Мужской скит Харитона Исповедника (Вади Фара) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Скит Святого Харитона , находящийся в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, был основан в XX веке на месте утраченной Фаранской Лавры. Фаранская лавра (араб. Дир Фаран) — утраченный мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, самый древний из сохранившихся в Палестине, основан преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере, в которую он был приведён разбойниками. Расположен в нескольких километрах к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне в долине Нахаль Прат (англ. En Prat (En Fara)), по-арабски Вади Кельт (англ. Wadi Qelt). Содержание История [ править править код ] Лавра была основана вблизи от того места, где древняя Иерихонская дорога переходила Кутилийский поток и где лежала деревня Фаран. Лавра была расположена в ущелье, по обоим берегам Кутилийского потока, в береговых пещерах и гротах. Спустя несколько лет после основания монастыря святой Харитон покинул Фаранскую лавру и удалился в Фекойские ущелья и на склоне высокой горы положил основание новой Суккийской лавры. Однако перед кончиной преподобный вернулся в Фаранскую лавру и здесь же был похоронен. Период расцвета лавры пришелся на VI век. В VIII веке она еще существовала: имя её встречается то в летописях церковных, то в послании того или другого епископа или аввы. В начале IX века, по причине междоусобий между детьми Харуна аль-Рашида, лавра была оставлена монахами. В XIX веке монастырь был заброшен, пришёл в полное разрушение. Во второй половине XIX века начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) предпринял несколько безрезультатных попыток получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось осуществить только в 1890-е годы. В 1903 году здесь поселился бывший настоятель Русской Афонской Крестовоздвиженской Обители иеросхимонах Пантелеимон с монахами и послушниками. Несколько лет спустя пожар поглотил практически все строения, так что восстановить скитские здания оказалось возможным только частично. Восстановленный скит представлял собой двухэтажное здание со множеством келий у подножия скалы. В самой скале высоте около 20 м находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона.

http://azbyka.ru/palomnik/Скит_св._Харит...

Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Иувеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям все необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников - армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: " Увидишь, что бывает наградой за неповиновение! " . Инок упал на землю в припадке беснования. Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. " Послушание, - сказал святой Евфимий, - великая добродетель. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти " . Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил: " Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов " .

http://drevo-info.ru/articles/8712.html

Радуйся, сих ради в Лавру Фаранскую бежавый. Радуйся, вселивыйся в келлии уединенней. Радуйся, тамо от трудов рук своих питавыйся, Богу непрестанную хвалу воздавал еси. Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие. Кондак 3 Силою братнея любви связани быша, преподобнии Евфимие и Феоктисте, якобы в двух телесех едину душу и едину волю имевшии, навыкоша на всякий год во осьмый день по празднице Богоявления Господня исходити в пустыню Кутиллийскую, идеже даже до светлаго Христова Воскресения пребываху, постом плоть свою изнуряя, души же веселяще песнию: Аллилуиа. Икос 3 Имуще желание совершеннаго уединения, обретоста святии друзи пещеру и возрадовастася о ней, яко о Господнем указании има места, и паки не возвращаяся в Лавру , вселистася в той пещере, былием питающеся. Видяще таковое мудрое устроение монашеское взываем ти, преподобне отче Евфимие, сице: Радуйся, ради уединения оставивый Лавру. Радуйся, узами святыя дружбы с Феоктистом сочетанный, купно с ним в молитве ко Единому Богу пребывавый. Радуйся, яко убежище ваше ведомо сотворишася людем и потекоша к вам жаждущия спасения и от болезней исцеления. Радуйся, яко приходящих к тебе, отче Евфимие, направлял еси к другу твоему Феоктисту, не хотяй лишитися безмолвия. Радуйся, яко в малом времени киновия зде учредися, яко пещера ваша первее зверем пристанище бывшая в Церковь претворися. Радуйся, яко братия помыслы своя тебе открывати навыкоша. Радуйся, яко поучал еси истинному монашескому пути. Радуйся, яко полагал еси спасение наипаче в смирении и послушании. Радуйся, научавый отсечению воли своея. Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие. Кондак 4 Бури и мятежа мирскаго бежавшии блаженни суть, иже под покров Евфимиевой киновии укрышася! Ибо обретоша ту мир и безмолвие, паче же тебе, отче преподобне, наставника премудраго, поучающаго о всем благодарне к Богу взывати: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще братия поучения твоя, отче Евфимие, умиляшася сердцем, духом же к небеси устремляшася, тебе же, врачу душ их, вопиюще: Радуйся, наставниче премудрый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Светлый и радостный вид Вифлеема в настоящее время, читаем в одном описании, и эта плодоносная, полная многолюдства окрестность его, так же точно идут к городу рождения Спасителя мира, как мрачные стены Иерусалима и безжизненная пустыня голых скал, облегающих их кругом, идут к городу гонений и казни Христовой. Иноческие обители в Палестине. В Палестине, и главным образом в области Иудеи, в период от IV до VII века было до 130 монашеских обителей. В то время пустынные дебри иудейские, по свидетельству древних писателей, были населены десятками тысяч ангелоподобных человеков. Первыми основоположниками иночества в Палестине были св. Иларион Великий и св. Харитон исповедник. Они подвизались еще в эпоху гонений, в конце III века. Св. Иларион основал иноческую обитель в пределах филистимских, близ Средиземного моря, около города Газы. От неё не осталось никаких следов. – Св. Харитоний основал две обители: одну в 10 верстах от Иерусалима по направлению к Иордану – лавру Фаранскую; другую около Мертвого моря, в пустыне Сукка, лавру Суккийскую. Русский паломник 12 века, игумен Даниил, так определяет её местоположение: «монастырь св. Харитона лежит к югу от Вифлеема в расстоянии яко верст пять, близ моря Содомского, в пустыни весьма великой и страшной и совершенно безводной, между горами; под ним страшная дебрь.» В V в. знамениты были подвижники Евфимий и Феоктист. В церковноисторическом отношении особенно замечательны лавра св. Саввы и киновия св. Феодосия, уроженцев Каппадокийской области. Лавра св. Саввы была основана в 483 году, в «юдоли плача», на отвесной скале, у долины, составляющей продолжение кедронского потока, в 12 верстах от Иерусалима и в расстоянии часа с небольшим пути от Вифлеема по направлению к Мертвому морю. Она лежала в самой дикой местности, в расселине скалы. – Дорога к лавре из Иерусалима не напрасно называется «юдолию печали»; негде в ней остановиться усталому взгляду; по предгорию грунт меловой, неприятный для глаз по своей белизне. Распаленный воздух неподвижен; повсюду гробовая тишина. – Но еще печальнее саввинское ущелье. Оно называется огненною рекою, потому что образовалось вследствие вулканического переворота; земля треснула и из трещины образовалось дикое ущелье с отвесными берегами, идущее до самого Мертвого моря. В отвесных стенах этой земной щели виднеются пещеры и отверстия: это древние келии многочисленных подвижников, последователей Освященного пустынника. Между многочисленными пещерами плачевной юдоли особенно замечательны пещера Иоанна Молчальника, преподобного Ксенофонта и его чад Иоанна и Аркадия, а главное – пещера преподобного Саввы, на восточной, то есть противоположной лавре, стороне долины, где первоначально поселился он по указанию ангела. Отсюда открывался лучший вид на лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Ок. 420 г. к Е. В. пришел Аспевет, филарх арабов, чей сын Теревон был частично парализован. Аспевет рассказал, что мальчик пообещал Богу креститься, если Он исцелит его. После этого в видении ему предстал Е. В., к-рый повелел прийти к нему и объяснил, где его найти. Е. В. исцелил отрока и крестил пришедших к нему арабов во главе с Аспеветом, получившим в крещении имя Петр. Слава об этом чуде распространилась по окрестностям, и к Е. В. стали приходить толпы народа, искавшие его наставлений и исцеления. Е. В., стремясь к уединению и прежнему безмолвию, тайно ушел из монастыря в пустыню Рува, взяв с собой лишь юного мон. Дометиана, своего