После того, как интересующие нас с точки зрения реконструкции представлений агиографов об иконах фрагменты текста житий – исповедания веры, апологетические речи, письма, связанные с использованием икон в религиозной практике эпизоды и отдельные упоминания изображений – были выделены и описаны в предыдущей главе, 528 становится возможным перейти к анализу их содержания. В связи с этим возникает вопрос о порядке, в котором следует анализировать эпизоды: с одной стороны, многие из выделенных фрагментов достаточно объемны и содержат различные аргументы в пользу икон, с другой – идеи, которыми агиографы наполняют свои труды, несомненно, будут повторятся от жития к житию, поскольку могут и, скорее всего, будут копировать популярные идеи богословов-иконопочитателей. В первом случае предпочтительней оказывается реконструкция идей, принадлежащих отдельным агиографам так, как это предлагают их произведения, в другом – реконструкция наиболее популярных аргументов в пользу иконопочитания, встречающихся в разных текстах . Для житий первой группы, авторы которых сами были свидетелями иконоборческого спора, был избран первый способ анализа, поскольку в этих, более ранних житиях, смыслу почитания священных изображений будет оказано, скорее всего, более пристальное внимание. Исключением в данном случае будет монах Петр, автор жития прп. Иоанникия Великого, который предпочел выразить свою позицию в иконоборческом споре с помощью готового текста: исповедания, принадлежащего перу свт. Никифора Константинопольского . Прочие четыре автора: Игнатий Диакон, патриарх Мефодий, монах Савва и Феостирикт предлагают нам довольно обширный материал исследования: диалог патриарха Никифора и Льва V целиком посвященный защите икон, и краткое исповедание в двух житиях, созданных Игнатием, «трактат об образе» и небольшая речь-апология в житии свт. Евфимия Сардского, сразу четыре исповедания у Саввы монаха и исторический обзор иконоборческой эпохи, содержащий вставное исповедание веры у Феостирикта. Аргументы в защиту священных изображений, которые можно найти в этих эпизодах житий, будут рассмотрены в данной главе. 3.1 Игнатий Диакон

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Православная Церковь присоединяет себе иноверных возрастных людей не всех одинаковым образом, но иначе тех, кои не были крещены (Иудеев, Магометан), иначе крещенных, но не помазанных св. миром (Лютеран, Католиков и др.), иначе крещенных и миропомазанных, но отпавших от Православной Церкви. Чины, как принимать тех и других, содержатся в книге, называемой: «Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви». Те и другие чины присоединения к Православной церкви печатаются и в особых книгах. Последование молебных пений Книга молебных пений содержит в себе последования и чины для молебных пений. Некоторые из них находятся и в Большом Требнике. В последованиях есть каноны, именно, в последованиях: молебна во время брани против супостатов, молебна благодарственного, молебна во время бездождия, безведрия. В чинах молебных пений нет канонов. Книги для домашних молитв Книги для домашних молитв содержат, главным образом, извлечение из книг, употребляемых при Богослужении общественном. К таким книгам принадлежат: Правильник, Акафистник, Канонник, Месяцеслов (Святцы) и Молитвослов. Эти книги имеют между собою много сходства; они содержат в большом числе одни и те же молитвословия, например, в каждой из них заключаются: 1) Акафист сладчайшему Иисусу. 2) Акафист Пресвятой Богородице. 3) Канон молебный, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии (творение Феостирикта монаха). 4) Молитвы на сон грядущим. 5) Молитвы утренние. 6) Последование пред св. Причащением. 7) Молитвы по св. Причащении. Рассматриваемые книги, будучи во многом сходны между собою, имеют и различие. Правильник Книга Правильник или точнее: «Правило ко всякому причащению» содержит «правило» вечернее и утреннее, как приготовлять себя к принятию страшных Таин Христовых, и заключает в себе самые службы и молитвословия, требуемые «правилом». Молитвословия изложены в Правильнике, начиная с Повечерия, в том порядке, в каком должны следовать при приготовлении к таинству. «Правило» отчасти печатается в Служебнике и в Следованной Псалтири. Акафистник

