Января 16-го Вологодская Церковь совершает память местно чтимого блаженного Максима Тотемского. Из дошедших сведений известно, что блаженный Максим был священником в Тотьме. Христа ради он юродствовал 45 лет. Преставился в 1650 г. января 16. Почитание его началось с 1715 года. Мощи его, под спудом, почивают в Градской Воскресенской Церкви, что у варниц. Житие Преподобного Феодосия Тотемского Преподобный Феодосий родился в царствование великого князя Василия Иоанновича, в Вологде, от благородного звания родителей, по прозванию Сумориных. По воле родителей, Феодосий, придя в возмужалый возраст, был женат и имел дочь, по имени Марину. После женитьбы Феодосия, недолго жили его родители, и за ними скоро скончалась и жена его. Тогда преподобный поспешил исполнить давнишнее, от юности таившееся в нем желание, посвятить себя иночеству. Он удалился в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь, где и был пострижен в иноки. Замечательны были и постничество инока Феодосия, и его безропотное послушание. Он был назначен надзирателем за солеварнею в Тотьме, принадлежащей монастырю. В Тотьме Феодосий приобрел такую всеобщую любовь и уважение, что посадские жители просили Царя Иоанна Васильевича, дозволить преподобному Феодосию, построить монастырь, близ города, на горе, между двух рек Ковдою и Песью-Деньгою. В 1554 году Царь дал на то не только свое соизволение, но и назначил преподобного Феодосия настоятелем обители и освободил ее, несудимою грамотою, от всяких податей. Окрестные жители охотно приносили пожертвования деньгами и имуществом и скоро пр. Феодосий, с благословения Архиепископа Ростовского Григория, соорудил Церковь во имя Преображения Господня, и, по монастырскому чину, келии и трапезу. В 1555 году Царь даровал другую грамоту на монастырские солеварни и на безоброчную продажу соли. Число братии умножалось, и великим обилием исполнилась обитель. Куплею, вкладами и собственными трудами, преподобный прибрел в пользу монастыря угодья и две мельницы. С благословенья Епископа Ростовского и Ярославского, в епархии которого состояли тогда Тотьма, Феодосий обновил пустынь, построенную старцем Ефремом, находившуюся в Тотемском уезде в Займище Леванидовском и завел в ней братство. Видимые для всех были кротость и смирение игумена Феодосия. Не скрывалось и чрезвычайное пощение его и непомерные труды, но никто не видел, что под суровою власяницею преподобный, много лет носил железные вериги, столь тяжкие, что железо врастало в плоть. В 1568 году, 28 января, преподобный преставился, после четырнадцати – летнего управления созданной им Спаса-Суморинскою обителью, где погребено и тело его. В час смерти, которую предвидел великий подвижник, он приобщился Божественных Тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Погост. Тиксненский Спасский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1694. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Вологодская область, Тотемский район, деревня Погост, Преображенская улица, 11 Координаты: 59.702609, 42.045912 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тиксненский приход. Современное местоположение: д. Погорелово, Погореловское с/п, Тотемский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Тиксненская Спасская мужская пустынь была основана в 1603 г. преп. Вассианом, Вологодским чудотворцем, упразднена до 1764 г. На месте монастыря был основан приход. Приходские церкви располагались на Тиксненском Спасо-Преображенский погосте, при р. Тиксне, 1-го стана Тотемского уезда. Главная церковь - Тиксненская Спасо-Преображенская, построена в 1764 г., освящена в 1778 г. Каменная. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, прпп. Феодосия Тотемского и Вассиана Тиксненского, апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Мирликийского, Успения Пресвятой Богородицы, вмц. Параскевы Пятницы. В церкви под спудом - мощи преподобного Вассиана Тиксненского. В 1788 г. при церкви числилось 1807 человек, в 1868 г. - 3721. Вторая приходская церковь - Тиксненская Троицкая, построена в 1781 г., освящена в 1784 г. Каменная. Престол в честь Святой Троицы. 22 октября 1866 г. храм был вновь освящён после ремонта. 30 сентября 1864 г. было получено разрешение епархиального начальства построить каменную церковь близ деревни Подгорной, для 4-х отдалённых селений, называвшихся Тафтинскими. Церковь оставалась приписной к Тиксненской Спасо-Преображенской церкви, пока не были изысканы средства для содержания своего причта. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение С датой основания существует путаница. Дело в том, что, строго говоря, святой Вассиан не основал монашеской обители. Она возникла задолго после его смерти. См. Википедию, например: В 1694 году возникла иноческая обитель в честь Живоначальной Троицы. Первым настоятелем был иеромонах Спасо-Суморина монастыря Протасий (в миру Прохор). Построил каменную Троицкую церковь. Освятил её в 1698 году. В ней под спудом находились мощи святого Вассиана. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=53872

