Очевидно, что после шести дней уже не создано ничего нового, хотя и ежедневно рождаются растения, семена и животные. Ведь они всякий день растут не как новые [творения], а по образу уже созданных в начале, и по тому же самому закону — возвещённому Богом благословению. Стих 7. Животные получили жизнь, когда их одушевило вдыхание духа, разлитого в воздухе; а человек получил жизнь от самой бессмертной и превосходящей [все иное Жизни]. «И вдунул Бог в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Одним [Он] повелевает служить и подчиняться, другому — господствовать и царствовать. Он не сказал «стала плоть душою живою», но «стал человек душою живою», воспользовавшись именованием «человек», которое является общим для обоих составных частей [и души, и тела]. Таким наименованием он обозначил обе составные части через целое. Отдельностью же сотворения он разделил природы. Стих 8. Похоже, что «Эдемом, лежащим на востоке», называется совсем не маленькая часть земли, [а достаточно большая]. О больших размерах рая говорит то, что его орошала река, разделявшаяся на четыре реки, которые несли свои воды вовне. И немного после: [Слово] Эдем обозначает не только рай, но и внешнюю немалую область, часть которой была собственно Эдемом, а рай — прилегал [к нему]. Отсюда и о Каине сказано: «Вышел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, напротив Эдема» (Быт. 4:16) . Очевидно, сначала они жили в Эдеме, где Бог являлся им. Когда же после он вышел из тех мест, изгнанный далеко от Бога за свою злобу, то поселился в другом месте, называемом Нод, находившимся напротив Эдема — места, где он жил прежде. Подобным образом и об Адаме говорится, что он был выслан из рая и разместился напротив рая. Итак, из всей земли Бог избрал на востоке некую обширную землю, называемую Эдем, устроил в ней сад (рай), и в нем постановил жить сотворенному человеку, желая почтить его. Стих 19. Это не значит, что Бог [только] после этого сотворил из земли других живых существ, но говорится это [ Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных ] в качестве воспоминания, потому что так было сделано раньше. А то, что сказано « Потом Господь Бог образовал из земли…» , — это сказано по обыкновению еврейского языка.

http://bogoslov.ru/article/6023939

О воплощении Бога Слова, цитируемом Факундом Гермианским: «… божественное Писание собрало во едино свойства обеих природ и говорит как об одном» (Scriptura divina… ambarum naturarum proprietates in unum conducit, et sicut de uno quodam eloquitur) . Поясняя, например, Символ веры, он говорит: «… справедливо они [отцы] сначала говорили Единородный, и после этого – Первородный. В самом деле, они хотели сначала показать нам, кто есть Тот, Кто был образом Бога (Фил. 2:7) и Кто, по Его благодати, воспринял на Себя нашу природу. Далее отцы говорили об образе раба, воспринятом ради нашего спасения. Таким образом, и через перемену используемых ими терминов они явили две природы и [их] отличия. А также и единственность сыновства, проистекающую из тесного единства природ, что было достигнуто благоволением Божиим» . Френсис Салливан считает, что под «Первородным» всей твари Феодор подразумевает в своих рассуждениях именно «воспринятого человека» – первое возрожденное и воспринятое Богом человеческое существо. Это – новая тварь. Следовательно, отцы и священные писатели приписывали Богу Слову человеческие черты лишь для того, чтобы подчеркнуть тесное единство природ во Христе . Но это необходимо также и для учения о спасении человечества Новым Адамом. Другой пример такого компромиссного соединения – идея взаимного обмена свойств между двумя природами; в этом общении свойств Феодор видит доступный всем людям способ участия в спасительном домостроительстве Божества . Поясняя слова: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51 ), – Феодор говорит: «[Этим] Он хотел сказать не то, что тело сошло оттуда, но то, что дар этот высок по своей природе. [Он] подтверждает Свои слова намеком на величие Божества» . Подобное выражение мы встречаем и в толковании на Кол. 1:13: «избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего»: «Не говорит Сына, но сына любви Своей, поскольку мы стали участниками царствия не Бога Слова, а воспринятого человека, к которому мы приобщаемся по подобию естества, когда проявляем делами расположение к нему; поэтому и называет его сыном любви Своей, поскольку не по природе он сын Отца, но удостоен усыновления по любви» .

