Предполагалось, что в результате реставрационных работ барабаны, стены основного объема и апсид вернут себе облик XVI в. (позакомарное покрытие, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы, декоративные элементы фасадов), кресты и главы сохранят свои формы, датируемые первой половиной XIX в., а трапезная и паперть с крыльцом - формы конца XIX в. «Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму». http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/ Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря (исторический облик) Среди дошедших до нашего времени сооружений монастыря, построенных в XVI—XIX столетиях, особого внимания заслуживает Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый, По преданию, на средства Ивана Грозного после победы над Казанью в 1552 году на месте древней деревянной церкви Спаса. Однако каких-либо документальных подтверждений участия Ивана Грозного в строительстве собора не имеется, хотя в описи Киреевского, проведенной в 1624 году, отмечается, что «монастырь и церкви и образы и свечи и книги и ризы и колокола и все монастырское строение Госу­дарево». Несмотря на то, что архитектура собора XVI века в значительной мере пострадала при пристройке в 1839 году и ремонтных работах, проведенных во время реставрации в конце XIX века, вновь восстановлено большинство архитектурных деталей XVI века, в связи с чем Преображенский собор сохраняет в основном первоначальные архитектурные формы. Подобно Богородицкому Преображенский собор пятиглавый, четырехстолпный, одноэтажный. В связи с тем, что Спасский монастырь имел значение крепости на подступах к Мурому, архитектура собора очень строга и монументальна, детали лаконичны и четки. Существующие главы имеют несколько своеобразный силуэт: на вершинах куполов вкомпонованы луковичные главы, характерные для XVII века. Никакой сложности не представляет восстановить покрытие куполов XVI века, придав им шлемовидную форму. Фактически в настоящее время здание Преображенского собора бывш. Спасского монастыря — единственное из полностью сохранившихся монументальных сооружений XVI века в Муроме, так как большинство сооружений того времени утеряно безвозвратно (Благовещенский, Богородицкий соборы, Николо-Можайская церковь и другие), а старая Козьмодемьянская церковь почти 100 лет (с 1868 г.) находится в полуразрушенном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=04955

Участники встречи обсудили историю изучения Всероссийского Поместного Собора (1917-1918 гг.) и его значение для судьбы нашего Отечества. Впервые за последние десятилетия были рассмотрены свидетельства казачества и казачьего духовенства — участников Всероссийского Поместного Собора. Открытие Всероссийского Собора состоялось в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Почетными участниками Собора стали члены Временного правительства А. Керенский, Н. Авксентьев и А. Карташев. 28 октября 1917 года Поместный Собор принял «Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви». Это решение означало восстановление в Русской Православной Церкви института Патриаршества и декларацию принципа соборности. На 4 ноября 1917 года было назначено избрание Патриарха. Местом был определен Храм Христа Спасителя. Успенский собор в эти дни был недоступен, поскольку Кремль был занят большевистскими отрядами, подавившими восстание юнкеров. 5 ноября 1917 года Патриархом был избран Тихон , митрополит Московский и Коломенский. 21 ноября 1917 года (по ст. ст.), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась интронизация Патриарха Тихона. Приветствуя участников собрания в РГАСПИ, директор этого учреждения А.К. Сорокин отметил, что данная конференция это важный шаг к возвращению в научный и общественный оборот важной для понимания объективной истории государства Российского темы, связанной с восстановлением Патриаршества в Русской Православной Церкви и избранием Патриарха. С основным докладом «Всероссийский Поместный Собор (1917-1918) и участие в нем делегатов-казаков» выступил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством подчеркнул, что Поместный Собор оказал огромное влияние на изменение всех сторон жизни Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Тихона, а в его лице Церковь и народ обрели Первосвятителя накануне гонений и репрессий, что позволило Церкви выстоять и сохранить свою миссию духовного спасения и духовного окормления народа. На Соборе были основные направления и пути реформирования внутрицерковного устройства. Полный текст доклада будет опубликован на интернет-сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

http://patriarchia.ru/db/text/5033186.ht...

