Синода». В 1835 году дело об акафисте прп. Феодосию Тотемскому в духовной цензуре возобновилось. 9 февраля 1835 года в Московский духовно-цензурный комитет был прислан из Тотемского Спасосуморина монастыря акафист преподобному с препроводительной бумагой игумена Геннадия и разъяснениями о происхождении акафиста послушника Григория Патокова. Цензуру акафиста принял ректор Вифанской семинарии, архимандрит Агапит. В своей записке комитету он указал, что «рукопись имеет основание сомнительное. В основание кондаков и икосов взяты подвиги и добродетели из жизни преподобного и чудеса по смерти его; но есть ли описание жития и чудес преподобного, и если есть, кем оно написано, кем засвидетельствовано и одобрено и точно ли в оном находятся положенные в основание кондаков и икосов акафиста подвиги, добродетели и чудеса преподобного, неизвестно». Указав далее, что «в некоторых икосах частные мысли не имеют связи и взаимного отношения с главными мыслями, взятыми в основание икосов», что «в некоторых икосах в основание положены неважные подвиги и обстоятельства жизни преподобного, а похвалы за оные восписуются слишком великие», что «есть по местам выражения, неприличные преподобному, например, в икосе 11 говорится, что мощи преподобного все страны облагоухают; в икосе 8 – радуйся, преподобных превозшедый трудами», и т. д., что, наконец, в некоторых кондаках и икосах повторяются одни и те же мысли с малым изменением в словах, цензор дал о рукописи отрицательный отзыв, признав, что рукопись к напечатанию и церковному употреблению одобрена быть не может. 6 марта 1835 года за 58 Московский комитет для цензуры духовных книг доносил Святейшему Синоду: «Тотемского Спасосуморина монастыря настоятель игумен Геннадий при рапорте своем от 9 февраля 1835 года представил на рассмотрение цензурного комитета «Акафист преподобному Феодосию, Тотемскому чудотворцу» с приложением прошения того же монастыря послушника Григория Патокова, в котором прописано, что в означенном монастыре со времени обретения мощей преподобного Феодосия существует доселе не напечатанный акафист преподобному, неизвестного сочинителя, и коего подлинник затерян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Строился на средства прихожанина И.Ф. Протодьяконова. 9 апреля 1772 года храм сгорел. Восстанавливался в течение 9 лет. 3 августа 1781 года освящен епископом Великоустюжским и Тотемским Иоанном, о чем свидетельствовала надпись на благословящем кресте, стоящем в алтаре. После восстановления пятиглавие заменено на одну главу. 24 апреля 1735 года начато строительство Георгиевского теплого каменного храма с пределом во имя святых и благоверных князей Бориса и Глеба, по благословящей грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Сергия, о чем свидетельствовала надпись на одной из стен. Строительство закончено в 1738 году. Георгиевский храм освящен 19 ноября 1738 года, Борисоглебский придел – 25 октября 1743 года архиепископом Великоустюжским и Тотемским Гавриилом. В 1769 году по указу епископа Великоустюжского и Тотемского Иоанна к теплому Георгиевскому храму с западной стороны пристроена паперть и три кладовые палатки. В 1757 году по указу епископа Великоустюжского и Тотемского Варлаама начато строительство каменной колокольни. Строительство закончено в 1769 году. В 1930 году колокольня была разобрана. Обе церкви и колокольня построены иждивением прихожан и церковными сборами. В 2016 году начато восстановление обоих храмов. Далее в описании внутреннего убранства Георгиевских храмов использована статья А. Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1873 храм во имя преподобных отцов Антония и Феодосия Киевопечерских чудотворцев.Имел одну золоченую главку, увенчанную золоченым крестом. Стены и свод алтаря и церкви были расписаны. Царские врата резные золоченые с шестью традиционными клеймами - Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Иконостас в пять ярусов золоченый. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Воскресения Христова с венцами и окладом серебряным; образ архидьякона Стефана; образ Преподобных Антония и Феодосия Киевопечерских чудотворцев с венцами и ризами серебряными; образ великомученика Георгия с венцами и ризой серебряными.