http://bogoslov.ru/article/3223573

Во втором случае апостол Иоанн не приводит полностью пророчество, а лишь указывает на него: После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: Жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его (Ин. 19, 28— 29) . Здесь евангелист подчеркивает, что все, что претерпел Спаситель, совершилось так, как предвозвещало Писание. Следовательно, пророчество, которое вполне отражает события новозаветной реальности, необходимо признать истинным. Подобным образом рассуждает святитель Кирилл Александрийский: «Но Богодухновенному Писанию отнюдь невозможно было сказать ложь, как бы от лица Спасителя нашего говорящего о них: И дали в пищу Мне желчь и, когда Я жаждал, напоили Меня уксусом (Пс. 68, 22)» . Кроме этого, апостолы Петр и Павел цитируют слова Псалма (Пс. 68, 23; 26), считая их мессианским пророчеством (Деян. 1, 20; Рим. 11, 9). Однако свидетельства евангелиста и апостолов не убеждают Феодорапризнать Псалом мессианским. Он считает, что это пророчество относится ко времени Маккавеев . Мопсуестийский епископ не объясняет подробно, на основании чего он отверг свидетельства Нового Завета. Вероятно, ему показалось, что мессианский смысл противоречит логической последовательности мысли Псалма. Пророк говорит о безумии и о грехах: Боже, Ты знаешь безумие мое и грехи мои от Тебя не скрыты(6), — что никоим образом не может относиться к лицу Мессии. В толковании на 21 Псалом, слова которого произнес на Кресте Сам Господь, и который несколько раз цитируют евангелисты, он ясно указывает на несоответствие мессианского смысла некоторым выражениям Псалма, что разрушает логическую связь внутри текста. «Далеко от спасения моего слова грехопадений моих (Пс. 21, 2) . Те, кто этот Псалом относят к лицу Господа, обличаются особенно тем, что даже малая часть этого места не совпадает с тем, что случилось на самом деле. Ибо как можно понимать то, что Господь сказал это о себе: далеко от спасения моего? Однако известно, что во время своих страданий Он, будучи повешен на крест, сказал: Боже, Боже Мой вонми Мне (1) (Мф. 27, 46). Сказанное же никоим образом не указывает, что этот Псалом необходимо отнести к Нему. Итак, следовательно, Он воспользовался этим свидетельством, поскольку сказанное выше пророком не исполнилось тогда на деле» .

http://bogoslov.ru/article/2452157

Таблица 10 ( Марк Подвижник , 2-е слово, гл. 148; PG 65. Col. 953) ….должно прежде иметь в сердце действующую благодать Святого Духа, и таким образом по мере её в нас действия войти Царствие Небесное. – Открывая сие, Господь сказал: «Царствие Небесное внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Духовное наслаждение не имеет нужды в самих вещах. Иначе зачем было бы сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ) и: «Да приидет Царствие Твое» ( Мф.6:10 ). Но по истинному свидетельству истолковавших Писания оно есть умное действие Святого Духа. Цитируя второй фрагмент из 7-го слова, прп. Исаак выступает здесь в роли толкователя и комментатора этого слова. Таблица 11 Прп. Марк Прп. Исаак Как из явных дел можно уразуметь сокровенные мысли, так и дела души можно уразуметь из повествований Писания. Ибо Писание повествует как о будущем, так и о делах души, потому что все будущее в ней сокрыто духовно, и чего кто бывает причастником здесь, того и там будет причастником. Писание не истолковало нам, что суть вещи будущего века. Но оно просто научило нас, как ощущение наслаждения ими мы можем получить еще здесь, прежде естественного изменения и исшествия из мира сего. Итак, когда слышишь Писание, повествующее о рае, Адаме и змее, внимай постоянно своему сердцу и найдешь, что рай есть Слово Божие; наслаждение в нем – причастие Святого Духа. «Ни о чем не заботьтесь, кроме Царствия». Ибо те, которые вошли в [сей] Рай Божий и сохранили сию заповедь, не были изгнаны, но насколько удержались от земного, сторицею насладились духовным, подобным образом действенно утешены благодатию. Духовное наслаждение не имеет нужды в самих вещах, ибо [в Писании] нам объяснено, что они – вне существа приемлющих, и находятся в грядущем творении. Иначе зачем было бы сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» и «Да приидет Царствие Твое». Итак, внутри себя мы имеем вещество воспринимаемых вещей как залог заключающейся в них отрады. Ибо необходимо, чтобы у залога было свойство подобия 30 . ...и они входили «во внутреннейшее [за] завесу, куда предтечею, за нас вошел» Господь ( Евр.6:19–20 ), и наслаждались плодами Духа, и увидев будущее в крепости сердца, по апостолу, «словно в зеркале, гадательно» ( 1Кор.13:12 ), говорили: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ) 31 . Итак, будем и мы молиться, чтобы получить благодать Святого Духа во всяком удостоверении и ощущении и войти туда, откуда мы были изгнаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