— Я оказалась перед этим гигантским памятником, имея не слишком большой опыт музейной работы, и все эти годы мне приходится постоянно учиться. В этом помогают понимание владыки Льва и профессиональная поддержка со стороны специалистов Научно-консультационного совета». Главная задача хранителя собора — отслеживать сохранность памятника, координировать работу специалистов, организовывать реставрационные и ремонтные мероприятия и контролировать их выполнение на должном уровне, с сохранением всех требований научной реставрации. В случае с Новгородской Софией хранитель действует не от имени музея, как, например, главный хранитель Успенского собора Московского Кремля, а как сотрудник епархии. Все средства — на электричество, отопление, ремонт, исследования, зарплату хранительской службы — в Софии выделяет епархия. «С 1993 года музей оставил за собой только право проведения экскурсий. Все остальное целиком было на Церкви, последнее десятилетие — даже охрана собора, — рассказывает Царевская. — До 2003-2004 годов государство средств не отпускало, деньги собирались по крохам. Более того, крупные археологические и антропологические исследования древнего Некрополя собора и сложнейшее реставрационное раскрытие нескольких древних икон храма проводились по инициативе архиепископа Льва и на средства епархии». Бабушки высшей квалификации В 1000-летней Софии Новгородской есть что хранить. Здесь уже 20 лет находится величайшая святыня — икона Богоматери Знамение XII века. В соборе два древних иконостаса: Большой (Успенский) и Малый (Рождественский) с иконами XIV-XVIII веков; знаменитый список XVI века иконы Тихвинской Богоматери; двое древних входных врат — Корсунские XI века, Магдебургские XII века; бронзовое паникадило XVI века. Основная роспись стен собора — XIX века, но сохранились и уникальные фрески XI и XII веков. Все эти памятники требуют неусыпного внимания! В последние годы в соборе на средства епархии были завершены археологические раскопки — сейчас в Мартирьевской (южной) паперти пол понижен на 1,5 м — это уровень XII века, найдены уникальные захоронения.

http://pravmir.ru/svyataya-sofiya-spravi...

В Мандатную комиссию вошли митрополит Одесский и Измаильский Агафангел - председатель комиссии, епископ Гомельский и Жлобинский Аристарх, епископ Новосибирский и Бердский Сергий. Участникам Архиерейского Собора были представлены следующие доклады по вопросам, вошедшим в повестку дня: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода о жизни Церкви в период между Соборами и о тех задачах, которые стоят сегодня перед ней; Доклад Председателя Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о результатах изучения вопросов прославления новых православных святых; Доклад Председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о результатах работы над темами межхристианского сотрудничества, диалога с Восточными Православными Церквами и другими; Доклад и. о. Председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения о новой концепции духовного образования и подготовки священнослужителей Русской Православной Церкви. Представлению и обсуждению докладов были посвящены пленарные заседания 18 и 19 февраля. Мандатная комиссия представила сведения, что в Соборе принимают участие 133 архиерея, из которых 115 управляющих епархиями, 17 викарных и 1 пребывает на покое. 20 февраля 1997 года в рабочих заседаниях был сделан перерыв. В этот день члены Собора совершили паломничество к святыням Москвы (Иверская часовня у Воскресенских ворот, молебен в Успенском Патриаршем соборе Кремля, Донской монастырь, молебен перед ракой с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, посещение Новоспасского монастыря, Богоявленского кафедрального собора с молебном перед мощами святителя Алексия, митрополита Московского, посещение Храма Христа Спасителя и храма великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе. 21 февраля, в пятницу, Архиерейский Собор продолжил свои пленарные заседания, во время которых была продолжена дискуссия по повестке дня и другим вопросам церковной жизни, а затем выработаны и приняты итоговые документы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429313/

