10 . Упражняясь так в течении долгого времени, Евфимий достиг совершенства добродетелей, и Божие домостроительство, умудрявшее его так и явившее чрез многие посредства, сначала показало его славным. И так, как было сказано, будучи вскормлен и обучен, и пройдя через все последование церковных чинов, он, против воли, рукополагается епископом того времени во пресвитера святейшей церкви Мелитинской, и получает поручение заботиться и предстательствовать о честных монастырях города; на него была возложена эта забота потому, что он был монахолюбец из детства и, стремясь к безмолвию, проводил большую часть времени в монастыре святого Полиевкта и в обители святых тридесяти трех мучеников; во дни же святые Четыредесятницы он удалялся в гору, близ города, в то время пустынную, ныне же приявшую обитель чудного монастыря, называемого ближними жителями монастырем Вознесения. Эту пустыню он любил от дня святых Богоявлений до праздника Пасхи, подражая любомудрию Илии и Иоанна. По причине этого, как было сказано, ему была поручена забота о тамошних монахах и их устроение. 11 . Но славоненавистник и боголюбец Евфимий, полагая, что эта забота послужит препятствием добродетели, ушел из города и бежал в Иерусалим, восхотев жить в этой пустыне. 12 . Этот великий отец наш Евфимий, наставляемый Святым Духом, прибыл в Иерусалим на двадцать девятом году жизни и, поклонившись святому Кресту и святому Воскресению и прочим честным местам, и посетив богоносных отцов в пустыне, узнав добродетель и житие каждого и запечатлев в своей душе, пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от святого града и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келлии, вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего. Однако он научился плести веревку для того, чтобы не быть никому в тягость, и чтобы иметь возможность уделять от своих трудов нуждающимся. Освободив себя от всякого земного попечения, он имел только одну заботу, как угодить Богу в молитвах и постах; кроме того, ревнуя о всяческой добродетели, подобно искусному земледельцу, он с корнем ископал терния страстей, очищая помыслы и «всякое возношение взимающееся на разум Божий» ( 2Кор.10:5 ); он исполнял пророческое слово, которое говорит: «Поновите себе поля, и не сейте в тернии» ( Иер.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Но жизнь в городе была Евфимию не по сердцу: его душа жаждала уединения, стремилась к большим и большим подвигам; и вот он тайно удаляется из города, направив путь свой к Иерусалиму. Это было на 29-м году его жизни. Прибыв в Святую Землю и посетив святые места, Евфимий вращался сначала в кругу отшельников, подвизавшихся в окрестностях Иерусалима, и, изучив их образ жизни, удалился в Фаранскую лавру, где поселился в одной уединенной келье, вне лавры. К нему присоединился подвижник Феоктист, имевший одинаковые с ним мысли, одинаково сильное стремление к отшельничеству, и подвижническая жизнь их потекла с той поры неразлучно. В восьмой день после праздника Светов они ежегодно удалялись на все время Четыредесятницы в глубокую пустыню Иорданскую, где беседовали в молитве с одним только Богом. Так прошло пять лет. Приближалась Четыредесятница. Подвижники по обыкновению на время поста удалились в пустыню. Проходя Кутилийскою пустынею, Евфимий и Феоктист увидели здесь в одном месте, не на большом расстоянии от Иерихона, над одним потоком неприступную пещеру; пещера им понравилась, и они избрали ее местом своих подвигов. Долго укрывались они в ущельях гор, неведомые миру, доколе не увидели их однажды пастухи, пригнавшие стада свои к потоку. На высоте, едва доступной, двумя призраками показались пастухам дивные отшельники, и простые люди в первые минуты испугались, но потом их страх обратился в радость, когда они узнали в этих призраках мужей молитвы. Разнеслась по окрестности молва о великих