10/23 Мучеников Евлампия и Евлампии (303–311). Преподобного Амвросия Оптинского (1891). Святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского (1122). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Святых 26 Зографских преподобномучеников (1284). Собор Волынских святых. Иконы Божией Матери «Зографской Акафистной» (ок. 1284). Тропарь мученикам Евлампию и Евлампии, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/во страданиих своих... (общий мученикам). Кондак, глас 3 Доблия мученики и братию по плоти,/мудраго Евлампия и Евлампию почтим,/тии бо пребеззаконных кознодейства посрамиша силою Распеншагося;/сего ради явишася мучеников слава, купно и похвала. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Евлампие и Евлампие,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому , глас 5 Яко к целебному источнику,/притекаем к тебе, Амвросие отче наш,/ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/молитвами от бед и напастей охраняеши,/в телесных и душевных скорбех утешаеши,/паче же смирению, терпению и любви научаеши,/моли Человеколюбца Христа/и Заступницу усердную/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Завет Пастыреначальника исполнив,/старчества благодать наследовал еси,/болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе;/темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/отче святый Амвросие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Амвросие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Амфилохию, епископу Владимиро-Волынскому, глас 4 От мирскаго мятежа изшед,/в пещерах Киевских Феодосия блаженнаго Богомудренно вселился еси,/святителю Христов отче Амфилохие,/и отсюду во епископа Богоспасаемей пастве Владимиро-Волынстей поставленный,/в трудех, бдениих и пощениих свято подвизался еси./И тако достиг добродетелей совершенства,/паки в пещеры святыя возвратился еси,/идеже и дух свой благочестно предал еси Господеви, всечестне,/к лику преподобных Печерских пречтен,/с нимиже молися Христу, всечестне,/спастися душам нашим. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тотьма. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Каменная двухэтажная церковь Рождества Христова в Тотьме расположена в центральной части города. Строилась церковь в два этапа. Первоначально, в 1746-1748 гг., была построена нижняя теплая церковь с престолом в честь Рождества Христова, позднее, в 1786-1793 гг., построена верхняя холодная церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца. В 1790 году, отдельно от церкви была выстроена каменная колокольня, с устроенным в нижнем ярусе храмом во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Здание церкви построено в стиле русского регионального (тотемского) барокко. Нижний ярус, сильно вытянут в продольном направлении. Он включает в себя пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью. От верхнего яруса он отделяется карнизом. Стены украшают парные и одиночные пилястры. Перспективный портал, выполненный в традиции 17 века, расположен с южной стороны паперти. Над трапезной надстроен двусветный четверик холодного храма, который заканчивается широким карнизом с полукружиями и покрыт куполом, над которым поднимается световой восьмерик, несущий еще два восьмерика, поставленных один на другой и увенчанных главкою. Основной объем церкви бесстолпный, алтарь пятигранный. Стены украшены тонкими вертикальными пилястрами, над окнами сложные картуши. К летнему (холодному) храму пристроена небольшая трапезная с крыльцом и лестницей на ползучей арке. В 1930-е годы храм был закрыт, колокольня с храмом Параскевы Пятницы разрушена. В 1995 году передан Вологодской епархии. Восстановлен и освящен иерейским чином в 1999 году. В год 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Вологодский музей актом от 29 апреля передал Вологодской епархии мощи преподобного Феодосия, находящиеся в кипарисовом гробу. Их первоначально поместили в Лазаревский храм города Вологды, что на Горбачевском кладбище. В 1994 году по просьбе верующих тотмичей состоялось торжественное перенесение мощей из вологодского Лазаревского храма в Троицкую церковь города Тотьмы. Сейчас мощи преподобного Феодосия Тотемского (Феодосий Юлианович Суморин), основателя Спасо-Суморина монастыря, находятся в нижнем храме Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=03691

