Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам Источник 1. Постановка проблемы В абсолютном смысле название темы должно представлять собой некий символ всего дальнейшего повествования. Тогда подобная формулировка не только ставит проблему, но и таит в себе зацепку для ее разрешения и даже преднамечает (но еще не открывает) ответ. Наша же формулировка отнюдь не претендует на такую цельность, но лишь ясно проговаривает и тем актуализирует две слабоисследованные проблемы: обстоятельства арсенитской смуты и личность Феолипта. Мало что в современной историографии сделано по исследованию такого непростого и многостороннего явления, как арсенитская схизма 1 . Например, на русском языке наиболее полный обзор обстоятельств схизмы представлен в серии публикаций, предпринятых проф. И. Троицким еще во второй половине XIX в. в журнале «Христианское чтение» 2 . Эти исторические очерки не лишены сущностных оценок, осмысливающих рассматриваемые события. Из числа немногочисленных публикаций, имевших место в течение XX в. 3 , последней является публикация греческой исследовательницы А. Кондоянопулу «Схизма арсенитов: Введение в исследование обстоятельств и сущности движения» 4 . Некоторые аспекты и проявления схизмы так или иначе подвергались рассмотрению в исследованиях, связанных с личностями ее современников. Например, в наиболее на данный момент всестороннем исследовании личности св. Афанасия I, предпринятом Л. Буджамрой, один из разделов посвящен именно тому аспекту афанасиевой деятельности, который связан с его борьбой с арсенитами 5 . По сути, неисследованной остается и личность св. Феолипта. Хотя в течение последнего десятилетия было опубликовано все известное ныне письменное наследие святителя 6 , но серьезных исследований его учения до сих пор не предпринято; что же касается деятельности филадельфийского пастыря, то и здесь многое остается неясным, а порой представляется противоречивым. Противостояние арсенитскому расколу явилось одним из основных аспектов деятельности Феолипта.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