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Предтече и т.д.; б) затем упоминается святой храмовый, т.е. в память коего построен храм, и, в) наконец, святые, которых память празднуется в тот самый день, в который совершается служба. На литургии, кроме того, воспоминается святитель, литургия которого совершалась, т.е. св. Василий Великий , или св. Иоанн Златоуст , или св. Григорий Двоеслов . На малом отпусте не бывает таких воспоминаний. Только в неделю на полунощнице и часах в начале отпуста присоединяются слова, имеющие отношение к воспоминанию дня седмицы: «Воскресый из мертвых» (Служебник). Во Владычные праздники положены особые отпусты, кои и печатаются отдельно в Служебнике. Когда совершаются сряду две службы, например, утреня и первый час, из коих первую Устав полагает совершать в самом храме, а вторую – в притворе, и после каждой службы назначается отпуст, то отпуст последней службы, на выход из церкви, называется совершенным отпустом, конечным отпустом. «Пак нет». «Между кафизмами паки» – такие в прежних богослужебных книгах были указания на малую ектенню «Паки и паки миром Господу помолимся». Параклисис Богородице. Слово «параклисис» присоединяется к канону молебному Пресвятой Богородице, который поется во всякой скорби душевной и обстоянии (творение Феостирикта монаха), в богослужебных книгах он обозначается так: «Канон Богородичный, параклисис, ему же ирмос: «Воду прошед», тропарь же: «Многими содержим напастьми». Слово «параклисис» (παρακλητικς – «утешительный, ходатайствующий») указывает на утешительное моление, которое в каноне содержится. Указанием же на ирмос («Воду прошед») и на первый тропарь («Многими содержим напастьми») этот канон- параклисис отличается от другого канона – параклисиса (сочинение Луки Ласкаря), у которого первый ирмос начинается словами: «Колесница гонителя фараона», а первый тропарь: «Скорбных наведения». Первый из указанных канонов находится в Следованной Псалтири, в Каноннике, Акафистнике, Святцах и т.п. Второй канон – в Октоихе в конце, в Святцах. Парастас. Парастас (παρστασις от στσις – «стояние») есть служба за умерших. В Киево-Печерской лавре издано особой книжкой: «Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим отцем и братием нашим и по всем православным христианам преставившимся». Паремия (Παροιμα значит «притча», «иносказание»; proverbium 2Пет. 2:22 ; parabola Ин. 10:6 ). Так называются чтения из Св. Писания, главным образом Ветхого Завета, в них часто пророчески или прообразовательно, прикровенно указываются значения праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах, иногда на молебнах. Паремии святым одного лика или чина всегда одни и те же. Поэтому в Типиконе иногда указываются книги Священного Писания и главы их, откуда взяты паремии, а иногда только пишется: «чтения три преподобническия», «чтения три святительския», «паремии празднику» или «святому». Сами паремии печатаются в Минеях и Триодях. Первый Богородичен (см. Богородичен первый).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Преподобный в рассказе монаха Михаила разговаривает с царем довольно дерзко, обвиняя его в поддержке ереси, но богословия образа в его речи почти нет. Студийский игумен несколько раз повторяет поучение в адрес императора, которое должно призвать того к отказу от нечестивого учения. Речь представляет собой фактически компиляцию из стихов посланий ап. Павла к Тимофею 632 с дополнением из посланий сщмч. Игнатия Богоносца 633 и одной цитаты из Горация 634 . О разговоре с иконоборцами прп. Феодор отзывается, как об общении с отказывающимися от положений древней веры и обольщающими с помощью неверно понятного Писания 635 . В ответ император начинает угрожать преподобному, но получает решительный отпор со стороны собравшихся, причем прп. Феодор переходит к обсуждению роли императорской власти в вопросах вероучения. Он цитирует первое послание к Коринфянам ( 1Кор.12:28 ) о поставлении в Церкви апостолов, пророков и учителей и замечает, что о распоряжении императора церковными делами там ничего не сказано 636 . Основной посыл этой речи – отрицание права императора вмешиваться в вероучительные вопросы – напоминает описание тех же событий, данное в житии прп. Никиты Феостириктом, для которого эта идея имела особое значение. Следует подозревать, что изложение речи прп. Феодора в это, более раннем житии, в какой-то степени действительно передает те слова, которые в реальности были произнесены исповедником. Несмотря на то, что утверждение древности религиозного обычая и отрицания права светской власти его менять очевидно могут быть представлены как разные аргументы иконопочитателей, они все же связаны, поскольку второй ставит под вопрос само происхождение церковной традиции. Добавим еще несколько слов о речи преподобного в житии А. Сама структура этой апологии и примеры, которые приводит Дафнопат, не могут не напомнить письмо из жития Михаила Синкелла, которому был посвящен отдельный раздел во второй главе 637 . Вспомним ряд примеров из истории Ветхого и Нового Заветов, которые составляют это письмо: херувимы Моисея над ковчегом 638 , скиния, которая несла в себе образ святой Богородицы и Приснодевы Марии (εκνα φερε τς γας Θεοτκου κα ειπαρθνου Μαρας), образы и изображения истины (εκνες κα τποι σαν τς ληθεας) у пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также новозаветные примеры, появившеся с приходом Христа, который есть Образ и отпечатение 639 невидимого Бога и Отца (εκν κα κσφργισμα το ορτου Θεο κα Πατρς): иконы, которые писали (ποισαντες) сами апостолы, с благоговением покланялись им и чтили их (σεπτς προσκυνσαντες κα τιμσαντες).