Из всех людей, известных нам по неослабному и испытанному воздержанию, он никому не уступил первенства, ибо побеждал голод и жажду, холод и зной, и другия ощущения и пожелания тела и души. Нравом был добр, в беседе – важен, и тщательно упражнялся в Священном Писании ». Преподобный Иларион преставился 80 лет от рождения, в 372 году 21 октября. Сей подвижник «так Богу благоугодил, что на его могиле еще доныне, – пишет Созомен в V веке, – многие больные и одержимые демоном получают исцеление и, что всего удивительнее, исцеляются на острове Кипре, где он был погребен тамошними жителями, воздававшими ему великое почитание и благоговевшими пред ним. Один из учеников его, Исихий, или Гезихий, тайно взяв оттуда останки его, перенес в Палестину и положил в собственном монастыре. С того времени здешние жители всенародно и весьма торжественно совершают ежегодное в честь его празднество; ибо у палестинцев есть обычай – именно так выражать почтение к бывшим у них святым мужам» 1747 . Св. Иларион оставил множество учеников, которые основали монастыри в Герарах, Кадисе, Вефиле, Кипре 1748 . Сонм иноков в Палестине умножил св. Харитон из Иконии, который основал в Палестине обители: Фаранскую в пустыне Фаран, к востоку от Иерусалима, на 2 часа езды; Иерихонскую и Сукийскую, или Сухумскую – по-сирски, а с греческого – Ветхую лавру, в пустыне Фекуйской, и преставился около 340 года, 28 сентября 1749 . Св. Харитону приписывают установлевие обряда пострижения иноческого. Из Палестивы иночество распространилось в Сирии и Персии 1750 . «У армян, пафлагонян и обитателей припонтийских начало монашеской жизни положил св. Василий Великий , подвизавшийся в сих странах 1751 , a по мнению Созомена , – предстоятель Церкви Севастийской в Армении, Евстафий. Он ввел правила касательно всех частей благоговейного поведения: какие, то есть, употреблять яства и от каких воздерживаться, какие носить одежды, какие соблюдать обычаи, – и начертал весь образ строгой жизни, так что аскетическую книгу, надписанную именем Василия Каппадокийского, некоторые приписывают Евстафию» 1752 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

— Воистину Дух Божий почивает на сем ребенке. Приняв отрока к себе вместо сына, Отрий тщательно заботился об его обучении, поручив это дело двум учителям из клириков, Акакию и Синодию [ 8 ], мужам благоразумным и добродетельным, из которых каждый впоследствии, в свое время, был епископом той же Мелитинской церкви. Когда блаженный Евфимий хорошо изучил божественные книги, епископ поставил его в чтеца, а мать его, блаженную Дионисию, с непрестанным усердием служившую Богу, посвятил в диаконисы своей церкви. Затем, Святой Евфимий, с юности известный своею добродетельною жизнью и непорочным девством, прошедший все низшие церковные степени и бывший уже иноком, посвящен был в сан пресвитера. Вместе с тем ему поручено было, хотя он и не хотел начальствования, и попечение о монастырях, находившихся в том городе, так как он с детства весьма возлюбил иночество и безмолвие. Посему преподобный Евфимий часто пребывал в монастыре святого мученика Полиевкта, отстоявшем в некотором отдалении от города. В дни же святой четыредесятницы он удалялся в одну пустынную гору и там предавался безмолвию среди подвигов и трудов, известных единому Богу. Сознавая же, что настоятельство и управление монастырей препятствуют его безмолвию, вместе с тем избегая славы человеческой, преподобный, на двадцатом году своей жизни, тайно ушел в Иерусалим [ 9 ]. Поклонившись честному кресту и гробу Христову и прочим святым местам, он посетил святых отцов, живших в окрестной пустыне, и, рассмотрев житие и добродетель каждого, потщился в подражание им. Потом он пришел в лавру Фаранскую [ 10 ], отстоявшую от святого града в расстоянии шести поприщ, и, нашедши вне монастыря одну пустую келью в уединенном месте, поселился в ней, не имея совсем ничего; обучившись плетению корзин, он питался от труда рук своих. И так, освободившись от всякой земной заботы, он имел лишь одно попечение — как угодить Богу. Был у святого Евфимия сосед и друг, преподобный Феоктист, с которым он соединился такою духовною любовью, что оба имели одну волю, одно стремление к Богу, один общий подвиг.