подвижниках, и вот к пещере их стали стекаться посетители, желавшие видеть Божьих людей, и, увидев их необычайные подвиги, прославляли Бога. Добро любезно человеку, добродетель привлекательна. И вот многие, приходившие лишь посмотреть на жизнь необыкновенных людей, увидев их подвиги, решались навсегда остаться при них, чтобы подвизаться под их руководством; преподобный Евфимий принимал всех. Так как число лиц, желавших жить и трудиться о Господе под руководством Евфимия и Феоктиста, было значительно, то они внизу, при подошве пещеры, построили для братий кельи, а пещеру обратили в церковь . Таким образом возникла обитель, которую Евфимий поручил Феоктисту, сам же продолжал жить в другой пещере. Евфимий назидал иноков беседами, внушал им совершенное отречение от мира и непрестанный труд по примеру апостола Павла, дабы праздность не лишила их средств содержать себя и творить милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если я обрету у Него дерзновение, то буду молить Его благостыню, чтобы на Страшном суде своем не разлучил вас друг от друга, как овец от козлищ, но поставил одесную Себя вместе с благословенными своими и собрал вас в одну ограду в Царстве Своем». Братия спросили старца, где он заповедует похоронить его. Старец отвечал: «Отдайте персть персти, где хотите, ибо Господня земля и исполнение ее». Братия сказали: «Нет, отче, ты устроил три обители и три собрал стада; каждому хотелось бы иметь у себя честные твои мощи. Посему, чтобы не было между нами распри, ныне завещай, где положить честное твое тело». Исполняя просьбу учеников своих, старец пожелал, чтобы положили его тело в первой лавре и в той пещере, где он чудесно спасен был от смерти, которую готовили ему разбойники. Приведенный в Фаранскую лавру, старец преподал собравшейся вокруг него многочисленной братии последнее благословение и мирно предал святую душу в руки Божии. Блаженная кончина его последовала около 350 года. Преподобный Григорий игумен (память 20 апреля) был настоятелем Фаранской лавры и славился великими подвигами и высоким просвещением. За эти качества он избран был патриархом Антиохийским и святительствовал с 570 по 593 год. В «Луге духовном» о нем рассказывается следующее. В то время в Палестине славился отшельник Сергий, подвизавшийся в пустыне близ Мертвого моря. «Авва Григорий много упрашивал меня, – рассказывал Сергий армянин, ученик аввы Сергия, Иоанну Мосху и Софронию, – привести его к авве Сергию. Я пошел с ним к старцу. Старец пребывал в то время в пустыне у Мертвого моря. Когда увидел его старец, то очень ласково приветствовал его и, принеся воды, умыл ему ноги и весь день беседовал с ним о пользе душевной, а на другой день отпустил его. Когда авва Григорий ушел, я сказал старцу: “Знаешь ли, отче, я ведь соблазнился. Приводил я к тебе многих епископов, пресвитеров и других отцов, и никому из них ты не умыл ног, кроме аввы Григория”. Тогда старец сказал мне: “Я не знаю, кто это Григорий, знаю только, что я в пещере своей принял патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нач. 553 г. при поддержке властей патриарх Евстохий изгнал оригенистов из всех мон-рей Палестины и И. п. 21 февр. 553 г. в Новую лавру на их место было отправлено 120 правосл. монахов. Среди переселенных был агиограф Кирилл Скифопольский, ранее подвизавшийся в лавре прп. Саввы. В 50-х гг. VI в. им написаны 6 Житий крупнейших подвижников И. п.: преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Молчальника, Кириака и Феогния. В 553 г. архимандриты мон-рей И. п. Руф и Конон присутствовали на V Вселенском Соборе в К-поле ( Mansi. T. 9. Col. 191-194; ДВС. Т. 3. С. 294-298). Свидетельства противостояния партий в сер. VI в. сохранились в «Луге духовном»: из рассказов старцев Иоанн Мосх узнает о том, что странствующий отшельник (воск) Илия , а также мон. Иулиан из мон-ря прп. Феодосия