М. Филофей скоро понял, что одному архиерею невозможно править всей Сибирью при множестве епархиальных дел и при исключительном положении необъятной, разноплеменной и разноверной Тобольской епархии, хотя и небогатой церквами. В бытность в Москве в 1706 г., по делам управления и на погребении царевны Татьяны Михайловны, он лично исходатайствовал себе помощника или викария в лице архимандрита Варлаама (Коссовского), привезенного Филофеем в Сибирь из Киева, где он был наместником Пустынно-Николаевского монастыря. 15 декабря 1706 г. Варлаам был хиротонисан с титулом Иркутского и Нерчинского. Местом его жительства назначался г. Иркутск. 460 Для содержания и «в команду духовной власти», т. е. для управления, епископу Варлааму выделена была только часть восточно-сибирской территории Тобольской епархии, а именно: города Иркутск и Нерчинск, пригороды – Селенгинск и Верхнеудинск (Удинск) с их уездами, да монастыри: иркутские – мужской Вознесенский и женский Знаменский, Нерчинский Успенский и Посольский Преображенский. Города Якутск и Илимск с уездами, также Камчатка и монастыри Спасский Якутский, Троицкий Селенгинский и Киренский Троицкий, несмотря на то, что они находились в Иркутской провинции и стояли ближе к Иркутску, чем к Тобольску, «благословных ради вин» (вероятно были побогаче) остались, по-прежнему, в ведении Тобольского митрополита. Из всех сибирских церквей, которых к этому времени насчитывалось уже около 200, в непосредственное ведение еписк. Варлаама отошло только 42 соборные и приходские церкви, а именно: в Иркутском монастыре – церковь Вознесения Господня, в г. Иркутске – соборная Спасская, Богоявленская, Богородицкая, две Троицких, Прокопия и Иоанна Устюжских, в девичьем монастыре Богородицкая Знаменская и Богородицкая Владимирская; – в уездах: в Удинском – Троицкая, Спасская и Владимирская, в Балаганском остроге – Спасская, в Бельском остроге – Сретенская, в Кудинской слободе – Троицкая, в Уецкой (Оецкой) – свв. Афанасия и Кирилла Александрийских , в Бадаевской – Николаевская, в Усолье – погосте Спасская, на Урике (слоб.) – Спасская, на Китое (слоб.) – Христорождественская, в Верхоиркутском (Введенская слоб.) – Введенская, в Верхоленском остроге – Воскресенская, в Бирюльской слоб. – Покровская, в Майзюрском (Банзюрской слоб.) – Введенская, на Анге (село) – Ильинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Афанасий…, пожалуй меня, нищаго богомольца твоего, изволи...своим архиерейским рукоположением посвятить во священники к нам к Архангельскому городу в Спасский собор того же собора диакона Стефана… на место умершаго священника Петра Федорова. Государь, преосвящ. архиепископ, смилуйся». На обороте помета: «199 г. Марта в 21 день записать во священника». 3) «Государю, преосвящ. Афанасию… бьет челом богомолец твой Архангельского города соборной церкви Преображения Господня протопоп Каллиник. В прошлом, Государь, во 199-м году твоею Государскою милостью из того же святоспасского собора диакон Стефан Ермолаев посвящен во иерея в тот же собор, и ныне к нас диакон Алексей Григорьев один, а дьячка нет. И ныне, Государь, приготовил я, богомолец твой, с соборяны к себе в собор другим диаконом Ровдогорской волости Ивана Григорьева Поповых, и отпустил к тебе Государю ради поставления. А он Иван Священного Писания чтению совершенно учен. Милостивый Государь, преосвящ. Афанасий…, пожалуй меня, богомольца твоего, благослови, Государь, и посвяти его Ивана во диакона к нам в Спасский собор. Великий Господин, смилуйся, пожалуй». Помета: «7200 г. Марта в 18 д. Записать во диаконы».(Архив Арханг. Епарх. Древнехранилища). 