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Они передавали друг другу свои мысли, и каждый из них как бы заключен был в душе другого: чего бы один ни пожелал, к тому и другой стремился, как будто в двух телах была одна душа. Ежегодно после восьмого дня святых Богоявлений Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню Кутиллийскую [ 11 ] и там пребывали до недели Цветоносной [ 12 ], тело изнуряя постом и трудами, душу же питая духовною пищею. Потом они возвращались каждый в свою келью с обильным богатством добродетелей, которое они и приносили Воскресшему Христу. Проживая, таким образом, в Фаранской лавре, преподобный Евфимий однажды вместе с блаженным Феоктистом в обычное время удалился в Кутиллийскую пустыню [ 13 ]. Проходя по пустыне, они пришли к одному утесу, около которого был расположен дикий овраг, в глубине которого протекал поток; на север от потока, на утесе находилась пещера, в которой жили звери, и в которую можно было лишь с трудом пробраться по стене. Обрадовавшись, как будто место это было приуготовано им Самим Богом, они поселились там, питаясь растущими кругом травами и в лавру уже не возвратились. По прошествии некоторого времени, когда Бог благоизволил явить преподобных для пользы верующих, то, по его устроению, некоторые пастухи из Лазарии [ 14 ] привели стада свои к этому потоку. И когда они подняли взоры свои вверх на гору к пещере, то заметили неожиданно двух мужей, ходивших по утесу, и, испугавшись, обратились в бегство. Отцы же кротким голосом кричали им вслед: — Не бойтесь, братия, не бойтесь: ибо и мы — люди, но ради грехов наших живем в этом месте. Тогда пастухи, ободрившись, пришли к ним и вошли в пещеру; не найдя там ничего потребного для земной жизни, они изумились и потом возвратились домой, рассказав о преподобных своим домашним. После того к преподобным Евфимию и Феоктисту начали приходить жители Лазарии, принося им необходимое для житейских потребностей. Между тем и фаранские отцы, заметив, что преподобные не возвращаются, долгое время искали их по пустыне, пока не узнали, где они находятся, и, после того как нашли их, стали их часто посещать.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Вот что еще рассказал нам тот же авва Василий о старце авве Косме, когда я посетил его в лавре Фаран. Старец рассказывал ему: «Пришла мне в голову мысль, что значат слова Господа Его ученикам: «Имеющий одежду, пусть продаст ее и купит нож». Ученики отвечали Ему: «Вот два ножа». Я много размышлял и не мог уяснить себе смысла этих слов. Несмотря на сильный зной полуденного солнца, я вышел из моей кельи, чтобы пойти в лавру Башен к авве Феофилу и спросить его. Проходя пустыней близ Каламона, я увидал огромного змея, который сползал с горы к Каламону. Змей был так велик, что при своих движениях представлял вид как бы свода, и я прошел невредимо под этим сводом. Я понял, что диавол хотел ослабить мое усердие, но мне помогли молитвы старца. Придя к авве Феофилу, я спросил его о словах Писания. «Два ножа, – отвечал Феофил, – означают двоякую добродетель: созерцание и добрые дела. Имеющий то и другое достигает совершенства». У аввы Космы авва Василий был еще в лавре Фаран. Там он пробыл десять лет. Во время одного душеспасительного разговора приведено было изречение св. Афанасия, архиепископа Александрийского. При этом старец сказал ему: «Если встретится тебе слово св. Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, возьми и запиши его на своей одежде». Столь великое уважение питал старец к св. отцам и учителям нашим! Вот что еще передавали нам о нем: в ночь под воскресные дни стоял с вечера до самого утра, пел псалмы и читал, совсем не садясь, в своей келье и в храме. На восходе солнца, окончив правило, он садился читать св. Евангелие – до начала службы. К главе 40 Византийский, или Авраамиев, монастырь в Иерусалиме на горе Елеонской устроен прп. Авраамием. Об Авраамии см. прим. к гл. 68. См. также главу 187 «Луга Духовного». Григорий, патриарх Антиохийский (569–584). Первоначально он был настоятелем лавры Фаранской и отличался подвигами благочестия и высоким просвещением, о чем свидетельствует Евагрий (V, 6), а Феофилакт говорит о его заслугах во время войны империи с персами. Управлял Антиохийской кафедрой 23 года. О нем см. также главы 139 и 140.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Смотря на обширные и достоверные свидетельства об этих золотых веках Иерусалимской пустыни, мы должны убедиться в особой милости Божией, которая для нашего усовершенствования благоволила сохранить такую славную летопись деяний человеческого духа. Промысл Божий избрал для этого двух великих мужей, полных высокого духовного совершенства и необыкновенной учености, которые перед вторжением исламизма посвятили всю свою жизнь на изучение и собрание памятников этого чудесного света. То были блаженный Иоанн Мосх и св. Софроний». (Архим. Леонид) Предоставим тому же наблюдателю, хорошо ознакомившемуся с пустынею св. града, перечисление обителей пустыни, процветавших в VI веке. Прежде всего, он следующим образом исчисляет обители, расположенные в горной части пустыни: 1) Лавра Фаранская, получившая свое название от близлежащего селения Фаран. Место этой обители указано в житии прп. Евфимия следующими словами: «Прииде (Евфимий) в лавру, нарицаемую Фаран, отстоящую в расстоянии шести миль от св. града». 