Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Затем поем канон Пресвятой Богородице, без ирмосов. Творение Феостирикта монаха, глас 8. Песнь 1 [Ирмос: Воду прошед яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/избавителю и Богу нашему поим. ] [Ирмос: По воде пройдя, как по суше,/и египетского развращения избежав,/израильтянин взывал:/“Избавителю и Богу нашему воспоем!” Ирмосы по уставу не поются. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Или коему либо святому. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Припевы тому, кому поется канон. Многими содержимь напастьми,/к Тебе прибегаю, спасения иский:/о, Мати Слова и Дево,/от тяжких и лютых мя спаси. Множеством искушений томимый,/к Тебе прибегаю, спасения ища./О Матерь Слова и Дева,/от бед и несчастий меня спаси! Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Страстей мя смущают прилози,/многаго уныния исполнити мою душу;/умири, Отроковице,/тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная. Страстей нападения меня смущают,/сильным унынием наполняя мою душу./Умиротвори ее, Отроковица, тишиною/Сына Твоего и Бога, Всенепорочная.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Мария, поймите, при внучке я стараюсь не плакать, держусь, наоборот, что-нибудь веселое ей рассказываю, а то она и смеяться-то разучилась, но очень трудно мне от этих мыслей. Ночью не сплю – лежу, думаю, и так мне хочется, чтобы все у нее образовалось, чтобы она оттаяла, чтобы человек хороший нашелся, чтобы детки у них пошли, а я бы их нянчила… Анна Антоновна». Здравствуйте, дорогая Анна Антоновна! Вы вырастили сильную и мужественную внучку, она смогла не сломаться, столкнувшись с циничным обманом, предательством, насилием, выжила в нечеловеческих условиях рабства и сумела вырваться на свободу – не всем такое дано. Неудивительно, что после всего, что ей выпало, не столько тело, сколько сама ее душа нуждается в уврачевании. У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть такие слова: «Во время напастей не ищи помощи человеческой. Не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога: по Его мановению в свое время придут люди и помогут тебе». Теперь о покаянии, к которому так строго воззвала Ваша соседка. Есть какая-то ошибка, заблуждение в том, как иногда воспринимают это таинство. Покаяние – это не милицейское дознание, не выявление степени виновности и уж ни в коем случае не определение подсудности человека – нет тут такого, да и быть не может. Епископ Афанасий (Евтич), известный иерарх и богослов Сербской Православной Церкви, пишет, что исповедь-покаяние – это раскрытие себя перед Богом. И вспоминает слова из псалма 101, которые легли в основу песнопения «Молитву пролию ко Господу…» из молебного канона ко Пресвятой Богородице (творение Феостирикта монаха). «Молитву пролию ко Господу…» – вдумайтесь, как будто у тебя есть кувшин грязной воды, и ты выливаешь его перед Богом. И дальше: «И Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя наполнися, и живот мой аду приближися», – то есть человек чувствует, что провалился до глубины ада и поэтому открывает себя перед Богом. «…и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя» – и молюсь, как Иона-пророк, провалившийся во чрево кита, чтобы Бог возвел меня от гибели, от тления.

http://pravoslavie.ru/46694.html

Безумне, окаянне человече,/в лености время губиши;/помысли житие твое,/и обратися ко Господу Богу,/и плачися о делех твоих горько. Безумный, несчастный человек,/ты время в лености губишь!/Помысли о жизни своей/и обратись ко Господу Богу,/и плачь о делах своих горько! Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Мати Божия Пречистая,/воззри на мя грешного,/и от сети диаволи избави мя,/и на путь покаяния настави мя,/да плачуся дел моих горько. Матерь Божия пречистая!/Взгляни на меня, грешного,/и от сети диавола избавь меня,/и на путь покаяния направь меня,/чтобы оплакивал я дела мои горько! КАНОН КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ, ТВОРЕНИЕ ФЕОСТИРИКТА МОНАХА, ГЛАС 8 Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Многими содержимь напастьми,/к Тебе прибегаю, спасения иский:/о, Мати Слова и Дево,/от тяжких и лютых мя спаси. Множеством искушений томимый,/к Тебе прибегаю, спасения ища./О Матерь Слова и Дева,/от бед и несчастий меня спаси! Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Страстей мя смущают прилози,/многаго уныния исполнити мою душу;/умири, Отроковице,/тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная. Страстей нападения меня смущают,/сильным унынием наполняя мою душу./Умиротвори ее, Отроковица, тишиною/Сына Твоего и Бога, Всенепорочная. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Спаса рождшую Тя и Бога,/молю, Дево, избавитися ми лютых:/к Тебе бо ныне прибегая,/простираю и душу и помышление. Тебя, родившую Спасителя и Бога,/умоляю об избавлении меня от бедствий;/ибо к Тебе, Дева, ныне прибегая,/простираю и душу, и помышление. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Недугующа телом и душею,/посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомати,/яко благая, Благаго же Родительница. Меня, болящего телом и душою,/удостой божественного посещения/и попечения Твоего, единственная Богоматерь,/как благая и Благого Родительница.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tri-kanon...

