Впрочем, в связи с названной иконой из Фессалоник неясен целый ряд сущностных моментов: в какой мере соответствует иконографии древней иконы (если она вообще была!) годуновская копия 1596 г. в ГИМе (14) и образ Успенского собора Московского Кремля, поновленный (точнее, заново написанный) Кириллом Улановым в 1701 г. на доске XII в. (?). (15) Э.С. Смирнова замечает, что с бесспорностью нельзя решить, каков был его первоначальный иконографический извод. (16) Остается и другой вопрос - имеем ли мы основания отдождествлять принесенную из Фессалоник " гробную доску " с существующей ныне иконой, ибо отождествление это впервые появляется только в тексте " Степенной книги " . (17) Э.С. Смирнова полагает, что для этого основания имеются, (18) однако, приводит интереснейшее для нас мнение А. Грабара о том, что " гробная доска " могла быть частью ларнака - пустой гробницы, которая находилась в солунскои базилике и была обита серебряными (скорее всего, чеканными - А. Р.) пластинами, (19) т. е. являлась надгробным рельефом. Подобный прецедент известен - при епископе Хидельберте (+ 1133 г.) в дар святому Юлиану в г. Мане была специально принесена икона св. Димитрия Солунского, происходящая из Апулии и знаменитая среди современников именно красотой золота. (20) Исследователи видят в ней византийскую икону в роскошном драгоценном окладе (21) , что было традиционно для восточно-христианского мира. Между тем, происхождение памятника из Апулии, где в Бари с 1087 г. хранились мощи свт. Николая Чудотворца, и известие о надгробной чеканной иконе святителя, вложенной в начале XIV в. в барийскую базилику сербскими королями, повторявшей, возможно, древнейшую драгоценную статую - реликварий, понуждает отнестись к данному известию иначе и предполагать в иконе из Манса чеканный образ солунского мученика, который мог быть вместилищем чудесного мира, истекающего от мощей святого или таинственной его " сорочки " , упомянутой среди реликвий, принесенных во Владимир из Фессалоник, в Лаврентьевской летописи под 1212 г. (22)

http://sedmitza.ru/text/514948.html

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» , «Спас» , НВК «Саха» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения игумен Амвросий (Коньков), дежурный священник Патриаршей резиденции в Чистом переулке, насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.  За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Виссариона (Красовского), помощника руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры .  Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Тарасов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы.  В завершение богослужения было совершено славление празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.  Архиепископ Якутский и Ленский Роман от имени духовенства и верующих Якутской епархии приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству старинную икону святителя Николая Мирликикйского.  Также Святейшего Владыку приветствовал глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев.  Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил архиепископа Романа за труды и вручил правящему архиерею Якутской епархии памятную панагию.  Затем состоялось вручение церковных наград.  Во внимание к помощи Русской Православной Церкви в поддержке Якутской епархии и в связи с 85-летием со дня рождения первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев был награжден орденом Славы и чести I степени.  Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Успенского собора Московского Кремля Н.Ю. Чаплин был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. 

http://patriarchia.ru/db/text/5982867.ht...

