авва Феона, 56, 605). Источник. Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как может и как усердствует, не более, однакож, одного раза в день. Внутренно же, в духе, причащения Ему можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, т. е. пребывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать сие общение. Причастившись Тела и Крови Господа, Его Самого, по обетованию Его, приемлем, и Он вселяется в нас со всеми благодатями Своими, давая и сердцу, к тому готовому, ощущать сие. Истинные причастники всегда бывают вслед за причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно. Источник. Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в коих по долгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа... день от дня ослабляется, заслоняется и скрывается. Скрывается ощущение вкушения Господа; но общение с Господом не пресекается, если, к несчастью, не привзойдет какой грех, расстроивающий благодатное; состояние. Со сладостью вкушения Господа ничто сравниться не может; почему ревнители, ощутив оскудение ее, спешат восставить его в силе и, когда восставят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа. Это и есть причащение Господа духовное. Источник. Оно имеет таким образом место между одним и другим причащением Его в Тайнах Святых. Но оно может быть и непрерывно в том, кто всегда блюдет сердце свое чистым и непрерывным имеет внимание свое и чувство к Господу. При всем том, однакож, оно есть дар благодати, даемой труженикам на пути Господнем, усердным и к себе безжалостным. Источник. Но и то, когда кто по временам вкушает Господа в духе, есть дар благодати. От нас только жаждание сего дара, и алкание, и усердное взыскание. Есть, впрочем, дела, открывающие ему путь и споспешествующие принятию его, хотя он всегда приходит как бы невзначай. Дела сии суть чистая с детским воплем из сердца молитва и особые акты самоотвержения в ряду добродетелей. Когда нет на душе греха, когда нетерпимы бывают мысли и чувства греховные, т. е. когда она чиста и к Богу вопиет, то что может воспрепятствовать Господу, присущему, дать душе Себя вкусить, а душе ощутить сие вкушение? Так и бывает, если только Господь не видит, что для блага души нужно несколько продлить алчбу Его и жажду неудовлетворенною. Между актами самоотвержения паче всего сильно в сем отношении смиренное послушание и повержение себя под ноги всех, обнажение себя от стяжаний, благодушное перенесение напраслин, все в духе полного предания себя в волю Божию. Такие деяния наипаче уподобляют действующего Господу, и Господь присущий дает Себя вкусить душе его. И всех заповедей Божиих усердное и чистое исполнение имеет плодом своим вселение Господа в сердце, с Отцом и Святым Духом (см.: Ин. 14, 23 ). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Наконец демон, преобразившись в старца, начал прельщать жен того города, домогаясь их, говоря им речи непотребные и уверяя, что нет греха соблудить тайно. Так делал он не однажды и не дважды, но, где бы ни увидел жену, идущую одиноко, преобразившись в старца, говорил о том. Жены рассказали о происходящем мужьям своим, и разнеслось слово сие по всему городу. Мужья собрались в храм Божий, а управляющий округом, призвав жен, расспросил более двадцати из них, которые подтвердили сказанное мужьями их. Услышав о том и не понимая, что это козни диавольские, управляющий сей вместе с клиром послал юношей изгнать старца злейшим образом, и когда они пришли, то били старца палками, рвали волосы бороды его, а затем, вытащив из пещеры, избитого и полуживого, истекающего кровию, оставили на дороге. В это время тем путем проходили жители Бейрута и, найдя старца, стали расспрашивать его о случившемся, но он умолял их лишь отнести его в пещеру. Когда горожане узнали, что я нахожусь в своей пещере, то часто приходили бранить и поносить меня, – рассказывал старец авве Феоне, – я же все то терпел, благодаря Бога. Так провел я восемнадцать месяцев в пещере, всеми оскорбляемый и поносимый, воссылая к Богу молитвы, да спасутся души обижающих меня. Наконец, открыто было управителю во сне о кознях диавольских, юноши же и жены те подверглись беснованиям. Тогда жители города вышли с женами и детьми, дабы принять благословение от меня, но я удалился от них и поселился на горе Нитрийской. Итак, авва Феона, – закончил свой рассказ старец, – если желаешь безбедно прейти все дни жизни твоей и чтоб демоны не нашли предлога досадить тебе, не поселяйся близ города или веси и будешь иметь покой. 