Впрочем, и на этой, скажем так, антропологической конкретизации изначального сходства человека с Богом св. Феолипт не останавливается. Указанные выше элементы или силы человеческой природы оказываются как-то соотнесёнными с конкретными Божественными Ипостасями. Прежде всего, слово, являющееся элементом троечастной души, есть образ именно Бога-Слова, т.е. Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Это «внутреннее умное слово (о… εσωθεν… νοερς λγος), из ума природно изводящееся (ναδιδφμενος), являющееся образом Бога-Слова, как образ за первообразом ведет ум за Богом», 17 – пишет святитель. Нельзя не оговориться о некоем сродстве подобной мысли св. Феолипта, хотя бы на терминологическом уровне, со стоическими представлениями о человеке. Основанием антропологических построений стоиков являлось учение о Всемирном Логосе и о связанных с ним семенных логосах; носителем семенного логоса представлялся, в том числе, и человек. Конечно, отнюдь не в эпоху Феолипта христианские писатели открыли для себя стоические теории. Сильным влиянием стоицизма был отмечен уже начальный период христианской письменности: 18 заимствование некоторых элементов именно стоической концепции о Λγοι σπερματικο составляло одну из характерных особенностей учения христианских апологетов II века (свв. Иустина Философа , Феофила Антиохийского ). При этом христианские апологеты, «не избежали многих недостатков», 19 с точки зрения церковной догматики. Но в то же время, соответствующие идеи «оказались полезными в борьбе с докетизмом и дуализмом гностиков» 20 , позволили подчеркнуть, как это видно, например, в учении христианского мученика Иустина Философа , ведущую роль Сына Божия в творении мира и в деле спасения человечества 21 . Следующей яркой вехой «воцерковления» известных стоических концепций явилось учение прп. Максима Исповедника (VII в.). И здесь уже следует говорить о традиции использовать те же элементы стоической концепции о семенных логосах непосредственно в качестве предпосылки для понимания учения об образе и подобии Божьем в человеке. То есть, здесь мы имеем дело с тем же контекстом, что и у Феолипта. Так писал прп. Максим Исповедник : «Сохранивший в самом себе совершенным и неприкосновенным логос ради нас воплотившегося Бога-Логоса стяжает полную славу благодати и истины… Ибо [и святой Евангелист] говорит: 22 ’Когда откроется, будем подобны Ему’» 23 . Одним словом, согласно учению преп. Максима вообще, и исходя из приведённой цитаты в частности, Божественный Логос сразу устанавливает источник и цель отдельных логосов; в сохранении же логоса «совершенным и неприкосновенным» и состоит подобие. Несомненно, учение Максима отличается от весьма отвлечённых концепций апологетов своим императивным пафосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Духовником этой обители стал свт. Феолипт Филадельфийский, который (до своей кончины в 1322 году) окормлял ее как лично во время своих визитов в столицу, так и письменно – посредством писем и сочинений, адресованных монахиням и монахам обители. С этим монастырем была связана вся последующая жизнь Евлогии. Именно сюда, следуя установившемуся византийскому обычаю , перед смертью удалились ее родители, также принявшие монашеский постриг. Находясь в своей обители, Евлогия, унаследовавшая огромное состояние своего мужа, родителей и почившего брата, постепенно обретала все более и более сильное влияние на религиозную, общественную и политическую жизнь не только столицы, но и всей империи, которая, правда, клонилась к своему закату. Когда разразились исихастские споры, Евлогия решительно встала на сторону оппонентов свт. Григория Паламы, оказывая всяческое покровительство Акиндину и его сторонникам . В обители Спаса Человеколюбца влиятельная игуменья и скончалась вскоре после 1355 года. Такова внешняя канва жизни этой несомненно неординарной византийской аристократки. О внутренней духовной жизни ее и, в частности, о том, как пыталась она стяжать Царство Небесное, можно судить по ряду источников, из которых главными являются послания святителя Феолипта к Евлогии и переписка ее с неким монахом, которого она избрала себе в духовника спустя много лет после смерти Филадельфийского митрополита. Что касается посланий святителя, то их сохранилось пять, из которых первое написано в 1307 году, то есть вскоре после смерти деспота Иоанна, мужа Ирины Хумненой, а остальные четыре – непосредственно перед кончиной свт. Феолипта – в 1321 – 1322 гг.   Особо примечательно первое послание, в котором митрополит, понимая состояние молодой вдовы, намечает духовные ориентиры ее будущего жития. Данные ориентиры предполагают тесное сопряжение отрицательного и положительного моментов. Отрицательный момент связан преимущественно со стеснением плоти: оставлением «телесной приятности» (την του σωματος απολαυσιν), ограничением широты потребностей, угнетением плоти добрыми трудами, понуждением себя во всем (βιαζε σεαυτην εν πασι) и постоянным «упражнением в узком [пути]».

