Как должен вести себя монах 13 (26) мая (Слово о нраве добрых и злых. Прол. Мая 13) Не однажды мы говорили с вами, иноки, о том, как вы должны вести себя. Но, простите, и сегодня думаем вам от святых отцов сказать о том же. Свято отеческое поучение, хотя и повторяемое, всегда полезно для нас и спасительно. Как же монах должен вести себя? Первое, говорит слово церковное, монаху нужно оставить осуждение и другие злые дела и каяться в своих грехах с исповеданием и слезами; не должно кичиться исправлением себя и своими добрыми делами, не упиваться гордостью, ибо она есть великое зло, ибо и бес отпал от славы Божией из-за гордости. Нужно бегать монаху объядения и пьянства, не ходить часто без надобности по мирским домам, и не предаваться излишнему сну, ибо это все великий стыд монаху приносит. Подобает же ему слушаться своего наставника, греховные помыслы исповедывать своему духовному отцу, иметь в сердце страх Божий и всегда пред очами смерть. Конец же всему этому тот, что если ты, монах, очами что видишь или ушами что слышишь, то держи про себя и говори: «Зачем я стану судить брата моего, когда я сам хуже всех!» Что прибавить к сему? Прибавим нечто из начала того же слова: монаху нужно смирить свой ум, обуздывать язык, возлюбить убогое житие, быть милостивым ко всем, иметь терпение, молиться на всякий час Богу, побеждать гнев. Наконец, монах должен прилежать к труду, поучаться в слове Божием повседневно, иметь послушание ко всем и молчание. Заключим слово к вам, иноки, словом Феолипта, митрополита Филадельфийского. «Кто, – говорит он, – подвизается в исполнении всего сказанного, и в раю молитвы пребывает, и неотлучно находится при Боге всегдашним памятованием, того освобождает Бог от сластолюбивых деяний плотских, и от всех чувственных побуждений, и от всех мысленных воображений; и, учинив его мертвым для страстей и греха, делает причастным Божественной жизни; ибо как спящий и мертвому подобен и жив есть, так и ходящий духом умирает плоти и миру и живет силою духа». Аминь. (Афонск. Пат. ч. 2-я, стр. 346). Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Итак, в разных своих вариациях (прежде всего, у христианских апологетов II в. и у Максима Исповедника в VII в.) учение о внутреннем слове, присущем человеку, способствовало концептуализации тех или иных принципиально важных идей. Какие же принципиальные интересы и идеи предполагаются в логологии Феолипта? Феолипта интересует отнюдь не всеобъемлющее космическое присутствие Божественного Логоса, т.е. логология его обосновывает не космологический принцип, который был контекстом христианской логологии II века. Наконец, контекст соответствующего учения Феолипта, имеет не только императивный пафос, как у прп. Максима. В отличие от последнего, феолиптова логология оказывается нацелена на оправдание конкретной аскетической практики. Следующие Феолиптовы мысли яркое тому подтверждение: «Ум… естественно соединяется с мысленно сокрытым своим словом, и [этим], еущностно сосуществующим ему словом (δι το συνντος ατ οσιωδς λγου) приступает к молитве; в молитве же он восходит к боговедению всею рачительною силою и расположением» 24 . Так, представления о логосности человеческого ума являются отправной точкой для предписаний к непрестанному устремлению умного взора к Богу. Соответствующие антропологические построения св. Феолипта свой первоочередной смысл обретают в практическом приложении, в его учении о молитве. Важно отметить, что соответствующие мысли Феолипта, отнюдь не уводят нас в сторону от вопроса об устроении и достоинствах первозданного человека. По мысли филадельфийского аскета и экзегета обладателем всех этих достоинств, проявляющихся в молитве, и был Адам. То есть, изначально, в раю, уму, посредством присущего ему логоса, надлежало свой молитвенный взор простирать к Богу как первообразу. В этом смысле святитель понимает библейскую заповедь о возделывании рая как предписание о памятствовании Бога: «Писание говорит: ‘И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его’, то есть помнить о Боге и хранить трезвение (νψις), чтобы вследствие ленностного расслабления его внимательного взора 24 на Господа, он не допускал бы забвения заповеди и не взирал бы на удовольствия века сего» 25 . Итак, согласно учению св. Феолипта, богообразность человека заключается, прежде всего, в слове, как составном элементе души. Именно слово, следуя за Божественным Логосом, как за Первообразом, само восходит и возводит троечастную душу к подобию. И этой способностью обладал не только Адам, но и ныне в молитве открываются человеку подобные перспективы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