Последней деталью иконопочитательской аргументации, также связаной с властью царя, может быть и обращение Феостирикта к примеру с почитанием царского изображения для иллюстрации связи образа и первообраза. Эту же мысль мы могли только что наблюдать и у монаха Саввы, однако, в контексте прочих рассуждений Феостирикта об императорах и иконоборчестве и это пояснение может быть знаком того, что идея невмешательства власти в дело религиозного учения, в том числе и в вопросе иконопочитания, была для Феостирикта основной. В заключение третьей главы исследования требуется подвести промежуточный итог, сопоставив теории образа четырех писателей: Игнатия, Мефодия, Саввы и Феостирикта. С одной стороны, каждый из них выделяет определенные грани иконопочитательской апологии: для Игнатия это учение о воплощении и древность иконного предания, для патриарха Мефодия – учение о человеке, как об образе Божием, для Феостирикта – инородность иконоборчества за счет его «царского» происхождения, а для Саввы – целый набор идей, постоянно повторяющийся по ходу житийного повествования (среди них можно выделить понятие о человеке, как об образе Божием, связь образа и первообразного и, как у Игнатия, учение о воплощении, хотя и рассмотренное под углом опастности докетизма). С другой стороны, четыре агиографа единодушны в провозглашении древности иконопочитания и учения о связи образа и первообразного. Два этих аргумента в пользу икон подчеркивают все авторы, к произведениям которых мы обратились в данной главе. Интересно внимание свт. Мефодия, а чуть в меньшей степени и монаха Саввы к учению творении человека по образу Бога. Возможно, эти два агиографа отражают этим некоторые тенденции течения иконоборческого спора своего времени. Такой вывод тем более можно сделать, если обратить внимание на попытку реконструкции решений иконоборческого собора 815 г., которая была предпринята в 1953 г. П. Александером в статье, содержащей анализ постановлений и флорилегия этого собора. Фрагменты постановлений и набора цитат, ставших итогом работы богословской комиссия во главе с Иоанном Грамматиком, впоследствии иконоборческим патриархом Константинопольским, а в то время игуменом монастыря Сергия и Вакха, были извлечены из тогда еще не изданного «Опровержения» решений иконоборческого собора 815 г. патриарха Никифора Константинопольского 610 . Комиссия была созвана по инициативе императора Льва V, работала в императорском дворце, а задачей ее был поиск святоотеческих свидетельств против святых икон 611 . Один из агиографов, в большей степени сосредоточенный именно на учении о человеке-образе Божием, свт. Мефодий во время своей жизни в Константинополе вполне мог быть знаком с теми, кто принимал участие в этой работе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

22. Обретение мощей мучч. в Евгениевых. Петр. М. 11 в. Преп. Фалассия и Лимния. Петр. Пр. Варадата. (Петр. 26 февр.). 22. Обретение мощей свв. мученик, иже во Евгении. Св. Афанасия исповедника. Преп. Фалассия и Лимния. Пр. Варадата подвижника сирийского. Св. муч. Маврикия и 70 воинов. 23. Пр. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана. Петр. Александра игумена неусыпающих. 247. 23. Св. Поликарпа. Иерон. Б. Р. мР. В. А. У. Н. 26 янв. Иерон. вторично 1-го февраля. 23. Препп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония и других. Преп. Александра, игум. обители неусыпающих. 24. Обретение главы Иоанна Крестителя. Б. мР. В. А.У. Н. 24-го Англ. (по Миню) 28 февр. 27. Пр. Фалалея сирийского отшельника. 28. Св. Протерия, патр. александрийского. Канон Иоанна монаха. 28. Св. муч. Нестора магидийского. Иерон. мР. А. У. Н. 26 февр. 28. Св. Протерия, патр. александрийского. 29. Пр. Кассиана, Канон Иосифа. Иоанна, нареченного Варсанофия. 239. Муч. Феостирикта. М. 11 в. 29. Преп. Кассиана римлянина. Пр. Иоанна, нареченного Варсанофия. Св. муч. Феостирикта. 1. Мучч. Нестора в Тривимия. Пр. Домнины сирийской подвижницы. Свв. мучч. Маркелла и Антония. 2. Преп. Агафона. 246. 440 муч. от Лонгобардов. Дим. Рост. Евфалии девы. 240. 