отказывались вступать в общение с патриархом Макарием в период его пребывания на престоле ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 19, 96). Мон. Леонтий, наоборот, был среди оригенистов, в 553 г. был изгнан из Новой лавры, но позднее перешел в православие и стал игуменом мон-ря прп. Феодосия (Ibid. 4). Оригенистский спор, возможно, ослабил мон-ри на плато И. п. После смерти прп. Саввы (532) неизвестно об основании новых обителей в этом районе. Однако мон-ри под Иерихоном и в долине Иордана продолжали развиваться. В «Луге духовном» упомянуты 7 новых обителей близ Иордана, неизвестных в более ранних источниках и основанных, видимо, в сер.- 2-й пол. VI в. ( Hirschfeld. 1992. P. 16). Так, авва Антоний назван настоятелем и основателем лавры прор. Илии близ Иерихона ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 66). «Луг духовный» представляет огромный объем сведений о жизни И. п. во 2-й пол. VI - нач. VII в. Ок. 570 г. Иоанн Мосх поселился в Фаранской лавре, позднее жил в мон-ре прор. Илии, совершал паломничества на Синай и в Египет, посетил большинство обителей И. п. Ему были знакомы настоятели большинства крупнейших мон-рей: архимандриты Конон в лавре прп. Саввы (Ibid. 42), Леонтий и Георгий в монастыре прп.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

5. Хозива. Мон-рь основан в V в. как лавра; в кон. V в. преобразован в киновию. Возрожден ИПЦ в кон. XIX в. План Новой лавры План Новой лавры 6. Лавра прп. Евфимия Великого (Великая лавра, Хан-эль-Ахмар, близ совр. г. Маале-Адумим, к востоку от Иерусалима). Основана до 428 г., заброшена в XII в. С XIII в. комплекс построек мон-ря использовался как караван-сарай (араб. Хан-эль-Ахмар). Согласно археологическим исследованиям, мон-рь, реконструированный в кон. V в., представлял собой одну из крупнейших обителей-киновий. Его комплекс был несколько меньше комплексов киновий прп. Феодосия и Мартирия, в плане имел почти правильную квадратную форму (54×65 м) и включал храм, отдельную церковь-усыпальницу прп. Евфимия, трапезные, кельи, окруженные стеной и составлявшие 2 внутренних двора, один из которых был доступен паломникам, а другой предназначался только для монахов. Главный храм, 3-нефная базилика (ок. 20×10 м), согласно Житию прп. Евфимия, освящен в 428/9 г., перестраивался последний раз после землетрясения ок. 660 г. ( Hirschfeld. 1993; Murphy-O " Connor. 2008. P. 334-337). Мон-рь в крепости Иродион. V–VII вв. Мон-рь в крепости Иродион. V–VII вв. 7. Мон-рь Капарвариха. Основан в 425 г. прп. Евфимием при помощи жителей расположенной рядом дер. Аристобулиас, после того как он покинул Фаранскую лавру. В VI-VII вв. бездействовал. 8. Мон-рь прп. Феоктиста (Нижняя Киновия; в Вади-эль-Мукаллик; в 15 км к востоку от Иерусалима), киновийный. Основан ок. 411 г. преподобными Феоктистом и Евфимием как лавра, но вскоре преобразован в общежительный мон-рь из-за больших трудностей в переходах от церкви к кельям по крутым склонам вади ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 16-18). Главный храм был вырублен в скале; остальные постройки находились рядом с ним на уступе шириной в 25 м, который был укреплен снизу высокой подпорной стеной, частично сохранившейся. Главный вход расположен с запада; от него к храму вела длинная, вырубленная в скале лестница, по ее сторонам находились различные монастырские строения, нек-рые были перестроены в средние века. Вероятно, в VI в., в период расцвета, здесь жили неск. десятков монахов ( Hirschfeld. 1992. P. 34-36).