I. Bocnoмuhaeмый ныне св. Феопемпт был епископ Никомидии (в Малой Азии) и жил во второй половине III-ro века, при римском императоре Диоклитиане. Он первый пострадал от гонения на христиан в Малой Азии, отказавшись в присутствии самого императора кланяться идолам и приносить им жертвы. «Те, кому ты поклоняешься, – сказал Феопемпт императору, – не боги, и какими бы ты муками ни грозил мне, ты не заставишь меня почитать их». Диоклитиан велел бросить епископа в горящую печь; предупреждая его намерение, Феопемпт сам вошел в нее, а на другой день воины нашли его невредимым. Нередко суеверные язычники видели в христианских чудесах действие волшебства; так было и на этот раз. Убежденный в том, что Феопемпту помогает волшебство, Диоклетиан велел отыскать волхва, который обладал бы этим искусством еще в большей степени. Один волхв, по имени Феона, явился на вызов императора; последний обещал ему большие почести и награды. «Я сделаю над тобой два опыта, – сказал Феона епископу, – и если ты останешься после них жив, то и я уверую в твоего Бога». Затем он дал съесть ему две небольшие лепешки, в которые был положен яд; Феопемпт остался невредим. Удивленный Феона дал выпить ему воды, в которую была положена ядовитая трава; но и она не повредила епископу. Тогда волхв в изумлении упал к ногам святителя и воскликнул: «Нет иного Бога кроме Того, в Которого ты веруешь; я христианин и Христу поклоняюсь». В темнице, куда Диоклетиан приказал отвести обоих исповедников, епископ утвердил Феону в христианской вере и крестил. После новых истязаний, истощив все средства к погублению святителя, император наконец приказал отсечь Феопемпту голову (303 г.). Святитель радостно принял это известие и воскликнул: «Благословен Бог, удостоивший меня достигнуть того дня, которого я желал во всякое время». После мученической кончины св. Феопемпта Диоклитиан угрозами и обещаниями старался расположить Феону к отречению от Христа, но встретил твердый отказ. Тогда он повелел бросить его в глубокий ров и засыпать землею. Феона скончался в 303 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Феоктиста (Богом созданная, греч.) дева, муч. александрийская, 31 янв. Феоктиста , преп. лезвияныня, 9 ноября. Феоктист (Богом созданный, греч.), муч. никомидийский, 2 окт. Феоктист , преп. спостник Евфимию Великому, 3 сент. Феоктист , игумен сицилийский, 4 янв. Феона (Богом пособляемый, греч. ννημι), иначе Синесий, муч. никомидийский, 5 янв. Феона , муч. никомид., 19 апр. Феона преп., 5 апр. Феонилла , муч. момпсвестийская, 29 окт. Феопемпт (посланный Богом, греч.), еп. и Феона , мучч. никомидийские, 5 янв. Феопистия (вернее Феописта, Богу верная, греч.) и Феопист , мучч. римской, 20 сент. Феопрепий (Боголеп, греч.), муч. иллирийский, 23 мар. Феопрепий , муч. фракийский, 22 авг. Феостирикт (утвержденный на Боге, греч.) муч., 10 февр. Феостирикт преп., в Символах, 10 ноября. Феостих (Божий порядок, Божий строй, греч.), муч. кизический, 29 апр. Феост (вернее Фст, – праздничный, веселый, лат.), 19 сен. и 21 апр. Феотекн , (Богораждающий, греч.) воин, муч. антиохийский, 10 окт. Феотих (Богосчастливый, греч.) и три протектора, мучч. египетские, 14 дек. Феофания (Бога являющая, греч.) царица, 16 дек. Феофан (Бога являющий, греч.), исповедник и постник, 9 сент. Феофан пр. антиохийский, 10 июня. Феофан исповедник, инок сигрианский, летописец, 12 мар. Феофан преп., исповедник и творец канонов, 11 окт. Феофан преп., гражданин газский, нищелюбец, 29 сент. Феофила (Боголюбимая, счастливая, греч.), муч. никомидийская с двумя тмами мучч., 28 дек. Феофилакт (Богохранимый, греч.) исповедник, еп. никомидийский, 8 марта. Феофил (Боголюбимый, друг Божий, греч.) диакон, муч. никомидийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент. Феофил , муч. мелитинский, 7 ноября. Феофил муч., с Трофимом и др., 23 июля. Феофил , муч. в Кесарии каппад., 6 февр. Феофил , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Феофил диакон, мучч. ливийский, 8 янв. Феофил , пустынник из Оксиринха, 2 дек. Феофил новый, муч. кипр. от срацын, 30 янв. и 12 июня. Феофил преп., тивериопольский, 10 окт. Феофил , из 42 мучч. амморейских, 6 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Де Вогье (de Vogüé), в частности, утверждает, что в своей работе Кассиан строит беседы по принципу пар или трилогий. Беседы, построенные по принципу пар, встречаются в двух Собеседованиях: в одном такая пара начинается с разговора о восхождении к монашеской цели, а в другом говорится об избежании крайностей с двух сторон (напр., Conlat. 