ликов, или чинов. д) В конце Псалтири с последованием находится «указ об отпустительных тропарях и кондаках», т.е. указания на то, какие и когда поются на божественных службах. В 3-х, Псалтирь с последованием содержит в себе все те молитвословия, которые должны быть читаемы пред приступанием к таинству причащения. И в конце Псалтири печатается: «Правило готовящимся служити и хотящим причаститися св. божественных Таин Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа». Молитвословия, какие указывает «правило» и которые печатаются в Следованной Псалтири, суть следующие: а) Акафист сладчайшему Иисусу. б) Последование к акафистову песнь Преблагословенные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. в) Параклисис, или канон молебный к Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии (Творение Феостирикта монаха). г) Канон молебный к хранителю человеческия жизни Ангелу. д) Последование святого причащения, которое состоит, главным образом, из умилительного канона на глас второй, из молитв пред причащением и молитв по причащении. е) Дневные службы из Октоиха на все дни седмицы, на каждый день из особого гласа. ж) Молитвы утренние; молитва осквернения, внегда случится кому искуситися во сне по действу диаволю; молитвы на сон грядущим. Все эти молитвы и каноны, вместе с «правилом», как готовиться к причащению, печатаются особой книгой, которая называется «Правило», «Правильник». В псалтири с последованием как бы приложение составляют: Слово святого Кирилла «о исходе души и о втором пришествии Христовом», Пасхалия и Лунник. Пасхалия и Лунник печатаются также в Часослове Великом, в Типиконе и в книге Месяцеслов. Малая Псалтирь В Малой Псалтири, назначенной, главным образом, для употребления в доме, в келии монашеской, печатаются, кроме общего содержания Псалтири, такие статьи, которых нет в Следованной Псалтири, именно: а) Глава «от старчества о келейном правиле и о молитве, юже предаде Ангел Господень великому Пахомию», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Авторы житий, рассмотренных в предыдущей главе, Игнатий Диакон, патриарх Мефодий, Савва и Феостирикт, предложили в своих произведениях достаточно широкий набор тем иконопочитательского богословия. Некоторые из этих идей сохраняют популярность у более поздних агиографов, другие свою актуальность теряют. В данной главе в качестве содержания разделов избраны наиболее популярные в житиях второй группы аргументы в пользу священных изображений. Два из них: защита иконопочитания как древнего церковного обычая и исповедание поклонения, переходящего на первообразное через его образ – были, как мы только что отмечали, предметом согласия и авторов житий первой группы, третий – воплощение Бога Слова – также не был оставлен ими без внимания, а для апологии образа Игнатия Диакона был основным. Идея сохранять изображения ради их эстетической ценности, хотя и появляется у Саввы и Игнатия Диакона, но не может быть названа у них основополагающей. Однако, среди авторов житий второй группы присутствуют и такие, которые обращаются к этой простой мысли в качестве единственного обоснования наличия икон в храмах. Последний раздел четвертой главы будет посвящен «одушевленным образам», с которыми мы встречаемся не на страницах трудов апологетов иконы, а в решениях иконоборческого собора. Агиография как жанр христианской литературы, являющий в качестве образца подвижническую жизнь, была противопоставлена императором Константином V и епископами, участвовавшими в Иерийском соборе, живописному образу, однако именно житийная литература иконоборческого периода обращает внимание читателя к «одущевленным иконам». Следует заметить, что не всегда возможно разделить фрагменты житий согласно избранному нами порядку аргументов. Как пример можно привести ответ иконопочитателей императору Льву V в варианте, который дает Феодор Дафнопат автор последнего из житий Феодора Студита . По сравнению с предшественниками произведения Дафнопата – повествующим о том же случае текстом Михаила монаха и его столь же кратким вариантом в житии С 616 , где от перехода к иконоборчеству царя отговаривает Феодор, описание в в житии А уже хорошо известной нам встречи дополнено небольшой речью спутников преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