http://bogoslov.ru/article/1243271

Жизнь этой яркой личности представляется отнюдь не совсем обычной . Рожденная в 1291 – 1292 гг., она была второй дочерью известного вельможи и изысканного эрудита Никифора Хумна – одного из самых приближенных лиц к особе императора Андроника II . Воспитываемая им и благочестивой матерью, Ирина купалась в родительской любви и благожелательной атмосфере дружной семьи . От природы богато одаренная, живая и эмоциональная, она особенно сдружилась со своим братом Иоанном – личностью также неординарной: впоследствии он стал талантливым военачальником, солидным юристом и довольно известным ритором . Впрочем, счастливое детство Ирины  в лоне любящей семьи продолжалось недолго: в 1303 году она, в возрасте всего 12 лет, становится женой старшего сына Андроника II, деспота Иоанна, который являлся наследником императорского престола. Отец, достигший вершины своего могущества и политического влияния писал, что ни одна из дщерей ромейских не имела такой чести, как его собственная дочь (PG, 111, 1445 – 1446). Богатство, слава и всеобщее почитание нежным туманом обволакивали юную царевну. Однако, Промысл Божий уготовал Ирине совсем иную судьбу, чем царственная порфира. В 1307 году ее молодой муж внезапно умирает. Оставшись вдовой в 16 лет, Ирина, по совету митрополита Феолипта Филадельфийского , ставшего ее духовным отцом, и вопреки сопротивлению родителей, решается отречься от мира и принимает монашеский постриг с именем Евлогии. Раздав часть своего имущества бедным и уделив значительную сумму денег на выкуп пленных, она заново отстроила обитель, основанную в начале XII века императрицей Ириной Дукой, супругой Алексея I Комнина, которая позднее пришла в запустение . Обитель, находившаяся в самом сердце Константинополя недалеко от Святой Софии, получила наименование «Человеколюбца Спаса» и представляла собою двойной монастырь, то есть соединенные под общим управление женский и мужской монастыри. Хотя подобного рода двойные обители не приветствовались, и даже прямо запрещались, в Византии, но в конце XIII - начале XIV веков наметилось их некоторое возрождение .

