Ещё один древний участок комплекса размещается на втором ярусе. Он состоит из галерей и помещений между церквями Феодосия Тотемского и Николы Святоши. Во время исследований была найдена древнерусская подземная церковь довольно больших размеров (длина 12 м, ширина от 5 до 2 метров при высоте 3 м). Она была покинута в древности и больше не восстанавливалась. На юг из неё, в направлении входа в Ильинскую церковь, идёт широкая галерея (высотой до 3 м), которая в своё время могла быть главным входом комплекса. В XVIII—XIX веках были созданы три облицованных кирпичом подземных храма. Самый интересный из них в архитектурном отношении — храм Феодосия Тотемского. Его стены и своды выполнены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры). Церковь Феодосия Тотемского стала главным храмом подземного комплекса и большой подземной церковью в Левобережной Украине. Её размеры впечатляют: высота в нартексе — 8,5 м, длина — 15,5 м. Церковь имеет хоры, устроенные позади кирпичного свода в северной части. Две другие подземные церкви монастыря — св. Антония Печерского (длина — 11,7 м, ширина — 4 м, высота — 4,5 м) и св. Николая Святоши (длина 12 м, наибольшая ширина — 2,32 м, высота — 2,68 м) имеют простую архитектуру. Святыни Антониевых пещер — келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары. Местонахождение [ править править код ] Адрес: г. Чернигов, ул. Успенского, 33 Как добраться: Антониевы пещеры находятся в центре Чернигова на улице Успенского. Ориентир – парк «Болдина гора» («Холм Славы», улица Толстого). Доехать сюда можно автобусом, следующим по маршруту 30. Где остановиться [ править править код ] При Успенском Елецком женском монастыре есть гостиница для паломников (лучше согласовать возможность пребывания в гостинице заранее) Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова).

http://azbyka.ru/palomnik/Антониевы_пеще...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Феодосий Тотемский (Суморин) (+ 1568) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 янв. в день преставления Прп. Феодосий, из дворянского рода Сумориных, родился в городе Вологде в начале XVI в. По воле родителей он рано женился и имел дочь Марину. Семейная жизнь не мешала развитию в нем иноческого призвания, но вопрос о совместимости семейных привязанностей со служением Богу много его мучил. В церкви он любил молиться, укрывшись за колонной. По смерти родителей и жены он поручил дочь родственникам, отдал ей все состояние, а сам поступил в Спасо-Прилуцкий монастырь прп. Димитрия (память его 11 февр.). После искуса новоначалия ему был поручен надзор за монастырскими соляными варницами около города Тотьмы. Он заботливо относился к рабочим, всегда был с ними ласков, и никогда варницы не приносили столько дохода, как при нем. В это время жители города стали переселяться на новое место, за 2 версты от города (где он и находится теперь), и на приисках наступила тишина. Тогда прп. Феодосий нашел место, удобное для основания монастыря, и настоятель с любовью отпустил его. Преподобный стал подвизаться сначала в шалаше, а потом в землянке. Сильно обрадовались тотемцы, что у них будет свой монастырь: землю под него пожертвовали ее владельцы; отдавали свои земли и горожане и делали пожертвования. Царь Иоанн IV и митрополит Макарий дали свое разрешение и благословение, а настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря благословил прп. Феодосия иконой Божией Матери, прославившейся впоследствии чудесами под именем Суморинской (по фамилии преподобного). Прп. Феодосий, получивший в юности хорошее образование, собрал духовную библиотеку и старался распространять просвещение. Иноки его обители должны были, по уставу, питаться от трудов рук своих, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве. Было установлено и непрестанное чтение Псалтири об усопших. В хозяйственном отношении обитель была также высоко поставлена. За глубокое смирение ее настоятеля, все приписывавшего помощи Божией, а никогда себе самому, Господь всегда даровал ему успехи во всех делах и начинаниях его. 19 декабря 1567 г. прп. Феодосий написал свое завещание, впоследствии хранившееся в монастыре. С тех пор силы его стали ослабевать, и 28 января 1568 г. он, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, тихо заснул вечным сном. И только после кончины его изумленные братия открыли, что он носил на себе власяницу и вериги, врезавшиеся в его тело. При жизни его этого не подозревали, так как ни тени утомления или страдания на лице его никогда никто не видел.