2) Лавра Сукка (по-сирски), или Ветхая лавра (по-гречески), развалины которой видны доселе близ Фекуи в Уади-Харитун. 3) Монастырь Феоктистов, называемый так по имени друга и спостника Евфимиева прп. Феоктиста, бывшего первым начальником этого монастыря. Основан им же, по выходе из лавры Фаранской, в той же пустыне св. града. Место монастыря Феоктистова доселе в точности не определено. Для отыскания его служит путеводной нитью следующее указание из жития прп. Евфимия. Явившись во сне сыну старшины сарацинского Аспевету Теребону, старец сказал: «Я – Евфимий и живу в восточной (стране) пустыне, при потоке, протекающем на южной стороне дороги, ведущей в Иерихон, в десяти милях от Иерусалима». Живших при этом потоке отшельников первые открыли лазарийские (вифанские) пастухи. Они и теперь служат лучшими проводниками для разыскания места древней обители, потому что развалины ее находятся доселе вблизи их пастбищ. В том же житии (прп. Евфимия) расстояние Феоктистова монастыря от лавры прп. Евфимия определяется пространством трех миль; он называется нижним по отношению к лавре прп. Евфимия, конечно, потому, что был построен на дне потока, а лавра – среди возвышенной долины, на холме. 4) Лавра прп. Евфимия, обращенная, по его кончине, в киновию, чрез что и уцелели до позднейшего времени ее развалины. Турки, овладев Палестиной, обратили ее в свой монастырь, вероятно, из уважения к местному преданию о благодеяниях, оказанных св. мужем, здесь погребенным, окрестным жителям. Монастырь этот мусульмане (привыкшие искажать христианские предания) назвали по-своему монастырем пророка Моисея, Неби-Муса. Нельзя сомневаться, что он стоит на развалинах знаменитой обители, промыслительно сберегая от конечного забвения гроб святого отца иночествующих этой пустыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Гряди к уготованному тебе покою, ибо умолен Владыка Христос, чтобы ты был со мной. Исполнившись неизреченной радости, Дометиан возвестил о том братиям и, пришедши с весельем в церковь , предал дух свой Господу, и погребен был при гробе отца своего. По преставлении преподобного отца нашего Евфимия, при гробе его совершалось много чудес и подавались исцеления 821 во славу Бога во святых Своих прославляемого, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Тропарь, глас 4: Веселися пустыня нераждающая, благодушествуй неболящая, яко умножи тебе чада муж желаний духовных, благочестием насадив, воздержанием воспитав в добродетелей совершенство. Того молитвами Христе Боже, умири живот наш. Кондак, глас 8: В честнем рождестве твоем радость тварь обрете, и в божественней памяти твоей преподобне, благодушие прият многих твоих чудес: от нихже подаждь богатно в души наша, и очисти грехов скверны, яко да поем: аллилуиа. 762 Армения – горная страна, к югу от Кавказа и к востоку от Малой Азии; она делилась на две части: большую или восточную Армению, и малую или западную. Город Мелитина, ныне Малатия, находился в южной части Малой Армении, на одном из притоков Евфрата. 765 Фракия – область Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Адрианополь – город на р. Гебре (Марице); ныне значительный и многолюдный, главный город турецкого вилайета (области) того же имени. 767 Отрий, епископ Мелитинский, просиял на 2-м Вселенском Константинопольском соборе 381 г.; впоследствии он был причтен к лику святых. Память его совершается на востоке 17 апреля. 769 Лавра Фаранская, или Фаре, основана преподобным Харитоном (память его 28 сентября) в 1-й половине IV века, в шести миллиариях (с небольшим 8 верст) от Иерусалима к востоку, по пути в Иерихон. 771 Т. е. преподобные Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню после отдания праздника Богоявления Господня и пребывали там до праздника Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья (недели Цветоносной, иначе – Ваий). 