А.А. Пржегорлинский Скачать epub pdf Учение св. Феолипта о достоинстве первозданного человека в связи с учением об умной молитве Всякая аскеза может рассматриваться в качестве некоего лекарства от неудовлетворённости повседневностью или от страха перед грядущим. Поэтому мы и предполагаем рассмотрение аскетических идеалов Феолипта предварить уяснением следующих взаимосвязанных вопросов. Каковым человека сотворил Бог ? В чём суть грехопадения? Каким человек стал после грехопадения? Уяснение мыслей Феолипта на этот могло бы раскрыть перспективы для изложения его же аскетического учения. Вообще, библейское повествование о пребывании первозданных людей в раю оказалось весьма востребованным в писаниях представителей восточно- христианской аскетической традиции. Весьма лаконично о практической необходимости уяснения состояния первозданного человека высказался современник св. Феолипта преподобный Григорий Синаит . «Если [мы] не познаем, каких нас сотворил Бог , – записал он для своих учеников, – то не будем осведомлены и в том, как изменил нас грех» 4 . Логика не безосновательная: осознанию необходимости исцеления предшествует осознание того, что же в человеке является собственно естественно-человеческим, а что является патологией. Наконец, свою задачу христианские подвижники времён Феолипта видели в «возвращении человека к изначальному достоинству»; 5 соответственно, чем возвышеннее представления о первоначальном состоянии человека, тем, естественно, больший подвиг требуется для возвращения потерянного. Основанием для возвышенных размышлений христианских писателей о высоком достоинстве человека являлось библейское повествование о сотворении человека по образу и подобию Божию 6 . Представители византийской богословской мысли предлагали великое многообразие в понимании того, что есть означенные образ и подобие. О том же многообразии следует говорить применительно к писаниям представителей византийского исихазма XIV в., явивших в этом вопросе своего рода синтез предшествующей традиции 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Современное непредвзятое прочтение духовного и – в части, интересующей нас, – проповеднического наследия св. Григория Паламы предполагает рассмотрение его по меньшей мере в трех взаимно пересекающихся контекстах. Первый из них образует современное Паламе византийское богословие, хронологические рамки которого мы ограничиваем (без особого насилия над ходом событий) последними десятилетиями XIII – серединой XV в. (от Никифора Влеммида до св. Геннадия Схолария ). Второй– богословие исихастское, или, говоря точнее, афонский этап в его развитии, открывающийся такими памятниками духовной письменности, как «Послание к монахам» (по всей видимости, X в.) и анонимный трактат «Метод священной молитвы и внимания», на который нам предстоит неоднократно ссылаться в дальнейшем. Сюда входят также творения свв. Никифора Уединенника, Феолипта Филадельфийского , Григория Синаита и некоторых других авторов. Очевидно, что второй контекст представляет собой закономерное (и необходимое) расширение первого: без понимания афонских первоистоков поздневизантийской исихастской традиции, окрасившей плодами своего духовного подъема и взлета в XIII–XIV вв. византийское и восточноевропейское богословие той поры, невозможно адекватным образом осмыслить идеи св. Григория Паламы и их влияние на духовную ситуацию эпохи. Наконец, третий контекст образует общая совокупность антропологических воззрений византийских и раннехристианских Отцов Церкви (включая и изложенные в анонимных памятниках – например, патериках и апофтегмах старцев пустыни), входящая в магистральную линию святоотеческого богословия. Без сколько–нибудь систематического учета этой совокупности не приходится надеяться осмыслить с должной глубиной специфику антропологического учения св. Григория Паламы , его всеохватность и традиционность, верность церковному Преданию, а также то новое, что несет с собой провозглашаемая Паламой весть о человеке, созвучная (как отмечал Мейендорф ) и нашему неспокойному времени 702 . Автор заранее просит у читателя извинений за то, что этот контекст охватывается им лишь частично; впрочем, глубокая и органичная связь учения Паламы с церковным Преданием, никем уже не оспариваемая в наши дни, раскрыта в ряде работ (упомянем лишь архиеп. Василия Кривошеина , Л. К. Контоса, Г. И. Манцаридиса, А. де Аллё, Ж. Лизона и др.). Конечно, сказанное не снимает с нас ответственности за все неточности и недоразумения, которые могут встретиться на последующих страницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Разделы портала «Азбука веры» Патристика (от греч. πατρ [patér], лат. pater – отец) –  богословская дисциплина, предметом которой является изучение, анализ и систематизация богословских воззрений Отцов Церкви , а также выдающихся церковных учителей. Выдающийся русский богослов Н.И. Сагарда считал, что задачей патристики является собрание присутствующих в отеческих творениях доказательств для христианской  догматики , церковного строя и церковной дисциплины, а также их изложение во внутренней связи. В его определениях патристика предстает как систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств, которые служат для исторического обоснования христианских истин. В отличие от патрологии , патристика не занимается биографическими и библиографическими изысканиями, не исследует жизненный путь и весь блок произведений того или иного церковного писателя. Следуя архим. Киприану (Керну) , под патристикой надо понимать систематическое изложение догматических и иных богословских воззрений данного церковного отца,  вследствие чего патристика может быть определена как историческое изложение богословских систем Отцов Церкви. Смысловое ударение в этой дисциплине ставится, прежде всего, на богословском содержании творений Отцов Церкви. Поэтому патристика входит в область догматического богословия. В тоже время, патристику нельзя отождествить с историей догматики, поскольку эта дисциплина не должна терять из виду толкование Св. Писания и наставления в благочестии, преподносимые Отцами Церкви. В отличие от патрологии, патристика не является исторической наукой по преимуществу, ибо вопросы жизнеописания писателя, каталогизации его произведений, установление их подлинности и возможных влияний остаются вне области ее исследования. Вместе с тем с патрологией ее объединяет сосредоточение на изучении творений Отцов Церкви, а также возможность изучения сочинений авторитетных церковных писателей (учителей Церкви), не причисленных к Отцам. Важно отметить, что хронологические рамки патристических исследований (как и патрологических) не могут быть отнесены лишь к древнейшим периодам церковной истории.  Православная патристическая литература не заканчивается  с именем св. Иоанна Дамаскина , а продолжает свое плодотворное развитие и в последующие века, будучи представлена именами св. Фотия Константинопольского , св. Симеона Нового Богослова , св. Никиты Стифата , св. Петра Дамаскина , св. Феолипта Филадельфийского , св. Григория Синаита , св. Григория Паламы , св. Марка Эфесского и других Отцов Церкви. Цитаты о патристике

