Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам Источник 1. Постановка проблемы В абсолютном смысле название темы должно представлять собой некий символ всего дальнейшего повествования. Тогда подобная формулировка не только ставит проблему, но и таит в себе зацепку для ее разрешения и даже преднамечает (но еще не открывает) ответ. Наша же формулировка отнюдь не претендует на такую цельность, но лишь ясно проговаривает и тем актуализирует две слабоисследованные проблемы: обстоятельства арсенитской смуты и личность Феолипта. Мало что в современной историографии сделано по исследованию такого непростого и многостороннего явления, как арсенитская схизма 1 . Например, на русском языке наиболее полный обзор обстоятельств схизмы представлен в серии публикаций, предпринятых проф. И. Троицким еще во второй половине XIX в. в журнале «Христианское чтение» 2 . Эти исторические очерки не лишены сущностных оценок, осмысливающих рассматриваемые события. Из числа немногочисленных публикаций, имевших место в течение XX в. 3 , последней является публикация греческой исследовательницы А. Кондоянопулу «Схизма арсенитов: Введение в исследование обстоятельств и сущности движения» 4 . Некоторые аспекты и проявления схизмы так или иначе подвергались рассмотрению в исследованиях, связанных с личностями ее современников. Например, в наиболее на данный момент всестороннем исследовании личности св. Афанасия I, предпринятом Л. Буджамрой, один из разделов посвящен именно тому аспекту афанасиевой деятельности, который связан с его борьбой с арсенитами 5 . По сути, неисследованной остается и личность св. Феолипта. Хотя в течение последнего десятилетия было опубликовано все известное ныне письменное наследие святителя 6 , но серьезных исследований его учения до сих пор не предпринято; что же касается деятельности филадельфийского пастыря, то и здесь многое остается неясным, а порой представляется противоречивым. Противостояние арсенитскому расколу явилось одним из основных аспектов деятельности Феолипта.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

21 МАЯ Страдание святого преподобномученика Пахомия 136 Святой преподобномученик Пахомий был родом из Малой России, сын благочестивых родителей. В молодости похитили его татары и продали одному турку, по ремеслу кожевеннику, который и увез его с собой в свою отчизну, в так называемое местечко Усаки, находящееся в области Филадельфийской (в Малой Азии). Мусульманин, научив юношу мастерству своему, всячески старался увлечь сего невинного в магометанство, но Пахомий, хорошо понимая ремесло и прилежно занимаясь им, гнушался и слышать не хотел о нечестивом учении Магомета. Напрасно неистовый турок употреблял палочные побои, угрозы и голод – юный Пахомий за благочестие выносил все это с радостью и твердостью духа. Таким образом, целых двадцать лет оставался он в рабстве и плену, служа жестокому господину с полным усердием и преданностью. Между тем, агарянин, видя, что не может подействовать на сердце мужественного юноши ни угрозами, ни побоями, ни пытками, пустился на сатанинские хитрости: у него была дочь-девица, и ее-то он задумал употребить орудием к увлечению Пахомия в отступничество от веры Христовой. Турок начал ласкать его, уговаривать и, предлагая ему в замужество дочь свою, обещался сделать полным наследником всего своего имущества, но девственный юноша с твердостью и презрением отверг ласки и предложения своего господина, предпочитая целомудрие всем сокровищам мира и повторяя в сердце своем апостольское слово: «кто ны разлучит от любве Христовы; скорбь или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или меч» ( Рим. 8, 35 ). Наконец, господин его, видя непреклонность его мысли, освободил его и дал ему позволение идти куда хочет. Пахомий прославил Господа и уже совсем было готовился в путь, как вдруг опасно заболел. Между тем, соседние турки, узнав о всем, что происходило с Пахомием, и не желая выпустить его из своих рук, захотели самую болезнь его употребить в свою пользу. Собравшись в дом, где лежал в болезни юноша, они ложно разгласили, что во время болезненных припадков он отрекся от Христа и дал им слово потурчиться, как скоро поправится в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3. Что касается существенного ответа на вопрос о конце мира, то у меня, убогого, сложилось следующее мнение: а) Может быть, мы переживаем предпоследний этап мировой истории (Филадельфийской, Откр. 3 гл. 2 ); б) а может быть – и нет; ибо могут обратиться еще японцы, китайцы, индусы (700 млн.); в) не знаю; г) однако мысль нередко беспокоит о приближающемся конце и побуждает острее напрягать слабые стремления ко спасению. 