…Он взошел как росток в земле, жаждущей явления Бога, жаждущей правды Божией, как ждет пустыня «дождь ранний и поздний» (Иак.5:7). «Ты обратишься, оживишь нас на третий день!» «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос.6:1-3). Жаждет Его правды земля – Церковь Его, и из Ветхозаветной Церкви прозяб Он, от Девы Матери, Он, Бог, явивший Завет Свой воистину Новый. Се, закон странный, воистину новый… И блаженна поэтому земля эта, благословенна между женами Матерь Его. … На различных изводах Казанской иконы тема Христа-Младенца как побега подчеркивается особенно. Левая рука Его, скрытая гиматием, похожа на нераспустившийся еще лист молодой веточки. Небывалый золотой цвет, который, благодаря искусному ассисту, приобретают ризы Младенца, подчеркивают тему необычности, парадоксальности (ибо слово «парадокс» происходит от греческого слова «преславный») «Таинство странное вижу и преславное – Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву…» (Канон на Рождество Христово) «Странное и преславное» — это «ксенон» и «парадоксон». Христос – Странник (вспомним имя Ксении, бездомной странницы града Петрова, ушедшей вслед Христу!), Он Иной – и Он же – Преславный Бог. Слава Божия – это явление Бога в творении. Нигде так не сияла никогда слава Отчая, как в Сыне Мариине. Сын – совечен Отцу, Он рожден «прежде всех веков». И эта тема безначальности (со-безначальности) подчеркивается скрытием длани в ризах – ибо «начало человеку – рука его» (3 Ездр.6 :10). Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся; яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим ( Тропарь воскресный, гл.5).

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bogom...

Какое утраченное одеяние? Все то, что похитил у тебя в раю змей: равноангельскую жизнь, райское наслаждение, одежду бессмертия. 2 . Но возвратимся к началу рассказа. «Поутру же», – говорит евангелист, – Иисус, «возвращаясь в город, взалкал». Утром – после того, как прошла ночь заблуждения и Христос – утро – возблистал миру свет воскресения; ведь Христос и есть утро, по словам пророка: «как утренняя заря – явление Его» ( Ос. 6:3 ). «Поутру же, возвращаясь в город». Утром – после того, как мракообразная смерть была уничтожена светом славы Христовой и в сердца омраченных людей проникли золотые лучи Солнца правды; утром – после того, как теплые лучи Божества разлились повсюду и согрели умерщвленные дьяволом души, – потому что «ничто не укрыто от теплоты его» ( Пс. 18:7 ). Сильнейшим холодом греха умертвил дьявол сердца людей, почему пророк и молится такими словами: «расплавь внутренности мои и сердце мое» ( Пс. 25:2 ). Холодом нечестия оковано было все человечество. Поэтому все пророки единодушно молились Богу, говоря: «возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень» ( Пс. 125:4 ), т.е., как теплый южный ветер, пахнув, возвращает замерзшую воду в ее прежнее обычное состояние, так точно и нас, умерщвленных грехом от дьявола, теплый южный ветер пусть обновит своим дуновением в прежнем состоянии нетления. Это теплое дуновение юга призывает и невеста Христова – Церковь в Песни Песней, говоря: «Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его!» ( Песн.4:16 ). «Поутру же, – говорит евангелист, – возвращаясь». Хорошо сказано – «возвращаясь», чтобы показать, что удаленного из рая Адама Господь наш опять возвращает в то же самое место. »Поутру же«, Иисус, «возвращаясь в город, взалкал». При упоминании о городе не смотри вниз, но взирай к горнему Иерусалиму, к небесной стране. «Наше же жительство – на небесах» ( Фил. 3:20 ). »Поутру же " , Иисус, «возвращаясь в город, взалкал»: не пищи людской захотел Он, но жизни людей: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» ( Иоан.4:34 ) Отца, – чтобы люди уверовали в Того, Которого Он послал, потому что «и всякий...