Сотрудники Музеев Московского Кремля были изрядно перепуганы. Они непрестанно повторяли, что в колокола нельзя звонить, потому что их можно разбить. С точки зрения музейного хранителя это абсолютно верно. На старинной скрипке Страдивари ведь тоже нельзя играть, потому что ее можно повредить. И нашему первому звону предшествовала серьезная подготовка. В Кремле мы с музейными работниками и сотрудниками Военно-инженерной академии им. Дзержинского (сейчас она носит имя Петра Великого) поднялись на колокольню и осмотрели все колокола, даже ударили в них ладошкой по одному разу. Специалисты из военной академии были привлечены, потому что с Музеями Московского Кремля у них существовали давние деловые связи: преподаватели и слушатели Академии проверяли состояние бронзы Царь-колокола и проводили реставрацию внешней поверхности кремлёвского великана. Ведь раньше к 1 мая Царь колокол красили в красивый чёрный цвет, чтобы колокол выглядел нарядно в день солидарности трудящихся. Красили так старательно, что на его поверхности оказался слой краски в несколько миллиметров толщиной! «Дзержинцы» тщательно и с любовью реставрировали колокол, и теперь мы можем любоваться серебряным цветом его старинной бронзы. И к кому как не к ним нужно было обратиться, чтобы проверить состояние колоколов и на главной кремлевской колокольне. Также с нами были специалисты из Института динамики геосфер при Академии наук, которые должны были проверить, как звон повлияет на колокольню, не будут ли колебания, возникшие в результате звона, способствовать ее разрушению (они же проверяли, насколько колокольня подвержена влияниям ветра). Конечно, поднявшись на колокольню и увидев вблизи эти замечательные колокола, которые еще с детства меня так привлекали, я был в полном восторге от такого счастья! - Владыка Арсений тоже поднимался? Как он отреагировал? - Владыка поднимался. О его чувствах мне сложно сказать, но кажется, что у нас был один и тот же эмоциональный подъем. Потом мы спустились с колокольни и в Успенском соборе провели первое небольшое совещание. Мне представлялись разные варианты развития событий - например, исследовать один из больших колоколов столпа или звонницы и ударить в него на Пасху, но я предложил в Праздник Светлого Христова Воскресения совершить праздничный трезвон в несколько колоколов и для этого выбрал пять колоколов 2-го яруса Ивановского столпа. Три из них уже висели наверху - Немчин 150-170 пудов веса, Корсунский и Безымянный колокол XVI века, Ляпуновский колокол конца XVII века (к ним нужно было только подобрать языки, впрочем, языки во множестве хранились в музейных фондах). Еще два колокола среднего веса мы взяли из тех, что стояли на постаментах у Благовещенского собора, и на руках подняли наверх.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

29 июля 2017 года Священный Синод утвердил и рекомендовал к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондаков и величаний " Святым Отцем Поместнаго Собора Церкве Русския " , а также ряд богослужебных текстов, среди которых новая редакция текстов акафистов святой преподобномученице великой княгине Елисавете (журнал 64). 28 августа 2017 года, в праздник Успения Божией Матери и годовщину открытия Поместного Собора 1917-1918 гг., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, члены Священного Синода, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле совершили литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По благословению Его Святейшества и в соответствии с решением Священного Синода в этот день во всех храмах Русской Православной Церкви за литургией совершалось молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора, возносилась благодарственная молитва за их усердные труды и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора. Также в богослужение были включены молебные прошения в связи со столетней годовщиной Священного Собора и оглашено послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 100-летия Поместного Собора 1917-1918 гг. 18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении членов Высшего Церковного Совета, духовенства Москвы и Марийской митрополии совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя Тихона. К празднованию 100-летия избрания Патриархом Московским и всея России святителя Тихона создана новая рака для его честных мощей. За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофана (Данченкова) во епископа Волжского и Сернурского (Марийская митрополия). В тот же день Патриарший наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Троицком храме Московского Троицкого подворья Свято-Троице Сергиевой лавры в сослужении викариев епархии Московской области и клириков подворья. С 1815 по 1923 год Троицкое подворье было официальной резиденцией Московских митрополитов. Ровно сто лет назад, 18 ноября 1917 года, святитель Тихон совершал здесь Божественную литургию, ожидая результатов заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором избирался новый Патриарх.

http://religare.ru/2_114701.html

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону. 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона. В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля. В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году. В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретиние иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск где и установлена вновь в кафедральном соборе. Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого икона называется «Путеводительницей»). На обратной стороне иконы изображено Распятие и вид города Иерусалима. Во время поновления иконы в 1666 году к этому изображению прибавлены педстоящие: Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов.

