преподобный Ефрем Сирин 7. СОВЕТЫ ПОДВИЖНИКАМ (Сл. 50, т. 2, стр. 570–584, 600–60) 1. Начало монашеского отречения – бояться Бога; не Богобоязненный же монах водворится вне врат Божия Царства. Начало доброй жизни монаху – ведение Бога; неведение же Бога омрачает душу монаха. 2. Доброе наследие монаху – целомудрие и святыня; лишается же наследства отцов монах, у которого нет их. 3. Подвиг для монаха – изучение Писаний и исполнение заповедей Божиих, монах же, не занимающийся сим – не подвижник. 4. Пища монаху – творить волю Божию, пища же чувственная не поставит монаха пред Христом, но «в чрево вмещается и афедроном исходит» ( Мф. 15, 17 ). 5. Стопа монаха, движась чинно, да стирает собою Церковные ступени; но да не преходит она из дома в дом, бесчинствуя. 6. Совет у монаха пусть будет с разумными, совет же неразумного да не вселяется в сердце его. 7. Монах, бодрствующий в псалмах и пениях и песнях духовных, отгоняет от себя ночные мечтания; монах же, который, надмеваясь своими добрыми делами, спит, плетет паутинную ткань. 8. Мужественный монах крестом Христовым избегает дьявольских сетей. 9. Монах оземленившийся и к земле склонившийся во всем поступает по сатанински (противлением заповедям, лукавством и самоугодием). 10. Мысль у монаха да будет всегда занята добрыми делами. Упражнение монаха – благочинные помыслы. Бодрственность монаха укрощает нечистые помыслы. 11. Возделывание монаха – добрая душа, приносящая плод по Евангельски. Возделывающий ее монах первый вкушает от плода ее. 12. Бессмертная сила в монахе – нестяжательность, несущая крест; сребролюбие же пагубно для них; ибо заграждает для них Царство Небесное. 13. Добрый дар монаху – девство, которое с Илией на колеснице возносит его на небо. Сила девства – воздержание в пище; монах же упивающийся сквернит плоть свою. 14. Слезы, проливаемые из очей – древо жизни возращаемое в высоту смиренномудрия. Приобретший сие монах соберет добрые плоды. 15. Монах, который всем разглашает о даре своем, возбуждает омерзение, – и услышит от Господа: «ты уже восприял мзду свою» ( Мф. 6, 2 ). А кто стыдится рассказывать, тот получит мзду от Господа, ведущего тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Верим, что эта книга укрепит духовную связь чад старца с их наставником и приведет к нему сердца тех, кто не имел утешения знать его лично. Земное служение старца Богу и людям, молитвенно продолжается в ином, невидимом для нас мире, в тех селениях, где за русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней. ГЛИНСКИЙ ПОМЯННИК (Составлен издателями 1415 ) 30 января ст. ст./12 февраля нов. ст. Послушник Василий кающийся (1859). 5 февраля ст. ст./18 февраля нов. ст. Схимонах Артемий (1885). 7 февраля ст. ст./20 февраля нов. ст. Схимонах Евфимий (1866) и послушник Максим (1900). 21 февраля ст. ст./6 марта нов ст. Иеросхимонах Макарий (1864). 23 февраля ст. ст./8 марта нов. ст. Глинский воспитанник, схимитрополит Тетрицкаройский Серафим (1985). 26 февраля ст. ст./11 марта нов. ст. Иеросхимонах Пантелеймон отшельник (1831). 4 марта ст. ст./17 марта нов. ст. Схимонах Марк (1893). 8 марта ст. ст./21 марта нов. ст. Схиархимандрит Андроник (1974). 23 марта ст. ст./5 апреля нов. ст. Иеромонах Порфирий (1868). 28 марта ст. ст./10 апреля нов. ст. Монах Димитрий (1891). 31 марта ст. ст./13 апреля нов. ст. Игумен ФИЛАРЕТ, настоятель Глинской пустыни в 1817–1841 гг. (1841) 1 апреля ст. ст./14 апреля нов. ст. ПАМЯТЬ ГЛИНСКИХ ПОДВИЖНИКОВ: игумена Филарета (1841), иеросхимонаха Макария (1864), монаха Досифея благоговейного (1874), монаха Феодота (1859), монаха Иоанна терпеливого (1891), монаха Игнатия трудолюбивого (1883), схимонаха Иоанна (1890), схимонаха Лаврентия (1881), схимонаха Артемия (1885), монаха Евфимия (1866), монаха Евгения (1894), схиархимандрита Илиодора (1879), монаха Пимена (1895), послушника Николая (1896), монаха Петра (1898), схимонаха Кирилла (1900), схимонаха Луки (1898), послушников Андрея смиренного (1898) и Максима (1900). Преставление монаха Пимена (1895) и схимонаха Кирилла (1900). 