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мария же Магдалина, сперва уступив апостолам, потом несколько собралась с мыслями и, не полагаясь на свои впечатления, но подумав, что ей было видение, берет с собою некую Иоанну и другую Марию и других женщин с благовониями ( Лк. 24:10 ) и ночью же опять отправляется ко гробу. Самым ранним утром, то есть задолго до рассвета, когда над землею только что занималась утренняя заря, Мария со своими спутницами приходит ко гробу. Камень уже был отвален – и тела Господа они не нашли (где же его было и найти?). Пока они недоумевали между собою, перед ними явились два мужа (это были святые ангелы) в блистающих одеждах. Те испугались – не только оттого, что ангелы внушили им страх, но и оттого, что с порицанием обратились к ним: «что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» ( Лк. 24:5–6 ). Обрати внимание, возлюбленный, как подтверждается, что этот приход женщин ко гробу не был первым: не имело бы смысла, если бы женщины ничего не видели и не слышали о воскресении Господнем, ангелам упрекать их в словах: «что вы ищете живого между мертвыми»? Очевидно, что все они уже слышали от самолично видевших Господа и слышали от Него ответ ученикам и не поверили, потому-то и упрекают их теперь ангелы; были с перечисленными женщинами и некоторые мужчины. Кто говорит это? Евангелист Лука. «По прошествии субботы, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие». Затем ангелы не только упрекнули их, но и пристыдили, говоря: «вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его» ( Лк. 24:1, 6–8 ). Потом, вернувшись опять, и эти мужчины и женщины вместе с Марией Магдалиной возвестили ученикам о всем происшедшем, причем Магдалина видела гроб дважды, а остальные – однажды. «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» ( Лк. 24:11 ). Если у кого явится недоумение, почему не упомянул евангелист поименно тех мужчин, которые вместе с женщинами принимали участие во втором посещении, то я относительно их полагаю, что они не были из числа известных, но или рабы тех женщин, или вообще кто-нибудь из подчиненных им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В этих словах содержится чрезвычайно важное благовествование Богочеловека. «Бог свет есть». Он – начало и источник всякого света, всего благого, всего справедливого и бессмертного! Он является всеистиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи. Благая весть состоит в том, что Христос говорил и показал Своей жизнью, что, поскольку Бог есть бесспорно и безусловно свет, то в Нем нет ни следа тьмы: «ни единыя тмы». Где тьма в Богочеловеке? Где грех в Нем? Никто и никогда не укажет в Нем ни единого греха, поскольку Он был совершенно безгрешен. Тьма происходит от греха, а грех от дьявола, который является совершенной тьмой. Поскольку дьявол есть дьявол (греч. клевещущий), все, что в нем, является сущностью, противоположной Богу. Бог есть Свет, дьявол – тьма. Бог есть Жизнь, дьявол – смерть. Бог есть Истина, дьявол – ложь. Ведь Господь наш Иисус Христос как истинный Бог может сказать про Себя: «Аз есмь Свет миру» ( Ин. 8:12 ), «Аз есмь Свет жизни». И дьявол может сказать: «я есть тьма миру», «я есть тьма жизни». Единственно из-за него мир, люди не могут увидеть смысл этого мира и цель жизни. Своей тьмой дьявол затмевает глаза людей, чтобы они не видели, что есть в сущности своей мир и что есть воистину жизнь. Если человеческие глаза могут видеть, то необходимо существует Христос. Только со светом Христа мы видим. Поэтому, если мы не видим, всуе имеем глаза. 1Ин. 1:6 .  Аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тме ходим, лжем, и не творим истины: ( Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине.) И это благовестие о Боге как о свете является свидетельством опытным. Конечно, этот личный опыт принадлежит всем действительным христианам, потому что они лично были озарены светом, чтобы жить со Христом и во Христе, жить действительно со Светом и в Свете. Христос их вывел из всякой тьмы, и со Христом они победили всякий грех. И как перед солнцем появляется утренняя заря, так и перед Христом – Светом мира и жизни – появляется сияние Его добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В 57 году святой Дионисий Ареопагит прибыл на погребение Пресвятой Богородицы. Из этого факта многие церковные исследователи выводили возраст, в котором почила Дева Мария. Ведь в канонических текстах ничего не сказано о том, сколько лет Богородица прожила на земле. Но если Рождество Христово последовало на 15 году жизни Божией Матери, то она, очевидно, дожила примерно до 72 лет. Именно так считают святой Андрей, архиепископ Критский, святой Симеон Метафраст, святой Дмитрий Ростовский, Преосвященный Порфирий Успенский, а также видные церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. Алексей (Скиф) 2018/08/27, 18:21:50 +++Тайна Второй Пасхи+++ " В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить:пойдём и возвратимся к Господу!