В богослужебные книги вошли также творения ученика исповедника Никиты Мидикийского, вифинского инока Феостирикта (н. 9 в.), автора Богородичного канона «Многими содержим напастьми»; монаха Сергия Иерусалимского, именуемого Святоградцем (Агиополитом), исповедника за иконы при императоре Феофиле (829–842); невесты этого Феофила и основательницы одного из константинопольских монастырей Кассии (Икасии), пополнившей четверопеснец Космы на Великую субботу, оставившей также ряд стихир и еще некоторые каноны, которые ныне не употребляются; Игнатия, митрополита Никейского (9 в.; ему принадлежит канон Одигйтрии на 22 октября, 8 и 28 июля); Арсения, архиепископа Корфу, современника Фотия, автора канона на елеосвящение и ряда стихир; Ефрема, епископа Карийского, тоже современника Фотия; Анатолия, епископа Солунского (9 в.); Марка, инока лавры Св. Саввы, потом эконома Св. Софии и епископа Отрантского (Идрунтского) в Калабрии (ум. ок. 911), который дополнил четверопеснец Космы на Великую субботу (в нынешнем каноне остались его тропари до 6–й песни; ирмосы, как полагают, Кассиины) и, вероятно, написал молитву Св. Троице на воскресной полунощнице; ему же приписывают уставные указания на случаи стечения подвижных праздников с неподвижными ( Марковы главы), которые в древних уставах не надписываются его именем и вообще, видимо, слагались постепенно. Император Лев VI Мудрый (886–912) составил евангельские стихиры, стихиры праведному Лазарю (и канон ему же, ныне не употребляющийся) и др.; ему же приписывают стихиры с надписанием Византиево (т.е. Византийца); его сын Константин VII Багрянородный – автор воскресных эксапостилариев. Симеон Метафраст (т.е. перелагатель житий святых), логофет Византийского двора, тайный подвижник (ум. ок. 940 или 976), составил канон на плач Богородицы на повечерии Великого пятка, стихиры Великого канона, возможно – трипёснцы на предпразднства Рождества Христова и Богоявления, канон Марии Египетской и разные молитвы. Заметный вклад в формирование богослужебных книг внесли также Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский (10 в.); Георгий Скилица (11 в.), наставник Константинопольского училища и проповедник, хронограф и гимнограф, автор более 80 канонов; Павел Аморрейский, основатель Евергетидского монастыря (11 в.), автор стихир Богородице на « Господи воззвах» воскресной вечерни ( идеже несть Минеи) и литийных стихир на освящение храма; Иоанн, митрополит Евхаитский (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В один день святой Стефан беседовал с прочими преподобными отцами о многих и разнообразных мучениях, причиняемых благочестивым со стороны царских наместников, анфипатов и игемонов [ 35 ]. Между прочим, один из заключенных, Антоний кипрянин, вспомнил о мученической кончине кипрского монаха Павла. Епарх Крита Феофан, прозываемый Лардотиром, положил на земле пред ним с одной стороны образ Распятия Христова, с другой же орудия пытки и сказал ему: — Избери себе, Павел, одно из двух: или согласись попрать ногами икону Христа, чтобы быть тебе живому; или же ты подвергнешься лютой смерти, истязуемый лежащими пред тобою орудиями, — если только не захочешь исполнить повеленное тебе. Но мужественный Павел громко возгласил: — Не пойду я, Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне Божий, на то, чтобы попирать ногами святую икону Твою. Сказав это, Павел преклонил колена и благоговейно лобызал святую икону, показывая этим, что он не боится угроз мучителя и готов умереть за Христову икону. Тогда мучитель пришел в сильный гнев и распалился яростью. Прежде всего, он повелел двумя железными досками крепко-накрепко стягивать тело исповедника, потом, повесив Павла вниз головою, терзать тело его железкой, и, наконец, разложить под ним костер и зажечь его. В сем страдании Павел и скончался, сожженный огнем, соделавшись благовонной жертвой Господу. Когда Антоний рассказывал это, все отцы проливали теплые слезы. После того начал говорить другой узник, именем Феостирикт, муж старый и почтенный пресвитерским саном, у которого за верность иконопочитанию был отрезан нос, а всё лицо опалено кипящею смолою. — Однажды