В нем преподобный пишет: «Подчиняйтесь отцу Феоне как мне самому, и исповедуйте ему свои помыслы». Этих слов вполне достаточно, чтобы показать нам, что в добродетели святой Феона был равен своему учителю, и потому ни кого-то другого, а именно его оставил Иаков начальником и игуменом пастве, велев им почитать его, как самого себя. Имея игуменом Феону, они должны были думать, что это Иаков, как бы его образ и отображение. В житии святого Иакова говорится, что некий иеромонах Варлаам, подвизаясь со своими учениками в монастыре, однажды преслушался игумена, которым был, по всей видимости, святой Феона, за что подвергся беснованию. Бес сильно терзал его, нападая до тридцати раз за день, причем несчастный катался по земле, испуская пену. Увидев это, братья связали его по рукам и ногам и стали ожидать прихода игумена из Солуни. Как только святой Феона узнал о случившемся, он отслужил молебен с водосвятием перед мощами святого Иакова и, напоив святой водой больного, благодатью Божией и предстательством своего учителя исцелил его. Жил же святой Феона в тысячу пятьсот двадцать пятом году от Рождества Христова. Когда он хорошо утвердил этот общежительный монастырь согласно монашескому уставу Василия Великого , упорядочил жизнь братии и построил аскитирий, он на некоторое время удалялся из обители и безмолвствовал там, молясь Единому Богу, затем снова вернулся к ученикам, многократно утешая их божественным своим учением и укрепляя их в подвигах монашеского жительства. Святой Феона исполнил обе великие заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22: 37, 39 ). И аскитирий, который он построил, и где беседовал с Богом и распалялся Его любовью, есть доказательство того, что он любил Бога всей душой, всем сердцем и всем помышлением своим. Монастырь же сей, который он построил и благодаря которому спас бесчисленное количество душ, есть живое доказательство, что он возлюбил ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОНА СОЛУНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона прп. Феоны, архиеп. Фессалоникийского Прп. Феона, митрополит Солунский. Фреска После мученической кончины святого Иакова и двух его сподвижников (+ 1520) Феона взял в свои руки управление общиной. Через год монахи переселились в афонский монастырь Симонопетра . Оттуда они, перенеся мощи святых преодобномучеников в Адрианополь , отправились в селение Галатиста под Фессалониками восстанавливать монастырь Святой Анастасии Узорешительницы. Вскоре уже 150 монахов подвизались здесь в общинном житии. Поскольку в управлении монастырём ярко проявились пастырские дарования игумена Феоны, он был избран митрополитом Фессалоник (после 1535 года). Возведённый на епископскую кафедру, он, словно новый апостол, со всевозможным усердием вёл паству по пути спасения. Последние годы жизни он провел в уединённых подвигах близ монастыря Святой Анастасии. Скончался в 1541 году . Его мощи, оставшиеся нетленными и источающие благоухание, почивают и ныне в этой обители - рядом с главой и десницей великомученицы Анастасии и главами пострадавших от турок преподобномучеников Иакова и сподвижников его Иакова иеродиакона и Дионисия монаха . Его память торжественно празднуется в 4-ю Неделю Великого Поста. Использованные материалы    " γιος Θεωνς ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, .   Страница календаря на официальном сайте Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата, .    " γιος Θεωνς ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, ; " Память преподобного Феоны, митрополита Солунского "http://Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 446-447.

