Ветлуга. Собор Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкая г. Ветлуги каменная, в связи с колокольней. Построена в 1805 г. на средства прихожан. Ограда каменная с дерев. решеткой. Кладбище общее с соборной церковью. Расстояние от Костромы 330 в. Престолов 3: а) во славу Пресвятой Троицы, б) евангелиста Иоанна Богослова, в) прп. Феодосия Тотемского чудотворца. Ближайшие церкви: Воскресенская соборная и Екатерининская городские. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 361, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863, с. 335/ Троицкая церковь г. Ветлуги построена в 1805 г. каменная, с каменною колокольнею и оградою. Огромный храм имел уникальные особенности: по углам его четверика на пьедесталах были поставлены скульптуры четырех евангелистов. Престолы: во славу Пресвятой Троицы, в честь св. Евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца. Ветлужский краевед Д.А.Марков в своей работе «К истории г. Ветлуги» 1922 г. издания писал: «Несколько южнее Троицкой церкви стоят две пары каменных столбиков, находящихся на месте бывших двух деревянных церквей, которые были жертвою пожара 1840 г.». Думаю, что известный краевед был не совсем точен. Деревянная Воскресенская церковь просуществовала, вероятно, до 1859г., до освящения каменной. Доподлинно известно, что двадцать второго апреля 1856 г. в Воскресенской церкви г. Ветлуги был крещен Василий Розанов (известный философ, писатель, публицист), о чем была сделана соответствующая запись в метрических книгах церкви. Летом 1890 г. новый пожар охватил почти весь город. Троицкая церковь оказалась в самом его центре и сильно пострадала. К началу XX века город отстроился заново. На Троицкой площади, главной торговой площади города, было многолюдно, особенно по субботам и в дни ярмарок. Но за повседневными хлопотами жители г. Ветлуги не забывали и о душе, и о Боге.

http://sobory.ru/article/?object=03660

Далее в Житии иконописец говорит о своем труде: «Аз же, рече, пишу с первообразного подобия стеннаго писания, иже в паперте соборныя святыя Софии церкве, идеже и прочих святителей Новгородских образы писаны суть». Таким образом, в Софийском соборе существовало в XVII веке общее изображение Новгородских иерархов. В созданной же святителем Феоктистом Благовещенской обители не было иконы ее создателя, «но сей первый написан и во обители оной поставлен в та лета бе»46. Описание последующего чуда в Житии святого поясняет историю написания его иконы софийским певчим. В нем говорится о явлении некой больной жене дьяка «священнообразного мужа», повелевшего ей поклониться мощам архиепископа Феоктиста. После поклонения им больной стало легче и вскоре она совсем выздоровела, после чего была написана икона Святого. «Се же поведано бе от иерея Симеона, служителя церкви преподобного Варлаама игумена Хутынскаго, иже в Великом Новеграде на Ярославле дворищи»47. После кончины преподобного Александра Ошеневского (†20 апр. 1479) его обитель вскоре пришла в упадок, но затем при Новгородском архиепископе Сергии (1483 - 1484) монашеская жизнь в ней возрождается, начинается строительство. «При построении нового храма в честь святителя Николая, по указанию самого явившегося Преподобного, найдены были нетленными мощи его. Новый храм освящен при игум. Вассиане и при нем же Преподобный велел написать образ его. По рассказу одного старца, который знал Преподобного еще в земной жизни, Преподобный был роста среднего, лицом сухой, с впалыми глазами, с небольшою и не густою бородою, с проседью в русых волосах. В таком виде и был он написан»48. Этим иконописцем, написавшим первый образ Святого, был каргополец Симеон Сокол, а старцем, помнившим подвижника - Никифор Филиппов49. Подобным образом обретение священных останков Святого побудило написать на раку образ епископа Тверского Арсения († 1409; пам. 1 мар.). В 1483 году в Твери произошло открытие его мощей и «была написана икона Святителя и поставлена была гробница его»50. Подобные события произошли и в Вологодской епархии в середине XVI века. После кончины преподобного Стефана Комельского († 12 июня 1542) его обитель была разорена при набеге казанских татар. При возобновлении монастыря над могилой Преподобного видели сияющий свет. «Тогда же, по свежей памяти на гробнице Преподобного написано было его изображение, а другой образ его был поставлен в новоустроенном храме»51. После блаженной кончины преподобного Феодосия Тотемского († 1568; пам. 28 янв.) Господь прославил его благодатью чудотворения. «Видя все это, игумен Спасо-Суморина монастыря Галактион (1626-1633) просил одного тотемского иконописца Якова Попова написать образ Преподобного, что тот и исполнил в 1626 году, изобразив лик пр. Феодосия по рассказам столетнего старца Космы Любевцова, который весьма хорошо помнил его в живых. В 1635 году написан был другой образ Преподобного в большом виде против первого и положен на раке, над которою устроена была и сень»52.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

