2 мая 1608 (7116) года кирилловский слуга Богдан Прокофьев сын Кафтырев купил у Федула Семенова, в Ненокоцком усолье у двора Кириллова монастыря «погребную яму свою да и земли и с поля от той ямы погребной к сеннику кирилловскому, куды тын поставлен Кирилловского двора заплота» за 1 1 / 2 рубля московских 1338 . 3-го августа 1608 (7116) года старец Вениамин, прикащик Ненокоцкого монастырского промысла, купил у Владимира Патркикеева сына Дьякова поле «в Кочкове на лугу в Тележницы» с огородом, за 2 рубля 1339 . 29-го марта 1609 (7117) года старец Кириллова монастыря Андриан Лихарев купил у каргопольца Автонома сына Жукова, под порогом на Онеге Николы Чудотворца под Жеребцовою Горою анбар «с перерубом, и с верхними и с нижними анбары» (в межах с Кириллова монастыря анбаром) за 7 рублей 1340 . 8-го февраля 1610 (7118) года Матфей, по прозвищу Первой, и Никифор, по прозвищу Богдан, Григорьевы дети Вешняковы и сестры их (Ульяна да Офимья) продали и отступились Кириллова монастыря старцу Макарию в Ненокоцком усолье «на Великих» местах «в Грешневе варнице росолу половину 12-го сугреба» и (участок) по нему в црене и проч. за 18 рублей с полтиною 1341 . В 120 году Иван Кислухин дал анбар в ряду ценою в 4 рубля 1342 . 11-го декабря 1612 (7121) года Третьяк и Богдан, Григорьевы дети Поповы, вологжане, посадские люди, продали кирилловскому старцу Дионисию свой двор на Вологде, внутри города, за 6 рублей с полтиною 1343 . 4-го марта 1613 (7121) года боярин Федор Иванович Шереметев дал в Кириллов монастырь, по жене Ефросинье и сыне Иване, старинную свою вотчину в Ярославском уезде в Бежецком Верху село Шаблыкино или Черниково (в котором был храм деревянный Успения Пресвятые Богородицы, двор боярский, двор скотный, двор попов, двор дьячков, пашня боярская и церковная, пруд с рыбою) и деревни того села: 5 деревень с крестьянами – д. Седнева, д. Бурково, д. Шалагино, д. Трофимово, д. Редриково, и 7 деревень пустых: д. Нивы. д. Дашкино, д. Ботиха, д. Брюхово, д. Худяково, д. Воробьиха, д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Утвердить настоятельницей Христорождественского Богородичного женского монастыря в городе Вятские Поляны Кировской области монахиню Кириллу (Коршунову) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие двух женских монастырей в Пермской епархии и о назначении настоятельниц обителей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Лазаревского женского монастыря в городе Верещагине Пермской области. 2. Утвердить монахиню Серафиму (Ежкову) настоятельницей Свято-Лазаревского женского монастыря в городе Верещагине Пермской области. З. Благословить открытие Спасо-Преображенского женского монастыря в городе Усолье Пермской области. 4. Утвердить монахиню Ариадну (Плюснину) настоятельницей Спасо-Преображенского женского монастыря в городе Усолье Пермской области. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия об освобождении игумена Даниила (Ишматова) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области и о назначении на эту должность архимандрита Вениамина (Трепалюка). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Даниила (Ишматова) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. 2. Утвердить архимандрита Вениамина (Трепалюка) наместником Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об открытии Ольгинского женского монастыря у истока Волги и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Ольгинского женского монастыря у истока Волги в Тверской области для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Анастасию (Зиберт) с возложением наперсного креста по должности. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О деятельности Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4951269...