http://sobory.ru/article/?object=06418

1. Небольшой серебряный ларчик, с изображением на верхней крышке возстания Спасителя из гроба, в коем помещается часть от камня Гроба Господня. 2. Небольшой серебряный крест, с изображением на нем распятаго Господа, с частицами св. мощей, мученика Прокопия и мученицы Евфимии. 3. Такой же серебряный крест, имеющий 2 1/2 вершков длины с частицами древа Креста Господня, Григория Богослова, преподобныя матери Марии, праведнаго Лазаря, великомученицы Варвары, мученика Христофора, преп. Антония Великаго, преп. Пимена, врача Печерскаго Алексия, человека Божия и др. 4. Небольшой серебряный крест с отлитым распятием с частицами: ризы Господней, мощей святых: Иоанна Многострадальнаго, великом, Пантелеймона, святителя Никиты Переяславскаго, князя Феодора, преп. Ефрема Сирина, Феодосия Тотемскаго, Германа Казанскаго. 5. Сребропозлащенный крест с распятием на лицевой стороне, в коем помещаются части св. мощей: св. Дионисия Ареопагита, Антония и Феодосия Печерских, Иоанна Воина, Мученика Исидора, Прокопия Устюжскаго, Никиты Переяславскаго и мученика Сергия. 6. Небольшой серебряный медальенчик с изображением на лицевой стороне преп, Феодосия Тотемскаго, в нем в четырех помещениях имеются четыре части св. мощей неизвестных святых. 7. Сребропозлащенный небольшой крестик с частицами св. мощей святителей Ионы и Филиппа Московских, Иоанна Милостиваго, Иоанна Новаго и Митрополита Киевскаго Михаила. 8. Здесь же в особой сребропозлащенной дщице помещено 20 частиц св. мощей разных святых, поименованных на самой дщице. Летопись Горицкого монастыря/публ., вступ. ст. и коммент. Г. О. Ивановой//Кириллов: ист.-краевед. альм. – Вологда, 1994. – Вып.1. – С. 288-355. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04074

Вот эту вторую славу Феодосии Тотемский «в ничтоже вмени», ибо он искал славы иной, СЛАВЫ ВЕЧНОЙ, к которой все должны стремиться и которая ожидает человека не только на небе, но и приходит к нему уже на земле. Мы же все стремимся к славе человеческой, которую Иоанн Лествичник называет тщетной, тщеславием. Мы почти ничего доброго не делаем, но если случится, что и сделаем что-нибудь совсем маленькое и ничтожное, то стараемся, чтобы люди видели нас, говорили о нас, и чтобы это маленькое понемногу доставило нам славу, ибо мы любим предвозлежание в синагогах и чтобы звали нас «учителю, учителю». Если у нас есть что-нибудь хорошее, то мы должны хранить его внутри себя, ибо это Господь нам дает. Когда будешь всячески отворачиваться и бежать от славы человеческой, скрывать свое истинное лицо, вот тогда ты узнаешь истинную славу. Если же мы делаем все для других, ища славы человеческой, то мы ничего не получим. Феодосии Тотемский всю свою жизнь бегал от человеческой славы. Он в юности еще хотел уйти в монастырь, но покорясь воле родителей, в душе инок, вступил в брак. Он жил в миру строгим аскетом и молитвенником, постоянно бывая в церкви, пока не умерли его жена и родители. Тогда, отдав свою маленькую дочь Марину на воспитание родным, он, наконец, исполнил свое давнишнее желание и поступил в монастырь. Тут он продолжал свои подвиги, но о них никто не знал до его смерти. Никто не знал о его веригах и власянице, всегда видя его бодрым и радостным. Он любил читать Св.Отцов и особенно Ефрема Сирина. До конца своей жизни он отказывался от священнического сана, ибо боялся суетной мирской славы и бежал от нее. Мы любим, чтобы нас хвалили и отличали, а Св.