4. Что касается до “1000-летнего” царствования, то считаю это мечтой, происходящей от религиозного оскудения, а вследствие этого – от прилепления к чувственному пониманию вещей: религиозному православному сознанию совершенно очевидно, что Царствие Божие есть внутренняя благодатная жизнь, как говорил преп. Серафим и как раскрыто в слове Божием. А это Царствие Божие с самого пришествия Господа Иисуса Христа “пришло в силе”, то есть в полноте. Что это такое? Снесите Мф.16:28 и Мк.9:1 . У первого – “Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем”; у второго – “Царствие Божие, пришедшее в силе”. Следовательно, Царствие Божие открылось в Иисусе Христе. Как же?.. И “по сих” взял трех учеников и т.д. – и преобразился… Это и есть Царствие Божие – в силе… Подобное случилось и с преп. Серафимом пред Мотовиловым. . Царство Божие – проявление Божества, обожение человека и даже прославление “твари” (одежды). Так ведь это уже все дано! А больше этого не может быть ничего. Чего же еще ждут люди? Неужели хилиастические чаяния, которые носят, в конце концов, характер земной, могут быть “больше” этого? Никак! Убогому они скучны 3 . А то, что радостно, дано даже и нам: жизнь в Боге… “Праведность, и мир, и радость во Святом Духе” ( Рим.14:17 ). А интеллигенция, заразившаяся материализмом, – в данном случае – половинчатого характера, все строит “Царствие Божие на земле”, как и до революции… И косвенно поддерживает идеи социалистические… Ох! даже и писать неохота… Скучно! Скучно! И безнадежно старо!.. Болезнь “прогрессивного паралича”. А если Царствие Божие есть Благодатное Царство или иначе: преображение человека и мира Духом Святым, то оно есть Его дело, а не наше. Мы не можем создать его; это же азбука.

http://azbyka.ru/apokalipsis/mitropolit-...

А.А. Пржегорлинский Скачать epub pdf Учение св. Феолипта о достоинстве первозданного человека в связи с учением об умной молитве Всякая аскеза может рассматриваться в качестве некоего лекарства от неудовлетворённости повседневностью или от страха перед грядущим. Поэтому мы и предполагаем рассмотрение аскетических идеалов Феолипта предварить уяснением следующих взаимосвязанных вопросов. Каковым человека сотворил Бог ? В чём суть грехопадения? Каким человек стал после грехопадения? Уяснение мыслей Феолипта на этот могло бы раскрыть перспективы для изложения его же аскетического учения. Вообще, библейское повествование о пребывании первозданных людей в раю оказалось весьма востребованным в писаниях представителей восточно- христианской аскетической традиции. Весьма лаконично о практической необходимости уяснения состояния первозданного человека высказался современник св. Феолипта преподобный Григорий Синаит . «Если [мы] не познаем, каких нас сотворил Бог , – записал он для своих учеников, – то не будем осведомлены и в том, как изменил нас грех» 4 . Логика не безосновательная: осознанию необходимости исцеления предшествует осознание того, что же в человеке является собственно естественно-человеческим, а что является патологией. Наконец, свою задачу христианские подвижники времён Феолипта видели в «возвращении человека к изначальному достоинству»; 5 соответственно, чем возвышеннее представления о первоначальном состоянии человека, тем, естественно, больший подвиг требуется для возвращения потерянного. Основанием для возвышенных размышлений христианских писателей о высоком достоинстве человека являлось библейское повествование о сотворении человека по образу и подобию Божию 6 . Представители византийской богословской мысли предлагали великое многообразие в понимании того, что есть означенные образ и подобие. О том же многообразии следует говорить применительно к писаниям представителей византийского исихазма XIV в., явивших в этом вопросе своего рода синтез предшествующей традиции 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Давний, много раз уже трактовавшийся вопрос об отношении библейских сказаний к вавилонским в последнее время неожиданно выдвинулся вновь и стал предметом самых горячих обсуждений. Поводом к этому обстоятельству послужила речь, сказанная 13 января 1902 г. известным ассириологом Фридрихом Деличем на тему „Вавилон и Библия “. Речь эта произнесена от имени немецкого восточного общества в торжественном собрании, на котором присутствовал император Вильгельм. Речь удостоилась высочайшего одобрения, и 1-го февраля