16 марта - прп. Христодул, основатель Патмосской обители во имя святого апостола Иоанна Богослова. Скончался в Лимне Эвбейской в 1093 г. 21 марта - св.Серапион Сидонский. Жил в Афинах. Почил в мире не позднее VI в. Место его кончины неизвестно. Мч. Михаил. Из Гранитсы Евританийской, пострадал в Фессалониках в 1752 г. 23 марта - прмч. Лука. Родом из Адрианополя. Жил в Митилине, подвизался на Афоне. После жестоких пыток был повешен на Лесбосе в 1802 г. 24 марта - свщм. Парфений, Патриарх Константинопольский. Родом с Лесбоса. Повешен турками в Константинополе в 1657 г. 27 марта – св. Лидия, торговавшая багряницей. Первая гречанка, принявшая Святое Крещение, и первая христианка из европейцев христианка (Деян. 16, 11-15). Прп. Павел, епископ Коринфский. Родной брат прп.Петра, епископа и покровителя г. Аргоса. Прп. Павел был рукоположен во епископа Коринфского патриархом Николаем Мистиком в конце IX в. 30 марта - свщм. Захария Новый, епископ Коринфский. Пострадал от турок в Коринфе в 1684 г. 1 апреля - мч. Георгий Самосский. 4 апреля - свт. Феона, архиепископ Солунский (XVI в.). Свщм. Никита. Был иеромонахом в афонском скиту, носящем имя святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Оттуда прибыл в Серры 30 марта 1808 г. Был повешен турками в Серрах 4 апреля 1808 г. 5 апреля - пять святых дев-мучениц с острова Лесбоса. В житиях сообщается, что они были умерщвлены мечами, но имена их не указываются. Около Птерунды Мифимнской в их честь воздвигнута часовня. Митрополит Мифимнский Иаков составил им службу. 9 апреля - свщм. Рафаил, архимандрит. Родом с Итаки. Свщм Николай, диакон. Родом из Фессалоник.Отроковица Ирина. Мученически скончалась в Ферме Лесбийской в 1463 г. Память их совершается также во вторник Светлой седмицы. 10 апреля - свщм. Григорий V, Патриарх Константинопольский. Родом из Димитсаны. Пострадал в Константинополе в 1821 г, в День Святой Пасхи. Его святые мощи хранятся в митрополичьем храме в Афинах. 12 апреля - прп. Акакий. Родился в деревне Голице, ныне Айос Акакиос Фанарийской епархии в 1630 г. Прославился глубоким смирением, чрезвычайно простой и строго подвижнической жизнью. Из числа многих его духовных детей трое мученически пострадали еще при жизни преподобного. Первоначально он подвизался в небольшой пещере около своей родной деревни , а затем на Афоне. Скончался в 1730 г. Святые мощи прп. Акакия сохраняются доныне.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Святой Феона, архиепископ Фессалоникийский, также жил в здешних пещерах после того, как покинул Святую Гору , и до того, как перебрался в восстановленный им монастырь святой Анастасии Узорешительницы восточнее горы Хортьатис. А в XVIII веке в обители Иоанна Предтечи подвязался святой покровитель греков-крестьян, равноапостольный священномученик Косма Этолийский. Имена этих повсеместно почитаемых святых и многих других, менее известных связаны со скитом Иоанна Предтечи. Светом их мудрости и молитвы озарено это место. Но не только. Трудами игуменов и братии монастыря здесь собирались мощи святых угодников и праведников господних. Величайшей реликвией обители является один из пальцев десницы Крестителя и друга Господа нашего Иисуса Христа. Многие частицы многострадальных останков святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского сохраняются в ските. В мощевиках и ковчежцах хранятся частицы мощей Апостола Луки и святого Николая Мирликийского, святых Харалампия, Трифона и великомученицы Варвары, а также святых Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, бессребреников Пантелеимона и Фалалея, Дионисия Ареопагита, Артемия Стратилата, и других святых. Святые мощи единородного младшего брата святителя Григория Паламы, святого Феодосия, также покоятся в монастыре. В XII в. обитель чудесным образом обрела еще одну реликвию. Святитель Климент, архиепископ Охридский, ученик и продолжатель дела святых солунских братьев Кирилла и Мефодия, первым начавший служить, проповедовать и писать на славянском языке, через два столетия после кончины своей (почил он в 916 г.) явился во сне иеродьякону Науму и попросил, чтобы глава его была перенесена «в монастырь его». Мы не знаем, был ли святой Климент при жизни как-то связан со скитом Иоанна Предтечи, но иеродьякон Наум выполнил просьбу святого и, ведомый им, прибыл в скит, доставив Честную главу и предав ее настоятелю, который также был чудесным образом извещен о «важном посетителе». Так, Честная глава святого Климента, чудотворца, хранится здесь по сей день и по предварительному согласованию о посещении монастыря реликвию выносят к паломникам.