Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала (он открывает клады) . На Ивана Купала появляются светляки. Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов. На рождество крестителя собирают лекарственные травы. 26. На Тихвинскую ягоды поспевают. Пчела вылетает за поноской (?). 27. На Самсона дождь – до бабьего лета мокро (север.) . На Самсона дождь – семь недель дождь. Самсон сено загнаивает. Самсона сеногноя. Никола обыденный (сибирск., т. е. сооруженный в одни сутки, как в Вологде спас обыденный) . На Петров день солнышко играет (тульск.) . Второй покос (южн.; первый 24-го) . С Петрова дня красное лето, зеленый покос. Женское лето по Петров день. Далеко кулику до Петрова дня. Худое (Шелудивое) порося и в петровки зябнет. В Петров день барашка в лоб. С Петрова дни зарница хлеб зорит. Петр и Павел два прибавил (два часа дня) . Утешили бабу петровские жары голодухой. Спасовка лакомка, а петровка голодовка. Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (гов. о уборке сена) . Доставай (Ладь) косы и серпы к Петрову дню. С Петрова дня пожня (покос, косьба). Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый. Петровка навозница. Межипарье, междупарье. На св.Петра дождь – жито как хвощ (западн.) . На св. Петра дождь – урожай нехудой, два дождя – хороший; три – богатый. Если просо в Петров день с ложку, то будет его на ложку. Прошли петровки, опало по листу; прошел Илья, опало и два. Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня. Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.) . На Петра девки крестят кукушку (кумятся за яичницей в лесу; замоск.) . Петров день – проводы весны. Мясоед с постом побранился (если 29 июня придется в среду или в пятницу) . До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до спаса (16 авг.) засеять. Июль. Июль – макушка лета, сенозорник, страдник. В июле на дворе пусто, да на поле густо. Июль – хоть разденься, а декабрь – потеплей оденься. В июле хоть разденься, а легче нет (а все легче не будет). Март, апрель, май, июнь вино в бочках сушит; июль, август, сентябрь, октябрь хозяина крушит.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

др. (Пермск. Епарх. Вед. 1868 г. 41, 43. Тут напечатана ценная статья К. Покровского «Из истории просвещения верхотурских инородцев» и «Крещение чердынских вогуличей»). 428 П. А. Словцов. Историческое обозрение Сибири. II, стр. 13; Пермская Старина. VII, стр. 153–154. Е. Панов. Пермская и Великопермская епархия. Пермь. 1879 г. стр. 38. В 1759 г. крещено на Вишере вогулов 76 чел. муж. п. и 46 жен.; в 1763 г. в Кунгурском уезде было крещено 654 чел., в Осинском 16 920 душ. Архиеписк. Филарет в своей Истории Русской церкви (V, стр. 29) показывает, что в 1753 Г. в Тобольской епархии отказались от идолопоклонства 462 души, в 1754 г. освятились крещением 311 лиц, в том числе 25 чел. татар-магометан. 429 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. XV, 52, 341. Архим. Мелетий. Древние церков. грамоты восточно-сибирск. края... стр. 14; Иркут. Епарх. Вед. 1868 г. 1, стр. 7–10; 1870 г. 20, 21, 22, 24–26, 29, 32, 34, 35; 38, стр. 463–468; 1871 г. 13. Т. А. Догуревич. Распространение христианства в Сибири. Спб. 1897 г. стр. 128–129. 432 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. X, 81, стр. 167; 178–179; Х, 198, 504, XII, 141, XXVI, 84, стр. 101; Пол. Собр. Пост. и Расп. по В. Пр. Исп. VII, 2458, 2459, 2557 и Елизав. царств. I, 25. Монах Игнатий Козыревский был родным внуком поляка Федора Козыревского, взятого в плен при Алексее Михайловиче и пожалованного в Якутск в дети боярские. Вместе с другими Федор Козыревский в 1700 г. был послан в Камчадальскую и др. земли для покорения инородцев. Там же был и внук Иван (монах Игнатий) с своим отцом, впоследствии убитым. Он, Иван приводил в русское подданство «многие народы»; в 1702 и 1703 гг. для «оберегательства» построил две крепости (Верхне- и Нижне- камчатские остроги), а в 1711 г. построил крепость при Большой реке, в 1713 г. был на океане-море и на морских островах «для проповедывания Апонского государства», за свой счет делал военные суда и на них покорял инородцев, был ранен. В 1728–1729 гг. своим коштом построил судно «Эверс», взятое в казну якутским казачьим головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По окончании курса в училище, Димитрий Васильевич Хитров поступил в Рязанскую духовную