Причиной невидения Света является отсутствие полноценной духовной жизни и трезвения в непрестанной молитве. Священник Александр Пржегорлинский, ссылаясь на трактат, пространную цитату из которого мы приводим ниже, утверждает: «Теперь ещё более ясно осознается необходимость показать, что Феолипт был для Паламы не только учителем безмолвия, но именно учителем апологии исихии» . И действительно, святитель Феолипт в данном трактате занимается защитой практики непрестанной молитвы, а также настаивает на реальности видения Божественного Света аскетами. В трактате святитель не указывает, кто же именно выступает с нападками против исихии и Божественного Света. Вероятнее всего, адресату письма было хорошо известно, кто является идейным оппонентом святителя Феолипта. Для того чтобы обратить внимание читателя на полемичность наследия Феолипта, мы приводим весьма пространную цитату целиком. В ней изложены основные взгляды святителя Феолипта о Божественном Свете: «Те, у кого духовные помыслы затемнены стремлением к вещам переходящим, не могут смотреть на Божественный Свет (τς Θετητος Φς), сияющий в чистых душах. И как они могут быть достойны Божьего Света (το Θεου Φωτς), если расположены к противоположному Ему? Всякий раз, когда такие люди видят тех, кто для блага ближних открывает глубинную работу богопознания, такие люди, ослепленные, не имеющие возможности различить истину, впадают в одну из двух крайностей. Они либо настаивают на том, что эти верующие люди делают невероятные заявления, и рассматривают произнесенные ими спасительные слова как плод воображения, а не как таинственную реальность. Или, полные ревности, они пренебрежительно относятся к духовной жизни, а тех, кто проповедует ее словом и делом,  считают обманутыми. Эти люди становятся такими же богохульниками, как и иудеи. Ведь когда иудеи видели Господа, совершающего великой властью чудеса и изгоняющего бесов Духом Божиим, они назвали Его ненормальным и бесноватым, и по своей глупости утверждали, что " Он изгоняет бесов не иначе, как силою Вельзевула, князя бесовского " . Также и эти люди, видя действие Пресвятого Духа в сердцах верных, утверждают, что это заблуждение» .  

http://bogoslov.ru/article/4425723

Священник Альвиан Тхелидзе Святитель Феолипт Филадельфийский Слово (О крестной Жертве Иисуса Христа) 1. Сёстры и матери, обычно, попавшие из богатства в бедность, обращаются к ростовщикам; когда же получают [ссуду], радуются, что обрели искомый заем. Но когда заимодавцы требуют [вернуть] долг - сильно огорчаются. И если даже могут вернуть долг, вновь оказываются в трудном [положении]. Если же не могут отдать долг, не избегают рук и тирании заимодавцев . Мы также [были] утверждены от Бога в богатстве добродетели, но расточили  силы наших душ на пустое, стали бедными и нуждающимися, подобно блудному сыну, расточившему отцовское имение и уехавшему от отца, и там опустившемуся [до нужды] пасти свиней . 2. После того, как мы отпали от прекрасного, пришли к лукавому ростовщику (δανειστ τ πονηρ) , и заняли у него постыдные страсти и лукавые помыслы. Мы утратили любовь и приобрели ненависть; изгнали праведность и приняли беззаконие; отбросили воздержание и взяли невоздержанность; изгнали мир и приветствовали раздор; возненавидели кротость и возлюбили злобу и чёрствость. 3. Все злые задатки брали мы взаймы у дьявола; ибо чуждо нашей природе стремление к лукавству. Как занимающий берет чужие вещи, поскольку сам [ими] не владеет,  так и мы, тратя блага, принадлежащие нашей душе, хватали лукавые желания чуждого демона. Посему каждый час и день дьявол требует от нас [возврата] работой наших тел. Как ростовщик от должника требует [возврата] занятого имущества, так и дьявол заставляет нас делать плохие дела, и как лихву требует увеличения плохих дел. 4. Сын Божий, видя нас, изнуряемых грехами и тиранизируемых страданиями, и насилуемых дьяволом, сделавшись Человеком, дал Себя [как] выкуп за нас (δωκεν αυτν ντλυτρον πρ μν) . Претерпел крест и смерть, через это смерть чувственных услад упразднилась. Обяжемся же узреть святую жизнь Господа и подржать спасительному поведению, которое  [во время] телесного прибывания в мире [Он] показал нам. Неся тяготы дел Его,  и  соблюдая слова заповедей его, [мы] стали свободны от тирании дьявола. Если отстранимся от гнева и приобретем мир, отгоним ненависть и призовём любовь, изгоним беззаконие и поприветствуем праведность и полностью отвратим действия чуждых страстей, если потрудимся добродетели, то через работу добродетелей и заботу искупится (λυτροται)  душа наша от лукавых помыслов и греховных действий, и дьявол сбежит от нас.

