Лит.: Памятники архитектуры, истории, искусства Чердыни и Чердынского района. В 2 т. Т. 2. Чердынь: б. и., 1997. 48 с.: ил.; Памятники истории и культуры Пермской области/сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976. 220 с.: ил.; Косточкин В. В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М.: Стройиздат, 1988. 181 с.: ил., карт Сложностью архитектурных форм не отличается и Воскресенский собор Чердыни, стоящий в центре древней части города, поблизости от глубокого, выходящего к Колве оврага. Он сравнительно небольшой, в виде простого двухсветного кубовидного четверика с низкой граненой апсидой и приподнятыми вверх широкими полукружиями на фасадах... Выстроен он в 1750 –1754 годах взамен обветшавшей деревянной церкви, вставшей, в свою очередь, на место более древней, сгоревшей в пожар 1700 года. Подобных ему нет в районе. Отличающийся предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей, он зримо характеризует тяготение чердынцев к простым и ясным архитектурным формам. Только живописное пятиглавие служит собору украшением. Торжественно возвышаются его железные луковичные маковицы над кровлей. Барабаны угловых глав стоят на глухих кубовидных постаментах; основанием барабана центральной главы служит чуть приземистый световой восьмерик, поставленный на своды четверика. Два придела и трапезная Воскресенского собора выстроены взамен обветшавших в 1911 году по проекту гражданского инженера И.К. Бакарева. Словно гигантский обелиск взметнулась ввысь приставленная им к трапезной высокая колокольня. Кирпичная, столповидная, в три убывающих кверху восьмигранных яруса с полуколонками и пилястрами на углах, с широкими арочными проемами звона, треугольными фронтончиками над ними, имитирующими кокошники, и с небольшой луковичной главкой на тонкой шейке, она занимает в силуэте города господствующее положение. Представить Чердынь без этой вертикали невозможно. Видимая с окраин, она давно стала её главной архитектурной доминантой. В.В. Косточкин «Чердынь. Соликамск. Усолье». Москва, Стройиздат, 1988

http://sobory.ru/article/?object=02965

Так в рукописи, правильно: приходу. Тетрадь не установлена. Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, основан прп. Сергием и Германом Валаамскими на островах Валаамского архипелага Ладожского озера в конце XIV – начале XV в. В XVI в. монастырь создал крупное хозяйство, владел соляным промыслом на побережье Белого моря. В 1578 и 1611 гг. значительно пострадал от действий шведских отрядов, в результате чего пришел в упадок. Оставшаяся братия переселилась в Васильевский монастырь города Ладоги. Восстановлен на прежнем месте в 1715 г. Своего расцвета достиг во второй четверти XIX в. при настоятеле Дамаскине. С 1918 г. в составе Финляндии. С выходом Финляндии из Второй мировой войны в 1944 г. возвращен в состав СССР. В 1952–1989 гг. здесь действовал интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. В 1988 г. начат процесс передачи Валаамского монастыря Русской Православной Церкви; с 1990 г. ставропигиальный (См.: Пулькин М. В. Монастырь Спасо-Преображенский Валаамский//Карелия: энциклопедия. Т. 2. Петрозаводск, 2009. С. 235). Паянское (Поякондское; современный поселок Пояконда Мурманской области) усолье – соляной промысел, находившийся на побережье Ругозёрской губы Белого моря. Известны переписные книги Поякондского усолья Валаамского монастыря, составленные 20 июля 1666 г. старцем Крестного Онежского монастыря Селевкием (ОР РНБ, ф. 1283, 19, л. 1–8 об.). После 1666 г., как дает основание заключить роспись, усолье перешло Троицкому Печенгскому монастырю. Роспись не установлена. Так в рукописи. Игнатий Рекунов – подьячий приказной избы Кольского острога. В 1687 г. И. Рекунов отмежевал старцам Троицкого Печенгского монастыря угодья на реке Туломе и Улите, являвшиеся предметом спора с саамами Нотозерского и Сонгельского погостов. В 1692 г. из-за тяжелой болезни подьячий отошел от дел, уступив свою должность сыну Алексею (См.: РГАДА, ф. 141, оп. 6, 1687 г., д. 238, л. 3–3 об.; ф. 159, оп. 3, д. 3844, л. 3; Сборник материалов… 78. С. 151–152). Схима – монашеское облачение.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