семинарию, в которой окончил курс наук по первому разряду, со званием студента в 1840 г., 15 июня. Пред самым окончанием учебного года, на имя архиепископа Рязанского и Зарайского, Гавриила, 3 последовал из Святейшего Синода указ, от 12 июля 1840 г., за 8921, коим предписывалось из числа окончивших курс воспитанников местной семинарии избрать 10 благонадежнейших по успехам и поведению на миссионерское служение в Иркутскую и 5 таковых же в Томскую епархию. Хитров был избран и, как казеннокоштный, назначен в числе 10-ти воспитанников в Иркутскую епархию. Видя в этом избрании назначение пути Промысла Божия о себе и о жребии своего служения, Димитрий Хитров смиренно повиновался воле и распоряжению начальства и, недолго медля, вступил в брак в Рязанской епархии и отправился в Иркутск. По прибытии в Иркутск, он был рукоположен 16 марта 1841 г. в кафедральном соборе во диакона преосвященным Иннокентием, епископом Камчатским, впоследствии митрополитом Московским, следовавшим в новооткрытую епархию Камчатскую; и в том же году, 6 апреля, в Иркутской Воскресенской церкви, был рукоположен тем же преосвященным во священника к Градо-Якутской Преображенской церкви. Город Иркутск, самый красивый во всей Сибири, расположен на правом берегу величественной реки Ангары, которая так быстра, что жестокие морозы, свойственные тамошнему климату, покрывают её исковерканным льдом не ранее января месяца; а бывают годы, что вовсю зиму переправляются через Ангару на плашкоутах. Улицы Иркутска чисты и правильны. Местность ровная, сухая и плодородная. По развитию частной заводской и фабричной промышленности, он занимает первое место в Сибири. На левом берегу Ангары, в пяти верстах от Иркутска, на заметном возвышении, – как бы смотрит на город, – красуется Вознесенский монастырь с своими золотыми крестами и главами. В нем открыто почивает, в нетлении, благоухая, прославленный чудотворениями, Святитель Иннокентий, в благолепной серебряной раке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выводы:Если сравнить добычу угля в Донецке в 1963 году с продажей пирожков в Уганде в 1923 году, то срочно к врачу, дорогой Дмитрий. 51. Ответ на 49., Потомок подданных Императора Николая II: Но вот Ленин точно восстановил Россию почти полностью в границах Российской Империи, Восстановил? А поломал тогда кто? 50. Ответ на 45., Русский Сталинист: А жертвами белого террора за период с 1918 по 1921 гг. (т.е. за 3 года!) стало, внимание, от 300 до 500 тыс. чел.При этом большевики в указанный период контролировали практически всю огромную территорию бывшей Империи, а белые лишь окраины.Выводы пусть каждый делает сам. Теперь смотрите сюда, счетовод: Численность населения России в 1913 (без учета Финляндии и Польши) - 166 млн.чел. Численность населения Советской России (перепись конца 1921, Финляндии с Польшей давно нет) - 137 млн. чел. Отнимаем и недосчитываем 29 млн. человек. Потери Первой мировой (полтора миллиона) компенсировались высокой рождаемостью. " При этом большевики в указанный период контролировали практически всю огромную территорию бывшей Империи " (С) 49. Ответ на 43., Ольга Чернова: ППИНы, слава Богу, не везде водятся. ) " Вожусь " я в Иркутской области. Учился в Иркутске. В названии Иркутска русский человек чувствует огромное историческое напряжение. Здесь и то, что связано с освоением Сибири, то, что связано с освоением Дальнего Востока. Русская Америка - это тоже Иркутск. Байкал, " омулёвая бочка " - тоже Иркутск. А Ленские прииска, Ленский расстрел? Всё проходит через Иркутск. В Иркутске расстрелян Колчак. Этот палач получил и мемориальную доску, и личные " жития " (лживые) в виде фильма АдмиралЪ, как напоминает уважаемый Русский сталинист. Так что " пиршество победителей " , если бы мундир английский, погон французский, табак японский каким-то чудом помогли Колчаку победить, сопровождалось бы " увековечиванием " самых выдающихся " героев " вроде самого Колчака и Софьи де Боде. Но вот Ленин точно восстановил Россию почти полностью в границах Российской Империи, а что сделал бы кондотьер Колчак можно только предполагать. Но с огромной долей вероятности этот Правитель был бы даже хуже Ельцина. Конечно, его памятников было бы меньше, чем было памятников Ленина - просто потому, что правил бы он на небольшом обрубке территории России.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/07/pr...

