Первый исследователь памятника Н. Н. Воронин в процессе археологических изысканий выявил внутри стен существующего собора фундаменты здания - предшественника и отнёс их к XIV столетию. В 1960-х годах Б. Л. Альтшуллер стал развивать гипотезу, выдвинутую Ворониным, что белокаменный собо Дмитрия Донского не дожил до описи 1578 года, тем более до посещения Коломны в 1654 году Павлом Алеппским. По его мнению, в начале XVI века древнее здание было капитально перестроено, а существующий собор - не второе, а третье каменное здание на этом месте. На эту мысль Альтшуллера навело изучение нижних частей стен собора кон. XVII столетия, сложенных из материала разборки какого-то белокаменного здания - предположительно Успенского собора. Квадры этих стен размерами и фактурой напоминают облицовочные блоки зданий кон. XV-haч. XVI веков. О существовании в древней Коломне соборной церкви - предщественницы Успенского собора косвенно говорит факт венчания здесь в 1366 году Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской. О местоположении первой соборной церкви города сейчас можно только гадать. Теоретически, она вполне могла находиться на месте Успенского храма, однако данные археологии не дают сегодня ясного ответа на этот вопрос. Тем не менее, для своей эпохи коломенский Успенский собор представлял собой весьма грандиозное сооружение. Проведённые исследования показывают, что он был гораздо масштабнее современных ему московских храмов и ориентировался в большей степени на Успенский собор Владимира. Очевидно, Дмитрий Донской придавал немаловажное значение подобной преемственности. Собор имел шесть столпов (тогда как тогдашний Успенский собор Московского Кремля - всего четыре, высокий подклет и три главы на " горке " кокошников. В 1392 году его расписали фресками. В летописи сказано: " Подписана бысть на Коломне церковь каменная соборная Успенья, юже созда князь великий Дмитрий Иванович дотоле еще за 10 лет " . Вполне возможно, что в работе над фресками Успенского собора принимал участие Феофан Грек.

http://sobory.ru/article/?object=01137

права ношения Патриаршего наперсного креста права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Максима Галкина, клирика храма Казанской иконы Божией Матери в Орлово г. Москвы, во пресвитера. Перед причастием епископ Солнечногорский Сергий огласил  Пасхальное послание  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании Литургии Святейший Владыка возглавил пасхальный крестный ход вокруг собора. На Ивановской площади Кремля со ступеней Успенского собора Святейший Патриарх обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры! Все, кто собрался сегодня здесь, на Ивановской площади, во второй день спасительной Пасхи Христовой, у стен древнего Успенского собора, главного храма нашей Церкви! Всех вас сердечно поздравляю с этим великим вероспасительным праздником! Пасха наполняет наш разум подлинными непреходящими смыслами, наше сердце — радостью, наши чувства просветляются. Она дает огромный духовный, нравственный, эмоциональный и даже эстетический толчок человеку к пониманию того, что есть подлинная Божия красота, что есть гармония жизни, что есть гармония человеческих отношений, что есть жизненный идеал, к которому следует стремиться. И хотя сегодня многие предлагают свои модели этого жизненного идеала, опыт и история показывают, что непреходящим является лишь то, к чему нас Сам Бог призывает. И в день Святой Пасхи это особенно ясно и четко осмысляется и переживается. От всего сердца я еще раз всех вас поздравляю с этим мироспасительным праздником. Каждому желаю крепкой веры в сердце, способности разумом и сердцем воспринимать Бога, в соответствии с Его великими заповедями, с Его нравственным всепобеждающим законом строить свою личную, семейную, общественную жизнь. И дай Бог, чтобы этого светлого начала было больше в жизни государств, в жизни тех людей, которые создают государственные законы, с тем чтобы всегда и при всех обстоятельствах то, что требует государство, не расходилось бы с тем, чего от нас требует Бог, потому что когда возникает это внутреннее противоречие, то Церковь выдерживает, а государство, две тысячи лет истории это показали, разрушается.

http://patriarchia.ru/db/text/4458974.ht...