683 В соборном приговоре 1551 гола постановлено было: «Царския двери были бы с запоны». См. акты археогр. эксп. 232. 685 В благословенной грамоте сибирск. митрополита Павла на строение Троицкого селенгинского монастыря, 1681 года сказано: «направо местная икона живоначальной Троицы должна быть, а налево Богоматери, а прочия иконы подле тех по церковному чину». См. истор. акт. Арх. коммис. 69. 686 Напр. на иконостасе Московского Успенского собора, состоящего из 5 ярусов; на иконостасе Тихвинского монастыря, состоящего из 6 ярусов. 687 Под крестом в иконостасе Тихвинского монастыря в шестом ярусе помещены изображения страданий Христовых. Можно думать, что эти изображения составляют распространение и дополнение изображения креста поверх иконостаса. В иконостасе успенского московского собора, представляющем полную идею Вселенской Церкви, изображений страстей Христовых нет. 693 В письме ad clerum ет de Celerino confessolere ordinamo, кн. IV, V. Киприан называет амвон pulpitum. У Созомена кв. VIII, гл. 5, амвон называется βημα των αvαγνωστων. Амвон, на котором архиерей облачается, в древних писаниях отечественных называется облачальным архиерейским. Временник 1855 года, 22 кн.историч. собрание о Суждале гл. 4. 711 Bona de Jiturgia lib. 1, cap. 2. См. также в разных местах устава и в требнике митр. Петра при последовании малой схимы. 719 Евсев. истор. кн. X, гл. 3 и 4. О жизни Константина Вел. кн. IV, гл. 41, 43, 45, 47. Им же основанный храм в Антиохии, но оконченный сыном его Констанцием, освящен был целым Собором Антиох. (341). См. также Евсев. церк. истор. кн. X, гл. 3, 4. Сократ, кн. 2 гл. 7. Созомен, кн. 2, гл. 26. Феодорит. Кн. 1, гл. 31. 727 Воскомастика (Κηρομαστιχη) есть состав из воска и смолы благовонной. Симеона Фессалоник. гл. 74. 738 Илитон называется гробными пеленами и сударем в чине освящелия нового илитона в требнике митроп. Петра. 740 Св. Афанасия Вел. послан к пустынножителям. Также см. в конце служебника известие учительное, где сказано: «аще служащу иерею божественную службу церковь возгорится или от бури или иныя ради вины верх пастися начнет, сохранно со антиминсом да возмет святая, и да изыдет из церкве, и на ином честном месте, на том же антиминсе да совершит божественную службу, начен от места, егоже исходя преста». Вероятно в исторических актах о западном России упоминается о таких антиминсах, которые называются там неподвижными, том. IV, 37, 1592 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но буду действовать как положит Бог на душу мне. Дорогой Владыко! надоел я Вам своею писаниною, а поэтому прошу прошения и прошу Вас, если когда-либо будете проезжать в Ново-Сибирск 762 , то не забудьте если не остановиться, то хотя дать телеграмму, чтобы видеть Вас в поезде. Ждем и мы приезда к нам в Ишим нашего правящего Епископа Венедикта, который обещал освятить малый алтарь в Покровской церкви. Благодарю Вас за Ваше письмо и за те строки, писанные Вами. Я, моя матушка и многие мои прихожане шлют Вам низкий поклон, и целуют Вашу священную руку, и желают Вам здоровья и еще долго жить для радости многих Ваших почитателей. Я в своих грешных молитвах всегда поминаю как Вас, Ваше Преосвященство, так и Ваших благодетелей, как монахиню