5 апреля ст. ст./18 апреля нов. ст. Монах Мартирий (1865). 7 апреля ст. ст./20 апреля нов. ст. Монах Анания, лекарь (1860). 9 апреля ст. ст./22 апреля нов. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней На Афоне обрели мощи монаха Симеона Афонского Старец Симон (Бескровный ) с мощами отца       На Афоне обрели мощи монаха Симеона Афонского 21 марта в скиту Новая Фиваида на Святой Горе Афон были обретены мощи монаха Симеона Афонского. Это отец старца Симона (Бескровного ), который подвизался на Святой Горе и преставился ко Господу 14 лет назад. Старец Симон взял имя отца «Симеон Афонский» в качестве псевдонима для своих книг о духовной жизни, посвятив таким образом отцу свое творчество. С тех пор это имя стало широко известно православной аудитории.   Не стоит забывать, что первым изданием иером. Симона стала незаслуженно забытая книга притч и афоризмов «Таинственные беседы» . Это произведение было написано именно как продолжение притч своего отца - монаха Симеона. К сожалению, мало кто это знает: ...На улице, у тротуара, установили столб с фонарем для освещения. Одни люди радовались, что темная часть улицы теперь освещена, и уже никто не оступится в темноте. А другие сердились, говоря: если фонарь погаснет, то уже наверняка можно будет о столб разбить голову. Так обычный столб может радовать одних и огорчать других... Те, кто читал книгу «Птицы небесные» , вероятно, еще раз пережили весь жизненный путь старца Симона вместе с автором. И для десятков тысяч читателей этой «энциклопедии жизни» отец иеромонаха Симона стал родным и близким. Праведная жизнь отца в семье, его послушание всероссийскому старцу Кириллу Павлову, долгая жизнь в Троице-Сергиевой Лавре, афонские приключения, - все это стало неотъемлемой частью Православного Предания. Отец был старцем для сына, а сын стал старцем для всех нас. Обретение мощей монаха Симеона Афонского стало всеобщим праздником для читателей и почитателей старца. Глава монаха Симеона желтого цвета, что, по афонскому Преданию, означает милость Божию и оправдание пред Господом. В конце концов, «Древо познается по плодам», это еще раз стало очевидно при обретении мощей монаха Симеона. Мы еще раз убедились, что праведное древо приносит плоды праведности.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2859

Это верно для всякого христианина, но для монаха старец Паисий особенно подчеркивал необходимость приучать себя к жертвенности на протяжении всей своей жизни. Полная жертва приносимая монахом – это вся его жизнь, принесенная из любви ко Христу в дар Ему и Его Церкви. В этом – главное служение (миссия) монаха, и с этим многие согласятся, но толкования тому, как именно должна совершаться эта жертва даются весьма различные. Поэтому поищем уточнения этой общей мысли в словах старца. Миссия монаха О миссии монаха старец говорил много, и иногда у него можно найти противоречивые на первый взгляд фразы. Мы начнем с его слов, которые свидетельствуют о необходимости для современного монаха значительно больше заботиться о ситуации в мире, чем это было обычно принято в древности: «В старину, если кто-то из благоговейных монахов тратил время, заботясь о положении дел в мире, то его надо было запереть в башню. Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мире». Сразу подчеркнем, что здесь сказано о благоговейном монахе, который, старается жить по заповедям и стяжал дух благоговения. Тем не менее, отец Паисий отмечает новизну в жизненном пути современного монаха. С чем связано это требование осведомленности монаха о делах мира сего? Оно является результатом бедственного, опасного и даже трагического состояния мира и населяющих его людей. В былые времена мир существовал по другому, «потому что ранее те, кто управлял, имели в себе Бога, тогда как сейчас многие из тех, кто управляет, в Него не веруют. Сейчас много таких, кто стремится разложить семью, молодежь, Церковь . В наши дни интересоваться и беспокоиться за состояние, в котором находится наш народ – это исповедание». Старец Паисий подчеркивает, что монахи не должны оставаться равнодушными, когда окружающий мир все больше испытывает натиск антихристианских сил. Эти силы представляют реальную угрозу не только духовной, но и обычной, материальной, здоровой жизни общества. В таких условиях «безразличие непозволительно даже мирским, а уж тем более людям духовным. Человек честный, духовный не должен делать ничего с безразличием. Монахи должны помогать людям духовно».