http://azbyka.ru/patristika

Святитель Феолипт как обличитель расколов HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Диакон Георгий Максимов Святитель Феолипт как обличитель расколов Полемическое наследие святителя Феолипта Филадельфийского особенно важно для нас сейчас, так как терзавший Константинопольскую Церковь в XIII–XIV веках арсенитский раскол, против которого были направлены выступления святителя, типологически очень близок к «правым», или «зилотским», расколам нашего времени. Слова святителя, обращенные к раскольникам прошлой эпохи, могут помочь вразумить тех, кто сегодня склонен ополчаться на Церковь. За минувшие 20 лет для Русской Православной Церкви проблема расколов стала намного более актуальной, чем прежде. Случалось, что в те или иные расколы отпадали не только миряне, но и священники и целые монастыри, и даже архиереи. В это же время сформировалась определенная «зилотская» система взглядов, усиленно пропагандируемая рядом околоцерковных СМИ. И хотя количество собственно раскольников на большей части канонической территории Русской Православной Церкви остается незначительным, указанные взгляды получают заметное распространение среди части мирян, священников и монашества, и через это образуется «группа риска». Именно из этой группы впоследствии некоторые отпадают в раскол, а другие, оставаясь номинально в Церкви, ведут активную антицерковную деятельность. Столь широкое распространение раскольнической идеологии (а благодаря этому и самих расколов) вызвано не в последнюю очередь отсутствием полноценной противораскольной миссионерской и апологетической работы в Русской Православной Церкви. При том что раскольническая идеология несостоятельна и с богословской, и с канонической, и с нравственно-аскетической стороны, она, не встречая адекватного и систематического ответа со стороны Церкви, пользуется значительной популярностью благодаря тому, что прикрывается лозунгами борьбы за чистоту Православия. Наиболее благоприятным фактором для распространения раскольнического мировоззрения является невежество. Общая размытость и неопределенность экклезиологии в умах многих православных приводит к нечувствию всей тяжести греха раскола, непониманию того, что это духовная смерть и богоборчество и что в отношении Церкви раскольники становятся не менее чуждыми, чем еретики, которых они любят поносить. А низкий уровень познаний в духовной жизни не позволяет многим понять, что подозрительность и презрение к начальствующим, ненависть к ближним, страсть к осуждению и гордыня, которую раскольники пытаются прикрыть и оправдать «борьбой за чистоту веры», делает человека чуждым Богу и лжецом, по слову апостола: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Архив Пн При поддержке Сретенской духовной академии издан VI том трудов профессора А.И. Сидорова «Святоотеческое наследие и церковные древности» 5 февраля 2022 г. 15:21 При содействии Научного Центра патрологических исследований им. профессора А.И. Сидорова кафедры богословия Сретенской духовной академии в православном издательстве «Сибирская благозвонница» вышел VI том трудов известного современного православного ученого-патролога, профессора СДА А.И. Сидорова под общим названием «Святоотеческое наследие и церковные древности». Данный том вышел под названием «Очерки по византийской патрологии», включающий работы, как уже публиковавшиеся, так и еще не опубликованные, написанные в течение 25 лет — с 1995 по 2019 год. Том предваряется важным «программным» предисловием, своего рода «патрологическим завещанием» почившего в 2020 году профессора — «Двумя патрологическими этюдами». Общая часть книги делится на три раздела. Раздел первый «Очерки по церковной письменности ранневизантийского периода IV-VIII веков» включает статьи о преподобном Исидоре Пелусиоте, Нефалии Александрийском, Иоанне Скифопольском и об авторах иконоборческого периода: святителе Германе Константинопольском, преподобном Иоанне Дамаскине, Георгии Кипрском, преподобном Феодоре Студите и святителе Никифоре Константинопольском. Раздел второй «Очерки по церковной письменности средневизантийского периода IX-XIII веков» включает в себя работы о святителе Фотии Константинопольском, преподобном Симеоне Новом Богослове, преподобном Никите Стифате и Михаиле Пселле. В раздел третий «Очерки по церковной письменности поздневизантийского периода XIII-XV веков» вошли работы о святителе Феолипте Филадельфийском, трактате «Метод священной молитвы и внимания» (вкупе с переводом этого краткого, но важного сочинения), преподобном Григории Синаите, святителе Григории Паламе, Давиде Дисипате, святом Николае Кавасиле и святителе Марке Ефесском. В Приложении помещена статья «Два монофизитских богослова: Севир Антиохийский и Филоксен Маббугский».

http://patriarchia.ru/db/text/5898686.ht...