http://bogoslov.ru/article/1243271

Молва о дивной жизни и добродетелях Феолепта дошла и до столицы; вместе с тем сделалось известным, что великое множество ратующих за благочестие против униатов «имеют его общим как-бы языком и сильною поддержкою в противлении царю и терпении». Узнал об этом и император, и тотчас велел разыскать его и представить себе. Увидя его, Михаил Палеолог начал спрашивать его об отечестве и роде, откуда он и кто. Феолепт отвечал: «о царь! не об этом ныне подобает мне слышать вопросы и давать ответы, а о том, из-за чего мы приведены и представлены твоему судилищу». Царь: «о чем это говоришь?» Феолепт: «о Христе и правом исповедании, нам от Него преданном». Тогда царь: «а мы что ж для тебя? ужели не христиане? Подлинно, если хочешь, мы клятвенно уверили бы тебя, что мы христиане». Он же: «не клятвами и словами, а делами и поступками нужно удостоверять в истине». Царь: «что же в делах наших осуждаешь ты?» Тогда Феолепт сказал: «то, что извращаете священные писания». В гневе и ярости вскричал царь: «священные писания! священные – мы!» И это повторил несколько раз, задыхаясь от гнева. Предстоявшие, из царедворской угодливости упреждая волю своего повелителя, тотчас накинулись на бедного пустынника, били по голове и по лицу, рвали за бороду, волочили по полу и избитого вытолкали вон. Присутствовавший при этом александрийский патриарх Афанасий 4 словами ласковыми хотел утешить его и назвал его по имени с некоторым приложением, – то есть, вероятно, «честный», или «преподобный отец», хотя, замечает Хумн, Феолепт еще не был облечен в монашескую одежду. Исповедник ничего не сказал ему, кроме слов псаломских: отступите от мене вси делающии беззаконие ( Пс. 6,8 ). Немалое время после сего Феолепт провел в темничном заключении, и наконец, отпущен с позволением идти, куда хочет. Он возвратился на родину, в Никею, убедил супругу свою к безбрачной жизни и, поставив для себя кущу в некоем сокровенном месте, проводил жизнь уединенную и благочестивую, уважаемый и почитаемый согражданами. Когда же, по смерти Михаила Палеолога (в конце 1282 года), новый император для умиротворения Церкви созвал в столицу, между прочим, и особенно известных терпением и подвигами за православие, то и Феолепт явился в Константинополь и принимал участие в соборе (в февр. 1283), на котором прежний патриарх, Иоанн Векк, дал «покаянную запись» и отречение от патриаршего престола. О сдержанности и приличном поведении Феолепта на соборных прениях и суждениях, тогда как многие «ревнители» своим невежественным фанатизмом, лицемерием и тщеславием набросили тень на самое дело умиротворения Церкви и государства, свидетельствует Хумн, говоря, что Феолепт в словесных состязаниях с унионистами «и поражал быстро, и ни в чем не выходил из приличия, показал и благовоспитанность, и честность, и доброту». Подобную же вежливость и уступчивость показал он и в сане архиерейском, когда в 1288 году возникли пререкания из-за некоторых выражений в книге, написанной патриархом констант. Григорием кипрским .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Помимо преподавательской и научной работы А.И. Сидоров энергично занимается и духовно-просветительской деятельностью. Он является вдохновителем и главным редактором пяти книжных серий: Святоотеческое наследие (вышло 5 томов), Библиотека отцов и учителей Церкви (вышло 15 томов), Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках (вышло 4 тома), Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых (вышло 4 тома) и заключительная серия: Полное собрание святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе (вышло 3 тома, готовится четвертый). Многие тома в этих сериях снабжены вступительными статьями А.И. Сидорова. По его инициативе и под его руководством начато также издание Полного собрания церковно-исторических трудов В.В. Болотова — выдающегося русского церковного историка (к сожалению, издание прервалось из-за отсутствием финансирования). А.И. Сидоров постоянно печатает статьи в различных периодических изданиях. Ряд работ А.И. Сидорова переведен на сербский язык, в частности издана книга: Преподобни Максим Исповедник. Епоха, живот, стваралаштво. Сремеки Карловци, 1998 . В настоящее время А.И. Сидоров продолжает плодотворно трудиться. Им завершен перевод « Вопросоответов к Фалассию » преподобного Максима Исповедника, близится к завершению работа над переводом творений святителя Феолипта Филадельфийского и идет работа над переводом « Вопросов и ответов » преподобного Анастасия Синаита. Подготавливаются к изданию « Очерки по истории древней Церкви (доникейская эпоха) » — это издание основывается на курсах лекций, читаемых в Московской Духовной академии. Библиография работ автора: I Книги и монографии 1. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Богословские и аскетические трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1993 (23 а.л.) 1а. Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004 (31 а.л.) 2. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV. Вступительная статья, перевод и комментарии.