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Псалтирь с последованием содержит также избранные из всех богослужебных книг тропари и кондаки: тропари и кондаки Миней месячных, которые печатаются в Псалтири в Месяцеслове; тропари Триодей постной и цветной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых. Для первого дня Пасхи здесь содержится и все последование. Тропари и кондаки Октоиха: 1) воскресные: а) отпустительны с Богородичнами, ипакои с кондаками, восьми гласов; б) воскресные, поемые по непорочнах во все лето, и в) иные тропари, поемые по непорочнах в субботу, для всех гласов одни и те же. 2) Седмичные: а) Богородичны отпустительные, которые называются «Богородичнами от менших» (Типикон, гл. 52), всех восьми гласов, которые поются во весь год на вечерне после тропарей и на утрене; б) отпустительные тропари всей седмицы на повечерии, для всех гласов одни и те же; из Минеи общей – тропари и кондаки святым всех ликов. В Псалтири с последованием в связи с этим находится «Указ об отпустительных тропарях и кондаках», то есть указания на то, какие и когда поются тропари и кондаки на службах. Псалтирь с последованием содержит, кроме того, все те молитвословия, которые должны быть читаемы пред Святым Причащением: «Право готовящимся служити и хотящим причаститися Святых Божественных Таин Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа»; Акафист Иисусу Сладчайшему; Последование в акафистову песнь Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; Парáклисис, или канон молебный к Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии (творение монаха Феостирикта); Канон молебный к хранителю человеческия жизни, ангелу; Последование Святого Причащения, которое состоит главным образом из канона умилительного (на глас второй), из молитв пред Причащением и молитв по Причащении; дневные службы из Октоиха на все дни седмицы; молитвы на сон грядущим. Все эти молитвы и каноны вместе с Правилом, как готовиться к Причащению, печатаются и отдельно – в книге Правильник, или Правило, как было сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. муч. Ореста. Врач Тианский, скончался, влачимый диким конем, к коему привязан был по приказанию некоего Максимина, в царствование Диоклетиана, около 304 года. Чет. Минея от Метафраста. (Lat. ар. Surium 9 nov.). Мес. В. 9 ноября. Март. Р. Священномуч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его. Св. Милий был рукоположен во епископа Сузы, но через три года принужден был оставить свою паству, с одним Евангелием, которому она не внимала. В Иерусалиме был на соборе 335 года, в Египте беседовал с Аммонием, учеником св. Антония, в Низибе со св. Иаковом. Возвратясь в отечество, пострадал от Ормизды в 341 г., во 2 год Сапорова гонения. (Act. SS. martii. od. ab ev. Assemano Romae, 1748. 66. Хр. Чт. 1827. XXVI. 66. Oriens Chr. II col. 1189). Мес. В. 13 ноября. Март. Р. 22 апр. Преп. Феостирикта, иже в Символах. Мес. всех свв. (Act. SS. martii. II. р. 609). 11 Св. великомуч. Мины. Египтянин, воин, страдал и усекнут в Котуании (Фриг.) от Пирроса, в царствование Диоклетиана и Максимиана. В Чет. Минее Страдание от Метафраста. (Lat. ар. Surium). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иоанна монаха. Св. муч. Виктора и Стефаниды мученицы. Виктор, воин из Италии, пострадал со Стефанидой, женой одного из сослуживцев, в Дамаске при Антонине. Он усекнут, мученица растерзана финиковыми древами, к коим была привязана. Чет. Минея от Метафраста. (Lat. ар. Surium 14 maii. Act SS. maii. III 265). Март. Р. 14 мая, где Стефанида воспоминается под именем Короны. Мес. В. Имеют службу со св. Миной. Св. муч. Викентия диакона. Из клира Августопольской (Сарагос.) церкви в Испании, пострадал от Датиана в Валентии, при Диоклетиаие (ок. 304). Чет. Минея от Метафраста. (Lat. ар. Surium 22 ian. Act SS. ian. II. 393 sqq. Ruinart. II. 343). Март. Р. 22 янв. Имеет службу со св. Миной. Преп. Феодора Студита . Ревностный защитник иконопочитания, терпевший изгнание и раны при Константине Копрониме и Льве Армянине, восстановитель Студийского в Царьграде монастыря, племянник преп. Платона (5 апр.), брат Иосифа, митрополита Голунского (26 янв.), писатель, родился в 759, прест. в 826 году, 67 лет. »Был мал возрастом, блед лицом, плешив главою».