774 Марин и Лука – известные ученики преподобного Евфимия. Получив иноческое воспитание от него, они явили из себя подвижников отшельнической жизни; чрез несколько лет они просияли в местах близ селения Метопа (ныне Хирбет Джубб ер-Рум, по дороге от Иерусалима в лавру преп. Саввы Освященного) и создали монастыри; они привели в монашеское совершенство преподобного Феодосия Великого был киновиархом этой пустыни и архимандритом киновий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Новая буря арианская, волновавшая Восток в течении четырнадцатилетнего царствования императора Валента миновала, однако, св. Кирилла. Он остался неприкосновенным на Апостольской кафедре Иерусалима, ко благу паствы, и даже имел утешение посвятить племянника своего Геласия на кафедру Кесарийскую, которая одно время спорила о первенстве с материю всех Церквей, Сионом. Второй Вселенский Собор ста пятидесяти епископов, в числе коих был и св. Кирилл, созванный в Константинополе благочестивым императором Феодосием, навсегда упрочил самостоятельность престола Иерусалимского; ибо он строго запретил, чтобы областные епископы простирали власть на церкви за пределы своих областей, и подтвердил прежнее правило Первого Вселенского Собора о достоинстве Иерусалимской Церкви: «Поскольку утвердилось обыкновение и древнее предание, чтобы чтить епископа, пребывающего в Элии, то да имеет он наследование чести, с сохранением достоинства, присвоенного митрополии» 44 . V. Иночество в Палестине Св. Харитоний и Иларион Великий Долгое святительство Кирилла ознаменовалось утешительным явлением иночества в Палестине, которое вскоре исполнило все её каменистые пустыни; отшельники стали прославлять Бога в диких ущельях, служивших дотоле берлогами для зверей. Три самые цветущие века жизни иноческой, с половины четвертого столетия и до разорений сарацинских, оставили по себе высокую летопись того совершенства, до какого может, с помощью благодати Божией, достигнуть природа наша, и столь необычайная эпоха жития, более ангельского нежели человеческого, достойна особенного внимания; она переносит нас в совершенно иной, духовный мир, которому теперь мы только издали удивляемся и часто не хотим верить, потому что сами не в силах подражать ему. Но сие неверие горько и постыдно для души нашей, ибо оно показывает, до какой степени мы упали духовно, в сравнении с теми, которые совершенно себе покорили земную свою оболочку, влекущую нас долу, и сделались чрез то истинными владыками мира. Первым из сих отшельников почитается в Палестине св. Харитоний 45 , который исповедал имя Христово еще во времена императора Аврелиана, в исходе третьего века, и потом посетил Иерусалим. Господь испытал однажды веру его, в продолжении сего благочестивого странствия. На расстоянии двух часов от Св. града к Иерихону, он впал в вертеп разбойников, но видимое покровительство Божие спасло Харитония, ибо змей, вползший в пещеру, нечаянно отравил напиток разбойников и все они погибли. Сделавшись таким образом наследником собранного ими богатства, он употребил его на благие дела, раздав частию убогим, частию же обратив на устроение церкви в той самой пещере, где был спасен от смерти. Долго оставался он один в своем вертепе; некоторые из христиан, бежавших от гонений на берега Мертвого моря, мало-помалу собрались около его пещеры, и образовали в последствии славную лавру Фаранскую, давшую много великих мужей Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Строгая жизнь первых отшельников протекала под назиданием духовного отца их, в непрестанной молитве, пении псалмов и работе. Устроив их обитель, Харитоний искал себе опять уединения в другой пещере, близ Иерихона, где питался только дикими травами, но и там исцеления болящих обнаружили славу его, и около него составилась иная лавра, названная Иерихонскою. Оттоле он удалился в пустынные окрестности Фекуи, на родину пророка Амоса, но и туда стеклись к нему ученики, и произошла новая лавра, под именем Сухумской. Наконец святой отшельник укрылся в малую расселину горы, висевшую над бездною, чтобы совершенно посвятить себя богомыслию, и там пребывал, доколе Господь не известил его о приближающейся кончине; тогда спустился из вертепа в первую свою лавру Фаранскую, где некогда чудным образом сохранилась его жизнь; возбудив учеников своих к новым подвигам и предсказав им бурю арианскую, он предал праведную душу Богу в глубокой старости. Это было около 340 года; но три его лавры прославились только в исходе четвертого столетия 46 . Не Харитоний однако, а другой отшельник, Иларион Великий, почитается отцом иночествующих в Палестине, подобию как и великий Антоний в Египте. Святой Иларион 47 родился в селении близ Газы, в исходе IV века, от языческого семейства, как роза между терний, по словам блаженного Иеронима , описавшего его житие. В Александрии, куда отпустили отрока для просвещения мирскими науками, просветился он светом Христовым, при самом начале жестокого гонения Диоклетианова, которое не поколебало его веры. На шестнадцатом году