1–2, 3–4, 5–6, 14–15, 16–17). Трилогии (Conlat. 1–3, 11–13 и 21–3) посвящены вопросу соотношения между благодатью и монашеским подвигом: монах должен стремиться к совершенству путем избежания крайностей, что невозможно, если он не будет полагаться на благодать Божью 274 . В итоге, Conlat. 23 – это, скорее всего, кульминационная часть всей работы. Эта беседа представляет собой последний раздел заключительной трилогии на тему о благодати, в ней подытоживается почти вся работа, в ней затрагивается вопрос о том, достижимо ли совершенство, составляющее суть монашеской жизни, и в этой же беседе обстоятельнейшим образом рассматривается тема о созерцании как о наивысшей ступени на лестнице монашеского подвизания 275 . Поэтому, когда я буду анализировать основополагающие аспекты Кассианова представления о союзе с Богом, спасении и благодати, главным предметом моего внимания будет именно настоящее Собеседование. Conlat. 23 начинается с вопроса о том, к кому относится отрывок из Рим. 7:14–25 : к Павлу или же к неверующим. До этого в 22.15–16 Герман утверждал, что раз Павел достиг совершенства и избавился от внутреннего конфликта, то его слова в этом отрывке не могут относиться к нему самому. В ответ на это в 23.1–4 Феона заявляет, что ни Павел, ни какой-либо другой человек, помимо Христа, не достигали безгрешности 276 , а значит, этот отрывок, на самом деле, относится к Павлу, и то доброе, чего он желает, но достичь не может, есть theoria, совершенное созерцание Бога. Затем в 23.5 Феона поясняет, что даже Павлу приходилось отвлекаться от созерцания Бога, потому что ему отчасти мешало служение. Описывая внутренний конфликт у апостола, Феона говорит: Когда он осознал, что обладал столь многими практическими дарами, но, с другой стороны, сердцем ощутил благосозерцание, как бы на одной чаше весов взвеишвая успех стольких трудов, а на другой услаждение Божественным созерцанием (delectationem diuinae contemplationis), то после долгого испытания своего сердца, когда, с одной стороны, его утешала безмерная награда за труды, а с другой – желание союза и неразлучного общения со Христом (unitatis et inseparabilis Christi societatis) побуждало к разрешению от плоти, он в недоумении наконец воскликнул: не знаю, что избрать [ Флп. 1:22 ] (Conlat.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

Феоне известно было, что гардеробмейстером и блюстителем за буфетом у Диоклетиана тоже христиане, а потому и им он дает полезные наставления в интересах доброго императора. Замечательны советы, какие дает епископ прислуге, которая тоже была при Диоклетиане из числа христиан. Он говорит, чтобы «она имела всегда веселый вид пред лицом императора, и, чтобы к удовольствию своего господина допускала себе и шутки, но скромные». 209 Благорасположенность Диоклетиана к христианам была так велика, что возникала мысль: не перейдет ли он и совсем к христианству? Следы таких чаяний можно находить в том же письме Феоны к Лукиану. Феона намекает последнему: как бы было хорошо воспользоваться в видах обращения императора к христианству должностью придворного библиотекаря. Затем он подробно указывает, как именно в этих целях должен действовать на императора библиотекарь-христианин. Феона знал, что библиотекарем при Диоклетиане не христианин, но на случай, если таким будет христианин, он считает нужным преподать ему свои советы. Библиотекарь, писал Феона, должен проходить свою должность с особенным вниманием. Он должен знать и те сочинения, в которых рассуждается о предметах светских, а не духовных, или которые написаны язычниками. Он должен познакомиться и изучать поэтов, отличающихся творческим талантом и изяществом изложения, а также знаменитых ораторов, философов и историков, и предлагать их вниманию императора. Вообще, что читает император, это библиотекарь христианин должен основательно знать. Иногда в беседе с императором он должен упомянуть и о Священном Писании , переведенном на греческий язык; при случае также дать заметить государю, что и Евангелия, и апостольские Послания суть божественные изречения. Если, случится, будет упомянуто в разговоре с императором имя Христа, тогда, кстати, нужно стараться мало по малу объяснить ему, что Христос есть истинный Бог. В удобный час, но с осторожностью, нужно предложить императору, чтобы он удостоил чтения эти книги или позволил почитать ему их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

