Лит.: Клириков Н. Н. Механик-самоучка, слепец В. М. Слепнев//Ярославские ГВ. 1887. Ч. неофиц. 28. С. 5-6; 29. С. 3; Самоучка-механик, изобретатель механического церк. звона: [Д. П. Иванцов]//Вятские ЕВ. 1904. 11. Отд. неофиц. С. 680-682; Десятников В. Хранители звонов: [Ростовские звоны и звонари]//Вокруг света. 1978. 5. С. 40-43; Игнатьев С. Федька-звонарь//Правосл. Русь. 1978. 7. С. 14-15; Козлова Г. Живое искусство колокольного звона//Кругозор. 1990. 6. С. 10-11. Грампластинка 4; Маршкова Т. И. Хранитель московского звона: [Звонарь моск. Новодевичьего мон-ря В. И. Машков]//Отчизна. 1991. 6. С. 32-34; Мельник А. Г. Звонари XVII - нач. XX вв.//СРМ. 1993. Вып. 4: Соборная звонница Ростова Великого. Ростов. 1993. С. 47-56; Мельник Л. Ю. О «Калязинском» звоне//Там же. С. 65-68; Виденеева А. Е. Звонари ростовского Успенского собора во 2-й пол. XVII - 1-й четв. XIX в.//Там же. Ярославль, 1995. Вып. 7: Колокола и колокольни Ростова Великого. С. 18-27; Невелев Д. Тайная жизнь патриаршего крестоносца: Не спрашивай, по ком звонил в колокол обычный советский инженер: [В. И. Машков]//Огонёк. 1996. 2. С. 26; Никаноров А. Б. Звонарь как особый тип традиц. инструменталиста//Традиц. искусство и человек: Тез. докл. XIX науч. конф. молодых фольклористов памяти А. А. Горковенко, 15-17 апр. 1997 г. СПб., 1997. С. 46-48; он же. О звонарях//IV конгресс этнографов и антропологов России: Тез. докл. Нальчик, 20-23 сент. 2001 г. М., 2001. С. 172; он же. К проблеме творческой личности традиц. инструменталиста: Звонарь Семен Семенович из старой Казани)//Вопросы инструментоведения. СПб., 2007. Вып. 6: Мат-лы 6-й междунар. инструментоведческой конф. «Благодатовские чтения», С.-Петербург, 3-6 дек. 2007. С. 175-178; Макаров М. И. На Даниловской колокольне//Правосл. колокольный звон: Теория и практика: [Сб. ст.]/Сост.: И. В. Коновалов, Н. И. Завьялов. М., 2002. С. 139-164; он же. Даниловский звон//ЖМП. 2004. 3. С. 20-21; Смирнов Д. В. Родословие семьи звонарей Урановских, XIX - нач. XX вв.//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 91-92; Виденеева А. Е., Коновалов И. В. Звонари Моск. Кремля в сер. XVIII в.//VII науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2003. С. 86-101; они же. Звонари Моск. Кремля посл. трети XVIII - 1-й трети XIX в.//Макарьевские чт.: Рус. культура XVI в.- эпоха митр. Макария. М., 2003. Вып. 10. С. 188-207; они же. Звонари Моск. Кремля в 1830-х гг.//ИКРЗ, 2004. Ростов, 2005. С. 285-289; они же. Звонари Ростовского Успенского собора в 1-й пол. 20-х гг. XIX в.//Там же, 2006. Ростов, 2007. С. 332-339; Ярешко А. С. Роль звонаря в рус. правосл. культуре//Мужчина в традиц. культуре народов Поволжья: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 15-17 мая 2003 г.). Астрахань, 2003. С. 58-62.