Делич должен был повторить ее в императорском дворце в присутствии царственных особ и избранного общества. Эти исключительные обстоятельства, редко выпадающие на долю ученых трактатов, придали речи Делича чрезвычайный интерес: сейчас же содержание её было всюду передано по телеграфу, появились во всех газетах краткие и подробные отчеты о ней, а по выходе её в свет, в прекрасном, богато иллюстрированном издании, она быстро разошлась в тысячах экземпляров 1 . Появление речи в печати вызвало обсуждение её, и в течение года в Германии создалась целая литература, состоящая из журнальных статей, заметок и брошюр, варьирующих на разные лады одну и ту же тему о „Babel und Bibel“ 2 . В возгоревшемся совершенно неожиданно споре приняли участие богословы и ассириологи разных стран. В пылу полемики, вопреки обычной немецкой корректности, к аргументам научным привлечены были и другие, с наукой ничего общего не имеющие. Когда, напр., выступил против Делича проф. университета в Филадельфии Гильпрехт и в публичных лекциях, читанных в Берлине и Лейпциге, сослался, между прочим, на свое долгое пребывание на востоке и многолетние занятия вавилонской письменностью, то вместо опровержения аргументов Гильпрехта компания ассириологов с Деличем в главе, с целью дискредитировать американского ученого, напечатала в газетах письмо, в котором вычислено время пребывания Гильпрехта на востоке и роль его в Нипурской экспедиции. В свою очередь Гильпрехт, для опровержения противников, должен был напечатать свой формуляр и отослать за справками о его ученой благонадежности в канцелярию филадельфийского университета 3 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание Письмо 1 Письмо 2 I. Общее ожидание конца мира II. Когда же, однако, конец мира? III. Теперь ли ждать конца? IV. К чему же все это обязывает нас? Письмо 3 Православное слово Информация о первоисточнике Письмо 1 Глубокочтимый батюшка о. Александр! [ 1 ] Благословен Бог наш, " Имже живем, и движемся, и есмы " (Деян. 17:28). Вы спрашиваете меня по поводу занятий вопросом о близости и сроке конца мира. Я не буду отвечать на это прямо. А только напишу; как реагирует на это мое сердце и сознание религиозное... Господи, благослови! Мне такими вопросами не хочется заниматься, ибо я считаю себя бессильным решить их окончательно в ту или иную сторону. А что касается вопроса о сроке, то я даже религиозно страшусь приступать к нему: помилуй меня Господь от этой дерзости! Для меня очевидно до болезненной осязательности, что моя главнейшая задача – спасение, в частности выражающаяся в необходимости беспрерывной борьбы со грехами, молитвы, исполнения ближайшего долга и целого ряда других, важных для меня и ближних дел. Поэтому занятие подобными вопросами (о сроках в особенности) мне представлялось бы подобным тому, как если бы больной, забросивший заботу о своем лечении, стал бы изучать: когда он помрет? И что будет с ним после этого? Может быть, те умеют сочетать и " изучение " и лечение? – Не знаю... Но сомневаюсь... Впрочем, я пишу о себе: мне – не до этого! Даже больно подумать сейчас, если бы я бросился в эти вопросы. О Боже! Будь милостив ко мне, окаянному, многогрешному, пустому ( " Чертог Твой вижду, спасе Мой, украшенный, а одежды не имею – войти в него " ). Люди же ныне, подобно Еве, отметая нужнейшее, вдаются в непосильное и ненужное: одни в спиритизм, другие (и это психологически " правые " , " монархисты " ? Не так ли у Вас в П.?) в " православное " о конце мира... И непременно с исчислениями. Болезнь одна, лишь 2 формы; оба течения отклоняются от главнейшего. " Не велико видеть Ангелов, – говорил св. Антоний Великий, – велико видеть собственные грехи " . Что касается существенного ответа на вопрос о конце мира, то у меня, убогого, сложилось следующее мнение: а) Может быть, мы переживаем предпоследний этап мировой истории (Филадельфийской, Откр. 3 гл. [ 2 ]); б) а может быть – и нет; ибо могут обратиться еще японцы, китайцы, индусы (700 млн.); в) не знаю; г) однако мысль нередко беспокоит о приближающемся конце и побуждает острее напрягать слабые стремления ко спасению. Что касается до " 1000-летнего " царствования, то считаю это мечтой, происходящей от религиозного оскудения, а вследствие этого – от прилепления к чувственному пониманию вещей: религиозному православному сознанию совершенно очевидно, что Царствие Божие есть внутренняя благодатная жизнь, как говорил преп. Серафим и как раскрыто в слове Божием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1024...