24,45–47). Феоне известно было, что гардероб–мейстером и блюстителем за кухней у Диоклетиана тоже христиане, а потому им он дает полезные наставления в интересах доброго императора. Замечательны советы, какие дает епископ прислуге, которая была при Диоклетиане тоже из числа христиан. Он говорит, чтобы " она имела всегда веселый вид пред лицом императора и чтобы к удовольствию своего господина допускала себе и шутки, но скромные " Благорасположенность Диоклетиана к христианам была так велика, что возникла мысль: не перейдет ли он и совсем к христианству? Следы таких чаяний можно находить в том же письме Феоны к Лукиану. Феона намекает последнему: как бы было хорошо воспользоваться в видах обращения императора к христианству должностью придворного библиотекаря. Затем он подробно указывает, как именно в этих целях должен действовать на императора библиотекарь–христианин. Феона знал, что библиотекарем при Диоклетиане не христианин, но на случай, если таким будет христианин, он считает нужным преподать ему свои советы. Библиотекарь, писал Феона, должен проходить свою должность с особенным вниманием. Он должен знать и те сочинения, в которых рассуждается о предметах светских, а не духовных, или которые написаны язычниками. Он должен познакомиться и изучать поэтов, отличающихся творческим талантом и изяществом изложения, а также знаменитых ораторов, философов и историков и предлагать их вниманию императора. Вообще, что читает император, это библиотекарь–христианин должен основательно знать. Иногда в беседе с императором он должен упомянуть и о Священном Писании, переведенном на греческий язык; при случае также дать заметить государю, что и Евангелия, и апостольские Послания — суть божественные изречения. Если, случится, будет упомянуто в разговоре с императором имя Христа, тогда, кстати, нужно стараться мало–помалу объяснить ему, что Христос есть истинный Бог. В удобный час, но с осторожностью, нужно предложить императору, чтобы он удостоил чтения эти книги или позволил почитать ему их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Приготовив из муки две круглые лепешки, он предложил епископу съесть их. Епископ взял и съел их, и они показались ему на вкус сладкими как мед и не причинили ему никакого вреда. Увидев это, Феона удивился и сказал: – Я испытаю на тебе еще одно чудесное действие моего искусства, и если оно тебе не повредит, то уверую в твоего Бога. Взяв чашу с водою, он положил в нее одну ядовитую траву и призвал на помощь себе могущественнейших бесов, чтобы яд подействовал сильнее, а потом дал выпить воду святому. Когда святой выпил ее без всякого вреда для себя, Феона тотчас же упал к ногам святого епископа и сказал: – Нет Другого Бога, на Которого можно было бы уповать, кроме единого Иисуса! А потом сказал царю: – Я – христианин и поклоняюсь Распятому! Услышав это, царь пришел в большое смущение и воскликнул: – Велики чудеса христианских волшебников! И повелел обоих отвести в темницу. Там святой епископ, научив Феону вере, переименовал его в Синезия (что значит: исполненный разума, так как он чистым сердцем уразумел и познал Христа Бога и Господа) и окрестил его. Наутро царь повелел привести к себе святого епископа и, преклонив пред ним голову, сказал ему: – Здравствуй, учитель волшебников. И потом стал убеждать его обратиться к нечестивой эллинской вере. Когда же святой отказался принести жертву богам, царь повелел растянуть его на земле, лицом кверху, и привязать к четырем деревьям за руки и за ноги, а потом принести довольно большой обломок каменного столба, который восемь человек едва могли снести, и положить его на чрево святого. Но святой епископ обратился с молитвою к Богу – и тотчас же тот камень, который был положен ему на чрево, поднялся сам собою и был отброшен от него далеко, почти на пятнадцать локтей расстояния. Тогда Диоклетиан повелел повесить святого за ноги, вниз головою, а к шее привязать тяжелый камень и оставил его висящим в таком положении с утра до третьего часа дня. Потом он приказал обрезать внезапно веревку, на которой святой был повешен за ноги; он думал что, при падении, он будет раздавлен тяжелым камнем, расшибется и, таким образом позорно погибнет. Но когда это было сделано, святой епископ силою Божьей, стал прямо на ноги свои. После этого мучитель произнес над ним смертный приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так как наша главная задача рассмотреть соборы с точки зрения их догматической деятельности, то нам нужно определить, кто из отцов собора по своим догматическим понятиям принадлежал к какой партии. Прежде всего, естественно поставить вопрос, как велико было на соборе количество ариан ? Оно было немногочисленно. Руфин и Геласий уверяют, что арианских епископов было всего 17, не называя их по именам. Феодорит кирский называет поименно 13 влиятельных епископов-ариан. Церковный историк Филосторгий (арианин) насчитывает 22 епископа, но этот список с одной стороны неполон (сравнительно с историею Феодорита), с другой стороны неверен (в нем значится пять имен епископов, которых Афанасий считает защитниками православия). Семь имен у Филосторгия принадлежат египетскому диэцезу: это епископы Ливии; таким образом, землячество играло большую роль в поддержке, оказываемой Арию. Восточные епископы поддерживали Ария, как товарища по школе, a ливийские, — как человека, вышедшего из их страны. Между бесспорными арианами считаются Евсевий никомидийский, сообщивший свое имя ереси (евсевиане), Павлин тирский, Феона мармарикский, Секунд птолемаидский, и — словно загадка, поставленная историею известной формуле: quod ubique, quod semper, — Минофант ефесский, Феогний никейский и Марий халкидонский, т. е. епископы тех городов, которые прославлены вселенскими соборами. Признавая, таким образом, что партия ариан насчитывала около 20 человек, мы можем прибавить, что и эта малая группа не имела между собою прочного единства убеждений. Так, Евсевий никомидийский считал Сына Божия непреложным и, как и Феона и Секунд, не разделял взгляда, что Сын не знает Отца в совершенстве, как думал Арий. Феогний никейский думал, что и до рождения Сына Бог был Отцом, ибо имел возможность родить Его (τν δναμιν το γεννσαι), — взгляд, сродный (или тождественный) с тем, который император высказал на самом соборе. Павлин тирский занял свое положение в отношении к Арию с таким колебанием, что остался позади даже Евсевия кесарийского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Его понимание спасения и Церкви не настолько исключительное, как некоторые интерпретаторы полагают 278 . Сразу после этого Феона объясняет, что ради своего проповеднического служения Павел был согласен поступиться не только беспрерывным contemplatio, но и даже (теоретически) быть осужденным за других, чтобы те спаслись. Он приводит цитату из Рим. 9:3 и поясняет: Я желал бы подвергнуться не только временным, но и вечным мучениям, чтобы только все люди, если бы это было возможно, наслаждались общением со Христом (Christi consortio). Ибо я уверен, что всеобщее спасение вожделеннее для Христа и для меня, нежели мое спасение. Поэтому, чтобы можно было совершенно достигнуть этого высочайшего блага (т. е. наслаждаться созерцанием Бога и постоянно прилепляться ко Христу), апостол желает разрешиться от тела, которое, будучи затрудняемо многими потребностями из-за его немощи, не может не отвлекать от общения со Христом (Christi consortio) (Conlat. 23.5 279 . Тот факт, что Кассиан упоминает в этом отрывке о готовности Павла отправиться на вечное мучение, показывает, что он понимал спасение в широком смысле этого слова; к тому же нет ни малейшего упоминания о том, что спасение связано с монашеским подвигом. Напротив, посредством проповеди Павла Бог, по мнению Кассиана, предлагает спасение всем людям; у Кассиана это спасение описано словосочетанием «наслаждались общением со Христом» (frui consortio Christi). Похоже, что consortium в данном случае является еще одним синонимом для unitas и societas, и ниже я еще вернусь к тому, что Кассиан подразумевал под этим словом. Во второй части данной цитаты Феона вновь говорит о желании Павла умереть, утверждая, что высочайшее благо (и даже если бы все люди обрели спасение, то оно было бы и того выше) – это наслаждаться созерцанием Бога и постоянно прилепляться ко Христу. В оправдание своих доводов он утверждает, что потребности тела не могут не отвлекать человека от consortium Christi. В свете его предыдущих рассуждений мы должны понимать эти доводы не в том смысле, что Павел не может достичь consortium Christi до тех пор, пока и вовсе не разрешится от своего тела, а в том смысле, что его смертное тело и отвлекает его же от беспрерывного consortium.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