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Так, на основании ярко выраженной монашеской окраски «Краткой хроники» можно сделать вывод о принадлежности автора к т. н. «монашеской» партии. В действительности, как уже говорилось, вовсе не очевидно, что группировка Феодора Студита выражала интересы византийского монашества как такового или хотя бы некоторой четко определенной его части. To же самое относится и к тем соображениям. что Георгий, по сравнению, скажем, с Феофаном Исповедником , придает несравненно большее значение отступлениям императоров от церковных канонов (это особенно проявляется в рассказе об Ираклии и Константине I), что нетерпимость к иконоборцам выражена у него гораздо сильнее и что вся его хроника проникнута идеей о независимости церкви от императорской власти (см. ниже). Явная симпатия Георгия к Риму 532 , которая, в случае если хронист окажется сторонником «патриаршей» партии, заставит считать Фотиеву схизму terminus ante quem для создания основного текста сочинения, сама по себе не является определяющим признаком, поскольку для патриарха Мефодия и его окружения такая симпатия была характерна не менее, чем для Феодора Студита . Напротив, применение остальных трех критериев дает достаточно четкую картину. Вот, например, список источников Амартола в последней части хроники: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора и его же «III Антирретик» и «Обличение и опровержение», житие Никиты Мидикийского монаха Феостирикта и житие патриарха Никифора диакона Игнатия. К этому следует добавить еще одно произведение Никифора, которое Георгий цитирует на с. 780 533 (если это не «Обличение и опровержение»). Из перечисленных авторов Феостирикт в крайнем случае нейтрален (его герой был твердым сторонником Никифора – см. главу V, прим. 35), а остальные совершенно определенно принадлежат к партии Тарасия – Мефодия. Ни одного сочинения, которое выражало бы точку зрения Феодора Студита и его последователей, Амартол не использует. Непосредственное изложение Георгием различных событий, связанных с внутренней борьбой в византийской церкви, дает не столь много информации, как можно было бы надеяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Требник дополнительный содержит чины освящений храма и вещей, принадлежащих главным образом храму, которые освящаются иногда и не вместе с освящением его, таковы крест на храме, сосуды богослужебные, священные одежды, иконы, иконостас, колокол, крест, носимый на персях (груди). Здесь также есть чины освящения артоса, кладезя, пчел, благовонных зелий и всякой вещи. Требник в двух частях (малый) содержит всё то, что находится в Требниках малом и дополнительном, а также некоторые молитвы из Требника большого, например: «молитва на всякую немощь», «чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет», «молитва во еже устроити корабль». Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви. Эта книга содержит молитвословия о ищущих единения с Церковью Православной. Последование (Книга) молебных пений содержит последования и чины различных молебных пений (молебнов). Некоторые из них находятся и в Требнике большом. Существуют книги для келейной молитвы христиан. Они заключают главным образом извлечения из книг, употребляемых при богослужении общественном. К таким книгам принадлежат Правильник, Акафистник, Канонник, Месяцеслов (Святцы) и Молитвослов. Эти книги имеют между собой много сходства. Все они содержат в большом числе одни и те же молитвословия. Например, в каждой из них есть Акафист Сладчайшему Иисусу; Акафист Пресвятой Богородице; Канон молебный, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (творение монаха Феостирикта); Молитвы на сон грядущим; Молитвы утренние; Последование пред Причащением; Молитвы по Причащении. Однако эти книги имеют и различия. Правильник , или, точнее, Правило ко Святому Причащению, содержит «Прáвило вечернее и утреннее (службы и молитвословия), как приготовлять себя к принятию Святых Таин Христовых». Молитвословия изложены в книге, начиная с повечерия, в том порядке, в каком они должны следовать при приготовлении к таинству Причащения. Правило печатается и в Псалтири следованной. Акафистник содержит главным образом акафисты (отсюда его название). Кроме акафистов Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Святителю Николаю, которые находятся и в других книгах для общественного и частного богослужения, в Акафистнике печатаются и другие акафисты, например, Успению Пресвятой Богородицы и Иоанну Предтече.