В завершение Святейший Патриарх Кирилл поздравил всех участников богослужения с праздником.  По заказу депутата Государственной Думы ФС РФ Н.Ю. Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства, включая представителей духовенства, разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви — Патриаршего Успенского собора Московского Кремля. Первым вкладом в восстанавливаемую ризницу Успенского собора стало напрестольное Евангелие. При его изготовлении за основу был взят список памятника XVI — начала XVII в. (1613 г), драгоценный вклад князя Дмитрия Михайловича в ризницу Соловецкого монастыря. В дальнейшем для Успенского собора будут изготовлены и переданы: напрестольные кресты, служебные кадила, дарохранительница, икона Успения Божией Матери. Напрестольное Евангелие, а также другие богослужебные предметы изготавливаются мастерами Художественного ювелирного предприятия «Апостол».  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/5956876.ht...

Термин «набедренник» фиксируется в источниках начиная с XVII в. Если Н. появился до этого времени, он мог изначально называться иначе. Напр., в описи Николо-Корельского мон-ря 1551 г. среди богослужебных облачений (между поясом и поручами) упоминается «ширинка шитая с тряпками с шолковыми служебная» (АИ. Т. 1. С. 286. 158). В Описи Успенского собора Московского Кремля 1627 г. присутствует «сулок протопоповский» (РИБ. Т. 3. Стб. 472), а в следующей за ней Описи ризницы протопопа 1638 г. «сулок» перечисляется между поясом и поручами (Там же. Стб. 551). В Описи новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. после описания поручей и архимандричьих «шапок» идут следующие категории предметов: «полица», «подполок», «сулок», «полотенце» и «ширинка» (Записки имп. Археол. об-ва. СПб., 1857. Т. 9. С. 497-500). Старец Арсений (Суханов), сравнивая богослужебные одеяния греч. патриархов и епископов с русскими, помимо «погонатиона» упоминает «набедренный сулок», к-рого, по его словам, у греков нет (Проскинитарий Арсения Суханова/Под ред. Н. И. Ивановского. СПб., 1889. С. 253-254. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21))). В источниках 60-х гг. XVII в. «сулок» уже четко отличается от «набедерника» и «ширинки» (напр., в Описи ризницы Саввинова Сторожевского мон-ря 1667 г., см.: Описи Саввина Сторожевского монастыря XVII в./Сост.: С. Н. Кистерев, Л. А. Тимошина. М., 1994. С. 43; см. также Опись Успенского собора 1701 г.: РИБ. Т. 3. Стб. 767, 788-789; ср. стб. 812). Однако в постановлении Московского Собора 1674 г. об облачениях Н. не фигурирует (ИРИ. Ч. 1. С. 321-351). Возможно, это было связано с общей установкой на согласование рус. практики с греч. традицией, в к-рой Н. нет. При этом в соч. «О чиноположении древнем со времен Российских Патриархов» говорится, что Н. носят архимандриты, игумены и протопопы (ДРВ. Ч. 16. С. 311; ИРИ. Ч. 1. С. 320). Известны неск. образцов Н., датируемых XVII в. (напр., необычный Н. с изображениями свт. Иоанна Златоуста и ап. Тимофея, вероятно переделанный из пелены, к-рая была изготовлена в кон. XVI в. в мастерской в доме Д. И. Годунова († 1606) и упоминается в Описи Успенского собора Московского Кремля 1701 г. как сударь (РИБ. Т. 3. Стб. 722-723; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 166-167; см. также образцы: Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новг., 2003. С. 81-82)).