60 В пошл. кн. 198 (1690) г., в отдел грам. и пам. по челобитч. Дел, под 23 августа помещена следующая запись: «Отпущена память в Унское усолье о выборе нового священника на место отставного священника Андрея». – Подобная же память была отпущена в октябре того же 1690 г. (См. Пошл. кн. этого года, стопка 58, л. 8 об.), и в Ненокоцкое усолье, на имя земскаго судейки: «велено» было «церковных приказщиков попа Саву и Алмазка Евсеева переманить, а на их место выбрать иного священника и церковного приказщика». (Рукоп. библиотеки Арханг. дух. Семин. 233). – Мирской выбор священников продолжал существовать в Хормогорской епархии и после Афанасия, как в этом можно убедится из записи «излюба» 1709 г., приведеннаго нами выше (прим. 23). 61 См., напр., записи в пошлинных книгах 200 года – под 23 мая, 20 июня; 202 года – под 19 декабря, 3 января, 14 марта; 204, 205 и 206 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

И нижний и верхний храмы украшают тябловые иконостасы. Известны имена изографов: Иван Протопопов, Афанасий и Евфимий Головины. Звонница включает 2 яруса. Церковь удачно вписана в прилегающую местность. Перед ней возвышаются каменные 3-арочные ворота. Церковь во имя Иоанна Предтечи в Кунгуре. 1773–1792 гг. Перестроен архит. А. Б. Турчевичем. 1894–1903 гг. Церковь во имя Иоанна Предтечи в Кунгуре. 1773–1792 гг. Перестроен архит. А. Б. Турчевичем. 1894–1903 гг. В архитектурном облике бывш. слободы Нов. Усолье (ныне г. Усолье), входившей в вотчину предпринимателей и меценатов Строгановых, господствует Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый на берегу Камы на средства С. Г. Строганова. Строительство завершилось в 1731 г. В памятнике также заметны черты нарышкинского стиля. Бесстолпный, приземистый (высотой 11,7 м) собор поставлен на высокий подклет, предназначенный для хранения товаров. Углы здания фланкированы парами 3/4-ных колонн. Для оформления окон использованы сандрики. Некоторые окна были украшены цветными витражами. Теплый придел освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, придел с правой стороны - в честь Рождества Иоанна Предтечи. Отдельно стоящая 50-метровая соборная колокольня имеет вид 6-ярусной башни. До пожара 1842 г. ее венчал высокий шпиль с флюгером, затем - луковичная главка. В одну из арок яруса звонов были помещены часы с курантами. В 1735 г. в Орёл-городке (ныне пос. Орёл Усольского р-на) была возведена ц. Похвалы Богородицы - редкий для Прикамья пример храма, выстроенного в стиле провинциального барокко. Колокольня - образец «уральского рационального классицизма». При этом следует отметить отсутствие дисгармонии между 2 частями храма. Фасад здания членится пилястрами. По верху четверика проходит простой антаблемент. Пол в церкви выложен чугунными плитами. К стилистике барокко специалисты относят и Воскресенский собор Чердыни (1750-1754), и Петропавловский собор Перми (1757-1764). Архитектура Петропавловского собора продолжает традицию храмового пятиглавия.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

[На обороте.] К сему изветному челобитью зборщик софейской казны Унежемского усолья Никольской поп Василище Симеонов руку приложил. 77 . Допрос старца Лаврентья из усолья Неноксы и черного попа Исаии в Сумском остроге 970 Лета 7177-го, февраля в 4 день, Соловецкого монастыря Ненаксаского усолья Колмогорского уезду старец Лаврентей приехал в Сумской острог к архимандриту Иосифу для монастырские казны счету, и у него старца в Сумском остроге на мельнице взято письмо ис Курецкие волости Соловецкого-ж монастыря от дьячка от Якимки Филипова, присыльная граматка х черному попу Исаию, да челобитная воровская, и того же числа он старец роспрашиван и в роспросе сказал – тае де граматку, что писана х черному попу Исаию, и челобитную привезли ко мне в Ненаксаское усолье