http://pravenc.ru/text/199671.html

Каменный кремль, построенный в 1521 году, сохранился в таком же виде до нашего времени. Он имеет в длину 490 сажен, толщину стен - 4 аршина, высоту - от 5 до 6 сажен. Ворота его имели следующие названия: посредине к р. Упе (на кривой мост) - Водяные, от них направо, в кремлёвском саду, к архиерейскому дому - Глухая башня, под ней погреб; далее - ивановские ворота, Никитская угольная башня, под ней хранился порох и тут же пытали разбойников; потом - Одоевские ворота, выходящие на Киевскую улицу, угольная Спасская башня, против церкви Воздвижения (теперь этот храм не существует), на ней висел вестовой колокол; потом - Пятницкие ворота, обращённые к гостиному ряду и Пятницкой церкви, у этих ворот за железными дверями хранились воинские орудия и съестные припасы на случай осады… Последняя круглая башня стояла против Казанского собора (теперь не существующего). Ворота и башня были возобновлены в 1684 и 1821 годах " . В настоящее время ведутся работы по реставрации стен и башен Тульского Кремля и расположенного внутри Кремля бывшего кафедрального Успенского собора, как архитектурных и исторических памятников. Деревянная крепость тульского Кремля после 231-летнего стояния была разобрана, вал срыт, рвы засыпаны и сравнены с улицами. Со времени построения внутри деревянной крепости - каменного города - в 1514 - 1521 г.г. - Тульский Кремль становится центром начинающего формироваться города, но всё же опасность расположения местности Тулы ещё долго не внушала людям охоты избирать себе место для постоянного жительства в этом городе, чем и объясняется малочисленность тульского населения в те годы. Так, по описи 1685 года в Туле насчитывалось населения всего 1147 человек . После пережитых бедствий - нашествий иноплеменников, междоусобиц, голода и прочих трудных годин, Тула только с середины XVII столетия вступила в степень мирного города, после чего стало увеличиваться в ней население, а вместе с этим развиваться в Туле местная промышленность и торговля. В 1708 году Тула была приписана к Московской губернии, в 1719 году сделана провинциальным городом той же губернии, а в 1777 году, после открытия тульского наместничества, сделана главным городом этого наместничества. В 1797 году Тульское наместничество было переименовано в губернию, а центром этой губернии, т.е. главным её городом, стал город Тула.

http://drevo-info.ru/articles/3526.html

Лит.: Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое Евангелие Успенского собора как памятник древнерус. искусства 1-й трети XV в.//Древнерус. искусство XV - нач. XVI в. М., 1963. С. 134-136; Грабар А. Н. Неск. заметок об искусстве Феофана Грека//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 87-90 [ об изображ. символов евангелистов ] ; Ухова Т. Б., Писарская Л. В. Лицевая рукопись Успенского собора: Евангелие нач. XV в. из Успенского собора Моск. Кремля. Л., 1969; Velmans T. La couverture de l " Évangile dit de Morozov et l " évolution de reliuze byzantine//Cah. Arch. 1979. Vol. 28. P. 115-136; Вздорнов Г. И. Искусство книги Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII-XV. М., 1980. С. 109-110; Рындина А. В. Оклад Евангелия Успенского собора Моск. Кремля: (К вопр. о ювелирной мастерской митр. Фотия)//ДРИ: Рукоп. книги. М., 1983. Сб. 3. С. 143-167; СКСРК, XIV. С. 348-352. 205 [ описание, библиогр. ] ; Евангелие Успенского собора Моск. Кремля: Исслед. и реставрация одного памятника. М., 2002; Осипов Ю. А. Реставрация оклада Евангелия Успенского собора Моск. Кремля//Тр. отдела науч. реставрации и консервации Гос. Ист.-культ. Музея-заповедника «Московский Кремль». М., 2004. Вып. 1. С. 120-127; Лицевое Евангелие из Успенского собора Моск. Кремля (Морозовское). М., 2006 (CD-ROM). А. Л. Лифшиц, Е. Я. Осташенко Рубрики: Ключевые слова: ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства

http://pravenc.ru/text/Евангелие ...