Император последовал за архиепископом в Первопрестольную. 25 августа Филарет встречал Александра на ступенях Успенского собора Кремля приветственной речью: – Пред Богом сретаем тебя, благочестивейший государь! И благодарим Его, что утешает нас тобою; и молим Его, да утешит и тебя нами. Воззри еще на сей царелюбивый народ и утешься его любовию, которая и сокрываемому в глубокой нощи пришествию твоему не допустила утаиться, но восприяла тебя гласом восторга. Через два дня Филарет и Александр порешили спрятать оригинал документа в алтаре Успенского собора в Москве. На конверте, в котором был спрятан документ, Александр собственноручно начертал: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть московскому епархиальному архиерею и московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого действия». Николай Карлович Шильдер полагал, что это было сделано по предложению Филарета. По его же совету три копии манифеста были отвезены в Петербург для хранения в Государственном совете, Синоде и Сенате. Другой известный исследователь жизни Филарета и его эпохи Александр Николаевич Архангельский, сравнив черновик манифеста с его окончательным видом, пришел к выводу, что царь собирался добровольно отречься от престола, но затем передумал и согласился править до конца дней своих. Какие беседы велись у Филарета и Александра в те дни в Москве, остается только гадать. По предположению Александра Ивановича Яковлева, государь признавался московскому владыке, что испытывает чувство вины, вызванное косвенной своей причастностью к убийству отца, императора Павла Петровича, и потому собирается добровольно покинуть престол. И не исключено, что Филарет, проникшись терзаниями государя, давал ему благословение на уход. Логично было бы искать хоть каких-то ответов на эти вопросы в очередном слове на день венчания Александра на царство, которое Филарет произносил в Успенском соборе Кремля 15 сентября 1823 года, через две недели после приезда государя в Москву. Хоть как-то, но разговоры с Александром должны были отразиться в этой речи. И они отразились! Московский владыка говорил о том, что каждый должен молиться сам за себя, но и все должны молиться за других. По сути дела, он призывал царя молиться о своих грехах и паству молиться о царе, да простится ему. Он знал, что государь захочет ознакомиться с текстом этой проповеди, и говорил ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Колокола Федора Дмитриева М., сохранившиеся и известные по различным источникам, были созданы в 1651-1686 гг. Отлиты для мон-рей: Валдайского Иверского (1651, 1656); Саввина Сторожевского - вседневный благовестник (1672), зазвонный (1676; с упоминанием в надписи прозвища Моторин); Троицкого Данилова в Переславле-Залесском (1678; ныне находится на Ивановской колокольне Московского Кремля); Троице-Сергиева - колокол Карноухий, более 1200 пудов (1683); Николо-Шартомского (1684); московского Данилова (1684); московского Новодевичьего (1684). Для городских соборов: в Смоленске благовестник весом 100 пудов и набатный весом 50 пудов (1668); для звонницы собора Св. Софии в Вел. Новгороде (вместе с Александром Григорьевым Лыковым) весом 1000 пудов (18 т) (1654; перелит в 1659); для собора Св. Софии в Тобольске (1678, 1682); для Успенского собора Москвы - Новый Успенский (1679, на колокольне «Иван Великий»), Набатный (1680). Для городских церквей Москвы: ц. св. Симеона Столпника на Поварской (1678), ц. в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской пл. (1681-1682), ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм на Б. Лубянке (1683; ныне находится на колокольне Покровского собора на Рву), ц. арх. Гавриила на Чистых прудах (1684). Сохранился колокол 1675 г. в музее-заповеднике «Коломенское» (ГМЗК). Известно, что в 1679 г. колокола неск. раз покупал Рейтарский приказ; в 1680 г. были отлиты, возможно, 7 колоколов весом от 15 до 27 пудов. В 1686 г. сделан часовой колокол для Троицкой башни Московского Кремля. Позже он был перенесен на открытый ярус Боровицкой башни, где стал благовестником для размещенной в башне ц. св. Иоанна Предтечи (уничтожен в 1929). Дмитрий Федорович (60-е гг. XVII в.- 1690). В 1686-1690 гг. был мастером Пушечного двора, имел ученика В. Денисова. Сведения о работах мастера не сохранились. Оценить его талант можно по единственному прорезному колоколу, отлитому в 1687 г. (ГМЗК), к-рый происходит из Покровской ц. в с. Медведкове. Колокол был изготовлен для продажи в колокольном ряду, где его заметили посыльные кн. В. В. Голицына. После покупки на колоколе была вырезана надпись, повествующая о вкладе Голицына в Покровский храм. Сохранились документы за 1688 г. об уплате пошлины за наследство, полученное Дмитрием Федоровичем М. в 1689 г., и «здаточная запись» его жены Анны Егоровны Ивану М. от 26 мая 1691 г. (РГИА. Ф. 1101. Оп. 1. Д. 32. Л. 73). Иван Федорович

http://pravenc.ru/text/2564246.html

Верующим были розданы иконки Тихвинской Божией Матери с Патриаршим благословением. После Литургии состоялось гашение почтового конверта и почтовой карточки, выпущенных Почтой России по случаю 500-летия основания Успенского собора. Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря строился в 1507-1515 гг. по инициативе великого князя Василия III на великокняжеские пожертвования специально для подобающего хранения чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 15 августа 1515 г. архиепископом Новгородским Серапионом. Согласно замыслу великого князя, храм был создан по образцу Успенского собора Московского Кремля. Архитектор — итальянский мастер Фрязин, подрядчик — новгородский мастер Феодор Сырков. Собор был возведен из камня методом бутовой кладки и стал первым каменным строением на территории Тихвинского посада; представляет собой пятиглавый храм с луковичными верхами, имеет в плане удлиненный четырехугольник с тремя полукружиями для алтаря. Своды собора также каменные, для их поддержки предусмотрены шесть четырехгранных столбов (два из которых находятся в алтаре). Тихвинская икона Божией Матери размещается на правом столбе. Роспись храма принадлежит кисти известного мастера Логина Шустова. Хотя первоначальная роспись была сделана тихвинскими иконописцами еще в XVI и XVII в., фрески Шустова (писанные с 1794 по 1797 гг.) являются окончательными и хорошо сохранились до наших дней. Резной иконостас имеет пять ярусов, создан в XVII в. Сейчас его наполняют преимущественно иконы современного письма, исторические же иконы пребывают в запасниках Государственного Русского музея. Успенский собор имеет приделы в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии, возведенные в первой половине XVIII в. и перестроенные в 1820 г. Позднее, в 1823 г., к собору были пристроены помещения ризницы и библиотеки. Во время немецко-фашистской оккупации Тихвина собор пострадал незначительно (в отличие от других храмов и построек Тихвинского Успенского монастыря).