Иакову делать собор «на подклетях с папертями, как Кириллов в Новгороде монастырь, и меж ими переходы, или как Соловецкий монастырь» (Акты. 21). Посетивший В. м. Антиохийский Патриарх Макарий III 19 авг. 1656 г. назнаменовал кресты на месте буд. престолов собора, выстроенного уже до сводов, и посвятил их: Успению Пресв. Богородицы (главный престол), во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и во имя прав. Иакова Боровичского. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы был освящен 16 дек. 1656 г. Патриархом Никоном в сослужении Новгородского митр. Макария, Крутицкого митр. Питирима, Тверского архиеп. Лаврентия , настоятелей крупнейших рус. мон-рей. К этому дню из Москвы была привезена и поставлена в соборе выполненная на Афоне копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери (список был исполнен по особому чину, с омовением оригинала св. водой, к-рая затем использовалась для приготовления левкаса копии). На средства Патриарха ко дню освящения собора государевым мастером А. Григорьевым был отлит колокол («Никоновский») весом 1000 пудов с изображением Никона. В архитектурном облике Успенского собора В. м. сочетаются традиции зодчества Рус. Севера (Новгорода) и правосл. Востока, прежде всего Афона; тип 6-столпного 5-главого сооружения роднит собор В. м. с соборами Московского Кремля. В результате реставрационных работ в XX в. храм получил палаточную кровлю с щипцами над закомарами; возможно, что первоначально кровля была плоской. Башенки завершались деревянными шатрами с небольшими главками, покрытыми осиновым лемехом. В традициях сев. зодчества фасад скупо декорирован. Двойные окна, объединенные аркой (в наст. время - только на фасадах башен-крылец с сев. и юж. входов), являются главным декоративным мотивом; возможно, до реставрации в XIX в. они использовались также в отделке основных фасадов и галереи. Внешний облик собора отражает внутреннюю конструкцию, лопатки фасада повторяют столпы. Средний неф шире боковых, солея широкая и проходит по вост. граням средней пары столпов.

http://pravenc.ru/text/153903.html

После 1945 г. С. И. получил приглашение на работу в МП. В 1946-1947 гг. занимался каталогизацией и описанием б-ки Патриарха Московского и всея Руси Алексия I , затем перешел в архив МП. С 1950 г. С. И. работал бухгалтером, с 1953 г.- казначеем, до 1971 г.- зав. финансовой частью МП. В 1971-1978 гг. являлся ризничим Патриаршего Богоявления Господня собора в Елохове . В 1980-1989 гг. работал ответственным секретарем Пенсионного комитета МП. Одновременно с 1946 по 1970 г. исполнял обязанности псаломщика патриарших Крестовых храмов в Москве, в Троице-Сергиевой лавре , в резиденциях Патриарха в с. Переделкине Московской обл. и под Одессой. К 90-летию Патриарха Алексия I подготовил литературно-муз. композицию «Песнь души», включавшую чтение произведений рус. религ. поэзии (от М. В. Ломоносова до А. А. Ахматовой ) и исполнение песнопений правосл. Церкви хором собора Богоявления Господня в Елохове под упр. В. С. Комарова . С. И. был награжден церковными орденами св. Владимира 2-й и 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 3-й степени. Погребен в ограде храма в честь Преображения Господня в с. Переделкине. Лит.: [Некролог]//ЖМП. 1990. 7. С. 47; Георгиевский Н. С. «Да ведают потомки православных…»//Моск. журнал. 2001. 12. С. 24-26. Н. С. Георгиевский. Фотография. 90-е гг. ХХ в. (род. 28.03.1944, Москва), церковный композитор, регент, сын С. И. Георгиевского. Получив муз. образование по дирижерско-хоровой специальности, с 1960 г. пел в хоре собора Богоявления Господня в Елохове под упр. В. С. Комарова. В 1969 г. стал регентом правого хора ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах. С возобновлением богослужений в Успенском соборе Московского Кремля (1991) руководит хором на Патриарших богослужениях. В 1998 г. организовал первый постоянный хор Христа Спасителя храма и стал его регентом, в 2001 г. хор получил наименование Патриаршего. В 1989 г. впервые в СССР Н. С. сделал запись цикла песнопений литургии свт. Иоанна Златоуста П. Г. Чеснокова , впосл.- записи панихиды и всенощного бдения этого же композитора. К 2000-летию христианства выпустил большой диск записей праздничных произведений рус. композиторов. Н. С. сочинил ряд церковных песнопений и 2 хоровых цикла к 70-летию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1999), к-рые благословлены Предстоятелем РПЦ для исполнения за богослужением.