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Пещера была обращена в церковь . Преподобный расширил ее и соединил с несколькими соседними. Устав монастыря был строг: молитва начиналась в полночь и оканчивалась в полдень, питались раз в день, а вареная пища разрешалась только по праздникам. Но когда запустели – в результате персидских, арабских, сельджукских нашествий – православные монастыри Палестины, та же участь постигла Фаранскую Лавру. В XIX в. здесь не было ничего, кроме пустых глазниц прежних келий-пещер и осыпавшихся развалин. Тогда сюда пришли русские. Первым был архимандрит Леонид (Кавелин) , начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1864–1865 гг.), автор лучшего из старинных путеводителей по Святому Городу и его окрестностям. «По выезде из Анаты (древнего Анафофа, родины пророка Иеремии) открылась пред нами возвышенная равнина, – так начинает он свой рассказ о поездке к Харитоновой Лавре в 1859 г. – Дорога, уклоняясь к востоку, шла среди прекрасно обработанных принадлежащих феллахам полей. Через час езды начался постепенный спуск по окраине небольшой лощины к потоку Фара. Через четверть часа надобно было сойти с лошаков, потому что тропа совершенно терялась между плитами дикого цвета, которыми как бы искусственно была устлана вся поверхность спуска. Спустившись пешком на дно ущелья, мы увидели поток Фаранский, тихо струившийся между огромными камнями в рамке зелени, травы, тростника и благоухающих кустарников дикой мяты. С южной стороны потока на полого спускавшейся к его берегу земляной осыпи высились отвесные скалы в несколько десятков сажен вышины, и в них ясно обозначались семь правильно иссеченных (в один ряд) отверстий, очевидно, служивших окнами и дверью большой пещеры. Все вокруг ясно говорило не только сердцу, но и глазам, что мы находимся на самом месте знаменитой Лавры Фаранской». Леонид был первооткрывателем. Сменивший его, другой начальник Русской Духовной Миссии, знаменитый архимандрит Антонин в 80-х гг. XIX столетия пытался купить это место. В октябре 1871 г. он совершил литургию в древней пещере на переносном антиминсе, о чем долгое время сохранялась надпись на восточной стене пещеры. В 1903 г. остатки Фаранской Лавры, при активной помощи российского генерального консула в Иерусалиме А.Г. Яковлева, были приобретены в собственность иеросхимонахом Пантелеимоном, настоятелем Русской Афонской обители Воздвижения Честного Креста. Русские иноки восстановили и отстроили монастырь. Пантелеимон мечтал основать здесь общежительную пустынь с афонским уставом под названием: Фаранская пустынь преподобного Харитона Исповедника и святителя Алексия, митрополита Московского, в молитвенное воспоминание «Надежды России» – наследника Всероссийского Престола государя цесаревича Алексея Николаевича».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ebфuмuй Великий, прп. Описания иконы Евфимий Великий, прп. - житие Евфимий Великий (род. в Армении 377г.).Родители дали обет посвятить его Богу. Отроком принял монашество и посвящен в сан пресвитера. Тайно в 30 лет посетил Иерусалим, потом – Фаранскую лавру. Подвизался в Кутимитской пустыне. Крестил арабов. Искал уединения, поселившись в пещере в пустыне, где в своё время скрывался царь Давид. Там основал монастырь. Умер в 97 лет. День памяти 2 февраля. В возрасте двадцати восьми лет Евфимий совершил паломничество в Иерусалим и после поклонения святыням отправился к местным отшельникам. Узнав о их добродетелях, пришёл в Фаранскую лавру преподобного Харитона, поселился в келлии за её пределами рядом с другим отшельником Феоктистом, с которым они стали духовными братьями. Спустя пять лет они вдвоём переселились в пустыню Кутила где стали жить в пещере затворниками. Вскоре сведения о подвижниках распространились и к ним стали приходить желающие присоединиться к их аскетической жизни. Евфимий, не желая лишаться своего уединения, направлял всех[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Преподобные Евфимий, Антоний Великие, Савва Освященный. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 5817.jpg:   Размер: 888x1100, 0.98 MPix, 161 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (217) , (9) .