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

На 51 листе в плохо расписанном кружке означен род Брянск, купца Сергия Михайлова сына Ушакова, причем сказано: писано августа году. Подобно сему записаны на обороте 54 листа род Моск. куп. Михаила Иванова (1775 года), монаха Перервинского монастыря Иосафа и Алексия Алексеева. На листе 60 род Брянчанина Афанасия Брынцова и отставного полковника Тихона Малых. Прочие же записи сделаны очевидно позднее, весьма не тщательно. Но на листе 61 род старательницы и вкладчицы монастыря Евдокии Симеоновны Павловой написан прежним прекрасным уставным письмом, равно как и на обороте род Москвитина Мартина Козмина сына Бирюкова. Очевидно этот листок взят издалека, что доказывается и тем, что на нем древняя помета листа 6, а на следующем 48. На 70 листе значатся древние записи родов Анны Измайловой из Москвы и род господ Зиновьевых из Госамы. На следующем листе род Евфимия Подымои и Тулина Герасима Сушкина Стефанова сына, потом род Желабужской Марины Степановны капитаньши. На 73 листе – род Г. Василия Семеновича Хлопова. Далее идет разнохарактерное письмо, а на листе 80 опять древнее, где означены роды монахов Иринарха, Исаакия. На листе том указана древняя помета на то, как на следующих 1115. На этих листах означены роды Филиппа Еремеева Гупцова, схимон. Спиридона Хромца, попа Страшевитского, монаха Никодима, Авксентия сына Данилова, Панютина, Акинфия Евстр. сына Алымова, монаха Льва, Димитрия Афанасьева , Варфоломея Толбазина. На 88 листе означен род Брянчанина Стефана Игнатьева, монаха Сергия, Монтия, москвитина Фомы Екимова. На 89 листе – род монаха Боголепа Сухочева, Курской Знаменской обители монаха Иоанна Азырцева, Одринского монаха Макария Иосифова. На 91 листе означен род Прохора Владимировича Пихвиснева. Здесь указывается древняя помета 17, а на 93 листе – 30, на 94 – 38, на 95 – 39, на 96 – 31, на 98 – 46, на 100 – 24, на 101 – 23. Таким образом нет никакого сомнения, что позднейший переплетчик беспощадно перемешал листы древнего Синодика, очевидно в свое время бывшего долго в растрепанном виде, когда многие листы даже утратились, особенно начальные. Отсюда понятно, почему в Синодике не достает имен Патриархов и Царей. Они очевидно утрачены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Золото испытывается в огненной печи, и монах познается во множестве монашествующих. Руки монаха да будут преподобно простерты к Богу, потому что Моисей, руками предызобразив крест, преоборол Амалика. Обильная благодать на монахе распятом и ежедневно умирающем; о нем радуются Ангелы, приемля его в Небесное Царство. Узда для страстей у монаха пост, а умерщвление страстей – молитва с милостыней. Губителен град виноградной лозе, когда пускает она плети; таковы руки монаха, не имеющие у себя хорошего занятия в монастыре, едва устроенном. Белее снега монах, который выше плотских похотей, потому что, вместо золота возжелав Христа, узрит, как Христос увенчает его в день благостыни. Монах-шепотник разгонит множество монахов и рассеет друзей. Монах, поющий разумно, скрепит духовное дружество. Змий шепотничеством изгнал Еву из рая, и монах-шепотник ему же уподобится, потому что душу ближнего губит и свою не спасет. Кто разумно поет в сердце своем, тот услышан будет Богом. Душа у монаха нерассеянным оком да взирает к Богу, потому что душа у монаха, отрекшись от мира и обручившись со Христом, пренебрегает земным. В кольцо согнет