http://pravenc.ru/text/162159.html

С 1995 по 2001 г. работал в ОВЦС, с авг. 1997 г. в должности секретаря по межхрист. связям. С 1996 по 2001 г. клирик московского храма вмц. Екатерины на Всполье. С 1996 по 2004 г. член Синодальной Богословской комиссии РПЦ. В 1997-1999 гг. читал лекции в Смоленской и Калужской ДС. В 1999-2000 гг. вел ежедневную авторскую передачу «Мир вашему дому» на телеканале ТВЦ. В 1999 г. Православным богословским институтом прп. Сергия Радонежского в Париже удостоен степени д-ра богословия summa cum laude. 14 янв. 2002 г. рукоположен во епископа Керченского с назначением викарием Сурожской епархии. 17 июля назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства РПЦ при европ. международных организациях. 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временно управлять Будапештской и Венгерской епархией. Под рук. И. в 2003-2008 гг. произведены масштабные реставрационные работы в Венском кафедральном соборе свт. Николая, осуществлена полная роспись собора. В 2004-2006 гг. произведен капитальный ремонт храма св. Лазаря Четверодневного в Вене. При участии И. судебный процесс с К-польским Патриархатом по вопросу о принадлежности Успенского собора в Будапеште был завершен 13 окт. 2004 г. в пользу РПЦ. В 2007 г. по инициативе И. начат капитальный ремонт собора. В 2000-2007 гг. выступал с лекциями и докладами на англ., франц., греч. и нем. языках в ун-тах Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, США, Франции. В 2005 г. избран приват-доцентом Фрибурского ун-та (Швейцария). 31 марта 2009 г. решением Патриарха и Свящ. Синода назначен председателем ОВЦС с титулом «епископ Волоколамский». Одновременно назначен ректором вновь образованной Общецерковной аспирантуры. 9 апр. назначен настоятелем московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Б. Ордынке. 20 апр. в Успенском соборе Московского Кремля на Божественной литургии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа. С 27 июля 2009 г. член Синодальной Библейско-Богословской комиссии.

http://pravenc.ru/text/389169.html

За Божественной литургией совершались молитвы об упокоении души Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также молитвенное прошение, благословленное Священным Синодом для возношения на Сугубой ектении Божественной литургии в храмах Русской Православной Церкви до завершения Поместного Собора. По окончании богослужения Патриарший Местоблюститель совершил заупокойную литию по почившему Святейшему Патриарху Алексию II и славление Рождеству Христову. После торжественного пения тропаря, кондака и величания праздника Рождества Христова митрополит Кирилл обратился к богомольцам с проповедью, в которой рассказал о значении Собора Богоматери. Затем митрополит Кирилл поклонился древним святыням Русской Церкви, находящимся в Успенском соборе Московского Кремля. 9 января в Государственном кремлевском дворце состоялся традиционный Рождественский праздник для детей. Перед началом праздничного представления к ребятам обратился Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Поздравив их с Рождеством Христовым, архипастырь пожелал всем участникам праздника «быть счастливыми, говорить правду, быть мудрыми, любить свою семью, Отечество и свою мать – Православную Церковь». Митрополит Кирилл также вручил грамоты детям – победителям в номинациях конкурса «Рождественская звезда» – за участие в программе «Дни России в Латинской Америке». 10 января в Москве в Колонном зале Дома Союзов прошел детский Рождественский праздник, посвященный памяти почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Представление «Стремясь к Божественному свету» увидели две тысячи воспитанников воскресных школ, детей-сирот и инвалидов. В фойе гостей ждали веселые игры, викторины и конкурсы. Каждый желающий мог написать свое послание в «Книгу мира», на первой странице которой было помещено приветствие почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Свою запись в этой книге сделал и Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Мир начинается с сердца человека. Мир в сердце – это мир внутри личности, мир в семье, мир на работе, мир в обществе, мир между народами. Мир же в сердце – это дар Божий, который подается в ответ на нашу веру».