Иркутск. Собор Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты К середине XIX века старый кафедральный Богоявленский собор, построенный еще в 1718 году, перестал удовлетворять нужды прихожан. Иркутск к тому времени значительно вырос и требовался новый, более вместительный и более величественный собор. Ефим Андреевич Кузнецов, иркутский миллионер-золотопромышленник, в 1849 году сделал пожертвование в размере 250 тысяч рублей на сооружение нового Кафедрального Собора в Иркутске: " Я имею на себе обет, данный Господу Богу в дни испытаний моих, когда боролся с лишениями и опасностями... Обет сей много лет носимый в душе моей... в том состоит, чтобы собственными средствами, без всякого сторонняго вспомоществования, но своеобразно с требованиями времени, воздвигнуть в Иркутске Кафедральный Собор. Преисполненный сими чувствами, обращаюся к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшею просьбою. Примите в распоряжение свое для издержек на построение Собора представляемый при сем капитал... Всего на сумму двести пятьдесят тысяч руб. серебром " . При этом он не стал ставить каких-либо условий, а лишь скромно понадеялся, что " смиренный задатель, воскрешаем в памяти служителей алтаря Господня не изсякаемою благотворительностию своею, конечно, обрящет отраду, что имя его не забудется при жертвах и молениях, возносимых к Богу " . Выбор места под строительство Собора длился с 1850 по 1872 годы. Первоначально предполагалось снести древнюю Спасскую церковь или Богоявленский собор, но горожане отвергли этот вариант. Наконец, в 1872 году для строительства отвели таможенную площадь, которая была перед этим расчищена от всех зданий, кроме Спасской церкви. Руководил строительством специальный комитет во главе с протоиереем П. Громовым, а после смерти последнего - с его преемником протоиереем А.Виноградовым. 17 апреля 1875 года новый Кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином в присутствии генерал-губернатора Восточной Сибири барона Фредерикса, а также чиновников и горожан.

http://sobory.ru/article/?object=23355

СПб., 1799. С. 172–173. Попов Г. М. В якутской глуши. Иркутск, 1910. С. 7. Особенно неприятным была сама постель, буквально кишащая насекомыми в виду антисанитарных условий. «Насекомые, — писал о. Григорий, — бывшие в этом доме в изобильном количестве, не дали нам спокойно спать. Мы с псаломщиком бились на своих постелях почти до самого утра, хотя все прочие спали, по-видимому, очень крепко. Обилие этих насекомых — " блох " псаломщик объяснял постройкой дома на мшистом месте, хозяин также утверждал, что они зависят от качества земли и дерева…» Попов Г. М. В якутской глуши. Иркутск, 1910. С. 53. Попов Г. М. Указ. соч. С. 53. Дионисий (Хитров), еп. Стопами миссионера. Т. 1. Тверь: Булат, 2013. С. 142. Титов А. Н. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. М., 1910. С. 139. Широков С. А. Валаамский монастырь и американская православная миссия. М., 1996. С. 76. Дионисий (Хитров), еп. Стопами миссионера. Т. 1. Тверь: Булат, 2013. С. 126. Там же. С. 136. Там же. С. 128. Там же. Попов Г. М. В якутской глуши. Иркутск, 1910. С. 35.   Источник: Богачев Д. С., иер . Повседневная жизнь миссионеров в Якутии, по трудам епископа Дионисия (Хитрова)//Церковный историк. 2023. 1 (11). С. 102-131. DOI: http://doi.org/10.31802/CH.2023.11.1.006 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6193057

В то же время, уже по назначении св. Иннокентия в Китай, Петр I приискивал достойного кандидата на Иркутскую кафедру. Уже по отбытии святителя Иннокентия в этот путь, 8 сентября 1721 г. Царь велел послать в Иркутск преосв. Игнатия – митрополита (Сарского и Полонского, Крутицкого и Суздальского) на правах епископа в Иркутск. Но Святейший Синод застоял его и отпустил на покой за старостью и болезнью в Нилову пустынь. Что святитель Иннокентий действительно был назначаем на Пекинскую кафедру, а не для Иркутска, – это видно из его собственных докладов Святейшему Синоду до отъезда его из Петербурга. Святитель ходатайствовал пред Святейшим Синодом: «аще возможно, определить ко мне пограничные городы, как-то: Иркутск, Якутск и Нерчинск. А ради поставления (посвящения), аще нужда позовет, можно будет с караваном ставленникам приходить (в Пекин). Аще же сего нельзя сделать, то учредить достойным трактаментом, дабы мне и вышеозначенным чинам (свите Преосвященного и ставленникам), живучи тамо (в Китае), у татар милости не выпрашивать и России безчестия не делать». 