44. В лавре Пиргий заболел водяною болезнию один старец по имени Мироген, проводивший весьма строгое житие. Старцы умоляли его принять врачевство, но он говорил им: молитесь, отцы, чтоб не страдал водяною болезнию внутренний мой человек. Что же до болезни сей, то я умоляю Бога, дабы навсегда остаться в ней. Услышал о сем авве Мирогене архиепископ Иерусалимский Евстафий и послал ему нечто в утешение, но старец никак не согласился принять что-либо, а только просил: молись обо мне, отче, да избавлюсь вечного мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

— Ну, что—девица, приставленная к тебе? — Она прекрасного поведения, отвечала знатная женщина, только совершенно безполезна для души моей, потому что представляет мне действовать по произволу. Она очень скромна, а мне нужно, чтобы бранили меня и не позволяли мне исполнять мои прихоти. Тогда епископ, избрав другую, крутого нрава, приставил к ней. Та то и дело говорила ей: «дура богатая», или бранила ее другими подобными словами. Вскоре епископ опять спрашивал: — Какова девица? — Вот эта воистину приносит пользу душе моей. Таким–то образом она стяжала великую кротость. 207. Девица, окрещенная ангелами. Авва Феона и авва Феодор разсказали нам: «при патриархе Павле в Александрии осталась сиротою после смерти родителей, очень богатых людей, одна девица. Она была не крещена. Однажды вышла в сад, оставленный ей родителями. При домах знатных даже среди города есть сады. В глубине сада она увидала неизвестного человека, собравшегося удавиться. Быстро подбежав к нему, она спросила: — Что ты делаешь, добрый человек? — А тебе какое дело? Уйди! Я в большом горе… — Скажи мне всю правду. Я, может быть, помогу тебе. — Я много должен. Мои заимодавцы сильно теснят меня, и я предпочел скорее умереть, чем вести такую горькую жизнь. — Прошу тебя… вот возьми все, что у меня есть, и отдай… только не губи себя. Тот согласился на это и уплатил долги. Между тем девица оказалась в стесненном положении. И не мудрено: осталась без родителей, позаботиться об ней было некому. Придя в крайнюю бедность, она начала распутную жизнь. А те, которые знавали ее родителей, говорили: «кто знает суды Божии, как и для чего попускается душе падать!» Молодой организм не вынес такой жизни: она заболела и—опомнилась. В сокрушении духа она просила соседей: «ради Господа, сжальтесь над душой моей ипоговорите с папою, чтобы мне стать христианкой». Но все отвернулись от нее с презрением. «Кто пожелает быть восприемником такой распутной женщины?» говорили об ней. И была она в большой скорби. Когда она совсем пала духом при таких обстоятельствах, явился ей ангел Господень в виде того человека, которому некогда оказала она милость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Хотя бы кто взошел на самый грех добродетелей, так что нехвастливо мог бы взывать с апостолом: для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе, ибо я и ничего не знаю за собою ( 1Кор.4:3-4 ); однакож должен знать, что он не может быть без греха. И не напрасно тот же учитель прибавил: но тем не оправдываюсь, т. е. хотя я и признаю себя правым, но не получу тотчас истинную славу, или поелику совесть моя не обличает меня ни в каком грехе, то будто поэтому я не имею в себе никакой нечистоты. Ибо многое скрывается от моей совести, что хоть для меня неведомо, неизвестно, но Богу известно и открыто. Потому апостол присовокупляет: судия же мне Господь, т.е. Он один, зная тайны сердца, произнесет верный суд о мне. 8. Возражение аввы Германа касательно сказаннаго о святом причастии. Герман: Выше было сказано, что только святые должны быть причастниками небесных таинств, а теперь прибавляется, что невозможно человеку быть совершенно свободным от греха. Если нет никаго свободным от греха, то нет никаго и святаго; следовательно человек, которому недостает святости, не может быть причастником таинств Христовых, так же не должен ожидать царства небеснаго, которое Господь обещает одним святым. 