соотечественника. Странствуя по этим местам, он дошел до пустыни Зиф, где его нашел протокомит одной из деревень, попросивший исцелить его одержимого бесом сына. В благодарность за исцеление жители деревни построили для Е. В. мон-рь Капарварихá близ Хеврона, где к Е. В. присоединились неск. учеников. Из-за многочисленных посетителей, нарушавших молитвенное уединение Е. В., он решил вернуться в Нижний мон-рь, но, желая уединения, поселился не в киновии прп. Феоктиста, а в пещере неподалеку от нее (ок. 3 рим. миль). Е. В. приходил в киновию только по воскресным дням, когда они вместе с прп. Феоктистом совершали службу. Петр, узнав, что Е. В. вернулся, привел к нему своих соплеменников (μετ πολλν Σαρακηνν). Е. В. наставил их в вере, а затем крестил, после чего Петр построил для него неск. келлий, церковь, цистерну для воды и пекарню. Петр просил Е. В. разрешить ему и его людям жить рядом с ним. Но тот указал им иное место, между мон-рем прп. Феоктиста и своей пещерой. Он часто посещал их до тех пор, пока не рукоположил им священников и диаконов, а когда число крещеных арабов умножилось, он попросил Иерусалимского патриарха св. Ювеналия рукоположить Петра во епископа. «Великий Евфимий не хотел создавать на этом месте ни киновию, ни лавру, но, когда приходили к нему желающие отречься от мира, он отсылал их в Нижний монастырь к блаженному Феоктисту, подобным же образом - и тех, кто желали что-нибудь ему принести в дар» (Ibid. S. 25). Однако, когда к нему пришли 3 брата-каппадокийца, Бог повелел Е. В. принять их и более не отсылать «никого, желающего спастись» (Ibid. S. 26). Вскоре число учеников достигло 11, и Е. В. попросил Петра построить им келлии и украсить церковь. Так возникла лавра св. Евфимия (близ совр. Хан-эль-Ахмара), к-рая была устроена по образцу Фаранской лавры. 7 мая 428/9 г. патриарх Ювеналий торжественно освятил церковь лавры. Несмотря на материальные затруднения в лавре, свято соблюдалось предписание Е. В. о законе гостеприимства. С этим связано одно из чудес, совершенных Е. В. Однажды, когда в лавру пришла большая группа армян-паломников, Е. В. приказал накормить их, хотя Дометиан пытался возражать, напоминая о скудости монастырских запасов. Но когда он пошел отворять кладовую, то не мог открыть дверь, так много оказалось там зерна.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Блаженный Иоанн Мосх ясно различает эту обитель от обители Пр. Герасима даже самим определением её места, говоря о лавре Герасима: „около Иордана“, а о лавре Каломон: „близ Иордана“, то есть на самом берегу священной реки. Но позднейшие писатели, начиная с Фоки, постоянно смешивают эти две обители, на том основании, что преподобный Герасим назывался так же Каломонитою. Более чем вероятно, что название это усвоено преподобному Герасиму потому, что он положил основание лавре Каломон, или просто жил в ней временно до основания своей собственной обители, подобно тому как преподобный Евфимий до основания своей лавры жил в лавре Фаранской, или наконец потому, что лавра Каломонская присоединилась к лавре Пр. Герасима после одного из опустошений пустыни Святого Града, и с тех пор обитель эта стала именоваться безразлично то одним, до другим именем. Это последнее предположение нам кажется мало вероятным. Наш паломник игумен Даниил говорит, что лавра Каломонская находилась при самом устье Иордана, то есть при впадении его в Мертвое море. По моему мнению, место её указывает довольно определенно высокий холм, находящийся невдалеке от устья Иордана, на самом берегу его, и, видимо, покрывающий какие-то развалины. Во всяком случае свидетельство блаж. Иоанна Мосха, ясно различающего эти две обители (лавру Каломонскую и лавру Пр. Герасима), не может быть оставлено без внимания. — Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. 1858-1859 гг. Стр. 303-304. М. Изд. «Индрик» 2008 г. Монастырь в XX веке [ править править код ] В 1927 году монастырь подвергся очередному разрушению после землетрясения. После арабо-израильской войны (1947—1949) между еврейским населением Палестины и соседними арабскими государства, территория, на которой находился монастырь, отошла к Иордании. Посещение монастыря свелось к минимуму, поэтому к середине XX века монастырь оказался заброшен. После Шестидневной войны, в 1967 году, монастырь вновь стал важным местом паломничества.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