http://pravenc.ru/text/2564568.html

За богослужением молились: Патриарший экзарх Африки, сопредседатель Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью митрополит Клинский Леонид; секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов); сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеродиакон Петр (Ахматханов).  Богослужение в Успенском соборе Кремля посетили Предстоятель Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III, находящийся в России с официальным визитом, и сопровождающие Святейшего Католикоса члены делегации Маланкарской Церкви: сопредседатель Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью митрополит Нью-Йоркский Захария Мар Николовос; секретарь Священного Синода митрополит Ниранамский Юханон Мар Хризостомос; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Делийский Юханон Мар Деметриос; митрополит епархии Великобритании, Европы и Африки Абрахам Мар Стефанос; викарий Собора Пресвятой Богородицы в г. Куала-Лумпур хорепископ Филипп Томас; глава Секретариата Маланкарского Католикоса священник Абрахам Джонс; сотрудник Секретариата Маланкарского Католикоса священник Саджи Варугезе; исполнительный директор ОВЦС священник Ашвин Фернандис; личный секретарь Маланкарского Католикоса священник Джонсон Байджу; руководитель Церковной Ассоциации Б. Оомен; член Церковного Совета Маланкарской Церкви Д. Мэтью; руководитель программ по международным делам Маланкарской Церкви К.Д. Коши и представитель индийской диаспоры России Ч. Ипен.  На богослужении также присутствовали: депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, староста Патриаршего Успенского собора в Кремле Н.Ю. Чаплин; заместитель генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов.  Богослужебные песнопения исполнил хор храма великомученика Дмитрия Солунского — Патриаршего подворья в селе Дмитровское Красногорского района Московской области под управлением А.М. Харьковой. 

http://mospat.ru/ru/news/90709/

Боковые престолы собора - влкмч. Феодора Стратилата и влкмц. Ирины, свт. Николя Чудотворца. В подклете престолы - Всех Святых, в Российской земле просиявших, собора Радонежских святых, свт.Иннокентия Московского. Погребены патриархи Московские и Всея Руси - Алексий I (Симановский, ск. 1970), Пимен (Извеков, ск. 1990). Собор Успенский в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Источники: Материалы каталога " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официального сайта Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " . Демидов С.В. " По Троицкой дороге " Троице-Сергиева лавра, 2005 г. Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Успенский собор (1585) Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение. Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=03961

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного». Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (3 июля 1589 г. — преставление, 12 июня 1672 г. — обретение мощей). Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора занимал священномученик Иоанн Восторгов. Как памятник национального и мирового значения Покровский собор стал одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года. В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея). Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», обязательства по которому неукоснительно выполняются всеми сторонами и участниками соглашения — Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем.

http://patriarchia.ru/db/text/1559602.ht...

В самом Храме были приготовлены Храмовые иконы Рождества Христова, Святителя Николая и Александра Невского. 9:30 По окончании водоосвящения раздался благовест, известивший о начале освящения Храма Христа Спасителя. 10:00 Прибытие митрополита Иоанникия, чтение входных молитв. Затем, перед началом чтения литургийных часов, из церкви Сошествия Св. Духа у Пречистенских ворот (разобрана) вышло духовенство Никитского сорока тоже в специально сшитых к освящению Храма Христа Спасителя новых парадных облачениях и, перейдя площадь, остановилось у главного входа в Храм. Западные двери его отворились. Из них вышел преосвященный викарий Мисаил с местным духовенством, с хоругвями, синодальными певчими, и тремя Храмовыми иконами. Начался Крестный ход от Храма Христа Спасителя в Успенский Собор Кремля за святыми мощами в следующем порядке: 1. Во главе — диакон. 2. Два причетника несли фонарь и два по сторонам их. 3. Хоругви Собора Христа Спасителя (хоругвеносцы в форменных кафтанах). 4. Псаломщики — певцы в стихарях. 5. Все свободные от назначения для присутствования при освящении псаломщики попарно с новыми зажженными выносными золочеными свечами одинакового размера. 6. Диаконы в стихарях с лучшими серебряными, какие имеются в церкви, кадилами. Маршрут Крестного хода проходил по Волхонке и Моховой через Троицкие ворота к Соборной площади Московского Кремля. Подойдя к Успенскому Собору духовенство Никитского сорока и священнослужители Храма Христа Спасителя вошли в Успенский Собор, а хоругвеносцы с хоругвями всех Соборов и монастырей Кремля выстроились в ряд вдоль западной паперти Собора. Обратный путь Крестный ход от Успенского Собора к Храму Христа Спасителя прошел по иному маршруту: через Боровицкие ворота, третий Александровский сад вдоль набережной Москва–реки и церкви Похвалы Богородицы (находилась рядом с Храмом Христа Спасителя, разобрана). Несколько иным был и порядок шествия. Впереди несли хоругви Храма Христа Спасителя, Кремлевских Соборов и монастырей, затем Храмовые иконы Храма Христа Спасителя, иконы св. митрополитов, чудотворные иконы. За ними шло московское духовенство и духовенство московской епархии — всего до 800 человек.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207672...

