Все дурные предрасположения души, по Оригену, приносят с собой из другого мира, где наживают их действием своей свободной воли. А мир — это художественно устроенная тюрьма, род исправительного заведения, куда заключены rationabiles creaturae — разумные твари. Во всех этих рассуждениях была главная для христианства загвоздка: они не отвечали на вопрос, зачем тогда приходил на землю Христос. По Оригену выходило, что все спасение свелось к тому, что христиане «получили новые законы». Ведь он утверждал, что путем многочисленных перевоплощений все души, включая души грешников и падших ангелов, в конечном итоге очистятся и спасутся. «О прекрасная пустыня, прими мя в свои частины» Вот с этим чрезвычайно популярным в его время среди монахов учением и вступил в борьбу инок Кириак, в чем немало преуспел и даже прославился. Впрочем, это не помешало ему пройти всю трудную школу монашеской аскезы и постичь главную науку монаха — научиться углубленной молитве. Для начала в монастыре у преподобного Герасима Кириаку давали самые простые послушания: рубить дрова, носить воду, служить в поварне. Но Великим постом вместе со своим духовным отцом он уходил в пустыню. Там авва учил Кириака молиться и каждую неделю причащал. А когда наставник умер, 27-летний Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия и «много потрудился при создании киновии». Там он сдружился с монахом Фомой, но того послали с поручением в Александрию, потом он даже стал епископом и миссионером. А Кириак поставил себе уединенную келью и 10 лет прожил в ней в полном безмолвии. Потом он поселился в Старой Лавре и был там пекарем, больничным, гостинником, экономом. А в 37 лет его посвятили в сан диакона, он перешел в монастырь преподобного Харитона и провел там 30 лет — уже в священническом сане. Был ризничим, канонархом. А когда ему исполнилось 70, ушел в пустыню, взяв с собой лишь ученика Иоанна. Фаранская лавра (монастырь преподобного Харитона), 1930-е Через 5 лет о пустынниках узнали: Кириак исцелил юношу-лунатика, которого привел к нему отец, новость быстро разлетелась по Палестине, и к ним потянулся народ. Тогда Кириак перебрался на новое место, но и там его настигла «мирская слава», и на 80-м году жизни отшельник сбежал в совсем уж дикие места. Но через 7 лет к нему и туда пришли монахи из Сукийского монастыря и умолили Кириака вернуться в обитель. И он сдался — поселился рядом с обителью в пещере, где раньше жил преподобный Харитон. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

http://foma.ru/alesha-karamazov-iz-v-vek...

Они передавали друг другу свои мысли, и каждый из них как бы заключен был в душе другого: чего бы один ни пожелал, к тому и другой стремился, как будто в двух телах была одна душа. Ежегодно после восьмого дня святых Богоявлений Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню Кутиллийскую 770 и там пребывали до недели Цветоносной 771 , тело изнуряя постом и трудами, душу же питая духовною пищею. Потом они возвращались каждый в свою келью с обильным богатством добродетелей, которое они и приносили Воскресшему Христу. Проживая, таким образом, в Фаранской лавре, преподобный Евфимий однажды вместе с блаженным Феоктистом в обычное время удалился в Кутиллийскую пустыню 772 . Проходя по пустыне, они пришли к одному утесу, около которого был расположен дикий овраг, в глубине которого протекал поток; на север от потока, на утесе находилась пещера, в которой жили звери, и в которую можно было лишь с трудом пробраться по стене. Обрадовавшись, как будто место это было приуготовано им Самим Богом, они поселились там, питаясь растущими кругом травами и в лавру уже не возвратились. По прошествии некоторого времени, когда Бог благоизволил явить преподобных для пользы верующих, то, по его устроению, некоторые пастухи из Лазарии 773 привели стада свои к этому потоку. И когда они подняли взоры свои вверх на гору к пещере, то заметили