http://pravicon.com/icon-1731

По устроению Божьему, змей вполз в сосуд с вином, стоявшим в пещере, и отравил вино, напившись которого по своем возвращении разбойники все умерли. Освободившись от уз, св. Харитон решил остаться в той же пещере и стал здесь проводить подвижническую жизнь. Скоро к нему пришли другие, искавшие отшельничества, и св. Харитон устроил знаменитую впоследствии лавруФаранскую, для которой сам написал устав. Впоследствии, ища уединения, св. Харитон ушел в пустынное место, но и здесь его нашли ревнители иноческой жизни, и он основал новую обитель – Иерихонскую. Точно также возникла и третья обитель, устроенная св. Харитоном, Сукийская (Ветхая Лавра). Скончался пр. Харитон ок. 350 г. и погребен в разбойнической пещере. Ему приписывают установление обряда иноческого пострижения (см. 5 дек.). Кондак, гл. 3. Насладився Богомудре воздержания, и плоти твоея вожделения обуздав, явился еси верою возращаем: и яко жизни древо, посреди рая процвел еси, Харитоне всеблаженне священнейший. Утр. ( Ев. Мф.4:25; 5:1–12; 10 зач.; Ап. см. 15 мая. Ев. см. 26 апр.). Св. пророка Варха. Он был ученик, друг и писец св. прор. Иеремия, с которым обличал и учил современных ему иудеев и терпел от них ненависть, преследование и гонение. Он предсказал о возвращении иудеев из плена, о пришествии на землю Сына Божьего, имеющего «пожить с человеки», и о совершенном запустении Вавилона. Скончался он в Египте (в VI в. до Рожд. Христова). «Книга прор. Варуха» принадлежит к числу неканонических; в Библии она помещается, как полезное и досточтимое прибавление к книге прор. Иеремии; читаемая из нее в навечерие Рождества Христова паремия (см. 24 дек.) возглашается как пророчество Иеремиино. Мучч . Алеандра, Алфеа, Зсімы, Марка пастыря, Нікна, Нена, Илїодра и прочих, пострадавших за Христа при Диоклетиане в разных местах Малой Азии. Св. Марк, бывший пастухом, взят был на мучения из окрестностей Антиохии Писидийской. Взявшие его 30 воинов были обращены им ко Христу, за что были обезглавлены в г. Никее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В другое время сидел он и чинил прохудившуюся обувь какого-нибудь странника или же странницы; он и снаряжение для такой работы носил при себе. Одних поил он водою, которую выносил на дорогу, другим раздавал хлеб. Если же находил нагого, отдавал ему плащ с себя самого. И так можно было видеть, как несет он труды целый день. Если мертвеца обретал при дороге, творил над ним последование погребения и предавал земле. ГЛАВА 45 Рассказывал нам некто из старцев, что говорил ему авва Феодор Илиотский: – Жил некто в затворе на горе Елеонской, подвижник великий; и воздвиг не него бес брань блудного помысла. И вот в день некий терзаемый от беса старец принимается сетовать и говорить бесу: – Когда же оставишь ты меня в покое? Отступи от меня хоть в старости моей! Тогда является ему бес видимым образом, говоря: – Поклянись мне, что никому не откроешь того, что имею сказать тебе, и перестану воздвигать на тебя брань. – Клянусь Живущим на небесах, – принес клятву старец, – что никому не скажу, что ты мне скажешь. – Перестань творить поклонение вот этому образу, -говорит бес, – и я прекращаю брань на тебя. На иконе же той было изображение Владычицы нашей пресвятой Богородице Марии, держащей в руках Своих Господа нашего Иисуса Христа. И говорит затворник бесу: – Дай срок подумать. Заутра же призывает к себе Феодора Илиотского, того самого, который рассказал нам это и который обитал тогда в лавре Фаранской, и