государевы крестьяне, и которые волости и села, и деревни те кресгьяне, и как их зовут имяны, и я про то не ведаю, потому что к нам в усолье приезжают для соли со всех сторон многие люди, и тое мне граматку и челобитную за печатьми отдали, челобитную особь в листе запечатов, и по подписке де тое грамотку и челобитную велено отдать в Сумском остроге черному попу Исаию, и тое грамотку и челобитную в Сумской острог привез. И февраля в 5 ден черной non Исаия ставлен и распрашиван, в роспросе сказал – Курецкие волости дьячку Якимку Филипову о той де челобитной я ему говорил, как меня посылал ис Сумского острогу в Курецкую волость архимандрит Иосиф для мурмонского промыслу промышлеников сщитать и для хлебных запасов; а взял я тое челобитную почести у архимандритова у Иосифова племянника, у Федора Петрова, которова взял с Москвы архимандрит с собою и вез его до Колмогор, и архимандрит Иосиф того своего племянника отпустил ис Курецкие волости в Чюхченемской монастырь к [с]сыльному старцу, что сослан 971 ис Троецкого монастыря, к Мисаилу, и от кого та челобитная ему Федору досталося, и про то я не ведаю; а как де с тою челобитную прошлого сто семьдесят шестаго году в сентябре месяце ездил к Москве старец Кирил, и меня де в то число в монастыре не было, был в [с]сылке в А[н]зерской пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Граф С.Г. Строганов, как правило, лично руководил занятием своих крепостных мастеров, присылал живописцам литографические образцы икон. Роспись нового храма граф поручает Александру Мельникову, крепостному иконописцу из Усолья. Александр Мельников выполнял церковные росписи в Обнинске, в церкви с. Искор, был инициатором создания театра в Усолье. Его отец Иван Мельников писал иконы для Николаевской церкви в Новом Усолье. В письме управляющему Кыновского завода Н.А. Агееву граф Строганов наставляет: " …Усольский живописец Александр Мельников просит о предоставление ему в новой каменной церкви постройку иконостаса, резьбу, позолоту и письмо икон…О цене работ условьтесь с Мельниковым предварительно. Живопись должна быть в древнем византийском вкусе. Граф С. Строганов. 19 апреля 1860 года " . Иконы для Свято-Троицкой церкви писал Павел Иванович Сюзев, в 1872 г. назначенный на должность управляющего Кыновским заводом. Пол Свято-Троицкого храма был выстлан чугунными плитами Кыновского завода. В конце XVIII в. в Кыновском заводе была освоена технология изготовления художественного чугунного литья, делались узорные решетки, ограды, напольные плиты. Плиты были размером 70х70 см, с цветочной розеткой в центре, с лучами в углах и с ребристым бордюром по краю (источник: Н.Н. Пузанова, Е.В. Чагина. Архитектурно-художественное литье Пермского Прикамья в первой половине XIX в.) . Одна из плит хранится в Пермском краеведческом музее. По сообщению краеведа Сергея Гринкевича, литые плиты из Свято-Троицкой церкви в селе Кын можно увидеть у порогов домов некоторых жителей. На старинном кыновском кладбище сохранились могильные чугунные плиты литья Кыновского завода. Перед храмом и сейчас находится часть церковной чугунной ограды с узорной решёткой, сделанная в Кыновском заводе. На звоннице колокольни, согласно описи церковных ценностей и имущества Кыновской Свято-Троицкой церкви от 23 декабря 1924 г., располагался Большой медный колокол и Средний колокол - для праздничных звонов, а также Малый колокол - набатный. Для будничных перезвонов имелось ещё пять малых колоколов. В 1936 г. храм был закрыт и все колокола, кроме Малого, отправлены на переплавку. Уцелевший Малый колокол сняли в начале 1980-х г.г. Л.Г. Клячин, бывший тогда председателем сельсовета, передал его в музей Соликамска, чтобы сохранить последний колокол.