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Вначале монастырь получал средства от византийских правителей. Особую поддержку монастырю оказывали византийские императоры Иоанн V и Мануил II Палеологи. После падения Константинополя в XV веке монастырь Пантократор стал жить на пожертвования правителей стран, расположенных в низовьях реки Дунай. Пантократор перестраивался и расширялся в XVI веке. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания – это Патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Одной из благодетельниц обители Пантократор была Российская императрица Екатерина Великая. Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 годов, но, к счастью, не полностью. Пантократор – последний из афонских монастырей, где было восстановлено общежитие. Это произошло в 1992 году. Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 году. Это небольшой по размерам храм, сложенный из белого мрамора. Собор монастыря стоит в дальней части мощеного двора. Тут похоронены основатели монастыря – иноки Алексий и Иоанн. Соборная колокольня была построена в XIX веке. В Пантократоре кроме головного собора есть параклисы: Успения Пресвятой Богородицы, собора Архангелов, Вознесения Господня, святого Предтечи Иоанна, святителя Николая, святого Георгия Победоносца, святого Пантелеимона, Трех святителей. На пути между Пантократором и Кареей есть местечко под названием Капсала, с множеством калив. Тридцать шесть из них принадлежат монастырю Пантократор. Кроме того, монастырь владеет пятнадцатью кельями в самой Карее и ее окрестностях. Келья Успения Богородицы, в которой Архангел Гавриил научил молодого инока молитве «Достойно есть», также является собственностью монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ещё одно чудо Богородица совершила во время страшного пожара 2 декабря 1948 года. Над монастырём появилась туча, пролившая дождь, потушивший огонь. В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы можно поклониться ещё одной чудотворной иконе вмч. Георгия. Этот образ XVI века был перенесён в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалёку кельи. Пантократор — последний из афонских монастырей, где было восстановлено общежитие. Это произошло в 1992 году. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] В Пантократоре и его окрестностях подвизались: свт. Феона, архиепископ Солунский , прп. Феофил Мироточивый , свт. Каллист, патриарх Константинопольский , свт. Григорий Палама , свт. Иосиф, митрополит Тимишоарский , и прп. Паисий Величковский . Святыни [ править править код ] В обители пребывают: чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» , часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и мощей апп. Андрея Первозванного и Тита, свт. Игнатия Богоносца , св. Феодора Стратилата, мц. Фотины Самаряныни, св. Никифора, равноапп. Константина и Елены, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмчч. Меркурия и Прокопия, вмц. Марины, мцц. Анастасии и Евфимии, сщмчч. Антипы и Харалампия, свтт. Григория Богослова , Василия Великого и Афанасия, патриарха Иерусалимского, прп. Иоанникия Вифинского, прав. Иоанна Милостивого и других святых. В монастырской библиотеке есть замечательная редкость — Евангелие, принадлежавшее св. Иоанну Кущнику . Престольные праздники [ править править код ] Паломнику [ править править код ] Телефон: +30 23770 23880 , +30 23770 23253 , +30 23770 23684 , +30 23770 23792 (канцелярия отвечает на звонки с 12:00 до 14:00). Проезд: Пантократор находится на северо-востоке полуострова Афон . Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров. От Кареи до Пантократора примерно 6-7 километров. Паломники могут добраться до Пантократора а)паромом из поселка Иериссос или из монастыря Ватопед ; б) на маршрутке из Кареи (административная столица Афона); в)пешком от Кареи (1час 30мин ходьбы), или от монастыря Ставроникита (1час ходьбы), или от монастыря Ватопед (2часа 30мин ходьбы).