от рождения, услышав о иноческих подвигах великого Антония, юноша оставил мир, чтобы научиться духовной жизни под его назиданием; но вскоре, испуганный множеством притекавших к святому авве, он возжелал большего уединения и, с благословением Антония, возвратился в Палестину, где предназначено ему было просиять жизнию пустынною. Следуя заповеди евангельской, он раздал все свое имение братьям и убогим, оставив себе небо единственным наследием, и поселился в обширной пустыне, между Газою и Египтом, недалеко от приморского города Маиумы. Напрасно удерживали его родственники и друзья, представляя место сие опасным по разбоям; Иларион говорил им, что боится только убивающих душу, и в столь нежном возрасте стал измождать тело свое строгими постами, перенося зной и непогоды, в одной кожаной одежде, данной ему великим Антонием. Сперва не имел он постоянного жилища, сплетая себе шалаши из тростника, потому что принужден был переходить из одного места в другое, от частого нападения разбойников. Однажды они искали его целую ночь и, нашедши только поутру, спросили, что бы он сделал, если бы на него напали. Отшельник отвечал, что ничего не имеющему не страшны разбойники. – «А если бы тебя убили?» – еще спросили они; «не боюсь и смерти, потому что я к ней приготовлен» – опять отвечал пустынник, и, тронутые его ответом, оставили его в мире, обещав исправить жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого 2 февраля. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Евфимия Великого. Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам, у них родился сын, появлению на свет которого предшествовало Божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее. Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Святой Евфимий стал чтецом, затем принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Они удалились в Кутиллийскую пустыню, остались там и, избрав в горах труднопроходимое место, поселились в пещере. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Все дурные предрасположения души, по Оригену, приносят с собой из другого мира, где наживают их действием своей свободной воли. А мир — это художественно устроенная тюрьма, род исправительного заведения, куда заключены rationabiles creaturae — разумные твари. Во всех этих рассуждениях была главная для христианства загвоздка: они не отвечали на вопрос, зачем тогда приходил на землю Христос. По Оригену выходило, что все спасение свелось к тому, что христиане «получили новые законы». Ведь он утверждал, что путем многочисленных перевоплощений все души, включая души грешников и падших ангелов, в конечном итоге очистятся и спасутся. «О прекрасная пустыня, прими мя в свои частины» Вот с этим чрезвычайно популярным в его время среди монахов учением и вступил в борьбу инок Кириак, в чем немало преуспел и даже прославился. Впрочем, это не помешало ему пройти всю трудную школу монашеской аскезы и постичь главную науку монаха — научиться углубленной молитве. Для начала в монастыре у преподобного Герасима Кириаку давали самые простые послушания: рубить дрова, носить воду, служить в поварне. Но Великим постом вместе со своим духовным отцом он уходил в пустыню. Там авва учил Кириака молиться и каждую неделю причащал. А когда наставник умер, 27-летний Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия и «много потрудился при создании киновии». Там он сдружился с монахом Фомой, но того послали с поручением в Александрию, потом он даже стал епископом и миссионером. А Кириак поставил себе уединенную келью и 10 лет прожил в ней в полном безмолвии. Потом он поселился в Старой Лавре и был там пекарем, больничным, гостинником, экономом. А в 37 лет его посвятили в сан диакона, он перешел в монастырь преподобного Харитона и провел там 30 лет — уже в священническом сане. Был ризничим, канонархом. А когда ему исполнилось 70, ушел в пустыню, взяв с собой лишь ученика Иоанна. Фаранская лавра (монастырь преподобного Харитона), 1930-е Через 5 лет о пустынниках узнали: Кириак исцелил юношу-лунатика, которого привел к нему отец, новость быстро разлетелась по Палестине, и к ним потянулся народ. Тогда Кириак перебрался на новое место, но и там его настигла «мирская слава», и на 80-м году жизни отшельник сбежал в совсем уж дикие места. Но через 7 лет к нему и туда пришли монахи из Сукийского монастыря и умолили Кириака вернуться в обитель. И он сдался — поселился рядом с обителью в пещере, где раньше жил преподобный Харитон. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

http://foma.ru/alesha-karamazov-iz-v-vek...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010