В.П. Мордвинов Ее сиятельству Надежде Борисовне княгине Трубецкой труд свой с глубочайшим уважением посвящает Владимир Мордвинов Много великих угодников Божьих просияло в Вологодских пределах. Предлагая благочестивому читателю сведения о жизни святых, почивающих в Вологодской епархии, считаем полезным выписать несколько слов из первого слова к Вологодской пастве, произнесенного Преосвященным Иннокентием, когда он прибыл в Вологду, на престол Епископский, из Киева, из викариев тамошней митрополии: «….Когда обзираю мысленно паству Вологодскую, то мне кажется, что я из одного рая духовного переселился в другой подобный. Куда не посмотрю, везде вижу целые лики святых. Возрю ли на Восток? там Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом; там Феодосий Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной, и сам соделывается солью земли Тотемской, спасающею от гниения души и сердца. Обращусь ли к Западу? здесь обители св. Павла Обнорского, св. Корнелия и Арсения Комельских высятся как твердыни духовные в прибежище и оплот воинов Христовых, в отражении врагов видимых и невидимых. Посмотрю ли на Север? Тут, среди волн на скале каменной, вижу несокрушимее всех скал и камней – раку святого Благоверного князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия. Приникну ли к Югу? там почивают, или лучше сказать, стоят на страже духовной, святые основатели церкви Вологодской – священномученики Герасим, Иона и Питирим. Осмотрюсь ли кругом себя? Се Димитрий Прилуцкий! Се Галактион Спасокаменский! Се Герасим Киевский! Се, в самом храме семь. 1 Антоний Вологодский!... Огражденные таким образом со всех сторон святыми ходатаями и заступниками, имея, скажем словами Апостола, облежаще нас толик облак свидетелей ( Евр. 12:1 ) веры и упования, можем ли не благодушно выйти на предлежащий нам подвиг спасения?.. (Слова к пастве Вологодской. Киев 1843 г. стр. 3 и 4). Житие преподобного Павла Камельского или Обнорского В сонме воинов Христовых, наших присных защитников и молитвенников перед Престолом Божьим, дивным светилом светит великий подвижник веры и Благочестия Преподобный Павел Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимир Русак Скачать epub pdf Богослужебная жизнь Богослужебные книги. В XVIII веке продолжалось исправление богослужебных книг. В числе важнейших обязанностей Синода Регламентом было предусмотрено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные Священному Писанию , и непристойные запретить; б) употребить все меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные, не вводились в практику и напрасно не отягощали совести человеческой; в) рассмотреть истории святых, нет ли между ними ложных (вроде повести об “аллилуйя” в житии Евфросина); г) искоренить суеверные обычаи (вроде празднования пятницы в Стародубском полку, когда под именем пятницы водили в крестном ходу простоволосую бабу и т. п.). При Петре I эти меры проводились в жизнь настолько решительно, что это вызвало даже недовольство со стороны благочестивых людей, приверженцев старины. Со второй половины XVIII века в этом деле стали поступать более осторожно. Из богослужебных чинов и последований были пересмотрены и исправлены: 1. Чин избрания и рукоположения архиерейского (1725). 2. Чин принятия иноверцев и еретиков (1744). 3. Последование в Неделю Православия (1761). 4. Чин умовения ног (1765). 5.Чин Мироварения(1767). 6. Обе Триоди. Несколько служб и акафистов были составлены заново: 1. Служба в память о Полтавской битвы (1709). 2. Служба Феодоровской иконе Божией Матери (1777). 3. Чин исповедания (1766). 4. Чин исповедания отроков (1769). 5. Акафисты преп. Сергию, князю Даниилу и святителю Алексию (1795). 6. Службы святым: Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому , Стефану Пермскому (с акафистом). С 1767 года было установлено священническое, а не монашеское погребение архиереев. Во избежание неисправностей в богослужебных книгах, в книгах Священного Писания и в Кормчей, все эти книги должны были издаваться не иначе, как с разрешения Синода в синодальных и подведомственных Синоду типографиях – московской и петербургской, и в лаврских – киево-печерской и почаевской. Праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава XXIX. Поездка в Вологду В понедельник, октября 4, в 9 часов утра я отправился на вокзал железной дороги, идущей в Вологду, и меня проводил мой гостеприимный хозяин, отец-архимандрит Николай. На вокзале я встретил преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, переведенного в Тверь 71 . Он ехал в