http://bogoslov.ru/article/4254619

1 См.: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011; Он же. Антиарсенитские трактаты св. Феолипта Филадельфийского //Мир Православия. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 124–134; Он же. Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам//Мир Православия: Сборник статей. – Вып. 4. – Волгоград, 2002. – С. 51–76; Он же. Митрополит Филадельфии Феолипт и византийская Церковь его времени//ΣΤΡΑΤΗΓΟΣ. Сборник статей в честь Владимира Васильевича Кучмы//« отв. редактор С. Н. Малахов; сост. Н. Д. Барабанов. Армавир, 2008. С.126–159; Он же. Исихия как «призвание каждого христианина» в писаниях св. Феолипта и в традиции поздневизантийского исихазма//Мир Православия: Сборник статей. – Вып. 6. – Волгоград, 2006. С. 187–203; Он же. Особенности интерпретации св. Феолиптом Филадельфийским библейского повествования о грехопадении//Проблемы теологии: Вып. 3: Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа (2–3 марта 2006 г.): В 2 ч. Екатеринбург, 2006. – Ч. 2. С. 98–103; Святые Афанасий I Константинопольский и Феолипт Филадельфийский: или беспристрастное единомыслие?//Мир Православия: Сборник статей. – Вып. 7. – Волгоград, 2008. – С. 99–106; Он же. Реалии ремесленного труда и трудовая дидактика в поздневизантийской проповеди (на примере гомилий Феолипта Филадельфийского )//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: общественные науки. Ростов-на-Дону. 2007. 3 См.: Феолипт Филадельфийский , святитель. Антиарсенитские трактаты/Пер. с др.-греч., примеч. А. А. Пржегорлинского//Мир Православия: Сб. ст. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Вып. 5. С. 134–163; Он же. Послания к монахине Евлогии/Пер. с греч., предисл. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 2000. (25). С. 89–114; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова //Альфа и Омега. 2005. 3 (44). С. 54–56; Он же. Оглашения//» пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 1 (45). С. 59–73. Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 2 (46). С. 49–62.Он же. Оглашения/пер. А. Пржегорлинского, А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 3 (47). С. 54–65; Он же. Увещания/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2009. 1. (54). С. 54–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Лобова–Костогрызова Л. Ю. Духовное наставничество в Византии: Феолипт Филадельфийский и Ирина–Евлогия Хумнена//Мир православия. – Волгоград, 2000. – Вып. 3. Михайленко С.В. Роль арсенитов в политической жизни Византии в начале XIV века//Мир православия. – Волгоград, 2002. – Вып. 4. Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. С. 55 – 56. Пржегорлинский А. А. Антиарсенитские трактаты св. Феолипта Филадельфийского//Мир православия. – Волгоград, 2003. – Вып. 5. Пржегорлинский А.А. Арсенистская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам//Мир православия. – Волгоград, 2002. – Вып. 4. Топоров В.Н. Святые и святость в русской духовной культуре. – Т. 2: Три века христианства на Руси (XII – XIV вв.). – М,: Гнозис; Школа «Языки русской культуры», 1998.   Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский, его эпоха и его учение о Церкви//Альфа и Омега. – М., 1998. – 3 (17). Феолепт Филадельфийский//Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.359–360. Библиография работ автора: Феолипта, митрополита Филадельфийского, слово, в котором выясняется  сокровенное во Христе делание и показывается вкратце, в чем состоит главное дело монашеского чина/Пер.  с греч.: Феофан Затворник//Владимирские епархиальные ведомости. – 1874, 9, 10. Послания к монахи­ не Евлогии/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. И. Сидоров// Альфа и Омега. –  М., 2000. 3(25). Поучение Феолипта, митрополита Филадельфийского [о том,] что необходимо избегать отделяющихся от православных христиан…//Мир православия. – Волгоград, 2004. – Вып. 5.  Сокровенное во Христе делание//Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Слово, обращенное к истинно–христианской полноте Филадельфии, восхваляющее и одобряющее проводящих дни свои в церкви…//Мир православия. – Волгоград, 2004. – Вып. 5.