http://sobory.ru/article/?object=37498

Но лишь только Преосвященный выехал из Иркутска, то по новому настоянию Священника Симеона, опять перевели Сидорова к Барлукской вновь строющейся церкви. Между тем Симеон умер. Идинская церковь года полтора оставалась без службы, и прихожане снова призвали к себе Сидорова, дополнив прежние условия новыми о даче ему, сверх денежной платы, хлебной руги, и о содержании его до смерти. А в 1724 году зять Симеонов Григорий Борисов Смагин, договорившись с прихожанами Усольской Спасской церкви быть у них священником, отправился в Тобольск и был посвящен во священника, но не в Усолье, а на место умершего тестя к Идинской церкви, на что привез указ от Митрополита Антония, обязывавший переместить в Усолье Сидорова. И такова была простота времени, подкрепляемая отдаленностию края! Сидоров против Митрополичьего распоряжения подал жалобу Иркутскому Протопопу Петру Григорьеву и Протопоп Сидорова оставил на прежнем месте при Идинской церкви (в Каменке), а Смагина определил к Усольской. Но через неделю Протопоп одумался, изменил свое распоряжение, и велел переселенцам разменяться местами. В этом положении оставалось спорное между двумя священниками дело, когда принял Епархию Епископ Иннокентий. Сидоров 15 Сентября подал Ему Жалобу, в которой описав свои похождения, просил спросить Идинских Прихожан, угоден ли им он Сидоров, и оставить его при Идинской церкви, а Смагина определить к Спасской Усольской. Прихожане, в том числе дети боярские Василий да Алексей и Матвей Бейтоновы, были спрошены, и показали в невыгоду Сидорову, что он очень корыстолюбив, потому просили оставить у них Смагина. В это же время прихожане подгородив го дистрикта, Кудинской слободы, " Гроицкой церкви представили Преосвященному выбор на сторожа Иркутской Соборной церкви Ивана Захарова, которого просили посвятить к ним в священника на место умершего Афанасия Евдокимова. На прошение это последовала резолюция Святителя таковая: «Ивану Захарову отказом бить чолом, понеже туды Феодор Сидоров, церкви Троицы Святой, с Каменки переведен будет, потому что тамо двоим священникам питаться нет чим.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слушали: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие двух женских монастырей в Пермской епархии и о назначении настоятельниц обителей. Постановили: 1. Благословить открытие Свято-Лазаревского женского монастыря в городе Верещагине Пермской области. 2. Утвердить монахиню Серафиму (Ежкову) настоятельницей Свято-Лазаревского женского монастыря в городе Верещагине Пермской области. З. Благословить открытие Спасо-Преображенского женского монастыря в городе Усолье Пермской области. 4. Утвердить монахиню Ариадну (Плюснину) настоятельницей Спасо-Преображенского женского монастыря в городе Усолье Пермской области. Слушали: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия об освобождении игумена Даниила (Ишматова) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области и о назначении на эту должность архимандрита Вениамина (Трепалюка). Постановили: 1. Освободить игумена Даниила (Ишматова) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. 2. Утвердить архимандрита Вениамина (Трепалюка) наместником Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. Слушали: Прошение архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об открытии Ольгинского женского монастыря у истока Волги и о назначении настоятельницы обители. Постановили: 1. Благословить открытие Ольгинского женского монастыря у истока Волги в Тверской области для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Анастасию (Зиберт) с возложением наперсного креста по должности. Имели суждение о деятельности Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Постановили: 1. Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрита Иосифа (Пустоутова) отозвать в связи с окончанием срока командировки и направить в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Лукошков (Лукошко) Иван Трофимов; ок. 1555 - ок. 1621), архим. владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , мастер усольской (строгановской) школы древнерус. церковнопевч. искусства (см. ст. Усольский распев ), автор распевов. Согласно «Предисловию, откуду и от какого времени начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение» (XVII в.), И. «вельми много знаменного пения распространил и наполнил» (см. в изд.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 19-23). Рождественский монастырь во Владимире Рождественский монастырь во Владимире Род Лукошковых происходил из посадской среды г. Усолье (с кон. XVI в. Соль Вычегодская, с 1796 Сольвычегодск). Так, в писцовой книге по Соли Вычегодской 1620 г. в числе запустевших «на посаде» дворов горожан, которые «разбрелись» или «посечены от литовских людей», называется двор Девятки Лукошкова, который с женой «збрел в Березов, в Сибирь» (РГАДА. Ф. 1209. 15039. Л. 19). Не позднее нач. 70-х гг. XVI в. Лукошков, имевший способности к пению, был замечен купцами и промышленниками Строгановыми , к-рые приступили к формированию хора для почти отстроенного фамильного Благовещенского собора Усолья. Становление Лукошкова как распевщика произошло именно в Усолье, в поместье Строгановых. Здесь он стал учеником приглашенного новгородского мастера Стефана Голыша . Даже в XVII в., когда И. уже стоял во главе монастырей в центральных областях России, певцы и переписчики певческих книг подчеркивали связь его произведений со строгановской школой: «Перевод усолской, развод инока Исайя»; «Перевод Исайя Лукошки, усолского пения» (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 195, 494 об., 1613-1645 гг.). Знание богослужебного пения позволило ему занять место, по-видимому, сначала диакона, а затем священника собора (согласно 25-й гл. Стоглава (1552), в диаконы ставились кандидаты, достигшие 25 лет, «в попы» - с 30-летнего возраста).