Стих 34. Они смешались с отцом обманом, потому что стыдились его целомудрия, которое было ему присуще, пока он был трезв. Глава 20 Стих 5. Не по невоздержанию, говорит, я захотел соединиться с нею, но полагал, что стану великим, если сочетаюсь браком с праведной женой — праведной святой сестрой праведного святого мужа. Глава 27 Стих 1. Это есть дело божественной благодати, чтобы стараниями Ревекки благословение получил Иаков. Глава 28 Стих 18. Иаков возлил елей на вершину камня и назвал место Дом Божий. Это — образ Моисеевой скинии, на которую возлили елей после того, как изготовили. Глава 30 Стих 39. В то время как в Месопотамии стараются приобретать беловатых овец и чёрных коз, в Палестине преобладает скот противоположной окраски, который предпочитают патриархи. Глава 32 Стих 1. Иакова, освободившегося от Лавана, встретили ангелы, несомненно, посланные от Михаила, предводителя израильтян, как сказал Гавриил Даниилу: Михаил, князь ваш (Дан. 12:1). Иакова, боявшегося Лавана и Исава, присутствие отряда ангелов учило не бояться отрядов, бывших при его брате. Стих 24. Когда все перешли Иордан, остался только Иаков и боролся с Тем, кто явился ему. Это, несомненно, был не кто иной, как Тот, кого Иаков видел на лестнице в Вефиле. Ангелы же, восходившие и нисходившие по ней, были тем самым отрядом и не отличались от тех, что встретились ему. Стих 25. «И увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра, и оцепенел». Иаков увидел, что не побеждает ангела, ангел же коснулся его бедра. Стих 26. Ангел сказал: «Отпусти Меня» ни по какой иной причине, как для того, чтобы побудить Иакова сказать: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Стих 27. Он же спросил: «Как тебе имя?». Он ответил: «Иаков». «И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Говорит: достаточно тебе борьбы с Богом как благословения. Более же всех знамений тебе новое имя — Израиль, что означает «человек, видящий Бога». Ведь действительно, если бы явившийся был по природе ангелом, то Иаков был бы назван Израилем неверно, ибо не видел Бога. Следовательно, Он был одновременно и Богом, и человеком, и ангелом, во всём истинным, но человеком по воплощению, ангелом по служению, Богом же по природе.

http://bogoslov.ru/article/6023939

Из приведенного отрывка видно, что пророчество во всей полноте относится ко Христу. Однако толкователь отмечает, что мессианский смысл пророчества в данном случае сокрыт в тексте ( τμυστικντε κα κεκρυμνον), так что возвращение иудеев из плена кажется более очевидным референтом предсказаний. И действительно слова: И выведу их от народов, и соберу их из стран и введу их в землю их…. Я буду пасти овец Моих, и буду покоить их, и узнают, что Я — Господь…. И спасу овец Моих, и не будут больше расхищаемы.… И поставлю им одного Пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида…. И узнают, что Я — Господь, когда сокрушу узы ярма их и избавлю их от руки поработителей их, — при поверхностном чтении могут быть отнесены исключительно к возвращению из плена. Поэтому не удивительно, что не только иудеи, но и некоторые христианские экзегеты считали, что пророк здесь ясно говорит о миссии Зоровавеля . Однако при более внимательном прочтении становится очевидным, что события послепленного времени не выражают всецело смысл пророческой речи. Несмотря на внешнее сходство, видно, «что большая часть сказанного прямо противна тому, что было при Зоровавеле» . Об этом свидетельствуют слова: И завещаю Давиду завет мира и истреблю злых зверей от земли…. И спасу овец Моих, и не будут больше расхищаемы.… И они не будут уже добычей для народов, и звери земные не будут больше пожирать их, и будут жить с надеждой, и никто не будет устрашать их. И произведу у них насаждение мирное,… и не будут больше терпеть укоризны от народов. И действительно, по возвращении из плена иудеи много лет находились в состоянии постоянной войны с окрестными народами, так что строительство храма и стен города длилось многие десятилетия. При этом жители Иерусалима постоянно находились в опасности и страхе и были вынуждены вести строительство с оружием в руках (См.: Неем. 4; 1Езд. 4; 2Езд. 5, 69) . Так же и в последующие времена иудеев ожидали многочисленные войны. Они находились в состоянии порабощения во времена господства Птоломеев и Селевкидов, так что возникла угроза исчезновения даже культуры и языка (1Макк.; 2Макк. 5, 11 — 17, 42; 3Макк. 1 — 6) . Возникшее в ходе многолетней войны с Селевкидами царство Хасмонеев рухнуло под натиском Рима.