Вологду и верст за сто далее к себе на родину, где намеревался на свой счет устроить училище и на это определил 11 тысяч рублей серебром. Мы с ним сели в один вагон; в 11 часов поезд тронулся, и прибыли в Вологду в 9 часов вечера. За преосвященным Алексием была выслана карета преосвященного Феодосия, а мне приготовлена моим племянником, который и сам ожидал меня. Я отправился с ним к нему в дом, куда собрались в ожидании меня все мои родные, желая меня встретить. Комнаты для моего помещения были приготовлены в горенке, и тут я ночевал. Утром 5 числа я поехал к преосвященному Вологодскому Феодосию 72 принять благословение отслужить обедню на кладбище, где покоится прах моих родителей и родственников. От преосвященного я поехал прямо к Спасу Всемилостивому, где в тот день совершал последнюю литургию преосвященный Варлаам, викарий, епископ Тотемский, назначенный в викарии в Санкт-Петербург; он весьма приятной наружности, благообразен и представителен. После литургии было молебствие, а потом преосвященный говорил речь без тетради, и очень хорошо, и когда в заключение он сказал: «Прошу прощения», – и поклонился в землю, вся церковь пришла в волнение, все упали в землю и заплакали, и преосвященный и сам долго не мог оправиться и сказать слова. Его Вологжане очень полюбили. Когда все кончилось, я подошел к нему поздравить его и пожелал ему, чтобы и на новом месте он стяжал таковую же любовь, какую в столь короткое время своего пребывания приобрел он в Вологде. Потом я поехал в Духов монастырь, где застал преосвященного Алексия 73 ; он этот день провел в Вологде, а уехал на следующий и возвратился в субботу. Город Вологда в продолжение моего почти тридцатилетнего отсутствия весьма изменился как по внешности, так и по образу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Елец. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь Сергия Карта и ближайшие объекты Владимирская церковь в Чёрной слободе – один из самых любимых ельчанами храм города. Первая деревянная Владимирская церковь была построена вместо храма св. Сергия Радонежского в 1680-х годах. Чудесным образом Владимирская церковь уцелела во время сильного пожара 1769 года, спалившего весь Елец. Простоявший около ста лет деревянный храм было решено заменить каменным. Место ему было отведено в 20 метрах севернее старой церкви. Прежний храм, после построения нового, был продан в село Злобин Воргол Елецкого уезда, а на его месте установлен каменный столб. Началось возведение новой церкви в 1770-х годах, и уже в 1779 году был освящён Сергиевский престол, а пятью годами позже и главный – Владимирский. Ввиду недостаточности средств, третий престол в честь св. Феодосия Тотемского был освящён лишь в 1811 году. Объёмно-пространственная композиция «восьмерик на четверике» была традиционна для Ельца того времени. В 1809 году была построена четырёхъярусная 40 метровая колокольня. В 1829 году известным архитектором И.И. Шарлеманем был выполнен проект по расширению трапезной. Работы в соответствии с проектом происходили в 1841-1842 годах, а год спустя храм был расписан. В 1865 году к храму были пристроены два придела, освящённые в честь св. Тихона Задонского и св. Михаила Малеина. В это время храм отличался необычайной красотой наружных росписей и лепнины. Впечатляла Владимирская церковь и своим внутренним убранством, обладая значительным числом подлинных святынь, почитаемых всеми ельчанами. При храме действовала приходская богадельня с 1820 года, позже - церковно-приходское училище и библиотека-читальня. Также Владимирской церкви был приписан Воскресенский храм (ныне от него остался один лишь фундамент) на кладбище Чёрной слободы. За годы советской власти богатый и красивый храм превратился в страшные руины. В 1918 году большевиками был убит священник Владимирской церкви Михаил Тихомиров. В 1922 году храм был разграблен. В конце 1920-х годов храм стал центром сопротивления внутри самой РПЦ, вызванным декларацией митрополита Сергия в 1927 году. Священник Владимирской церкви Сергий Бутузов поддержал опального епископа Козловского Алексия, выступавшего против сближения со светской властью. Отец Алексий организовал монашескую общину из бывших насельниц Знаменского монастыря, несогласных с действиями митрополита Сергия. Таким образом, священник Владимирского храма и его прихожане встали в открытую оппозицию власти и лояльному ей священству. В связи с чем, в 1928 году о. Сергия выслали из Ельца.