http://bogoslov.ru/person/30475

Последование ко Господу нашему Иисусу Христу, сладчайшему и краснейшему, именуемое Трезвения и Очищения, ума сиречь и прегрешений, часто приношающо страшное бесом имя Иисусово, нам же сладчайшее Творение свт. Феолипта, митр. Филадельфийского (канон и часть стихир); свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского (заключительные стихиры) и иных честных безмолвников. Стихиры, глас 6. Подобен: Все отложше… Иисусе сладчайший, души моея утешение, Иисусе мой, очищение ума моего, Владыко многомилостиве, Иисусе, спаси мя. Иисусе Спасе мой, Иисусе мой всесильне, не остави мене. Спасе Иисусе, помилуй, и избави муки всякия, Иисусе, и сподоби спасаемых части, Иисусе мой, и лику избранных Твоих сопричти мя, Иисусе человеколюбче. Иисусе сладчайший, апостолов славо, Иисусе мой, похвало мучеников, Владыко многомилостиве. Иисусе, спаси мя. Иисусе Спасе мой, Иисусе мой краснейший, к тебе притекающаго, Спасе Иисусе, помилуй мя, молитвами рождшия тя, всех, Иисусе, святых Твоих, пророк же всех, Спасе мой Иисусе, и сладости райския сподоби, Иисусе человеколюбче. Иисусе сладчайший, постников светлосте, Иисусе всеблагий, девствующих похвало и хранение, Иисусе, предвари, Иисусе Спасе мой, Иисусе мой и муки мя исхити, Спасе Иисусе мой, и сопричти части спасемых мя, Спасе Иисусе, и радости вечныя сподоби, Иисусе сладчайший. Иисусе Сладчайший, в нуждах сущих свободителю, Иисусе мой, бездно милости, Владыко, неичерпаемая, Иисусе, спаси мя, Иисусе Спасе мой и избави страстей всяческих мя, Спасе Иисусе, и превозношения; и славы вечныя мя тогда, Иисусе, сподоби и десныя Твоея части, Иисусе мой, со лики избранных Твоих вселив мя, Иисусе сладчайший. Канон. Глас 2 Песнь 1. Ирмос: Во глубине постла иногда… [Припев: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.] Иисусе сладчайший Христе, Иисусе долготерпеливе, души моея исцели язвы, Иисусе, и услади сердце мое, многомилостиве Владыко, Иисусе Спасе мой, да величаю Тя спасаемый. Иисусе сладчайший Христе, Иисусе, отверзи покаяния ми двери, человеколюбче Иисусе, и приими мя, Тебе припадающа, и тепле просяща, Иисусе Спасе мой, согрешений прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

При всем том как бы «цементирующим элементом» этого многообразия представляется личность и миросозерцание свт. Григория Паламы. Безусловно, мощное духовное течение поздневизантийского исихазма, собравшее в себе, как в фокусе, многие существенные черты предшествующей православной духовности, породили и помимо Паламы несколько выдающихся богословов и церковных писателей. В первую очередь можно вспомнить об одном из учителей Паламы свт. Феолипте Филадельфийском, богатое наследие богословских и аскетических творений которого только недавно стало доступным для нас  . Другой его великий учитель, преп. Григорий Синаит, сыгравший особую роль в распространении практики и идей исихазма (в том числе и в славянских , также был не только «вселенский старец всего православного мира»  , но и одареннейший духовный писатель. Наконец, нельзя не упомянуть еще одного современника свт. Григория Паламы — св. Николая Кавасилу, который представлял т. н. «лаический исихазм», являя собой «мирского аскета» (подвижника, живущего в миру); его характеризуют как «образованного и мудрого мужа, стремящегося сочетать христианский аскетизм с высоким литературным, научным и философским творчеством»  . Этих трех выдающихся современников свт. Григория Паламы нельзя рассматривать только в качестве «фона», на котором ярче оттеняется личность и миросозерцание Фессалоникийского святителя. У каждого из них (умалчивая уже о менее значимых православных писателях и богословах поздневизантийской эпохи) была своя «партия» в многоголосии исихазма, хотя все они обладали в то же время общностью принципиальных установок  . И вообще следует подчеркнуть, что богословие свт. Григория Паламы