Да просветится пред человеками, по примеру апостолов и преемников их, и твой свет, заимствованный тобой от света Божественной истины Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Мф. 5, 16 Созидай брата, спасай его как добрым примером своим, так и соединенным с доброй жизнью добрым словом. Авва Феона говорил: «Хотя иной и приобретает добродетель, но Бог не для него одного подает благодать Свою. Ибо Бог знает, что он не пребыл бы верен в труде своем. Но если благодать через него сообщается и ближнему его, тогда она пребывает в нем». Авва Иаков говорил: «Не слова только нужны, ибо ныне много говорят люди, но нужны дела – они спрашиваются, а не слова, которые не приносят плода». Авва Пимен говорил: «Что пользы в том, если кто строит чужой дом, а свой разрушает?». Рассказывали об авве Исидоре, пресвитере Скитском: если кто имел у себя брата слабого, или нерадивого, или ругателя и хотел прогнать его от себя, то авва Исидор говорил: «Приведи его ко мне». Принимая такого к себе, он спасал его своим терпением. Три отца имели обыкновение ежегодно приходить к блаженному Антонию. Два из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а третий всегда молчал и ни о чем не спрашивал. После долгого времени авва Антоний говорит ему: «Вот ты сколько времени ходишь сюда и ни о чем не спрашиваешь меня?». Сей отвечал ему: «Для меня, отец, довольно и смотреть на тебя». Брат спросил авву Сисоя: «Дай мне наставление». Старец сказал: «Что ты заставляешь меня празднословить? Делай, как видишь». Рассказывали об авве Макарии Египетском : шел он некогда из Скита в гору Нитрийскую и, приближаясь к месту, сказал ученику своему: «Пойди несколько вперед». Ученик, идя вперед, встретился с одним языческим жрецом и стал кричать ему: «Эй, эй! Демон, куда идешь?». Жрец, оборотившись, начал бить его и оставил полумертвым. Потом поднял дерево, которое нес, и побежал. Отойдя же несколько вперед, встретился он с аввой Макарием. Старец сказал ему: «Будь здоров, будь здоров, человек трудолюбивый». Жрец удивился, подошел к нему и спросил: «Что ты нашел во мне доброго, что приветствуешь меня?». Старец отвечал: «Я вижу, что ты трудишься, хотя и не знаешь, что напрасно трудишься». Жрец сказал: «Твое приветствие поразило меня, и я вижу, что ты человек Божий, а другой злой монах, встретившись со мною, обругал меня, и я избил его до смерти». Старец узнал, что это был ученик его. Жрец же, ухватившись за ноги Макария, говорил: «Не отпущу тебя, пока не сделаешь меня монахом». И так пошли они вперед к тому месту, где был монах, и подняли его, и принесли в церковь Горы. Отцы, видя жреца вместе с Макарием, удивились и сделали его монахом, а через него и многие из язычников сделались христианами. По этому случаю авва Макарий говаривал: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Авва Форт не от всех принимал подаяние, хотя лежал на одре болезни. «Если кто принесет мне что-нибудь для меня,– говорил он,– а не для Бога, то мне нечем заплатить ему, и от Бога он не получит награды, потому что принес не для Бога, а таким образом принесшему делается обида». Авва Феона, когда попросили у него бедные, отдал им хлебы, корзины и одежду, которую носил, и при всем том осуждал себя за то, что не исполнил заповеди Божией. Авва Епифаний говорил: «Когда человек по бедности или для прибытка занимает у другого, то возвращая, хотя и изъявляет благодарность, но возвращает долг тайно, как бы со стыдом. А Владыка Бог, напротив, взаим берет втайне, а воздает пред Ангелами, Архангелами и праведниками». Когда совершаешь молитву, не желай за сие славы от людей Когда совершаешь молитву, не желай за сие славы от людей и не развлекайся помыслами о чем бы то ни было стороннем И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Мф. 6, 5–6 Помни, что если будешь молиться ради славы земной, то и получишь сию славу, а от Бога награды лишишься. Будешь скрываться от славы человеческой и не развлекаться какими-либо сторонними мыслями во время молитвы, прославишься от Бога. Один брат спросил авву Пимена: «Как должно мне жить в келии?». Старец сказал: «Жить в келии со внешней стороны – значит иметь рукоделие, есть однажды в день, молчать и быть рачительным; а со внутренней стороны – для келейного преуспеяния надобно везде, где бы ни случилось быть тебе, подавлять в себе недовольство, и не опускать часов общественной службы и келейных молитв. Если иногда случится тебе быть без рукоделия, то иди к службе и молись без рассеяния. Особенно держись доброго сообщества и удаляйся от сообщества худого».