Маргариту, которая привозила нам пироги в Потьму, инокиню Анну, иерея Иосифа, рабов Божьих Георгия болящего и еще благодетеля Георгия. Все ли они живы и здоровы? Я, Дорогой Владыко, прошу Ваших молитв за меня, грешного, и прошу Вас не беспокоить себя ответом на это письмо, так как знаю, что Вам нужен покой и спокойствие полное. Остаюсь всегда помнящий Вас Ваш послушный слуга Протоиерей Николай Куприянов, в этом чине признал меня Святейший Патриарх, а о других наградах я уже не беспокою никого, так как их меня никто не лишал, и думаю, что и давать или представлять не будет. Д. 18. Л. 105–107 об. Подлинник. Автограф. 12. (от протоиерея Н. Куприянова) 21 марта 1957 г. 21 Марта г. Досточтимый и дорогой Преосвященнейший Владыко Афанасий! Бесконечно виноват я пред Вами, что так долго не писал Вам, но уверен, что Вы меня простите, когда узнаете причину моего молчания. Пришлось мне послужить одному более трех месяцев при ежедневном богослужении, так как мой собрат и сослуживец должен был подать в заштат благодаря своей хронической болезни. Правда, и я получил маленькое замечание от нашего Владыки Вениамина 763 за укрывание, но донос был сделан некоторыми верующими без моего ведования. Мой собрат о. Симеон Белов и выехал к себе на родину в г. Красноуфимск, не обидевшись ни на кого, так как, он говорил, сам виноват во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Так сердечно, так задушевно взывал и взывает ко всей Руси православной г-н управляющий делами комитета министров и Сибирского. «Из сердца источники жизни!» Да. Устроение многочисленных храмов и школ христианских послужит к возрождению мрачной Сибири для жизни светлой. Оно послужит к торжеству в ней православного русского благовестничества и к поражению всех вражеских сил шаманства, буддоламаизма, мохамеданства и всех прочих лжеучений, противных истинному Богу и православному русскому Царю. Сердечным единодушием Царя с миллионами сердец благочестивых русских граждан дана будет Сибири жизнь истины и света Христовых… а тысячи Сибирских храмов и школ, неразрывно связанные по воле царствующего Государя императора с именем Императора Александра III, составят собою самый величественный и вечный памятник, воздвигнутый сердцами россиян Царю-Миротворцу. Апрель 1900. 2 Собственноручно благоугодно было начертать его императорскому Величеству. Полож. церковн. строительства по Сибирск. железн. Дороги. Издание 1898г., стр. 5. 5 Издание государственной типографии 1900 г. имеет 104 страницы и 10 фототипий, построенных храмов и школ. 10 Положение и т.д. изд. 1900 г., стр. 3, 4, 5. Крупные пожертвования в прежние годы получены были от: Иоанна Ильича Сергеева 25 тыс.; действ. с. с. М. Петрова 33 тыс.; Московских купцов Баевых 91 тыс.; пот. и. г. Колесникова 11 тыс.; купца А.И. Новикова 30 тыс.; Ж.Г.М.Е. И. Кукель 20 тыс.; неизвестный в честь Воскресения Христова 39 тыс.; Т.С. Терещенко 11 тыс.; от губерний и уездных Казначейств 11 тыс.; неизвестный в память Императора Александра III 42 тыс.; кн. А.А. Друцкой-Сокольницкой 20 тыс.; вд. д. с. с. Е.К. Ермаковой 20 тыс.; и мелких пожертвований от рубля всего 111 тыс. много лиц пожертвовало по 3 тысячи рублей, цифрой которых было сначала нормировано построение одной церкви. (положение и т.д. изд. 1900 г., стр. 77–98). 14 Примечание. Большая часть этой суммы уже отослана, чтобы с началом весны можно было приступить к работам. Так, что собственно говоря, наличных средств в фонде на производство дальнейших необходимых работ по церковному строительству Сибири почти совсем ничего не осталось!.. (Положение из. 1900 г., стр. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Дмитриев день перевоза не ждет (сибирск.) . Дмитриев день поголу (без снега), святая – теплая (замоск.) . Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу. В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит (яросл.) . Дмитриева суббота – кутейникам работа (поминки, по Куликовой битве и общие) . 28. Неонилы и Параскевы: молятся о хороших женихах (то же 24 нояб. св. великом. Екатерины и 30-го св. ап. Андрея Первозв.) . Парасковии льняницы: мнут лен и приносят первинки для приклада в церковь. 29. Аврамия овчара, праздник овчаров. Анастасии овечницы. Анастасии римляныни, заступницы овец. 30. Юровая, праздник иртышских рыбаков. Праздник охотников, пороша. Волки стаями предвещают голод, мор, войну. Ноябрь. Курячьи именины; курячий праздник. Братчины, козмодемьянское пиво. Управляются,с домовыми, либо выживая, либо задабривая его. 1. Козьма и Демьян с гвоздем. Начало зимы, первые морозы. Козьма-Демьян с мостом, Никола с гвоздем. Козьма закует, а Михайло раскует (оттепель 8 ноября) . Козьмы и Демьяна рукомесленников, курятников. На Козьму и Демьяна курячьи именины: носи попу цыпленка. Козьма и Демьяна да жен мироносиц – куриная смерть (режут кур) . На Козьмодемьяна курицу на стол (тамб.) . Если на Козьмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мор. 8. С архистратига скот загоняют на зимний корм. Оттепели: михайловские, введенские, михайловские грязи. День архангела Михаила с полумостом. С Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет. Со дня Михаила архангела зима морозы кует. Во что Михаила, в то и Никола (день недели) . 9. С Матрены зимней зима встает на ноги, налетают морозы. Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям. Если на Мартынов день гусь выйдет на лед, то будет еще плавать на воде. 11. Феодор Студит землю студит. На Студита Феодора студит по двору. 12. Если дождь на Иоанна Милостивого, то оттепели до введенья. 14. Иней в Филипповну – урожай овса (ворон.) . 15. Гурий на пегой кобыле (грязь и снег) . 16. На св. Матвея зима потеет. На Матвея земля преет.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

«Прав. Собес.» 1916, май-июнь, стр.269. О сочинении заведующего канцелярией Училищного Совета при Св. Синоде Павла Николаевича Лупова: «Христианство у востяков в первой половине XIX века». «Прав. Собес.» 1916, июль-авг., стр.388–410. О сочинении студента Трофименко Михаила: «Буддизм Махаяны» и критический разбор его с христианской точки зрения». «Прав. Собес.» 1914, июль-авг., стр.430–434. О сочинении студента Сердюкова Николая: «Шаманизм сибирских инородцев и влияние на него христианства» «Прав. Собес.» 1916, июль-авг., стр.299. Отзывы о нем: Отзыв профессора В. А.Никольского о сочинении иеромонаха Гурия на тему: «Буддизм и христианство в их учении о спасении». «Прав. Собес.» 1911, март, стр.70–77. Отзыв профессора И.В.Попова о сочинении и.д.доцента Казанской духовной академии иеромонаха Гурия под заглавием: «Буддизм и христианство в их учении о спасении». «Прав. Собес.» 1911, март, стр.61–69. Литература: «Церк.Вед.» 1910, 48, стр.443. «Прав.Собес.» 1907, январь, cmp.II (отчет). -«- 1907, октябрь, стр.58. -»- 1908, январь, стр.16 (отчет). -«- 1909, февраль, стр.97 (отчет) и 101. -»- 1909, апрель, стр.514–518. -«- 1909, июнь, стр.773–789. -»- 1909, декабрь, стр.17. -«- 1911, март, стр.322–345. -»- 1911, апрель, стр.20 (отчет). -«- 1911, июль-авг., стр.238, 239, 3–97. -»- 1911, декабрь, стр.18 (отчет). -«- 1912, октябрь, стр.225. -»- 1912, декабрь, стр.47 (отчет). -«- 1913, апрель, стр.150, 166, 167, 168, 177. -»- 1914, июль-авг., стр.77 (отчет). -«- 1915, июль-авг., стр.1. -»- 1915, сентябрь, стр.106. - " - 1916, январь, стр.17 (отчет). ЖМП 1931, 5, стр.5. «Сибирск.Церк.» 1922, 2, стр.5. «Изв.Каз.