Монастырь принес в Двинский край стремление, столько раз обнаруженное им в Поморском краю, на западе от Онеги, стремление вносить свою деятельность в пустоши, от эксплуатации которых отказались местные поселенцы и которые вследствие этого стали бесплодны для казны. В конце XVI века там у монастыря, у моря, на речке Куе, были солеварни, и от той речки по морскому Ницкому берегу подошла к его солеварням пустая земля верст на 5 в длину. Прежде по тому берегу всякие люди, приезжая, кашивали сено и рыбу лавливали, а ныне позаросло, сказывал монастырь в 1595 году, и в двинских писцовых книгах кн. В. Звенигородского тот берег не написан ни к которому стану и к волости не приписан, и оброку с него в казну нейдет ничего, лежит впусте в порожних землях. По челобитью монастыря ему отдан был этот берег для рыбной ловли, дров и сена лошадям при солеварнях 659 . Для поддержания того же соляного промысла куплены были в 1616 году на Онежском берегу две деревни в волостях Лямце и Пурнеме у 4 частных владельцев, которые и остались в этих деревнях в качестве половников. В грамоте 1618 года перечисляются следующие монастырские промыслы и земли по Летнему берегу: в Немецком Усолье обжа без получети, мельница и полуварница, на реке Куе земли и 2 варницы, 2 тони у Голой Кошки, 4 тони на Куйском берегу, обжа в Лудском Усолье, 2 варницы и мельница на реке Луде, земли и мельница на реке Кехте и другая мельница в Кехоцкой волости, против Красной Горы, варница в Солокурье, Солоозеро и Слободское озеро и наволок Слободской реки; со всего этого монастырь платил в казну 18 руб. 26 алтын 4,5 деньги, не считая здесь вышеупомянутой пустоши на Ницком берегу 660 . В 1630 году, вынуждаемый недостатком дров на своих лудских солеварнях, монастырь выпросил у царя на оброк из наддачи речку с лесом в У некой губе, обязавшись платить вместо прежних 3 алтын 2 денег по 30 алтын ежегодно; около того же времени он купил против своего Холмогорского двора в Куреской волости 2 черные деревни, в которых к 1634 году успел поставить двор для старца-приказчика, около двора-10 амбаров, сарай и двор коровий. Наконец, в 1636 году пожалован был царем монастырю Яренгский погост (на Летнем берегу) с церковью, со всем строением и с живущими в погосте оброчными бобыльскими и козачьими людьми, с их дворами и со всеми угодьями 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Не удалось ему окружить себя и нравственным обаянием, какое нередко достается на долю подвижников. И в этом отношении репутация его была также не из завидных. Как уверял архимандрит Варфоломей в своей самозащите против обвинений Герасима, Фирсов был хитрым и лукавым монахом необузданного и буйного нрава, любил выпить и был нечист на руку. В свою обвинительную записку о старце архимандрит занес такие случаи. В 1655 году ночью в келье (старца) Нектария Герасим поколотил (в нетрезвом виде) келейного брата Афанасия. 4 30 декабря 1662 (171) года в келье своего приятеля головщика Ионы Брызгало(ва) Герасим Фирсов вместе с черным попом Никоном и дьяконом Филаретом во время самой заутрени принял участие в попойке: «пили они квас медвенной и табак и по сыску в этом не заперлись», за что были наказаны плетьми. 5 Еще менее щепетилен, по уверению Варфоломея, был старец Герасим к чужой собственности. Уже до своего поступления в Соловецкий монастырь он был однажды в Москве бит кнутом на козле за то, что из «рядов имал обманом жемчуг и соболи». 6 «Когда Герасим был» «приказчиком в Варзуге, он однажды продал монастырскую рыбу и хотел завладеть деньгами, но неудачно, так как после сыска деньги на нем были доправлены. В другой раз во время службы в Умском усолье он без монастырского указа продавал рыбу и в вырученных деньгах заперся, за что был отрешен от должности и доставлен в монастырь скованным». 7 В Яренском усолье Герасим растратил на себя свыше 50 рублей из церковных, оброчных и промысловых доходов. Проживая в монастыре, Герасим у своего старца Исаии украл 120 рублей, у старца Нектария – 70. Не пощадил он даже и отца своего духовного черного попа Игнатия, у которого похитил 20 рублей. Кроме того, дважды он обманул слепого старца Меркурия, расплачиваясь с ним за купленный у него мед вырезанными из жести кружечками. Плотничному старосте Сергию Герасим дал в заклад под взятую сумму в 20 рублей вместо серебреных ефимков вылуженные красные медяшки. – Все такие проделки были известны братии, и не раз Герасим был за них на правеже, принуждаемый возвратить чужое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1756 Помощнике ошибочно вместо помытчике. Помытчики принадлежали к числу царских охотников, обязанность их была ловить и приучать к охоте соколов, кречетов и ястребов. Расселены они были в разных местах. В Переяславле-Залесском жили сокольи помытчики (Энциклопедия Брогауза иЭфрона, 48 т, 518 стр.). 