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Герман . Ты ясно раскрыл весьма темный вопрос и для многих, как думаем, вовсе неизвестный. Потому просим для нашего преуспевания прибавить еще и тщательное объяснение, отчего иногда сильнее возбуждается плоть, даже когда мы больше постимся, отощаем и ослабеем? Часто, пробудившись от сна, находим, что подверглись осквернению от плотского истечения, от этого смущаемся совестью до того, что не осмеливаемся дерзновенно встать и на саму молитву. Глава 36. Ответ: этот вопрос должен быть отложен до будущего собеседования Феона . Ваше усердие, с каким желаете проходить путь совершенства не как-нибудь, а главным и совершенным образом, заставляет нас неутомимо заняться этим рассуждением. Вы спрашиваете не о внешнем целомудрии, наружном обрезании, а о сокровенном, зная, что в этом видимом воздержании плоти нет полноты совершенства, его могут иметь и неверные или по необходимости, или по лицемерию; вы спрашиваете о той добровольной, духовной чистоте сердца, о которой блаженный апостол так говорит: «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:28–29 ), Который один испытывает тайны сердечные. Впрочем, поскольку нельзя вполне удовлетворить вашему желанию, потому что оставшегося времени ночи недостаточно для исследования этого темного вопроса, то, думаю, лучше отложить его до другого времени. Ибо это должно быть объяснено нами и запечатлено в. ваших умах мало-помалу и после совершенного освобождения сердца от всякого смятения помыслов; это как для очищения совести должно быть исследовано, так и потому, что только тот может изложить и объяснить, кто опытом изведал дарование непорочности. Ибо требуется не доказательство пустыми словами, но то, что внушает искреннее убеждение совести и большая сила истины. И потому о знании и науке этого очищения может что-нибудь сказать только опытный, и передать что-нибудь можно только ревностному, очень рачительному любителю самой добродетели, который желает усвоить ее всеми силами души, именно не ревностью бесплодной говорливости, но желанием внутренней чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Феона . Ваше любопытство предлагает нам немаловажный вопрос, силу коего, хотя знаю, неопытные не могут ни передавать, ни понимать; однако, сколько могу, попытаюсь словами изложить и коротко изъяснить, если только ваш рассудок будет исполнять на деле то, что мы говорим. Ибо что познается не наукою, а опытом, того неопытный не может ни передать, ни умом понять или удержать, а только тот способен, кто самим делом с подобным усердием приобрел познание. И потому считаю необходимым сначала исследовать, каково намерение или желание закона (Моисеева) или каково учение и совершенство благодати, чтобы из этого последовательно мы могли познать или господство греха, или изгнание его. Итак, закон повелевает искать брачного союза, говоря: блажен, кто имеет семя в Сионе и домочадцев в Иерусалиме ( Ис.31:9 ); проклята бесплодная, которая не рождала; напротив, благодать побуждает нас к чистоте, всегдашней нерастленности и к целомудрию блаженного девства, говоря: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» ( Лк.23:29 ); «кто... не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей,... тот не может быть Моим учеником» ( Лк.14:26 ), и апостол говорит: «имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ). Закон говорит: «не медли приносить десятины твои и начатки " ( Исх.22:29 ); благодать говорит: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Закон не запрещает мщения за оскорбления и обиды, говоря: «глаз за глаз, зуб за зуб» ( Исх.21:24 ); благодать хочет, чтобы удвоение нанесенных обид или удара мы покрывали своим терпением, и повелевает быть готовыми к перенесению двойного лишения: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Мф.5:39–40 ). Закон позволяет ненавидеть врагов ( Лев.19:17–18 ); а благодать повелевает любить их и всегда молиться за них Богу ( Мф.5:44 ). Глава 33. Заповеди евангельские легче заповедей закона Моисеева

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

