В Самозванце проявляются следующие черты Антихриста. Во-первых, это постоянная ложь и коварство: «Нравом лукав и скверноумен… и исполнен всякого пронырства лукаваго и беснования» . Во-вторых, он кровожаден и злобен: «Ядовит злобою аки смертодыхтелная сокрпия, яже зрением уморяа многия» . Образ скорпия, возможно, связан с апокалиптической саранчой, которая в конце времен должна будет мучить жителей земли страшными муками (см.: Откр. 9: 1–12). В «Хронографе» Самозванец назван «кровоядный лвичный щонок» – это образ, скорее всего, связан с псалмом 16 . Самозванец сравнивается и с «мерзоядным вепрем из дубравы многодревныя, который на Московское государство наскочи» . В-третьих, распутство Самозванца. Иван Тимофеев достаточно осторожно описывает его поступок с Ксенией Годуновой, но из контекста явствует, что вряд ли она избежала насилия . Наконец, это зловерие Лжедимитрия, более всего сближающее Самозванца с Антихристом церковного предания, а одним из проявлений этого зловерия стало осквернение Успенского собора через незаконный (с православной церковной точки зрения) брак с некрещеной еретичкой Мариной Мнишек. Характерно наименование Успенского храма «святой соборной и апостольской церковью». Это не только цитата из Символа веры, но и аллюзия на церковь Святого Сиона в Иерусалиме – матерь всех церквей, храмовым праздником которой позднее стал праздник Успения Богородицы . Соответственно, если, по мысли московских авторов начала XVII века, Русь осталась единственным оплотом Православия, то Самозванец повел себя как Антихрист, осквернив новый Сион – Успенский собор Кремля, и на нем исполнились слова апостола Павла: «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4). Сама насильственная и «нелепая смерть» Самозванца должна была напомнить русскому человеку гибель Юлиана Отступника и конец Антихриста одновременно. В этом смысле интересна «Притча о царском сыне, принявшем монашество», содержащаяся во «Временнике» Ивана Тимофеева, в которой тело грешного царевича, принявшего монашество, а затем отрекшегося, растаяло без следа. В этом могли видеть аналогию с уничтожением тела Самозванца.

http://pravoslavie.ru/57152.html

Далее не можем не вспомнить святителя Иова, который стал первым Патриархом Московским. Он взошел на Патриарший престол во времена благоденствия Церкви. Крепкая власть, которая много содействовала тому, чтобы во главе Русской Церкви стал Патриарх, поддерживала церковные начинания. Но очень скоро страна наша обрушилась в Смутное время, и тогда на всю страну опять прозвучал пророческий голос главы Предстоятеля Церкви, который отверг всякую возможность поддерживать Лжедмитрия и стоявших за ним внешних врагов нашего Отечества. И как уж уговаривали его, как просили поддержать! Но он стоял твердо на той позиции, на которой только и должен стоять Патриарх, поддерживая единство Отечества, препятствуя иностранному вмешательству в дела народа. Он был низвергнут Лжедмитрием и отправлен в монастырь в Старице вблизи Твери, где и закончил свои дни. На его место пришел другой святитель, который почивает здесь своими мощами, – святитель Гермоген, который в Смутное время, томясь здесь, в подвалах Чудова монастыря, умирая от голода, жажды и холода, под страшным давлением польских захватчиков и служивших им некоторых представителей русского боярства, не подписал воззвание в пользу утверждения власти иноземцев и мученически скончался, оставаясь верным народу своему, стране и Церкви своей. Святитель Тихон – первый Патриарх после двухсотлетнего перерыва. Его Патриаршество совпало с годами страшной смуты, полного крушения всех национальных устоев государства и народа нашего. Одновременно возникло разделение в Церкви, которое было спровоцировано властями, дабы, разделив Церковь, побыстрее с ней расправиться. Святитель Тихон, провозглашенный Патриархом в торжественной обстановке Всероссийского Собора, вынужден был каждый день сораспинаться с народом и с Церковью нашей. Он скончался при до сих пор не выясненных обстоятельствах, сохраняя верность Христу и никак не посрамляя своего Патриаршего достоинства. Мы вспоминаем также сегодня великих святителей Филарета, Иннокентия, Макария – богословов, миссионеров, которые, находясь на Московской кафедре, были великими авторитетами и служителями Церкви Русской. И замечательно, что молодые архиереи нашей Церкви в этот день молятся Господу в Успенском соборе.

