отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

По словам Поссевино, идея унии встретила сочувствие среди нек-рых рус. архиереев, ее поддержал Ростовский архиеп. Давид, из-за чего он в 1583 г. по инициативе Д. был лишен сана ( Поссевино. 1983. С. 52, 241). Согласно рус. источникам, Ростовский архиерей был обличен царем в ереси. В нач. XVIII в. в архиве Приказа тайных дел хранился относящийся к делу архиеп. Давида «сыск» «о кресте и богохульных словах по доносительному писму симоновского архимандрита Исаии при великом князе Иоанне Васильевиче» (Опись делам Приказа тайных дел 1713 г.//ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 25). Ростовский владыка был «под началом» на Соловках, вернулся в Москву при митр. св. Иове в 1588 г. ( Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 119). После окончания 5-месячной осады Пскова польск. войсками в кон. 1581 г. Д. по повелению царя служил в Москве «повседневъныя» благодарственные молебны, такие же богослужения совершались во всех епархиях Русской Церкви. С деятельностью Д. можно связывать распространение почитания чудотворного образа Божией Матери «Знамение», древней святыни Новгородской земли. В 1583 г. «государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси приговорили со отцем своим и богомольцем Деонисием, митрополитом всеа Руси, и со архиепископы и епископы, и со архимариты и игумены, и со всем Освященным Собором месяца ноября в 27 пети Знамению Пречистые Богородицы» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 367). Образ Божией Матери «Знамение» имеется на саккосе - вкладе Иоанна Грозного по царевиче Иоанне Иоанновиче 30 марта 1583 г. в Успенский собор «преосвященному Дионисию митрополиту и по нем прочим митрополитом» ( Савва (Тихомиров), архиеп. Указатель для обозрения Моск. Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и б-ки. М., 18583. С. 42; Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1969. 74). Среди утвари Успенского собора была звездица, изготовленная 8 нояб. 1584 г. повелением Д. 18 марта 1584 г. скончался Иоанн Грозный. Об участии Д. в пострижении царя перед смертью в монашество неизвестно. Очевидно, Д. оказался в царских палатах уже после кончины Иоанна IV. «И оградив его, государя, рукою крестообразно, изыде в митрополию и нача писати по всем градом, чтоб власти ехали на Собор» (ПСРЛ. Т. 34. С. 230). Митрополит отпевал царя при его погребении в диаконнике Архангельского собора Московского Кремля .

http://pravenc.ru/text/178349.html

17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, государственные и общественные деятели. После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках», приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

Вторая часть экспозиции в выставочном зале Успенской звонницы раскрывает тему обращения к заступничеству Небесного воинства в придворном церемониале и государственной символике Московского царства и Российской империи. Здесь представлены оружие, ордена и награды, предметы коронационного церемониала, иконы святых воинов XVII–XIX веков, акварельные зарисовки, запечатлевшие знамена русских государей. Завершают выставку памятники советского периода, в том числе эскизы к монументальным работам Павла Корина, посвященные образам Александра Невского и Дмитрия Донского. Эти произведения служат живым свидетельством того, что во все периоды русской истории вплоть до нашего времени образы и подвиг святых воинов остаются немеркнущими символами, дающими утешение, подающими пример, дарующими надежду. Выставка является одним из крупнейших проектов в истории российского музейного дела, объединяющим как известные шедевры, так и памятники, редко предстающие перед публикой или даже показываемые в первый раз. Среди уникальных экспонатов – храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил», созданная около 1400 года, хоругви с образами архангелов рубежа XII–XIII веков – древнейшие сохранившиеся произведения древнерусского лицевого шитья, образцы русской храмовой скульптуры XIV–XVII столетий, образы великомученика и победоносца Георгия, в том числе одна из древнейших домонгольских икон XI–XII веков, хранящаяся в Успенском соборе Московского Кремля. Выполненный европейским мастером рельефный образ «Чуда святого великомученика Георгия о змие», перенесенный в Успенский собор в далеком XVII столетии, экспонируется впервые. Фото: иеромонах Игнатий(Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Святой великомученик Георгий Великий Новгород, конец XI — начало XII в. vk fb tw ok @ g+ lj Архангел Михаил с деяниями ангелов Москва, ок. 1400. vk fb tw ok @ g+ lj Святой великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений Москва, XVII в.; живопись – 1771 vk fb tw ok @ g+ lj Чудо святого великомученика Георгия о змие Ростов Великий, 1490-е гг.