http://sedmitza.ru/lib/text/436868/

Затронем вопрос о возможном авторе-составителе Летописи. 1 декабря 1868 г. Преосвященный Павел (Доброхотов) рукоположил к Троице-Зеленской церкви молодого священника Аристарха Алексеевича Лебедева (1844 г. р.). Вряд ли его следует считать составителем Летописи, так как она к декабрю 1868 г, скорее всего, была уже подготовлена его предшественником Иаковом Подьяковым. Его имя и время служения (1861–1868 гг.) указаны в Летописи (см. публикацию, л. 9 об.). Однако и его нельзя с уверенностью считать искомым автором. При сравнении почерков в Летописи 1868 г. и в ближайшей по времени клировой ведомости этой церкви 1870 г., написанной на шести листах дьячком Константином Васильевичем Малевинским (1816–1885 гг.), устанавливается их очень близкое сходство. Это позволяет предположить, что он-то и мог быть автором Летописи, хотя имя его и не указано в ее начале, заключительной подписи тоже нет. Фамилия Малевинских была широко распространена в тотемской приказной среде, но более всего – среди городского и сельского духовенства на протяжении ряда столетий . По устному сообщению А. В. Кузнецова, фамилия могла происходить от придела во имя св. Михаила Малеина («Малевина») к тотемской градской церкви Рождества Богородицы, известной уже в 1620-х гг. , либо от иконника-подмалевщика («малевы»). Раннее ее упоминание – архиерейский подьячий на Тотьме в 1686 г. Арефа Малевинский, автор серии любовных писем . Протоирей Михаил Петрович Малевинский указан в Летописи как прослуживший в Троице-Зеленской церкви с 1816 по 1851 гг. (см. публикацию, л. 9 об.). Из той же фамилии происходил Феодосий Евгеньевич Малевинский (1870–1938 гг.), автор опубликованной в 1903 г. брошюры по истории Спасо-Преображенского Стрелицкого прихода, переизданной вологодскими краеведами Р. П. Биланчуком и С. А. Тихомировым спустя столетие . Согласно генеалогическим изысканиям Д. А. Пшеницына, Феодосий и Константин Малевинские находились в троюродном родстве, поскольку отец первого, Евгений Ионович (1836–1897 гг.) приходился Константину Васильевичу троюродным братом .

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

Покровское. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая Мольская церковь Вот как описана эта церковь в писцовой книге Тотемского уезда за 1622–1625 гг.: «Селцо Покровское на реке на Моле. А в селце церковь Святого пророка Ильи древяна клетцки с трапезою верх шатром. А в церкве образов месных: образ Святого пророка Ильи, образ Покров Пресветеи Богородицы, образ Пречистые Богородицы Одегитрия, образ страстотербца Христова Георгия, 3 образа в киоте: образ Живоначалные Троицы, образ воскресение Христово, образ покров Святои Богородицы. Деисусы и двери царские Пречистая напрестолная все на празелени, крест Воздвизалнои, Ивангилье напрестолное писменое, сосуды церковные древяные, ризы и стихар полотняные, потрахен и поручи выбоичетые. Да книг Псалтыр, апостол дваохтая на 8 гласов все писменые, 2 треоди посная да цветная печат московская, евангилье толковое печат литовскоя, да на колоколнице 2 колокола медных. Да место церковное Покрова Святеи Богородицы храм В селе Покровском находилась Троицкая Мольская церковь, приходская, двухприходная, построена «тщанием прихожан» на месте прежней деревянной в конце XVIII века (освящена в 1790 году). В описании за 1800 год находим: «Тотемского уезда Живоначальной Троицы, что в Мольской волости, каменная, о двух департаментазх, внизу Покрова Пресвятыя Богородицы с приделом святого Зданием церковь каменная, двухэтажная. Внизу теплая церковь, вверху – холодная. В связи с церковью находилась каменная двухэтажная колокольня, которая была пристроена к храму в 1879 году. В 1869 году по обе стороны главного храма устроены два каменных двухэтажных придела. «Сам храм и место для приходского кладбища обнесены каменной оградой, на которую в 1909 году поставлена с двух сторон (западной и южной) железная Если по данным на 1856 год в церкви было пять престолов, то на 1910 год – уже располагалось семь престолов: во имя Живоначальной Троицы, по которому и именуется церковь; в честь Покрова Богородицы, святого пророка Предтечи, святого пророка Илии, святителя Чудотворца Николая Мирликийского, Трех Святителей и преподобного Феодосия Тотемского. Первые пять престолов освящены в 1817 году (23 июля, 28 и 30