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

7 июля 1605 г. И. в Успенском соборе Кремля венчал Лжедмитрия на царство «императорской короной» (после коронации в Успенском соборе архиеп. Арсений Элассонский в кремлевском Архангельском соборе возложил на самозванца шапку Мономаха). 18 марта 1606 г. по благословению патриарха И. А. Невежин выпустил в свет очередное издание Апостола ( Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. 21). В мае 1606 г. (или ранее) И. возглавил хиротонию Филарета в митрополита Ростовского. Известны вклады И. в монастыри. 8 мая 1606 г. И. возглавил процедуру бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, в к-рой должны были совместиться 3 обряда: необходимое, с т. зр. русских, присоединение Марины Мнишек к Православию, бракосочетание с Лжедмитрием и коронация Марины. Поскольку фактический переход Марины в Православие поляками не предполагался, порядок совершения обрядов был следующим: сначала патриарх короновал Марину с совершением над ней миропомазания, которое могло быть истолковано двояко - и как часть коронационной процедуры, и как акт присоединения Марины к правосл. Церкви. Затем Лжедмитрия и Марину в присутствии патриарха и др. иерархов обвенчал царский духовник благовещенский протопоп Феодор Терентьев, во время венчания было совершено миропомазание супругов. И. был готов преподать Св. Дары «латынской девке Маринке», однако та отказалась (как и Лжедмитрий). По словам архиеп. Арсения, «это сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышавших... это была первая и великая печаль, и начало скандала, и причина многих бед для всего народа московского и всей Руси» ( Арсений. 1998. С. 182; см. также: Успенский Б. А. Свадьба Лжедмитрия// Он же. Этюды о рус. истории. СПб., 2002. С. 197-228). После убийства самозванца (17 мая 1606) по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского 26 мая 1606 г. И. был сведен с престола и в «черном платье», как рядовой монах, заточен в кремлевском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре ( Арсений. 1998. С. 184; Ульяновский. 1991. С. 56). Решение о заключении И. было утверждено на Соборе, созванном для выборов нового Первосвятителя в кон. июня того же года. По свидетельству Хронографа 1617 г., «повелением государя царя и великого князя Василия Ивановича… и советом всего Священнаго Собора Игнатия патриарха, егоже без священных рукоположений возведе на престол розстрига, сего в Чюдов монастырь послаша под начало, яко да совершенно навыкнет благочестия веры иже во Христа Бога» (РИБ. 1909 2. Т. 13. Стб. 1296; ср.: Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. СПб., 2004р. С. 86, 88). Единственным обвинением в адрес И. на Соборе было отсутствие «священных рукоположений» (по-видимому, повторной архиерейской хиротонии) при интронизации.

http://pravenc.ru/text/293447.html

В XX столетии Успенский собор был закрыт для верующих, там не совершалась молитва, а эта святая обитель была разграблена и практически уничтожена. От нее остались лишь руины. И только благодаря неравнодушию человеческого сердца она была восстановлена. И сегодня мы, сыны и дочери нашего земного Отечества и чада Святой Христовой Русской Церкви, вновь можем прославлять святителя в тех стенах, которые он освятил своим пребыванием и своим упокоением. А в Успенском соборе Московского Кремля изредка, но все-таки совершаются богослужения, и святители, почивающие там, участвуют незримо в этих службах и в этой молитве, сопровождая нашу земную жизнь и благословляя нас на те свершения, которые созидают наше Отечество, наши семьи и наш личный жизненный путь. Я сердечно приветствую Виктора Борисовича Христенко и Фонд возрождения Старицкого монастыря, которые заботятся о том, чтобы эта обитель жила и продолжала то историческое преемство, которое передано от самого святителя Иова нам, людям, живущим в XXI веке, дабы корни наши не засыхали, потому что если корни засохнут, то дерево долго жить не будет. И мы все — и стар и млад, и ученый и простец — не должны забывать, но должны знать нашу историю и, конечно же, быть живыми причастниками этих питательных корней, которые нас снабжают кислородом земной жизни и кислородом вечности». В.Б. Христенко поздравил архиерея и всех молящихся с днем преставления святителя Иова и вручил Его Высокопреосвященству памятный знак — уменьшенную скульптурную копию памятника святителю Иову, который десять лет назад был установлен в монастыре. На площади у Введенского собора собрались выпускники, паломники и гости обители. Здесь прошла праздничная церемония выпуска, которую открыл митрополит Амвросий. Гостей также поздравил В.Б. Христенко. В.И. Новикова, заместитель председателя правительства, зачитала поздравление от губернатора Тверской области И.М. Рудени. Высокие гости вручили подарки и сертификаты на проведение экскурсий участникам XII юношеской научно-практической конференции «Величие подвига святого». Ими стали В. Федорова, М. Лебедев, П. Афанасьева.

http://patriarchia.ru/db/text/5941606.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010