нельзя, как это часто делают западные исследователи, обозначать в качестве «паламизма», поскольку оно является выражением соборного веросознания Церкви  . Верность духу святоотеческого Предания пронизывает все творения святителя. Такая верность определялась прежде всего тем, что свт. Григорий всю свою жизнь, начиная с самых юных лет, стремился следовать высшим идеалам православного подвижничества, вызывая заслуженное удивление, как замечает его агиограф Филофей Коккин, своим «житием и любомудрием» (της πολιτεας τε και φιλοσοφας) у соратников–иноков  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Том содержит подробные статьи о двух Константинопольских Патриархах с именем Феодор (и двух с именем Феодот), двух Александрийских Патриархах, в т.ч. нынешнем Патриархе Феодоре II (Хорефтакисе) . В статье рассказывается, в частности, о современных непростых отношениях Русской и Александрийской Православных Церквей. Далее следуют статьи о четырех Антиохийских Патриархах, в наиболее подробной из них рассказывается о деятельности Феодора Вальсамона, византийского государственного и церковного деятеля, крупнейшего специалиста по каноническому праву, а также о Патриархе Антиохийском Феодорите. Читатель может ознакомиться также с материалами об Иерусалимском Патриархе Феодоре; трех католикосах всея Грузии; первом крупном арабском православном богослове Феодоре Абу Курра; сирийском христианском писателе, экзегете Феодоре Бар Кони; митрополите Кесарии Каппадокийской Феодоре Аскиде, известном церковном деятеле времен императора Юстиниана, активном участнике Пятого Вселенского Собора в Константинополе; преподобном Феодоре Сикеоте, житие которого является уникальным литературным памятником и важнейшим историческим источником; византийском хронисте Феодоре Скутариоте. В том включены статьи о Патриархе Константинопольском Феодосии Ворадиоте, лестную характеристику которому дает его современник Никита Хониат. Патриарх Феодосий II был низложен турками. Александрийский Патриарх Феодосий известен как сторонник монофизитства. Том содержит биографии: шестерых Патриархов Антиохийских с именем Феодосий, в наиболее подробной из которых рассказывается о Феодосии VI (Спиридоне Абурджели), скончавшемся в 1970 г.; двух Патриархов Иерусалимских с тем же именем; Патриарха Румынского Феоктиста; митрополита Филадельфийского Феолипта — выдающегося богослова и аскетического писателя. Подробная статья посвящена памяти великомученика Феодора Стратилата, пострадавшего в Гераклее при императоре Лицинии. В материале рассказывается об истории его почитания и иконографии. Читатель сможет ознакомиться с биографией преподобного Феодора Студита, защитника иконопочитания и реформатора монашества. Рассказывается о созданных им текстах, в т.ч. гимнографических, эпиграммах и даже утраченных сочинениях и трудах сомнительной подлинности; только библиография статьи составляет несколько страниц. В подробной статье рассказывается о деятельности Феофана Грека. Том содержит статью об игумене монастыря Филофей на Афоне Феодосии, одном из афонских подвижников.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Логика исследования предполагает, что решение этой второй задачи должно предшествовать ответу на вопрос, поставленный прежде относительно личности Филадельфийского пастыря. Тем не менее, вопреки логической последовательности, интерес к личности Феолипта мы называем нашей первой задачей. И это потому, что только приступая к живой личности, мы уже не просто размышляем о смысле событий, который подобен невидимой душе, и не только позволяем хронологическому скелету обрасти плотью выясненных нами фактов, но встречаемся с живым ликом истории. Впрочем, если мы говорим о встрече, то история ли это уже? Рукописная традиция. Антиарсенитские трактаты, написанные святителем Феолиптом по поводу современной ему схизмы, содержатся в двух дошедших до нас рукописях, хранящихся