Календарь Материалы 7 декабря 2010 г. [Интернет-журнал/Культура] Александр Гезалов Она попросила рассказать о себе. Я отмямлил свою историю. Она внимательно выслушала, сказала, что я занимаюсь не своим делом. Что я мог бы помогать тем, кем был когда-то сам, – детям-сиротам. Которым она помогала уже несколько десятков лет. Еще говорила о том, что если начать отдавать добро другим, то оно стократ вернется обратно. Я слушал ее и понимал, что она, народная артистка СССР Клара Лучко, каким-то образом смогла понять меня, детдомовского парня, ищущего свой путь в жизни. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Елена Лебедева В старой Москве имелось множество церквей, освященных во имя святой великомученицы Екатерины - ныне действующие, закрытые, разрушенные, домовые (в том числе в домах старообрядцев), больничные, монастырские и обыкновенные приходские. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Диакон Георгий Максимов Полемическое наследие святителя Феолипта Филадельфийского особенно важно для нас сейчас, так как терзавший Константинопольскую Церковь в XIII–XIV веках арсенитский раскол, против которого были направлены выступления святителя, типологически очень близок к «правым», или «зилотским», расколам нашего времени. Слова святителя, обращенные к раскольникам прошлой эпохи, могут помочь вразумить тех, кто сегодня склонен ополчаться на Церковь. [Встреча с Православием/Православная библиотека] В наше время многие живут как бессловесное стадо, смятенное и рассеявшееся, бросающееся из стороны в сторону, не зная, куда и как идти. Ибо потеряли из вида Вождя и Пастыря. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Слезы во время молитвы и в церкви и дома благотворны, но показывать их не надо. Это маргариты духовные... но от показывания они тускнеют... и теряют свой блеск и цену свою. «Ой, батюшка, я такая раздражительная! Я беспричинно раздражаюсь на все: на вас, на стол, на стакан» – священник думает: «Какова была бы причина этой немотивированной раздражительности?». А у нее раздвоенность в душе! Когда ее спросишь: «Вы замужем?», она ответит: «Это слишком сложный вопрос для исповеди». Ясное дело, что если у человека там, в «террариуме», водятся такие невскрытые смертные грехи, никакой благости и мягкости в характере не будет, одна колкость и раздражительность.

http://pravoslavie.ru/archive/101207

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонский патерик Июнь Афонский патерик Июнь       Афонский патерик       2  июня Житие и страдание святого новомученика Константина 11  июня Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила 12  июня Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра Память преподобного отца нашего Арсения Коневского 14  июня Житие преподобного и богоносного отца нашего Нифонта 15  июня Память святителя Ефрема, патриарха Сербского 18  июня Память преподобного Леонтия Прозорливого 20  июня Память святителя Каллиста I-ro патриарха Константинопольского 25  июня Житие преподобного Дионисия, ктитора обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской Страдание святого преподобномученика Прокопия Первая неделя по неделе всех святых Память преподобного отца нашего Феолипта, епископа Филадельфийского               2 ИЮНЯ Житие и страдание святого новомученика Святой Константин родился на острове Митилине, в селении Псилометопон, от магометанских родителей. Но Бог, Который зрит не на лица, а на сердца человеческие, провидел в сем детище, еще во утробе материнской, имеющее быть доброе его сердце, почему и предъизбрал его в число Своих избранников. Это можно видеть из того, что детище от младенчества уже показывало будущее свое назначение, ибо питалось грудью материнской только однажды в день и во весь период своего младенческого возраста было тихим, так что никогда не слыхали его плачущим, тогда как естественно младенцам плакать, особенно когда они ощущают голод. Но сей Богом избранный младенец своей тихостью удивлял не только свою мать, но и всех соседей. И таким образом возрастал до отроческих лет. Между тем, и всезлобный диавол, испокон веков ведущий непримиримую брань против человечества, по своему предчувствию предвидел, что хотя отрок рожден турком, но благость Божия за доброе и нековарное его сердце приведет его к себе, а потому и вооружился к погублению его. Козни вражеские начались с того, что он внушил одной женщине, жившей в соседстве с матерью отрока, намерение в коварном ее сердце умертвить несчастного отрока.