  См.: Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (на материале «Двух слов против арсенитов»)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 80-112. См.: Феолипт Филадельфийский, святитель. Антиарсенитские трактаты/Пер. с др.-греч., примеч. А. А. Пржегорлинского//Мир Православия: Сб. ст. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Вып. 5. С. 134-163; Он же. Послания к монахине Евлогии/Пер. с греч., предисл. А. И. Сидорова//Альфа и Омега. 2000. (25). С. 89-114; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. 3 (44). С. 54-56; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 1 (45). С. 59-73. Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 2 (46). С. 49-62.Он же. Оглашения/пер. А. Пржегорлинского, А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 3 (47). С. 54-65; Он же. Увещания/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2009. 1. (54). С. 54-66. Γριγοροπολου Ι. Κ. Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Αμρος. Εισαγωγ. Κατερνι, 1996. Σ. 247, 250. О временных рамках составления трактатов свт. Феолипта Филадельфийского аскетической направленности см.: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь… С. 74–83. О данной позиции св. Феолипта Филадельфийского см. Тхелидзе А.Г. Кому принесена Крестная Жертва Христа?  http://www.bogoslov.ru/text/2450170.html Перевод выполнен нами по изданию: Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Βμρος. Κρτικο κμενο – σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι, 1996. Σ. 267-269. Ростовщичество осуждается в наследии св. Феолипта, что вполне традиционно для христианства. (См. Пржегорлинский А.А., священник.  Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011. С. 180-181). Святитель сравнивает ростовщика с евангельским расслабленным. (Ин. 5: 2-9) Подобно тому, как расслабленный не успевал получить исцеления потому, что иной ранее него входил в воду; так и ростовщик не получает исцеления, ибо скупость опережает его мысли о милостыне. (См.:Τ τετρτ Κυριακ, ξγησις ες τ θαμα το παραλτου//Φεολπτου Φιλαδελφεας του μολογητο (1250-1322) Βος κα ργα. Βμρος. Κριτικ κεμενο – Σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι: κδσεις «Τρτιος», 1996. Σ. 75-76. В рус. переводе : Феолипт Филадельфийский, святитель. Оглашения. Четвертому [после Пасхи] воскресному дню. Толкование чуда [исцеления] расслабленного (MD19)/пер. А.И. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. (44). С. 85-86).