Наиболее величественной постройкой монастыря является Вознесенский собор. Деревянный Воскресенский собор был срублен после пожара 1690 года. Новый каменный храм на месте деревянного возвели в 1757 году. Освящен собор в 1764 году. Спустя несколько лет, «от слабого грунта земли она во многих местах осела и растрескалась». В 1796 году начались работы по перестройке Вознесенского храма. 2 сентября 1796 года при земляных работах был найден гроб. При поднятии гроба с него упала крышка, взорам строителей предстало покрытое схимою тело, у которого глава, руки, весь состав и одежда целы. По вышитым на схиме словам открылось, что это тело основателя Спасо-Суморина монастыря – преподобного Феодосия Суморина, почивавшее в земле 228 лет. Предположительно автором проекта постройки Вознесенского храма, выполненного в стиле зрелого классицизма, является Р.М. Казаков – сын известного русского архитектора Матвея Казакова. Строительство обновленного Вознесенского собора было завершено в 1825 году, когда к собору пристроили обширную трапезную. Трехэтажный пятиглавый с колоннами храм как снаружи, так и внутри был богато украшен лепниной. В среднем этаже находилось пять престолов, из коих главный – во имя Вознесения Господня, по правую сторону от него – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а по левую – Феодосия Тотемского чудотворца с мощами святого. Общий вес серебряной раки составлял сто килограммов. На раке по сторонам располагались четыре клейма: блаженного Максима Тотемского, преподобного Вассиана Тиксненского, Прокопия Устюжского, Андрея юродивого Тотемского. Кроме клейм по сторонам раки были вычеканены: молитва, тропарь и кондак преподобному Феодосию, а также сведения, в чье царствование и при каком преосвященном обретены мощи и когда сделана рака. Перед ракою в киоте и за стеклом стояла чудотворная икона Божией Матери, именуемая Суморинскою, принесенная в 1553 году самим преподобным Феодосием Сумориным из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. По преданию, этой иконой игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного Феодосия в дорогу в Тотьму. При входе в церковь, в трапезе с правой стороны, находился престол во имя Николая Чудотворца, а с левой – Петра,митрополита Московского. В нижнем этаже, в пещере, где обретены мощи преподобного Феодосия – престол во имя всех вологодских чудотворцев. Автором росписей Вознесенского собора, частично сохранившихся до наших дней, считается знаменитый вологодский художник Платон Семенович Тюрин (1816–1882), академик портретной и исторической живописи Императорской академии художеств.

http://sobory.ru/article/?object=00367

радуйся, скорбящих сладкое утешение. Радуйся, просящым скорый помощниче: радуйся, болящым скорый и безмездный врачу. Радуйся, земный ангеле: радуйся, небесный человече. Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго: радуйся, телес наших здравия и душ спасения ходатаю. Радуйся, Феодосие, великий чудотворче. Кондак 1 Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою приходящым источаяй многоцелебные дары, похвальная восписуем ти творящии всечестную память твою: ты же, яко имея дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти: Радуйся, Феодосие, великий чудотворче. Молитва преподобному отцу нашему Феодосию, Тотемскому чудотворцу О, добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Феодосие! Услыши нас грешных, молящихся тебе, и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас грешных в толицех обстояниих сущих, виждь нас немощных отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашым, и не умрем в лукавых деяниих нашых. Моли о нас недостойных Спаса Господа, Емуже ты со безплотными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашым, и по нечистоте сердец нашых, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповая, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и к цельбоносному гробу твоему припадая недостойнии исцеления просим: избави нас, угодниче Христов, от злых находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обимет нас напасть, и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, преподобне отче Феодосие, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, душам нашым спасение и велию милость. Аминь. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815).

