25 . И когда тот согласился, он послал к нему Петра, отца Теревона, бывшего весьма способным наставлять души на путь спасения. Итак, впервые рукополагается в Палестине епископ шатров Петр, и можно было видеть, как множество варваров Саракинов приходили к великому Евфимию, крестились у него и научались поклоняться Богу всяческих. И это о Саракинах. 26 . Сам же великий Евфимий не хотел сделать свое место ни киновией, ни лаврой. Но когда приходили к нему некоторые, хотевшие постричься, они были им отсылаемы в нижний монастырь к блаженному Феоктисту; также и те, которые хотели что-либо принести. Когда же благоизволил Бог населиться этому месту, он прежде всего послал трех братьев по плоти, родом из страны Каппадокийцев, воспитанных в Сирии и украшенных всяким духовным разумом – Косму, Хрисиппа и Гавриила; они просили его остаться, по он их не принял: три вещи препятствовали ему: любовь к безмолвию, юный их возраст, и то, что Гавриил был скопцом от рождения. И в эту ночь он видит некоего, говорящего ему: «Прими этих братьев, потому что Бог послал их, и впредь не отклоняй никого, хотящего спастись». И тогда святой, приняв их, сказал старшему из них Косме: «Вот я сделал так, как повелел мне Бог: но блюди, чтобы не дозволять младшему брату выходить из келлии, потому что не подобает жить в лавре женскому лицу, вражия ради брани. Ты же, как я думаю, не долго пробудешь здесь, но через некоторое время будешь пасти церковь в Скифополе». После них он принял некоего Домна, родом из Антиохии, племянника Иоанна, архиепископа Антиохийскаго; в те же дни он принял и трех других братьев, Мелитинцев, племянников того Синодия, который, вместе с Акакием, воспитал великого Евфимия – Стефана, Андрея, Гаиана, а также принял трех других из Раифы, Иоанна пресвитера, Фалассия и Анатолия; принял и некоего Кириона, родом из Тивериады, пресвитера честного дома святого мученика Василия в Скифополе. Приняв сих одиннадцать, он поручил епископу Петру построить им небольшие келлии и украсить церковь всяческой красотою. И так он устроил это место, как лавру, по образцу Фаранской. И сошел в лавру архиепископ Ювеналий, имея с собою иже во святых Пассариона, бывшего тогда хорепископом и архимандритом монахов, и освещенного Исихия, пресвитера и учителя церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Этот же пресвитер Василий передает о преподобном Косме и другой рассказ: «Я пришел к нему в лавру, и старец рассказал мне о себе, что однажды ему пришла на ум мысль, — что означают слова Господа, обращенные к ученикам: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк.22:36), и ответ Его: «довольно» , когда они сказали: «вот, здесь два меча» (Лк.22:38). Долго размышлял старец над этими изречениями Господа и, не придя ни к какому решению, отправился в полдень в лавру Пирга к авве Феофилу, чтобы попросить у него объяснения. Во время дороги, пролегавшей по пустыне, приближаясь к Каламону, он увидел громадного змея, спускавшегося с Каламонской горы, змей был так велик, что своею тяжестью оставлял на земле глубокий след, а изгибы тела его образовывали большие дуги, он как раз пересекал путь старца. Уразумев козни дьявола, хотевшего заставить преподобного отказаться от своего намерения, старец вооружился молитвою и безбоязненно продолжал свой путь: хранимый силою Божией, он без всякого вреда, точно сквозь ворота, прошел чрез изгибы тела змея. Придя к авве Феодору, он предложил ему свой вопрос и услышал от него такой ответ: — Два ножа означают два вида богоугодной жизни, — деятельность или труд и созерцание или погружение ума в богомыслие и молитву, кто обладает двумя этими добродетелями, тот совершенный человек». К своим сообщениям о преподобном Косме пресвитер Василий добавил еще следующее: «Во время моего десятилетнего пребывания в лавре Фаранской у преподобного Космы, к которому я пришел в самом начале своей иноческой жизни, он постоянно наставлял меня своими боговдохновенными беседами; однажды, рассуждая со мною о спасении души, он привел одно выражение из слов святого Афанасия Великого [ 4 ] и при этом заметил: — Когда или услышишь, или найдешь в книге какое-либо выражение святого Афанасия, то, если не имеешь хартии, запиши его на твоей одежде». Такое уважение имел преподобный Косма к великим отцам и учителям церкви: с ними и он, по окончании своей богоугодной жизни здесь на земле, получил часть в вечной жизни по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом слава и ныне и присно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Айн-Фара В 10 км к северо-востоку от Иерусалима начинается Фаранское ущелье, впадающее затем в известное уже нам ущелье Вади Кельт. Айн-Фара – означает в переводе «Мышиный источник». Трудно представить, как может соотноситься подобное название с мощным когда-то потоком фара, проломившим себе путь в глубоком ущелье среди гигантских обломков скал. Теперь ложе потока совершенно высохло, так как вся вода отводится по трубам в Иерусалим. Здесь, в пустынном уединении, преп. Харитон Исповедник в начале IV в. основал первую в Святой Земле Лавру. История ее возникновения связана с чудом Божиим. Преп. Харитон, родом из города Иконии (нынешняя Турция) претерпел мученичество при императоре Аврелиане (274 г.), но остался жив и был отпущен из тюрьмы на свободу. Отсюда и его церковное именование «Исповедник» (т. е. исповедавший, засвидетельствовавший свою верность Христу и Церкви мученичеством, но оставшийся в живых). Он отправился на поклонение в Иерусалим, но был схвачен на пути разбойниками, которые отвели пленника в свою пещеру в Фаранском ущелье. Здесь и случилось чудо. Выползшая из-за камней змея отравила своим ядом вино в кувшине, и разбойники умерли в мучениях. Вторично избежавший смерти, Харитон решил остаться в этой пещере, посвятив свою жизнь иноческому безмолвию и молитве. Но уже вскоре молва о св. отшельнике собрала к нему учеников. Так возникла знаменитая впоследствии Лавра. Пещера была обращена в церковь . Преподобный расширил ее и соединил с несколькими соседними. Устав монастыря был строг: молитва начиналась в полночь и оканчивалась в полдень, питались раз в день, а вареная пища разрешалась только по праздникам. Но когда запустели – в результате персидских, арабских и сельджукских нашествий – православные монастыри Палестины, та же участь постигла и Фаранскую Лавру. В XIX в. здесь не было ничего, кроме пустых глазниц прежних келий-пещер и осыпавшихся развалин. Тогда сюда пришли русские. Первым был архим. Леонид (Кавелин) , начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1864–1865), автор лучшего из старинных путеводителей по Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2) Лавра Каламон, или Каламонская, по толкованию одних, значит: тростниковая, а по другим – доброе пристанище, потому что была построена на месте, где останавливалось святое семейство во время бегства в Египет (через иерихонское поле пролегает дорога из Галилеи в Газу). Блаженный Иоанн Мосх ясно отличает эту обитель от обители прп. Герасима даже самым определением ее места, говоря о лавре Герасима: «около Иордана», а о лавре Каламон: «близ Иордана», то есть на самом берегу священной реки. Но позднейшие писатели, начиная с Фоки, постоянно путают эти две обители на том основании, что прп. Герасим назывался также Каламонитом. Более чем вероятно, что название это усвоено прп. Герасиму, потому что он положил основание лавре Каламон или просто жил в ней временно до основания своей собственной обители, подобно тому как прп. Евфимий, до основания своей лавры, жил в лавре Фаранской, – или, наконец, потому что лавра Каламонская присоединилась к лавре прп. Герасима после одного из опустошений пустыни св. града, и с тех пор обитель эта стала именоваться безразлично то одним, то другим именем. Это последнее предположение кажется нам всего вероятнее. Наш паломник игумен Даниил говорит, что лавра Каламонская находилась при самом устье Иордана, т. е. при впадении его в Мертвое море. По моему мнению, место ее указывает довольно определенно высокий холм, находящийся невдалеке от устья Иордана, на самом берегу его, и, видимо, покрывающий какие-то развалины. Во всяком случае, свидетельство блж. Иоанна Мосха, ясно различающего эти две обители (лавру Каламонскую и лавру прп. Герасима), не может быть оставлено без внимания. 3) Лавра Пиргов («Башен»), основанная учеником прп. Саввы, блж. Иаковом, у Иоанна Мосха называется Иорданской обителью, следовательно, также была в Иерихонской долине. Следы ее указывают на северо-восток от монастыря прп. Герасима. 4) Лавра аввы Петра, по свидетельству Иоанна Мосха, была также близ Иордана. 5) Лавра Копрата, в долине Иорданской, что видно из «Дух. луга», где повествуется, что авва Георгий отшельник, придя со своим учеником Фалалеем в святой град и поклонившись св. местам, оттуда пошел на Иордан, где ученик его преставился, и старец похоронил его в лавре, именуемой Копрата.