http://sobory.ru/article/?object=06488

Замошье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1805 и 1812. Адрес: 162109, Вологодская обл., Сокольский р-н, с. Замошье Координаты: 59.494408, 40.557499 Проезд:От Вологды по М-8 до Кадникова, далее правый поворот на Марковское, через 6 км левый поворот на Замошье и далее 10 км по главной дороге до конца деревни - колокольня храма видна издалека. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Замошская волость упоминается в книгах XVI века с множеством деревень (40 деревень). До революции 1917 года на территории волости крестьяне были в основном свободными, занимались земледелием и скотоводством. В деревне Перхурово был один помещик Степанов, владевший небольшим количеством земли – не более 50 га. На территории д. Замошье находится каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы с сохранившимися росписями – уникальный памятник православной культуры 17 века. Ранее на этом месте был деревянный храм, увезенный в Григорьево-Пельшемский монастырь. На окраине деревни Замошье величаво и задумчиво возвышается церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Завершением постройки можно считать 1812 год, когда были построены уже каменная церковь, колокольня, ворота на северной и южной стороне. Покровская церковь - одна из самых больших сельских церквей Вологодского края. Девятиглавое здание с 45-метровой колокольней имело 3 престола: Покрова Пресвятой Богородицы – внизу, Николая Чудотворца – придел, Преображения Господня – вверху. В храме служили 2 священника, дьякон и 2 псаломщика. Особой красотой выделялась летняя церковь второго этажа, где резными были царские врата, великолепным – иконостас, а над окнами в позолоте сверкали деревянные ангелы. Под куполом – деревянное распятие. Купол, каждая стена, колонна храма были увенчаны дивными росписями, сохранившимися частично. На первом этаже - фрески Покрова Пресвятой Богородицы с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, «Воскресение Лазаря» и др. На втором этаже – фрески «Воскресение Христово», «Вознесение Христово», фрески с изображением Феодосия Тотемского, Димитрия Прилуцкого, Дионисия и Амфилохия Глушицких, сюжеты библейских легенд о мытаре и фарисее, евангелистов Марка, Луки, Иоанна, Матфея.

http://sobory.ru/article/?object=26459

К вопросу изучения богослужебных Миней Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 31 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Богослужения, совершаемые ежедневно в православных храмах, творятся по Минеям. Богослужебные Минеи создавались на протяжении веков, дополнялись, дорабатывались, редактировались. На своих страницах они содержат богослужебные тексты, посвященные библейским событиям, прежде всего Новозаветным. Церковь прославляет в гимнах святых мужей и жен, просиявших подвигами святости на протяжении тысячелетий. Богослужебные тексты содержат православное вероучение, учат благочестию. Кроме того, содержащиеся в Минеях тексты были написаны гимнографами в горении веры, причем некоторые из них были позднее канонизованы Православной Церковью и их памяти вошли в Месяцеслов; им также были составлены службы. Богослужебные тексты наряду с житийными могут быть духовным чтением для благочестивого читателя. Как и жития, они могут явиться предметом научного изучения. Единственным обобщающим трудом по этой проблематике на сегодняшний день является труд Ф. Спасского “Русское литургическое творчество (По современным Минеям)” (Париж: YMCA-Press, 1951). Он написал свой труд, исследуя богослужебные Минеи синодального издания. Рецензент этой книги справедливо отметил: “Книга Ф. Спасского исследует очень интересную страницу русской истории литературы, которая в последние десятилетия едва ли попадала во внимание исследований” 1 . Изданию данной книги предшествовал ряд публикаций автора, самая ранняя из которых посвящена вопросам вероучения, содержащимся в богослужебных Минеях 2 . Памятники гимнографии позволили автору выявить талант духовного писателя Древней Руси XVI века, мастера акростиха — игумена Маркелла Безбородого 3 . На основании изучения богослужебных текстов автор выявил особую страницу в истории православной гимнографии на Руси в XVI веке, связанную с Митрополитом Макарием (†1563; память 30 дек.) 4 . Акростихи и надписания служебных канонов были обобщены автором в другой статье 5 . Одну из поздних статей Ф. Спасский посвятил отдельной службе русскому святому XVI века — преподобному Феодосию Тотемскому 6 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2016-09-28 16:12:15 Владелец: Zarya Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону. Ответов: 1. Последний ответ: Напишите, видны ли какие-либо буквы над образами? в центре святитель Николай Мирликийский еп.