9. Ответ: многие могут быть святыми, но нет никаго без греха, кроме Христа. Феона: Мы не можем отвергать, что есть много святых и праведных; но между святым и безгрешным большое различие. Ибо иное быть кому нибудь святым, т.е. посвященным богопочтению, ибо это имя, по свидетельству Святаго Писания, есть общее не только людям, но и местам, и сосудам храма, и жаровням. А другое без греха, что приличествует единственно величию одного Господа нашего Иисуса Христа, о Котором апостол говорит, присвояя Ему как бы особое преимущество, как нечто несравненное: Он не сделал никакого греха ( 1Петр.2:22 ); иначе такая похвала была бы слишком маловажною и недостойною его проповеди, если бы и мы могли провождать жизнь, свободною от всякаго греха. Еще апостол говорит: мы имеем не такого Первосвященника, который не мог бы сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха ( Евр.4:15 ). Итак, если бы и мы, земные, смиренные могли иметь ту общность с превосходным и божественным Первосвященником, чтобы и мы были искушаемы без всякаго греха, то для чего бы апостол, усматривая в нем это, как нечто единственное, особенное, заслугу Его обозначил с таким различием от человеков? Следовательно, этою одною исключительною чертою отличается от всех нас Тот, Кто, как известно, был искушаем без греха, а мы не без греха. Ибо кто из людей, хотя бы был храбрый и воинственный, не подвергался часто неприятельским стрелам? Кто обложенный, как бы непроницаемою плотью, без опасения подвергался стольким опасностям в сражении? А Он один, прекрасный добротою больше всех сынов человеческих ( Пс. 44:3 ), подвергшись человеческой смерти со всею слабостью плоти, никогда не имел никакой нечистоты.

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Феона: Со всем тщанием, сколько для нас возможно, мы должны стараться, чтобы сохранить не оскверненною чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить к святому жертвеннику, и с бдительною осмотрительностию надобно остерегаться, чтобы чистота плоти, сохраненная в предыдущее время, не была нарушена особенно в ту ночь, когда мы готовимся к святому причащению. Но если злейший враг, чтобы лишить нас небеснаго врачевства, обольстит усыпленный дух, только так, что не осквернится никаким, достойным порицания, разжением, никаким согласием его на услаждение, но произойдет истечение по естественной ли необходимости, или по действию диавола без чувства удовольствия, для воспрепятствования нашему освящению, то мы можем и должны благонадежно приступить к благодати спасительной пищи (евхаристии). Если же по нашей вине произойдет истечение, то, слушаясь своей совести, убоимся того, что апостол говорит: кто будет есть хлеб сей, и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего, и пиет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:27-29 ), т.е. эту небесную пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая ее такою, которую бы надобно принимать только с чистым духом и телом. Потом апостол прибавляет: от того многие из вас немощны и больны, и не мало умирает (ст.30), именно, духовныя немощи и смерти происходят от такого причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, т. е. подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертнаго усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости. Потом следует: ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (ст.31), т.е. если бы считали себя недостойными принятия таинств, всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание, чтобы, исправившись чрез покаяние, мы могли достойно приступить к ним, и не наказывались от Господа, как недостойные, жестокими бичами немощей для того, чтобы, хоть таким образом сокрушаясь, мы прибегли к уврачеванию наших ран, чтобы иначе, быв признаны недостойными краткаго вразумления в этом веке, не были осуждены в будущем вместе с грешниками этого мира. Это ясным учением заповедуется и в книге Левит: мясо чистое может есть всякий чистый. Если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего ( Лев.7:19-20 ). И в книге Второзакония повелевается нечистаго отлучать от лагерей: если у тебя будет кто нечист от случившагося (ему) ночью, то он должен выйдти вон из стана, и не входить в стан. А при наступлении вечера должен омыть (тело свое) водою, и по захождении солнца может войти в стан ( Втор.23:10-11 ).