«Блудная похоть так сильно воюет в человеке, так как диавол знает, что блуд делает нас чуждыми Духа Святого. Как говорит Бог: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть ( Быт 6,3 )». «Авва Кир дал совет брату, боримому блудными помыслами и мечтаниями: убегай общества женщин и прилежнее занимайся молитвою. Учащенная внимательная молитва при удалении от знакомства и свиданий с женщинами есть средство сильное и действенное против блудной брани». «Как лев страшен для диких ослов, так страшен искусный монах для помыслов вожделения (авва Иперехий)». «Не удерживающий язык во время гнева не сможет удержаться в страсти. Следовательно, нужно наблюдать за помыслами, потому что для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды спасения; а кто молится против них – получает венцы ОТ Бога (из Патерика)». «Блуд есть грех, совершённый телом, нечистота есть осязание любострастное своего и чужого тела, также смехотворство и свободное обращение с другими. Инок должен сохранить девство (из Патерика)». «Некоторого брата беспокоила страсть любодеяния. Днем и ночью он ощущал в сердце своем как бы жало огненное. Но брат боролся, не уступая помыслам, и не соглашался с ними. По прошествии многого времени отступила от него страсть, не преодолев его по причине трезвения его, и немедленно воссиял свет в его сердце». «Из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего]. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе ( 1Кор 5,9–11 )». «Нас пленяют плотские похоти по той причине, что ум наш утратил видение Божественное (авва Феона)». «Наблюдай за помыслами, потому что для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды и спасения. Напротив того, те, которые не соглашаются с ними, не противятся со всевозможным усилием, молясь против них, получают венцы от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Страсти рождаются от нерадения». «От многих попечений и рассеянности рождаются страсти». «Воздержание чрева укрощает страсти. Удобно возжигает их прихотливое употребление пищи». «Основание всех добродетелей – смиренномудрие, основание всех страстей – чревообъедение». «Венец добродетелей – любовь, венец страстей – оправдание грехов своих. По той мере, как похотствует тело, душа не знает Бога. Достаточно для здоровья души познания Бога». «Если человек не возненавидит дух страстей, то он не может быть свободным от мира. Его спросили: «Каких?” Он отвечал: «Телесного успокоения и суетного славия» (авва Пимен)». «Нас пленяют плотские похоти по той причине, что ум наш утратил видение Божественное (авва Феона)». «Страсти, блуд, похотение греховное, сребролюбие, уныние, злоречие, гнев, ненависть, тщеславие и гордость. Это главные ветви зла». «Преданный сластолюбию и сребролюбию не может жить богоугодно (авва Исидор)». «Когда братия выходили на жатву, авва Исаак говорил им: «Уже не даю вам никакой заповеди, потому что вы не сохраняете заповеданного " ». О пьянстве И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом. Еф 5,18 В наставлениях батюшки Андроника находим следующее: «Не пей вина, в нем же есть блуд, и всякий смертный грех рождается от него». «Всякое телесное упокоение (наслаждение тела) – мерзость перед Богом (авва Пимен)». «Не люби употреблять вино до опьянения, чтобы не лишиться веселья Божественного». «Тому, кто предается пьянству, не избежать навета помыслов. Лот, убежденный дочерями, упился вином, и удобно повлек его диавол в любодеяние (из Патерика)». О покаянии Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 3, 2 Человеколюбивый и долготерпеливый Бог ожидает покаяния от каждого из согрешающих, а обращение кающегося почитается за праздник. Сам Господь сказал: На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк 15,7 ). Преподобный Андроник преподавал людям нетленную пищу – слово Божие и обнаженных грехом одевал в ризы добродетелей, доставляя духовное врачевство болящим душам. Христос Спаситель говорит: Я есмъ воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин 11,25 ); а также: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф 9,13 ). Покаяние необходимо для всех. Мученики за веру принесли Христу свою кровь, пустынножители – многотрудные подвиги, а что мы можем принести Господу? Спаситель мира призывает нас: Сотворите же достойные плоды покаяния ( Лк 3,8 ). И добавляет: по плодам их узнаете их» ( Мф 7,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Клянусь римским Аполлоном 253 , что не успокоюсь