Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной (Введенская церковь) с трапезной, построенной в 1677-1679 годах. Она является, пожалуй, единственной среди сохранившихся на Левобережной Украине трапезных церквей с двумя куполами. Часовню-усыпальницу Г. С. Щербины (1868-1903), российского консула в Косовской Митровице, погибшего от рук албанских сепаратистов (как тут не вспомнить трагедию, разыгравшуюся на сербской земле в конце прошлого века, когда албанские боевики уничтожали не только мирных жителей, но и разрушили памятник Григорию Щербине, воздвигнутый сербами после его гибели). Часовню-усыпальницу Стефановичей (черниговских дворян), построенную приблизительно в 1905 году. Церковь Илии Пророка, сооруженную в XII веке на склоне Болдиных гор как крестильню возле входа в Антоньевы пещеры, которая вместе с ними положила основание Ильинскому монастырю. Просторно-плановое решение Ильинской церкви уникальное для строительства храмов домонгольского периода – это однонефная, однобанная, бесстолпная церковь. Возможно, это была первая такая каменная церковь, построенная в эпоху Киевской Руси, и единственная из такого типа храмов, сохранившаяся на территории Украины с тех времен. После причиненных во время нашествия орд Батыя повреждений храм был восстановлен и достроен: в XVI веке приобрел две дополнительные бани и ризницу с южной стороны атиды; в середине XVII века получил трехбанное многоярусное завершение и приобрел черты украинского барокко. Рядом с церковью в 1908-1910 была построена колокольня, которая органично вписалась в природно-архитектурный ландшафт. Три другие церкви – Феодосия Тотемского, Антония Печерского и Николы Святоши размещены непосредственно в Антониевых пещерах. Данные пещеры были основаны в 1069 году, как пещерный монастырь, а их интенсивное развитие продолжалось вплоть до разрушения Чернигова монголами-татарами (1239). Они представляют собой комплекс подземных переходов и помещений общей протяженностью 350 метров, которые размещаются в толще Болдиных гор (в границах современного города) и глубиной залегания – от 2 до 12 метров (относительно поверхности). Все подземные сооружения находятся на двух основных уровнях, наибольший интерес из которых представляет его нижний ярус (восточнее алтаря церкви Феодосия Тотемского) протяженностью около 100 метров. Он сохранился в земляном варианте за исключением трех метров, укрепленных кирпичной кладкой возле выхода на поверхность. Этот участок был также значительно перестроен. Известно, что данная часть комплекса в разное время служила подземным некрополем и местом обитания монахов-отшельников.

http://sobory.ru/article/?object=01652

«Созвать приходское собрание для разрешения возникающих вопросов по благотворительной деятельности в приходе и даже для ознакомления тем, как употребляются собранные на помощь бедным средства, чрезвычайно трудно. Горький опыт всех городских приходов свидетельствует, что в таких собраниях участвует едва одна десятая часть прихожан, имеющих право голоса, а, остальные девять десятых остаются безучастными к общему делу. Не так было в старину, — писал владыка, обращаясь к Вологодской пастве. — Прежде любили свои храмы. Чем иначе объясните вы само обилие храмов в нашем городе? Населения было несравненно меньше, приходы были малочисленнее, а между тем — смотрите, какие величественные храмы созидались и богато украшались. Поддержать созданное нашими благочестивыми предками церковное благолепие мы едва в состоянии». Вызывало беспокойство архипастыря и отсутствие духовной связи между членами приходской общины, которые зачастую оказывались едва знакомы друг с другом. Для преодоления этих явлений и упорядочения жизни в приходах епископ Александр созвал общее собрание пастырей всех городских церквей Вологды для совещания по вопросу о приходской реформе и выработке специального обращения архипастыря и пастырей к православному населению города. В нем они призывали, чтобы каждый православный житель города определился, какой храм он считает своим приходским — по рождению ли в этом приходе, по месту ли жительства или по духовной связи с пастырем, дабы хотя бы как-то упорядочить духовную жизнь православных жителей города. В 1917 году в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, и епископ Александр стал принимать деятельное участие, как в общих заседаниях Собора, так и в отделах: о церковной дисциплине, о церковном суде, о монастырях и монашестве, о правовом и имущественном положении духовенства, о благоустройстве прихода. Во время начавшегося после революции 1917 года гонения на Русскую Православную Церковь от пришедших к власти безбожников владыке почти сразу же пришлось испытать его тяжесть. 4(17) апреля 1919 года по распоряжению властей специально созданная для этой цели комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Феодосия Тотемского. Вскрытие раки вызвало бурю протестов православных жителей города, и епископ направил председателю Вологодского губернского исполкома письмо, в котором писал: «Управление Тотемского Спасо-Суморина монастыря рапортом на мое имя от 5 (18) сего апреля донесло мне нижеследующее: сего 4 (17) апреля по окончании Божественной литургии явилась в храм комиссия с участием четырех врачей для освидетельствования святых мощей преподобного Феодосия и тотчас же приступила к внешнему осмотру раки и гроба со святыми мощами…

http://pravmir.ru/novomucheniki-samarsko...