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Смольково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Смольково (Богородское) при роднике. Храмов два. Главный храм; каменный, без колокольни, построен в 1809 г. помещиком Петр. Дмит. Самариным, обнесен деревянной оградой; престолов в нем три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах: в одном во имя препп. Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев и в другом во имя преп. Феодосия, Тотемского чудотворца. Второй храм деревянный, построен прихожанами в 1896 г.; престол в нем во имя Святителя и Чудотворца Николая. На роднике есть каменная часовня, построена в 1896 г. Церк.- приход. попечительством существует с 1875 г. в селе земская школа, а в с-це Бестужевке школа грамоты (с 1898 г.), помещается в доме крестьянина. Ближайшия села: Смышляевка в 4 вер. и Безштановка в 4 вер. Расстояние от Симбирска 93 вер., от Сенгилея 105 вер., от Уваровского волост. правл. 13 вер. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г. Село Смольково (Богородское) расположено в 33 км к востоку от города Барыш на речке Малая Свияга. Основано поселение около 1699 года Н.И. Смольковым. С конца XVIII века до начала XX века административно Смольково относилось к Уваровской волости Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. В 1913 году в селе было 145 дворов, 771 житель, 2 церкви, земская школа. В 1996 году в Смольково проживало 190 человек, преимущественно русские. Каменный храм без колокольни в виде ротонды построен в 1809 году на средства местного помещика Петра Дмитриевича Самарина. В храме было три престола: главный в честь Казанской иконы Божьей Матери и в приделах в одном во имя преподобных Антония и Феодосия, а в другом – во имя преподобного Феодосия Тотемского чудотворца. Храм был закрыт в период богоборчества, вероятно, в 1930-е годы. В советское время здание церкви использовалось под различные хозяйственные нужды местного колхоза. В 1990-е годы церковь пустовала и разрушалась. С начала 2000-х годов верующими предпринимаются попытки восстановления и реставрации храма.

http://sobory.ru/article/?object=13098

—374— Матвея Запольского, Иеродиакона Протасия; I курса – Николая Вознесенского, Сергея Смирнова 5-го, Михаила Поповича, Милана Петровича, Светозара Радовановича, Николая Шутова и III курса – Михаила Смирнова не заслуживающими уважения. Определили : Студентов, означенных в 2 п., при составлении списка после годичных испытаний, понизить на три Прочее принять к сведению. На сём журнале последовала резолюция Его Высокопреосвященства: «Дек. 29. Действительные студенты – Алексей Целебровский, Иван Орловский, Владимир Троицкий и Николай Берсенев утверждаются в степени кандидата богословия. – Прочее в сём журнале читано и по оному исполнить всё, требующее исполнения». 1649 τιμασαι, ρμοσαι τιμασαι, – по славян. следует другой пунктуации: τοιμσαι κτλ. – уготовити, устроити, уготовити. 1652 В славянском, как и во многих греч. списках читается: «и Фуд и Ливиане» соответственно Евр.: · Такое чтение засвидетельствовано также: Сирским (Вальт. и Чериани: ), халдейским (Вальт.: ), Вульгатой: Aphrica et Libyes. Cp. loc. Флав. Antiq. 1. 6. 2. ed, Niese § 133; vol. 1, pag. 32. 1658 См. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря преподобного Феодосия, изданное архим. Нафанаилом, М. 1850, стр. 36, прим. 6. 1659 Не совсем понятно для нас, что в найденном нетленном теле узнали тело преп. Феодосия «но усмотренным вышитым на схиме литерам», т. е. не совсем понятно для нас, какие тут разумеются литеры. 1660 В первый раз через двух присутствующих Вологодской Консистории, при строителе того монастыря и при других городских церквей священниках с светскими города Тотьмы чиновниками и лучшими гражданами; во второй раз через архиепископа Ростовского Арсения (Верещагина) с епископом Вологодским Арсением же (Тодорским); в третий раз епископом Вологодским обще с тамошним гражданским губернатором Шетневым. 1661 Указ в Собрании законов, т. XXV, 18.682, стр. 395. Относительно оглашения мощей в нём читается: «Святейший Синод определил оное обретённое в 1796 году в Тотемском Спасо-Суморине монастыре нетленное тело огласить за совершённые преподобного Феодосия Тотемского чудотворца святые мощи».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. 