неожиданно двух мужей, ходивших по утесу, и, испугавшись, обратились в бегство. Отцы же кротким голосом кричали им вслед: – Не бойтесь, братия, не бойтесь: ибо и мы – люди, но ради грехов наших живем в этом месте. Тогда пастухи, ободрившись, пришли к ним и вошли в пещеру; не найдя там ничего потребного для земной жизни, они изумились и потом возвратились домой, рассказав о преподобных своим домашним. после того к преподобным Евфимию и Феоктисту начали приходить жители Лазарии, принося им необходимое для житейских потребностей. Между тем и фаранские отцы, заметив, что преподобные не возвращаются, долгое время искали их по пустыне, пока не узнали, где они находятся, и, после того как нашли их, стали их часто посещать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После сего святого Анастасия Синаита на патриаршество вступил другой Анастасий, но уже без этого наименования Синаит 2674 . Последний был убит иудеями в царствование императора, гонителя христиан, Фоки 2675 и был почитаем верующими как Христов мученик. Следует заметить, что было два Анастасия с наименованием «Синаита». Первый – сей антиохийский патриарх, преставившийся в царствование императора Маврикия, а другой, празднуемый ныне же, был игуменом горы Синайской и скончался в царствование императора Ираклия 2676 , который был преемником гони­теля Фоки, убившего Маврикия. В те времена были также и другие преподобные отцы с именем Анастасий, прославившиеся добродетельною жизнью, но не Синаиты, как сей Анастасий, который, вступивши на престол патриарший в Антиохии после Анастасия Синаита , был убит иудеями. Кроме того в Лимонаре в главах 48-й и 49-й упоминается авва Анастасий, бывший в Иерусалиме ключарем живоносного Гроба и церкви Воскресение Христа Бога нашего. 2666 Таких мыслей придерживались так называемые еретики автартодокеты (от греческого – нетленный) – отрасль ереси монофизитов. 2669 Лавра Фаранская получила свое наименование от близ лежащего селение Фаран. Место сей обители указано в житии преподобного Евфимия следующими словами: «прииде Евфимий в лавру, нарицаемую Фара, отстоящую в расстоянии шести миль от святого града». – Григорий 2-й управлял антиохийским патриархатом с 573–596 г. 2672 Святой Григорий Двоеслов был римским папою с 590 г. по 604 г. Память его совершается Церковью 12 марта Апостола Петра в придельном храме, посвященном его имени. – Из сочинений св. Григория особенно замечательны: «Диалог о жизни италийских отцов» (за это сочинение ему и усвоено наименование «Двоеслова») и «Правило пастырское», в котором говорится об обязанностях пастыря. 2673 Лангобарды – германское племя; в древнейшее время обитали между нижнею Эльбою и Аллером; с IV в. постепенно начали переходить на юго-восток к Дунаю и в VI в. овладели Панноной. Отсюда в 568 г. они пошли в Италию и покорили ее всю в войне против восточных римлян, за исключением Лигурии, Экзархата, Пентополя, Римского Дуката, области Неаполя и обоих южных полуостровов. Из покоренных областей средней Италии было образовано Лангобардское королевство, которое в 774 г. было покорено Карлом Великим, принявшим титул короля Лангобардов. Позднейшие немецкие короли а императоры, в качестве владетелей Италии, носили титул королей Лангобардских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так провел великий подвижник пятьдесят лет и мирно почил о Господе 35 . Преподобный Феодор Илиотский подвизался в лавре Фаранской в VI же веке. Он достиг своими подвигами высокой степени нравственного совершенства и далеко славился даром вразумления и поучения. На горе Елеонской подвизался некоторый затворник. На него вооружился бес блуда и возбудил в нем сильную плотскую страсть. Всеми силами боролся затворник с плотским вожделением. В один день бес напал на него с ожесточением и сильнее прежнего мучил его плотскими мыслями, так что борьба со страстью становилась почти невыносимою. Затворник стал