80 Теперь становится понятным и вполне естественным, что и преосв. Варлааму указано было ехать в Китай и там жить и оттуда действовать на Монголию и Даурию. Но он не мог на то решиться без определенного по трактаменту назначения. И теперь, чрез 10 лет оказалось это трудным в исполнении. Вопрос о правах епископа в Китае относительно пограничных городов остался неразрешенным, Синод определил: «отставить этот пункт, а о трактаменте писать в Сенат ведение». Сенат послал Пекинскому Трибуналу рекомендательную грамоту, в коей святитель из предосторожности не назван епископом, а духовною особою, господином Иннокентием Кульчитским, посланным в Пекин для отправления в Китае проповеди Слова Божия и размножения православныя восточного благочестия веры, с тем, чтобы позволено было не только в Пекине свободно жить и службу Божественную в церкви отправлять, но и в прочие места, где есть люди российского закона, для посещения оных невозбранно ездить.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Между прочим Ланг довольно им говорил и о том, чтоб пропустили в Пекин святителя Иннокентия. На это китайские послы отвечали: «мы же теперь не можем его принять, пока недоложим Богдыхану, а когда будет от самодержца всероссийского некая персона, имеющая полную мочь, таковую ж, яко и мы, и договор сделается о всём, за чем мы присланы были, и паки будем, тогда и об этом господине, получив резон от нашего государя, изъявится, принят ли будет, или нет». Вследствие такого отзыва китайских послов святителю Иннокентию не было необходимости жить в Селенгинске до посылки чрезвычайного посланника из Петербурга 14 февраля 1725 года святитель получил указ Святейшего Синода, коим велено было ему выехать из Селенгинска в Иркутск, и быть там до нового указа. Свят. выехал из места своего жительства 18-го марта, и прибывши в Иркутск, по благословению Тобольского митрополита Антония поселился в Вознесенском монастыре 42 . Святитель жил там почти год, не вмешиваясь ни в дела епархии, ни в дела монастыря, исключая того, что, по просьбе митрополита, он рукополагал назначенных в священники и диаконы 43 . 5 апреля 1726 года прибыл в Иркутск чрезвычайный русский посланник Савва Владиславич, граф Рагузинский, а 7 апреля святитель получил от Рагузинского указ Святейшего Синода отправляться ему в Китай с чрезвычайным посланником, если не встретиться препятствия, и вообще поступать по совету с ним. Вследствие этого, когда чрезвычайный посланник выехал из Иркутска, тогда святитель со своею свитою выехал из Иркутска в Селенгинск с великою трудностью. И когда Рагузинский из Селенгинска выехал в Стрелку, тогда и святитель ездил к нему туда же и вручил ему копию с письма Тушетухана. Посланник обещал, по прибытии в Пекин, заботиться о принятии там святителя, и сказал ему жить в Селенгинске и ожидать от него известия, как его китайцы примут, и что сделают относительно пропуска святителя в Пекин. Если пропустят, то святитель должен немедленно отправляться туда, а если нет, то ожидал бы от него известия из Пекина.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Лит.: Прокопович И., прот. Речь при отпевании тела преосв. Мелетия, архиеп. Харьковскаго и Ахтырскаго. Х., 1843; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 27, 48; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 351, 368; Аскоченский В. И. История КДА по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863; Ковалевский А. Ф. Из восп. о почившем архиеп. Харьковском Мелетии (Леонтовиче)//ДЧ. 1867. Ч. 1. 4. С. 164-168; он же. К биографии преосв. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского//Харьковские ЕВ. 1869. 21. С. 255-259; Малышевский И. И. Ист. записка о состоянии академии в минувшее 50-летие. К., 1869; Солнцев П., свящ. Краткие сведения о харьковских иерархах. Х., 1869; Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия. Пермь, 1879; Кулжинский Г. И. Свт. Мелетий (Леонтович). X., 1881; он же. Святогорская Успенская общежит. пуст. в Харьковской епархии. Од., 18965. С. 70-74; он же. Возлюбленный Христом: Житие свт. Мелетия Харьковского. М., 2001; Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь: Ист. очерк от основания его до наст. времени. К., 1889. С. 136; Буткевич Т. И., прот. Ист.