http://pravoslavie.ru/1533.html

Затем был совершен праздничный молебен Пресвятой Богородице и крестный ход вокруг Успенского собора. Со ступеней южной паперти собора Предстоятель Русской Церкви вновь обратился к пастве с Первосвятительским словом: «Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником Успения Пресвятой Богородицы! В этот день мы по традиции совершаем богослужение в Успенском Патриаршем соборе Кремля, молимся в этом историческом месте, пропитанном благочестием нашего народа. Только взгляните на эти храмы и назовите еще хотя бы один политический центр в мире, где бы высшая государственная власть исполняла свои обязанности в окружении храмов и молитвы! Даже в советское время, когда власть была безбожной, высшие руководители были вынуждены находиться именно здесь, потому что это центр страны. И этот центр освящен молитвой и верой православной, без которой не может существовать наш народ. Вот и сегодня, прославляя Успение Пресвятой Богородицы здесь, в сердце страны нашей, мы возносим благодарение Царице Небесной за те милости, которые Она изливает над народом и над Отечеством нашим. За преодоление страшных междоусобиц и борьбы века двадцатого, за мир и спокойствие, которое сегодня посетило землю нашу, за власти наши, за Президента нашего, человека православного, за воинство наше, надежно защищающее рубежи Отечества, и за весь наш народ. И верим, что под покровом Пресвятой Царицы Небесной, по молитвам святых, мощи которых почивают на этой кремлевской земле, Господь даст мир и благополучие народу и Отечеству нашему, Церкви нашей — единство и духовную силу, а каждому, кто с верой и надеждой обращается к Господу, — все, что он просит в своих молитвах. Только дай Бог, чтобы эти молитвы сопровождались искренней верой и разумными просьбами ко Спасителю. Именно так и осуществляется связь человека с Богом: мы обращаемся к Нему с верой и надеждой, зная, что Он ответит на наши молитвы. Все святые, в земле Московской просиявшие, в сем святом месте пребывающие святыми мощами, молите Бога о земле Русской, о граде Москве и о Церкви нашей. Аминь».

http://patriarchia.ru/db/text/6054245.ht...

Интересно, что когда в 1701 году Пётр I, неоднократно бывавший в Вологде, издал указ о сборе 1/4 части колокольной меди на военные нужды, хозяйственные вологжане колокола снимать не стали, а отправили битые, добавив от себя сверх плана 200 пудов меди. Усердие горожан было отмечено царской грамотой, а год спустя - двумя колоколами такого же веса, один из которых - Большой Лебедь - был отлит десятилетием раньше Иваном Моториным, автором знаменитого Царя-колокола. Лишь в 1989 году, после полувекового перерыва, снова зазвучали колокола Софийской звонницы. Послезвучие самого басовитого колокола дрожало в воздухе ещё секунд сорок. В начале 1990-х годов на колокольне за счёт частных пожертвований были установлены новые куранты работы фирмы братьев Бутеноп (отметим, что первые в Вологде куранты стояли ещё на Спасской башне построенного Грозным кремля). Они действуют и сегодня. Хотя стилевой разнобой как в самой колокольне, так и её архитектуры по отношению к собору очевиден, роль высотной доминанты ансамбля она выполняет. Её устремлённый ввысь, похожий на ракету, силуэт подчёркивает основную идею вологодской Софии, и сама колокольня в сознании вологжан прочно слита с древним собором. Из книги: Сазонов А.И. " Вологда. Каменная летопись " . 2-е изд., испр. и доп., - Вологда: Древности Севера, 2011. В опричной столице и центре епархии первый русский царь приказал построить " церковь лепую соборную " , не уступающую по красоте и величию главному храму государства - Успенскому собору Московского кремля, композиционное единство с которым не вызывает сомнений. Живя в деревянном дворце неподалёку от возводимого собора, царь имел возможность ежедневно наблюдать за ходом строительства. Под таким присмотром плохая работа полностью исключалась. Кладка, сделанная за день, на ночь укрывалась лубьём и рогожами, " дабы храм был крепок на расселины " . В течение 1568-1570 годов храм был построен. По известной вологодской легенде, в ответственный момент " госприёмки " , когда царь Иоанн ходил по храму, то ему прямо со свода на голову упал кусок плинфы.