http://drevo-info.ru/articles/10025.html

Может быть, это произошло потому, что из совершенной ненависти ко всему земному святой не открыл никому ни названия своего отечества, ни имен родителей (как это делали и многие другие святые), и считал родиной своей Небесный Иерусалим, как новое отечество, предопределенное для него, родителями – Господа нашего Иисуса Христа и Госпожу Богородицу, а братьями и сродниками – всех от века святых, либо потому, что всепожирающее время стерло все воспоминания и рассказы о жизни святого. Мы знаем о нем лишь то, о чем упоминается в житии преподобномученика Иакова Нового, на Святой Горе Афон подвизавшегося, где ныне скит Честного Иоанна Предтечи. В этом житии говорится, что святой отец Феона, украшенный священным саном, жил сначала в монастыре Пантократор. Любя безмолвную жизнь больше, чем общежительную, он привык брать просфоры, немного еды и уходить к святому Иакову, известному среди отцов Святой Горы за таинственные откровения и Небесные дары, которые удостоился приять от Бога. Феона часто посещал Иакова и научался от него высокой науке монашеского жития, а после многократных просьб, наконец, стал его учеником, поступив в его братство. Он радовался тому, что сподобился слышать о божественных видениях старца, и что его учитель и старец такой Небесный человек. Движимый божественным откровением, Иаков вышел в мир и поселился в Навпакте, в обители Честного Предтечи, рядом с селением Тревестика. Его сопровождал святой Феона, который собственными очами узрел Божественный свет, который странным образом появлялся над монастырем Предтечи три вечера подряд перед тем, как туда пришел божественный Иаков. Для своего верного и близкого ученика, святого Феоны, Иаков получил от епископа Арты Акакия письменное разрешение исповедовать приходящих в Арту христиан. Позже, когда святой Иаков уже был осужден на мучение по приказу бея, другие ученики смалодушествовали и вернулись обратно в монастырь Предтечи, а святой Феона ничего не испугался, но, сжигаемый любовью, сопровождал возлюбленного своего учителя, сострадая ему и стараясь облегчить муки, которым тот подвергался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Исполнив эти две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки, он достиг меры совершенства. Кто может поведать о подвигах, которые подъял блаженный, когда стал епископом Солунским и всей Фессалии? Он прилагал пост к посту, бдение к бдению, «для всех… сделался всем» ( 1Кор. 9: 22 ), по апостолу, чтобы, как истинный пастырь и архипастыря Христа истиннейший ученик, спасти всех вверенных ему христиан и соблюсти стадо свое от нападений чувственных и мысленных волков. Да и что говорить, зачем я оставляю высокое, доказывая святость преподобного отца нашего деятельнейшим аргументом? Если бы у нас, братия христиане, предположим, не было бы другого доказательства или свидетельства, что Феона свят, то было бы достаточно той славы, которой удостоил его Сам Бог, по смерти сохранивший мощи его совершенно нетленными, вопреки законам природы, ибо они светлые, желтоватого цвета, испускают дивное благоухание и совершают чудеса тем, кто обращается к нему с верой. Феона поистине свят, угодил Богу и жил ангельской жизнью. Нет иного способа обрести святые мощи, если ты не очистился от страстей душевных и телесных, если не стал обителью Духа Святаго, и если божественная благодать не соединится с сердцем твоим, с мозгом, костями и суставами. Подобно тому, как по плоду познается древо, так и по святости мощей Феоны познаем, что он равен древним святым и жил жизнью святой и вышечеловеческой. Эта честь и похвала, которые доставил ему Бог, заслуживает всех прочих похвал, которые высказали бы самые удивительные риторы в мире. Сии священные и честные мощи пребывают и ныне целыми и нетленными в монастыре святой Анастасии, испуская благоухание неизреченное, изливая чудеса и подавая исцеления с верою к ним прибегающим. Память его честные отцы сей обители совершают в четвертое воскресенье поста, творя бдение и торжественное богослужение, на которое сходятся из окрестных селений христиане, в подражание празднуемому во второе воскресенье Великого поста Григорию Паламе , которому не только на престоле, но и в добродетели и святости равным преемником был блаженный Феона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Тропарь, глас 1»: Плотская увядив двизания вся, молитвою и стоянием всенощным, воздержанием же и слезами, безстрастия достигл еси, славный Никито, и Христа с дерзновением проповедав, твердо за Него пострадал еси, священномучениче. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления. «Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся на крест»: Всеоружием креста огражден, к подвигом вольне изшел еси, не убоявся, богогласе, вражиих прещений, с ревностью же веру исповедуя, не престал еси, дóндеже мучения искус прошел еси весь, и почести победы, Никито, получил еси. «Икос»: Добляго оружника и таинника Спасова, Никиту по достоянию священными песньми воспоим, братие. Сей бо непобедимый силою Божиею укреплен, мужески безстудных агарян посрами нечестие, и благодерзновенно Христа, превечнаго Бога, проповедуя не преста, дóндеже мук вся виды прейде твердо, и почести победы получи. Молитвами святого священномученика Никиты, Христе Боже, управи и нашу жизнь во славу имени Твоего святого, ныне и присно, и во веки веков. Аминь 97 . Память преподобного Феоны, митрополита Солунского 98 Богоносный отец наш Феона сначала подвизался в обители Пантократора, проходя в ней должность чередного священника, что видно и из жития св. преподобномученика Иакова Иверского. Потом, облобызав безмолвие, он соединился на подвижническом поприще с этим преподобномучеником, подвизавшимся в то время в Иверском скиту честного Предтечи. Когда же божественный Иаков пошел в мир проповедовать слово Божие, последовал за ним и Феона вместе с другими и был с ним неразлучен почти до самой мученической его кончины. После страстотерпческой кончины своего старца он был предстоятелем и пастырем в монастыре святой Анастасии Узорешительницы, находящемся близ Солуни, а потом, наконец, был возведен и на кафедру митрополитскую в Солуни. Святые мощи его и доныне находятся целыми в вышеназванном монастыре святой Анастасии. (Смотри о нем в житии св. преподобномученика Иакова и учеников его диакона Иакова и Дионисия, 1 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мучч. Кесарийские в Палестине: Прокопий. 8 июля. Закхей диакон и Алфей. 18 ноября. Фавста дева, Евиласий и Максим, мучч. Кизические. 6 февр. Зиновий, еп. Егский, и Зиновий, мучч. Киликийские. 30 окт. Клавдий, Астерий, Исон и Феонилла, мучч. Киликийские. 29 окт. Мученики Никомидийские: Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан. 18 апр, Христофор, Феона и Антонин, воины. 19 апр. Исакий, Аполлос и Кодрат. 21 апр. Александра царица, Георгий великомуч., Протолеон, Афанасий и Анатолий. 23 апр. Евсевий, Пеон и другие, до 40. 24 апр. Феопемпт еп. и Феона. 5 янв. Евфрасия дева. 19 янв. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид. 20 янв. Евлампий и Евлампия. 10 окт. 1003 мучч. от дома четырех протекторов. 7 Февр. Неофит, муч. Никейский. 21 янв. Вакх, муч. Росафский. 7 окт. Иринарх и 7 жен, мучч. Севастийские. 28 ноября. Агафопод диакон и Феодул чтец, мучч. Солунские. 5 апр. Еразм, священномуч. Формийский. 4 мая. 304.             Текуса, Александра и др., семь дев, мученицы Анкирские. 18 мая. Викентий, диакон Августопольский в Испании, муч. Валентийский. 11 ноября. Тимофей, Агапий и Фекла, мучч. Газские. 19 авг. Агапия, Хиония и Ирина, мучч. Иллирийские. 16 апр. Картерий, священномуч. Кесарийский в Палест. 8 янв. Варлаам, старец Антиохийский, муч. Кесарийский в Капп. 19 ноября. Тарах, Пров и Андроник, мучч. Киликийские. 12 окт. Анфим и др. мучч. Никомид. 3 сент. Каллиопий, муч. Помпеопольский. 7 апр. Пострадавшие в Риме: Агния дева. 21 янв. Каллистрат и 49 воинов. 27 сент. 304.             Маркеллин папа, Клавдий, Кирин и АнтонИн.7 июня. Лукия девица, муч. Сиракузская. 13 дек. Избиение преподобных отец (38) в Синае и (39) Раифе. 14 янв. 305.             Татион, муч. Клавдиопольский. 24 авг. Мучч. Никомидийские: Пантелеимон врач. 27 июля. Ермолай, Ермипп и Ермократ. 26 июля. Агапий, Публий, Тимолай, Ромил, два Дионисия и два Александра, мучч. Палестинские. 15 марта. Ианнуарий еп., Прокул, Соссий и Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион миряне и др., мучч. в Путеолах. 21 апр. Сисиний диакон, Апрониан комментарисий, Папий и Мавр воины, и Сатурнин, мучч. Римские. 7 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