По приказанию членов комиссии все одежды, покрывавшие святые мощи, были с оных сняты и удалены, после чего секретарем Божковым и врачами были тщательно освидетельствованы все члены святых мощей. А затем приказано было поставить гроб со святыми мощами в наклонном положении, дабы часть гроба с помещающеюся в оном главою преподобного была приподнята, и в таком виде с преподобного было произведено два фотографических снимка. Засим вставали на стол члены комиссии и, взявши в руки обнаженные святые мощи, также и главу, показывали их народу, в значительном количестве наполнявшему храм. А после этого предложено было проходить мимо стола, на котором положены были святые мощи, всем желающим, касаться святых мощей, брать их в свои руки. Со святых мощей, вынутых из гроба и держимых в руках, также с главы и рук был произведен еще фотографический снимок. После этого комиссия вынесла постановление, чтобы святые мощи были оставлены обнаженными и положены были на верхней крышке кипарисного гроба, помещающегося в раке, а сверху были покрыты стеклянным футляром, взятым с плащаницы, что и было приведено в исполнение. Поверх футляра были положены печати… Сообщая о вышеизложенном, прошу срочного распоряжения Вашего о немедленном прекращении описанного необычайно кощунственного положения останков преподобного Феодосия Тотемского, которое может вызвать великое смущение среди православного населения…». Власти отказались удовлетворить просьбу епископа и вместо ответа поместили в газетах циничную статью председателя губернского исполкома. Владыка, желая объяснить суть церковной позиции, направил ему второе письмо, в котором писал: «Очень рад, что своим ответным письмом… на мое к Вам обращение с просьбой о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы Вы даете мне повод изложить истинный взгляд Церкви на святые мощи. Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления… все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются тлению…

http://pravmir.ru/novomucheniki-samarsko...

Калуга. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы " за старым острогом " . Благовещенская церковь, Богородицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Георгия Победоносца , Феодосия Тотемского Год постройки:1718. Год утраты:1947 (Разобран на кирпич в 1947 году после попадания авиабомбы в 1941 году) Адрес: Россия, город Калуга, улица Дзержинского, сквер имени Карпова, находился вдоль Благовещенской улицы (современная Дзержинского), в квартале, ограниченном улицами Московской и Ленина Координаты: 54.511894, 36.260894 Проезд:От вокзала Калуга-1 троллейбусами 1, 5, 12 до остановки " Детский мир " . Изменить описание Добавить фотографии Открытка конца 19 века, вид с юга. На переднем плане справа - колокольня Благовещенской церкви, на дальнем плане слева - основной объем Иоанновского храма. (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11449/) Иванов Дмитрий 1 января 1878 Карта и ближайшие объекты Добавить статью На углу Никитской улицы, высится Благовещенская церковь. Впервые она значится в описи 1685 г. с приделом Георгия и 5-ю колоколами, находилась за старым острогом. В 1718 г. вместо деревянной прихожане построили новую, каменную. В 1812 г. трапеза была разобрана и возведена вновь с приделами. Колокольня построена в 1826 г. В церкви в настоящее время 2 придела: во имя св. Феодосия тотемского и во имя св. Георгия. Источник: Книга Малинина Д.И. (часть 1), http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/1.htm Благовещенская церковь На месте сквера им. Карпова стояла красивая Благовещенская церковь. А эта часть улицы была не Московской, а Благовещенской. Церковь впервые упоминается в описи 1685 года. Каменный храм появился в 1718 году и был одним из самых высоких в городе. Он равнялся по высоте колокольне церкви Жён Мироносиц. С колокольни Благовещенской церкви фотографы очень любили снимать панораму города. Приход составлял 166 дворов. В начале 1860-х в этом храме служил Валентин Амфитеатров, будущий известный московский протоиерей. В 1941 году в него попала бомба. Окончательно он был разобран на кирпичи на комсомольском субботнике в 1947 году. Его материал пошёл на строительство детского сада и хлебозавода. http://www.kp40.ru/news/society/52772/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24748