1762 В У стоит одно киноварное Ч, то же встречается много раз и ниже. Заглавия берутся в таких случаях из Ув Ун и Д. 1765 Село Романово Персясл. у. в 25 верстах к востоку от уезд. города, на р. Рокше. Упоминается первый раз в 1498 г., в 1581 г. пожаловано Иваном Грозным Данилову монастырю (Истор. статист. опис. церквей и приход. Владим. епархии, вып II, 166–168, В. Г. Добронравов, История Тр. Дан. монастыря, Прилож. стр. 33–34). 1766 Феодоровский монастырь в предместье г. Переяславля, в южной стороне, основан не позже княвения Ивана III (1462–1505 гг.). Сначалаи был мужским; с 1667 г. стал женским (Прот. Свирялин, Переславский Федоровский женский монастырь, Владим. 1903, стр 3. Зверинский. Материал для истор.-топогр. исследования о правосл. монаст. в Росс. имп. вып. II 1334, стр. 395–396). 1767 В остальных ркп. приб.: ям издавна имеющу ему веру к преподобному, и егда прилучится от родителеи его кому впасти в какову болезнь, прихожаше со усердием ко гробу преподобнаго и моляшеся о здравии родителю своею, почерпаше же и от кладезя преподобнаго воду и подаваше болящему пити, овыа же и измываше водою. Вси же пиющии и мыющиися от кладезя преподобнаго водою исцеление приимаху и никогда же, рече, отхождах тощ от гроба преподобнаго, но молитвами его всегда ползу приимах. 1769 Село Усолье Переяславского у. на р. Вексе, в 18 верстах к западу от Переяславля. Впервые упоминается в 1017 г, – в это время были четыре соляные Варницы Троицкой лавры у «Соли Переславской», в 1623 г пожалована здесь одна варница Симонову монастырю в Москве. В нач. XVII ст. Усолье принадлежало Данилову монастырю. В 1628–1629 гг. сянщенником здесь был Стефан (Истор. статистическое описание церквей и приходов Владим. епархии, вып II, 126–129).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

На нынешнее место на левом берегу Ангары селение было перенесено с острова в конце XVIII в. С начала XVIII в. важную роль в экономике селения играл Иркутский Вознесенский монастырь, который в 1747 г. стал единоличным владельцем усольских промыслов. Но в 1765 г., после проведенной Екатериной II секуляризации церковного имущества, они перешли в государственную собственность. Именно с этого времени на соляных промыслах стал применяться труд ссыльнокаторжных. Солеваренная каторга считалась одной из наиболее тяжелых. На Усольском заводе использовался и труд политических ссыльных. В 1826 г. сюда были сосланы декабристы Е. П. Оболенский и А. И. Якубович, назначенные в дровосеки. Впрочем, пробыли они здесь чуть больше месяца, после чего их вместе с другими декабристами отправили в Забайкалье. В 1851 г. в Усолье умер декабрист П. Ф. Громницкий, который жил на поселении в селе Бельск, а сюда приехал на лечение. Точного местоположения его могилы не удалось установить, но обелиск с его именем поставлен на месте старого приходского кладбища. 10 июля 1864 г. на каторгу в Усольский завод прибыл Н. Г. Чернышевский, но вскоре он был переправлен в Нерчинск. Первая Спасская церковь в Усолье-Сибирском была устроена, вероятно, еще в конце XVII века. В 1723 г. на ее месте была построена еще одна деревянная. Обе они располагались на острове Сосновом (Красном), где находился завод. В 1795 г. возвели новую церковь , но уже не на острове, а на материковой части. Крупная, деревянная, с колокольней, она имела 5 престолов. В 1840 г. церковь сгорела во время необыкновенно сильной грозы. Под богослужения приспособили здание пекарни, только в 1864 г. возвели новую деревянную церковь, которая в 1873 опять сгорела. Каменная церковь Спаса Нерукотворного Образа была сооружена в 1878 г. Это был монументальный одноэтажный храм, имевший пять глав с шатровым покрытием. В 30-е годы XX в. церковь была закрыта, а богослужения перенесли в соседнюю Тельму. В 1936 г. Спасскую церковь взорвали. 