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часослов . Основное содержание Часослова, как и Служебника, носит отпечаток глубокой древности. Первоначальное его составление усвояется преподобному Савве Освященному. Затем Часослов был дополняем в греческой Церкви святыми Иоанном Дамаскином и Феодором Студитом . Часослов, или, как он надписывается в некоторых изданиях, например Киевском 1617 года, Орологион (с греч.), получил название от изложенных в нем молитвословий часов. Богослужебная практика различает два вида Часослова – великий (большой) и малый. Первый содержит неизменяемые молитвословия шести служб: полунощницы вседневной, субботней и воскресной, повечерия великого и малого, часов с междочасиями обыкновенных, а также в навечерие Рождества Христова, Богоявления и в Великую пятницу, последования изобразительных, утрени вседневной и пасхальной, вечерни великой и малой (для двух последних служб молитвословия одних певцов). Кроме перечисленных последований, в современном славянском Часослове печатаются утренние молитвы, читаемые после полунощницы, последование возвышения панагии, совершаемое после чина изобразительных, благословение трапезы после вечерни, канон Богородице, творение Феостирикта, молитвы на сон грядущим, тропари, кондаки, Богородичны и причастны для богослужебного круга седмичного и годичного, Месяцеслов с песнопениями в честь святых и чтениями из Апостола, Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник. Часослов указанного содержания появился в Русской Церкви не сразу. Каков был его состав в период господства у нас Студийского Устава, остается неизвестным, так как часословов того времени до нас не дошло. Что касается часословов по Иерусалимскому Уставу, то они в древности были гораздо полнее, чем теперь. Так, в Часослове при Псалтири следованной XV в. помещались, кроме перечисленных последований, служба Господу Иисусу Христу, стихиры и канон Благовещению – творение Феофана, канон Богородице Одигитрии – творение монаха Игнатия, каноны Кресту, Ангелу хранителю, Иоанну Крестителю, апостолам, канон на исход души, последование причащения святой воды (ркп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еще в 1990 г. мною была высказана мысль о том, что под покровительством патриарха Мефодия функционировал некий литературный «кружок», и что, в частности, Георгий Монах был его членом. В самом деле, логично предположить, что если имеется определенная группа авторов, пишущих в одно и то же время и проводящих одну и ту же политическую и идеологическую линию (например, возвеличение православных патриархов и их роли в борьбе против иконоборчества), то они, скорее всего, работали в контакте между собой и под единым руководством. Поскольку такая пропаганда служила прежде всего целям Мефодия, который в качестве патриарха и литературного деятеля имел все возможности выступать лидером и покровителем (по-современному спонсором) такого рода группы, весьма вероятно, что именно это он и делал. Подобные отношения хорошо документированы в случае с Игнатием Диаконом. Дальнейшие результаты, полученные мною в ходе исследования некоторых текстов, предположительно происходящих из окружения Мефодия, в особенности Жития Никиты Мидикийского монаха Феостирикта и хроники Георгия Монаха, позволили твердо датировать первоначальную версию последнего текста временем, когда Мефодий занимал Константинопольскую кафедру, и вскрыть тесное переплетение связей между произведениями, созданными под покровительством патриарха. Таким образом, исходная гипотеза нашла весьма впечатляющее подтверждение, как можно видеть из приводимой ниже схемы (см. с. 146). Данная схема представляет текстуальную зависимость или перекрестные ссылки между определенной группой литературных памятников, созданных во время весьма краткого по продолжительности патриаршества Мефодия, распространяясь также назад и вперед, чтобы показать некоторые общие источники и ту рукописную традицию, которая донесла эти произведения до наших дней (точнее, ее наиболее раннюю стадию). Чтобы сделать этот чертеж понятным, необходимо в расширенном виде воспроизвести здесь список, который был в свое время составлен для того, чтобы вписать в определенный историко-литературный контекст хронику Георгия Монаха и тем самым облегчить ее датировку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010