http://bogoslov.ru/article/2293803

Слова« восставлю им одного пастыря… раба Моего Давида», по мнению блаженного Феодорита, подчеркивают мессианский характер пророчества. Выражение раб Мой() у пророка Исаии и в Новом Завете относятся ко Христу и указывают на Его воплощение . Исаия пишет: Иаков, отрок Мой(в еврейском тексте, отмечает блж. Феодорит, стоит раб Мой()) , приму его (Ис. 42, 1). Так говорит Господь, сделавший меня от чрева рабом Своим, чтобы собрать Иакова, и Израиль соберется к Нему. Вот Я дал Тебя в завет рода, во свет народов, чтобы ты был во спасение даже до концов земли (Ис. 49, 5 — 6). Ис. 42, 1 приводит евангелист Матфей, как пророчество о Спасителе (Мф. 12, 18). Апостол Павел также использует слово раб в отношении Христа: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2, 6 — 7). Так, сопоставляя параллельные места, блаженный Феодорит определят смысл этого выражения, и показывает, что оно в контексте Библии относится ко Христу и указывает на Его воплощение. К Зоровавелю же слова пророчества относятся частично, как к образу Христа. Блаженный Феодорит пишет: «Но поелику он (Зоровавель) был образом ( τπος)Владыки Христа и возвратил в Иудею пленников из Вавилона, как и Господь привел к истине порабощенных диаволом, то не сделает ничего неприличного, кто прообразовательно ( τυπικς) приложит сие к Зоровавелю…. Сверх того бывшее с иудеями служило образом ( τπος) совершившегося с нами. Ибо с их освобождением из плена и возвращением в Иудею сходствует наше возвращение от дьявола к Богу, и освобождение от мучительного этого рабства» . Действительно деятельность Зоровавеля, как образ, имеет схожие черты с подвигом Спасителя. Христос собрал воедино все человечество и освободил его от плена дьявола — Зоровавель собрал воедино иудеев и вывел их из плена. Христос является главой Церкви и предал Себя за Нее — Зоровавель был вождем иудеев и самоотверженно заботился о них. Также важно, что некоторые выражения пророческой речи явно намекают на время возвращения из плена: И выведу их от народов, и соберу их из стран и введу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых…. На хорошем пастбище буду пасти их…. Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, и узнают, что Я — Господь. Сокрушу узы ига их, и избавлю их из руки поработивших их (Иез. 34, 13 — 15, 27). Однако и здесь слова «на хорошем пастбище буду пасти их…. Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, и узнают, что Я — Господь»,как кажется, больше указывают на мессианское время .

http://bogoslov.ru/article/2293803

«Посему, как же относятся к ним слова: И никто не будет устрашать их, или: и произведу у них насаждение мирное,или: не будут малочисленны» ? Эти факты явно противоречат буквальному смыслу текста, почему история Израиля не может быть референтом пророчества. В связи с этим очевиден смысл 23 — 25 стихов: И поставлю им одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида. Он будет пасти их, и он будет покоить их, и будет им пастырем. И Я, Господь, буду им Богом, и раб Мой Давид князем (ρχων) среди них. И завещаю Давиду завет мира. Блаженный Феодорит относит эти слова непосредственно ко Христу: «Сказует здесь, что пастырем их будет Давид, которого называет и рабом. Кто же это? Не явно ли, что Владыка Христос, от семени Давидова родившийся по плоти?» Обратим внимание на буквальный смысл текста. Господь обещает поставить над своим народом одного правителя, который будет заботиться о народе и предоставит ему покой. Сам Бог обещает даровать этому правителю и его народу мир. Очевидно, что речь не может идти о самом Давиде, который уже давно скончался. Поэтому можно предположить, что речь идет о восстановлении власти рода Давида. Однако Господь в своей речи делает акцент на том, что Он поставит одного пастыря. Также и история свидетельствует о том, что род Давида никогда более не имел прежней власти . Следовательно, речь идет о его потомке. Правителем Иудеи из рода Давида был только Зоровавель, который, впрочем, получил власть от вавилонского царя как его наместник или сатрап. Однако, как было отмечено выше, обстоятельства его правления не соответствуют буквальному смыслу пророческих слов. Он не был участником особого завета мира, данного Богом. Кроме того, характер обетований Господа говорит о периоде, который не может быть ограничен временем правления одного человека. Бог обещает дать одного пастыря не на малое время, как это было с Зоровавелем, а навеки. Такой же образ мы встречаем и в Новом Завете, когда Господь называет Себя одним Пастырем одного стада. «А что пастырь овец один, о сем и Господь изрек в Евангелии: есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех Мне надлежит привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь(Ин. 10, 16)» .