2 февраля Начало работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Завершение первого дня работы Архиерейского Собора 3 февраля Неделя 35-я по Пятидесятнице . Литургия в Храме Христа Спасителя. Возведение в сан архиепископа епископов Тираспольского и Дубоссарского Саввы, Биробиджанского и Кульдурского Иосифа и Читинского и Краснокаменского Евстафия Начало второго дня работы Освященного Архиерейского Собора Завершение второго дня работы Архиерейского Собора 4 февраля Третий день работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Завершение третьего дня работы Архиерейского Собора 5 февраля Четвертый день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Архиерейский Собор Русской Православной Церкви завершил свою работу 10 февраля Неделя 36-я по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Встреча с министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучковым в Патриарших покоях Кремля Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Ватикане, по совместительству Представителем РФ при Суверенном Мальтийском Ордене А.А. Авдеевым в Патриарших покоях Кремля 23 февраля День защитника Отечества . Возложение венка к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля 24 февраля Неделя о мытаре и фарисее . Литургия в московском храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Беседа с верующими 25 февраля Праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского . Литургия в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, где покоятся честные мощи свт. Алексия 27 февраля Встреча с министром регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняевым в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Присутствие на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации Встреча с губернатором Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Встреча с Маронитским Патриархом Бешарой Бутросом ар-Раи в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-12-31/...

Древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени, председатель совета директоров АО «Ай-Теко» А.Б. Ремизов — ордена преподобного Серафима Саровского II степени, председатель совета директоров ОАО «Костромская городская телефонная сеть» А.Г. Клещев — ордена преподобного Серафима Саровского II степени. Всем участникам богослужения были вручены иконки Феодоровской Божией Матери с Патриаршим благословением. Богоявленский собор и четырехъярусная 64-метровая колокольня при нем строились по проекту и под руководством выдающегося костромского архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741-1792). В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском — в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от царских врат). В 1934 году соборный ансамбль Костромского кремля (в том числе Богоявленский собор) был почти полностью уничтожен, от кремля сохранились лишь два соборных дома и сторожка соборной ограды. В дальнейшем на месте Богоявленского собора располагался пустырь, входивший в состав Центрального парка г. Костромы. Свидетельством о внутренней организации строения остались несколько чертежей, которые два костромских архитектора смогли сделать до подрыва костромской святыни. В современной истории России было сделано несколько попыток восстановления Костромского кремля, однако ни одна из них не была удачной. Ситуацию удалось изменить после того, как Костромскую область возглавил губернатор Сергей Ситников. Глава региона и митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт получили благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на возрождение святыни. Проект поддержал известный российский благотворитель, руководитель ООО «Корпорация ВИТ» Виктор Тырышкин, который уже имел большой опыт по строительству, восстановлению и реконструкции храмов Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6062077.ht...

История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI века был построен одноименный каменный. Возведенный по образцу главного храма Руси — Успенского собора Московского Кремля, он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере. Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Огромное здание храма, основная часть которого выдержана в строгих монументальных формах, свойственных XVI столетию, выглядит подчеркнуто величественным. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине XIX века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце XVII — XVIII веке высокая соборная колокольня, представляющая собой сложное сооружение, состоящее из двух объединенных объемов. С 1682 по 1788 год собор выполнял функции кафедрального в Великоустюжской и Тотемской епархии. Он также служил местом упокоения епископов, изображения некоторых епископов сохранились на стенах собора. Действующим этот храм был, вероятно, до 1923 года. Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в последней четверти ХХ века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма. Пока возможен только внешний осмотр памятника. В летнее время для посетителей открыт доступ на соборную колокольню, откуда открывается красивый вид на Великий Устюг. Успенский собор с церковью Благовещения передан в собственность Великоустюжской епархии в ноябре 2016 года. В Благовещенской церкви Успенского собора на сегодняшний день располагается МБУК «Великоустюгская централизованная библиотечная система». Согласно договору с Великоустюжской епархией, библиотека безвозмездно может использовать здание до 2021 года. В подклете собора расположена библиотека «Великоустюгского музея-заповедника», с которым также заключен договор безвозмездного пользования.

http://patriarchia.ru/db/text/5253337.ht...