А когда разжигали пламя для вываривания соли, Феодосий, стоя неподалеку, вспоминал о геенском огне Шли годы, авторитет Феодосия в глазах священноначалия рос, и, когда игумену понадобилось послать в Тотьму на разработку соляных промыслов одного из рассудительных и хозяйственных иноков, выбор пал именно на него. По приказанию Феодосия в предместьях Тотьмы была пробурена соляная скважина, преподобный нанял работников и сам лично руководил всеми делами. Вываривание раствора требовало большого количества дров, и Феодосий вместе с обычными тружениками рубил лес, складывал поленницы, а, когда разжигали пламя для вываривания соли, становился неподалеку, вспоминая о геенском огне, который ждет нераскаянных грешников в будущем веке. Кротость и смирение преподобного к работникам соляного промысла было беспримерным: «они же, видевше добродетельное его житие, не яко человека, но яко ангела Божия посреде себе имяху». Однако ответственное послушание нарушало безмолвие инока, привычка к которому сложилась за те годы, которые он провел в обители святого Димитрия. Главное было сделано – соляной промысел, этот зарок экономического благосостояния обители, был налажен, и теперь оставалось только поддерживать начатое. Феодосий испросил у игумена благословение удалиться в пустынь, чтобы сосредоточиться на молитве и богомыслии. Тотемский Спасо-Суморин монастырь. Фото 2015 г.      Он нашел место недалеко от самой Тотьмы между двумя реками – Ковдой и Песьей Деньгой, окруженное с обеих сторон холмами, поросшими лесом. Здесь, в междуречии, преподобный устроил первую хижину, а чуть позднее выкопал пещеру «зимнаго ради пребывания». Год спустя Феодосий выстроил и первую келью, к порогу которой окрестный люд в скором времени протоптал верную тропинку. «Преподобный же Феодосий, беседуя с ними о пользе душевней, отпущаше их в домы своя». Здесь, в междуречии Ковды и Песьей Деньги, Феодосий менее, чем когда-либо, давал «сон очима, веждома дремание и покой скраниама». Эти благословенные месяцы и годы уединенной молитвы были тем временем поиска «места селения дому Бога Иаковля», на которых потом строилось благоденствие обители Святого Преображения. В скором времени ходатайством тотьмичей было получено государево благословение на устроение новой обители и освящение ее соборного храма: «и вскоре постави церковь, и трапезу, и келии по чину монастырскому, способствующим ему гражданом, братиям же множащимся, обитель его исполняшеся всякими изобилии».