И обернувшись, я уже не увидал никого из варваров. Немедленно удалился я в эту лавру Копраты. И вот, по милости Божией, прожил в этой пещере тридцать пять лет». К главе 20 Драконарий – знаменосец, носивший знамя с изображением дракона. Война, о которой говорит драконарий, происходила в 533–534 гг. Полководец Юстиниана Велизарий завоевал королевство вандалов в Африке. Говорят, что в царствование Юстиниана Африка потеряла до пяти миллионов жителей. Мавритания – провинция в северной Африке; теперь – Марокко. Память св. первомученицы Феклы – 24 сентября. О лавре Копрата см. во введении. Глава 21 Смерть отшельника и его убийцы Мы плакали об отшельнике. Авва Геронтий, настоятель монастыря св. отца нашего Евфимия, рассказал мне следующее: «Трое нас, восков, находились по ту сторону Мертвого моря, близ Висимунта. Мы шли по горе, а один – ниже, по самому берегу моря. С ним повстречались сарацины, бродившие по тем местам. Они уже прошли мимо него, как вдруг один из них, вернувшись, отрубил голову отшельнику. Нам оставалось только издали смотреть на это, потому что мы были на горах. Мы еще плакали об отшельнике, как вдруг сверху спустилась птица на сарацина. Схватив, она подняла его вверх и затем бросила на землю, и сарацин разбился насмерть». К главе 21 О лавре Евфимия Великого см. во введении. При. Евфимий Великий родился в 376 году в армянском городе Мелитене, близ Евфрата, от знаменитых родителей Павла и Дионисии. Св. Острий, епископ города, по кончине Евфимиева родителя, усыновил его и воспитал сам. «Дух Божий, – говорил св. Острий, – почиет на сем отроке». На 29 году жизни он решился удалиться из родного города для полного уединения. Посетив в Палестине св. места, он первоначально поселился близ лавры Фаранской, в одной уединенной келье. Впоследствии, не в дальнем расстоянии от Иордана, в Кутилийской пустыне, при потоке того же имени, он основал свою лавру. Св. Евфимий достиг высокой степени духовного совершенства – и Бог прославил его разнообразными благодатными дарами: даром чудотворений, дарами прозорливости и пророчества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Эти сведения могут, также, относиться только к новой церкви, построенной в начале ХХ века, однако, если распространять их на весь скит, то они безусловно противоречат более убедительному отчетам арх. Серафима (Иванова) и еп. Мефодия (Кульмана), описывающим состояние обители осенью 1952 г и в 1961 г. соответственно. Согласно этим отчетам, о. Герасим в одиночестве прожил в скиту два десятка лет (т.е., если считать с 1918 г., то, надо полагать, где-то до 1928-1930 г.). При этом арх. Серафим упоминает только одно сожжение монастыря, не указывая даты, а еп. Мефодий датирует его временем «перед последней войной». Наблюдающим монахом, наезжавшим с Елеона в Фаранскую лавру, оказался, по Серафиму, всё тот же о. Герасим (который оставил лавру незадолго до посещения её арх. Серафимом в 1952 г., – противоречие налицо, так что можно предположить, что о. Герасим отнюдь не был в числе первых афонских монахов, а прибыл в обитель в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века). Новую русскую церковь начала ХХ века Серафим не упоминает, однако Старая (пещерная) церковь осенью 1952 г. действовала и отнюдь не была поругана. Однако судите сами: «От тех иноков (возобновивших обитель в 1903 г. – С.) в настоящее время остался один единственный монах Герасим. Больше двух десятков лет прожил он в ней одиноким пустынником. Собственными руками возобновил церковь и несколько келий после поджога монастыря неизвестными злоумышленниками, даже материал для постройки он подносил на своих плечах из Иерусалима, от которого Фаранская Лавра находится в 2 часах пути (60.000 шагов). Старость и болезни заставили о. Герасима в недавнее время переселиться на Елеон, но он по 2-3 раза в месяц наведывается в дорогую ему Обитель». И далее: «Отец Герасим легкой, привычной походкой быстро опередил нас, затеплил лампады и свечи в церкви и встретил с честью колокольным звоном не то в один, не то в два маленьких колокольчика. В церковь можно подняться только по приставной деревянной лесенке, так ведется от времен препод. Харитона.