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Блаженный Иоанн Мосх ясно различает эту обитель от обители Пр. Герасима даже самым определением ее места, говоря о лавре Герасима: «около Иордана», а о лавре Каломон: «близ Иордана», то есть на самом берегу священной реки. Но позднейшие писатели, начиная с Фоки, постоянно смешивают эти две обители, на том основании, что преподобный Герасим назывался так же Каломонитою. Более чем вероятно, что название это усвоено преподобному Герасиму потому, что он положил основание лавре Каломон, или просто жил в ней временно до основания своей собственной обители, подобно тому как преподобный Евфимий до основания своей лавры жил в лавре Фаранской, или наконец потому, что лавра Каломонская присоединилась к лавре Пр. Герасима после одного из опустошений пустыни Святого Града, и с тех пор обитель эта стала именоваться безразлично то одним, то другим именем. Это последнее предположение кажется нам всего вероятнее. Наш паломник игумен Даниил говорит, что лавра Каломонская находилась при самом устье Иордана, т.е. при впадении его в Мертвое море. По моему мнению, место ее указывает довольно определенно высокий холм, находящийся невдалеке от устья Иордана, на самом берегу его, и, видимо, покрывающий какие-то развалины. Во всяком случае свидетельство блаж. Иоанна Мосха , ясно различающего эти две обители (лавру Каломонскую и лавру Пр. Герасима), не может быть оставлено без внимания. 3) Лавра Пиргов (башен), основанная учеником преподобного Саввы, блаженным Иаковом, у Иоанна Мосха называется «Иорданскою обителью», след. также была на Иерихонской долине. Следы ее указывают на северо-восток от монастыря Пр. Герасима. 4) Лавра аввы Петра, по свидетельству Иоанна Мосха , была также близ Иордана. 5) Лавра Коприта, в долине Иорданской, что видно из 90-й главы «Луга духовного», где повествуется, что авва Георгий отшельник, придя с своим учеником Фалалеем во святой Град и поклонившись Святым местам, оттуда пошел на Иордан, где ученик его преставился, и старец похоронил его в лавре, именуемой Коприта.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение. Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок, а его епископом стал Петр. Преподобный Евфимий продолжал отправлять всех приходивших к нему и желавших жить близ него в монастырь преподобного Феоктиста. Но затем Господь явился преподобному Евфимию в видении и повелел отныне самому принимать учеников и основать лавру, устроенную по образцу Фаранской. В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами. На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 году святым архиепископом Иувеналием (память 2 июля). Однажды, когда преподобный Евфимий служил Божественную литургию вместе c диаконом Дометианом, c небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову. Так Божественная благодать просветила духовные очи преподобного Евфимия – c этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение. Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее. Несмотря на постоянную нужду, преподобный Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем приходившим в его лавру. Однажды по молитве святого пустая кладовка наполнилась хлебом, которого оказалось достаточно, чтобы накормить 400 паломников, прибывших из Армении посетить соотечественника. На протяжении трех месяцев запас не истощался. Человек Божий совершал многочисленные чудеса и всегда прибавлял к ним наставления о послушании, о смиренном пребывании в тех условиях, которые дал нам Господь, и о покаянии. Благодать, изливавшаяся на учеников преподобного Евфимия и на других людей, всегда служила для их укрепления и возрастания в добродетели. Во всем преподобный Евфимий был совершенным образцом евангельского поведения. В беспокойные времена между Ефесским (431) и Халкидонским (451) соборами он был для христиан верным мерилом истины и столпом Православия. На оба собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского собора самозванец по имени Феодосий сумел на 20 месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол. Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной. Только преподобный Евфимий и его ученики поддерживали Православие, невзирая на угрозы и выдвигавшиеся против них обвинения в несторианстве. Как некогда святость преподобного Антония, так и очевидная святость преподобного Евфимия была доказательством истинности его учения.