http://bogoslov.ru/person/3168077

Во время встречи Предстоятелей Поместных Православных Церквей Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул необходимость публикации проектов документов, которые предполагается принять на Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Сегодня эти документы находятся в свободном доступе для каждого. Священник Альвиан Тхелидзе делится размышлениями об опубликованном недавно проекте документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Статья священника Альвиана Тхелидзе посвящена вопросу о Божественном Свете в наследии святителя Феолипта Филадельфийского. Он был старшим современником святителя Григория Паламы и во многом оказал влияние на последнего.  Святитель Феолипт развивал учение о Свете, который видят подвижники при непрестанной молитве, но не оказался вовлеченным в Паламитские споры ввиду того, что к этому времени уже почил. Святитель Феолипт Филадельфийский понемногу становится известен русскому читателю, однако его наследие еще не полностью переведено на русский язык. Читателям портала предлагается перевод одного из трактатов святого. Текст не имеет заголовка и представляет собой проповедь, произнесенную в монастыре Человеколюбца Спаса в Константинополе. В течение первого века существования христианства святые отцы Православной Церкви рассуждали над вопросом, кому была принесена Крестная Жертва Христа Спасителя. Их мнения и ответы не всегда согласовывались между собой. Лишь Константинопольские соборы 1156–1157 гг. выработали определенную точку зрения в ответе на данный вопрос. А.Г. Тхелидзе в своей статье пытается пытается разобраться в сложившейся ситуации и примирить на первый взгляд различные святоотеческие толкования. Статья Тхелидзе А.Г. посвящена осмыслению отношения святителя Феолипта Филадельфийского к церковным расколам. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/person/1945176

В составленное прп. Зосимой житие В. включено «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 действий Иисусовой молитвы, о к-рых В. поведал своему ученику. В житии подчеркивается, что молитвенный опыт В. является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях прп. Григория Синаита , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Исихия Иерусалимского , прп. Симеона Студита , митр. Филадельфийского Феолипта . О значимости духовного опыта В. свидетельствуют в своих трудах свт. Игнатий (Брянчанинов) , Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) и Варсонофий (Плиханков) . 11 янв. 2004 г. в екатеринбургском Спасском мон-ре состоялось прославление В. Посмертный портрет В. находится в Туринском краеведческом музее. Определением Архиерейского Собора РПЦ прославлен к общецерковному почитанию. Арх.: РГБ. Ф. 213. К. 73. Д. 31. Л. 139-140; Ф. 214. Д. 409, 446, 448, 450; Ф. 304/II. 199. Ист.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы/Изд. Оптиной пуст. М., 1819;Житие оптинского старца Варсонофия. [Козельск], 1995. С. 112-114, 237-238; Макарий Оптинский, прп. Собр. писем: Письма к монашествующим. СПб., 1997р. Ч. 3. С. 25; Житие блаженной памяти старца Василиска. М., 1998; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою// Лабынцев Ю. А. , Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Деяние о канонизации прп. Зосимы (Верховского), местночтимого святого Моск. епархии//Моск. ЕВ. 2000. 7/8. С. 34; Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. писем. М., 2000. С. 284-285.Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Последние рус. правосл. пустынножители//Символ. 1993. 30. С. 257-309; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынножителя сибирских лесов. Послание/Подгот. к публ. А. М. Пентковского//Символ. 1994. 32. С. 279-340; Старец Зосима: Житие и подвиги. Изречения и извлеч. из его соч. М., 1994р; Поселянин Е. Рус. подвижники XIX в. М., 1992р. С. 479-490; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 299, 338, 562; Шереметьевский В. Василиск//РБС. 2000. Т.: Вавила-Витгенштейн. С. 247-249; Беглов А. Л. «Вечностью неразрушимое содружество»//АиО. 2001. 3 (29). С. 205-240; Зосима (Верховская), мон. Приближающийся юбилей на святой Кузнецкой земле//Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2002. Вып. 2. С. 9-13.