http://religare.ru/2_113897.html

Призри на ниву Твою, Церковь Святую, на страны и народы, преемственно воспринявшие веру православную из единой купели Крещения в водах днепровских и ныне приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждою и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, яко же и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Тя, Жизнодавче: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего погубити тщатся. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на ны, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю нашу огради, власти умудри, вся утеши и умири, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в Земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков».   Проповедь перед причастием произнес клирик  Богоявленского кафедрального собора в Елохове  г. Москвы протоиерей Борис Обрембальский. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим:  «Сейчас мы совершим молебен. Начнем его здесь, в Успенском соборе, а затем все вместе двинемся к памятнику князю Владимиру и там, у памятника, завершим наше молебное пение и сегодняшнее литургическое празднование великого и спасительного дня, когда мы вспоминаем князя Владимира, крестившего Русь, выведшего народ наш из тьмы язычества и открывшего реальный путь к стяжанию святости и добродетели — всего того, что стало духовным стержнем нашего народа. И дай Бог, чтобы этот стержень никогда и никакими обстоятельствами не был поколеблен.

http://patriarchia.ru/db/text/5946779.ht...

  Пролог Ранним утром 15 августа 1917 г., в праздник Успения Божией Матери, из московских церквей потянулись крестные ходы в Кремль. Вскоре на Красной площади собралось множество людей; лес хоругвей, выносных икон, крестов, звуки церковных песнопений. Пробиться за кремлевские стены, где на Соборной площади и в Успенском соборе проходили основные торжества открытия Поместного собора Российской Церкви, было невозможно. Туда пускали только членов Собора и почетных гостей 2 . Из членов Временного правительства присутствовали: премьер-министр Александр Керенский, министр внутренних дел Николай Авксентьев, министр исповеданий Антон Карташев . Много было представителей дипломатического корпуса, российской и зарубежной прессы. Среди 80 епископов, впервые после двухсотлетнего «пленения Церкви» собравшихся вместе, выделялись белые клобуки четырех митрополитов – Киевского Владимира (Богоявленского) , экзарха Кавказского Платона (Рождественского) и двух новоназначенных – митрополита Московского Тихона (Белавина) и митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Последние двое надели знаки митрополичьего отличия лишь накануне – после того как Временное правительство особым законодательным актом отказалось в пользу Священного Синода от доставшейся ему по наследству царской привилегии – жаловать священнослужителям митры и белые клобуки. Через Спасские ворота крестный ход вступает на Красную площадь и движется к Лобному месту, где начинается молебен. Принесенные из Успенского Собора, Чудова монастыря Кремля хоругви располагаются полукружием с трех сторон, на некотором отдалении. Духовенство приходских храмов выстроилось рядами вместе с принесенными иконами. Ближайшие к Лобному возвышению места занимают члены Поместного Собора (соборяне) – клирики и миряне. На возвышение поднимаются только архипастыри и несколько священнослужителей, сослуживших им в Успенском соборе. Глазами всех присутствующих представилась поистине захватывающая дух картина – множество людей, исчисляемых не десятками, а сотнями тысяч, заполнивших Красную площадь:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Было совершено множество праздничных Богослужений, связанных с памятной датой. что, наверное, наиболее важно. В этом году впервые после 1917 года на патриаршем уровне была воздана дань памяти Русским царям. 6 Марта в самый день 400-летия избрания Дома Романовых Патриарх Кирилл служил в Успенском соборе Московского Кремля на гробах русских царей. Второе знаковое Богослужение прошло 12 июля в Петропавловском соборе на гробах Императоров. Оба богослужения были совершены в присутствии Главы Дома Романовых Великой Княгини Марии Владимировны. Далее нужно сказать и о возрождении нескольких храмов, связанных с именем Дома Романовых. Лично мне посчастливилось участвовать в праздничном Богослужении 6 марта в Святой Земле в Русском Гефсиманском монастыре св. Марии Магдалины, в котором почивают мощи августейшей преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Так торжество 400-летия Дома Романовых было почтено и в Святой Земле. Это прежде всего Феодоровский собор в Санкт-Петербурге, который был построен в 1913 году к 300-летию Дома Романовых, а возрожден и заново освящен в 2013 году к 400-летию Дома Романовых. На его освящении присутствовал князь Дмитрий Романович Романов, приехавший из Дании. Нельзя не упомянуть, что в этом же году праздновалось 100-летие Морского Кронштадтского собора, который был также освящен Патриархом Кириллом. Напоследок года началось возрождение еще одного царского собора в Санкт-Петербурге - Адмиралтейского собора святителя Спиридона Тримифунтского, в котором 25 декабря была отслужена первая Литургия. Этот храм основал еще Петр Великий. В своё время, по сути, он выполнял функцию морского собора России. В зале при этом храме под знаменитым шпилем Адмиралтейства на камне начертана надпись «Центр Санкт-Петербурга». Так что это в буквальном смысле слова центральный храм нашего города. Последним настоятелем этого храма был священномученик Алексей Ставровский. Кроме того, были организованы потрясающие выставки. Исторический музей в Москве, Музей артиллерии и Музей истории религий в Петербурге представили свои экспозиции. Апофеозом стала выставка в московском Манеже, которая привлекла сотни тысяч людей. По посещаемости за последние десятилетия эта выставка оказалась самой посещаемой экспозицией в России. На бульваре, ведущем к Манежу, на стендах была представлена общедоступная выставка, также посвященная истории царствования Дома Романовых. И все гости Москвы, как из России, так из ближнего и дальнего зарубежья, не могли не увидеть и не прочесть это, а там были подобраны краткие, но емкие факты.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/31/dl...