по приходе его открывает ему все. И старец говорит ему: – Воистину, авва, поруган ты, ибо принес клятву; но хорошо сделал, что хоть не умолчал. Лучше бы тебе обойти все блудилища края сего, ни единого не пропуская, нежели отречься от поклонения Господу нашему Иисусу Христу и Матери Его. И, так утвердив в вере старца и ободрив его многими наставлениями, отошел авва Феодор в место свое. Меж тем бес паки является затворнику и говорит ему: – Что это такое, старец-сквернавец? Не клялся ли ты мне, что никому не скажешь? Зачем ты все открыл приходившему к тебе? Знай же, старец-сквернавец, держать тебе на Страшном Суде ответ за клятвопреступление!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Примечание. – Пять стихов I-oй главы составляют надписание к речам Моисея. В первых двух стихах говорится, что те «слова», которые сообщает Моисей в речах дальнейших, были сказаны им еще прежде во время странствования по пустыне, начиная от Чермного моря, особенно во время пути от Синая до Кадес-Варни, который можно пройти в одиннадцать дней (ст. 1 и 2). Теперь же, – говорится во второй части надписания, – в сороковой год странствования, в первый день однинадцатого месяца, Моисей «начал изъяснять зикон сей» (ст. 3–5), т. е. тот, который он изрекал и прежде и который записан в книгах: Исход, Левит и Числа. Часть первая (гл.1:6–30). – 1) В первой речи своей (гл.1:6–4, 40) Моисей сначала вспоминает, как после замедлившейся стоянки у Синая (Хорива) Господь повелел наконец идти в землю Ханаанскую, обещая дать ее в наследие потомкам Авраама, и как Евреи в то время были многочисленны и благоустроены еще ранее избранием тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников, десятиначальников и надзирателей (1:5–18 ср. Исх.18:13–26 ); но, прошедши великую и страшную пустыню Фаранскую и остановившись у южных границах Ханаана в Кадес-Варни, Моисей пожеланию народа послал в Ханаан двенадцать соглядатаев, – и это послужило к великому бедствию: Евреи по возвращении соглядатаев не захотели идти воевать с сильными Аморреями; они роптали на Господа и не верили Ему, хотя Он видимо присутствовал в столпе облачном и огненном; посему Господь клялся в гневе, что никто из рода того злого не увидит доброй земли обетованной, кроме Халева и Иисуса Навина, даже сам Моисей в последствии (ср. Чис.20:12 ) подпал тому же осуждение; и вот Господь, обещая дать ту землю детям осужденных, повелел идти назад в пустыню к Чермному морю; неверующие было не послушались и хотели проникнуть в Ханаан, но были поражены Аморреями и потом с плачем и в унынии долго пребывали в Кадесе (ст. 19–46). Моисей вспоминает далее, как после долгого, многолетнего скитания в пустыне вокруг горы Сеира и пребывания у Чермного моря Господь повелел идти опять к северу, к южным границам Ханаана, и запретил при проходе пределов братьев своих, сынов Исавовых в Сеире, воевать с ними, потому что сам Бог дал им во владение гору Сеир; как потом, когда Евреи вынуждены были обойти гору Сеир и подошли к пределам земли Моавитской, Господь запретил также воевать с Моавитянами, сынами Лотовыми, потому что их земли не предназначены во владение Евреям; как таким же образом, когда Евреи прошли долину Заред и у них вымерли из среды народа все осужденные Богом назад тому 38 лет, Господь запретил воевать с Аммонитянами и брат земли этих сынов Лотовых (гл.2:1–23) 108 ; но Господь повелел воевать с Сигоном, царем Аморрейским, и отнять его земли (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010