горько плакать и говорил бесу: «Когда ты перестанешь бороться со мной и меня мучить? Отойди от меня: пора, и ты уже состарился!» И вот явился ему бес видимо и сказал: «Поклянись мне, что ты не передашь того, что я скажу тебе, и потом перестану бороться с тобой». Старец поклялся, говоря: «Клянуся Живущим в вышних, что я никому не открою того, что ты мне скажешь». Бес сказал ему: «Не кланяйся этому образу, и я не буду больше мучить тебя». Образ же этот был Владычицы Богородицы, держащей на руках младенца Господа Иисуса Христа. Затворник сказал бесу: «Позволь мне несколько подумать». Бес позволил. На другой день затворник отправился в лавру Фаранскую к авве Феодору Илиотскому и рассказал ему обо всем, что произошло между ним и бесом. Выслушав рассказ затворника, авва Феодор сказал ему: «Ты весьма поруган, поскольку дал клятву демону, но хорошо сделал, что открылся. Гораздо лучше для тебя посетить в городе все места зазорные, нежели отвергнуться Господа и перестать поклоняться Его образу и образу Пречистой Богородицы». Поучив его довольно, авва Феодор отпустил его с миром, и затворник возвратился в свою келью с новою решимостью продолжать борьбу с бесом. Скоро бес опять явился к затворнику и сказал ему с укоризною: «Что ж ты, старец, сделал? Поклялся мне, что не откроешь никому, что я тебе сказал, а ты поведал другому! Как клятвопреступник, ты осужден будешь за это в день судный».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из всех людей, известных нам по неослабному и испытанному воздержанию, он никому не уступил первенства, ибо побеждал голод и жажду, холод и зной, и другия ощущения и пожелания тела и души. Нравом был добр, в беседе – важен, и тщательно упражнялся в Священном Писании ». Преподобный Иларион преставился 80 лет от рождения, в 372 году 21 октября. Сей подвижник «так Богу благоугодил, что на его могиле еще доныне, – пишет Созомен в V веке, – многие больные и одержимые демоном получают исцеление и, что всего удивительнее, исцеляются на острове Кипре, где он был погребен тамошними жителями, воздававшими ему великое почитание и благоговевшими пред ним. Один из учеников его, Исихий, или Гезихий, тайно взяв оттуда останки его, перенес в Палестину и положил в собственном монастыре. С того времени здешние жители всенародно и весьма торжественно совершают ежегодное в честь его празднество; ибо у палестинцев есть обычай – именно так выражать почтение к бывшим у них святым мужам» 1747 . Св. Иларион оставил множество учеников, которые основали монастыри в Герарах, Кадисе, Вефиле, Кипре 1748 . Сонм иноков в Палестине умножил св. Харитон из Иконии, который основал в Палестине обители: Фаранскую в пустыне Фаран, к востоку от Иерусалима, на 2 часа езды; Иерихонскую и Сукийскую, или Сухумскую – по-сирски, а с греческого – Ветхую лавру, в пустыне Фекуйской, и преставился около 340 года, 28 сентября 1749 . Св. Харитону приписывают установлевие обряда пострижения иноческого. Из Палестивы иночество распространилось в Сирии и Персии 1750 . «У армян, пафлагонян и обитателей припонтийских начало монашеской жизни положил св. Василий Великий , подвизавшийся в сих странах 1751 , a по мнению Созомена , – предстоятель Церкви Севастийской в Армении, Евстафий. Он ввел правила касательно всех частей благоговейного поведения: какие, то есть, употреблять яства и от каких воздерживаться, какие носить одежды, какие соблюдать обычаи, – и начертал весь образ строгой жизни, так что аскетическую книгу, надписанную именем Василия Каппадокийского, некоторые приписывают Евстафию» 1752 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В нач. 553 г. при поддержке властей патриарх Евстохий изгнал оригенистов из всех мон-рей Палестины и И. п. 21 февр. 553 г. в Новую лавру на их место было отправлено 120 правосл. монахов. Среди переселенных был агиограф Кирилл Скифопольский, ранее подвизавшийся в лавре прп. Саввы. В 50-х гг. VI в. им