В 1812 г. праздник Сретения Владимирской иконы 26 авг. совпал с днем Бородинской битвы. Крестный ход этого дня с Владимирской иконой и др. чтимыми иконами Божией Матери (Смоленской и Иверской) вокруг стен Китай-города и Белого города по своей духовной значимости был близок Большим крестным ходам XVII в. Накануне сдачи Москвы эти 3 иконы были отправлены во Владимир. Там Владимирскую икону ежедневно носили крестным ходом по городу. Затем ее вместе с Иверской иконой перевезли в Муром, а оттуда — в освобожденную столицу. В ознаменование победы 1 декабря 1812 г. совершили крестный ход в Китай-город, Владимирскую икону несли в сопровождении чтимых икон Богоматери — Иверской, Грузинской, «Утоли моя печали» ([Снегирев И. М.] Очерки жизни моск. архиеп. Августина. М., 18413. С. 26–52). 26 мая 1833 г., в день освящения храма Христа Спасителя, Владимирская икона возглавляла торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму. В 1918 г. служба Владимирской иконе была использована еп. Афанасием (Сахаровым) при создании им новой службы всем святым, в земле Российской просиявшим (Чи¬някова Г. П. Служба всем святым, в земле Российской просиявшим, — словесная икона Св. Руси//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 71–76). Им же была составлена новая иконография этого праздника с изображением Владимирской иконы в Успенском соборе Московского Кремля, осеняющим сонм рус. святых (икону в 20–30-х гг. ХХ в. написала мон. Иулиания (Соколова)). В декабре 1918 г. Владимирская икона была взята из закрытого для богослужения Успенского собора на реставрацию, законченную в апр. 1919 г. С 1926 по 1930 г. она находилась в ГИМе, затем была передана в ГТГ. Почитание иконы как чудотворной святыни возобновилось в 90-х гг. XX в. В один из тяжелых периодов новейшей истории, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 окт. 1993 г. Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. В 1995 г. отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы 26 авг. из Успенского собора Московского Кремля после литургии был совершен торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский монастырь, куда из Государственной Третьяковской Галереи принесли на поклонение Владимирскую икону. В эти годы шла дискуссия о передаче Владимирской иконы из Государственной Третьяковской Галереи в ГММК — на место ее исторического пребывания в Успенском соборе Московского Кремля. После освящения в 1996 г. ц. свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее Владимирской иконы периодически приносили туда на поклонение; с 1999 г. она находится там постоянно.

http://sedmitza.ru/text/415982.html

4 февраля Третий день работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Завершение третьего дня работы Архиерейского Собора 5 февраля Четвертый день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Архиерейский Собор Русской Православной Церкви завершил свою работу 10 февраля Неделя 36-я по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Встреча с министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучковым в Патриарших покоях Кремля Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Ватикане, по совместительству Представителем РФ при Суверенном Мальтийском Ордене А.А. Авдеевым в Патриарших покоях Кремля 23 февраля День защитника Отечества . Возложение венка к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля 24 февраля Неделя о мытаре и фарисее . Литургия в московском храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Беседа с верующими 25 февраля Праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского . Литургия в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, где покоятся честные мощи свт. Алексия 27 февраля Встреча с министром регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняевым в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Присутствие на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации Встреча с губернатором Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Встреча с Маронитским Патриархом Бешарой Бутросом ар-Раи в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре 28 февраля Встреча с главнокомандующим Сухопутными войсками ВС России генералом-полковником В.В. Чиркиным в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Встреча с делегацией Национального совета церквей Кореи в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре 25-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии» в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве

http://patriarchia.ru/db/text/2741724.ht...