Адрес : ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300 Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Спасо-Суморином монастыре. г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали...». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года. в 2016 г. перенесение мощей в Спасо-Суморином монастырь. Адрес: Вологодская обл., г.Тотьма, наб. Кускова, д.7 Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под спудом в церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Варницы В Церкви Воскресения Христова (с.Варницы) под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского , который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, Погореловское с/п,д.Погорелово Почитание преподобного Вассиана Тиксненского началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление. В настоящее время установлен поклонный крест на месте церкви Св. Троицы, где покоились мощи преп. Вассиана Тиксненского. Надпись на табличке: Преподобный отче наш Вассиане, моли Бога о нас. Грязовецкий р-н [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

В XIX веке выстроены два собора — Воскресенский и Преображенский. С 1832 года к монастырю приписана Дедовская Троицкая пустынь на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. В монастыре хранились мощи св. Феодосия Тотемского: до революции они находились зимой в Воскресенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во Имя Самого Святого, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились на месте левого клироса в серебряной раке; они были покрыты покровом, открытой оставалась только правая рука. В 2016 мощи преподобного Феодосия Тотемского вернулись в монастырь. Подробнее... Спасо-Каменный монастырь [ править править код ] Дата основания: 1260 Статус : действующий Примечания : В монастыре располагалась первая спасательная станция Российского общества спасения на водах. Адрес: Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный Тел.: 8 (921) 143-16-32 По преданию монастырь был основан в XIII в. князем Глебом Белоозерским, нашедшем на острове спасение от бури во время плавания по Кубенскому озеру. В XV-XVII вв. использовался для заточения знатных особ. Упразднен в 1774 и вновь возобновлен по указу Павла I в 1801 под именем Белавинской Преображенской пустыни. В 1892. обители было возвращено прежнее название: Спасо-Каменный монастырь. В 1925 монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта и заброшена. В 1990-х начато восстановление монастыря. Подробнее... Храмы Вологодской области [ править править код ] Основные храмы Вологодской области Спасо-Преображенский собор (Белозерск) [ править править код ] Спасо-Преображенский собор в Белозерске был построен в 1668—1670-е годы. В соборе сохранился многоярусный резной иконостас конца XVIII — начала XIX веков. В 2017 году Спасо-Преображенский кафедральный собор был передан в собственность Череповецкой епархии и стал вторым кафедральным собором епархии. Спасо-Преображенский собор города Белозерска построен во второй половине XVII века,в прошлом – главный городской собор. Принадлежит к числу наиболее хорошо сохранившихся памятников русского зодчества этого периода, возвышаясь в историческом ядре города – в центреБелозерского кремля.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

5) В 1861 г. в корпусе, занимаемом настоятельницею монастыря, для удобства помещения, изменено расположение комнат и с ограды для входа в приемные комнаты устроено крыльцо. Настланы в Св. вратах деревянный пол и внутри монастыря тротуары; по Уктусской улице сделаны каменные тротуары. 6) В 1862 г. а) в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы настлан чистый пол и приготовлен вчерне иконостас; б) внутри монастыря выкопан колодезь с устройством над ним каменной комнаты с печью, в) на южной стороне монастыря, по линии каменной ограды построен вчерне и окончательно отстроен в 1863 г. каменный корпус на протяжении 15-ти саж., который покрыт железом и окрашен малахитом на масле г) при церкви Успения Божией Матери, с северной и западной сторон, сложены стены каменного пристроя для помещения ризницы и прочего; д) от угла северо-восточной башни по линии площади, по направлению к Александровским воротам, на протяжении 35 сажен выкопана водоотводная канава и обложена пластинами с устройством на ней деревянного тротуара. 7) В 1863 г. а) в Введенской церкви иконостас поставлен на место; резьба приготовлена и более чем на половину вызолочена, доски для икон приготовлены и самые иконы начали уже писаться; б) над западным пристроем к Успенскому храму выстроен и покрыт железною крышей второй каменный этаж для помещения монастырской библиотеки и архива. 8) В 1864 г. а) Введенской церкви иконостас совершенно отделан и иконы написаны; б) устроен новый коридор вместо прежде бывшего входа во вновь строившуюся церковь во имя Св. Феодосия Тотемского и лестница, ведущая на хоры этой церкви; в) сделан каменный пристрой к рукодельному корпусу и покрыт железом, а в следующем 1865 году оштукатурен. 9) В 1865 г. устроен деревянный одноэтажный дом для приезжающих в монастырь духовенства и церковных старост. 10) В 1866 г. а) в церкви во имя Св. преподобного Феодосия Тотемского устроен иконостас и по совершенном приготовлении всего потребного, церковь эта освящена Высокопреосвященным Неофитом; б) каменный корпус, в котором помещаются трапеза, пекарня, котельная и погреб, внутри перестроен: трапезная комната сделана гораздо просторнее и прочие комнаты сделаны также более удобопоместительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