Древнейшие рус. иконы «О Т. р.»: псковская, перевезенная в суздальский Покровский мон-рь (2-я пол.- кон. XV в., ГТГ); московская, созданная в кругу Дионисия (ок. 1480, ГММК, Успенский собор Московского Кремля); новгородская икона-таблетка (кон. XV в., НГОМЗ); икона из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, КБМЗ; ее композиция близка к псковской иконе, на к-рую мог ориентироваться иконописец еще до перемещения последней в Суздаль). Эти произведения стали образцами для мастеров XVI в. В XVI в. иконография «О Т. р.» развивалась преимущественно в иконописи. Памятники московской школы 1-й пол. XVI в. демонстрируют влияние образа из Успенского собора Московского Кремля. К нему близки икона из Успенского собора Дмитрова (нач. XVI в., ГТГ), а также композиция Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря, в нек-рых деталях цитирующая и новгородский извод. Среднерус. мастера XVI в. создавали крупные образы, больше ориентируясь на новгородский извод, но знали и псковский. Иконы из Пафнутиева Боровского мон-ря (ГТГ), из Мурома (МИХМ), из ГМЗК - образцы творческой переработки композиции предыдущего столетия. В Новгороде иконография «О Т. р.» обогатилась новыми элементами, претерпела стилистические изменения. В Пскове известен лишь один памятник XVI в., сочетающий новгородский и московский изводы. В Вологде сюжет развивался в живописи и в мелкой пластике на основе уже известных композиций. В сер.- 2-й пол. XVI в. в Московской Руси иконография «О Т. р.» обогатилась космогоническим элементом - чином Небесных сил, в виде полукольца обрамляющим сферу «словесного рая». Сотериологический элемент иконографии - образы душ праведных или невинноубиенных в виде младенцев - встречается на иконе из Соловецкого мон-ря (кон. XVI в., ГММК) и на иконе из Илиинской ц. Вологды (3-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ). В композициях появились и др. отличия: новгородские, а затем и среднерус. иконописцы стали изображать храм фронтально, а не в изометрической проекции (икона из Пафнутиева Боровского мон-ря), крылья ангелов, поддерживающих сферу с Богоматерью, теперь писали раскрытыми, акцентируя роль Небесных сил как посредников между Богом и человеком.

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

На Западе почитание А. ч. Б. не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к X в. Его широкое распространение связывают с приездом в 977 г. в Рим изгнанного со своей кафедры митр. Дамасского Сергия . Получив от папы храм св. Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, А. ч. Б. венчался накануне своего бегства из дома), митр. Сергий основал там мон-рь для греч. и лат. иноков, с 987 г. упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и А. ч. Б. (Nerini F. De templo et coenobio sanctorum Bonifacii et Alexii historica monumenta. R., 1752. P. 378, 381). В 1216 г. здесь было объявлено об обретении мощей А. ч. Б. и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора св. Петра, где, по одной из версий жития, святой был погребен. Прп. Алексий, человек Божий. Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV в. Прп. Алексий, человек Божий. Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV в. В средневек. Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник рус. делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 150) (здание не сохранилось). В греч. мон-ре Агиа-Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава А. ч. Б., по преданию подаренная этой обители имп. Мануилом II Палеологом в 1414 г.; А. ч. Б. почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 г. албанцы разграбили мон-рь и продали св. главу в Ларису, где по прошествии неск. лет ее нашел игум. Лавры Анфим и вернул в обитель (ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 132). На Руси, в новгородском соборе Св. Софии , находилась рука А. ч. Б., похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII в. В описи Софийского собора 1749 г. значится серебряный позолоченный ковчег с мощами А. ч. Б., находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - начала XIX в.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