http://pravenc.ru/text/149787.html

3. Иерархия арсенитов и ее связь с Влахернским собором 1285 г. Из повествования святителя Феолипта можно заключить, что арсениты обладали своей иерархией. Он пишет: «...[Арсениты] низвергают достойных священников ( καθαιροσι τος ξ ους ερε ς) и, как по жребию ( κλρος) 19 , присваивают священство себе, такие люди поражаются копьем славолюбия и алчности; они не являются ни христианами, ни монахами, ни священниками, ни епископами... эти люди... разделили Церковь  и завладели священством, как своим собственным жребием (долей), ибо они изгнали из священства тех, кому вверен священный сан за добродетели их православной веры и праведную жизнь» [PD2.10]. Открытым в этом повествовании остается вопрос относительно «низвержения достойных священников». Какие исторические реалии лежат в основе сетований митрополита? Когда и в каких провинциях империи арсениты были столь властны, что имели возможность заменять православных священников своими сторонниками? На наш взгляд, первая, а может быть, и единственная направляющая линия – это события, связанные с Влахернским собором 1285 г. Как известно, «по избрании Григория Кипрского был восстановлен в сане епископ Сардский Андроник (арсенит). Затем состоялся Влахернский собор, на котором облеченный неограниченными полномочиями Андроник низлагал неугодных ему иерархов, которых считал изменниками Иоанну Ласкарису и себе» 20 . «Места низложенных епископов были переданы ревнителям» 21 . На этом соборе судили в основном униатов, но когда над униатами «расправа... была покончена, ревнители обратили свой гнев на Григория» 22 . Вполне возможно, что повествование святителя Феолипта об изгнании достойных священников тесно связано с деяниями собора 1285 г. или с его последствиями. Ведь оказавшиеся на кафедрах после Влахернского собора епископы-арсениты 23 могли творить произвол в отношении подотчетных им священников, независимо от их участия или неучастия в унии. Да и уже на самом соборе облеченный властью Андроник Сардский мог решать судьбу не только епископов, но и некоторых священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

После смерти императора Михаила VIII (1282) и воцарения его сына Андроника II (1282–1328), решительно порвавшего с униональной религиозной политикой своего отца и изменившего отношения с Римом 15 , Феолипт был хиротонисан в митрополита Филадельфийского. Точную дату этой хиротонии установить трудно, но, скорее всего, она произошла ок. 1283 г. Во всяком случае он, в числе прочих архиереев, подписал в 1285 г. решение поместного Константинопольского собора о низложении патриарха Векка и других сторонников Лионской унии. На Филадельфийской кафедре Святитель пробыл вплоть до своей кончины, последовавшей приблизительно на исходе 1322 г. (не­ко­торые исследователи считают, что он отошел ко Господу в 1324 г.). В период своего архипастырского служения Феолипт неоднократно отлучался в Константинополь, часто живя в столице длительное время. Однако с начала XIVb. подобные отлучки становились реже, ибо Филадельфия, превратившись в небольшой остров византийских владений в Малой Азии, окруженный турецкими эмиратами, подвергалась постоянной опасности от турок, а это требовало непрестанного пребывания здесь митрополита. Особое мужество проявил святитель Феолипт при осаде Филадельфии турками в 1304–1305 гг., когда он сам лично распределял скудные запасы пищи между осажденными, всячески ободрял и утешал защитников города и жителей, оказавшихся в весьма стесненных обстоятельствах. Его мужество оценили даже каталонские наемники, состоявшие на службе у Андроника II. Испанский писатель XVI в. Франциско де Монкада, сохранивший в своей “Хронике” свидетельства участников экспедиции каталонцев, характеризует Феолипта как “мужа редкой святости”, считая, что молитвы Святителя более защитили Филадельфию, чем множество вооруженных воинов, стоявших на стенах города 16 . Светлая и многогранная личность Святителя — архипастыря, монаха и богослова — оказала сильнейшее воздействие на его современников. Никифор Хумн так характеризует святителя Феолипта: “Вещание его разошлось по всей земле, по которой, то есть, протекало слово благочестия нашего и спасительная проповедь.

http://pravmir.ru/svyatitel-feolipt-fila...