После этого комиссия вынесла постановление, чтобы святые мощи были оставлены обнаженными и положены были на верхней крышке кипарисного гроба, помещающегося в раке, а сверху были покрыты стеклянным футляром, взятым с плащаницы, что и было приведено в исполнение. Поверх футляра были положены печати… Сообщая о вышеизложенном, прошу срочного распоряжения Вашего о немедленном прекращении описанного необычайно кощунственного положения останков преподобного Феодосия Тотемского, которое может вызвать великое смущение среди православного населения…». Власти отказались удовлетворить просьбу епископа и вместо ответа поместили в газетах циничную статью председателя губернского исполкома. Владыка, желая объяснить суть церковной позиции, направил ему второе письмо, в котором писал:«Очень рад, что своим ответным письмом… на мое к Вам обращение с просьбой о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы Вы даете мне повод изложить истинный взгляд Церкви на святые мощи. Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления… все же люди, в силу определения Божия»земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются тлению… Но есть»люди, имеющие ревность Божию не по разуму, которые утверждают, будто мощи святых непременно суть совершенно нетленные, т. е. совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела». Мнение этих людей, как одностороннее и неправильное, и приносит много вреда Церкви. Церковь же под мощами разумеет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотью) или в виде одних костей без тела. Такое понимание Церкви явствует уже из самого названия останков святых»мощами». По филологическому исследованию профессора Голубинского, слово»мощи»главным и собственным образом означает не целое тело, а части тела: древнеславянское»моща»в единственном числе значит остаток, множественное»мощи» — остатки…

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Феодосий Тотемский – один из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии. В честь его в епархии было освящено несколько храмов и приделов. Слава преподобного Феодосия как чудотворца выходила далеко за пределы Вологодчины. Престолы, посвященные ему, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях. Родился Феодосий около 1530 года в Вологде в благочестивой и состоятельной семье Сумориных. Отличаясь в юности религиозным настроением души, Феодор (его мирское имя) мечтал об иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор, подчинившись родительской воле, женился на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину. После смерти жены в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой он принимает монашеский постриг под именем Феодосий. Послушание монаху определили в монастырской пекарне, где труд считался самым тяжелым. Феодосий принял его с радостью, почитая необходимым для спасения и смирения. Житие повествует, что ночью преподобный молился, прося Бога открыть ему пустыню. И его молитва была услышана. Инока решили отправить в Тотьму, где Спасо-Прилуцкому монастырю принадлежали соляные варницы, и поручить надзирать за соляным двором. Преподобный Феодосий не только не оставил прежних правил строгого подвижничества, но еще более желал поработить плоть свою духу – возложил на себя железные вериги. Прибыв в Тотьму и обойдя окрестности города, Феодосий нашел подходящее для обители место – мыс между речками Ковдой и Песьей Деньгой. Земля эта принадлежала посадской вдове Марье Истоминой, и старец попросил ее: «Да дасть ему место создати церковь и монастырь возградити на собрание монахов». А жители Тотьмы, издавна желавшие иметь в пределах своих монастырь, послали к Ивану Грозному «жалобницу», в которой просили его дозволить старцу Феодосию воздвигнуть церковь во имя Преображения Господня, соорудить монастырь и дать Феодосию благословенную грамоту. 20 февраля 1554 года «во вторник 2-й недели поста» Иван Грозный назначил Феодосия настоятелем новоиспеченной обители.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Монастырская. Спасо-Николаевская Ефремова пустынь. Верхотино-Преображенский мужской монастырь, Леванидова мужская пустынь на Важской Верхотине /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Описание Зверинского В.В. 1602: «Ефремова-Спасо-Николаевская-Леванидовская, мужская пустынь, или Верхотин-Преображенский монастырь, ныне приход церкви села Монастырского Вологодской губернии Тотемского уезда Куракинской волости, в 80 верстах к западу – северо-западу от Тотьмы, при реке Режи. Основана в начале 16 столетия старцем Ефремом в царствование Великого князя Василия Иоанновича; преемник его игумен Леонтий получил владетельную и несудимую грамоту в 1539 году; вскоре она опустела, в 1560 году приписана к Спасо-Суморину монастырю и была возобновлена преподобным Феодосием, но в 17 веке опять запустела и совсем упразднилась. В начале второй половины 18 столения иеромонах Московского Угрешского монастыря устроил здесь каменную церковь во имя Преображения, освященную в 1761 году; затем была выстроена тоже каменная церковь святителя Николая, освященная в 1800 году». Уточнения и дополнения к описанию. Местоположение Ефремов монастырь находился на правом берегу реки Режа западнее места впадения её в Вагу, ныне деревня Монастырская Режского поселения Сямженского района Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Режского монастыря показано на листе карты 52, шифр 11-18. Режская пустыня Основана в начале 16 века старцем Ефремом. Построены деревянные церкви Преображения Господня и святителя Николая Чудотворца.В 1539 году настоятелем пустыни был игумен Леонтий, пустынь стала называться Леванидовой. В 1545 году обитель обезлюдела, её восстановил в 1560 году строитель Тотемского монастыря Феодосий Суморин. С этого времени пустынь была приписана к Спасо-Суморину монастырю, но снова запустела в конце 16 века. В 1617 году в пустыни проживали два старца, строителя и иеромонаха не было, служить в церквях было некому. Через год Режская пустынь приписана к Московскому Николо-Угрешскому монастырю, основанному Дмитрием Донским в 1380 году на Угреше - левом притоке реки Москвы. В конце 17 века на территории Режской пустыни находились: одна церковь, две жилые кельи и хлебня, проживали иеромонах и 2 старца. Монахи на жительство присылались из Угрешского монастыря. За деревянной монастырской оградой располагается скотный двор, при нём жили пять монастырских работников. За монастырём числились пять жилых деревень.