Еп.» 1913, 23–24, стр.724. ФПС I, 89, стр.4. ФПС II, 2. ФПС IV, стр.3. ФПС V, 65. ФАМ I, 81, стр.7. «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семин. на 1917 год», стр.27. Заметки и дополн. Е.М. 65 Von 1918 bis 1919 im Gefängnis. 1921 erneut verhaftet. Von 1926 bis 1927 Häftling auf den Solovki-Inseln. 1937 wurde er erschossen. Literatur: M. Pol " skij, Novye mueniki II, 129, 319. Regel " son 346, 390, 527.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Штат управления главных полевых священников 1-й, 2-й, 3-й действующих Маньчжурских армий. Наименование чина 1 армии 2 армии 3 армии Главный полевой священник С 13.12.1904 г. протоиерей Георгий Шавельский , ранее благочинный 9-й Восточно-Сибирск. Стрелковой дивизии Свящ. 33-го Восточ.-Сибирского стрелкового полка С 13.10.1904 года священник Александр Журавский, ранее настоятель Тифлисского Николаевского военного собора С 12.11.1904 года протоиерей Николай Каллистов, ранее настоятель Ковенского крепостного Петропавловского собора Священник для командировок Священник Алексей Агарев Священник Иаков Соколов Священник Архип Пышко Дьякон Дьякон Михаил Антоновский Дьякон Иоанн Быстряков Дьякон Пётр Стороженко Секретарь Студент 4 курса СПб. Духовной академии Николай Надеждин Кандидат богословия Иван Павлов Псаломщик Сергей Городецкий, Николай Фёдоров, Пётр Тихомиров Павел Воинов, Николай Бернадский, Василий Поспехов Димитрий Белосельский, Константин Никифоровский, Павел Успенский Теперь относительно состава военного духовенства действующих армий. Из донесения полевого главного священника 1-й Маньчжурской армии протоиерея Г. Шавельского видно, что она состояла из 6 пехотных корпусов (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 6-й Сибирских и 1-го Армейского). В ней было кроме самого главного полевого священника 95 военных пастырей: 49 полковых, 2 – пластунских батальонов, 1 – при отряде полковника Мадритова, 1 – при штабе Забайкальской казачьей дивизии, 1 – состоял в распоряжении командующего 1-й армией генерал-адьютанта А. Н. Куропаткина; при военных госпиталях, приданных дивизиям – 25 и при госпиталях, не приданных дивизиям – 11; священников, служащих при учреждениях Красного Креста – 4. Общее число священнослужителей в трёх армиях составляло около 300 человек. Военное духовенство действующей армии подразделялось на две категории: к первой принадлежали главным образом те, кто и до войны служил в воинских частях, ко второй – присланные на войну из разных епархий. Военные священнослужители проходили послушание в полках, епархиальные – при госпиталях. Полковое духовенство, как правило, состояло из окончивших курс семинарий (в первой армии два священника с высшим академическим образованием), за редким исключением было молодо и энергично, знало дух армии, специфику службы в армии и способы духовно-нравственного влияния на паству. Многие из полковых священников пользовались в своих частях большой любовью и уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . 8.Географические названия, состоящие: а) из двух существительных, например: Орехово-Зуево, Каменец-Подольск, Сердце-Камень (мыс); б) из существительного и последующего прилагательного, например: Могилёв -Подольский, Гусь-Хрустальный, Москва-Товарная; в) из сочетания артикля или частицы с знаменательной частью речи, например: Ле- Крезо (город), Ла- Каролина (город), Де- Кастри (залив). Примечание. Раздельно пишутся географические названия: а) состоящие из прилагательного и следующего за ним существительного или из числительного и следующего за ним существительного, например: Белая Церковь , Нижний Тагил, Великие Луки, Ясная Поляна, Семь Братьев; б) представляющие собой сочетания имени и фамилии, имени и отчества, например: поселок Лев Толстой, станция Ерофей Павлович. 