2. Пр. Агафона египетского. 3. Свв. Зинона и Зоила. 1370. Пр. Пиамы. 1370. 3. Свв. Зинона и Зоила. Св. Пиамы девы. 4. Св. Григория, еп. Константина града кипрского. 5. Муч. Евлампия. 1370. 5. Св. муч. Конона исаврийского. Пр. Исихия постника. Преп. Марка постника. Пр. Евлогия палестинского. Св. муч. Евлампия. 6. Муч. Конона и сына его Конона. Мак. Обретение св. Креста. 1370. 6. Преподобномуч. Конона и сына его Конона. Р. 20 мая. А. У. Н. 29 мая.Обретение св. Креста. Иерон. Б. Алляц. мР. В. Р. А. У. Н. 3 мая. 6. Пр. Аркадия кипрского. 7. Пр. Емилиана. 246. 7. Пр. Емилиана монаха. 8. Св. Феодорита пресвит. антиохийского. мР. А. У. Н. 23 окт. Ф. Н. 23 марта. Иерон. Н. еще 10 апр. 8. Пр. Дометия. 9. 40 мучч. Иерон. Б. Р. В. 9 марта. мР. Р. (вторично) А. У. Н. 11 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В кон. VIII в. начал свою творческую деятельность выдающийся богослов, церковный полемист и активный участник важнейших церковно-политических событий той эпохи прп. Феодор Студит . Его сочинения относятся к неск. жанрам, с т. зр. истории лит-ры наибольшее значение имеют письма и огласительные беседы. Переписка Феодора необыкновенно богата в тематическом отношении, причем искренняя и эмоциональная манера автора позволяет видеть за текстом человека, к-рый утешает, наставляет, иронизирует, обличает и т. д., в зависимости от адресата и цели письма. Имея прекрасное образование, прп. Феодор Студит соединяет разговорный язык с ученым, часто изобретая новые слова для более точного выражения своих мыслей. Корпус огласительных бесед Феодора, также весьма обширный, позволяет представить внутреннюю жизнь монашеской общины с ее трудами и подвигами, треволнениями и праздниками, в к-рых непосредственное участие принимает и сам автор (к тому же комментируя события, происходящие в миру). В 1-й пол. IX в. происходит лавинообразный рост числа агиографических текстов, и большинство из них так или иначе затрагивают тему иконоборчества. Из наиболее интересных представителей этого жанра следует выделить Феостирикта Монаха , автора Жития прп. Никиты Мидикийского (полный текст дошел только в слав. переводе), Игнатия Диакона , свт. Мефодия , Патриарха К-польского, и Савву Монаха . Соч. Феостирикта замечательно драматичным сюжетом, выразительными описаниями и прежде всего откровенностью автора, не замалчивающего даже ошибок своего героя. По призванию Феостирикт скорее историк, чем агиограф, благодаря чему Житие Никиты сохранило ряд бесценных подробностей визант. жизни. Игнатий Диакон выделяется среди современников классицизирующим языком и стилем, а также особым вниманием к лит. форме. Его Жития Патриархов Тарасия и Никифора можно рассматривать как попытку возрождения античной биографии на злободневном материале. Игнатий - мастер сглаживать острые углы и упоминать о нежелательных событиях в завуалированном виде, иногда требующем расшифровки. Сохранившаяся переписка Игнатия сильно уступает в художественном отношении письмам прп. Феодора Студита из-за чрезмерной риторичности.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Следующей по времени службой, относящейся к XVI веку, является последование празднования иконе Смоленской Божией Матери, именуемой Одигитрия — Путеводительница. Икона эта принесена на Русь во второй четверти XI века — по одним сведениям, в своем подлиннике 91 , по другим — в списке с цареградской иконы Одигитрии 92 , и в начале XII века перенесена Владимиром Мономахом в Смоленск, где и получила именование Одигитрии Смоленской. Икона Божией Матери Смоленской относится к тому типу Богородичных икон, на которых Младенец помещен на левой руке Богоматери, правая же рука Пресвятой Девы свободна и ею Она указывает путь человеку; отсюда и именование Ее — Путеводительница, или Одигитрия. Прославленный и чудотворный образ Одигитрии Смоленской связан со многими событиями в русской земле и кроме благословения на сопротивление в дни нашествия Батыя; образ этот укреплял подвиг русских воинов в историческом Бородинском сражении 