ибо Он уязвил- и Он исцелит нас,поразил-и перевяжет наши раны; Оживит нас через два дня,в ТРЕТИЙ день восставит нас,и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем,будем стремиться познать Господа; как утренняя заря-явление Его,и он придёт к нам как поздний дождь оросит землю. " (Св.Пророк Осия 6:1-3). Какое время на ветхой планете Земля от Сотворения Мира? Весна прошла,лето миновало,осень пришла,последняя зима не за горами! А Благодати всё нет и нет,сокрылся Утешитель и Небо закрыто свинцовыми тучами и неусыпный Херувим всё ещё стережёт отверженное Древо Жизни!.. О,все потрясающая Тайна Второй,Богородичной Пасхи Вселенной! Как Христиане всего мира и особенно Святой Руси полюбили Мистическое Успение Божией Матери-Своего Божественного Сына,Победителя державы зла и смерти,Христа-Пасхи Первой! И есть за что!Священное Предание об Успении Богородицы столь чудесно,таинственно,духовно и знаменательно,что достойно хотя бы одной главы в Священном Писании! Но все премудрый Бог Отец Истины,Любви и Софии,как главный Автор Пресвятой Библии,-весьма краток и многозначителен: " что написал,то написал... " ,для единственно истинного просвещения и спасения человека греха достаточно и 66 Книг! Необыкновенное Успение Пресвятой Богордицы имеет глубокий Божественный смысл и восходит к великой тайне Распятия,Погребения и Воскресения Христа!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2648

Для жителей Палестины, возделывающих зимою свои поля, ранние и поздние дожди, о которых говорят Библейские книги 19 , составляют величайшее благодеяние. Ранние дожди дают земледельцу возможность в свое время и надлежащим образом возделать и засеять землю; дожди позднее содействуют полному наливу и созреванию зимних хлебов, а также и плодов; вообще от дождей ранних и поздних зависит обилие урожая всех произведений Обетованной земли. Поэтому-то библейские книги указывают на ранний и поздний дождь, как на особенную милость Иеговы к избранному народу. Если вы будете слушать заповеди мои, говорит Моисей от лица Господа, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб свой и вино свое и елей свой. И дам траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться 20 . Утешая Израильтян во время голода, причиненного саранчею и засухою, прор. Иоиль 21 взывает: «Вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем, ибо он даст вам дождь в миру, и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И пополнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем». И древние Евреи хорошо понимали и высоко ценили благотворность ранних и поздних дождей для их полей и садов и потому проявления божественной любви к ним сравнивали с действием позднего дождя на землю. По словам прор. Осии 22 , сыны Ефрема и Иуды, вспомнив среди бедствий о Боге, ими оставленном, скажут, наконец: познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он прийдет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю. Но не всегда «в свое время» посылаются ранние и поздние дожди на нивы и сады Палестины. Бывают годы, когда зимнее дождливое время начинается только в конце ноября и прямо проливными дождями; случается и то, что поздние дожди прекращаются в начале марта и даже ранее. Такая несвоевременность пагубно отзывается на земледелии. В первом случай земледелец не имеет возможности как следует заняться обработкою своего поля и засеять его, и потому поля по большей части остаются невозделанными, в последнем – зимние хлеба не успевают окрепнуть и жатва получается скудная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Здесь он много беседовал с Евфимием о пользе душевной; по беседе же они вознесли Господу всенощную молитву, чтобы Он послал им в помощь ангела, наставника верного. Когда занялась заря, святой Иоанн, совершив обычные утренние песнопения и преподав мир, облобызал Евфимия и отпустил его. На другой день, в воскресенье, по окончании утрени и Божественной