Образом Успенского собора Московского Кремля навеяны строй могучего пятиглавия, а также общие пропорции здания, создающие впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива. Стены же, филёнки, горизонтальные тяги напоминают московский Архангельский собор. Вместе с тем в ростовском памятнике окон, согласно владимирской традиции в аркатурном поясе нет, они расположены над ним. Разная ширина вертикальных членений южного и северного фасадов отсылает нас к владимирскому Успенскому собору. Южное крыльцо на столбах с двойными арками и висячими гирьками относится к концу XVII века. Фресковые росписи паперти выполнены в 1697 году. Западный вход в Успенский собор оформлен перспективным порталом. В 1671 году он был расписан орнаментом, от которого сохранились лишь фрагменты. Портал содержит черты как владимиро-суздальского зодчества XII - XIII веков (арочная дуга без килевидного завершения), так и раннемосковского зодчества XIV - первой половины XV столетий ( " дыньки " на полуколонках обрамления). По периметру храма, между верхним и нижним рядами окон, тянется узорчатый аркатурно-колончатый пояс. Он восходит к аркатурно-колончатому фризу московского Успенского собора, который, в свою очередь, был создан на основе фриза Успенского собора во Владимире. Позакомарная кровля собора восстановлена во время реставрационных работ, проводившихся в Ростове с осени 1953 года, после мощнейшего смерча, который повредил соборный храм и другие ростовские церкви. Разрушения открывали небывалые возможности для натурного исследования памятников и, следовательно, для научной реставрации всего Ростовского кремля. Было решено воссоздать первоначальный облик кремля, а Успенский собор - в формах, близких первоначальным, но при этом не выбивающихся из общей стилистики кремлёвского ансамбля. В ходе реставрации позакомарные и многоскатные покрытия на Успенском соборе вернулись к формам XVI века, луковичные же главы соответствуют эпохе митрополита Ионы Сысоевича (1652-1690). Внутри храм поражает своей высотой.

http://sobory.ru/article/?object=00224

Первоначальные звонницы Кремля Предшественницей Успенской звонницы Московского Кремля, в которую был перенесён Николо-Гостунский храм, была церковь в честь Воскресения Христова со звонницей, начатая обрусевшим итальянским мастером Петроком Малым в 1532 - 1539 годах. Постройка была завершена в 1543 - 1552 годах, уже после отъезда зодчего из Москвы. В 1555 году престол храма-звонницы был освящён в честь Рождества Христова . Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже " Кремленаград " начала 1600-х годов. В течение XVII века церковь была преобразована в звонницу , получившую название Успенской . Для этого в 1624 году по распоряжению патриарха Филарета с северной стороны прежнего храма зодчим Баженом Огурцовым была сооружена пристройка в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. В 1812 году французские войска заложили под колокольню Ивана Великого и Успенскую звонницу мины, взорвав их при отступлении из Москвы, в ночь на 11 октября. Столп колокольни устоял, но звонница с пристройкой оказались полностью уничтожены. Успенская звонница с Николо-Гостунским храмом Разрушенная взрывом Успенская звонница с Филаретовской пристройкой были восстановлены на прежнем фундаменте в 1814 - 1815 годах архитекторами Д. И. Жилярди, Л. Руска и И. В. Еготовым. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, новые строители повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объёма. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала XIX века. Место утраченного Рождественского храма заняли святыни и утварь Николо-Гостунского собора, перенесённые сюда в 1817 году, после чего последовало освящение новой церкви на втором ярусе звонницы в 1818 году. В 1849 - 1852 годах архитектором К. А. Тоном было построено высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее в церковь Николы Гостунского. При артобстреле Кремля в ноябре 1917 года снаряд разорвался в алтаре Гостунской церкви, но престол чудом остался невредимым. Вскоре на звоннице поставили часовых, которые расписали стены " памятными " надписями. Храм в звоннице был закрыт в 1918 году, чтимая икона церкви пропала. В последующие десятилетия помещение собора было занято под хранилище музеев Кремля, доступа туда посетителям не было. При этом, в советский период время от времени в нижнем ярусе Филаретовской части устраивались выставки.

http://drevo-info.ru/articles/13676546.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010