1812 года. Цареградская по своему происхождению, большая по своим размерам, Смоленская икона Божией Матери стала воистину русской святыней, обрела себе вторую отчизну в России; во всех концах русского государства имеются многочисленные списки со Смоленского образа, приобретшие благодатную силу, как и исходный образ Смоленской Одигитрии. Праздники Одигитрии широко распространены по лицу земли русской, и в летнюю пору ее празднования — 28 июля — составляют очаги великого духовного торжества. Служба Одигитрии Смоленской составлена из сочетания оригинальных духовных песнопений с большим числом заимствованных песен из различных богослужебных греческих книг и русских служб. Даже канон взят из творений монаха Игнатия, песнотворца IX века, диакона, и позднее митрополита Никитского 93 . Тропари (2) приведены из последования канона Божией Матери “Многими содержимь напастьми”, творения монаха Феостирикта, IX века, так же как и кондак “Предстательство христиан непостыдное” и стихира по 50-м псалме. Хвалитные стихиры с небольшими изменениями и первая литийная заимствованы из службы Владимирской Божией Матери.

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Сын сказал: отец, неужели ты хочешь шелковыми одеждами отвлечь меня от монастыря? и с этими словами разорвал свои мирские одежды. Отец стал бить сына так, что на спине его образовались гнойные волдыри, для излечения которых понадобилась медицинская помощь. Афанасий был настойчив, говоря, что готов страдать до смерти. Наконец отец уступил, сказав: ну, иди доброю дорогою, которую ты избрал (§ 11). Приглашенный братией, Афанасий прибыл в Мидикийский монастырь и был поставлен славным Никифором в помощники Никите (§ 12). Под началом этих двух душевных врачей, Никиты и Афанасия, монастырская дисциплина процветала и в монастыре не говорилось ни одного праздного слова (§ 13). Когда Никита совершал литургию, стоя пред св. Престолом, Афанасий (сначала диакон, потом пресвитер) присутствовал при этом со страхом и трепетом, обливаясь слезами (§ 14). Приводится образчик проповеди Никиты (§ 15), – в которой кое-что сходно с предсмертным поучением Иоанна Психаита. – В числе добродетелей святого агиограф указывает, что Никита олицетворял в себе все семь евангельских блаженств (§ 16). Однажды, говорит Феостирикт со слов одного монаха, уже по смерти Никиты, портаря не было днем на месте, и настоятель поручил рассказчику эту службу. Пришел один из местных жителей с маленьким ребенком, немым от рождения, и просил его отнести сына к игумену для молитвы. Я, говорил он, доложил игумену о приходе, но он, слегка пожурив меня, отпустил. Когда я настаивал, святой попросил меня провести его к ребенку, помолился, сотворил крестное знамение и возвратил отцу сына говорящим. Но, прибавляет агиограф, расскажу и о том, чему я сам был очевидцем (§ 17). В Мидикийском монастыре был один брат из числа простецов и незлобивых, любимый всеми именно за его незлобие. Диавол, позавидовав ему, свел его с ума. Это обстоятельство огорчило Никиту; он велел всем нам наложить пост до вечера, после литургии помолился над ним в диаконике, помазал елеем, – инок выздоровел и с того времени здоров доселе (§ 18). Из одного юноши изгнал демона (§ 19), из монаха выгнал демона в виде эфиопа, исцелял лихорадочных, головную боль (§ 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

1468 Не мip видимый, который окружает нас, а мир – как состояние покоя, состояние упразднения от внешних волнений и воздействий, «дух мирен». 1472 «Спаси от бед» (по 3-й и 6-й песнях Канона молебного ко Пресвятей Богородице, поемого во всякой скорби душевней и обстоянии. Творение Феостирикта монаха). 1473 На Велицей вечерни Покрова Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (октовриа 1-го) стихира 1-я, глас 1; в иных стихирах, глас 4, – 1-я. 1490 На Западе в эти времена учебников по экономике не было, Сильвестра здесь можно считать пионером: «Домострой» в точном переводе с греческого (дом – οκος; строй, порядок, закон – νμος) и означает «экономика», то есть учение о тех порядках, законах, в соответствии с которыми следует «вести дом», то есть – развивать хозяйство. 