Благочестивым же людям подобает отсекать сразу же всякую мысль о расколе , и следует признавать законных пастырей , принимать от них Святые Дары , восклицая " " Я же в церквях гряду благословить Лице Твое, насыщусь причастием неоскверненных Твоих Таинств " . Ведь законный епископ есть посредник между Богом и людьми , а нерадивая жизнь священников не может служить причиной для отпадения от Церкви . 2. Если же пастырь неправильно учит в догматах и пленён ересью, то удаление от такого пастыря – поступок хороший, но следует прежде проверить, действительно ли он в ереси . Святитель славит тех, кто пребывает в послушании догматам , а взгляды униатов прямо именует ересью , и утверждает, что Христос зрится главой пребывающих " в единой вере, едином разуме, единой Церкви " . Исходя из сказанного выше, мы считаем, что причиной непризнания святым Феолиптом в 1310 г. примирения арсенитов с Церковью послужил не один фактор. Его экклезиологические воззрения дают повод к такому видению ситуации. Арсениты суть члены, отсеченные от Церкви. Отсеченные же органы подвержены гниению. Для того, чтобы отсеченные вернулись в Церковь, нужно чтобы они принесли очистительное покаяние, иначе их присоединение и для них не принесет пользы, и иным послужит искушением. Видимо, здесь может идти речь и о степени повреждения. Ведь святитель Феолипт признавал былые примирения арсенитов до того момента, пока они окончательно не выродились в маргинальное течение. Также следует помнить, что сама форма примирения с арсенитами была обставлена так, словно официальная Церковь признала свою неправоту. Т.е. не они примкнули к Церкви, а члены Церкви перешли в их раскол. С раскольниками же Феолипт не захотел общаться. Да и для паствы филадельфийской, видимо, это не было полезно. Подводя итоги, мы заключаем, что святитель Феолипт считал отделяющимися от Церкви тех, кто не приемлет Святых Таин от законных пастырей или погрешает в догматах. Но это отделение является не мгновенным актом, а постепенным процессом. Филадельфийский архипастырь вёл диалог с таковыми, молился о них. Не гнушался ересь прямо именовать ересью, а раскол расколом, но при необходимости считал нужным прибегнуть к икономии, т.к. благо Церковное почитал более, нежели строгое соблюдение канонов.

http://bogoslov.ru/article/1945178

Весьма удивительными кажутся нам замечания Феолипта о том, что следует в храмах молиться за арсенитов , а также тот факт, что Феолипт называет арсенитов разделяющими единое Тело Церкви. Ведь арсенитская схизма принесла в этот период религиозному миру Византии больше проблем, нежели это сделали ереси. Феолипт, всю жизнь проводивший в борьбе с арсенитским расколом , был вынужден подчеркнуть вредоносность разделений , и неудивительно, что он употреблял в адрес арсенитов самую резкую риторику. По святителю Феолипту раскольники члены Тела Христова, но члены отсеченные. Раскол же есть отпадение от Церкви. Но это отпадение есть не мгновенный акт, по мучительный процесс умирания, а отпавшие суть гниющие члены, отсекающиеся от Церкви . Особливо это явствует из следующих его слов. " Будучи твоими братьями, мы оплакиваем твое отделение [от Церкви]. Как [сродственные] тебе члены, мы страдаем твоею раною. Мы желаем твоего возвращения прежде, чем смертельная гангрена распространится в тебе. Выбор между жизнью и смертью дан тебе. Ныне нет независящих от тебя обстоятельств, препятствующих твоей воле к здравию; но добродетельный выбор исцелит твою немощь. Если воля и избавляется от болезни, но ты её вновь [направляешь на недолжное], то ты сходишь во ад. Пока весы перемен находятся в твоих руках, яви свое расположение к возрождающей Церкви " . Для Феолипта существует различие между удаляющимися от Церкви и пребывающими вне Её. Первые губят себя, вторые же погибли окончательно . Какими же внешними признаками можно узреть отпадение от Церкви? Мы выделяем у святителя Феолипта два таких критерия. 1. Прекращение Евхаристического общения с православным духовенством, особенно же с епископами и не внимание их назиданиям. 2. Отступление от правой веры, т.е. заблуждение в догматах. И достаточно всего одного фактора, чтобы отпасть от Церкви. Теперь постараемся аргументировать свою позицию о двух признаках отпадения от Церкви по Феолипту. 1. Святитель Филадельфии сетует, что раскольники не принимают Тела и Крови от законных пастырей . Святитель вопрошает: если Тело и Кровь Христовы поистине являются, как и именуются Телом и Кровью, священнодействуемыми православными священниками, то не приемлющий Их, не считает ли ненавистными? По Феолипту, не находящийся в общении с православными пастырями, и не признающий их Евхаристии, отделяется от Христа, судит и обвиняет Его, ударяет Господа, наносит Ему пощёчину, насмехается над Ним и осмеивает Его . Также Феолипт утверждает, что не признающий законной Евхаристии попирает Тело и Кровь Христа, относится ко Господу как к простому человеку, усваивает хульные мнения, нрав и речи неразумного разбойника, пронзает ребра Спасителя, подносит Господу желчь и уксус, а также является более коварным, нежели иудеи. Естественно, что в их обществе нет Св. Духа, ведь иудеи отвергши Христа, лишились даров. Апостолы же получили благодать Святого Духа, которая пребывает в Церкви .

http://bogoslov.ru/article/1945178

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010