написаны 6 Житий крупнейших подвижников И. п.: преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Молчальника, Кириака и Феогния. В 553 г. архимандриты мон-рей И. п. Руф и Конон присутствовали на V Вселенском Соборе в К-поле ( Mansi. T. 9. Col. 191-194; ДВС. Т. 3. С. 294-298). Свидетельства противостояния партий в сер. VI в. сохранились в «Луге духовном»: из рассказов старцев Иоанн Мосх узнает о том, что странствующий отшельник (воск) Илия , а также мон. Иулиан из мон-ря прп. Феодосия отказывались вступать в общение с патриархом Макарием в период его пребывания на престоле ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 19, 96). Мон. Леонтий, наоборот, был среди оригенистов, в 553 г. был изгнан из Новой лавры, но позднее перешел в православие и стал игуменом мон-ря прп. Феодосия (Ibid. 4). Оригенистский спор, возможно, ослабил мон-ри на плато И. п. После смерти прп. Саввы (532) неизвестно об основании новых обителей в этом районе. Однако мон-ри под Иерихоном и в долине Иордана продолжали развиваться. В «Луге духовном» упомянуты 7 новых обителей близ Иордана, неизвестных в более ранних источниках и основанных, видимо, в сер.- 2-й пол. VI в. ( Hirschfeld. 1992. P. 16). Так, авва Антоний назван настоятелем и основателем лавры прор. Илии близ Иерихона ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 66). «Луг духовный» представляет огромный объем сведений о жизни И. п. во 2-й пол. VI - нач. VII в. Ок. 570 г. Иоанн Мосх поселился в Фаранской лавре, позднее жил в мон-ре прор. Илии, совершал паломничества на Синай и в Египет, посетил большинство обителей И. п. Ему были знакомы настоятели большинства крупнейших мон-рей: архимандриты Конон в лавре прп. Саввы (Ibid. 42), Леонтий и Георгий в монастыре прп.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Лавра преподобного Феоктиста, или Нижняя, находилась в той же дикой местности, в которой расположена была лавра преподобного Евфимия, в пяти верстах от лавры, на левой стороне потока, в окрестностях Иерихона. Она была основана преподобным Евфимием в первые годы подвижничества его в Кутилийской пустыне и расположена на полугоре, у подошвы пещеры, в которой он первоначально подвизался с преподобным Феоктистом. При лавре была киновия, в которую поступали новоначальные, то есть только что принятые преподобным Евфимием; лица, уже навыкшие подвижничеству и достигшие известной степени духовной жизни, или переходили в Евфимиеву лавру, или удалялись в окрестную пустыню, где жили в отдельных кельях в полном уединении. Лавра эта с самого начала поручена была в управление преподобному Феоктисту, отчего и была известна под именем обители Феоктистовой. В ней полагали начала подвижничества лица, сделавшиеся впоследствии славными, например, Савва Освященный. О судьбе Феоктистовой лавры в следующих веках скудны сведения в церковно-исторических сочинениях; в XII столетии она была уже в запустении. В состоянии запустения она осталась и в последующие века. Место Феоктистовой лавры до сих пор в точности не узнано 186 . Некоторые исследователи палестинских святых мест помещают ее в смежной с вади эль-Кельт ложбине ез-Зараник, на левом скалистом берегу потока, на месте развалин, называемых ныне Вар ез-Зараник. Здесь недоступное ущелье: с обеих сторон потока высокие скалы, отвесные утесы. На левом берегу снизу идет трудный и опасный подъем на длинную и узкую площадку, над которою поднимаются скалы; в скалах видны пещеры и по местам искусственно высеченные в них ступени для подъема вверх; внизу – остатки стены или ограды, которая поднималась на площадку и заключала в себе выше и ниже лежащие помещения и кельи. Уцелела небольшая цистерна, находящаяся на площадке. Из подвижников Феоктистовой лавры известны преподобные Феоктист и Марис. Преподобный Феоктист (память 3 сентября). Сопостник и друг Евфимия Великого подвизался вместе с ним в Фаранской лавре и в пустыне Кутилийской и потом вместе с ним разделял заботы о спасении лиц, приходивших к св. Евфимию и вверявших ему свою вечную судьбу. Феоктист был игуменом Нижней лавры до самой своей блаженной кончины, последовавшей в 467 году по Р.