73 Дьякон Николай Ипатьевич Попов, дьяконский сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Тем не менее Герасим носил звание соборного старца до 1665 года. В этом году Варфоломей нашел довольно благовидный предлог к удалению его из собора. Именно: в монастыре заболел казначей старец Боголеп. На случай внезапной смерти его от настоятеля и собора было поручено соборным старцам Васьяну, Дионисию, Илариону, Феодосию, Марку, Геннадию, Александру и Герасиму Фирсову произвести осмотр монастырских сумм и имущества, бывшего на руках Боголепа. Герасим, по свидетельству Варфоломея, был всегда не чист на руку. В бытность вотчинным приказчиком в Варзуге он раз монастырскую рыбу продал и деньгами хотел завладеть, но по сыску те деньги на нем были доправлены. Во время службы в Умском усолье без монастырского указа продавал рыбу и в вырученных деньгах заперся, за что от службы отставлен и взят в монастырь скованный. В Яренском усолье истратил на свои прихоти больше пятидесяти рублей из церковных, оброчных и промысловых доходов. Живучи в монастыре, у своего старца Исаии украл 120 р., у брата келейного старца Нектария – 70 р., у отца духовного черного попа Игнатия 20 р. Сверх того дважды обманывал больничного слепого старца Меркурия, покупая у него мёд на вырезанные из белого железа кружочки, и раз плотничному старосте Сергию дал в заклад под взятую сумму 20 р. вместо серебряных ефимков вылуженные красные медяшки. Все эти проделки Герасима были известны всему братству. Он не раз, обличенный, был за них на правеже и возвращал украденное; но почему-то терпелся в числе соборных членов до 1665 года. Только последнее, слишком наглое воровство вывело окончательно из терпения соборных старцев, бывших с ним у казначея Боголепа, Дело в том, что Герасим, обозревая вместе с ними казначейские палаты больного казначея Боголепа, как-то ухитрился подобрать и скрыть у себя принадлежащие больному Боголепу часы. Вскоре, однако был уличен в воровстве и часы «отдал лицом». Но соборные старцы, бывшие с ним у казначея, на этот раз не хотели уже удовольствоваться раскаянием Герасима и возвращением часов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Сообщая о вышеизложенном, церковный совет заявляет РИКу для сведения, что в Усольской церкви во все праздники совершаются богослужения и по просьбе верующих отправляют разные требы. Налоги уплачиваются полностью и своевременно. Все вышеизложенное говорит за то, что Усольская церковь «работает», а посему церксовет просит РИК сделать в сведениях о церквях соответствующую сему заявлению отметку. Предцерксовета – Агафья Грачева, 18 февраля 1935 года». Райисполком принял жесткое решение. Протоколом президиума Усольского райисполкома от 3 июля 1935 г. «в связи с тем, что имеющиеся в куполах здания церкви трещины, угрожающие обвалом и могущие послужить поводом к человеческим жертвам, опасны», решено церковь с 15 июля закрыть, а богослужение перенести в Тельминскую церковь. Это был уже испытанный во всех уголках страны ход: община за неимением средств, как правило, не могла произвести своими средствами ремонт, а это служило удобным и серьезным поводом к закрытию церквей. Под эту же волну попала и Спасская церковь Усолья. Летом 1935 года Спасскую церковь разрушили до основания. Отбойным молотком отряд «красных безбожников» разрушить церковь Спаса Нерукотворного не смог, пришлось вызвать спецчасть и взрывать динамитом. Огромные блоки развалин церкви долгое время «украшали» город. Местные жители из этих блоков с большим трудом добывали кирпич для сооружения в своих домах кухонных плит и русских печей. Церковь сломали, церковное имущество (иконы, кресты, ризы, книги) растащили. Куда, кто? Неизвестно. В настоящее время от здания церкви ничего не осталось, кроме небольших фрагментов каменной ограды, остатков фундамента самого храма. В церковной ограде, восстановленной в 1998 году, сохранилось большое каменное здание с 1914 года, в котором проживали караульные и находилась просвирная. В нем сейчас расположился Спасо-Преображенский приход. В 1991 году православные прихожане начали просить здание под церковь у мэра г. Усолье-Сибирское, потому что ездить или ходить молиться в церковь пос. Тельма было далековато. Ходили долго и, наконец, летом 1994 года при большом стечении народа прошла первая церковная служба в здании бывшей просвирни Спасской церкви, в которой и расположилась Спасо-Преображенская церковь. Это здание маленькое. В выходные дни, а особенно в праздничные, приходило много народа, и очень много людей не умещалось в церкви, поэтому сразу была задумка о строительстве большого каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=32067