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Один брат сказал авве Феодору Фермейскому: «Я хочу исполнять заповеди». Старец отвечал ему: «И авва Феона также некогда говорил: “Хочу, при помощи Божией, выполнить намерение мое”. Принеся в пекарню муки, он испек из нее хлебы. Когда попросили у него бедные, он отдал им хлебы, когда попросили еще другие, отдал им корзины и одежду, которую носил, и вошел в келию свою лишь опоясанный мафорием; а при всем том он осуждал себя за то, что не исполнил заповеди Божией». Почитай себя хуже всех Авва Нил говорил: «Блажен из людей тот, который почитает себя хуже всех». Брат говорил авве Сисою: «Я замечаю за собой, что памятование о Боге всегда со мной». Старец отвечал ему на это: «Не важное дело, что ты размышляешь о Боге, но то важно – видеть себя ниже всякой твари. Ибо такое уничижение и труд телесный приводят к смиренномудрию». Брат спросил авву Тифоя: «Какой путь ведет к смирению?». Старец отвечал: «Путь к смирению есть воздержание, молитва и признание себя ниже всякой твари». Авва Пимен сказывал: один брат спросил авву Арсения: «Что значит уничижать себя?». И старец отвечал: «Ставить себя ниже бессловесных и знать, что они не подлежат осуждению». Авва Сисой просил авву Ора: «Дай мне наставление».– «Имеешь ли ко мне доверие?» – спросил его авва Ор. «Имею»,– отвечал авва Сисой. «Пойди же,– сказал ему авва Ор,– и делай то же, что, как видишь, делаю я».– «Что же вижу я в тебе, отец?» – спросил его авва Сисой. Старец сказал ему: «Я почитаю себя ниже всех людей». Авва Ор говорил: «Не помышляй в сердце своем против брата своего, не говори: “Я живу воздержаннее и строже его”, а покорись благости Христовой в духе нищеты и нелицемерной любви, дабы не пасть тебе от тщеславия и не погубить трудов своих. Ибо в Писании сказано: Мняйся стояти да блюдется, да не падет ( 1Кор. 10, 12 ). Будь приправлен солью о Господе». Авва Пимен говорил: «Если человек достигнет того состояния, о котором сказал Апостол: Вся убо чиста чистым ( Тит. 1, 15 ), то увидит, что сам хуже всякой твари». Брат спрашивает старца: «Как могу думать о себе, что я хуже убийцы?». Старец отвечал: «Если человек дойдет до состояния, указанного Апостолом, и увидит человека, совершившего убийство, то скажет: “Он однажды сделал сей грех , а я убиваю каждый день”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН I (ок. 590, дер. Баршут, Н. Египет - 3 янв. 661) (пам. копт. 9 тобе (3 янв.)), патриарх Коптской Церкви (622-661), 38-й патриарх Престола св. Марка. Род. скорее всего в копт. семье. Возможно, В. получил образование в Александрии, поскольку его деревня находилась недалеко от столицы Египта. Еще в юности он проявлял склонность к аскетическому образу жизни, в 620 г. принял монашеский постриг в мон-ре, в Канопе, где В. подвизался под рук. старца Феоны и изучал Свящ. Писание. Старец Феона представил В. патриарху Андронику, к-рый был уже осведомлен о его благочестии. Андроник оставил его у себя, рукоположил во священника и назначил своим помощником. Новое положение позволило В. познакомиться с церковным управлением, с жизнью монофизитской общины, где он пользовался большим авторитетом. После кончины Андроника В. был избран патриархом. О первых годах его патриаршества известно только то, что он составлял традиц. ежегодные послания о дате празднования Пасхи, в к-рых наставлял клир в вопросах вероучения. Он собрал 15 посланий и издал их (не сохр.). В. смог не утратить контроль над паствой и во время персид. правления в Египте (619-629). В 631 г. Патриархом Александрийским стал еп. Кир, одновременно он был назначен визант. имп. Ираклием префектом Египта. Ему было приказано урегулировать вероучительные разногласия, не останавливаясь перед применением военной силы, если это будет необходимо. В. вынужден был бежать и скрываться в разных мон-рях, спасаясь от репрессий. В это время Менна, брат В., был подвергнут истязаниям и утоплен в Ниле. Собственность клириков, к-рые поддерживали бежавшего Коптского патриарха, была конфискована, мн. монофизитские храмы насильственно передали сторонникам Патриарха Кира. В разгар этих событий у границ Египта с относительно немногочисленной армией появился араб. полководец Амр ибн аль-Ас. Араб. завоевание Египта началось 12 дек. 639 г., а 17 сент. 642 г. пала Александрия. Играли ли копты активную роль в завоевании Египта, неизвестно, но очевидно, что они не выступили на стороне Византии.