http://sobory.ru/article/?object=06398

Спасское. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:не позже 1781. Адрес: Вологодская область, Сокольский район, деревня Спасское Координаты: 59.568189, 41.482853 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Стрелицкая Спасо-Преображенская церковь основана не позднее 1755 г. Каменная церковь, 1768 г. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, Успения Пресвятой Богородицы, Сошествия Святого Духа на апостолов. Вновь устроенный в тёплом храме главный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 3 ноября 1877 г. В 1788 г. в приходе числилось 1909 человек, в 1868 г. - 2081. Стрелицкая Богородицерождественская церковь, 1781 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, преп. Феодосия Тотемского, вмч. Георгия Победоносца. I. Местоположение церкви В юго-восточной части Тотемского уезда Вологодской губернии в одной версте от Устюжского тракта и в 117 верстах по этому тракту от г. Вологды на правом высоком берегу реки Стрелицы живописно раскинулось небольшое село Спасское. Над селом, точно осеняя его, возвышаются два приходских каменных храма: главный во имя Преображения Господня, другой во имя Рождества Богородицы и в связи в ним каменная колокольня. С последней открывается чудный вид на окружающую местность особенно при ясном восходе солнца. Местность имеет склон с севера на юг, взволнована холмами, на которых там и сям разбросаны деревни и тянутся поля прихожан. Извиваясь меж холмами и обрывами и описывая дугу близь холмов, течет по приходу река Стрелица. По обоим берегам ее зеленеют сенокосные луга прихожан и членов местного причта. С двух сторон - южной и северной - синеют леса, идущие широкими полосами по горизонту, а там в лесу за рекой Сухоной, далеко-далеко, за несколько десятков верст виднеются белые точки. Это приходские церкви: Чаловская, Совдюжская и другие. С западной стороны, как будто на воздухе, высятся вдали Мольская Троицкая и Святогорская церкви, занимая едва ли не самые высокие места в южной части Тотемского уезда. С версту от Стрелицких храмов на большой дороге, между деревнями Пенкиным и Биряковым, выделяются два большие деревянные здания. Это двухклассное министерское училище и Биряковское волостное правление.

http://sobory.ru/article/?object=41441

2021. 3. С. 123–131. Адрес для корреспонденции nsolodov@gmail.com См. статью Иер. Николай Солодов. Контекст публикации дневника «На пути в объятия Отчи»//bogoslov.ru. Клировая ведомость Михайло-Архангеловской Баклановской церкви Грязовецкого уезда//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 670. Л. 7; О службе окончившего в 1894 г. курс кандидата Казанской духовной академии священника Александра Полиевктова//РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 120. Л. 19. Н. А. Ильинский. Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 387. Н. А. Ильинский. Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 386. Личное дело Александра Полиевктова//ГАВО. Ф. 454. Оп 1. Д. 604. Л.4. А[лександр] П[олиевктов]. Памяти М. П. Верхушкиной (род. 1 марта 1871 г. умерла 15 июня 1906 г.)//ВЕВ 1906. С. 408–409. Протокол от 20 августа 1890 г.//Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии. 1890. С. 192. Личное дело Александра Полиевктова//ГАВО. Ф. 454. Оп 1. Д. 604. Л.2. ВЕВ 1907 стр. 20 и стр. 345. Ильинский, 387. О службе окончившего в 1894 г. курс кандидата Казанской духовной академии священника Александра Полиевктова//РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 120. Л. 19. Полиевктов Иван переведен во второй класс Тотемского духовного училища (Разрядные списки учеников Тотемского ДУ//ВЕВ 1908. С. 343). Профессор Иван Александрович Полиевктов (к 105-летию со дня рождения)//Известия медицинского университета. Саратов. 2002. 9. Упоминается в послужном списке А. П. Полиевктова. Разрядный список воспитанников Московской духовной семинарии в 1916 г.//Московские церковные ведомости. 1916. С. 260. А. П. Полиевктов. Историческая записка о состоянии Тотемского духовного училища за последнее двадцатипятилетие (1890–1915 г.)//ВЕВ. 1913. 24. С. 700. С. П. Полиевктов. Превосходство православия над католицизмом в воззрениях на пастырство. Студенческая работа. 1895 г.//ОР РГБ Ф 172. К. 343. Ед. хр. 1. Л. 1–209. Архимандрит Антоний. Отзыв на студенческую работу (кандидатскую) С. Полиевктова «Превосходство православия над католицизмом…»//ОР РГБ Ф 172.