Отцы говорят о том, что надо быть мертвым к похвалам человеческим. Мы желаем земной славы и теряем славу небесную. А по мере того, как мы уходили бы от этой славы суетной, мы входили бы в славу Божию. Всякая слава человеческая сопротивляется смиренномудрию. «Если мы усердно хотим угождать Царю Небесному, то, без сомнения, и славы небесной вкусим; а вкусивший ее, будет презирать всякую земную славу; и я удивился бы, если бы кто, не вкусивший первой, мог совершенно презреть последнюю» (Сл. 22, 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Тамбовская Учреждена в 1682 году Тамбовская и Козловская Кафедра в Тамбове Леонтий епископ, рукоположен (первый) с 26.03.1682 по 1684 отрешен; † после 1707 Питирим епископ, свт., рукоположен с 15.02.1685 † 28.07.1698 Игнатий (Шалгин) епископ, рукоположен с 21.11.1697 по 23(28).08.1699 расстрижен и сослан; † 26.03.1718 В 1699 году кафедра закрылась и отошла к Рязанской епархии. Тамбовская и Пензенская Восстановлена в апреле 1758 года Кафедра в Тамбове Пахомий (Симанский) епископ, рукоположен с 25.05.1758 по 9.11.1766 еп. Устюжский и Тотемский Феодосий (Голосницкий) епископ, бывший еп. Устюжский и Тотемский с 9.11.1766 † 23.12.1786 Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 6.05.1788 по 6.02.1794 еп. Астраханский и Ставропольский Платон (Любарский) епископ, рукоположен с 26.02.1794 по 11.03.1794 еп. Астраханский и Ставропольский Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский (повторно) с 11.03.1794 по 16.10.1799 переименован еп. Тамбовский и Шацкий Тамбовская и Шацкая С 16 октября 1799 года Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Тамбовский и Пензенский с 16.10.1799 † 23.12.1811 Иона (Василевский) епископ, рукоположен с 29.03.1812 по 22.04.1821 архиеп. Астраханский и Кавказский Феофилакт (Ширяев) епископ, рукоположен с 23.07.1821 † 20.05.1824 Афанасий (Телятьев) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 5.08.1824 по 5.04.1829 еп. Новочеркасский и Георгиевский Евгений (Бажанов) епископ, рукоположен с 11.06.1829 по 17.02.1832 еп. Минский и Литовский Арсений II (Москвин) епископ, рукоположен с 24.04.1832 по 5.04.1841 архиеп. Подольский и Брацлавский Николай (Доброхотов) епископ, рукоположен с 27.04.1841 по 7.04.1857 на покое; † 21.10.1864 Макарий (Булгаков) епископ, бывший еп. Винницкий, викарий Подольской епархии с 1.05.1857 по 18.04.1859 еп. Харьковский и Ахтырский Феофан (Говоров) епископ, свт., рукоположен с 1.06.1859 по 22.07.1863 еп. Владимирский и Суздальский † 06.01.1894 Феодосий (Шаповаленко) епископ, рукоположен с 1.09.1863 по 13.06.1873 еп. Вологодский и Устюжский Палладий (Раев) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 13.06.1873 по 9.09.1876 еп. Рязанский и Зарайский; † 05.12.1898 Палладий (Ганкевич) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 9.09.1876 по 12.02.1885 архиеп. Волынский и Житомирский † 13.01.1893 Виталий (Иосифов) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 11.05.1885 по 3.06.1890 еп. Калужский и Боровский Иероним (Экземплярский) епископ, бывший еп. Чигиринский викарий Киевской епархии с 3.06.1890 по 30.04.1894 еп. Литовский и Виленский; † 2.11.1905 Викарии Тамбовской епархии Козловские епископы Викариатство учреждено 10 декабря 1868 года Иоанникий (Москвин) епископ, рукоположен с 9.05.1869 † 25.10.1869 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Русская Киреметь. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Дмитровском. Казанская церковь в Дмитровском Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1887. Архитектор:А.