http://pravenc.ru/text/150331.html

1, 11). (Составл. по поуч. преосвящ. Иринея, еп. могилевского, см. «Пастыр. соб.» 1893 г. 9). в) Мысли о богопознании. I. «Если хочешь быть богословом и достойным Божественного: соблюдай законы; божественными заповедями иди в высокой цели, потому что деяние есть восхождение к созерцанию». (Св. Григорий Богослов ). II. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят ( Mф. V. 8 ); и где? в самом сердце своем. Чистая душа, подобно как чистая вода, приемлет в себя живые изображения солнца и неба». (Филарет м. мосв.). «Человеку, пресыщенному пищей, богопознание так же затруднительно, как трудно плавать в одежде». (Прот. Е. Лопов). I. «Насыщенное чрево не благоприятствует учению и мирскому, тем более духовному и божественному». (Филарет м. мосв.). II. «Памятуй всегда о Боге, – и небом сделается ум твой». (Св. Нил син.). III. «Когда у нас Бог на уме, тогда от нас, как от огня, убежит все худое, всякая страсть». (Прот. Р. Путятин ). IV. «Нас пленяют плотские страсти потому, что ум наш удаляется от созерцания Бога». (Авва Феона). V. «На совет о занятии богомыслием не отвечай ложною пословицею: «до Бога высоко»: солнце от земли также высоко: однако земля постоянно обращается к солнцу, принимая от солнца свет жизни». (Прот. Ел. Попов). г) Примеры любви к истинному богопознанию. I. Когда авва Силуан жил в горе синайской, ученик его Захария, однажды отходя на работу, говорит старцу: «авва, сходи за водою и полей сад». Старец, вышел из кельи, закрыл лице свое кукулем и смотрел только себе под ноги. В это время шел к нему брат и, увидев его издали, наблюдал, что он делает. Потом подошел к нему и спросил: «авва! скажимне: для чего ты, идя поливать сад, закрыл лицо свое кукулем?» – «Для того, сын мой, отвечал старец, чтобы глаза мои не видели дерев, и ум мой не развлекался ими в своей деятельности.» Ум же подвижника занят был богомыслием. – (Из кн.: «Подвижники благочестия, процветавшие на синайской горе и в окрестностях». 1860 г., стр. 23). II. В царствование Максимиана в городе Илиополе жил один знатный и богатый гражданин – Диоскор, по вере язычник.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

73,74 О служителях моих распоряжаюсь так. Деметрию, давно уже вольному, отпускаю его выкупной платеж и дарю пять мин, хитон и плащ, чтобы за многие свои для меня труды у него была достойная жизнь. Критону Халкедонскому тоже отпускаю выкуп и дарю четыре мины. Микра отпускаю на волю, а Ликону его кормить и воспитывать с этой поры шесть лет. Харета тоже отпускаю на волю, а кормить его Ликону; и дарю ему две мины и мои книги, которые изданы, неизданные же – Каллину, чтобы издать их тщательным образом. Сиру, уже отпущенному, дарю четыре мины и рабыню Менодору, а если за ним есть долги мне, то прощаю их. Гиларе дарю пять мин, ковер с двойным ворсом, две подушки, покрывало и ложе, какое она пожелает. Отпускаю на волю также Микрову мать, Ноэмона, Диона, Феона, Евфранора и Гермия; а по миновании двух лет – Агафона; а по миновании четырех – носильщиков Офелиона и Посидония. Деметрию, Критону и Сиру дарю из наследства каждому по ложу с покрывалами, на усмотрение Ликона. Все это они заслужили, выполняя честно все, что им было поручено. Погребение мое совершить здесь или в моем отечестве, как того пожелает Ликон, ибо я уверен, что о должном благообразии он позаботится не меньше, чем я. А по выполнении этих распоряжений основное мое там находящееся имущество да будет за ним. Свидетели – Каллин, Гермионей, Аристон Кеосский, Евфроний Пеанийский». Вот каким образом, обнаружив свой ум во всем, что он ни делал, как в науке, так и в воспитании, Ликон показал не меньшую тщательность и распорядительность и в том, как он составлял завещание, – стало быть, и здесь он достоин восхищения. 