Х. Преподобный Феоктист достиг высокой степени нравственного совершенства и был надежным руководителем других к духовному совершенству. Под его руководством учились подвижнической жизни преподобный Савва Освященный и Кириак отшельник.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   По южному берегу потока Прат проходил водовод, построенный в византийский период и снабжавший водой источника ряд строений, находившихся примерно в одном километре к востоку от ядра лавры. Среди этих строений при раскопках были выявлены остатки относительно большого сооружения площадью 25х10 м. Пол здания был украшен цветной мозаикой. Вблизи него обнаружены десятки погребальных пещерок, отмеченных высеченными в камне крестами. Предполагается, что здесь было кладбище лавры, а здание с цветной напольной мозаикой служило отпевальной часовней. Еще один келейный комплекс был обнаружен в 1,2 км к западу от ядра лавры. Возможно, именно в нем подвизался в течение пяти лет прп. Евфимий Великий (377-473, память 20 января/2 февраля), прежде чем навсегда уйти с аввой Феоктистом в пустыню Кутила. Именно этой значительной удаленностью от остальных келий и ядра лавры – при отсутствии у лавры внешней ограды – могут объясняться слова, которыми Кирилл Скифопольский описывает пребывание прп. Евфимия в Фаранской лавре: «...великий отец наш Евфимий... пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от Святого Града и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келлии, вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего» (Житие Евфимия, 12). В центре территории древней лавры находится пещерная церковь, которую анонимный автор Жития Харитона именует Старой (Житие, 11). Церковь располагается в скальной пещере в 12 метрах над верхней точкой относительно более «пологого» склона, поднимающегося от источника к основанию отвесного скального утеса. К Старой церкви ведет марш каменной лестницы, от которой следует подниматься по вертикальной шахте, прорубленной в естественной каменной полке несколько ниже уровня пола церкви. В древние времена (еврейские повстанцы, эллино-сирийские разбойники) подъем по шахте осуществлялся по сбрасываемой сверху веревке – как описано в Житии Харитона. В первый период существования русского скита в 1903-1967 гг. через шахту вела хлипкая деревянная лестница. Сегодня оборудована металлическая лестница с запирающимся люком в верхней части шахты.

http://sobory.ru/article/?object=18570

И вот как изменились времена: бывало, нас до-нага обнажали бедуины, так что мы принуждены были возвращаться стыда радии в лавру, а теперь бедуины бежали нашей смиренной братии, которой поднятые посохи показались им ружьями». – «Где же они были»? спросил я. «Везде, где и мы с вами странствовали», отвечал Авва. Тогда, желая поверить местность, я спросил у одного из возвратившихся иноков: «есть ли ниже лавры, как бы за час расстояния, всё на том же иссохшем русле, по которому мы с таким трудом пробирались, пещера и церковь там, где нам видны были остатки здания в скале»? – «Есть, отвечал он, обширная пещера с церковью внутри, и несколько келий; там ещё виден на стене лик св. Николая». Итак нет сомнения, что это был собственно тот нижний монастырь Феоктистов, о котором упоминается в житии святого, основанный обоими при той пещере, где они сперва жили в пустыни Кутилиской, над потоком, а лавра св. Евфимия есть позднейшая, где он окончил дни свои, допустив к себе, по откровению, учеников. Тот же монастырь, что зовётся Феоктистовым, на скате горы иерихонской, должен быть совсем иной; их было весьма много в долине сей. Нет сомнения также, что знаменитая лавра Фаранская, преподобного Харитона, была близ тех вод, где мы