до тех пор, пока не найду более сильного волшебника, который мог бы разрушить все твои хитрости и волшебные действия! Сказав это, царь снова повелел увести его в темницу, а сам послал указы по всем странам ему подвластным такого содержания: – Если какой-либо волшебник, – писал царь, – может разрушить христианские волхования, тот пусть как можно скорее явится; он получит большие подарки и великие почести. И вот пришел один волшебник по имени Феона, который, представ пред лицо Диоклетиана, сказал: – По вашему повелению я пришел, чтобы как можно скорее разрушить христианское волшебство, и я непременно исполню то, что обещаю тебе. Услышав это, царь обрадовался и сказал: – Есть у меня в темнице один христианский князь. Когда ты разрушишь его волшебную силу, то получишь от нас великие почести. Феона на это сказал ему: – Пусть этот христианин сотворит предо мною какое-нибудь чудо и я, в твоем присутствии, разрушу все его дела. Царь обрадовался этому и сказал Феоне: – Однако мне хотелось бы сначала видеть какое-либо, знамение, совершенное тобою. Феона испросил тогда привести к нему самого свирепого быка. Когда бык был приведен, Феона пошептал ему в уши какие-то слова, и бык в то же мгновение распался на две части, и каждая часть лежала особо. Тогда изумленный царь сказал: – Действительно, ты можешь разрушить христианское волшебство! – Подожди еще царь, – отвечал ему Феона – и ты поймешь все величие происшедшего чуда! Сказав это, он повелел принести себе весы и положил на них обе части вола, которые оказались обе равными по весу. Немедленно после этого Диоклетиан повелел привести к себе святого епископа Феопемпта и, поставив его против волхва, сказал ему: – Знаю, что ты – обманщик и волшебник! Вот сей волхв пришел из Египта, и я теперь хочу узнать, кто из вас обоих сильнее в волшебстве. Тогда Феона сказал епископу: – Я покажу над тобою два действия моей волшебной силы, и если они не повредят тебе, то и я уверую в твоего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

— Клянусь римским Аполлоном [ 1 ], что не успокоюсь до тех пор пока не найду более сильного волшебника, который мог бы разрушить все твои хитрости и волшебные действия! Сказав это, царь снова повелел увести его в темницу, а сам послал указы по всем странам ему подвластным такого содержания: — Если какой-либо волшебник, — писал царь, — может разрушить христианские волхования, тот пусть как можно скорее явится; он получит большие подарки и великие почести. И вот пришел один волшебник по имени Феона, который, представ пред лицо Диоклетиана, сказал: — По вашему повелению я пришел, чтобы как можно скорее разрушить христианское волшебство, и я непременно исполню то, что обещаю тебе. Услышав это, царь обрадовался и сказал: — Есть у меня в темнице один христианский князь. Когда ты разрушишь его волшебную силу, то получишь от нас великие почести. Феона на это сказал ему: — Пусть этот христианин сотворит предо мною какое нибудь чудо и я, в твоем присутствии, разрушу все его дела. Царь обрадовался этому и сказал Феоне: — Однако мне хотелось бы сначала видеть какое-либо знамение, совершенное тобою. Феона испросил тогда привести к нему самого свирепого быка. Когда бык был приведен, Феона пошептал ему в уши какие-то слова, и бык в то же мгновение распался на две части и каждая часть лежала особо. Тогда изумленный царь сказал: — Действительно, ты можешь разрушить христианское волшебство! — Подожди еще царь, — отвечал ему Феона — и ты поймешь все величие происшедшего чуда! Сказав это, он повелел принести себе весы и положил на них обе части вола, которые оказались обе равными по весу. Немедленно после этого Диоклетиан повелел привести к себе святого епископа Феопемпта и, поставив его против волхва, сказал ему: — Знаю, что ты — обманщик и волшебник! Вот сей волхв пришел из Египта, и я теперь хочу узнать, кто из вас обоих сильнее в волшебстве. Тогда Феона сказал епископу: — Я покажу над тобою два действия моей волшебной силы и, если они не повредят тебе, то и я уверую в твоего Бога. Приготовив из муки две круглые лепешки, он предложил епископу съесть их. Епископ взял и съел их, и они показались ему на вкус сладкими как мед и не причинили ему никакого вреда.