5. Деметрий Фалерский 75,76 Деметрий Фалерский, сын Фанострата. Он был слушателем Феофраста; но речами своими перед народом он достиг власти над Афинским государством на целые десять лет, в честь его были воздвигнуты 360 медных статуй, по большей части представляющих его верхом или на колеснице четверкой или парой, а отлиты они были меньше чем в триста дней – таково было к нему рвение. Начал он заниматься государственными делами тогда, когда в Афины бежал от Александра Гарпал 411 (так пишет Деметрий Магнесийский в книге «Соименники»). Стоя у власти, он сделал для родного города много самого хорошего, обогатив его и доходами и постройками. И хотя был он не из знати, а из прислуги Конона (как утверждает Фаворин в I книге «Записок»), но любовницей своей имел знатную гражданку Ламию (по его же утверждению в той же I книге), и пострадать ему пришлось от Клеона (о чем рассказывается во II книге). Прозван он был одной гетерою Милоглазым и Светлячком (как сообщает Дидим в «Застольных разговорах»). И говорят, будто в Александрии он лишился зрения, но вновь обрел его милостью Сараписа, за что и сочинил в его честь пеаны, которые поются по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Партия арианствующих на Соборе была неодинакова по своему составу, не все члены её держались одного и того же направления, одних и тех же воззрений. Партия эта распадалась на Соборе на две неравные по числу представителей группы. Одна из них твёрдо держалась указанных характеристических принципов, отличавших вообще партию арианскую; другая усвоила себе эти принципы в большей или меньшей степени, но далеко не всецело. Первая группа была малочисленна, потому что она в своих воззрениях была слишком смела и притязательна. Вторая группа была более многочисленна, потому что она держалась, говоря вообще, золотой середины между партией поборников церковной веры и группой богословов, пропитанных арианским рационализмом; к ней могли принадлежать люди, для которых и вера была священна, и научно-богословские интересы также дороги. Меньшую группу арианствующих богословов на соборе Никейском составляли строгие ариане. Во главе их стоял первостепенный епископ того времени Евсевий Никомидийский, епископ столичного города на Востоке. Около него собралось несколько других епископов восточных: Минофан Ефесский, Патрофил Скифопольский, Феогнис Никейский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский 29 и проч. Евсевий был ярым поборником арианства. В нём оно нашло себе важнейшую опору 30 . Все приверженцы Евсевия от его имени получили название евсевиан. Достаточно прочесть небольшое послание Евсевия к Арию, чтобы увидеть, что он был самым решительным рационалистом в религии 31 . Вся эта группа признавала Сына Божия творением. Главные представители этого богословского направления вышли из школы христианской антиохийской; почти все они считали пресвитера Лукиана, основателя этой школы, своим учителем 32 . Но какое именно влияние оказывал Лукиан на своих учеников, было ли его учение сколько-нибудь близким к учению арианскому – решить этот вопрос невозможно, потому что о Лукиане мы почти ничего не знаем 33 . Замечательно, однако же, по одному древнему свидетельству, что и ересиарх Арий был также учеником всё того же Лукиана Антиохийского 34 . Школа, значит, на всех учеников или, по крайней мере, на многих влияла одинаковым образом. Группу рассматриваемых богословов Никейского собора – евсевиан – по справедливости можно назвать группой антиохийской. Мы сказали, что число их на Соборе было невелико: по свидетельству Руфина, вся группа на Соборе состояла из 17 человек 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010