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Вторая церковь лавры была выстроена в V-VI веках из отесанных камней и располагась на склоне в 20-25 метрах ниже пещерной Старой церкви. По мнению Хиршфельда, остатки древней лавры были в значительной мере уничтожены при строительстве сооружений русского монастыря в 1903 г. (впоследствии оставленного насельниками). От этой второй церкви лавры сохранились фрагменты юго-западного угла здания и южной части апсиды. К западу от этой церкви находится небольшая пещерная крипта с остатками сводчатого перекрытия, по традиции – крипта-усыпальница прп. Харитона Исповедника. В 10 м западнее крипты - остатки значительного по размерам здания (видимо, служебной постройки древней лавры) с однотонной белой напольной мозаикой, над сохранившемя фрагментом которой сегодня выстроена беседка из металлических конструкций, завершенная небольшой главкой, увенчанной крестом. К западу от этой служебной постройки, у отвесной скальной стены оборудована большая водяная цистерна. Другая водяная цистерна находится в нескольких метрах к юго-востоку от развалин апсиды второй древней церкви лавры. Судя по всему, древняя система водосбора, обеспечивавшая наполнение цистерн в период зимних дождей, разрушена и не функционирует. По словам, о. Харитона, раз в несколько месяцев он выбрасывает ночью длинный рукав в источник Эйн-Прат и за пару часов с помощью небольшого насоса наполняет водой древнюю цистерну (восточную).    Изучение лавры    Судя по всему, первым из европейцев в новейшее время лавру посетил в 1863 г. французский исследователь М.-В. Герен (Victor Guérin, 1821-1891) – посетил, но не «открыл», подобно тому, как вышло у Колумба с Америкой. Предшественником Герена в поисках был Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874), почти дошедший до лавры с востока в 1849 г. Между Муравьевым и Гереном была забавная разница: первый искал Фаранскую лавру, но так и не дошел до неё; второй не искал, но нашел, однако не опознал, причем, по-видимому, мысль о возможности существования в древности Фаранской лавры в обнаруженном им урочище вообще не приходила ему в голову.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Когда же Бог благоизволил заселить то место многими иноками, то повелел великому Евфимию в видении, чтобы не отгонял приходящих к нему ради спасения. Однажды к нему пришли три брата по плоти, родом каппадокийцы, воспитанные в Сирии: Косма, Хрисипп и Гавриил; они горели духом к духовному совершенствованию. Но старец не хотел принять их, частью потому, что любил свое безмолвие, частью потому, что они были молоды, особенно же потому, что младший из братьев Гавриил от чрева матери был скопцом и очень юн, а лицом походил на женщину. Тогда ночью последовало преподобному некоторое божественное явление, в котором к нему был голос: – Прими этих братьев, потому что Бог послал их и впредь не отклоняй никого, хотящего спастись. Тогда Святой принял их и сказал старейшему из них Косме: – Вот я принимаю вас, как повелел мне то Бог; сделай же и ты, что я прикажу: не позволяй младшему брату выходить из кельи, чтобы никто из прочих братий его не видал: ибо не подобает жить в лавре женскому лицу, дабы не поднялась против кого-либо вражья брань. Потом Святой предрек ему то, что имеет последовать. – Как я полагаю, – сказал он, – ты недолго пробудешь здесь: ибо Бог хочет вручить тебе епископство в скифопольской церкви 785 . Предсказание это впоследствии действительно сбылось. После этого преподобный начал принимать всех приходящих. Так он принял Домнина, родом из Антиохии 786 , племянника Иоанна, архиепископа антиохийского 787 ; принял и трех других братьев мелитинцев, племянников того Синодия, который вместе с Акакием был учителем Евфимия, по имени Стефана, Андрея и Гайана, затем Иоанна, пресвитера раифского 788 , Анатолия и Фалассия, также Кириона из Тивериады 789 , пресвитера церкви святого мученика Василия в Скифополе; приняв всех их, он повелел епископу Петру сделать им небольшие кельи и украсить церковь со всевозможным благолепием. Таким образом, он устроил лавру, по образцу Фаранской. И пришел в лавру патриарх иерусалимский Ювеналий со святым Пассарионом 790 , бывшим тогда хорепископом 791 , и Исихием 792 , пресвитером и учителем церковным, и освятил лаврскую церковь 793 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010