Чудо 19 3793 Человек некто, именем Никита Ананьин, града Клина, вотчины болярина князя Петра Иванова Пронскаго, крестьянин деревни Бороздни, сей был одержим черною падучею болезнию лет десять, и много врачем раздан имения своего, и от них искаше исцеления, и не можаше ни от единаго их получити, но паче в горшая пришед, и болезнь тягчае бысть. И слышав о чудесех преподобныя, яко молитв ради ея подает Бог многа и различна исцеления у гроба ея с верою приходящим. И привезоша его в Кашин в соборную церков ко гробу преподобныя, и повелеша пети молебен Воскресению Христову и Пресвятой Богородице Успению и преподобней княгине Анне. Оный же Никита моляся со слезами о исцелении своем. И по окончании молебнаго пения покропиша его святою водою и приложиша ко гробу преподобныя княгини Анны, и в тот час исцеление получи молитвами преподобныя, и отъиде в дом свой здрав, радуяся, славя и хваля Бога и Пречистую Богородицу и преподобную великую княгиню Анну. Чудо 20 3794 Троицы Сергиева монастыря Пятницкаго девичья монастыря старица Мавра одержима была падучею болезнию, и пометаше ея бес овогда в воду, овогда в стремнины, и от тоя болезни тело ея почерне. И слыша о чудесех преподобныя княгини Анны, яко подает Бог молитвами ея исцеления. Пребысть же в той болезни десять лет, якоже сама о себе поведа, и привезоша ея в Кашин в соборную церков Воскресения Христова и ко гробу преподобныя великия княгини Анны, и повелеша пети молебен Воскресению Христову и преподобней. Старица же моляся о исцелении своем, и по молебном пении ко гробу благоверныя приложися. И неколико дней пребысть у гроба преподобныя, и исцеления не получи. И отвезоша ю в свой ея монастырь, и абие болезнь тяжчае бысть. И не по мнозе времени в тонце сне явися ей преподобная благоверная княгиня Анна и рече ей: «Дщи моя Мавро, молися Господу Богу и Пречистей Богородице по своему обещанию и не пей хмелнаго пития – и исцелееши». И абие в той же час оная старица исцеле, преподобная же невидима бысть. Старица же возпрянув от сна и не виде никого, токмо храмина ея исполнися благоухания. И ощути себе здраву, и паки скоро прииде в Кашин в соборную церковъ Воскресения Христова, и припаде к целбоносному гробу преподобныя, и помолися со слезами, и славя Бога о исцелении своем, и пев молебная пения Спасу и Пресвятей Богородице, и преподобной княгине Анне молебен, и отъиде в свой монастырь, радуяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава третья О ВОСПИТАНИИ БОГОМАТЕРИ § 1. Введение во Храм Пресвятыя Богородицы Введение во Храм и посвящение Богу младенчествующей Богоневесты есть некий начаток обручения Ея Святому Духу, а в лице Ея и первый залог обручения всего человечества Божеству. Правда, что тайна эта еще глубоко долженствовала быть в Ней сокрыта в то время, подобно как цвет в своем семени; но Провидение, дабы показать непогрешительность путей Своих, нередко предваряет существенные Свои действия некоторыми знаменательными событиями, вразумляющими о будущем; и благочестивое предание говорит, что при самом введении Пресвятыя Девы в Храм Она была уже оглашена оными пророческими словами: Слыши дщи и виждъ и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает царь доброты твоея; зане той есть Господь твой; и поклонишися Ему. Дщери праведных Иоакима и Анны, Деве Марии судьбою Божиею предопределено было соделаться Материю воплощаемого Сына Божия, - предопределено по безпримерной благодати Божией, но также и по безпримерному достоинству и чистоте Избираемой в это служение. Спрашивается: как же сохранена Ея чистота, более нежели Ангельская? как возращено Ея достоинство, выше нежели небесное? - При помощи Ея воспитания и пребывания в Храме - до самого Ея обручения праведному Иосифу, почти до самого благовещения Архангелова. Итак, Храм Божий был воспитателем, хранителем, украсителем, невестоводителем Матери Божией . § 2. О посте Богоматери Что значит, что во время пребывания Пресвятой Девы Марии при храме Иерусалимском, как сказует благочестивое предание, Ангел приносил Ей пищу? Служебнии дуси, в служение посылаемые за хотящих наследовати спасение (Евр 1,14), не посылаются с светлого неба на эту темную землю без нужды. Непостящийся, без сомнения, сам позаботится для себя о пище - не только необходимой, но и обильной и приятной, и потому не требует Ангельского попечения. Но кто, пренебрегая и отвергая требования плоти, приближается к жительству безплотных, к тому и безплотные взаимно приближаются и, дабы подвиг поста не преступил за пределы, полагаемые немощию телесной природы, когда нужно, приходят напомнить подвижнику, что время помочь телу, и предлагают готовую сверхъестественную пищу, вместо неготовой естественной. Таким образом, питание Пресвятой Девы Ангелом свидетельствует о Ея упражнении в посте. Предание, известное нам чрез блаженного Иеронима и Святителя Димитрия, определяет даже с подробностью, как располагала Пресвятая Дева свой день, и когда прекращался ежедневный Ея пост: " От утра даже до третьяго часа дне стояше на молитве: от третьяго же даже до девятаго в рукоделии или чтении книг упраздняшеся; от десятого же часа паки начинаше Свою молитву, от неяже не преставаше, дондеже являшеся Ей Ангел, от егоже рук пищу взимати обыче " (Четь-Мин. Ноябр. 21).