Так как построенная церковь была без колокольни, то в 1889 году начинается строительство каменной колокольни. В 1891 году строительство колокольни закончили, а в 1893 эту колокольню соединили коридором с основным зданием церкви. Храм приобретает законченный архитектурный облик. В 1894 году по разрешению епархиального начальства в церкви производится ремонт, окрашиваются медянкой все пять куполов и крыша на храме. 1 мая 1896 года, при огромном стечении народа около Спасской церкви был освящен самый большой колокол весом 204 пуда (3264 кг). Это был дар иркутского мещанина Федора Ивановича Пономарева. Стоимость колокола по тем временам составляла 4186 рублей 88 копеек. За период с 1917 года по 1935 год никаких исторических сведений нет, поэтому лето 1935 года является датой дальнейших отсчетов событий в истории Спасской церкви. В Усолье для закрытия и уничтожения Спасской церкви была специально создана так называемая техническая комиссия по осмотру церкви. В целях обеспечения безопасности и сохранности здания она посчитала необходимым произвести работы по уменьшению давления на грунт, для чего предложила разобрать колокольню до первого этажа, снять каменные купола и своды над зданием, заменив их деревянными прикрытиями. Церковную общину обязали начать ремонт храма не позднее 10 июля 1935 г. , «в случае неприступления к ремонту в указанный срок богослужение в церкви прекратить». Жители Усолья не захотели расстаться с красивой церковью и с благословения церковного совета под руководством Агафьи Андреевны Грачевой всячески этому сопротивлялись. В Иркутском Государственном архиве находится интересный документ: «Усольскому районному исполнительному комитету от церковного совета Усольской Спасской церкви Член учредителей Усольской православной общины Александр Тимофеевич Чумаченко, будучи 16 февраля текущего года в Усольском РИКе, слышал, что РИК, печатая сведения о церквях Усольского района, Усольскую церковь отметил «не работает». Чумаченко РИКу заявил, что он 15 числа текущего февраля месяца был в Усольской церкви, где видел много верующих, молящихся во время служения обедни, и, следовательно, сказал Чумаченко, Усольская церковь работает.

http://sobory.ru/article/?object=32067

Игумену Илье от Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича в Соловецкий монастырь жалованье было таковое: 7154 (1646) Года в Шугрецкой волости по крепостям пожни: Климиха, Вожнея, Доктуриха и приписная Кулига. 7158 (1650) Года во Владыченском усолье пустоши со всеми угодьями, какие в том усолье имеются, безпереоброчно и без отъятия. 7159 (1651) Года, по Указу Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея России Самодержца, обители оной Игумен Илия по избранию Соловецкого братства, Марта 2-го дня, посвящен Никоном, Митрополитом Новгородским и Великих Лук, первый во Архимандрита в Соловецкий монастырь, с повелением литургисать ему полною Архимандрическою службою, как то: в шапке, с палицею, набедренником, рипидами и осеняльными свещами, с ручным сулогом и ковром. С тех пор уставлена в Соловецком монастыре Архимандрия. Архимандриты Соловецкие 1) Илия, бывший Игумен Соловецкий, Архимандритом был с 7159 (1651) по 7167 (1659) год; а сего лета Июля 1-го дня преставился и погребен в сем монастыре, близ Германовой часовни, подле пути от Юга. 7160 (1652) Года, при сем Архимандрите, по усердному желанию и благоволению Благочестивейшего и Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, мощи Святителя Филиппа Митрополита из Соловецкого монастыря, прибывшими в оной Никоном, Митрополитом Новгородским и Боярином Князем Иваном Никитичем Хованским, перенесены в Москву и поставлены в Успенском Соборе; а в монастыре от тех Св. мощей оставлены три части имеющиеся в сребропозлащенном ковчеге, на исцеление верующим скорбящим. 7164 (1656) Года, по Указу Великого Государя Царя Алексея Михайловича присланы были из Москвы в Соловецкий монастырь нотопечатные книги, новоисправленные служебники; но оные от Соловецких монашествующих, которые были еще наперёд сего предубеждены противу полезных трудов для Святой церкви Святейшего Патриарха Никона , отринуты без всякого рассмотрения, и вопреки увещания Архимандрита Илии о принятии оных поставлены в запечатанных сундуках в Оружейной Палате.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010