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Пант...

Монастырь перестраивался и расширялся в XVI в. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания - это патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 гг., но, к счастью, не полностью.           Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Пантократор в 1744 году. Странник так описал увиденное:           Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 г. Колокольня была построена в XIX в. Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В братии 15 монахов. С 1992 г. имеет статус общежитийного.   мощи великомученика Феодора Стратилата мощи бессребреников Космы и Дамиана частица Животворящего Креста часть щита великомученика Меркурия иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне) При северно-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемая здесь Герондисса (старица). Кроме части Животворящего Древа, здесь находятся следующие мощи: части руки и ноги Апостола Андрея; голова св.Иоанна Милостивого; часть руки св. Иоанна Златоустого; части руки св. Афанасия Константинопольского и священномуч. Харалампия, голова преп. Иоанна Великого, голова св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части преподоб.отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, голова св. безсребренника Космы.         Особо почитаемые иконы               Икона Богородицы Герондисса (Старица) Находится в левом киоте монастырского собора. Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без младенца Христа. Сосуд, изображенный на иконе, - это напоминание о чудесном умножении в обители елея во время голода по молитвам одного из игуменов.

http://isihazm.ru/?id=506

Пр. Феодора солунская . В Деяниях св. (Apr. I. 405) помещено краткое сказание из арабско-египетского мартиролога и ораторское повествование Николая Кавасилы , архиеп. солунского ок. 1350 г., как видно из предисловия, облагодетельствованного святою. Слав. минея согласна с тем и другим Сказанием. Кавасила говорит, что отец ее Антонин был священник. См. об ней у Филарета: Подвижницы восточной церкви. Зосима диакон, паломник русский, говорит об ней: непрестанно мироточит от левой ноги; одежды ее пропитываются миром и их каждый год меняют. Никодим (29 авг.) говорит в синаксаристе, что в иверской лавре и других есть житие ее: καλλος κα ψυχοφελες... прославлена непосредственно по смерти: скончалась в 879 году, а имеет канон Иосифа, который сам скончался в 883 году. Препп. Феона, Симеон и Форвин . Болландисты (Apr. I. 376) под Феоною разумеют упоминаемого Палладием в «Лавсаике» и у Созомена (кн. VI гл. 28), жившего в 4 веке, под Симеоном разумеют ученика пр. Маркиана (Феодорита Боголюбец гл. 3). О Форвине, который в Греч. минеях называется Фервином, ничего не знают. Марк афинский , по происхождению из Афин, фракеский по пустынному житию в Ливии – в нынешней Тукра (у Греков Θρκη). 6 Патриарх Евтихий . Житие св. Евтихия написано пресвитером и Доместиком его Евстафием, написано вскоре после кончины его. Евстафий был свидетель его чудес и подвигов не только в Константинополе, но и в изгнании в Амасии, ибо и он разделял с ним бедствия изгнания, какое видно из подлинного жития. Пред смертию св. Евтихий Обнародовал свои сочинения против еретиков, но они не дошли до нас. Упоминаемая в житии его Церковь в Афире находилась в городе сего имени, отстоявшем от Царьграда на 24 тысячи шагов па берегу Мраморного Моря. Празднование ап. Петру в Афире было 5 сентября (см. сей день). Тело св. Евтихия в 1246 году из Цареградского храма апостолов перенесено в Венецию. 120 мучеников в Персии . См. об них Христ. Чт. 1827 г. ч. 26. В месяцеслове Василия не верно число их 150. Усечены в 344 г. по Ассемани и в 347 по Ульману. См. 17 апр. о Симеоне персидском. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преподобный Дионисий долго подвизался на Афоне, в пустыне, питаясь каштанами; потом он на Олимпийской горе основал монастырь. Когда турки прогнали иноков, то наступила засуха, и, чтобы избежать голода и пагубы, турецкий ага призвал иноков на свое место. Преподобный совершал много чудес и многих приводил к благочестию. Почил он 24 января/6 февраля 1590 года. Святитель Феона, митрополит Солунский. Сначала жил в безмолвии, потом был игуменом в монастыре и возведен на митрополичью кафедру в Солуни. Мирно почил 4/17 апреля 1590 года. Преподобный Дометий Филофеевский подвизался в безмолвии, проводя ангельскую жизнь в обители Филофеевской. Почил в 1590 году. Память его совершается 6/19 августа. Святитель Нифонт, патриарх Константинопольский. Рано возжелал иноческого жития и жил в безмолвии со старцем, потом ушел на Афонскую Гору, где принял священство и многих назидал в боговедении. Господь озарил душу свт. Нифонта светом благодати, и он, будучи избран архипастырем, увещевал хранить веру, питать бедных и нищих. Святитель Божий многих обратил к Церкви Христовой. Много терпел от завистливых людей, еретиков и мусульман. Потом опять вернулся на Святую Гору и под видом поселянина жил в монастыре прп. Дионисия, исполняя различные послушания. За свою кротость и смирение Бог прославил свт. Нифонта даром чудотворения и прозорливости. Свт. Нифонт отошел ко Господу 11/24 августа, имея от роду девяносто лет. От мощей его исходил чудный аромат и были исцеления. Преподобный Леонтий Прозорливый подвизался в обители прп. Дионисия, где шестьдесят лет жил в подвиге, никуда не выходил. Преподобный получил дар прозорливости и отошел ко Господу 16/29 марта 1606 года в возрасте восьмидесяти пяти лет. От его мощей истекало святое миро. Преподобномученик Киприан Новый жил на Афоне в посте и молитве. В Фессалонике и Константинополе исповедовал христианскую веру. За это ему отрубили голову 5/18 июля 1679 года. Преподобномученик Иоанн Дамаскин , будучи юношей, отрекся перед турками от Христа и для покаяния ушел на Афон, где двенадцать лет оплакивал падение. В одежде мирянина он пошел в мечеть и молился там по-христиански, осеняя себя крестом и прославляя Спасителя Христа Бога. Турки били его без милосердия и 13/26 ноября 1681 года отсекли ему голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, очевидно, евангельское слово как осуждает разрывающих супружеские узы не за порок прелюбодеяния, так из любви ко Христу и желания чистоты обещает отвергшим плотское иго сторичную награду. Потому если возможно, чтобы ты, взявшись наконец за разум, склонилась на вожделенную для меня сторону, т. е. чтобы, служа Господу, мы вместе избежали мучения геенны, – я не отвергаю супружеской любви, даже еще с большей любезностью объемлю; ибо я знаю и уважаю помощницу свою, данную по определению Господа, и не отказываюсь соединяться с нею неразрывным союзом любви во Христе, не отлучаю от себя ту, которую Господь сочетал со мною по закону первобытного состояния, если только ты и сама такова, какою Творец желал тебе быть. Если же ты хочешь быть мне не на помощь, а на обольщение, больше желаешь оказывать пособие не мне, а врагу, и таинству брака присваивать ту принадлежность, чтобы, лишив себя предлагаемого спасения, отвлекать Спасителем, то я так мужественно возьмусь за изречение, произнесенное устами аввы Иоанна, даже Христа, что никакое плотское пристрастие не может отвлечь меня от духовного блага. Ибо " кто..., – говорит Он, – не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк.14:26 ). Итак, когда этими и подобными словами намерение жены не поколебалось и она осталась с непреклонным упрямством, то блаженный Феона сказал: если я не могу отвлечь тебя от смерти, и ты не отлучишь меня от Христа, то для меня безопаснее иметь развод с человеком, нежели с Богом. Итак, при содействии благодати Божией он тотчас приступил к исполнению своего определения, не допустил горячему своему желанию охладеть от некоторой медлительности, – поспешно оставив все мирское имущество, ушел в монастырь. Здесь за короткое время он просиял таким блеском святости и смирения, что после переселения блаженной памяти Иоанна из этого мира к Господу, также после отшествия святого мужа Илии, который был не меньше своего предшественника, Феона третий, избранный суждением всех, вступил в распоряжение экономией. Глава 10. Преподобный Кассиан показывает, почему он представил этот пример