1491 Домострой. СПб., 1994. С. 8, 137 («Предисловие сея книги»). Как подчеркивают современные исследователи, средневековое христианское мышление вполне воспринимает идеологию Ветхого Завета, рассматривавшего дом как образ обжитого и упорядоченного мира, как малую вселенную: «порядок дома есть духовный и душевный лад, выражающий себя в упорядоченности вещей». В этой связи отмечается, что «бытие и быт не только не разделены, но прямо приравнены друг другу в религиозно-обрядовой модели сущего: строй бытия – от Бога, но уклад быта – тоже от Бога» (см.: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004. С. 158–159). 1494 В навечерие Рождества Христова на велицей вечерни на входе Слава: И ныне: стихира самогласна, глас 2 (Кассиино): «Когда Август стал единым властителем на земле, закончилось многоначалие у людей. Когда Ты вочеловечился от Чистой, прекратилось многобожие идолов. Одному царству мирскому подчинились государства, и в одно владычество Божества уверовали народы. Переписаны были народы указом кесаря, написаны мы, верующие, именем Божества, именем Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость. Господи, слава Тебе». 1495 Талант этой преподобной настолько замечателен, что нельзя не остановиться хотя бы на минуту, чтобы обозреть то немногое, что нам о ней известно по фрагментарному материалу разных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

184 Канон монаха Феостирикта – Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии («Многими содержимь напастьми…»). 185 Ильинская А. Соловки: Документальная повесть о новомучениках//Литературная учеба. 1991. 2.– Авт. 187 Шаламов В. Колымские рассказы//Воскрешение лиственницы: Рассказы в 2 кн. М., 1990. Кн. 1. С. 4–184. 188 Волков С. Возле монастырских стен: Мемуары, дневники, письма. [Воспоминания о Троице-Сергиевой Лавре и преподавателях МДА]. М., 2000. 606 с. 189 Польский М. А., протоиерей. Новые мученики Российские: В 3 ч. М., (1993). (Репр. воспр. изд.: Джорданвилль, 1949–1957). Ч. 1: Первое собрание материалов. 288 с.: ил. Ч. 2: Второй том собрания материалов. XXIV, 322 с.: ил. Ч. 3: Третий том собрания материалов. Не издан. (Машинопись). 192 Венедикт (Князев; р. в 1935), архимандрит. Окончил МДС и Академию. В 1977 пострижен в монашество, рукоположен в сан иеродиакона, в сан иеромонаха. В 1976–1982 – экскурсовод Церковно-археологического кабинета. В 1978 утвержден в должности преподавателя литургики. В 1980 награжден саном игумена. В 1982–1983 и. о. инспектора МДАиС. В 1983 возведен в сан архимандрита. С 1983 инспектор МДС. В 1994 утвержден в должности проректора по общим вопросам. Преподаватель Библейской истории. Кандидат богословия. 193 Алексий (Фролов; р. в 1947), епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, председатель Богослужебной комиссии, Синодальной комиссии по делам монастырей и Комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам. Наместник московского Новоспасского монастыря. Окончил МДС и Академию (кандидат богословия). В 1975 рукоположен в сан диакона (целибат). В 1979 принял монашеский постриг. Преподавал в МДС. В 1989 рукоположен в иеромонаха с возведением в сан архимандрита. Архиерейская хиротония в 1995. 194 Антоний (Медведев; 1792–1877; память в Соборе Радонежских святых 6/19 июля) Радонежский, архимандрит, преподобный. Наместник Лавры (1831–1877), духовник и сотаинник святителя Филарета Московского . В детстве под влиянием раскольников почти потерял веру, но позже обрел ее вновь. Через некоторое время после принятия монашеского пострига преподобный Антоний был назначен настоятелем Высокогорского монастыря. В 1824 он посетил ТСЛ, где познакомился со святителем Филаретом, произведя на него глубокое впечатление, и после смерти наместника Лавры был назначен на его должность. Основал Гефсиманский скит на Корбухе, его Пещерное отделение, Боголюбивую Киновию и Параклит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010