http://predanie.ru/book/75183-slava-bogo...

Этот праздник установлен в память вознесения Господня на небо в сороковой день по Его воскресении. 10. Пятидесятница, в 50й день после Пасхи. Этот праздник установлен в память Сошествия Святого Духа на Апостолов в пятидесятый день по воскресении Христовом. Так как с сошествием Святого Духа на Апостолов яснее раскрылось бытие трех лиц в Божестве, то день Пятидесятницы иначе называется Троицыным днем. Следующий за Троицыным днем Церковь посвящает во славу Пресвятого Духа, почему он и называется Духовым днем. 11. Успение Божией Матери, 15 (28) августа. После того, как Спаситель со креста усыновил Ей вместо Себя возлюбленного ученика Своего Иоанна, Иоанн взял Ее к себе в дом и служил Ей, как сын, до самого Ея успения. Час Ея успения предвозвещен был Ангелом. Оно сопровождалось многими чудесными знамениями. Тело Ея было погребено в гробнице Ея родителей, в Гефсиманском селении, близ Иерусалима. На третий день по кончине Ея, когда Ап. Фома, не бывший при Ея погребении, открыл Ея погребальную пещеру, то не нашел Ея тела. По общему верованию, Господь воскресил Ее и взял на небо прежде всеобщего воскресения. 12. Воздвижение Креста Господня. Этот праздник первоначально установлен был в память обретения честного и животворящего креста Господня равноапостольною царицею Еленою (326), а с VII века с сим днем стало соединяться воспоминание о возвращении животворящего креста из Персии греческим императором Ираклием (624). Как при обретении, так и при постановлении креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал (поднимал) крест, обращая его ко всем четырем странам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: Господи помилуй! § 21. Богослужебные книги . Понятие о содержании и происхождении их. Книги, по которым совершается Богослужение Православной Церкви, называются Богослужебными. Они суть следующие: Служебник, Часослов, Псалтирь, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологион, Типикон или Устав и Требник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Слыши, чадо, и прими волю Мою, и не отвержи совета Моего. И введи нозе твои в оковы ея, и в гривну ея выю твою. Подложи рамо твое и носи ю, и не гнушайся узами ея. Всею душею приступи к ней, и всею силою твоею соблюди пути ея. Изследи, и взыщи, и познана ти будет, и емься за ню не остави ея, напоследок бо обрящеши покой ея, и обратится тебе на веселие. И будут ти пута ея на покой крепости, и гривны ея на одеяние славы ( Сир.6:2430 ). Слово о молитве Иисусовой (т. II) Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо ( Лк.2:34 ). Как Господь был истинным знамением и есть, так и моление всесвятым именем Его есть, в полном смысле, знамение великое и дивное. После Тайной вечери, между прочими возвышеннейшими окончательными заповеданиями и завещаниями Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действенность для молитвы. Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Упражнение молитвой Иисусовой святой Давид, точнее же Дух Святой устами Давида, предлагает всем христианам без исключения. Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго ( Пс.148:1113 ). Ум, победив и разогнав врагов именем Иисуса, сопричисляется блаженным духам, входит для истинного богослужения в сердечный храм, который доселе был затворен для него, воспевая новую, духовную песнь, воспевая таинственно: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих. Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое ( Пс.137:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Март 9. По полученному Ея Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода указу Тверской епархии в Николаевскую пустыню, что слывет Малицкая, в церковь святого Николая чудотворца »      10. По полученному Ея Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода указу в Устюжскую епархию »      24. По промемории Московской духовной консистории в церковь Воскресения Христова, что в старом Преображенском дворце Майя 4. По промемории из оной же консистории церкви живоначальныя Троицы, что за Арбацкими вороты и придел Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев »      18. По полученному Ея Императорскаго Величества из Святейшего Правительствующего Синода указу во обретающуюся в Голстинии в городе Киле православно-восточную грекороссийскую церковь , и взнесен при доношении во Святейший Правительствующий Синод Июня 8. По полученному Ея Императорскаго Величества из Святейшего Правительствующего Синода указу ведомства Киево-печерския лавры восми десяти приходским церквам Авг. 18. По полученному Ея Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода из конторы указу в вотчину генерала-аншефа, Ея Императорского Величества лейб-компании действительного камергера и генерал-адъютанта, графа Александр Ивановича Шувалова, Верейского уезда Вышегородской волости в новопостроенную церковь во имя Воздвижения честного и животворящего креста Господня с двумя приделы . Сент. 2. По промемории из Ростовской Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященного Арсения Митрополита Ростовского консистории, Ростовского Борисоглебского монастыря в соборную святых благоверных князей Бориса и Глеба церковь . Нояб. 11. По полученному Ея Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода из конторы указу Ивановского сорока церкви всемилостивого Спаса, что в Чигасех и приделах во имя святыя великомученицы Екатерины да святых мученик Кирика и Улиты »      12. По полученному Ея Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода из конторы указу в новопостроенной в Московском Богоявленском монастыре в имя святого Апостола Иакова Алфеова придел

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Его Императорское Высочество, Великий Князь Димитрий Константинович, род. в 1860 г., 1 июня (тез. 21 сентября); Ея Королевское Величество, Королева Эллинов Ольга Константиновна, род. в 1851 г., 22 августа (тез. 11 июля); в супружестве с Его Величеством, Королем Эллинов Георгом 1. . Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Вера Константиновна, род. в 1854 г., 4 февраля (тез. 17 сентября); была в супружестве с Его Королевским Высочеством, Герцогом Вильгельмом-Евгением Виртембергским. Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Александра Петровна, род. в 1838 г., 21 мая (тез. 23 апреля); была в супружестве с Его Императорским Высочеством, Великим Князем Николаем Николаевичем Старшим (умер 13 апреля 1891 г.). У нея дети: . ; Его Императорское Высочество, Великий Князь Николай Николаевич, род. в 1856 г., 6 ноября (тез. 27 июля). Его Императорское Высочество, Великий Князь Петр Николаевич, род в 1864 г., 10 января (тез. 29 июня). Супруга Его, Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Милица Николаевна, род. в 1866 г., 14 июля (тез. 19 июля). У них дочь: Ея Высочество, Княжна Марина Петровна, род. 1892 г., 28 февраля (тез. 28 февраля). Его Императорское Высочество, Великий Князь Михаил Николаевич, род. в 1832 г., 13 октября (тез. 8 ноября); был в супружестве с Ея Императорским Высочеством, Великою Княгинею Ольгою Феодоровною (умерла 31 марта 1891 г.). У него дети: Его Императорское Высочество, Великий Князь Николай Михаилович, род. в 1859 г., 14 апреля (тез. 6 декабря). Его Императорское Высочество, Великий Князь Михаил Михайлович, род. в 1861 г., 4 октября (тез. 8 ноября). Его Императорское Высочество, Великий Князь Георгий Михайлович, род. в 1863 г., 11 августа (тез. 26 ноября). Его Императорское Высочество, Великий Князь Александр Михайлович , род. в 1866 г., 1 апреля (тез. 30 августа). Супруга Его, Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Ксения Александровна, род. в 1875 г., 25 марта (тез. 24 января). У них дочь: Ея Высочество, Княжна Ирина Александровна, род. 3 июля 1895 г. (тез. 5 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слыши, чадо, и приими волю мою, и не отвержи совета моего: и введи нозе твои в оковы ея и в гривну ея выю твою. Подложи рамо твое и носи ю, и не гнушайся узами ея: всею душею твоею приступи к ней и всею силою твоею соблюди пути ея. Изследи и взыщи, и познана ти будет, и емься за ню не остави ея: напоследок бо обрящеши покой ея, и обратится тебе на веселие. И будут ти пута ея на покой крепости, и гривны ея на одеяние славы» ( Сир.6:21–22, 24–30 ). Аминь. Слово о поучении, или памяти Божией 190 Поучение, или память Божия, есть установление Божественное. Оно заповедано самим вочеловечившимся Божиим Словом, подтверждено Святым Духом через посланников Слова (апостолов). «Бдите убо на всяко время молящеся» ( Лк.21:36 ), – завещал некогда Господь предстоявшим ученикам Его. Завещает Он это и нам, ныне предстоящим Ему и