20. Так как некоторые в день воскресный и во дни пятидесятницы: преклоняют колена, то, для соблюдения во всех округах согласия во всем, святой собор определил – стоя возносить (в сии дни) молитвы Богу. XII. Важнейшие лица, бывшие на соборе 35 . Епископы: Осия епископ кордубский. Александр епископ александрийский. Евставий епископ антиохийский. Леонтий епископ Кесарии каппадокийской. Макарий епископ иерусалимский. Евсевий епископ Кесарии палестинской. Николай епископ мирликийский. Спиридон епископ тримифунтский. Иаков епископ низибийский. Пафнутий епископ верхней Фиваиды. Павел епископ неокесарийский. Иоанн персянин. Феона епископ кизикский. Александр епископ солунский. Нунехий епископ лаодикийский. Протоген епископ сардикский. Цецилиан епископ кароагенский. Пист епископ маркианопольский. Ипатий епископ гангрский. Гарпократион епископ кинопольский. Из пресвитеров: Витон и Викентий, пресвитеры римские. Епископы неправославные: Евсевий никомидийский. Феогнис никейский. Марис халкидонский. Феона мармарикский. Секунд птолемаидский. Менофант ефесский. Патрофиль скифопольский. Наркисс неронийский. XIII. Послание Императора Константина к Александрийской церкви против Ария 36 . Константин Август – кафолической александрийской Церкви. Радуйтесь, возлюбленные братия! Божественное провидение, избавив нас от всякой лжи, даровало нам совершенную благодать исповедовать единую веру. Диавол в отношении к нам более ничего не может сделать. Что он ни злоумышлял против нас, все уничтожено в самом основании. Двоемыслие, расколы, те смятения, тот смертельный, так сказать, яд несогласия, – все это, по воле Божией, победила светлая истина. Так, Единому все мы покланяемся, и в бытие Единого веруем. Чтобы достигнуть этого, я, по внушению Божию, созвал в Никею весьма много епископов, с которыми и сам, подобно каждому из вас, (ибо я считаю за особенное утешение быть сослужителем вашим), принимал участие в исследовании истины. И что представляло повод к недоумениям и разногласию в мыслях, все то тщательно было исследовано и точно определено.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Однажды, с другим учеником старца по имени Маркиан, они спросили святого Иакова, находившегося в темнице с Дионисием и диаконом Иаковом, его учеником: «Скажи нам, отче, что будет после твоей кончины с нашей обителью и с братьями?» И преподобный загадочно отвечал им: «Когда благоволит Бог избавить нас из рук султана, тогда пойдем сначала к Патриарху, затем в Великую Валахию, а когда придем туда, уже не будем бояться искушений. После этого придем мы, с севера, и вы, с юга, соберемся близ Солуни и помощью Божией обретется вам монастырь для жительства, и станем неразлучны и в нынешнем веке, и в будущем». Эта загадка, братия моя, было пророчеством святого о том, что будет впоследствии. А объяснение ее таково: «Патриарх – Господь наш Иисус Христос, Великая Валахия – рай, где находятся души праведных. То, что придут они с севера, а другие с юга, означает, что после мученической кончины святого Иакова с учениками его Иаковом и Дионисем другие ученики Иакова (которые ушли из Превестики, как мы сказали, и находились на Горе Афон в обители Симонопетра), и особенно отец наш Феона, услышав от некоего священника Николая из Арты, что мощи святых погребены близ Адрианополя, послали раскопать их могилы, вынули мощи и ушли со Святой Горы. Не доходя Солуни, то есть здесь, в этом месте, они нашли обитель Честной Анастасии, которая была в то время небольшим древним разрушенным монастырем. Они восстановили его от основания, построили достаточное количество келий для братии, и благодатью Христовой в монастыре собралось до ста пятидесяти иноков, которые проводили жизнь общежительную. Над строениями и всеми братиями игуменом и предстоятелем был святой Феона. А загадка указывала, что ученики святого придут из Навпакта и Святой Горы, а мощи святых из Адрианополя. Так они соберутся в этом монастыре и пребудут неразлучно – и живые, и мертвые. В этой жизни телами, а в другой – душами. Так и случилось. Сего преподобного Феону божественный Иаков оставил преемником и предстоятелем над прочими своими учениками, что явствует из письма, которое он в конце жизни послал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мученика схватили палачи и привели на место казни. Они поставили Георгия на колени, и один из палачей взмахнул мечом, чтобы испугать его. В это время подошел турок