в монастыре нашем, называемом Пеликита, — говорил он, — совершалось во святой и великий четверг страстной седмицы бескровное жертвоприношение. Вдруг нападает на монастырь мучитель Лаханодракон со множеством воинов. Дерзновенно войдя в алтарь, он повелел прекратить пение и ниспроверг святые и животворящие Христовы Тайны на землю. Затем, схватив избранных сорок двух иноков, оковал их железными цепями, — из остальных же некоторым нанес жестокие раны, истерзав тело их, другим опалил бороды и лица, предварительно обмазав их смолою, у иных, в числе которых был и я, отрезал носы. После того он поджег церковь и спалил ее вместе со всем монастырем. Тех же избранных сорок двух иноков, которые были окованы узами, мучитель заточил в Ефесской области, поместив их всех в одной ветхой бане, вход в которую был заколочен. Там все они и были уморены голодом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В падшей человеческой природе характерной чертой является стремление к первенству, стремление у всякого первенствовать во всем. Стремление это вытекает из эгоизма, из самолюбия, себялюбия. Стремление – захватить себе как можно больше. В наше время мы бы назвали это агрессией, агрессивным желанием захватить себе – как можно больше! – даже чужого. В христианстве же – лучше себя ставить на последнее место, а другого выдвигать на первое, преимущественно перед собою. В этом смирение, благородство и любовь! Качества весьма высокие! Пресвятая Владычица Богородица послужила нашему спасению через воплощение Сына Божия. Уже одно это убедительно говорит нам, как должно быть Ей дорого и близко наше спасение. И теперь Она несомненно продолжает служить ему через Свое мощное ходатайство пред Сыном Своим и Богом за нас, грешных. Наша Православная Церковь глубоко поняла значение и силу ходатайства о нашем спасении Пресвятой Владычицы Богородицы, послужившей Воплощению Сына Божия. Поэтому так часто и многократно взывает Церковь к Пресвятой Богородице во время своих богослужений. Характерно и то, что Церковь обращается к Божией Матери так: «Пресвятая Богородице, спаси нас», а не «моли Бога о нас», как ко всем прочим угодникам Божиим. Зная силу ходатайства Божией Матери перед Богом, и один подвижник-молитвенник последних времен настойчиво призывал обращаться к Ней. Так он говорил: если будешь в беде душевной, немедленно воззови к Пресвятой Владычице нашей; на то Она и Владычица, чтобы владычествовать державно силою Своей над со- противными нам силами и державно спасать нас, ибо мы – Ее наследие. И если поднимется буря в вашем доме, он также советовал припадать с молитвой к Божией Матери, – и Она все устроит. А вот прекрасная покаянно-смиренная молитва, с которой Церковь обращается к Божией Матери: «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирен- нии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо И едину надежду имамы» (тропарь Богородице, глас 4-й, Канона молебного ко Пресвятой Богородице, Феостирикта монаха). Так глубоко и с такою надеждой взывает Святая Церковь к Божией Матери. С такою же надеждой следует и всякому христианину обращаться к Ней о своем спасении, ибо велико ходатайство Ее пред Сыном Своим и Богом за нас, грешных. Ходатайствовать же Ей о нашем спасении должно быть для Нее Самой отрадным, ибо Она послужила воплощению Сына Божия именно ради нашего спасения, а потому и желает его всем нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в) Тропари и кондаки Октоиха: 1) воскресные: а) отпустительные с Богородичными, ипокоями их и кондаками, восьми гласов; б) воскресные, поемые по «Непорочны» (’μωμος) во все лето, и в) иные тропари, поемые по «Непорочны» в субботу, для всех гласов одни и те же. 2) Дневные: а) Богородичны отпустительные, которые называются «Богородичнами от меньших» (Тип., гл. 52), всех восьми гласов, и которые поются во все лето на вечерне после тропарей, и на утрени; б) отпустительные тропари всей седмицы на повечерии, для всех гласов одни и те же. г) Из Общей Минеи – тропари и кондаки святым всех ликов, или чинов. д) В конце Псалтири с последованием находится «указ об отпустительных тропарях и кондаках», т. е. указания на то, какие и когда поются на божественных службах. В 