умоляющим Его, да сподобит нас творить волю Его и быть Его учениками, христианами не только по имени, но и по жительству. Сказал Господь приведенные здесь слова, указывая на те нравственные и вещественные бедствия, которыми будет окружено земное странствование каждого ученика Его, – на те страдания и страхи, которые предшествуют смерти каждого из нас, сопровождают ее, последуют за ней, – на те соблазны и горести, которые постигнут мир перед пришествием антихриста и во время его господства, – наконец, на сотрясение и превращение вселенной во время второго славного и страшного пришествия Христова. «Бдите убо на всяко время молящеся», да сподобитеся убежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим в радости спасения; стати в этой радости и после суда частного, наступающего для каждого человека вслед за разлучением души его от тела, и на суде общем, на котором поставятся избранные одесную Судии, а отверженные ошуюю ( Мф.25:32–33 ). «Трезвитеся в молитвах, – говорит святой апостол Петр, повторяя верующим заповедь Господа. – Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити, емуже противитеся тверди верою» ( 1Пет.4:7; 5:8, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

От него же и хулный сей глагол на Пречистую Деву поимавше укорно, и здаваете и во всебесчестие ю и язык свой адский толико изостристе, беснующеся в мечтании прелести вашея. Что отсюду или всеконечною хулою злодышуще на пречистую Богоматерь и не славословите ю во церкви вашей, но паче безстудствуете к ней, лицемерящеся в молитвах ваших укоризну приносите Ей, а не почесть или дары благохвалны возсылающе вселукавии. Но паче или сим едва не иную ли вмещаете вы скверную родителницу, проповедающе новому богу вашему, совершенному отрочати во чреве ея плотию во един час создатися, и не расти помалу, но целому младенцу составитися от благовещения. И пребывати тако и до рождения внутрь чрева Ея всю девять месяцы. И како бы сие удобовместно было понести толь младому естеству и чреву девическому от внезапныя составлшагося внутрь чрева Ея всецелаго отрочати тягости. И в толико бы время онаго носити целообразна. Но яко сему отнюд быти невозможно, то и не бысть николи же. Но аще бы тако было, тогда же познал бы и Иосиф, хранитель девства Ея, от самаго бы зачатия разумел бы ю непраздну сущу, якоже бо с ним во едином доме тогда пребываше. Но яко не скоро ся познаваше, но егда во триех месяцех возвратися от Елисавети, к ней же хождаше извещения ради зачатия своего Приснодевая. А до сего никако же о ней помышляше и ничтоже о тайне чрева Ея ведяше. Но егда посем нача чрево Ея помалу надыматися, якоже внутрь уду Ея божественному плоду плотию растущи Господа, и в познание человеческое приити можаше, тогда Иосиф начат мысльми о сем колебашися, и непраздну познавати начат. Ему же от ангела тогда же извещение бысть, а не в самое зачатие. Но и сама святая церковь тако о сем свидетельствует яве, (Евангелие 658 ) что Божию Слову от благовещения арханггелова вообразитися точию во чреве девиче, и плоть взяти от чистых кровей Ея, и расти плотию помалу, а не божеством и не в един час совершенному отрочати создатися. Сия бо хула велия на Сына Божия от преисподняго отца их, самаго диявола, ныне произыде; или сим всяко новаго бога их, сына дияволя, сиречь антихриста, рождение от некаковыя сквернодеицы, блудницы же, рождьшагося во означенное время, яве уже провозвещают.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Благословен Господь Бог в Троице славимый Вседержитель, творяй человеком вся на строение полезная, любящим благолепие храмов Господних, доброхотным подателем и ктитором, свыше от всех благ подателя Христа Господа, добраго мирнаго и многолетняго здравия и всякаго всежелаемаго блага с приращением душевных благополезностей, всеусердно нижеименованнии богомольцы желаем и молим, и нижайше нужду и потребу свою предлагаем любви и благочестию вашему. Красная и славная тая святая обитель, украшенная краснейшею и славнейшею херувимов и серафимов чудотворною иконою Богородичною, иже пришествием своим от давных лет многими сияет и просвещает чудесы и добротами. От тоя же святыя и чудотворныя иконы велию красоту и славу славный град Архангельский приемлет, егда всенародне и соборне архиерейским возношением и процессиею, во время ярманки, славно приносится и от того ея славнаго