http://bogoslov.ru/article/6172977

Приписная церковь: кладбищенская Вознесенская, каменная, холодная, построена в 1820 г., вместо сгоревшей деревянной, с разрешения Преосвященного Евгения, епископа Вологодского, данного 23 июня 1811 года. Освящена в 1821 г. Престолы: во имя Вознесения Господня; в теплых приделах на южной стороне - во имя свт. Николая Чудотворца; на северной стороне - во имя свт. Алексия Митрополита Московского. При ней находилась старая деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца, тёплая, построенная в 1790 г. Приписная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в деревне Кочпон от собора в 4 верстах. Деревянная. Перестроена из часовни с благословения Преосвященного Христофора, епископа Вологодского и Устюжского, и освящена 26 мая 1861 года. Сгорела 13 июня 1901 (?) г. Вместо нее построена новая церковь, также в честь иконы Казанской Божией Матери. Приписной Стефановский собор, каменный, двухэтажный. Проект был Высочайше утвержден 20 ноября 1852 г. Закладка фундамента совершена в 1856 г. с благословения Преосвященнейшего Феогноста, епископа Вологодского и Устюжского; постройка начата в 1858 г. и окончена в 1881 г. Отделка нижнего этажа храма окончена в 1882 г., в нем было два престола: главный - во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , освящен 24 ноября 1882 (1883?) г. по благословению Преосвященнейшего Феодосия, епископа Вологодского и Устюжского, второй придельный престол - во имя сщмч. Харлампия, освящен 25 ноября 1883 г. по благословению того же Преосвященнейшего Феодосия. В верхнем храме престол во имя свт. Стефана Епископа Пермского, по благословению Преосвященнейшего Алексия, епископа Вологодского и Тотемского, освящен 24 апреля 1896 года. В 1894 г. начато строительство колокольни на пожертвованные неизвестным благотворителем десять тысяч рублей, в 1897 году строительство было завершено. На 25 ноября (8 декабря н.ст.) 1926 г. было назначено освящение левого придела в нижнем храме в честь святителей Герасима, Питирима и Ионы Усть-Вымских чудотворцев. Приписная церковь в полуверсте от собора в мещанском селении " Изкар " , во имя Обновления Храма Воскресения Христова. Деревянная. Перестроена из Вознесенско-Харлампиевской часовни, сооруженной в 1891 г., с разрешения Преосвященнейшего Алексия, епископа Вологодского и Тотемского, по указу Вологодской Духовной Консистории от 16 мая 1897 г. за Освящена по благословению Преосвященнейшего Алексия, епископа Вологодского и Тотемского, 19 октября 1897 г.

http://sobory.ru/article/?object=42280

Расширение корпуса церковных летописей и изучение их типологии стало возможным при обращении к Отделу фондов Тотемского музейного объединения. Там под 1124 нам удалось обнаружить Летопись тотемской градской Троице-Зеленской церкви за 1868 г. Этот документальный памятник уже был отмечен в написанной в 1929 г. краеведческой работе Д. Григорова, опубликованной, правда, лишь в 1995 г. , а также в недавней статье Пшеницына . Церковь располагалась на юго-западной окраине Тотьмы («верхний посад»), недалеко от впадения речки Песьи Деньги в Сухону (левый приток). Необычный гидроним А. В. Кузнецов объясняет как полупереводное чудско-русское название, возникшее в результате чудско-русских языковых контактов песь/ледь, песьяна – песчаная река . Приводится объяснение и от позднейшего русского песья как что-то плохое, оторванное, находящееся в стороне от человеческой деятельности . Вокруг Троицкой церкви образовалась так называемая «Троицкая сторона за Песьею Деньгою». Второе название церкви – Зеленская – объясняется существованием вблизи нее Зеленской рыбацкой слободы, вытянутой вдоль левого берега Сухоны на пол версты и осваивавшей рыбные ресурсы на обширном пространстве в 150–160 верст среднего Посухонья от реки Векшеньги до реки Коченьги. Топоним Зелень объясняется как ровное заливное место на берегу реки, заливной зеленый луг . С конца XVIII в. эта часть тотемского посада оказалась за пределами города, образовав подгороднюю «слободку Зеленя», или Зеленскую . Рядом с Троицкой в 1609 г. была возведена деревянная Благовещенская церковь, имелась также и колокольня с 5 колоколами, поэтому весь храмовый комплекс с двумя кладбищами при нем назывался также «Троице-Благовещенской церковью». В Летописи как дата основания церкви указан 1542 год. Эта же дата со ссылкой как раз на Летопись, принята и в краеведческой книге Д. Григорова. 7050(1542) г. встречается в отводной грамоте тотемского воеводы В. И. Чемесова 1628 г. с указанием на то, что «владели прежние троецкие попы по отдаче троецких прихожан с лета 7 тысяч съ 50-го году и по нынешней 136 год» . Еще увереннее документирована дата 1567/68 г., когда церковь уже точно существовала. В конце духовной прп. Феодосия Суморина 1567 г. среди получивших «сорокоустье» по его душе стоит подпись «троецкого попа Прокопья Сороки» .