Обозрение содержания и разделение Чтобы легче усвоить памятью и укрепить в мысли апокалипсические видения и пророчества, их можно вкратце изложить таким образом. I. Вступительная картина явившегося Иоанну Сына человеческого в царском и первосвященническом одеянии, с белыми, как снег, волосами, с пламенными очами, с блещущими, как раскаленная медь, ногами; с голосом, подобным шуму вод многих и с лицом, как солнце сияющим в силе своей, причем меч обоюдоострый исходил из уст его ( Откр. 1 ). II. Наставления, со слов самого главы церкви, семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардинской, Филадельфийской и Лаодикийской ( Откр. 2, 3 ). III. Два видения, предшествующие пророчествам апокалипсическим: видение Бога, сидящего на престоле и Агнца ( Откр. 4, 5 ). Престол Божий осенен изумрудной радугой и изводит молнии, громы и гласы. Пред престолом горели семь светильников, а около него на 24-х престолах восседали старцы в белых одеждах и с золотыми венцами на головах. От престола расстилалось кристальное море, а возле самого престола славословили Бога четыре шестокрылые и многоочитые животные, имевшие вид льва, тельца, человека и орла. По гласу сих животных и 24 старца славословили Бога, падая пред престолом Божиим и полагая пред Ним венцы свои ( Откр. 4 ). В деснице у сидящего на престоле была книга, написанная внутри и отвне и запечатанная 7-ю печатями. После многого плача Иоаннова о недоступности таинственной книги, Агнец как бы закланный, с семью рогами и семью очами, пришел и взял из десницы сидящего на престоле книгу, чтобы распечатать ее и объявить ее содержание; при чем четыре животных и двадцать четыре старца воспели Агнцу новую боголепную песнь, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама ( Откр. 5 ). IV. Вскрытие Агнцем семи печатей книги ( Откр. 6, 7 ). По вскрытии 1-й печати является конь белый с победоносным увенчанным всадником, вооруженным луком. По вскрытии 2-й печати является конь рыжий и на нем всадник с большим мечом, имеющий взять мир с земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Поиск по сайту Финикийская драгоценность, найденная в Иерусалиме, может быть связана с царем Соломоном 6 марта 2024г. Источник:  Седмица.Ru   ИЕРУСАЛИМ. Израильские археологи нашли редкий финикийский кулон среди останков сооружения периода Первого Храма в Иерусалиме, что может свидетельствовать о связях между древними израильтянами и финикийской цивилизацией, чьи торговые корабли когда-то курсировали по всему Средиземноморью, сообщает израильское издание Haaretz. Крошечный драгоценный кулон, изготовленный из сплава золота и серебра, известен как кулон-корзина. По словам экспертов, артефакты такого типа обычно находили в колониях и торговых постах, основанных финикийцами по всему древнему миру. Размером всего 4 х 4 х 2 миллиметра, то есть меньше десятицентовой монеты, кулон имеет форму коробочки с двумя перекрещивающимися ручками, вокруг которых намотана тонкая золотая нить, которая, вероятно, прикрепляла ее к серьге. Эксперты сходятся во мнении, что это явно финикийский предмет. Но он был найден явно не в финикийском контексте, а именно, по словам первооткрывателей, в большом общественном сооружении в Офеле, районе прямо под Храмовой горой в Иерусалиме. Крохотный артефакт был обнаружен в 2012 году путем просеивания отложений, обнаруженных при раскопках Офеля под руководством покойной доктора Эйлат Мазар, израильского археолога и крупного деятеля в научном лагере, который поддерживает историчность библейского повествования. В археологии нет ничего необычного в том, что находки, особенно такие крошечные, как этот кулон, томятся на полке, пока кто-нибудь не осознает их важность. Мазар умерла в 2021 году, но ее концепцию переняли ее ученики, в частности Институт библейской археологии Армстронга, организация, поддерживаемая евангелистами США и выступавшая партнером в раскопках Офеля. Институт объявил об открытии кулона-корзины только в воскресенье, 25 февраля 2024 года, на открытии масштабной выставки под названием «Открытое Царство Давида и Соломона». Выставка, которая продлится до января 2025 года, развернута в Эдмонде, штат Оклахома, в аудитории колледжа Герберта Армстронга. Это частное учреждение, спонсируемое Филадельфийской Церковью Бога, предлагает учебную программу, «основанную на христианской Библии, а ее образовательная цель основана на Священном Писании».