нашли водопровод, при нашем путешествии, потому что самое место называется Фаре доселе, и там есть развалины, как я посылал потом исследовать. Век живи, век учись. Старец сказал мне, что и на Афонской горе скит св. Анны, древнейший из всех, основан выходцами св. Саввы после разорения Хозроева. До 50 иноков туда бежали, и принесли с собою мощи св. праматери Анны и свой устав, усвоившийся Афону, но сами скоро все умерли от холодного климата, неблагоприятного их подвигам. Итак вот причина сходства обоих уставов, и вот как наблюдателен старец, который доселе записывает всякое доброе дело и слово своих сподвижников в домашний патерик. Его калия, где едва можно поворотиться на башне св. Дамаскина, и там, где жил в последствии Савва, достойна первых аскетов. Поистине, великое сокровище сей Савва, как бы отголосок минувшего, и он совершенно в своей земле – в юдоли плачевной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новая буря арианская, волновавшая Восток в течении четырнадцатилетнего царствования императора Валента миновала, однако, св. Кирилла. Он остался неприкосновенным на Апостольской кафедре Иерусалима, ко благу паствы, и даже имел утешение посвятить племянника своего Геласия на кафедру Кесарийскую, которая одно время спорила о первенстве с материю всех Церквей, Сионом. Второй Вселенский Собор ста пятидесяти епископов, в числе коих был и св. Кирилл, созванный в Константинополе благочестивым императором Феодосием, навсегда упрочил самостоятельность престола Иерусалимского; ибо он строго запретил, чтобы областные епископы простирали власть на церкви за пределы своих областей, и подтвердил прежнее правило Первого Вселенского Собора о достоинстве Иерусалимской Церкви: «Поскольку утвердилось обыкновение и древнее предание, чтобы чтить епископа, пребывающего в Элии, то да имеет он наследование чести, с сохранением достоинства, присвоенного митрополии» 44 . V. Иночество в Палестине Св. Харитоний и Иларион Великий Долгое святительство Кирилла ознаменовалось утешительным явлением иночества в Палестине, которое вскоре исполнило все её каменистые пустыни; отшельники стали прославлять Бога в диких ущельях, служивших дотоле берлогами для зверей. Три самые цветущие века жизни иноческой, с половины четвертого столетия и до разорений сарацинских, оставили по себе высокую летопись того совершенства, до какого может, с помощью благодати Божией, достигнуть природа наша, и столь необычайная эпоха жития, более ангельского нежели человеческого, достойна особенного внимания; она переносит нас в совершенно иной, духовный мир, которому теперь мы только издали удивляемся и часто не хотим верить, потому что сами не в силах подражать ему. Но сие неверие горько и постыдно для души нашей, ибо оно показывает, до какой степени мы упали духовно, в сравнении с теми, которые совершенно себе покорили земную свою оболочку, влекущую нас долу, и сделались чрез то истинными владыками мира. Первым из сих отшельников почитается в Палестине св. Харитоний 45 , который исповедал имя Христово еще во времена императора Аврелиана, в исходе третьего века, и потом посетил Иерусалим. Господь испытал однажды веру его, в продолжении сего благочестивого странствия. На расстоянии двух часов от Св. града к Иерихону, он впал в вертеп разбойников, но видимое покровительство Божие спасло Харитония, ибо змей, вползший в пещеру, нечаянно отравил напиток разбойников и все они погибли. Сделавшись таким образом наследником собранного ими богатства, он употребил его на благие дела, раздав частию убогим, частию же обратив на устроение церкви в той самой пещере, где был спасен от смерти. Долго оставался он один в своем вертепе; некоторые из христиан, бежавших от гонений на берега Мертвого моря, мало-помалу собрались около его пещеры, и образовали в последствии славную лавру Фаранскую, давшую много великих мужей Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010