http://pravoslavie.ru/153039.html

Особую роль в стремлении завладеть детинцем играло наличие Арсенала — артиллерийского склада оружия. Всё это находилось под охраной частей московского гарнизона. Помимо солдат и офицеров, в Кремле проживали мирные граждане: старики, женщины, дети, служащие Московского дворцового управления и Окружного суда. При храмах и в Успенской звоннице жили сторожа и звонари. В Синодальном доме располагались кельи иеромонахов и квартиры чиновников синодальной конторы. Здесь же находились действующие монастыри — Чудов и Вознесенский. Восемь ударов по монастырю Для революционеров древняя столица оказалась крепким орешком. Проправительственным вой­скам удалось взять под контроль центр города, вокзалы, почтамт и телеграф. Не смогли только склонить на свою сторону артиллерийские части: они выступили на стороне Военно-революционного комитета. Член ВРК Розалия Землячка отдала приказ «пострелять по Кремлю».  Шестидюймовое орудие разместили в палисаднике церкви Никиты Мученика на Швивой горке. Позже начальник артиллерийской батареи Н.С.Туляков вспоминал: «С этой позиции Кремль был виден как на ладони… В любую точку можно было класть снаряды». А вот свидетельство очевидца  С.П.Бартенева: «В четыре часа дня начался расстрел Кремля с Николаевского дворца, где помещался штаб юнкеров. Было насчитано 12 ударов по Николаевскому дворцу и 8 — по Чудову монастырю… Прицел стал передвигаться к Синодальному дому, и пошёл расстрел церкви 12 апостолов. Под вечер удары шли к Ивановской колокольне и Успенскому собору. Канонада продолжалась до восьми часов вечера». — Снаряды проламывали стены помещений, где хранились главные святыни Москвы, собиравшиеся веками, — рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов. — Драгоценное напрестольное Мстиславово Евангелие с ювелирным окладом, выполненным по приказу Ивана Грозного, было повреждено осколками, но спасено. Один из снарядов попал в центральную главу Успенского собора. Расстрел главного храма страны стал знаком начала бесчисленных страданий Русской Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Песнопения исполнял хор Михаило-Архангельского единоверческого храма села Михайловская Слобода Московской области. В завершение Литургии перед мощами святителя Макария, митрополита Московского, были пропеты тропарь и величание. Далее прозвучало приветственное слово настоятеля единоверческого храма во имя Архистратига Божия Михаила, что в Михайловской слободе Московской области, игумен Иринарх (Денисов). Он, в частности, отметил: «Настал день, о котором едва ли могли мечтать наши духовные предки. По зову Святейшего Патриарха здесь, в сердце Русской земли, собрались мы, рассеянные в разных концах Руси — прибыли из двух столиц и их окрестностей, с Урала, из Поволжья и Украины. Собрались в дорогом для каждого русского человека древнем соборе для служения Божественной литургии по чинопоследованию, принятому на Руси при первых пяти Всероссийских Патриархах и в более древние времена, — богослужения, которое не совершалась подобным образом в этих стенах более трех с половиной столетий». Игумен Иринарх (Денисов) выразил надежду на то, что «сегодняшняя встреча и совместная молитва — это только начало, и в будущем подобные события станут доброй традицией, объединяющей всех нас в лоне одной Матери Церкви». Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к молящимся со словом приветствия: «Ваше Преосвященство дорогой владыка Стефан, дорогой отец Иринарх, возлюбленные братья-пастыри, дорогие чада церковные — братья и сестры! Горячо и сердечно поздравляю вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова, который отмечает ныне вся наша православная Святая Русь. Богослужение, которое мы совершили сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вернуло нас в седую древность. Три с половиной столетия святые исторические стены Успенского собора Московского Кремля не оглашались этой древней молитвой, которую мы воскресили в наших сердцах, мыслях, наших песнопениях и молитвословиях. Святейший Патриарх с радостью благословил желание единоверцев через сто лет с того времени, когда был проведен Первый Всероссийский единоверческий съезд, показать, что наша Церковь едина, что древние и новые обряды одинаково спасительны и самое главное — мы свидетельствуем о нашем единстве во Христе Спасителе.

http://patriarchia.ru/db/text/2705651.ht...