http://pravoslavie.ru/51339.html

На расстоянии получаса пути до монастыря Каракала находится русская келлия св. вмч. Артемия, на земле лавры св. Афанасия. Основана келлия еще в XIV веке; там жили греки. Имела она печальный и запущенный вид. Когда русские приобрели это место, то построили большой главный корпус келлий, трехэтажный, вмещающий в себе две церкви: во имя св. вмч. Артемия и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Соорудили много построек. Обитель у моря имела собственную пристань для рыбной ловли и выгрузки товаров со своими судами. Были огороды, виноградники и маслины. Из святынь, хранящихся в келлии, кроме мощей, замечательны две древние иконы Божией Матери, подаренные лаврой при приобретении келлии, и икона св. вмч. Артемия, который изображен сидящим на троне. Мощей, хранящихся в ковчежцах, в обители было много. В обители насчитывалось сорок человек братии. Паломники (ежегодно их бывало до четырех тысяч), идущие на вершину Горы или в лавру, останавливались здесь отдыхать и принимаемы были с радушием и бескорыстием. Келлия Крестовоздвиженская Расположена она в четверти часа пути от келлии св. вмч. Артемия, по дороге в Каракалу, на выровненном месте, почти со всех сторон окруженном оврагами и пропастями. Стоит как на высоком холме, с которого открывается чудный вид. Взор путешественника здесь привлекали прекрасные кипарисы, фруктовые деревья, старинные маслины. Русские паломники, шедшие из Андреевского и Ильинского скитов к источнику св. Афанасия, всегда останавливались здесь для отдыха. Расстояние келлии от Каракала полчаса, от моря – столько же, от лавры – три с половиной и от Карей – три часа. Главные святыни соборной церкви Воздвижения Честного Креста Господня – это пять частей Древа Животворящего Креста и двадцать пять частей мощей святых угодников. Земля прекрасно разработана монахами под огороды, сады и виноградники. Русские построили главный корпус и храм Воздвижения Креста Господня. Обитель имела подворья в Константинополе. В восьми верстах от Иерусалима обитель приобрела местность древней Фаранской лавры, где велись работы, чтобы возобновить древнюю лавру. Там жило семь человек братии из Крестовой обители. Келлия св. ап. Иоанна Богослова

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда же Бог благоизволил заселить то место многими иноками, то повелел великому Евфимию в видении, чтобы не отгонял приходящих к нему ради спасения. Однажды к нему пришли три брата по плоти, родом каппадокийцы, воспитанные в Сирии: Косма, Хрисипп и Гавриил; они горели духом к духовному совершенствованию. Но старец не хотел принять их, частью потому, что любил свое безмолвие, частью потому, что они были молоды, особенно же потому, что младший из братьев Гавриил от чрева матери был скопцом и очень юн, а лицом походил на женщину. Тогда ночью последовало преподобному некоторое божественное явление, в котором к нему был голос: — Прими этих братьев, потому что Бог послал их, и впредь не отклоняй никого, хотящего спастись. Тогда святой принял их и сказал старейшему из них Косме: — Вот я принимаю вас, как повелел мне то Бог; сделай же и ты, что я прикажу: не позволяй младшему брату выходить из кельи, чтобы никто из прочих братий его не видал: ибо не подобает жить в лавре женскому лицу, дабы не поднялась против кого-либо вражья брань. Потом святой предрек ему то, что имеет последовать. — Как я полагаю, — сказал он, — ты недолго пробудешь здесь: ибо Бог хочет вручить тебе епископство в скифопольской церкви [ 26 ]. Предсказание это впоследствии действительно сбылось. После этого преподобный начал принимать всех приходящих. Так он принял Домнина, родом из Антиохии [ 27 ], племянника Иоанна, архиепископа антиохийского [ 28 ]; принял и трех других братьев мелитинцев, племянников того Синодия, который вместе с Акакием был учителем Евфимия, по имени Стефана, Андрея и Гайана, затем Иоанна, пресвитера раифского [ 29 ], Анатолия и Фалассия, также Кириона из Тивериады [ 30 ], пресвитера церкви святого мученика Василия в Скифополе; приняв всех их, он повелел епископу Петру сделать им небольшие кельи и украсить церковь со всевозможным благолепием. Таким образом, он устроил лавру, по образцу Фаранской. И пришел в лавру патриарх иерусалимский Ювеналий со святым Пассарионом [ 31 ], бывшим тогда хор епископом [ 32 ], и Исихием [ 33 ], пресвитером и учителем церковным, и освятил лаврскую церковь [ 34 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Там обрел колодезь, с развалинами древнего здания, и, соорудив алтарь, провел