http://pravenc.ru/text/674838.html

Колоннада, огибающая храм с южной и северной сторон, своей пластичностью усиливает выразительность постройки. Во втором ярусе к ротонде храма примыкают четыре круглые башенки с крестами… Интерьер церкви, также выполненный в стиле сложившегося зрелого классицизма, сохранился без изменений. Утрачен только музыкальный инструмент. Богослужения в Казанской церкви приостановились в конце 30-х годов, а 26 мая 1945 г. храм был возвращен верующим и с тех пор используется по назначению» (Калинина И.В. Православные храмы… – С. 381–382). 71 Священник Александр Данилович Пономаревский, священнический сын. Обучался в Иркутской духовной семинарии. Из богословского класса определен дьячком к Градо-Иркутской Благовещенской церкви, откуда в 1809 г. переведен в Иркутский кафедральный собор псаломщиком и певчим. В 1812 г. посвящен в дьякона в тот же собор, а в 1817 г. там же рукоположен во священника. В этом же году переведен священником в Богородско-Казанскую церковь в Тельму. В 1827 г. был награжден набедренником, а в 1830 году, по представлению архиепископа Михаила, получил от Его Императорского Величества скуфью за отличное усердие по службе. В семье: жена Анна Ильинична, дети Елизавета, Мария, Анна. Дьяконом при церкви был Сергей Алексеевич Берденников, дьяческий сын. Обучался в Иркутской духовной семинарии, по исключении из низшего отделения которой был назначен в Тельминскую казенную фабрику дьяконом к Казанской церкви и учителем при приходском училище. Жена Таисья. (ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 3941, л. 23–24). 72 История Усолья началась в 1669 г., когда братья Михалёвы, один из которых был енисейским казаком, а второй – посадским человеком, обнаружили на острове Сосновом (позже остров Красный) на Ангаре соляные источники и получили разрешение поставить здесь солеварницу. Образовавшийся вокруг нее поселок сначала носил название Спасское (по Спасской церкви), затем Красное (по названию острова) и, наконец, село Усолье (часто говорили – «Ангарское Усолье»). Только в 1940 г. в название города добавили слово «Сибирское», чтобы не путать с другим Усольем, расположенным в Пермской области (сейчас город Березники).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

В вост. стене устроена внутренняя лестница, ведущая из жертвенника на своды алтаря, вероятно, в разобранную каменную палатку, где, по преданию, хранился древний образ Спаса Нерукотворного, перенесенный из существовавшего на этом месте деревянного храма. Подобная же палатка имеется в Троицком соборе Соликамска ( Мерзлютина. 2003). В 1698 г. началось строительство Крестовоздвиженского собора, освященного в 1709 г., также относящегося к редкому 2-столпному типу храма. В памятнике ощущается влияние нарышкинского стиля. Главной деталью резного декора стал редкий для Прикамья элемент - аркатурный пояс, обрамляющий здание под карнизом. Вертикаль окон подчеркнута полуколонками, окна обрамлены искусно выполненными наличниками. Спасо-Преображенский собор в г. Усолье. 1724–1731 гг. Фотография. Нач. XX в. Спасо-Преображенский собор в г. Усолье. 1724–1731 гг. Фотография. Нач. XX в. Архитектурной доминантой Соликамска по праву считают величественную 8-гранную 62-метровую колокольню (1713), служившую звонницей для Троицкого и Крестовоздвиженского соборов. Во 2-й пол. XIX в. она оснащалась 12 колоколами, причем благовестный колокол весил 355 пудов. Основание колокольни - куб, покоящийся на подклете. В 2 верхних этажах куба некогда размещались городские службы. Подклет же использовался в качестве тюрьмы и склада (подобная многофункциональность колокольни - особенность пермского зодчества). Колокольня изобилует узорочьем и отличается соразмерными пропорциями. Завершением ее вначале был маленький купол, затем устроили граненый шпиль. Особую привлекательность убранству колокольни придают закомары, кокошники и полуколонки. В дореволюционном прошлом при окраске колокольни предпочитали коричнево-красный, зеленый, желтый и белый цвета. Волнообразная роспись придавала колокольне еще большую оригинальность. Наряду с Богоявленским храмом подлинным сокровищем города стала Иоанно-Предтеченская ц., в архитектуре к-рой также ощутима приверженность традициям зодчих Русского Севера. Построенный в 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010