Фабрикою, вероятно временно, управлял первый Дорофей, а не второй. Думаем, что Евсевий частью перемешал факты, приписав черты деятельности одного Дорофея другому Дорофею. А причиной этого могло быть тожество имен двух современников – Дорофеев. Можно конечно возразить: каким образом могло случиться такое смешение фактов, когда известно, что Дорофея-пресвитера историк знал лично («мы знали, мы слышали»), но на это нужно сказать, что ни из чего не видно, что Евсевий близко знал Дорофея. Об учености Дорофея Евсевий мог знать от других, а слушать его проповеди мог короткое время. Если же иные утверждают (Валезий), что Евсевий учился у Дорофея пресвитера, то подобное утверждение не имеет прочных оснований. Впрочем, говоря так, мы признаемся, что вопрос остается открытым. 206 Epistola Theonae episcopi alexandrini ad Lucianum. Оно отпечатано на латинском языке в Патрологии Миня, Gr. ser. t. X, Col. 1569–74. В письме прямо не сказано, о каком императоре в нем речь, но по мнению ученых, например, Неандера (Allg. Gesch. d. Religion und Kirche, B. I. S. 78. Gotha, 1856), оно вполне приличествует времени Диоклетиана. Также в письме не выяснено, каким епископом был Феона, но так как известно, что во времена Диоклетиана епископом александрийским был Феона, то основательно полагают, что именно он и был автором рассматриваемого письма. 212 Hunziker. Diocletianus und seine Nacholger. Издано Βüdinger’oм в Untersuchungen zur Römischen kaisergeschichte. Band II. Leipz. 1868. 218 Такие отзывы новейших историков о Диоклетиане основываются на свидетельстве древних светских писателей, правда, свидетельстве, выраженном в пышных риторических фразах, а потому подозрительном относительно правдивости. Флавий Вописк (Hist. Augusta, Numerian, cap. 13) говорит о Диоклетиане: «это был муж отличный, благоразумный, любящий государство и своих подданных, готовый ко всему, чего требовало время». Евтропий говорит о Диоклетиане, что он «был мудро медлителен», называет его «внимательнейшим и искуснейшим императором» (Büdinger В.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Никто не должен думать, что мы это написали для возбуждения разводов с супругами; мы не только нисколько не осуждаем супружества, даже, следуя апостольскому изречению, говорим: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ); но для того написали, чтобы показать читателю начало обращения, когда такой муж посвятил себя Богу. У него (читателя) прошу того благоснисхождения, чтобы, понравится ли ему это или не понравится, считая меня чуждым клеветы, за это дело похвалил или порицал виновника его. А так как я не свое мнение выразил, а простым рассказом изложил историю совершившегося события, то справедливость требует, чтобы как я не ищу себе никакой похвалы от тех, которые похвалят, так не подвергали меня и порицанию те, которые не одобрят этого. Итак, пусть всякий, как мы сказали, имеет свое суждение об этом; но убеждаю строгость своего суждения умерять так, чтобы не считать его справедливее и святее суда божественного, по которому дарованы Феоне знамения даже апостольских добродетелей. Я умалчиваю о мнении стольких отцов, которые поступок его не только не порицали, но явно восхваляли, даже избранием в экономы предпочли его великим и высоким мужам. Думаю, что непогрешимо суждение духовных мужей, одобренное Богом и подтвержденное столь удивительными знамениями, как сказано выше. Глава 11. Вопрос: почему в Египте во все дни Пятидесятницы не постятся и не преклоняют колен во время молитвы? Но уже время приступить к изложению обещанного рассуждения. Итак, когда авва Феона во время Пятидесятницы посетил нас в нашей келье, то по окончании вечерних молитв, посидев немного на земле, мы стали усердно спрашивать, почему у них соблюдается такое постановление, что во все дни Пятидесятницы никто вовсе не преклоняет колен на молитве и не держит поста до девятого часа. Знать это нам любопытно потому, что мы не видели, чтобы это с такой точностью соблюдалось в сирийских (т. е. палестинских) монастырях. Глава 12. Ответ: о свойстве того, что называется добром, злом и средним Авва Феона на наш вопрос так начал отвечать: древние постановления отцов и продолжающиеся многие годы обычаи предков мы должны исполнять и сохранять, даже если причины их неизвестны; но так как вам хочется узнать причины и основание упомянутого вами правила, то я кратко изложу мнение предков наших об этом установлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010