http://bogoslov.ru/article/4254619

д.), замечает: “Этому научал, вместе с другими, Григория и тот подлинный светоч Филадельфийской церкви — Феолипт, который от того безмолвия и священного сожития Святой Горы перешел, или, точнее, взошел на святое предстоятельство церковное. Он был отцом из названных выше отцов, введшим Григория в таинство всего наипрекраснейшего; когда Григорий еще жил в мирской суете, он был наилучшим образом посвящен Феолиптом в священное трезвение и умную молитву, о навыке которой тот чудным образом поведал ученику” 12 . Согласно этому ценнейшему сообщению, не верить которому у нас нет никаких оснований, святитель Феолипт был возведен на Филадельфийскую кафедру тогда, когда он был хотя и молодым, но известным афонским подвижником. Почему об этом умалчивает Никифор Хумн, главный жизнеописатель Святителя, остается неизвестным. Не вызывает сомнений и тот факт, что учеником Феолипта был выдающийся столп Православия — святитель Григорий Палама; его Феолипт назидал, уже став архиереем, во время своих неоднократных посещений Константинополя. В “Триадах” святитель Григорий, защищая исихазм, ссылается на преподобных Симеона Нового Богослова и Никифора Исихаста, а затем говорит: “Да только ли старые (древние — to9uq palaio9uq) святые? Мужи, свидетельствовавшие незадолго до нас и отличавшиеся силой Святого Духа, передали нам то же самое из собственных уст. Я говорю о богослове — воистину богослове и достовернейшем созерцателе (тайнозрителе — _epopthn истины Божиих Таин — о прославившемся при нас достоименном Феолипте, предстоятеле Филадельфийской церкви, вернее, светильнике, озарявшем из нее вселенную” 13 . Следовательно, приблизительно в 1283 г. святитель Феолипт был возведен на Филадельфийскую кафедру. Как то замечает Евлогия (Ирина Хумнина-Палеологиня), до своего призвания сей боголюбивый муж не отдавал себя таковому делу (то есть не был, вероятно, иеромонахом), а проживал в пустынных местах 14 . Избрание Феолипта было связано скорее всего с серьезнейшими переменами в византийской державе, сказавшимися на судьбе Православной Церкви.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Император велел привести его, и состоялась их встреча, на которой Феолипт мужественно обличил Михаила VIII, за что подвергся избиению и тюремному заключению. В 1282 году император умер, и святитель вышел на свободу. Он вернулся на короткое время в Никею, убедил свою супругу вести безбрачную жизнь, после чего принял монашество и стал подвизаться под руководством старца Никифора Исихаста. Новый император, Андроник II, прекратил гонения и в 1285 году созвал Собор, низложивший патриарха Иоанна Векка и других сторонников Лионской унии. Святитель Феолипт принимал участие в этом Соборе уже как митрополит Филадельфийский. На Филадельфийской кафедре он служил Богу почти 40 лет – до своей кончины. Последующий патриарх, Григорий II Кипрский, хотя не был униатом, но допускал сомнительные и ошибочные утверждения, за что подвергся критике, в том числе и со стороны святого Феолипта, и был Церковью удален от патриаршества. «Особое мужество проявил святитель Феолипт при осаде Филадельфии турками в 1304–1305 годах, когда он лично распределял скудные запасы пищи между осажденными, всячески ободрял и утешал защитников города и жителей, оказавшихся в весьма стесненных обстоятельствах. Его мужество оценили даже каталонские наемники, состоявшие на службе у Андроника II. Испанский писатель XVI века Франциско де Монкада, сохранивший в своей “Хронике” свидетельства каталонцев – участников экспедиции, характеризует Феолипта как “мужа редкой святости”, считая, что молитвы святителя более защитили Филадельфию, чем множество вооруженных воинов, стоявших на стенах города» . Несмотря на многие заботы архиерейского служения, святитель Феолипт оставался человеком высокой духовной жизни, опытным делателем Иисусовой молитвы, что давало ему огромный авторитет среди верующих. О глубоком почитании святителя монашествующими свидетельствует включение некоторых его аскетических творений в состав «Добротолюбия». Среди его учеников был и будущий святитель Григорий Палама. Почил митрополит-старец в Филадельфии в 1322 году.

http://pravoslavie.ru/43329.html

Святитель Феолипт говорит о Свете насельницам обители Человеколюбца Спаса не только во время рассуждений о нерассеянной молитве, но и для того, чтобы последние со смирением претерпевали те трудности, которые монахини сами же друг другу и учиняют. «Подобно тому, как искры сыпятся, когда железом бьют по стали, так и душа, любящая Бога, когда она подвергается ударам внешних искушений, исторгает искры, рассыпаемые Божественными озарениями, и вся становится Светом» . Святитель Феолипт не раз называет Свет, открывающийся подвижникам Божьим: «слава Божьего Света (Θεου Φωτς) сияет в тех, кто усваивает себя ему через добродетель» В наследии святителя Феолипта мы не встречаем именования божественного Света нетварным, как то будет впоследствии в наследии святителя Григория Паламы . На наш взгляд, всё дело в том, что во времена святителя Феолипта концептуализация  вопроса о тварности или нетварности божественного Света еще не приобрела той меры актуальности, что была во времена святителя  Григория Паламы. Но всё же мы видим, что идет речь о вечном Сиянии (δου λαμπρτητος) и божественном Свете (τς Θετητος Φς) .  Исходя из этого, мы можем заключить, что в наследии митрополита Филадельфии Свет имеет божественное происхождение, и, более того, он совечен Богу. А если он совечен Богу, значит, не было момента творения этого Света. Исходя из сказанного выше, мы настаиваем на очевидности того факта, что святитель Григорий Палама был носителем той же аскетической традиции, что и святитель Феолипт. О метаморфозах же, которые произошли со взглядами игумении монастыря Человеколюбца Спаса – Евлогии, остается лишь сказать словами профессора А.И. Сидорова: «…эволюция этой яркой и одаренной личности от духовной ученицы свт. Феолипта, одного из наставников свт. Григория Паламы, к предательнице дела Православия представляется во многом загадкой» . См. об этом подробнее: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь на рубеже XIII-XIV вв.: Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011. С. 126.