3-х, Псалтирь с последованием содержит в себе все те молитвословия, которые должны быть читаемы пред приступанием к таинству причащения. И в конце Псалтири печатается: «Правило готовящимся служити и хотящим причаститися Св. Божественных Тайн Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа». Молитвословия, какие указывает «правило» и которые печатаются в Следованной Псалтири, суть следующие: а) Акафист сладчайшему Иисусу. б) Последование во акафистову песнь Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. в) Параклис или канон молебный к Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии (Творение Феостирикта монаха). г) Канон молебный к хранителю человеческой жизни Ангелу. д) Последование святого причащения, которое состоит, главным образом, из умилительного канона на глас второй, из молитв пред причащением и молитв по причащении. е) Дневные службы из Октоиха на все дни седмицы, на каждый день из особого гласа. ж) Молитвы утренние; молитва от осквернения, внегда случится кому искуситься во сне по действу диавола; молитвы на сон грядущим. Все эти молитвы и каноны вместе с «правилом», как готовиться к причащению, печатаются особой книгой, которая называется «Правильник», Правило ко святому причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, Иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков в плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славим о нас Твое спасительное промышление раби Твои, Владыко; песнословим Тя, яко Тебе ради Отца познахом; благословим Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде, поклоняемся Твоей по плоти Пречистей Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляем Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаем Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаем и провозвестившия Тя пророки, прославляем апостолы Твоя святыя; торжествуем же и мученики, священники же Твоя славим; покланяемся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствуем. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву приводим Тебе, всещедрому Богу, раби Твои, и сего ради просим нашим согрешением прощение, еже даруй нам всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь. Молитва иная: Тебе, Господи, единому Благому и Непамятозлобному, исповедаю грехи моя, Тебе припадаю вопия, недостойный: согреших, Господи, согреших и несмь достоин воззрети на высоту небесную от множества неправд моих. Но, Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, единый Блаже и Милостивый, яко да ими Тя умолю, очиститися прежде конца от всякаго греха: страшно бо и грозно место имам проити, тела разлучився, и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй. Тем припадаю Твоей благости, не предаждь обидящым мя, ниже да похвалятся о мне врази мои, Благий Господи, ниже да рекут: в руки наша пришел еси, и нам предан еси. Ни, Господи, не забуди щедрот Твоих и не воздаждь ми по беззаконием моим, и не отврати лица Твоего от мене: но Ты, Господи, накажи мя, обаче милостию и щедротами. Враг же мой да не возрадуется о мне, но угаси его на мя прещения и все упраздни его действо, и даждь ми к Тебе путь неукорный, Благий Господи: занеже и согрешив, не прибегох ко иному врачу, и не прострох руки моея к богу чуждему, не отрини убо моления моего, но услыши мя Твоею благостию и утверди мое сердце страхом Твоим, и да будет благодать Твоя на мне, Господи, яко огнь попаляяй нечистыя во мне помыслы. Ты бо еси, Господи, свет, паче всякаго света; радость, паче всякия радости; упокоение, паче всякаго упокоения; жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков, аминь. Канон молебный ко Пресвятой Богородице Поемый во всякой скорби душевной и обстоянии Творение Феостирикта монаха Тропарь Богородице, глас 4-й