-стат. описание харьковского кафедр. Успенского собора. Х., 1894. С. 95-98; Шестаков И. В., свящ. Краткий ист. очерк 100-летия Пермской епархии. Пермь, 1899. С. 118-123; он же. Преосв. Мелетий (Леонтович), еп. Пермский и Екатеринбургский. СПб., 1907; Ефимов А., свящ. Архим. Сергий, настоятель Ахтырского Св.-Троицкого мон-ря. Од., 19072. С. 6, 7, 33; Нестор (Анисимов), иером. Православие в Сибири. СПб., 1910; Поселянин Е. Н. [Погожев]. Рус. подвижники XIX в. СПб., 19103. С. 70-80; [Стефан (Проценко), архиеп.] Харьковский свт. Мелетий Леонтович//ЖМП. 1948. 11. С. 60-67; ЖПодв. Февр. С. 324-329; Наумова О. Е. Иркутская епархия: XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996; Никодим (Руснак), митр. Сб. служб и акафистов. М., 1996; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии: XVII - нач. ХХ в. М., 2000; Иркутская летопись, 1661-1940 гг./Сост., предисл. и примеч.: Ю. П. Колмаков. Иркутск, 2003; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История г. Харькова за 250 лет его существования: (1655-1905). Х., 2004. Т. 2; Дулов А. В., Санников А. П. Правосл. Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. 2 ч.; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 3, 189, 261, 295; Талалай М., протодиак. «Я прославлю прославляющих Меня...»: Новые мат-лы к истории канонизации свт. Мелетия, архиеп. Харьковского и Ахтырского//Вестн. Харьковской ДС. 2013. 3. С. 4-15.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Иркутск. Церковь Пантелеимона Целителя. Церковь. Действует.   Престолы: Пантелеимона Целителя Год постройки:1906. в 2012 г. реконструирована из часовни в церковь. Адрес: Россия, Иркутская обл, г. Иркутск, ул. Академика Образцова, д. 27 Координаты: 52.334218, 104.203987 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 19 декабря 2000 г. владыка Вадим, архиепископ Иркутский и Ангарский освятил часовню во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Часовня открыта для всех иркутян, здесь священники храма Александра Невского служат молебны. История основания Прихода святого великомученика и целителя Пантелеимона берёт своё начало от прокладки в конце 19 века Транссибирской железной дороги. До этого времени здесь была лесистая местность с пересечённым рельефом, по которой проходила дорога от Вознесенского монастыря по направлению к деревне Малая Елань. Единственным жильём на этой территории был скит Вознесенского монастыря с Михайло-Архангельским храмом, построенным в 1876 году и находившимся тогда далеко за границами города Иркутска. Этот храм существует и поныне. А во время строительства здесь была основана крупная узловая станция Иннокентьевская, последняя на всём протяжении Средне-Сибирской железной дороги. Это был крупный железнодорожный узел со всеми необходимыми службами – паровозным депо, мастерскими, товарной конторой, телеграфом, телефоном, жилыми казёнными домами для проживания рабочих и служащих, и медицинским приёмным покоем. Наличие большого числа рабочих, которых на 1903 год насчитывалось около 200 человек, служащих и членов их семей диктовало необходимость иметь при станции стационарную больницу. По железнодорожному отчёту за 1903 год, на станции Иннокентьевской был небольшой приёмный покой, и строилась больница. Газета «Иркутские губернские ведомости» писала в том году, что надобность в больнице большая и за её строительство берётся некий подрядчик Чинарёв, а её заведующим назначен практикующий доктор Михайловский. К сожалению, осталось неизвестным имя архитектора, который спроектировал этот больничный комплекс, но по сохранившимся чертежам проекта видно, что в рамках строительства была запланирована православная часовня. По непроверенным данным, строительство комплекса приходится на 1902–1912 годы, а часовня была построена примерно в 1906 году и по сей день находится на улице академика Образцова, 27.

http://sobory.ru/article/?object=32046

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010