пришествия многие того града и многие иноградные купеческие люди, многую приемлюще радость и пользу душевную, велие воздают Господу Богу и Пресвятой Его Богоматери благодарение и поклонение. Тем же града сего властем и жителем почитающим и кланяющим образу ея святому, смиренно прибегаем в крайней потребе, яко надлежит в той ея Богородичной обители церкви святой, во имя храма ея, для большаго прославления и выну хваления имени Сына ея Христа Бога нашего, и имени и славы ея Богородичныя, и всегдашняго приношения безкровныя жертвы о здравии и спасении всего христианства, яко и прежде бе построена во имя храма ея Богородична церковь деревянная хорошим иждивением, которая по неведомых судьбах Божиих и присещению его Божественному 716 г. сгорела. И били челом мы преосвященному нашему Варнаве, архиепископу Холмогорскому и Важескому, дабы повелел и благословил для построения церкви погорелой у христолюбивых подателей и ктиторов, и всякаго мирскаго состояния чинов подаяния просити, яко в том нашем пустынном месте недостаточество и ничем иным церковь святую состроити, кроме податлевых людей пособия и подаяния. И на то наше предложение милостивно поволил и благословил преосвященный наш архиерей не токмо древянную, но и паче каменную соборную ради имени святыя славныя Владычицы нашея Богородицы в том велинии ея Богородичном, построити и воздвигнути церковь . И по указу его пресветлаго царскаго величества, на то избраннаго монаха, благословением преосвященнаго Варнавы, архиепископа Холмогорскаго и Важескаго, в сей же час дослано в сенат с прошением в Санкт-Петербург. И для устроения и приготовления к тому церковному делу всяких потреб наперво просим и молим доброхотных подателей и ктиторов и вкладчиков помощи и пособия, кто чим порадеет, и кому что положит Бог по сердцу. И кто что положит в то святое строения начинание и впишет в сию просительную книжицу свое и рода своего имя, тому за молитвы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы приложит Господь Бог лета живота и вписан будет в книги живота вечного. Сего желает и молит всесмиренно тоя святыя обители игумен Митрофан с братиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Оказывается, что семя слова небесного если не всегда скорый, зато тем более обильный и прочный плод приносит. Теперь не одно небесное созерцание видит благодать Преблагословенной Приснодевы, не один Ангел тайно благовествует Ей радость: род человеческий благословляет Благословенную в женах. Подобно как слава Ея Сына и Бога, и Ея слава Боголепная из гроба возсиявает. Чудеса Ея успения открывали, что Богоносная душа Ея отходит прямо к Богу; праздный после погребения гроб Ея показал, что и в теле Ея смерть не нашла себе никакой пищи, то есть ничего грехом зараженного и потому ничего тленного. Жизнь будущего века, которой мы еще только чаем, для Нея уже есть настоящая вечная жизнь, на высочайшей степени славы. В чертоге небесном как Царица по благодати предстала Она одесную Царя по естеству, в ризах позлащенных одеянна (Пс 44,10,15), или, по другому созерцанию, - облеченна в солнце (Апок 12,1), то есть в открытый и совершенный свет Христов; предстала, чтобы не только пребывать во свете и наслаждаться им, но и царствовать во свете или световодительствовать - да приведутся Царю девы, души целомудренные или уцеломудрившиеся, в след Ея. Такова судьба Приснодевы - в Ея успении для жизни земной временной, в Ея пробуждении к жизни небесной вечной. Ныне радуйся благодатная и отныне на веки ненарушимо радуйся; не только радуйся, но и блаженствуй; не только радуйся, но и блаженствуй; не только Благодатная, но и Препрославленная! Часть вторая О ПОДРАЖАНИИ ДОБРОДЕТЕЛЯМ БОГОМАТЕРИ. О БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧИТАНИИ И ПРОСЛАВЛЕНИИ ЕЯ. Ублажат Мя вси роди. Лк. 1, 48. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Пс. 44, 15. Ублажат Мя вси роди. Лк. 1, 48. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Пс. 44, 15. Глава первая О ПОДРАЖАНИИ ДОБРОДЕТЕЛЯМ БОГОМАТЕРИ. - ПРОРОЧЕСТВО ОБ ЭТОМ Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Пророк, предсказав высокое общение с Богом Преблагословенной Девы Марии чрез воплощение в Ней Сына Божия, присовокупил: Приведутся Царю девы в след Ея.

http://predanie.ru/book/75183-slava-bogo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010