Осман, который, показывая, что как будто жалеет его, сказал: – Люди, подождите, что вы хотите делать? Затем он обратился к мученику: – Человек, пощади свою жизнь. Скажи только, что согрешил, и освободишься, пойдешь отсюда и будешь жить как хочешь. – Я христианин Георгий и не нуждаюсь в твоих разъяснениях. После этого палач спросил его: – Раскаиваешься? – Я христианин. – Склони голову. Мученик с радостным лицом склонился, и палач отрубил святую его голову в пятницу пятого апреля, в третий час дня. Блаженная же его душа отошла к Желанному Христу и прияла неувядаемый венец. Святые же его мощи осияла Божественная благодать, потому в ночь с пятницы на субботу, на рассвете, многие, не только христиане, но и агаряне, видели, что мощи мученика светились, испуская дивный свет, как светится зеркало, когда в нем отражается солнце. Свет тот исходил от крови мученика, пока она еще была на этом пологом и вымощенном камнями месте. С наступлением субботы о чуде узнал весь народ, и судья приказал поместить святые мощи в гробницу святого великомученика Полидора. Пока мощи несли к гробнице, некоторые из христиан оторвали несколько волосков с головы мученика, другие взяли окровавленную его одежду. Позже они сообщили, что от одежды исцеляются те, кто испытывает сильный жар. Один из иноплеменных взял себе частицу одежды для брата, который лежал в горячке. Это мученичество послужило к неисцельному стыду супротивных, а для благочестивых стало духовной радостью и весельем неизреченным во славу Господа нашего Иисуса Христа со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Житие преподобного и богоносного отца нашего Феоны, архиепископа Солунского и ктитора монастыря святой Анастасии Узорешительницы «Тесной шествовав в житии, отче, стезей, ныне ликовствуеши на Небеси. Дух Феоны отсюда послан в славный Град». Ни письменные документы, ни предания не донесли до нас, где сей преподобный и богоносный отец наш Феона, честной обители святой Анастасии ктитор, наставник и учитель Солуни и всей Фессалии, святейший пастыреначальник, слава подвижников, архиереев украшение и всех христиан превосходная похвала имел земную родину, от каких родителей произошел и как стал епископом Солуни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мученица Феруфа дева была сестрой св. Симеона, епископа персидского (память его 17 апреля). Она вместе с другой сестрой, вдовой, была служанкой у жены персидского царя Сапора и отличалась необыкновенной красотой. Царица заболела, и один из лечивших царицу волхвов прельстился красотой Феруфы и предлагал ей выйти за него замуж. Но когда Феруфа сказала волхву, что она христианка и не желает быть женой язычника, тогда волхв обвинил ее в том, что будто бы она отравила царицу, и вместе с сестрой ее заключили в темницу. Тут судьи посылали к Феруфе с предложением выйти за того или другого из них замуж. Феруфа отказала и судьям. Тогда казнили святых мучениц, перепилив их пополам. Это было в 341 или 343 г. Икона Божией Матери, именуемой Геронтиссой, находится на Афоне. Геронтисса значит старица, начальница. На иконе Пресвятая Богородица изображена во весь рост. 5-е число Мученики Агафопод и Феодул; первый был диаконом, а второй чтецом в одной из солунских церквей в Греции. Жили они во время гонителя христиан Диоклетиана, в III веке. Заслышав о гонении, многие из христиан бежали из города и скрывались в потаенных местах, святые же Агафопод и Феодул остались в городе. Тогда правитель города Фаустин приказал привести их к себе и сначала ласками, а потом угрозами думал довести до отречения от Христа. Но святые оставались твердыми в вере. Правитель приказал бросить их в море с камнями на шее. Море взволновалось, и тела были выброшены волнами на берег и похоронены с честью христианами. Преподобный Пуплий подвизался в Египте, в IV веке, в царствование богоотступника Иулиана. Преподобные Феона, Симеон и Форвин подвизались в IV веке. Преподобная Феодора родилась на острове Егине от благочестивых родителей. Была в замужестве и имела дочь. По смерти мужа, вместе с дочерью подвизалась в монастыре в Солуни. Здесь послушанием, постом и молитвой превзошла всех и угодила Богу, так что по смерти совершила много чудес. Скончалась в 879 г. Мощи ее почивают в Солуни и источают миро. Преподобный Марк Афинский был чудный подвижник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010