http://patriarchia.ru/db/text/4152196.ht...

После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили   члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской  Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках» , приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля. 21 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы с паломнической поездкой по городам России и Украины. В частности, 23-25 мая председатель Архиерейского  Синода Русской Зарубежной Церкви посетил Курск и Киев. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Преосвященный митрополит Лавр совершили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Затем Преосвященный митрополит Лавр посетил Почаевскую Успенскую Лавру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205505...

28 июня 2008 года в Успенском соборе Московского Кремля был совершен благодарственный молебен, за которым молились иерархи, участвовавшие в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В завершение службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прочитал особую молитву по случаю открытия торжеств 1020-летия Крещения Руси. В тот же день в Государственном Кремлевском дворце состоялся торжественный акт в честь отмечаемой памятной даты, на котором присутствовали Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, видные политические и общественные деятели, православные священнослужители, представители традиционных религиозных общин, почетные гости. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II тепло поздравил собравшихся со знаменательной датой. Он сообщил, что участники Освященного Архиерейского Собора были единодушны в своем желании сохранять и крепить церковное единство в вере, руководствоваться принципом соборности, трудиться на общем поприще. Деяния Архиерейского Собора завершились 29 июня 2008 года Божественной литургией в кафедральном Патриаршем Храме Христа Спасителя, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении собора архипастырей Русской Православной Церкви. После праздничного молебного пения к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и членам Собора с приветствием обратился Президент России Д.А. Медведев. Отмечая, что Православной Церкви в России постепенно возвращается то, что принадлежит ей по праву, в частности, церковные святыни, Президент России совершил передачу святынь, хранившихся на протяжении десятилетий в запасниках Московского Кремля. Это:  часть ризы Божией Матери; гвоздь,  явившийся орудием мучений Господа; части мощей святого Иоанна Крестителя, святого равноапостольного князя Владимира, святителей Григория Богослова и Василия Великого, святого великомученика Феодора Стратилата, святой мученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208380...

Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

http://pravenc.ru/text/155029.html

12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове ( Забелин. 1894. С. 173). Федор московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. 16932; Ч. 33. 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1841700.html

«Однако и в те годы, когда не было полного общения между Церковью в Отечестве и Церковью за границей, мы никогда не забывали, что у нас одна вера, одно святоотеческое предание, одна Родина, одна история, — подчеркнул Святейший Патриарх Алексий. — Нам были равно дороги наши общие отцы в вере, включая московских Первосвятителей, которые почивают в священном храме, где мы только что совершили Божественную литургию. Поэтому и увенчалось благословенным единством наше движение навстречу друг другу». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отметил далее: «Теперь же наступило для нас время совместных трудов на благо Святого Православия. Пусть молитвы наших великих предшественников в вере помогут нам в благовестии Христовой истины, в созидании Поместной Русской Православной Церкви, в собирании ее чад, обретающихся ныне в самых разных уголках земного шара». На молитвенную память о совместном служении в древнем Успенском соборе  Предстоятель Русской Православной Церкви передал митрополиту Лавру список чудотворного Владимирского образа Пресвятой Богородицы, отметив, что эта икона является одной из главных святынь Москвы. После возносимых перед этим образом молитв Божия Матерь неоднократно спасала Россию от вражеских нашествий, от междоусобиц. «Мы помним, как в 1993 году, когда страна стояла на грани гражданской войны, наш верующий народ молился перед чудотворным образом Царицы Небесной. И вера и надежда наши не постыдили нас», — сказал  Святейший Патриарх. В свою очередь, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр сказал: «Хвалу и благодарение приношу в Троице славимому и покланяемому Господу, паки сподобившему нас молитвенного в Божественной Евхаристии общения, совершившегося ныне в этом древнем храме». Владыка Лавр отметил, что совершение Литургии под сводами величественного собора Успения Пресвятой Богородицы — усыпальницы Первосвятителей Московских — явилось исполнением чаяний многих поколений русских православных людей рассеяния. «Соборы Московского Кремля не раз подвергались поруганию от врагов Православия и Церкви Божией — в 1612, в 1812 и 1917 годах, но Господь по своей беспредельной милости сохранил нам это великое наследие», — сказал он.

http://patriarchia.ru/db/text/246087.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010