http://sobory.ru/article/?object=00233

На другое же утро московские ратники со своей чудотворной иконой отправились на Лобное место, чтоб отслужить благодарственный молебен Господу Богу за очищение Москвы. С ужасом подходили они к стенам священного Кремля, видя кругом пепел и разрушение и предполагая то же и за ними. Но лишь вступили они на Красную площадь, как из Кремля навстречу показалось величественное шествие. Архиепископ Арсений со священным собором несли Владимирскую икону Богоматери, кресты и другие святыни, бывшие в плену у поляков. Со слезами умиления и радости преклонилось перед ними войско, не чаявшее увидеть то, что было в Кремле дорогого его православному сердцу. Очистив Москву от поляков, князь Пожарский не замедлил освятить обетный храм Введения Богоматери на Сретенской улице (на Лубянке) и в нем поставил чудотворную икону Казанской Божией Матери. Можно думать, что он тогда же приступил к построению на собственные средства особого храма в честь Казанской Богоматери и, когда он был готов, на своих руках перенес в него многочтимую икону. Есть известие, что в 1633 году была церковь Казанской Богоматери у Китайской стены, меж Ильинских и Никольских ворот. В эту церковь в том году совершен был и крестный ход 22-го октября. Но она, должно быть, вскоре была совсем упразднена. 15-го октября 1636 года освящена была новопостроенная церковь Казанской Божией Матери на Красной площади, против земского двора, – нынешний Казанский собор. Вступив на московское царство, государь Михаил Феодорович всегда с великим усердием относился к чудотворной иконе, помогшей русским людям уничтожить смуту в своей земле и избрать законного царя, и она стала семейной святыней в царском роде. Услышав о чудесах ее и помощи против врагов, он, по совету со своею матерью, инокиней Марфой Ивановной, повелел дважды в год праздновать в Москве Казанской Богоматери: 8 июля – в честь ее явления в Казани, и 22 октября – в память очищения Москвы от поляков, и в эти дни совершать крестный ход из Успенского собора сначала в церковь Введения, а потом и в Казанский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Авторы исследования, посвящённого Успенской церкви в Иванишах, А.А. Галашевич и А.И. Финогенов, обращают внимание, что почти одновременно с ней возводится церковь Рождества Богородицы Возмищенского монастыря в Волоколамске. Многие её детали удивительно близки к Иванишинскому храму и кажутся выполнеными одной рукой, что даёт исследователям основания предположить: обе церкви могли быть созданы одной артелью - тем более, если вспомнить, что волоколамские и тверские территории в то время находились под управлением Поджогина-Шигоны. Эти же авторы считают, что образцом для постройки Успенской церкви в Иванишах мог стать Благовещенский собор московского кремля. Это отчётливо видно на примере малых барабанов. Они урашены " висячими " полуколонками и не имеют окон. Подобный мотив украшать барабаны, восходит к псковской традиции зодчества. Некоторые особенности храма сближают его с Успенским собором в Старице. Выполненные в кирпиче с белокаменными вставками перспективные порталы имеют некоторое сходство с порталами старицкого храма, по образцу которого, возможно, использованы белокаменные бусины, сноповидные капители и развитые с сочным профилем базы. Декорация порталов достаточно сложная. Окна обрамлены полуваликами с бусинками-перехватами. Кили наличников оконных проёмов заострены, хотя и не так сильно, как у перспективных порталов. Киоты, как и окна, обрамлены полуваликами с перехватами и с такими же килевидными завершениями. В киотах, вероятно, были помещены изображения Богородицы. Интерьер четверика храм, в значительной части сохранивший свой изначальный вид, поражает высотой, свободой и стройностью. Его отличительной особенностью является зрительное отсутствие восточных подкупольных столпов, отчего храм кажется двухстолпным. На самом деле столпы существуют, но скрыты в каменной алтарной преграде, выглядящей как сплошная стена. Центральный барабан достаточно высок, окна в нём размещены далеко от основания. Подпружные арки сильно понижены по отношению к парусам и сводам. Высокий иконостас и глухая заиконостасная стена позволяли устроить не видимые их храма просторные тайники, что-то вроде скрытых ризниц. В них можно было сохранять монастырские ценности во время нападений. В Успенской церкви Иваниш таких тайников два. Один из них располагается над центральной апсидой, попасть в него возможно через потайное оконце на месте восточного киота. Другой тайник находится над Никольским приделом, втиснут между северной и центральными апсидами. В настоящее время богослужения совершаются не в основной части собора, а в восстановленной трапезной с историческими приделами во имя Иоанна Богослова и Сергия Радонежского. Интерьеры трапезной сохранились частично. Здесь можно увидеть остатки фресок 1928 года, написанных незадолго до закрытия церкви, некоторое число икон, часть из которых пожертвована прихожанами. Пространство для молящихся отделяет от алтаря простенькая алтарная преграда с репродукциями икон.

http://sobory.ru/article/?object=00009

20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными).

http://pravenc.ru/text/187694.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010