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вот этот замечательный пассаж Феостирикта: «Некоторые считают эту ересь менее важной и не ставят ее ни во что, из-за чего легко уловляются и уступают; а некоторые полагают, что это и не ересь, а только препирательство. Я же, как, по-моему, и всякий благоразумный человек, думаю, что она очень страшна, потому что идет против домостроительства Христова. Рассмотри же и то, что другие ереси имели начало от епископов и менее высоких пресвитеров, а эта от самих властителей – a вы знаете, какова разница между пресвитерами и царями, – и те составились от догматических учений и споров,... а эта от царской власти» 500 . Формулировки предельно ясны и точно воспроизводят идеи, которые уже были выявлены у Феофана и Никифора: не иерархи, а государи ответственны за возникновение ереси; иконоборчество качественно отличается от всех прочих ересей, поскольку оно есть следствие государственного насилия, а не богословских размышлений. Именно этим оно и опасно – как говорит Феостирикт в другом месте, «где с нечестием сплетается власть, истина терпит поражение, и правда подавлена и угнетена» 501 . Следующий знаменитый агиограф, в произведениях которого отразились эти тенденции, писал уже после 843 г., однако был, так же как и его герои, современником второго периода иконоборчества. Монах Савва, ученик Петра Атройского (ум. в 837 r.), составил жития своего учителя, преп. Иоанникия Великого и преп. Илариона Далматского (последнее сохранилось в палимпсесте и пока не издано) 502 . В главе IV было уже показано, что как Иоанникий, так и Иларион относились к самым близким сподвижникам патриарха Мефодия, причем первый из них был к тому же в довольно напряженных отношениях со студитами. Таким образом, можно не сомневаться в принадлежности Саввы к «патриаршей партии». Что же касается редакции, которой он подверг более раннее Житие Иоанникия монаха Петра (исключив все резкие высказывания в адрес студитов), то она, скорее всего, отражает примирительную позицию последователей Мефодия во время первого патриаршества Фотия (858–867) 503 . Следует также заметить, что основная деятельность Саввы заключалась не столько в создании новых, сколько в переписывании уже существующих житий. Ревизии подверглась даже написанная ранее тем же автором биография Петра Атройского 504 . Насколько можно судить из сравнения исходных текстов с выполненными Саввой переработками 505 , в последних гораздо больше внимания уделено антииконоборческой полемике. Тем более интересно, в каком ключе эта полемика ведется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– еп. Варнава) прежде добре тыя да управит, и греха сего возможет убежати». 1098 В вышеупомянутом уже письме св. Василия Великого (Творения. Ч. 6. Письмо к Кесарии...) последний пишет: «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться... Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень (воскресенье. – Еп. Варнава), в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого». 1104 Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века.../Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского Главного Архива М.И.Д.). Вып. 2. М., 1897. С. 159. 1108 Там же. С. 34. Также С. 24, 35. Того же автора. Богопознание и самопознание, приобретенное из опыта. СПб., 1902. С. 104. 1112 Из исследования, называемого «Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу». Печатается в «Следованной Псалтири», каноннике, иерейском молитвослове и проч. 1113 Полное название: «Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии. Творение Феостирикта монаха». 1114 Из «Последования во акафистову песнь Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». 1115 Т. е. в понедельник вечером Богоматери, во вторник – Спасителю, в среду – Богоматери и т. д. В воскресенье вечером можно читать какому-либо святому. Так, в Зосимовой пустыни читают акафист преп. Сергию, в Саровской пустыни – преп. Серафиму. 1117 Ср.: Руководство для сельских пастырей. 1888. VIII. С. 276; Церковный Вестник. 1890. 37. С. 613. 1118 Следованная Псалтирь. Глава 47. И не только, собственно, когда христианин причащаться хочет, он должен все это вычитать, но и ежедневно, «кроме приуготовления ко причащению, часов, канона и молитв», – разъясняет Устав. Как диавол усложняет нашу «культурную» жизнь всякими обязанностями, повинностями и просто мирской суетой: вздохнуть не дает, не только выстоять эти службы и найти для сего время! Даже монастыри, под предлогом пресловутого «послушания», настолько сократили молитвы, что во многих, многих из них канонов этих не читают ежедневно за повечерием.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010