217-218). Возле раки святого впосл. была размещена памятная надпись, содержавшая сведения о нем. В утраченной ныне рукописи XVIII в. «Житие и чюдеса преподобнаго отца нашего Феодосия Тотемскаго Суморина монастыря, новаго чюдотворца» из б-ки Суморина мон-ря после «Повести о рождении преподобнаго отца нашего Феодосия Тотемскаго...» были помещены тексты надписей, находившихся над погребениями прп. Феодосия, блж. Андрея и М. ( Срезневский. 1902. Ч. 1. С. 12). 17 дек. 1742 г. священники Воскресенской ц. подали рапорт архиеп. Великоустюжскому и Тотемскому Гавриилу (Русскому), в к-ром просили разрешить разобрать ветхие деревянные церкви Никольскую и Пятницкую. В июне 1743 г. последовало разрешение; Пятницкая ц. была разобрана в том же году, раку святого, вероятно, перенесли в Воскресенский храм. Как следует из рапорта свящ. Воскресенской ц. Иоанна Васильева от 7 февр. 1745 г., посланного архиеп. Великоустюжскому и Тотемскому Гавриилу, мощи М. находились под спудом, однако в документе не указано, как во время строительства было обозначено погребение святого (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723б. Л. 307-308 об.). К 1750 г. на месте Пятницкого и Никольского храмов построили каменную одноэтажную церковь, освященную во имя свт. Николая. В 1772-1775 гг. на 2-м этаже был устроен еще один храм, который освятили в честь Воскресения Христова (обветшавшую деревянную Воскресенскую ц. в 1783 разобрали). По оценке историков архитектуры, этот храм стал 1-м образцом «тотемского барокко». Архитектурный декор нижнего этажа был выполнен в стиле XVII в., а верхняя часть очерчивала «основную форму (включая простые наличники) с причудливым кирпичным фасадным декором в виде картушей» ( Брумфилд. 2005. С. 15). В 1868 г. у левого клироса Никольского храма над местом погребения М. установили резную деревянную раку. На ней в живописных клеймах были изображены чудеса, совершившиеся у мощей святого. На наружной стене место погребения блаженного отмечала фреска с изображением М. в деревянном киоте. По сведениям В.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

На монастырском гумне, стояла пшеница, плод трудов преподобного, а рабочие все спали. Поселянин насыпал в мешок пшеницы, но никак не мог поднять. Преподобный застал его за этою работою и сказал: «напрасно, сын мой ты поднимаешь не по силам. Обличенный тот бросился к ногам блаженного: но он, велел ему еще прибавить пшеницы и велел идти. Легко поднял за тем мешок с пшеницей поселянин, благословляя великодушного старца. Предчувствуя близость кончины, преп. Александр призвал учеников своих, и сказал им: «слабею я, – а вы терпите на этом месте, храните смирение и любовь взаимную. Совершив литургию в воскресный день ; и со слезами за себя и за обитель, он вскоре после литургии скончался. Это было 9 июня 1439 года. Преподобный Евфимий, как и Александр – уроженец Вологодский и совершал первые иноческие подвиги в той же Спасо-каменной обители. Уступив великодушно Александру свою Кущтскую хижину, он перешел на место подвигов Александра, на р. Сянжему: сюда пришел к нему делить подвиги пустыни Харитон. Евфимий поставил церковь Вознесения и основал Сянжемскую вознесенскую обитель. Пр. Евфимий после изнурительной, многотрудной жизни преставился в 1465 году, а ученик его Харитон –в 1509 г. апреля 11 дня. Мощи их почивают в Вознесенском ныне приходском храме. Мир иноческий в Вологодских пределах продолжал обогащаться высокими идеалами христианского совершенства даже и в XVI веке. И в сем веке появлялись ревнители подвижничества первых отшельников Вологодских лесов – Павла, Сергия и Сильвестра Обнорских, непосредственных учеников Великого Сергия, которых Вологодская церковь причла к лику Святых угодников Божиих и чтит как первоначальных насадителей благочестия на св. Руси. В XVI веке –в глухих тогда еще Вологодских лесах– основали монастыри и имели многих последователей: Феодосий Тотемский и Стефан Озерский. Преподобный Феодосий Тотемский Преподобный Феодосий родился в царствование или княжение в. к. Василия Иоанновича в Вологде, от бояр Сумориных. По воле родителей, Феодосий, по достижении им совершеннолетия, должен был вступить в брак, и имел дочь – Марину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Горлица и ласточка умеют распознавать время года для перелетания в теплыя страны» ( Иер. 8:6 ): так и наша голубка-младенец как будто знала, когда ей надобно было отлететь из сей юдоли плача в страну райскую, где жизнь безконечная и радость неизглаголанная. Она простилась со всеми близкими родными, которые съехались в этот воскресный день (2 января) для поздравления родителей с новым годом. Она, в самом деле, и меня дождалась, как говорил я при первом моем свидании с крестницей; мне по милости Божией ( Иов. 12:9–10 ), дано было несколько дней утешиться ею. Господи! упокой младенца, молился и плакал я особенно в день ее погребения на Ваганьковом кладбище. 