В городском парке культуры и отдыха, на территории которого развёрнуты работы, находится ещё один примечательный архитектурный объект. По иронии судьбы железобетонное изваяние Ленина после достройки соборов будет указывать прямо на их кресты. Памятник " вождю мирового пролетариата " в 1928 году установили на постамент заложенного полутора десятками лет ранее мемориала 300-летию царствования дома Романовых (который так и не успели смонтировать до революции из-за разразившейся Первой мировой войны). Очевидная абсурдность расположения (и буквально анекдотическая в новом градостроительном обрамлении пространственная ориентация) скульптуры просто не оставляет городским властям иного выхода, как озаботиться вопросом столь своеобычного соседства. Из журнала: " Журнал Московской Патриархии " . - Выпуск январь 2020 г./Строительство новых кафедральных соборов Глава Русской Православной церкви 24 сентября 2023 года совершил чин Великого освящения Богоявленского собора и возглавил Божественную литургию. Ранее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил территорию костромского кремля и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского собора. Возрождение храмового комплекса Костромского кремля, уничтоженного в 1934 году, началось в 2015 году. Проект реализуется в рамках соглашения, заключенного между администрацией Костромской области, Костромской епархией и ООО «Корпорация «ВИТ» при личной поддержке губернатора Сергея Ситникова. Костромской кремль – уникальный пример воссоздания исторического наследия, архитектурного облика Костромы конца XIX — начала XX веков. Этот проект является масштабным не только в архитектурном плане, но и по своему культурному значению. Костромской кремль — историческое сердце областного центра. Первое упоминание о нем датировано 1238-1246 годами. С начала 15 века по 1929 год здесь пребывала главная святыня костромского края, одна из главных святынь России – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Проект по возрождению кремля реализовала профессиональная команда архитекторов и строителей. Они восстанавливали комплекс с точным соблюдением ранее существовавших архитектурных форм. Выполнена подсветка колокольни, благодаря чему 64-метровую звонницу видно практически со всех концов города. Нижний храм Богоявленского собора посвящен воинам-костромичам, в разное время защищавшим своё Отечество. Эскизы мемориальных знаков разрабатывали историки, архивисты и участники военно-исторического общества.

http://sobory.ru/article/?object=49764

Печально, что история святителя Петра сегодня нечасто упоминается нашими историками. Печально, что о нем мало что знает молодежь. Даже празднуя День города, мы как-то не связываем его с памятью святителя Петра. А надо бы связывать, потому что, не будь святителя Петра, не было бы Москвы как столицы нашей Родины. Поэтому еще и еще раз обращаюсь ко всем, кто мог бы на это повлиять: давайте приурочим День города Москвы к дню памяти святителя Петра, которому Москва и москвичи на протяжении всех поколений должны быть благодарны за то, что именно этот град стал столичным. Но здесь, в Успенском соборе, где почивают мощи святителя, его память никогда не пресекалась. Ведь святитель Петр заложил основание этого собора, а затем, когда собор был отстроен, его святые останки были перенесены именно сюда. И сегодня они собирают вокруг себя благочестивых москвичей и не только москвичей, паству нашу, народ наш благочестивый, в памяти которого никогда не пресекалась мысль о том, что именно святитель Петр стал не только святым угодником Божиим, но и подлинным основателем Первопрестольного града Москвы. Этот день действительно соединяет в себе многие смыслы — и сугубо религиозный, духовный, и политический, и даже культурный. И я благодарю Бога за то, что мы празднуем этот день у мощей святителя в главном храме всея Руси — в Успенском соборе Московского Кремля. Тяжко вспоминать те годы, когда вход в этот храм был запрещен для совершения молитв — даже в день святителя Петра. Правда, когда время атеистической власти уже подходило к концу, Церкви наконец предоставилась некоторая возможность все-таки посещать это место. Но сегодня мы благодарим Господа за то, что совершаем именно здесь прославление памяти великого угодника Божия и одновременно созидателя Святой Руси, основоположника града Москвы как столичного града. Ведь в то время без благословения и без участия Церкви никакой град не мог бы стать Первопрестольным, а потому именно святитель Петр в первую очередь предначертал Москве быть Первопрестольным и столичным градом всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/6056914.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010