http://old.sedmitza.ru/text/10369283.htm...

Слово 3 Глава 7. Открытое Ангелу Сардийской Церкви Откр.3:1 . «И Ангелу Сардийския церкве напиши: тако глаголет имеяй седмь духов Божиих, и седмь звезд: вем твоя дела, яко имаши яко жив, а мертв еси». Семь звезд, сказали мы прежде, суть семь Ангелов и семь духов суть или они же самые, или действия Животворящего Духа, так как то и другое в руке Христовой. Одних держит Он в руке Своей, как Владыка, а Духа Он есть податель, как единосущный с Ним. Угрожает же церкви, как имеющей только одно живое имя веры, мертвой же по делам благим. Откр.3:2–3 . «Буди бдя и утверждая прочая, имже умрети: не обретох бо дел твоих скончаных пред Богом твоим. Поминай убо, како приял еси, и слышал еси, и соблюдай и покайся». Буди бдя – отряси, говорит, сон лености и утверждай членов твоих, кои за неверие имеют совершенно умереть. Ибо не начало добрых дел увенчивает делателя, но совершение. Поминай убо, яко приял еси и слышал еси, и соблюдай предание, которое принял от Апостолов, и покайся в лености твоей. Откр.3:3 . «Аще убо не бдиши, прииду на тя яко тать, и не имаши почути, в кий час прииду на тя». Прииду яко тать. Подлинно; ибо смерть каждого и общее скончание мира никому неизвестны. Для приготовленных –это успокоение от трудов, а для неприготовленных – это вор, наводящий душевную смерть. Откр.3:4 . «Но имаши мало имен и в Сардии, иже не оскверниша риз своих: и ходити имут со Мною в белых, яко достойни суть». Но имаши мало, иже не оскверниша риз своих. То хорошее приобрела ты, что имеешь некоторых, кои одежду души своей не осквернили нечистыми делами, кои со Мною будут в пакибытие светоносны, как соблюдшие неоскверненною одежду нетления. Откр.3:5–6 . «Побеждаяй, той облечется в ризы белыя: и не имам отмыти имене его от книг животных и исповем имя Его пред Отцем моим и пред Ангелы его. Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет Церквам». Приобретший прежде указанную победу одеждами своих добродетелей просветится как солнце, и имя его не будет изглажено из книги живых. Будет же исповедан он Мною перед Отцем Моим и силами Ангельскими, как добропобедные мученики, как и сказано во Евангелии: возсияют праведницы яко солнце. Глава 8. Откровение Ангелу Филадельфийской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Адам и Ева в наследии святителя Феолипта Филадельфийского Автор обращает взор читателя к наследию святителя Феолипта Филадельфийского. В своих наставлениях этот византийский подвижник не раз обращается к повествованию об Адаме и Еве, однако толкование сюжета о первых людях в его проповедях порой может вызывать удивление. Почему архипастырь интерпретирует историю о грехопадении по-разному? Освещению этого вопроса и посвящена данная публикация. Статья Наследие святителя, дошедшее до наших дней, преимущественно представляет собой проповеди и письма, обращенные к игуменье и сестрам монастыря Человеколюбца Спаса. Ввиду того, что аудитория и без того была хорошо знакома с библейским сюжетом, святитель Феолипт не ставил перед собой задачи пересказать первые главы книги Бытия. Но, тем не менее, святитель повествует о том, что «Адам сотворен рукой Божьей и стал живым посредством Божественного дуновения» . «В шестой день был образован Богом человек. Бог, взяв прах от земли, образовал человека» . «Создав Адама, поселил его в раю, предписав ему от всякого древа в раю вкушать, от древа же познания добра и зла не вкушать» . И, до тех пор, пока Адам «имел руководителем и советником пост, услаждался вкушением от райских деревьев, но воздерживался от запретного древа» , он «от всякого дерева, что в Раю, получал пользу» . Также святитель повествует о том, что Бог привёл животных к Адаму, и тот нарицал им имена . Через некоторое время Бог усыпил Адама и сотворил Еву . «Таким образом, пока праотец был хранителем заповеди, он благожительствовал в раю» .

http://bogoslov.ru/article/5214390

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010