http://bogoslov.ru/article/4425723

Из его высказываний, на первый взгляд, сложно сделать однозначный вывод: считал ли Феолипт раскольников частями единого Тела Христова, которое ныне растерзано и поделено на два, или же относил их к находящимся вовсе за пределами Тела Христова. Мы приводим таблицу, в которой изложены все цитаты из антиарсенитских трактатов святителя, касающиеся вопроса о том: видел ли Феолипт арсенитов частями единой Церкви, или считал, что они вне Тела Христова. В левом столбце помещены цитаты, из которых возможно заключить, что арсениты – часть разрозненной Церкви, в правом же – те цитаты, из которых явствует, что арсениты вне Церкви. Арсениты – часть единой расколотой Церкви Арсениты вне Церкви 1. Остаётся указать на ту пагубу, которую на себя навлекают разделяющие и расчленяющие её Тело. 4. Плодом же таковых пастырей является усердие в собирании и единении членов Христовых, в приведении верных в Единое Тело Церкви 5. Верующие не соглашаются следовать грязному, лживому и нелепому учению отступающих от Церкви и терзающих её. Напротив, господствуют над учением отделяющихся от Церкви 6. Далее остаётся указать на ту пагубу, которую на себя навлекают разделяющие и расчленяющие её Тело 7. [Раскольник же] не только разделяет, [как ризы], правомыслие верующих, соблюдающее и сохраняющее единство, согласие и узы Церкви, но расчленяет и различные собрания, раскалывая и рассекая единую Церковь 7. Находящиеся в Церкви вводятся в жизнь вечную; удаляющиеся от Церкви изгоняются из Царства Небесного. 8. А дабы ты уразумел, как поистине голодны отскакивающие от Церкви, послушай Бога, возвещающего об этом в форме [некой] угрозы. 10. Но если люди проводят время вне Церкви, пытаются её разрушить и не желают слушать содержащееся в Евангелии учение Христа, то как они познают о своём спасении и как подвигнутся к любви и постижению Бога? Никак. Ведь если бы могли дети научаться грамоте вне школы и без учителя, то обрели бы и эти своё спасение вне Церкви и без Христа. Феолипт призывает проявлять «усердие в собирании и единении членов Христовых, в приведении верных в единое Тело Церкви». Из этих его слов можно заключить, что раскольники тоже являются верными членами Христовыми, среди которых нет единства. Но тут же Феолипт говорит, что вследствие такого усердия «Тело Церкви возрастает, члены его соединяются в целостность». Эти же слова удобнее разуметь так, что раскольники возвращаются в Церковь, от чего она численно увеличивается.

http://bogoslov.ru/article/1945178

Эти трактаты по своей внутренней динамике существенно отличаются от сочинений иных современников Феолипта, тоже писавших по поводу схизмы. Мысль Феолипта в данном случае не останавливается на рассуждениях о политической, социальной, догматической, канонической подоплеке раскола. Вполне очевидно, что расколы возникают и имеют свое продолжение вследствие напряженности и по этим направлениям. Но в фактатах Филадельфийского митрополита предлагается более глубокое понимание, при котором становится ясно, что всякие нарушения и в церковном, и в светском обществе происходят из-за человеческой гордыни, извращающей социальные порядки во всех аспектах 30 . И на фоне такого, исключительно духовного, подхода в слове св. Феолипта есть то, что поистине способно оживить некий потенциальный импульс, несомненно присущий сердцу каждого: и верного, и раскольника, это императивный характер речи проповедника, наполненной пламенными призывами, и, наконец, это изобилие прилагательных. А между тем ныне, в силу некоего практицизма, именно эта часть речи становится жертвой экономии речевых усилий, подсознательно происходящей в нашем языке. И именно эта часть речи становится чужда современному человеку, который в вихре прогресса надеется выстроить свое счастье на одних глаголах. Приложение 1. Поучение Феолипта, Митрополита Филадельфийского [о том], что необходимо избегать отделяющихся от православных христиан, ревностно посещать храмы Божии, повиноваться епископам и почитать служителей Господа 31 Господь Наш Иисус Христос после трехдневного Своего и спасительного Воскресения оставался невидимым для иудеев; явившись же апостолам, даровал им благодать Святого Своего Духа. Ведь после того, как иудеи, ища своей славы, не прославили Его, но отвергли, они, вследствие этого, соделались недостойными Его Божественных даров; и это естественно, ведь гнушающийся солнцем разве может быть сопричастником его света и сияния? После же того, как апостолы, направившие свое произволение вослед Спасителю Нашему, в желаниях своих последовали Ему и были с Ним, всегда на Него взирая, они, вследствие этого, удостоились приобщения Его сладости и чудесной Его благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