http://bogoslov.ru/article/2293803

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Мопсуестийский Феодор Продолжаем публикацию фрагментов толкования на Книгу Бытия Феодора Мопсуестийского. В публикуемом переводе второго слова и различных фрагментов комментария излагается одно из центральных положений богословия Феодора Мопсуестийского — учение о всеобщем спасении, а также его воззрения на свободу воли людей и ангелов. Предлагаем ознакомиться с переводом фрагментов толкования Феодора Мопсуестийского на книгу Бытия, сохранившихся в рукописи Add. 17217Fol. 20–32. В рукописи представлени перевод творения на сирийский язык. Вероятно, в своем изначальном виде манускрипт содержал полный текст толкования, однако он не сохранился. Перевод был осуществлен с критического издания рукописи, опубликованного Эдвардом Захау в 1869 г. в сопровождении латинского перевода. Настоящий перевод чрезвычайно важен для изучения наследия этого автора как важнейшего представителя раннехристианской экзегетической традиции и ведущего богослова Антиохийской школы. В работе представлен перевод с латыни фрагментов толкования Феодора Мопсуестийского на книгу Бытия, цитируемых в деяниях Константинопольского собора 553 г. при его осуждении, а также с греческого — фрагментов из Catena Lipsiensis, изданной в 1772-1773 гг. иером. Никифором Феотоки. Поскольку толкование на книгу Бытия, как и другие работы Феодора, дошли до нас в неполном виде из-за уничтожения его сочинений, настоящий перевод чрезвычайно важен для изучения наследия этого автора как важнейшего представителя раннехристианской экзегетической традиции и ведущего богослова Антиохийской школы. Перевод был осуществлен на пожертвования подписчиков религиоведческого сообщества «Сакральные тексты» в рамках проекта «#СТ_перевод» и публикуется на портале по договоренности с администрацией в качестве первого шага на пути развития сотрудничества между двумя проектами. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/6023940

Совершенно очевидно, что филологические и исторические приемы экзегезы Феодора Мопсуестийского не являются для него самоцелью, но обусловлены различными богословскими интересами и служат догматическим, полемическим, пастырским и литургическим нуждам Церкви. Основным вопросом, подлежащим исследованию, является, таким образом, то, каким именно образом сочетаются в трудах Феодора экзегетическое и богословское начала. Полагаем, что на этот основополагающий вопрос дает ответ одна центральная идея, которая проходит сквозь все его труды и объясняет диалектический характер его библейских толкований. Речь идет о теории Божественного домостроительства, многоразличном «воспитании» человечества Богом, с тем, чтобы оно достойным образом приготовилось к принятию «пришествия» (παρουσα) Господа Иисуса Христа. Учение о Божественном домостроительстве является герменевтическим ключом, с помощью которого можно правильно понять и по достоинству оценить библейские толкования Феодора. Это учение является личным открытием и вкладом Феодора Мопсуестийского в историю библейских толкований в Церкви, который до сих пор не потерял своей актуальности. В нем можно видеть гениальное «богословие истории». В контексте его учения о Божественном домостроительстве получают свое освещение такие основополагающие вопросы библейской герменевтики, как соотношение прообраза и пророчества, истории и созерцания, богодухновенности и Божественного откровения, связь Ветхого и Нового Завета и, наконец, природа и действие самого Священного Писания. 7.2 План Божественного домостроительства Глагол ικονομεν (управлять, руководить) и существительное ικονομα (заведование домашним хозяйством, домостроительство) весьма часто встречаются в экзегетических сочинениях Феодора Мопсуестийского, особенно в Толковании на Двенадцать пророков. Смысл этих терминов сам Феодор объясняет при помощи разнообразных синонимов: «предуготовление» (προπαρασκευ), «мысль» (φροντς), «попечение Божие» (κηδεμονα Θεο), «цель Божия» ( σκοπς το Θεο), «дал обетования» (παγγελας ποισατο), «забота Божия» (πιμλεια το Θεο), «воспитывать» (παιδεεσθαι), «подготавливать» (παρασκευζειν), «благодать, наблюдение, расположение Божие» (χρις, πιστασα, διθεσιςτο Θεο); или еще яснее: «Бог вложил в них указание на Свой план» 1125 , или: «Попечение Божие о народе принесло значительный некий плод, поскольку все помнили обетования и ожидали предвиденного явления Владыки Христа» 1126 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010