9 . Названия населённых пунктов, в состав которых в качестве первой части входят: усть-, соль-, верх- и т.п., а также некоторые названия населенных пунктов с первой частью ново-, старо-, верхне-, нижне- и т.п., кроме тех, слитное написание которых закрепилось в справочных изданиях, на географических картах и т.п., например: Усть- Абакан, Соль-Илецк, Верх-Ирмень, Ново-Вязники, Нижне-Гнилое, но: Ново сибирск, Малоархангельск, Старобельск, Новоалексеевка, Верхнеколымск, Нижнедевицк. 10 . Составные географические названия, образованные как при помощи соединительной гласной, так и без неё из названий частей данного географического объекта, например: Австро-Венгрия, Эльзас-Лотарингия, но: Чехословакия. 11 . Иноязычные словосочетания, являющиеся именами собственными, названиями неодушевлённых предметов, например: Аму-Дарья, Алма-Ата, Па-де-Кале, Булонь-сюр-Мер, Нью-Йорк, Пале-Рояль, Гранд-отель. Примечание. Данное правило не распространяется на передаваемые русскими буквами составные иноязычные названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п., которые пишутся раздельно, если выделяются в тексте кавычками, например: «Стандарт Ойл», «Коррьеро делла Рома». 12 . Пол- (половина) с последующим родительным падежом существительного, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол- оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: пол метра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол- Москвы, пол-Европы. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: в полуверсте от города, полустанок, полукруг.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Радуюсь случаю, который заставил меня начать переписку; книга, которую вы желали иметь, мною отправлена». И далее объясняет, что это не история Сибири, а историческое обозрение, и едва ли удовлетворит всем ожиданиям А. В-ча. «Студент вашей Академии и бывший ученик Тобольской семинарии г. Елисеев писал мне, будто бы вы желаете узнать от меня касательно сибирск. Церкви что-нибудь новое, такое, что бы, вероятно, могло войти в состав истории русской Церкви вообще»; далее добавляет, что относительно патриаршего периода нового ничего не имеет, а относительно времен после патриарших имеет кое-что новое и сожалеет, что не может сделать многого, ибо знатоки Сибирской иерархии – один умер, другой перешел на новое место. В Вятке преподаватель местной семинарии иеромонах Стефан собирал сведения по истории местной Церкви. «Что касается до вашего желания иметь сведения о пермской и вятской Церкви, – писал он А. В. 12 ноября 1846 года 558 , – я стараюсь отыскивать по этому предмету материалы и не без успеха. Собравши побольше этих материалов, я немедленно отправлю их вам». Из Вологды преподаватель семинарии Павел Суворов, исполняя желание Горского, посылал ему 559 : 1) списки жития местного угодника преп. Варнавы, 2) списки грамот, жалованных былой Варнавиной пустыни, с показанием их содержания, и 3) списки двух найденных им в ризнице грамот, которые были отмечены Горским в описи. Другой местный исследователь Алекс. Попов писал 9-го авг. 1850г. А. В-чу: «Исполняя ваше и вместе свое желание, я пересмотрел все, в четвертую долю листа, книги в знакомой вам библиотеке, но, к сожалению, того, чего искал, не мог найти. Видел в одной книге описание путешествия к свят. местам Саввы, архиеп. Сербского, но для вас нужно путешествие Новгородск. архиепископ. Иоанна. Желаемой вами книги нет и у Андрея Варфоломеевича. Думаю, не увез ли ее когда-нибудь П. И. Савваитов , который после вас неоднократно посещал и опустошал прилуцкую библиотеку. Пересмотрю еще раз эту библиотеку и когда поедет в Академию о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010