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Феона . Со всем тщанием, насколько для нас возможно, мы должны стараться сохранить неоскверненной чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить к святому жертвеннику, и с бдительной осмотрительностью надо остерегаться, чтобы чистота плоти, сохраненная в предыдущее время, не была нарушена особенно в ту ночь, когда мы готовимся к причащению. Но если злейший враг, чтобы лишить нас небесного лекарства, обольстит усыпленный дух только так, что не осквернится никаким, достойным порицания, возбуждением, никаким согласием его на услаждение, но произойдет истечение по естественной необходимости или по действию дьявола без чувства удовольствия, для воспрепятствования нашему освящению, то мы можем и должны благонадежно приступить к благодати спасительной пищи (Евхаристии). Если же по нашей вине произойдет истечение, то, слушаясь своей совести, убоимся того, что апостол говорит: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:27–29 ), т. е. эту небесную пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая ее такой, которую бы надо принимать только с чистым духом и телом. Потом апостол прибавляет: «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:30 ); духовные немощи и смерти происходят от такого причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, т. е. подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости. Потом следует: «ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» ( 1Кор.11:31 ), т. е. если бы мы считали себя недостойными принятия таинств всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание к тому, чтобы, исправившись через покаяние, достойно приступить к ним, и не наказывались бы от Господа жестокими бичами немощей для того, чтобы, хоть таким образом сокрушаясь, мы прибегли к исцелению наших ран. А иначе, если будем признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, в будущем подвергнемся суду вместе с грешниками этого мира. Это ясным учением заповедуется и в книге Левит: «мясо чистое может есть всякий чистый; если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего» ( Лев.7:19–20 ). И в книге Второзакония повелевается нечистого отлучать от лагерей: «если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан» ( Втор.23:10–11 ). Глава 6. Что осквернение тела иногда не заключает в себе вины и случается по действию дьявола, это доказывается примером

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Он имел плоть, подобную нашей грешной, когда, как бы жаждая, просил у самарянской женщины пить, но она не была осквернена греховной нечистотой, потому что, напротив, женщина вызвана была на то, чтобы просить у Него воду живую, которая бы не допускала ей жаждать никогда, но была в ней источником воды, текущей в Жизнь Вечную (см.: Ин. 4, 14 ). Он имел истинную эту плоть, когда спал на корабле; но чтобы плавающие е Ним не обманулись подобием плоти греховной, Он, встав, запретил ветру и морю, и сделалась великая тишина (см.: Мф. 8, 26 ). По общей всем участи Он казался подверженным греху, когда говорили о Нем: если бы этот человек был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница (ср.: Лк. 7, 39 ); но Он не имел действительного греха, потому что, обличив хульное помышление фарисея, Он тотчас простил грехи женщине. Думали, что Он носит грешную плоть, как и другие, когда, как человек, находясь в опасности смерти и пораженный страхом угрожающих мучений, Он молился: Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; и прискорбна есть душа Моя до смерти (ср.: Мф. 26, 38–39 ); но эта скорбь не знала греховной язвы, потому что Виновник жизни не мог бояться смерти. Ибо Он говорит: никто не отнимет жизни у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (ср.: Ин. 10, 18 ) (прп. авва Феона, 56, 577–578). ...Когда во время смерти отделилась душа Его от Тела, Божество не отделялось ни от души Его, ни от тела... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 167). ...Христос бывает для нас всем, и ведением, и мудростию, и словом, и осиянием, и созерцанием, и знанием; и любящим Его дает вкусить от благ Своих и в настоящей жизни отчасти, дает также им таинственно слышать и неизреченные некие глаголы, от большей части сокрытые. Ибо если Христос не будет для нас всем вместе, то будет следовать, что Царство Небесное и блаженство его неполны и несовершенны (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 478). Источник. Красота Твоя, Владыко Христе, неизъяснима, зрак несравним, великолепие неизреченно, и слава превышает ум и слово.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010