в Ватиканской библиотеке Святых Апостолов. Рукопись Vaticanus graecus 1140 датируется XVI веком, Ottobonianus graecus 418 относят к XV-XVI вв. 12 Время написания и характер двух трактатов. Содержащиеся в рукописях трактаты не могут быть точно датированы, и современные исследователи называют достаточно широкие временные рамки их составления: 1285–1310 г. 13 С. Салавиль полагал, что трактаты были написаны в хронологической близости и в сроки, более сдвинутые к нижней временной границе, т. е. к 1285 г. 14 На наш взгляд, и это мы покажем и обоснуем в дальнейшем, верхнюю временную границу действительно следует сместить ближе к событиям, связанным с последствиями собора 1285 г. во Влахерне. Ведь только в контексте тех реалий, которые сложились после Влахернского собора, может быть понят ряд фактов, упомянутых во втором Антиарсенитском трактате. Говоря о специфике двух трактатов, отметим, что они являются пастырскими наставлениями. В силу этого не может не вызывать интереса богословский аспект в повествовании. Упомянутый дидактический пафос трактатов несколько умаляет их ценность как исторических источников, но в то же время, в силу обращенности рассматриваемых повествований к пастве конкретной митрополии, у нас появляется возможность узнать обстоятельства арсенитской схизмы и вызванные ею проблемы на поместном уровне, о чем так мало известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Конечно, любой автор испытывает влияние эпохи, но, тем не менее, следует обратить внимание и на иные слова святителя Феолипта, в которых он затрагивает тему грехопадения первых людей. К примеру, в проповеди, касающейся темы греховности пристрастия к лакомствам, святитель Феолипт причиной грехопадения Адама называет пристрастие к лакомствам . В проповеди о пользе поста святитель Феолипт утверждает, что «как только он ( Адам) отринул естественный свой пост, обратился к супруге своей Еве и стал насыщаться запретной пищей, то тут же лишился еды от райских деревьев и был извержен из Рая» . Когда аскет говорит о пользе терпения и воздержания, тогда же утверждает, что «Адам, начальник тления, изгнан, утратив терпение и воздержание» В наследии святителя Феолипта чётко звучит мысль о том, что Адам и Ева были изгнаны из Рая по причине того, что послушали совет змия и вкусили от запретного плода. Даже называется время, в которое змий соблазнил Еву — шестой час . Однако филадельфийский архипастырь, в зависимости от темы, позволяет себе смещать акценты в истории грехопадения таким образом, чтобы библейский сюжет оказался актуальным в каждом случае и назидательным для внемлющих. Любая проповедь должна преследовать сотериологическую цель. Читающий должен получать от проповеди пользу для дела своего спасения. Для св. Феолипта история грехопадения — это всегда повод для назидания, руководство к действию: «Внимая повествованию Священного Писания, уразумей и ты те блага, которых, подобно Адаму, ты удостоился от Христа Спасителя; будь внимателен и к ежедневно совершаемым тобою делам; и так, зная [возможное] последствие [своего преслушания заранее], обезопасил бы ты себя [от случившегося с Адамом], уклоняясь от зла и, на сколько в твоих силах, стараясь пребывать в добре, дабы не оставил бы ты [по собственному нерадению] те же блага, и не наследовал бы большее наказание » . Византийский подвижник в своих наставлениях от описания хронологии грехопадения переходит и к повествованию о последствиях преступления Божьей заповеди. Так он утверждает, что сразу же после грехопадения Адам вкусил страдание . Св. Феолипт настаивает на том, что все мы согрешили через Адама. (Το ξ δμ, ησο μου, μαρτσαντας πντας) . По всей видимости, данное утверждение святителя основывается на словах апостола Павла «в нем все согрешили (φ πντες μαρτον)» (Рим.5.12).

http://bogoslov.ru/article/5214390

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010