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

Для святых нет границ времени и пространства. Убеждаюсь в этом снова и снова, встречая в наши дни храмы, посвященные древним подвижникам из другого региона. Но еще более радует и умиляет, когда эти святые, жития которых знают лишь очень немногие из нас, тонко и деликатно входят в жизнь наших современников, помогая им найти свой путь к чему-то доброму и светлому. Одну из таких историй, связанных с преподобным Феодосием Тотемским, услышала я совсем недавно. История Аксубаевского храма Казанский храм в селе Русская Кереметь Аксубаевского района Есть в Республике Татарстан поселок Аксубаево. Старинное поселение возникло здесь еще в XVII веке, сохранив в своем названии то ли память о речке Аксу, то ли об основателе Акспае. В середине XVIII века был образован Аксубаевский приход и построена Троицкая церковь, в 1800-м году – возведено новое здание с приделом во имя Преподобного Феодосия Тотемского. Деревянный храм сгорел, на его месте построили трехпрестольный каменный собор, которому впору было украшать улицы большого города. И также один из приделов посвятили преподобному. А когда после эпохи гонений, во время которой красавец-собор был разрушен, пришло время возрождать святыни, вновь построенный (хотя и куда более скромный по размерам) храм все так же посвятили Преподобному Феодосию Тотемскому. От Аксубаево до Тотьмы – 745 км по прямой, от наших дней до времени преподобного – почти 500 лет От Аксубаево до Тотьмы – 745 км по прямой, от наших дней до времени преподобного – почти 500 лет. Как преодолели это расстояние? Почему основатели храма вспомнили именно об этом подвижнике Вологодского края? «Ответ на этот вопрос сейчас мы вряд ли можем найти, только догадываться остается», – говорит настоятель храма протоиерей Александр Качаев. И с благодарностью вспоминает, как митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий подарил приходу небольшую икону с частицей мощей небесного покровителя: «Ничему я так не радовался, как этому подарку». Трудами преподобного Феодосия Преподобный Феодосий Тотемский Но кто же такой преподобный Феодосий Тотемский? Родился он в Вологде около 1530 года, был семейным человеком. Усердно посещал храм, много молился дома. Когда умерли родители и жена, отдал родственникам на попечение и дочь, и все имение свое. Феодосий пришел в Вологодский Спасо-Преображенский монастырь Преподобного Димитрия Прилуцкого, где смиренно нес все нелегкие монастырские послушания.

http://pravoslavie.ru/158777.html

Погост. Церковь Спаса Преображения. Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1764 и 1778. Адрес: Россия, Вологодская область, Тотемский район, деревня Погост, Преображенская улица, 11 Координаты: 59.702543, 42.044946 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Современное местоположение: д. Погорелово, Погореловское с/п, Тотемский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Тиксненская Спасская мужская пустынь была основана в 1603 г. преп. Вассианом, Вологодским чудотворцем, упразднена до 1764 г. На месте монастыря был основан приход. Приходские церкви располагались на Тиксненском Спасо-Преображенский погосте, при р. Тиксне, 1-го стана Тотемского уезда. Главная церковь - Тиксненская Спасо-Преображенская, построена в 1764 г., освящена в 1778 г. Каменная. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, прпп. Феодосия Тотемского и Вассиана Тиксненского, апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Мирликийского, Успения Пресвятой Богородицы, вмц. Параскевы Пятницы. В церкви под спудом - мощи преподобного Вассиана Тиксненского. В 1788 г. при церкви числилось 1807 человек, в 1868 г. - 3721. Вторая приходская церковь - Тиксненская Троицкая, построена в 1781 г., освящена в 1784 г. Каменная. Престол в честь Святой Троицы. 22 октября 1866 г. храм был вновь освящён после ремонта. 30 сентября 1864 г. было получено разрешение епархиального начальства построить каменную церковь близ деревни Подгорной, для 4-х отдалённых селений, называвшихся Тафтинскими. Церковь оставалась приписной к Тиксненской Спасо-Преображенской церкви, пока не были изысканы средства для содержания своего причта. Источник: Клировая ведомость Тиксненской церкви за 1910 год (выписки Д.А. Пшеницына). С-в Н. (Суворов Н.И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии.//ВЕВ. - 1872. - - Прибавления. - С. 518. Список населенных мест по сведениям 1859 года. - VII: Вологодская губерния. - С. 305. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 87, 205, 215.

http://sobory.ru/article/?object=27699

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010