В 1681 году игумен Гордиан решил разобрать этот собор и возвести на его месте новый, больших размеров. Получив на это благословение  митрополита Ростовского Ионы Сысоевич, приступил к делу. Предполагают, что проект собора мог выполнить сам Иона Сысоевич, известный своей любовью к церковному строительству. Митрополит был талантливым зодчим и, возглавляя епархию, с размахом и великолепием построил в ней десятки храмов. По преданию, в родном селе Ангелово, где отец будущего митрополита служил священником, он возвел церковь в 365 окон, не имеющую себе равных по красоте. Главным творением Ионы Сысоевич стала резиденция митрополита, которая с XIX века именуется Ростовским кремлем. По замыслу игумена Гордина, нижняя часть Введенского храма предназначалась под усыпальницу настоятелей и знатных благотворителей, поэтому его " подняли " на тридцать ступеней. Собор возвели в ярославской традиции: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. В южной галерее находился придел во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью. Известно, что царь Феодор Алексеевич пожаловал в церковное строение 50 рублей. А на роспись Свято-Введенского собора, строительство которого завершилось в 1683 году, пожертвовали 150 рублей уже его братья и сестра: Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна. К росписи собора приступила артель из двадцати шести ярославских и костромских мастеров. Свои имена они оставили на откосе окна западной стены храма. Первым в списке идет имя ярославца Дмитрия Семенова, известного под прозвищем Сибиряк. Он участвовал в росписи храмов Новодевичьего монастыря в Москве и - в составе артели Гурия Никитина - церкви Илии Пророка в Ярославле. Возможно, вместе с настоятелем монастыря игуменом Гордианом именно он разрабатывал оригинальный цикл росписей, посвященных Толгской иконе. Вторым в списке указан Федор Федоров, потомственный ярославский иконописец, которого приглашали расписывать храмы Московского Кремля и царские покои. Среди других известных имен - Василий Осипов, один из ведущих специалистов изографии Костромы, принимавший участие в росписи Успенского собора Москвы; Василий Федоров, который сорок лет работал в Оружейной палате. Остальные - молодые мастера и подмастерья в возрасте 14-15 лет.

http://sobory.ru/article/?object=05720

Неудивительно, что в этих условиях Святейший Синод 22 июля  обращается ко всему народу: «Хищения, грабежи, разбои, насилие и обострившаяся партийная и политическая борьба стали достоянием нашей новой жизни и поселили в народе озлобление и рознь, повлекшие за собой внутреннюю братоубийственную войну, неоднократное кровопролитие. И в результате, с одной стороны, приостановка блестяще начатого наступления на врага, с другой, вместо братства — охлаждение любви, упадок добрых, мирных, братских общественных отношений. Страна пошла по пути гибели, а в будущем ее ждет та страшная бездна, которая заполнена для всех нас ужасающим отчаянием, если только не прекратятся  смятения и попрания и замешательства… от Господа  (Ис. 22, 5)». Обстановка продолжала быть ярким примером тех самых тютчевских строк: 25 июля обер-прокурором Синода был назначен А.В. Карташов, в прошлом доцент Петроградской Духовной Академии. Но буквально через полторы недели, 5 августа, Временное правительство решило все же упразднить должность обер-прокурора и учредить Министерство исповеданий, назначив министром все того же Карташова. Министерство должно было заниматься отношениями Православной Церкви с другими религиозными организациями и государственной властью, но не вмешиваться во внутренние церковные дела. Церковь освобождалась от государственного давления. Но Временное правительство стремительно теряло власть… За два дня до открытия Собора Святейший Синод возвел архиепископов Тихона Московского, Вениамина Петроградского и экзарха Грузии архиепископа Платона в сан митрополитов. Как избирали Патриарха В праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля открылся Всероссийский Поместный Собор. Председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон. Характерная особенность состава Собора — это преобладание мирян и белого духовенства. Многие члены Собора, особенно из числа профессоров-мирян Петроградской Духовной Академии, были увлечены идеями Февральской революции. Именно они выступали за обновление церковного устройства и богослужения, видя в этих возможных преобразованиях часть глобальных изменений в государстве.

http://pravmir.ru/izbraniya-sego-ya-ne-i...