Е. Остовский Адрес: Республика Татарстан, Аксубаевский район, село Русская Киреметь, улица Лашевка, д. 13. Координаты: 54.881192, 50.726358 Проезд: С автодороги Р-239 с объездной вокруг города Чистополь повернуть на юг по указателю " Аксубаево, Нурлат " , через 14 км на перекрестке после деревни Муслюмкино повернуть по главной дороге налево, по указателю " Аксубаево, Нурлат " . После въезда в село Аксубаево повернуть направо на светофоре в средней ча ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги Р-239 с объездной вокруг города Чистополь повернуть на юг по указателю " Аксубаево, Нурлат " , через 14 км на перекрестке после деревни Муслюмкино повернуть по главной дороге налево, по указателю " Аксубаево, Нурлат " . После въезда в село Аксубаево повернуть направо на светофоре в средней части села. Через 5,5 км, не доезжая моста через речку Киреметь, съехать направо на грунтовую дорогу при подъезде к селу Русская Киреметь. Через 800 метров слева от дороги к церкви будет пешеходный мост через овраг. Летом в сухую погоду по сухому дну оврага проложена колея на другой его берег. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В с. Дмитровское, сейчас слившимся с д. Русская Киреметь, сохранился каменный храм Казанской иконы Божией Матери постройки 1887 года. В 1989 году он был вновь передан верующим. Здание сильно обветшало и нуждается в реставрации. Приход не имеет своего священника и с 2005 года окормляется духовенством храма преподобного Феодосия Тотемского р.п. Аксубаево. Богослужения совершаются в дни церковных праздников. Приписан к храму прп. Феодосия Тотемского пгт. Аксубаево. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП . Храм был построен в 1887 на средства помещицы Н.И.Жуковой, муж которой был родственником прежнего владельца имения в сельце Дмитриевское князя Ю.С.Хованского.

http://sobory.ru/article/?object=25634

Синода. В столь сложной работе, какой является громадная историко-библиографическая часть исследования г. Попова, естественно могли оказаться некоторые промахи и недочеты; но, как касающиеся очень немногих и частных фактов, они никоим образом не могут подрывать общую научную ценность рассматриваемого сочинения. Так, например, рецензент может указать следующие места. На стр. 98 410 автор говорит, что «в 178 г. разрешен был Св. Синодом к печати акафист свт. Димитрию»; между тем из дальнейшего изложения самого дела и из перечня изданий акафиста видится, что разрешение последовало и первое издание появилось только в 1798 г. Впрочем, вероятно, это даже простая только опечатка 411 . Из большого трактата об акафисте Димитрию Ростовскому узнаем, что существуют два акафиста сему святителю, составленные князем Гагариным и священником Алексеевым, а в подстрочном перечне не указано, какой же из этих двух акафистов когда переиздавался. Подобное же недоумение возникает и относительно изданий акафиста великомученику Георгию, который имеется тоже в двух различных редакциях. В трактате об акафисте Феодосию Тотемскому остается невыясненным: принятый Церковью акафист есть ли воспроизведение одного из двух, ранее представлявшихся в Св. Синод и в свое время не одобренных акафистов, или это новое произведение неизвестного автора. На стр. 168 автор приводит цитаты из акафиста Иннокентию Иркутскому по изданию 1896 г., а в подстрочном перечне изданий акафиста этого именно издания не показано 412 . Акафист Покрову Пресвятой Богородицы, по словам автора, «встречается в печати еще в XVIII столетии»; но в перечне ни одного издания XVIII в. не показано. Из трактата об акафисте преподобному Геннадию узнаем, что до появления теперь существующего уже был ранее акафист сему святителю, «общепринятый Церковью» (стр. 154); но никаких сведений о последнем в книге не находим. В перечне неразрешенных акафистов опущены акафист мученику Авраамию и два акафиста Феодосию Тотемскому, о существовании которых мы узнаем из книги же г. Попова (стр. 242–246, 187–189).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Мензелинск. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты В городе было два приходских храма - Никольский собор и Ильинская кладбищенская церковь, и три монастырских храма - каменный Ильинский, деревянные Вознесенский и Никольский в основанном в 1855 году Пророко-Ильинском женском монастыре. К сожалению, в советское время все монастырские храмы были снесены. Уже в середине XVII века в Мензелинском остроге была деревянная церковь. Именно на том месте, где она стояла в начале XIX века был построен трехпрестольный каменный Никольский собор. Приделы были освящены в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери и во имя Преподобного Феодосия Тотемского. Строительство собора началось в 1807 году, а главный престол освятили в 1813. Соборы уездных городов обычно строились за казенный счет. Но храм в Мензелинске построен, в основном, на средства, предоставленные по обету отставным унтер-офицером Матвеем Дмитриевичем Ситниковым, который несколько лет собирал деньги, обходя пешком всю Россию. В 1878 году собор сильно пострадал от пожара, и в 1880-1890 гг. был реконструирован на средства елабужского купца и, одновременно, крупного помещика Мензелинского уезда Ивана Григорьевича Стахеева. Никольский собор представляет собой прекрасный образец стиля ампир. К сожалению, утрачена высокая пятиярусная колокольня. Собор имеет оригинальную объемно-планировочную композицию -центральный неф вместе с апсидой вынесен несколько вперед. Входы с западного, южного и северного фасадов украшены портиками дорического ордера. Центральный объем увенчан цилиндром большого диаметра с двумя рядами проемов, перекрытым полусферическим куполом с главкой на глухом барабане. Трапезная представляет собой одноярусное продолговатое сооружение с пятью высокими прямоугольными оконными проемами. Колокольня утрачена. Памятник архитектуры в стиле классицизм. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Трехпрестольный каменный храм построен в 1807-1813 гг. Приход в Мензелинске существовал с середины XVII в. Приделы освящены честь чудотворной иконы Смоленской божией Матери и вр имя Преподобного Феодосия Тотемского. Собор сильно пострадал от пожара в 1878 г., отреставрирован в 1880-1890 гг. Храм построен частично на средства казны, но в основном на пожертвования, собранные по обету отставным унтер-офицером Матвеем Дмитриевичем Ситниковым, обошедшим со сборной книгой всю Россию. Основную часть средств на реконструкцию 80-х гг XIX в. предоставил елабужский купец Иван Григорьевич Стахеев.

http://sobory.ru/article/?object=14838

Другой - это Феодосий Михайлович Вахрушов (1870-1931 годы) - тотемский художник и исследователь Русского Севера, основатель собрания Краеведческого музея Тотьмы. После окончания Академии художеств и до 1914 года жил и работал на Украине, затем вернулся в родной город. В 1919 - 1922 годы он совершил несколько экспедиций по реке Кокшеньге, собирая экспонаты для музея. В 1919 году Ф. М. Вахрушов вывез и спас драгоценную старинную утварь и иконы из Спасо-Суморина монастыря под Тотьмой, передав их в собрание музея. Феодосий Михайлович был сотрудником вологодского Музея иконописи, сотрудничал с Государственным Историческим музеем в Москве и с Музеем этнографии в Ленинграде. Еще одним драгоценным наследием художника стал альбом его акварелей, который он привез из своих путешествий. Рисунки, на которых запечатлены тотемские храмы и дома, сейчас хранятся в собраниях Вологодской областной картинной галереи, Тотемского музейного объединения, Государственного Исторического музея и Государственного Эрмитажа, позволяя нам судить о былой красоте этого края. С большой долей вероятности можно предположить, что сам Верховской погост появился (или был восстановлен) не ранее 1616-1617 годов, так как в 1615 год тотемские земли подверглись почти полному разорению польско-литовской армией. Скорее всего, большая часть деревянных построек при этом сгорела. Оба упомянутых художника в своих рисунках отдали должное своеобразной красоте летней - Зосимо-Савватиевской церкви, а И. Я. Билибин составил и подробное ее описание Ранние упоминания об этом храме не сохранились. Все обращавшиеся к его изучению исследователи уверенно датируют его концом XVII столетия Местные жители относят храм к середине XVII века, так как краеведами любителями был найден колокол из его подбора, согласно тексту надписи на нем отлитый в 1653 году Столетием позже на погосте появилась теплая - зимняя церковь во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней. На Ивана Яковлевича церковь произвела глубокое впечатление. В своей статье он пишет о ней так: «Самую интересную шатровую церковь из виденных мною я нашел в погосте Верховье Тотемского уезда Вологодской губернии. Там три церкви - одна каменная, новейшая, другая - испорченная ремонтом - деревянная церковь XVIII века и третья - воспроизводимая здесь. Старенькая, престаренькая, заброшенная деревянная шатровая церковь, неизвестно какого времени; называется она Богородицкой. Теперь, может быть, ее уже и нет. Я видал ее летом 1903 г., и тогда еще мне говорили, что ее хотят снести, а на месте ее поставить новую, точно такую же. Воображаю, что это будет за копия!» И.Я. Билибин ошибся, церковь тогда не снесли, и она просуществовала до 1940-х годов…

http://sobory.ru/article/?object=35197

32 Чрез два года по получении этого ордена, преосвященный Арсений стал получать, вместо нынешней денежной пенсии, доход с 400 душ крестьян. Вот что записано в его Дневнике под 17 числом мая 1799 года: «Из капитула от 26-го апреля имел я честь получить сего майя 10-го дня письменное под 431 извещение, что в оном капитуле определено дать мне вакантное командорство, состоящее под из 400 душ в Московской губернии, следующее мне по старшинству всемилостивейшего пожалования меня в кавалеры ордена Св. Князя Александра Невского и получать, на основании высочайше конфирмованного доклада прошлого 797 года октября в 27 день, доход с 1-го апреля сего 1799 года из конторы Св. Правит. Синода». 33 Никифор, граф Феотоки, грек, уроженец острова Корфу, бывший архиепископ Астраханский, по увольнении в 1792 г. от управления епархией, он жил в Москве и управлял Даниловым монастырем; сконч. 31 мая 1800 г. О нём весьма интересные подробности в словаре Историческом М. Евгения т. 11. стр. 97101. 44 В 1798 г., августа 21 дня, по предписанию Св. Синода нетленное тело преп. Феодосия в третий раз было освидетельствовано епископом Вологодским Арсением, вместе с гражданским губернатором Шетневым, и тогда уже только Св. Синод определил нетленное тело признать за совершенные Св. мощи преп. Феодосия Тотемского чудотворца. Император Павел утвердил это определение, и Св. Синод, печатными указами, по всей Империи возвестил о сем знаменательном и радостном событии (описание Тотемского монастыря, стр. 39 и сл.). 52 В это время митрополит Гавриил имел временное пребывание в Новгороде, для отдохновения от трудов. 54 Мальтийский орден Иоанна Иерусалимского имели и некоторые другие, современные Арсению, иерархи, напр. Амвросий Подобедов , Михаил Десницкий ; но Гавриил, митр. Новгородский, не решился, как пишут, принять этот знак отличия, почитая неприличным российскому архиерею вступать в орден католический (см. сказание о жизни и трудах Гавриила, митр. Новгородского, архим. Макария, Спб. 1853 г., стр. 101). Он неохотно принял, как известно, и Андреевскую ленту, которая на него первого возложена была Императором Павлом. Об учреждении Мальт. орд. см. в сочинении: «Павловск. Очерк Истории и описание, Спб. 1877 г., стр. 110. – Преосв. Арсений, по званию кавалера сего ордена, должен был участвовать в придворных торжествах в честь ордена. Как это и было 24 июня 1799 г. (см. дневник под 23 ч. июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010