1855 г. VI. Путешествие из Вологды в Тотемский Спасо-Суморин монастырь преподобного Феодосия в 1860 году 75 Преп. Феодосий Тотемский родился в Вологда, в царствование Василя Иоанновича, от благородных родителей по прозванию Сумориных и воспитан был в страхе Божием. По настоянию родителей он женился и имел дочь Марину, но семейная жизнь не отвлекала его от любви к Богу: он усердно посещал церковь , часто молился дома и особенно ночью. Настроенный к благочестивой жизни, он по смерти родителей и супруги своей, конечно, не без внутреннего воздействия благодати Божией, поступил в Вологодскую Прилуцкую обитель преп. Димитрия и принял здесь пострижение. В обители Феодосий проходил тяжелое послушание – носить воду и пек хлебы, рубил дрова, в тоже время соблюдал строгий пост и возносил молитвы к Богу. По приказанию игумена, он отправился в Тотьму смотреть за монастырскими солеваренными заводами. Здесь ему понравилось одно место между речками, впадающими в реку Сухону, оттененное лесом и горою; на этом месте Феодосий основал в 1554 г. Спасо-Суморинский монастырь и еще обновил бывшую в Тотемском уезде пустынь Ефремову. Настоятельствуя над двумя обителями, он, как строгий подвижник, изнурял свое тело веригами и жесткою власяницей. Блаженный преставился в 1568 году и был погребен в основанном им монастыре. При гробе его совершались чудеса. В 1796 году, при копании рва для нового храма Вознесения Господня, были обретены мощи Феодосия нетленными, а в 1798 г. установлено праздновать ему повсеместно 28 января, в день его преставления,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

А не учнет Феодосий на тех местах тут монастыря – пустыньки строить, и мен Марье, со своими детьми – с Фео дором да Петром, да со внуком с Ивановым, владети по старому пути у купчей. А учнет Феодосий на тех мстах пустыньку строити и мне Марье с своими детьми – Феодором да Петром и с Ивановым сыном, в те пустоши при Феодосьеве животе, и после Феодосьева живота, не вступаться ни во что; а где влягут на те пустоши старое какое дело нибудь, и мне Марье, с своими детьми и со внуком, от тех от всех дел очищати, и убытка ему в том ни чего не привести. А у данные сидели мужи Игнатей Яковлев сын Черного, да Васька Клементьсв сын диак, да Филя Иванов сын Пономарев, Данную писал Козсмка Иванов сын Тороканов лета 7061 (1553), августа в 10 день. 203 В житии пр. Феодосия, напечатанном при службе ему в москов. синодал. Типографии в 1823 году, в описании монастыря, изд. архим. Нафанаилом в 1850 г. и в житиях святых Муравьева – архиепископ ростовский назван Григорием, но Григорий умер 1416 года 3 мая, а в 1554 году архепископом был Никандр, посвященный в 1549 году и скончавшийся в 1556 году. 204 На ризе иконы надпись: В Спасо-Суморинскую обитель сей св. образ принесен руками пр. Феодосия Тотемского нового чудотворца, из Спасоприлуцкого Вологодского монастыря в 1554 г. июня 29 дня. Эта надпись основана на древней монастырской описи. 207 Арсений Тодорский, посвященный 15 августа в Новгороде в епископа Вологодского, тогда еще не прибыл в Вологду. 208 Описание, что по осмотру, учиненному по силе присланных из Свят. Правит. Синода указов Арсением, архиепископом ростовским и кавалером и Арсением, епископом вологодским, найденному в Тотемском Спасопреображенском Суморине монастыре 1796 года, сентября 2 дня, при копании рва под фундамент новостроющейся в том монастыре церкви телу, именуемому пр. Феодосия тотемского чудотворца, сего декабря 8 дня оказалось против свидетельства, чиненного 1796 года ноября 14 и 15 числ сходственно и что не сходственно. По свидетельству 1796 года ноября 14 числа показано: По осмотру декабря 8 дня 1797 года оказалось: Гроб, вытесанный из соснового бревна мерою в длину 3 аршина 1 вершек с половиною, толщиною в возглавии в вышину 10 вершков с половиною и с крышкою, шириною 9 вершков с четвертью, в ногах вышиною 9 вершков, поперек 8 вершков три четверти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010