http://sobory.ru/article/?object=53871

Блаженный Андрей, 384 уроженец с. Усть-Толщемского, по смерти родителей жил в Галичском воскресенском монастыре у одного инока. Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа и – Андрей стал юродом. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищею служили ему только хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. – По смерти наставника своего Стефана перешел он в Тотьму и поселился у церкви воскресения Христова на берегу р. Сухоны. – Здесь он продолжал подвиги юродства: днем ходил там и здесь, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Наконец он еще при жизни обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. – Раз зимою шел он по обыкновению босой, к храмовому празднику, за 50 верст от Тотьмы. С ним встретился на дороге старшина дикарей Ажбакай, страдавший глазами; зная по слуху Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. – Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый и получил исцеление. – Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его св. тайнами. – Причастившись св. тайн, попросил клирика оставить его одного; потом позвал его сказал: «брат, пришло время разлучения души с телом». – Иоанн в слезах зажег свечу пред иконою и покурил фимиамом. В след затем блаженный тихо скончался с руками, сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольнею. Десять лет юродствовал Андрей. Кончина его последовала 10 окт. 1673 г. когда было ему 35 лет от роду. По кончине своей блаженный Андрей прославился чудесами. На раке преп. Феодосия тотем. 1800 г. в клеймах изображены: преп. Вассиан тиксенский, Андрей юродивый тотемский, Прокопий юродивый устьянский и блаж. Максим тотемский. 385 Память о преп. Феофане печерском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не прошло сорока лет со времени его кончины, как у гроба его начались исцеления. Слепые прозревали, хромые ходили, глухие слышали. Преподобный являлся многим во сне, вразумлял и исцелял их. Одному диакону города Тотьмы, который пять суток от боли в ногах был в беспамятстве, он сказал во сне: «Воздай хвалу Богу в страдании твоем, ибо все нам бывает на пользу; одни только грехи на пагубу, они убивают душу. Молись прежде об исцелении души твоей, и будет здраво тело». И диакон получил исцеление. Одной женщине, страдавшей головной болью и непонятным унынием, он явился во сне и сказал: «Не изнемогай в уповании и молитве к Богу». И болящая стала здрава и бодра духом. В 1626 году написана была икона преподобного Феодосия Тотемского со слов столетнего старца Кузьмы Любовцова; в 1635 году написан был другой образ, в болыием виде, и положен был на самой гробнице, над которой устроена и сень. В 1659 году пожар истребил помост и решетку близ самой раки, а рака с сенью, иконами и покровами осталась невредимой. В 1729 году сочинена была служба на день преставления преподобного Феодосия, и братия совершала по ней празднование основателю обители. В 1796 году, при копании рва для нового храма Вознесения Господня, обретен был гроб и в нем покрытое схимою нетленное тело преподобного Феодосия: глава, руки, весь состав и даже одежда были целы. После троекратного свидетельствования Святейший Синод определил (30 сентября 1798 года) празднование новоявленному чудотворцу преподобному Феодосию совершать повсеместно 28 января. Император Павел писал к строителю Суморина монастыря: «Духовное принося благодарение Промыслу Творца Всевышняго за озарение начала царствования моего явлением и многими чудотворениями святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, в изъявление благоговения моего к оным, посылаю в обитель преподобного полную бархатную ризницу для соборного священнослужения. Приемля сердцем чистым и благодарным сие на дни наши излияние Божией благодати, духовного молю, да всегда она на мне и на царстве моем пребывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010