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Восхищенный император приказал привести из темницы святого Феопемпта и просил Феону приступить к делу. Феона объявил, что он использует два безотказных способа умертвить Феопемпта; если же тот уцелеет, то Феона готов уверовать в Бога христианского. Святитель Феопемпт призвал на помощь силу Божию и спокойно съел предложенный ему чародеем отравленный хлеб, а затем выпил отравленную воду. К удивлению присутствовавших он остался невредим. Потрясенный Феона пал к ногам епископа и исповедал веру во Христа. Диоклетиан велел ввергнуть в темницу и святого Феопемпта, и Феону. Ночью в темнице святитель Феопемпт крестил Феону и нарек ему имя Синесий (т.е. исполненный разума), так как он познал веру в Истинного Бога. На следующий день император пытался уговорить святого Феопемпта принять языческое лжеверие, обещая ему почести главного волхва. Убедившись в непреклонности святого мученика, император приказал его обезглавить. Казнь святого Феопемпта не устрашила Феону, он также отверг угрозы и посулы Диоклетиана. Феона был живым закопан в глубокий ров, приняв мученический венец. Это произошло в Никомидии в 303 году. Преподобная Синклитикия Родилась около 270 года в Александрии, куда переселились из Македонии ее благочестивые и знатные родители. Многие юноши, очарованные красотой Синклитикии, искали ее руки, но тщетно: в ее душе таилось желание иной, духовной жизни, сердце ее пламенело любовью ко Господу. Не о нарядах и увеселениях, а об угождении Богу заботилась святая дева. Она очищала и украшала свою душу постом и делами милосердия, а утешение находила в усердной молитве. По смерти родителей святая Синклитикия все имущество свое раздала бедным. Взяв с собой слепую сестру, полюбившую уединение, она поселилась в склепе на могиле своего родственника. Пригласив пресвитера, преподобная приняла иноческий постриг. В первые годы подвижнической жизни святая Синклитикия превзошла многих, но скрывала свои подвиги. Вкушая лишь хлеб с водой, преподобная соразмеряла строгость поста с состоянием души и тела. Когда воздвигалась против нее брань врага, она усугубляла пост, не пила воды, спала на голой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" При помощи Божией все можно сделать " , — замечает разумея, без сомнения, обращение Диоклетиана в христианство. Феона помышлял также и об обращении императрицы, жены Диоклетиана, в христианство. Он и на этот счет делает некоторые внушения Лукиану. " Когда император посещает императрицу или императрица императора, тогда вы, т. е. христиане придворные, и в особенности прислуга, должны соблюдать строгую благопристойность и в словах, и во взорах. Путь императрица увидит вашу благопристойность, подивится вашей скромности и прославит в вас Господа нашего Иисуса Христа " ______________________ Epistola Theonae episcopi Alexandrini ad Lucianum. Оно напечатано на латинском языке в Патрологии Миня. PG. Т. X. Col. 1569–1574. В письме прямо не сказано, о каком императоре в нем речь, но, по мнению ученых, например Неандера (Allg. Gesch. d. Religion und Kirche. Gotha, 1856. B. I. S. 78.), оно вполне приличествует времени Диоклетиана. Также в письме не выяснено, каким епископом был Феона, но так как известно, что во времена Диоклетиана епископом Александрийским был Феона, то основательно полагают, что именно он и был автором рассматриваемого письма. Ibid. Col. 1570–1571. Ibid. Col. 1571. Ibid. Col. 1572–1573. PG. Т. X. Col. 1573. Ibid. Col. 1574. ______________________ Конечно, в этом письме Феона, когда выражает чаяние о переходе императорского дома к Церкви, высказывает лишь свое субъективное суждение, основывающееся на том факте, что многие из язычников при дворе обращались в христианство, тем не менее это суждение очень важно, потому что оно показывает, как велики были надежды христиан на такого государя, каким был Диоклетиан. Смотря на благополучие христиан при Диоклетиане до гонения, Евсевий (VIII, 1) восклицает: " Благосостояние христиан с течением времени при Диоклетиане упрочивалось, с каждым днем приходило в силу и величие, и никакая ненависть не стесняла его, никакой злой демон не был в состоянии вредить " . Итак, благосклонность императора Диоклетиана к христианам в первую, большую часть его царствования и гонение при конце его правления являются странным противоречием в политике Диоклетиана: гонение представляется каким-то скачком в его правительственной деятельности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010