литургии, епископ Иоанн снова позвал Евфимия для духовной беседы. Узнав о прибытии великого князя Бориса Константиновича в Суздаль, Евфимий пошел к нему. Князь был весьма рад его посещению, принял его с великой честью и сказал ему, что желал его прихода, «как лань желает к потокам воды» ( Пс.41:2 ). После долгой беседы пошли они к преосвященному епископу Иоанну и вкусили хлеба на трапезе его. Князь Борис Константинович поведал блаженному Иоанну все по ряду о преподобном Дионисии Печерском, о житии его, великих трудах и подвигах. Иоанн сказал на сие: – О, князь, без колебания и сомнений исполняй то, что начал, по слову апостола: «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» ( 1Тим.3:5 ). Благому началу должно ожидать от Бога и благопотребного конца. Ты ведь уже принял благословение и молитву от честного и святолепного старца, преподобного Дионисия, и ныне он послал к тебе благопослушливого своего ученика, трудоположника и постника, сего Евфимия, который, по благодати Божией, может дело твое начать и совершить и быть в сих подвигах о Христе образцом для других людей. Тогда князь встал с места своего и поклонился епископу до земли, прося его пойти с ним и Евфимием на место будущего монастыря, где им укажет Господь: И пошли они на изыскание места сего, со всем священным собором и клиром, с крестами и иконами, воспевая молебные песни. С ними пошли сановники, князья и бояре, и множество народа, мужи, жены и дети. На пути полагали пред Иоанном расслабленных, прося у него исцеления. Святой возносил о исцелении их тайную молитву к Богу, возлагал на них крест и руки свои и окроплял их святою водою – и с того часа прекращалась болезнь их, и целовали они ноги святого, благодаря Бога. Весь народ был объят великой радостью, все изумлялись и говорили, что святитель подобен святому Григорию епископу Акрагантийской церкви 6724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сила многолюдного войска грозна и разрушительна, как сила ярого наводнения: такова она для отступников воли Божией, нечестивых Израильтян и коварных Сирийцев; но она ничтожна для преданных Богу иудеев: для них Господь есть Спаситель, Его храм – скала убежища! (ср.ст.10). Господь посылает потоп и опустошает землю, укрощает море и населяет поднебесную. И вот Он только погрозит многочисленному войску, одним знамением обнаружит Свой гнев на него, и оно в ужасе отступит из Его страны (ср.ст.14 и гл.8:7–10) и как ничтожное, как прах земной развеется быстро и бесследно (ср. Пс.34:4–6 ). 14. Вечер – и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших. (К вечеру, и будет плачь: прежде заутрия, и не будет: сия часть пленивших ны, и жребий наследивших нас). Многочисленное и грозное войско ничтожно пред Господом небесных воинств: как быстро и ужасно будет приближение его, так скоро и дивно совершится поражение. Вечером оно подступит, и вот настанет ужасная ночь; но едва утренняя заря осветит поле битвы, войско исчезнет. Эта чрезвычайная погибель есть неизбежная участь врагов, это – определение Промысла Божия, охраняющего священный народ, составляющий царство Иудейское, которое покушались разорить Израильтяне в союзе с Сирийцами: тех и других победили Ассирийцы. По слову пророка Исаии, нашествие врагов на Сирию будет так разрушительно, как землетрясение, превращающее крепкие города в груду развалин (ст.1); неприятельское войско возьмет в плен почти все население города, подобно тому, как жнец собирает хорошую жатву (ст.5), оно опустошит страну, как опустошает сильное наводнение (ст.12): но эта разрушительная сила будет быстро уничтожена в пределах царства Иудина чрезвычайным действием всемогущества Божия (ст.14). Кто же эти враги? чья эта всесокрушающая сила? – Это цари Ассирийские со своими многочисленными, грозными и победоносными войсками (ср.