 Святитель Феолипт считает, что нападающие на исихастов не имеют личного опыта и поэтому они называют духовную науку невежеством и заблуждением, а её учеников – невеждами и обманутыми . Подобно тому, как в будущем Палама будет отсылать к библейскому опыту Фаворского видения Света, так и св. Феолипт отсылает к библейскому сюжету Преображения Господня: Святитель настаивает на том, что «подвижник благочестия, сияя подобно светилу, всем духом и телом чтит Христово Преображение» . Сам Свет берет свое начало в веке Будущем. Но всякий, кто следует за Христом, уже здесь на земле приемлет этот Свет. «Верующий приготовил себя уже здесь быть светильником и, ожидая откровение грядущего века, он приемлет Божественный и неизреченный оный Свет (τ Θεον κα ρρητον κενο Φς) и предвкушает исходящее оттуда (из века грядущего – А.Т.) вечное Сияние (δου λαμπρτητος)» . Не так у оппонентов: «У этих критиков не было такого благого опыта, посредством которого человек, выбравший путь к истине и по примеру Моисея восходящий на гору богопознания (τ ρος τς Θεας πιγνσεως), считается достойным явления Бога, слышит божественный голос и получает закон Духа. Соответственно, эти люди могут судить только по своему разумению и говорить об ошибочных вещах» . Вслед за Феолиптом, святитель Григорий Палама, полемизируя с оппонентами, не раз обращается к личности боговидца Моисея и к мистическому опыту пророка. Салунянин настаивает на том, что «славу Света Моисеева лица святые принимают теперь в душе» . По святителю Феолипту, озарение Божественным Светом напрямую связано богопознанием: «Там совершается чистая молитва, вытесняющая всякую мысль века сего и весь ум молящегося соделывающая лучезарным, поскольку он утучняется елеем Божественной любви и осиявается Божественными светоизлияниями (τας Θεαις φωτοχυσαις). Когда ум просвещается памятованием о Боге и благодаря нерассеянной молитве озаряется памятованием о Боге и ведением Бога… И весь человек именуется Светом. Ибо душа его соделывается светильником, несущим " Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир " добродетелей» .

http://bogoslov.ru/article/4425723

Обращаясь к писаниям Феолипта и желая понять суть ригористической позиции, занятой им в 1310 г., было бы уместно произвести сопоставление Феолиптовых воззрений на схизму с представлениями его современников, писавших на ту же тему. В этой связи упомянем сочинение против арсенитов монаха Мефодия, его же письмо к патриарху Григорию, письмо монаха Калиста Мануилу Дисипату, трактат против арсенитов епископа Иоанна Хилы 15 . Наконец, другой ревностный противник арсенитов, св. Афанасий I, хотя и не писал специальных трактатов, посвященных этой теме, но в своих письмах неоднократно возвращался к проблеме, столь пагубной для церковного мира 16 . 2. Образы арсенитов в изображении святителя Феолипта и их деятельность Пожалуй, когда писание не лишено определенной доли эмоций и не является лишь изложением исторических фактов, тогда, несмотря на опасность субъективизма, возрастает и возможность передать в слове красочность и неоднозначность действительности. В двух рассматриваемых трактатах факты и исторические обстоятельства арсенитской схизмы расцвечиваются учительным риторическим тоном автора, и история уже не остается запыленным прошлым, но обретает свое лицо через наши эмоции и переживания, навеянные в нас словом святого проповедника. Неоднозначно оценивает позицию арсенитов и св. Феолипт. С одной стороны, раскольники представляются как люди, хотя и «блуждающие в ошибках своих умов» [PD2.4] 17 , но ищущие истину и желающие обрести единство. Такие люди, взирая на единство верных, могут через это осознать свои заблуждения: «Взирая на увеличение посещаемости в церковных собраниях, [раскольники] призадумаются о том, как вы [«верные»] пребываете в истинном учении и постоянны в посещении церквей, ... после осуждения своего отвратительного образа учения они поймут ошибку своих доводов, оставят раскол» [PD2.4]. О другой плеяде св. Феолипт говорит с преимущественной строгостью, указывая на их сугубую закрытость для истины, это «люди с закрытыми ушами, уподобившиеся глухому аспиду» [PD1.3] 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010