По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг собора. В дни минувшего Великого поста Старицкая обитель отметила еще одну важную дату — 370-летие со дня перенесения мощей святителя Иова из Старицы в Москву. Родом из Старицы, святитель стал митрополитом Московским, а в 1589 году — патриархом Московским и всея России. Отказавшись признать царем Лжедмитрия I, святитель Иов был сослан в заточение в Старицкий монастырь, где и скончался. В 1652 году его честные мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В 2022 году также отмечается 25-летие возрождения обители. Торжественное празднование запланировано на 28 августа с.г. Митрополит Амвросий поблагодарил наместника монастыря и братию за молитвы и труды и поздравил с 415-й годовщиной преставления святителя Иова, патриарха Московского и всея России, небесного покровителя Старицкой обители. Архиерей, в частности, сказал: «Среди тех, кто золотыми буквами вписан в книгу истории нашего Отечества и вписан у Бога в книгу жизни, святитель Иов занимает особое место. Он был не просто Предстоятелем Церкви, который заботился о ее расширении — при нем было создано несколько епархий — он заботился о нравственном состоянии и просвещении духовенства, монашества и мирян, о том, чтобы миссия распространялась далеко за пределы града Москвы. И он сказал свое веское слово тогда, когда черные тучи собрались над Отечеством нашим. Когда люди перестали отличать белое от черного — добро от зла, и тогда от слова святителя зависело многое. Враги, которые это понимали, сделали все для того, чтобы убрать его с Первосвятительской кафедры и заточить с бесчестием в том монастыре, в котором он прежде возрастал и получил монашеский постриг. Бог поругаем не бывает. Прошло время, и пусть на закате жизни, но святитель вновь увидел лучи правды и благословил своего преемника, а сам здесь успокоился. А затем, когда взошло вновь Солнце Правды на Русской земле, его святые мощи с почестью были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где почивают митрополиты, первосвятители и предстоятели Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5941606.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Московской епархии: диакона Сергия (Цветкова; 1884 – 3 января 1938), монахини Гермогены (Кадомцевой; 1870 – 10 июня 1942); от Оптиной пустыни: монаха Агапита (Таубе; 1894 – 18 июля 1936); от Чебоксарско-Чувашской епархии: протоиерея Димитрия (Воскресенского; 1869 – 22 мая 1938), протоиерея Михаила (Самсонова; 1867 – 28 января 1942), протоиерея Аркадия (Добронравова; 1868 – 20 апреля 1933), священника Василия (Покровского; 1879 – 26 декабря 1941). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. Журнал 112 СЛУШАЛИ : Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о передаче Русской Православной Церкви Президентом Российской Федерации В.В.Путиным части Ризы Господа Иисуса Христа. Справка: Риза Христова – величайшая святыня всего христианского мира. До XVII века эта реликвия пребывала в Патриаршем храме древней столицы Грузии – городе Мцхете. В 1617 году после захвата Грузии персидским шахом Аббасом она была перенесена в пределы Персии. В 1624 году святыню преподнесли в дар царю Михаилу Романову. С этого времени было установлено празднование Положения Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Риза была помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. В 1918 году из алтаря Успенского собора святыня была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь. Когда монастырь закрыли, его святыни были конфискованы и переданы в фонды Музеев Московского Кремля. В рамках празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 19 ноября 2007 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и иерархов, прибывших на празднования, с Президентом России В.В.Путиным. В ходе встречи Президент Российской Федерации передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частью Ризы Христовой.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