главу у змия монах, облекшийся в добрые дела. Душа у монаха, благоухая духовно, свято заграждает обоняние свое от змия, чтобы не обонять в нем скверны сластолюбия. Как прекрасно, братия, преодолевать сластолюбие и быть выше плотских похотей! У кого в сердце есть страх Божий, того не коснется скверна сластолюбия. Прекрасна хвала в устах монаха, от чистого сердца воздаваемая Богу. Как благовонный фимиам приимет Господь прошение его. О, какая печаль у Ангелов, когда монах за невнимательность лишается Царствия! О, как болезненно для святых, когда подвижник за гордыню не входит с Женихом во святой чертог! О, какая радость святым, когда грешник чрез покаяние входит в Небесное Царство! О, какое веселие у святых, когда грешник обращается с пути заблуждения своего! Подражая вере святых, с радостью исполняйте их веселием. О блаженные чада Божии, монахи, которых не преодолела похоть плоти! Вас не укроет земля, но примут небо и Ангелы! Самому Богу слава во веки! Аминь. Поучение подвижникам

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

16. Воздавая «Божия Богови», не превозносись, монах; но, молясь Господу, говори: Твоя от Твоих приношу Тебе, Владыка, и у Тебя только ищу избавления души. 17. Монаха, который с чистым сердцем совершает ночные молитвы, слышит Господь; днем же содевает его светлым, как день, и ежедневно все более и более являет его светлым. 18. В гордыне монаха не почиет Господь, в смиренномудрии же его почиет Дух Святой. 19. Хитон монаха (не тканый, а духовный) во всякое время да будет не очернен. Такой монах в полунощи с Женихом внидет в чертог. 20. В сретение Жениху припаси, монах, елея; ибо если тогда нечего тебе будет подлить в светильник, чтоб горел ясно, то останешься вне чертога с юродивыми девами. 21. Жизнь монаха в подражание Ангелам да будет попаляющею грехи; она должна быть непрестанным благоплодием кающегося. 22. Жизнь монаха да полагает печать умерщвления похоти на все члены его: образец для него жизнь Иоанна Предтечи. 23. Буря бесовская да бежит от монахов; тишина же Ангельская да ликует у них. Когда находит буря бесовская, держи, монах, раздражительность свою; потому что жизнь монаха всегда должна носить одежду кротости и терпения. 24. Монах, горящий духом (ревности по Богу), прогоняет бесов; а монах из соперничества (гордостного), соревнующий брату, привлекает к себе дьявола. 25. Солнце да не зайдет во гневе твоем, и беспорядочный крик, исходящий из раздраженной гортани твоей, да не возмущает братий. 26. От слышания песнопения не отказывайся, потому что это Ангельское песнословие; шума же бесовских зрелищ бегай, потому что это бесовская прелесть. 27. На челе твоем всегда да будет крест Христов, в сердце же страх Божий. 28. Безмолвие с чистым сердцем намащает монаха елеем Духа Святого. 29. Добрый нрав порождает братолюбие, и гонит прочь ссору. 30. Сочетавшийся с Господом не предаст себя дьяволу, чтоб не быть постыженным в брачном чертоге. 31. Необоримый щит монаху – Ангельское пение в устах его; смерть же ему – сон, любезный паче пения. 32. Сокровище монаху – произвольная нищета; облеченный в нее монах Божественен. На небе собирай себе сокровище; потому что нескончаемы веки наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

«В сих допросах они показали: а) игумен Аефанасий, что монаха Никона они святейшим патриархом не нарицают и не пишут, а называли его в челобитных и во всяких письмах писали святейшим «бывшим» патриархом; монаха Никона нарицал святейшим патриархом, а в челобитных и письмах он, б) келарь монаха Никона нарицал святейшим патриархом, а в челобитных и письмах он, келарь, святейшим патриархом его не писал»; в) казначей старец Иона, монаха Никона нарицал святейшим патриархом, слышав от своей братии старец и мирских людей и от самого игумена; г) конюшей старцев Лаврентий монаха. Никона называл святейшим патриархом «по его, монаха Никона, приказу», а в челобитных и других письмах так не писывал. Далее еще допрос игумену Афанасию, для чего он не против указу святейшего патриарха братии с собою к допросу взял мало, и ответ его такой: «больше, де, того братию ему с собою к допросу взять было не кого, здоровых старцев у них в монастыре больше того нет». Допросы сии подписаны собственноручно игуменом, а за прочих, по безграмотству их, сторонними людьми. 