Соборная церковь Св. Троицы «собор старинного вкуса, в византийском стиле», был возведен в подобие Успенского собора Московского Кремля. Ее строительство затянулось. В частности, известно, что в 1688 г. были выданы дополнительные средства для продолжения работ. Окончанием строительства надо считать 1706 г. В это время было также завершено строительство ограды монастыря. Первоначально, до конца XVIII - начала XIX в.в. собор был однопрестольным. Собор - четырехстолпная, трехаспидная, пятикупольная постройка. С южной стороны к основному объему примыкает паперть, с запада трехъярусная колокольня. Все окна, кроме тех, что были в разобранной впоследствии паперти, сохранились на своих первоначальных местах. Кресты на главах вызолотили. Главы покрытые жестью, отремонтировали. Железная кровля окрашена в зеленый цвет. Пол деревянный был заменен на чугунные плиты. Побелка стен говорит о том, что храм в середине XVIII в. не был расписан. Колокольня завершалась куполом, главкой и шпилем, проемы были ограждены токарным баласником. В 1803 г. колокольню Троицкого собора решили разобрать, в связи со строительством новой монастырской церкви - Тихвинской. Итак, в начале XIX в. Троицкий собор значительно изменил свой облик. Первоначальная живописная объемно-пространственная композиция памятника распалась. Исчезла двухэтажная паперть, трехъярусная колокольня, изменили свой вид фасады и кровля. В 1851 г. притвор был значительно расширен и превратился в двухпридельную трапезную с двумя приделами, с куполом и главою. Для прохода из помещения трапезной в собор была частично разобрана западная стена собора. Над трапезной возвышался купол с главой. В 2002 г. было начато возрождение монастыря как женского. Начиная с 2007 г. идут реставрационные работы. Сделаны кровельные работы склепа Троицкого собора, реставрация купола, юго-восточной башни, восточной стены монастырской ограды и внутренний фрагмент Южной стены. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=05386

Собрание икон XI – XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон»  — моленное место, созданное в 1551 г. для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах. Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

http://patriarchia.ru/db/text/136423.htm...

История самого храма началась 22 июня 1901 г. На закладке храма присутствовали Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин), губернатор князь Н.Д. Голицын, соседи – сенатор Н.С. Таганцев и князь Н.С. Путятин. И снова слово стоит дать отцу Николаю Синицыну. Это торжественное событие он так же не обошёл своим вниманием: « Июня 22. Состоялась закладка храма в честь Успения Божией Матери в имении князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова. Закладку совершил Его Высокопреосвященство Димитрий, архиепископ Тверской и Кашинский, в присутствии Тверского губернатора князя Голицына и многих почётных гостей при большом стечении народа. К 12 часам дня при церкви села Берёзки был совершен к месту закладки крестный ход ». Успенская церковь в Островках должна была стать первым в России храмом-музеем. Строилась церковь под наблюдением московского архитектора Фёдорова по проекту Н.Д. Иванова. Для храма-музея специально избрали русско-византийский стиль, а образцом для него послужили Суздальские церкви XII-XVI столетий. «Церковь выстроена по типу Суздальских церквей XII-XIV столетий, - писал Владыка Димитрий, - представителями которых служат церкви: Покрова Пресвтыя Богородицы на Нерли, Успенский собор в Звенигороде, Дмитровский собор во Владимире, Преображенский собор в Переяславле-Залесском и другие; точнее сказать, новая церковь по своей архитектуре является копиею Преображенского собора в Переяславле-Залесском, построенного между 1152-1157 годами. Этот собор представляет собой, как известно, наиболее простой и точный образец Суздальского архитектурного типа». По завершении строительства наступил черёд отделки храма. Особое участие принял сам строитель и хозяин усадьбы. Андрей Александрович в 1896 г. возглавлял реставрацию Успенского собора Московского Кремля, и поэтому новый дубовый иконостас храма явился миниатюрной копией древнего иконостаса главного собора России. В новом иконостасе разместились самые ценные иконы из личного собрания князя А.А. Ширинского-Шихматова. Церковную утварь составили паникадило, потиры, кадила, напрестольные кресты и прочие предметы XVI-XVII вв.

http://sobory.ru/article/?object=10573

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010