http://pravoslavie.ru/110625.html

    Феодора преп. кесарийская дева, 30 дек.     Феодора царица, супруга Феофила, 11 февр.     Феодора, преп. солунская, 5 апр.     Феодора, преп. цареградская, 30 дек.     Феодорит, (Богодарованный, греч.) пресв. антиохийский, муч., 8 марта.     Феодор (Божий дар, греч.), муч. в Пергии памф. с дружиной, 21 апр.     Феодор, муч. африканский, 6 апр.     Феодор, муч. апамейский, 22 февр.     Феодор Тирон, великомуч. амасийский, 17 февр.     Феодор, муч. мелитинский, 7 ноября.     Феодор, еп. киринейский, муч., 4 июля.     Феодор, из Кандавал, муч., 4 сент.     Феодор стратилат, великомуч., 8 февр. и 8 июня.     Феодор, муч. антиохийский, 23 нояб.     Феодор, муч. александрийский, 12 сент.     Феодор, муч. цареградский, 3 сент.     Феодор, муч. с Серапионом египтянином, 24 мая.     Феодор освященный. 16 мая.     Феодор архиеп. александрийский муч., 3 дек.     Феодор Сикеот, еп. анастасиопольский, 22 апр. и 15 июня.     Феодор, архиеписк. цареградский, 27 дек.     Феодор, преп. студийский, 7 ноября и 26 янв.     Феодор Кратер, протоспафарий, из 42 амморейских мучч. 4 марта.     Феодор, преп. начертанный исповедник, 27 дек.     Феодор, еп. едесский, 9 июля.     Феодор, преп. Трихина, 20 апр.     Феодор, преп. чудотворец, 5 июня.     Феодор, муч. варяг в Киеве, 12 июля.     Феодор пр. печерский, 11 авг.     Феодор Ярославич, благов. князь, 5 июня.     Феодор, кн. смоленский, 19 сент. и 5 марта.     Феодор, кн. муромский, 21 мая.     Феодор болярин черниговский, 20 сент.     Феодосий (данный Богу или Богом, греч.), преп. антиохийский, 11 янв.     Феодосий Великий, киновиарх палестинский, 11 янв.     Феодосий, муч. с Мануилом, 27 марта.     Феодосий, столпник едесский, 9 июля.     Феодосий, пр. игумев. печерокий, 3 мая и 14 авг.     Феодосий, пр. тотемский, 28 янв.     Феодосия (дар Богу, греч.), мученица емисская, 20 марта.     Феодосия, дева тирская, 29 мая и 3 апр.     Феодосия дева, преподобномуч. цареградская, 29 мая.     Феодотия (Богом данная, греч.), муч. римская, 4 июля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почувствовав приближение смерти, святой царь Давид составил духовное завещание, в котором, передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: «Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он. Все совершил я силою Честного Животворящего Древа и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение». Причастившись Святых Таин, «со славословием на устах он предал свою душу Господу на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года». Царь был погребен в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь. Спустя некоторое время мощи его, прославленные знамениями милости Божией, были перенесены под престол соборного храма. В конце XIII века святой царь Давид III Возобновитель был прославлен, тогда же ему была составлена служба. Память его совершается 26 января/8 февраля. Январь, 28 Феодосий Тотемский, преподобный Преподобный Феодосий родился в первых десятилетиях XVI века в городе Вологде в благочестивой семье Сумориных. Отец его Иулиан воспитал сына в страхе Божием и научил его грамоте. Грамотность открыла отроку доступ к церковным и душеполезным книгам и очень рано расположила его к мысли посвятить свою жизнь Богу в иноческом чине. В то время в окрестностях Вологды было уже много иноческих обителей и благочестивому юноше нетрудно было найти себе место подвигов. Но Феодосий оставался в доме родителей до совершенного возраста и по воле родителей вступил в брак. От этого брака он имел дочь Марину, впоследствии бывшую в замужестве за одним вологжанином. Супружество Феодосия, любовь его к жене и дочери немало не препятствовали возрастанию его в духовной жизни. Усердно посещая храм Божий, Феодосий всем сердцем погружался в молитву и поэтому избегал стоять в толпе, становился где-либо в углу храма или за столбом. При такой сосредоточенности он принимал к сердцу услышанные в храме Божественные слова и размышлял о их значении. Особенно запало ему в сердце изречение Господа: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 37–38). Повинуясь воле родителей и живя в супружестве среди мира, Феодосий надеялся достигнуть высоты нравственного совершенства, а слова Евангелия побуждали его спрашивать себя, совмещается ли с истинной любовью к Богу врожденная и естественная привязанность его к самым близким людям. Он волновался до слез, разрешая это недоумение, много размышлял и молился. Нетрудно понять, к какому решению он должен был склониться, как только начали падать узы, привязывавшие его к миру. Скончались родители Феодосия, по-видимому, и супруга его оставила этот мир, осталась дочь Марина и наследственное имущество. Феодосий упросил родственников взять Марину на попечение, а равно сберечь для нее и семейное его достояние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сямский монастырь расположен на юго-западном берегу Кубенского озера в 65 верстах от города Вологды. Он основан в 1524 году, в княжение великого князя Василия III. Предание об обстоятельствах происхождения Сямской обители сообщает следующее. Одному из жителей Сямской волости, который страдал тяжким недугом расслабления, явилась Божия Матерь и повелела ему объявить прихожанам Сямской Покровской церкви, чтобы здесь была устроена обитель с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Больной после этого выздоровел и свято исполнил волю Небесной Царицы: в 1524 году была основана обитель Рождества Пресвятой Богородицы и названа Сямским Богородице-Рождественским монастырем. Обитель пользовалась вниманием и покровительством московских государей. В 1544 году ее посетил царь Иоанн Грозный. В продолжение своего существования обитель испытала много бедствий, преимущественно от пожаров. В Смутное время она была подвергнута разграблению поляками. Но, несмотря на все несчастия, Сямская обитель с помощью Божией сохранила свое существование до настоящего времени. Управляет в ней игумен. В монастыре имеется один храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный; с двумя приделами внизу. С внешней стороны по особенностям архитектурного стиля он имеет большое сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Здесь с самого основания монастыря неизменно хранится местночтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямской. Празднование ей совершается 8 сентября. Почтовое отделение находится в 10 верстах от монастыря в селе Новленском. Тотемский монастырь. Тотемский монастырь находится в одной версте от уездного города Тотьмы и расположен на весьма живописном месте, – на мысу, образуемом изгибами двух рек: Ковды и Песьей Деньги, впадающих в Сухону. Основан монастырь знаменитым вологодским подвижником прп. Феодосием Сумориным. Прп. Феодосий прожил в основанной им обители 15 лет до блаженной своей кончины (1568 г.) и успел за это время упрочить ее существование не только в духовном, но и в материальном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