гл.8:3–10;37;38). Предсказанная судьба Дамаска исполнилась. По усердной просьбе Ахаза, царя Иудейского, Феглаффелласар, царь Ассирийский, «пошел в Дамаск и взял его, и переселил жителей его в Кипр, а Рецина (или Раассона) царя Сирийского, умертвил» ( 4Цар.16:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пророк перед смертью позаботился о благополучии своего народа и приказал царю выстрелить из лука в сторону Сирии, а сам положил руки на руки царя, влагая в них пророческую силу. И когда тот выстрелил, Елисей сказал, что это – стрела избавления от Сирии. Затем по повелению пророка царь трижды ударил стрелами о землю, и Елисей предсказал, что он трижды разобьет сирийцев. И умер великий пророк Божий, и похоронили его. Спустя год после его смерти рядом с его гробницей проходила погребальная процессия. Внезапно на нее напали войска моавитян, и люди, бросив покойника в гроб к Елисею, убежали. А мертвец, прикоснувшись к костям пророка, воскрес и встал на ноги свои. Из этого библейского повествования мы видим, что тела святых не теряют своих благодатных сил и после смерти, именно поэтому православные почитают мощи угодников Божиих – как храмы Святого Духа, источающие нам исцеления. Сохранились сотни тысяч описаний исцелений от святых мощей, что показывает богоугодность этого православного обычая, свидетельствующего для нас истину Всеобщего Воскресения. Память пророка Елисея совершается 14/27 июня. Пророки Северного царства После Илии в Израильском царстве Бог воздвиг еще нескольких пророков, обличавших язычество и возвещавших будущее спасение. Книги некоторых из них вошли в Библию. Первым из них был Осия (820 год до Р.Х.). Господь повелел пророку вступить в брак с блудницей – как свидетельство неверности Израиля Господу. Осия возвестил, что отступники будут отвергнуты, но потом Бог пощадит непомилованных и возвратит их к Себе. Этим предрекается не только то обращение евреев ко Христу, которое произойдет перед концом мира, но в первую очередь возвещается обращение к Творцу язычников. Грех евреев – в кровопролитии, блуде, пьянстве, угнетении бедных и поклонении идолам. Бог обещает отступникам: «Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет. Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего. В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю”» ( Ос. 5, 14–15; 6, 1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Пророк Исаия, предсказывая явление Мессии на землю, называет его: «Чудный советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис. 9:6 ).  У пророка Давида в Псалтыре есть следующие слова: «Господь сказал мне: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). В этих словах Бог Отец обращается к Сыну и именует Его ныне родившимся, т.е. всегда рождающимся из Себя. Подобное мы видим и в сто девятом псалме, где Бог Отец также говорит Сыну: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс. 109:3 ).  Из христианского учения нам известно об изначальной неизменяемости Бога. Определения – Отец и Сын указывают на существенную сторону бытия Творца. Если было время, когда у Отца не было Сына, то можно ли его в то время было именовать Отцом? Бог рождает сына прежде денницы (утренняя заря), т.е. прежде всякого бытия, из Своей сущности, и это рождение вечно, ибо происходит всегда.  Божественность Иисуса Христа со всею очевидностью подтверждается и другими Ветхозаветными Писаниями. Пророк Исаия о Мессии говорит: «Вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие, Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» ( Ис. 35:4–5 ). Спаситель как бы напоминает этот стих из Писания пред учениками Иоанна Крестителя как доказательство своего мессианства ( Лк. 7:22 ). Этой прямой цитатой из Исаии Иисус указывает на Свою природу как на воплощение Бога 84 . У пророка Захарии есть указание, что Бог будет пронзен, и это в буквальном смысле исполнилось над Спасителем ( Зах. 12, 10 ; Ин. 19, 37 ). Пророк Иоиль говорил, что наступит время, когда каждый, кто призовет имя Господнее, спасется ( Иоиль. 2:32 ). В Новом Завете этот стих цитируется Апостолами дважды и относится ко Христу ( Деян. 2, 20–21 ; Рим. 10, 9–13 ). Апостол Петр в Первом Послании называет Спасителя камнем преткновения и соблазном. У пророка Давида эти слова относятся к Богу Ветхого Завета ( Пс. 118:22 ). Святой Павел в послании к Филиппийцам пишет, что пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных и преисподних (2, 10). Этот текст взят из Исаии (45, 23) и прямо отнесен к Иисусу. Если же мы рассмотрим контекст Исаии, то увидим, что никому, кроме Бога, не могло поклоняться «всякое колено» 85 . 

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010