несколько времени, питаясь травами; оттоле перешел в пустыню Енгаддийскую и долго обитал, безвестным, в той пещере, в которой некогда укрылся Давид от гонений Саула; но исцеление беснуемого открыло Евфимия окрестным жителям, и они начали сооружать монастырь около пещеры. Авва искал опять спастись от молвы народной в прежнюю свою обитель на потоке Иерихонском; не доходя до нее на расстоянии часа обрел он дикое место, которое полюбила душа его, и там навсегда основался, несмотря на мольбы и слезы Феоктиста, пролитые при радостном свидании обоих великих друзей. Евфимий посещал лавру только во дни воскресные, чтобы приобщаться Св. Тайн вместе с братиею. Радостная весть о его возвращении распространилась между сарацинами, и старейшина, им просвещённый, собрал множество людей своего колена, всякого возраста и пола, дабы и они воспользовались его назиданиями. Святой отшельник, приготовив их сердца к принятию истинной веры, окрестил их и пребыл с ними неразлучно семь дней, для их наставления. Но Аспевит, видя, что нет никакого приюта святому старцу во вновь избранном уединении, выстроил для него три малые келии и ископал там колодезь; а так как народ сарацинский уже не хотел более оставлять его, старец согласился, чтобы между лаврою Феоктиста и его скитом устроилось селение. Он сам начертал размеры церкви и послал старейшину Аспевита, названного в христианстве Петром, к святителю Иерусалимскому, чтобы он рукоположил его в епископа новообращенных. Жаждущий уединения Евфимий не хотел сперва никого принимать в свой безмолвный скит и отсылал всех, искавших его руководительства, к Феоктисту; но в сонном видении Господь открыл ему свою волю, чтобы не чуждался новых учеников, и мало-помалу собралось их до пятидесяти около его келии. Он принужден был просить Аспевита устроить и для них церковь в своем ските, который вскоре обратился в лавру, не уступавшую Фаранской. Сам епископ Иерусалимский, Иувеналий, преемник Праила, приходил освящать ее с хорепископом Пассарионом и пресвитером Исихием, которые сияли, как звезды, на тверди иноческой, по выражению летописца; приход их чрезвычайно утешил авву, и по его желанию, ученики его Домитиан и Домн, будущий патриарх Антиохийский, рукоположены были в диаконы, а два других в пресвитеры, для служения при новой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В эту же пустыню пришел Евфимий, о котором Кирилл пишет: «Великий отец наш Евфимий, наставляемый Святым Духом, пришел в Иерусалим на двадцать девятом году жизни (406 год) и, поклонившись Святому Кресту и Святому Воскресению и прочим честным местам и посетив богоносных отцов в пустыне, узнав добродетель и житие каждого и запечатлев в своей душе, пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от Святого града, и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келии вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего» 785 . Все перечисленные места в сознании приходивших принять здесь монашеский постриг в IV веке получили общее название пустыни Святого града. Центром всех перечисленных пещер был город, в котором находился Гроб Господень и Крест Его. Поэтому человек, ищущий пустыннической жизни, прежде всего шел в Иерусалим, чтобы там поклониться Кресту и Гробу Господню. Так делал Евфимий. Так поступил юноша Кириак, который, услышав в один из воскресных дней слова Евангелия «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» ( Мф. 16, 24 ), тотчас выйдя из церкви и никому не сказав ничего, пришел в город Кенхреи 786 и, взойдя на корабль, отправлявшийся в Палестину, прибыл в Иерусалим, на восемнадцатом году возраста… Придя в Святой город, он был принят Евсторгием, мужем святым и блистающим дарами Святого Духа, уже устроившим монастырь близ Святого града Сиона 787 . То же читаем в житии Феодосия, впоследствии киновиарха всех палестинских общежительных монастырей. «Он, благочестиво возросши телом и духом, воспитавшись в страхе Божием… прекрасно задумал отправиться в Иерусалим, Святой град Христа, с одной стороны, чтобы поклониться святым местам, в которых Творец всего и Господь наш Иисус Христос плотию претерпел спасительные и вольные страдания за род человеческий, с другой, – чтобы посвятить себя пустынножительству» 788 . Нечто подобное читаем в житии преп. Георгия Хозевита. Сын благочестивых и состоятельных родителей, имевший брата Ираклида, который при жизни родителей ушел из дома в Иерусалим и, помолившись там, пошел в Иорданскую пустыню, в лавру Каталламонову, стал монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010