3). Сказка 7183 (1675) года, января 29 дня, в коей значится, что архимандрит Никита посылал в Ферапонтов монастырь за означенным игуменом и старцами с отпискою служку «Андрюшку» Гостинщакова, что игумен, взяв от него отписку и пригласив, казначея и конюшего, ходил с ними к монаху Никону, а Никон посылал ту отписку «с своим келейным подьячим», Иваном Фоминым, к приставу, князю Шайсупову, чтобы игумена с братией в Кириллов монастырь, к допросу не отпускал, что после того, по приказу монаха Никона, он, «Андрюшка», подходил к его келье под окно, и Никон бранил его всячески, и грамоту святейшего патриарха Иоакима называл «воровскою», и говорил: «Ферапонтов, де, монастырь приказано ведать в Приказе Великого Государя тайных дел, а не патриарху, и называл, его, патриарха, «патриаршишком и своим чернецом и чернонедужным», и когда он такие слова говорил, «в то время перед его кельею было для лечбы разных волостей женок и девок человек сорок и больше», и что он, Никон, велел стрельцам, которые к нему для бережения приставлены с дубьем», бить его, «Адрюшку», но они его не послушали, что он, «Андрюшка», заявлял об этом всем людям, которые тут были, но имен их переписать не успел, потому что по его, Никона, приказу, стрельцы отбили его от кельи Никоновой, а также объявлял и князю Шайсупову, и что игумен, и келарь, и казначей с братией сего числа в Кириллов монастырь не поехали, «учинились сильны».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/o-...

Золото испытывается в огненной печи, и монах познается во множестве монашествующих. Руки монаха да будут преподобно простерты к Богу; потому что Моисей, руками предизобразив крест, преоборол Амалика. Обильная благодать на монахе распятом и ежедневно умирающем; о нем радуются Ангелы, приемля его в небесное царство. Узда для страстей у монаха пост, а умерщвление страстей - молитва с милостынею. Губителен град виноградной лозе, когда пускает она плети; таковы руки монаха, не имеющие у себя хорошего занятия в монастыре, едва устроенном. Белее снега монах, который выше плотских похотей; потому что, вместо золота, возжелав Христа, узрит, как Христос увенчает его в день благостыни. Монах шепотник разгонит множество монахов и рассеет друзей. Монах, поющий разумно, скрепит духовное дружество. Змий шепотничеством изгнал Еву из рая; и монах шепотник ему же уподобится; потому что душу ближнего губит и свою не спасет. Кто разумно поет в сердце своем, тот услышан будет Богом. Душа у монаха не рассеянным оком да взирает к Богу, потому что душа у монаха, отрекшись от мира и обручившись со Христом, пренебрегает земным. В кольцо согнет главу у змия монах, облекшийся в добрые дела. Душа у монаха, благоухая духовно, свято заграждает обоняние свое от змия, чтоб не обонять в нем скверны сластолюбия. Как прекрасно, братия, преодолевать сластолюбие и быть выше плотских похотей! У кого в сердце есть страх Божий, того не коснется скверна сластолюбия. Прекрасная хвала в устах монаха, от чистого сердца воздаваемая Богу. Как благовонный фимиам приимет Господь прошение его. О какая печаль у Ангелов, когда монах за невнимательность лишается царствия! О, как болезненно для святых, когда подвижник за гордыню не входит с Женихом во святой чертог! О, какая радость святым, когда грешник чрез покаяние входит в небесное царство! О, какое веселие у святых, когда грешник обращается с пути заблуждения своего! Подражая вере святых, с радостью исполняйте их веселием. О блаженные чада Божии, монахи, которых не преодолела похоть плоти! Вас не укроет земля, но примут небо и Ангелы! Самому Богу слава во веки! Аминь

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/884/...