Интересно, что царь слушал отдельную литургию в церкви преподобной Марии Египетской, которую чиновники Успенского собора Московского Кремля называют придельным храмом Владимирского собора – «большой церкви». 23 июня 1656 года патриарх Никон «прииде в Стретенский монастырь, и воду святил, как и преж сего, и литоргию служил, а служащих было и с ставленниками 16 человек, а Вологоцкой архиепископ служил в пределе у Марии Египетской с прочими властми. И после литоргии святейший государь патриарх пойде со кресты в соборную церковь» . Более подробно описывает действия в Сретенской обители царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа II в конце 1660-х годов «Чиновник церковный». Чудотворные иконы из Кремля во главе с Владимирской вносили в монастырь и ставили на аналой перед входом во Владимирскую церковь. Перед ними устраивали места царю, патриарху, митрополитам и архиепископам. Священники и монахи становились большим полукругом вокруг них для водосвятия. Отметим, что упоминается игумен Сретенского монастыря Дионисий. «А в монастыре против церкви подъяки на песку постелют ковер и с подушкою да и орлец положат, а государь царь пришед в монастырь к празднику и станет на своем месте, на бархатном на червчатом триступенном рундуке, а под ним ковер же постлан; такожде и патриарх пришед и станет на своем месте на ковре и на орлеце, а власти белые на однех орлецех, а прочие все власти станут на два лика. И тут диакон ектенью говорит: “Паки и паки”, – и потом митрополит чтет Евангелие – 2-ю статию Похвале Богородицы да Петру чюдотворцу, а, прочетши Евангелие, митрополит (а под руки его в то время диаконы не держат) и пришед поклонится патриарху; патриарх же возмет у митрополита Евангелие, и поступив с места своего мало, и поклонится царю и поднесет государю царю Евангелие, и государь царь приложится к Евангелию. И архидиакон примет Евангелие у патриарха и подержит Евангелие, и патриарх сам приложится к Евангелию, и отдаст митрополиту, и благословит митрополита; митрополит же, отступив, и поклонится патриарху, и приложится к Евангелию, и отдаст своему протодиакону.

http://pravoslavie.ru/31829.html

Своими размерами и числом престолов он даже превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалоськ тому времени три — Петропавловский, Исаакиевский и Троице-Петровский. Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града» как преемника Москвы. Не случайно рядом с новым собором было устроено и подворье митрополита Стефана. С 1718 года Местоблюстителю пришлось почти постоянно жить в Петербурге: так город на Неве становился центром не только гражданского, но и церковного управления. В петербургском Успенском соборе Петр Великий молился в 1719-1724 годах за богослужениями в дни престольных праздников, Успения и Николы «зимнего». В последние годы жизни царя два священника из соборного клира — Иоанн Венгриновский и Симеон Ярмерковский — имели богословское образование, а всего «ученого» духовенства в новой столице насчитывалось тогда 4 человека. Традиция строительства Успенских соборов на Руси восходит к Киевскому периоду ее истории: из Киева она перешла во Владимир, а затем в Москву. Успению Богоматери посвящена «Великая церковь» Киево-Печерского монастыря, заложенная в 1073 году. Празднование памяти ее строителей — 12 мастеров-греков - внесено в церковный календарь под 14/27 февраля. Именно Успенские соборы трех древнерусских столиц стали символом Святой Руси — «Дома Пресвятой Богородицы». В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором «на Мокруше» заложили каменный храм. Архитектор П.-А. Трезини спроектировал его одноглавым, по образцу собора Петропавловской крепости. На втором году строительства случился дворцовый переворот, приведший на престол императрицу Елизавету Петровну. Здание вывели под своды, но дальнейшее финансирование работ было прекращено. Сам же небогатый приход довольствовался своим старым храмом и никак не мог взять на себя издержки по возведению каменного собора вместимостью в 3000 человек. Только в 1747 году «дщерь Петрова» повелела приступить к его достройке, причем с изменением завершения на пятиглавое «как в Москве на Успенском соборе».

http://azbyka.ru/palomnik/Князь-Владимир...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010