http://isihazm.ru/?id=1827

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Феолипт Филадельфийский, святитель (1250 – 1320 гг.) — митрополит Филадельфии, исихаст, ввёл Григория Паламу в практику «священного безмолвия». Феолипт Филадельфийский быыл учеником Никифора Отшельника, вместе с ним боролся с униатской политикой власти, за что и пострадал. Мейендорф пишет о Феолипте Филадельфийском: «После Григория Кипрского самым важным для нас лицом того времени [поздней Византии] является св. Феолипт Филадельфийский, на которого св. Григорий [Палама] дважды ссылается как на одного из главных деятелей исихастского возрождения. Он упоминает его имя в ряду «людей, свидетельствовавших незадолго до нас, за которыми признано обладание силой Святого Духа» и «которые своими устами сообщили нам это»; судя по контексту, речь здесь идет о знаменитом психофизическом способе молитвы, дававшем монахам практические средства для лучшего трезвения в молитве: сосредоточение взгляда на «середине тела», контроль дыхания, связанный с «Иисусовой молитвой». Как сообщает св. Филофей, св. Феолипт был духовным наставником св. Григория Паламы в его юности, посвятил того в тайны духовного «трезвения» и практически определил его призвание. Кроме того, как мы видели, св. Феолипт играл первостепенную роль в спорах о «вечном проявлении» и вообще активно участвовал в религиозной и политической жизни своего времени. Его авторитет оставался значительным в самых разных кругах, как паламитских, так и антипаламитских. Не один только св. Григорий с почтением упоминает его имя: то же делает и Арсений Тирский; кроме того, духовной дочерью св. Феолипта была княгиня Ирина, дочь Никифора Хумна, вышедшая замуж за деспота Иоанна Палеолога, сына Андроника II; овдовев, она удалилась в монастырь под именем Евлогии и в период с 1341 по 1347 г. оказывала сильную поддержку Акиндину. Правда, в то время, когда Евлогия приняла активное участие в знаменитом богословском споре, св. Феолипт уже давно (до 1327 г.) умер, и нет уверенности, что он посоветовал бы ей идти по этому пути.» «Несомненная заслуга св. Феолипта, — как пишет Мейендорф, — заключается во включении духовной традиции восточно-христианских мистиков — часто со спиритуалистским уклоном — в рамки христоцентрической екклисиологии; он возвещает сакраментальное и богословское обновление, которое мы обнаружим у святых Григория Паламы и Николая Кавасилы». В простом и непосредственном стиле излагает аскетическое учение Православия. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/feo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Несомненная заслуга св. Феолипта, — как пишет Мейендорф, — заключается во включении духовной традиции восточно-христианских мистиков — часто со спиритуалистским уклоном — в рамки христоцентрической екклисиологии; он возвещает сакраментальное и богословское обновление, которое мы обнаружим у святых Григория Паламы и Николая Кавасилы». В простом и непосредственном стиле излагает аскетическое учение Православия. В собрание творений Феолипта Филадельфийского вошли: «Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание, и показывается вкратце, в чём состоит главное дело монашеского чина», «О сокровенном делании, 9 глав». «Монашество есть древо высокорослое и многоплодное, которого корень — отчуждение от всего житейского, ветви — беспристрастие души и неимение никакого сочувствия к вещам, которые оставлены, плод — богатство добродетелей и боготворная любовь и неотлучная от них радость.» — из «Слова, в котором выясняется сокровенное во Христе делание» Феолипта Филадельфийского. «Ум удаляясь от внешнего и собираясь во внутрь, возвращается к себе самому, и таким образом соединяется с естественным своим мысленным словом; и словом сим, существенно сосущим ему, берётся за молитву; молитвою же восходит к сознанию Бога со всею любительною силою и расположением сердечным. Тогда похоть плоти отходит; всякое сластолюбивое чувство престает, и все красоты земные не бывают приятны. Ибо тогда душа, завергши за себя всё, в теле и около тела сущее, в след красоты Христовой влечётся, Ему последуя честными делами и чистою мыслию» — из «Девяти глав о сокровенном делании» Феолипта Филадельфийского.   Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/feolipt-fi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010