чуд. (Николай чуд.). Справа для нас - похоже на свт Никиту Новгородского еп., а слева свт. Василия Великого архиеп. Икона семейная или нет? Если семейная, в [...] Добавлено на опознание: 2016-09-20 18:08:22 Владелец: Natalignp Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону. Она мне досталась по наследству от бабушки. Знаю, что она старинная. Бабушка старообрядческой веры и эта икона переходила по наследству. Материал - металл (помоему медь). Имеет ли она ценность ? Ответов: 5. Последний ответ: Спасибо большое Добавлено на опознание: 2016-09-18 20:05:19 Владелец: Misha1999 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подскажите пожалуйста, что это за икона. Ответов: 1. Последний ответ: Преподобный Феодосий Тотемский. http://pravicon.com/icon-3088 Добавлено на опознание: 2016-09-15 16:25:33 Владелец: Maxim Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2016-09-15 17:31:42]: Подскажите что это за икона и имеет ли материальную ценность,надписей ни каких нет. Ответов: 1. Последний ответ: Феодоровская икона Божией Матери Добавлено на опознание: 2016-09-15 16:23:48 Владелец: Maxim Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подскажите что это за икона,и есть у нее материальная ценность. [Добавлено 2016-09-15 17:33:33]: Подскажите что это за икона и имеет ли материальную ценность,надписей ни каких нет. Ответов: 4. Последний ответ: Спасибо Добавлено на опознание: 2016-09-15 16:22:55 Владелец: Maxim Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2016-09-15 16:22:21 Владелец: Maxim

http://pravicon.com/unknown/35

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Творения священномученика Сергия Мечева, сына старца Алексия. Отец Сергий был пастырем в годы самых жестоких советских гонений. В собрание вошли: Духовные беседы 1. О богослужении 2. О жизни в богослужении и о приобщении к вечности 3. О чтении и разумении Священного Писания 4. Слово о Церкви как Теле Христовом Из поучений на Рождество Христово Из проповедей в подготовительные недели Великого Поста НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ…» Проповеди 1. День Церковного Новолетия (1 сентября) 2. Рождество Пресвятой Богородицы 3. Воздвижение Креста Господня 4. Неделя по Воздвижении 5. Введение во храм Пресвятый Богородицы 6. Введение в Рождество Христово 7. Предпразднество Рождества 8. Рождество Христово 9. День памяти преподобного Серафима Саровского 10. Крещение Господне 11. День памяти св. Феодосия Тотемского 12. Сретение Господне 13. Памяти Святителя Алексия 14. Подготовительные недели Великого поста 15. Неделя о мытаре и фарисее 16. Неделя о мытаре и фарисее 17. Неделя о блудном сыне 18. Родительская суббота 19. Неделя о Страшном Суде 20. Неделя о Страшном Суде 21. Неделя о Страшном Суде 22. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 23. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА 24. К ИСПОВЕДНИКАМ В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 25. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ — ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ 26. НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ 27. НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ. ФАВОРСКИЙ СВЕТ 28. СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА 29. Учение об истинной смерти Св. Григория Паламы 30. День памяти Иакова Постника 31. Крестопоклонная неделя 32. Слово в неделю Крестопоклонную 33. Слово в неделю Крестопоклонную 34. Суббота 4-й недели Великого поста 35. Неделя пятая. Иоанн Лествичник 36. Неделя шестая. Мария Египетская 37. О смирении 38. Вербная суббота 39. Вербная суббота 40. День памяти Святителя Николая 41. День памяти Св. Николая 42. Неделя о мытаре и фарисее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010