212 Тотемского Спасо-Суморина монастыря пр. отец Израиль! Духовное принося благодарение промыслу Творца Вышнего за озарение начала царствования Моего явлением и многими чудотворениями св. мощей пр. Феодосия тотемского чудотворца, в изъявление благоговения Моего к оным, посылаю при сем в обитель преподобного полную бархатную ризницу для соборного священнослужения. Приемля чистым сердцем и благодарным сие на дни Наша излияние Божия благодати, духовно молю, да всегда она на Мне и на царстве Моем пребывает. Остаюсь к вам благосклонный Павел. Санктпетербург. Января 8 день 1799 год. 213 Игумен Израиль испросил Высочайшее повеление, чтобы по кончине его крест был возложен на св. мощи, на которых он находится и доныне. 214 Написася сия история усердным сердцем преосвященного Варнавы архиепископа Холмогорскоаго и Важеского в бытность его в сей обители лета Господня 1712, ноября 1 числа, на память св. чудотворцев Космы и Дамиана. 216 В истории Церковн. иерарх.ч. V тр. 51, Историч. словаре о святых стр. 6, преподобный Агапит назван спостником и сотруд ником Логгина Коряжемского и сверстника его Христофора. Но Логгин слишком мало жил в Сольвычегодском монастыре и в 1537 г. был уже в Коряжме и в 1540 г. скончался. А Агапит, по преданию, пришел из Соловецкого монастыря после 1568 г., когда уже Логгина не было в живых; пр. Христофор вовсе не был в Борисоглебском монастыре и не мог быть сподвижником Агапита. 217 Места эти до ныне известны и обозначены часовнями, из коих 1 в 2 верстах от монастыря на северо-восток, 2 около версты за р. Маркушей, 3 в пяти верстах по западной стороне. 218 В истор. Российск. иерарх.: 7 V, стр. 52, митрополит назван Кириллом; но Кирилл IV скончался в 1377 году, а в 1578 году управлял митрополиею Антоний. 221 В том доныне изобилующем лесами крае никогда не были в общем употреблении гробы плетеные из прутьев, потому, что такие гробы и не прочны, и нужно более труда и времени на сплетение их, нежели на сделание обыкновенного гроба из досок или колоды. Потому невероятно, чтобы для бедняка, каким представляется святой Прокопий по своей грубой и изорванной одежде, стал кто нибудь делать такой затейливый гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подводя итог истории публикации писем митр. Евгения к Македонцу, сле­дует отметить, что введение в оборот рукописного материала позволяет нам рас­ширить наши знания о личности митр. Евгения, получить некоторые важные и даже уникальные свидетельства о его личных и научных контактах в процессе его становления как просветителя и представителя ученого монашества. Вступительная статья, публикация, комментарии, приложения М. Ю. Клочковой I. Милостивый государь Василий Игнатьевич! Давно, давно надлежало мне отвечать на ваше письмо от 15-го декабря. Но надлежало мне сперва достать из Тотемского монастыря 56 на новоселье вам ико­ну; а при том одному ехавшему в Питер новому приятелю поручил я достать и рисунки из экономического общества 57 , кои на прошлой почте только я получил и теперь спешу как икону, так и оныя к вам препроводить: а Селивановский 58 по ветрености своей может быть никогда бы не выполнил моей комиссии. Поднося вам икону преподобного Феодосия Тотемского 59 , призываю на но­вый дом ваш молитвами сего угодника благословение Божие и молю, да в новом жилище вашем поживете здраво, долголетно, изобильно, счастливо и спокойно. Сверх того Михайле Васильевичу 60 при сем посылаю (Л. 137) 61 особую икону того же преподобного, только не во гробе написанного. А кипарисная икона даже по­хожа несколько на самого преподобного, который весь цел. Теперь по обыкновению обратимся к погодам. Зима ныне была у нас нео­быкновенная как стужами, так и снегами. В генваре с 7-го числа начались мо­розы по 20 градусов, а 11-го числа дошли до 33, и ртуть, выставляемая на воздух, замерзала как олово. С 12 числа несколько отдало, но 26-го числа опять было 26°; но потом к 29-му числу дошло до оттепели, но 30-го числа вдруг – 22°. В фев­рале на масленице были дожди, а с 11-го числа вдруг 19°, 13 числа –24, потом уменьшилось до конца месяца. Но вчера опять было 10°. Такие нечаянные пере­мены много произвели простудных болезней, а глубокие снега оставили было сообщение между селами. Хлеб у нас стал в одной цене по 1 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010