Блаженного Косьмы. Жил в городе Бирске, часто употреблял слово «Ох, робята, робята». Помер 12 ноября 1882 года. Блаженного Иоанна. Иоаннн Семенович Дудычкин, жил в г. Орле, помер 24 января 1850 года. Блаженного Андрея. А.Ильич жил в Симбирске, помер 27 ноября 1841 г., похоронен на кладбище Покровского Симбирского монастыря. Родители его р.Б. Ильи и Анны. Помяни их, Господи. Помяни, Господи, рабов Твоих Монаха Павла. На его могилке в Оптиной пустыни написано: «Здесь погребено тело в мире скончавшагося о Господе монаха Павла, 1836 года, апреля 2 дня, в четверток Светлыя седмицы. Удостоился напутствия всех Таинств св. Церкви и в надежде жизни вечный, милосердием Божиим дарованной, спокойно отошел ко Господу. Три года жил в обители и служил примером кротости, сносил с терпением долговременную болезнь без ропота, фамилия Трунов. Вечная ему память!» Монаха Гавриила. Скончался 1843 г. 11 апреля. Был долго болен и уснул спокойно, в семилетнее пребывание свое в Оптиной пустыни никого не оскорбил. Послушника Николая. Николаша – Ангел Божий, человек небесный, поступил в Оптину 16 лет, прожил с небольшим год, помер от чахотки. Монаха Порфирия, помер 1851 года 15 марта, оставил по себе благую память в обители. Иеродиакона Мефодия. Разбитый параличом жил 22 года, даже мог только говорить: «Да, да, Господи, помилуй!» Монаха Захарии, помер 1855 г. 18 июня 32 лет. Иеромонаха Филарета. Отец Захарии. Монаха Евфимия. Помер 1858 года 20 января, урожденец г. Ростова. Жил в Оптиной 25 лет. Монаха Савватия. † 1856 г. 24 окт. 64 лет. Был келейник притружденного и больного старца игумена о. Антония, за котором ходил с любовию и усердием. Иеросхимонаха Пимена. † 22 апр. 1827 г. Иеросхимонаха Тихона. † 12 дек. 1858 г. Иеросхимонах Нифонт. † 12 марта 1860 г. Сии все похоронены в Оптиной пустыни. Схимонаха Симеона. Основатель Белобережской пустыни, помер 15 ноября 1741 года 69 лет. Схиархимандрита Паисия. Величковский. Помер 15 ноября 1794 года. Помяни, Господи, отрока Иоанна. Чеполосова, мученически скончавшегося от злодея в городе Угличе и его молитвами нас, Господи, помилуй, и вечных мук избави, Небесного Твоего Царствия причастников покажи, в жизни же сей вся полезная даруй, и от лихого человека избави, в мире и долгоденствии живот наш соблюди, убиенному же отроку Иоанну и родителям его Никифору и Анне вечную память сотвори. 25 июня 1663 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010